Cочинение «Лиза - второстепенный персонаж комедии Грибоедова "Горе от ума". Сравнительная характеристика софьи и лизы Лизы горе от ума

Комедия Грибоедова «Горе от ума», во многом являясь новаторской, отличается от существовавших до нее классицистических комедий способом изображения героев. Автор сделал образы более реалистичными, чем это было принято в традиции классицизма, наделив своих героев как положительными, так и отрицательными чертами одновременно. Представляя публике на страницах пьесы конфликт консервативного уклада дворянской жизни с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, конфликт «века минувшего» с «веком нынешним», автор значительно расширяет систему образов комедии. Это помогает ему сделать светское московское общество, изображенное в произведении, более ярким и запоминающимся. В развитии действия комедии важная роль отведена второстепенным персонажам. В связи с этим для осмысления пьесы необходимо обратить внимание на характеристику Лизы в комедии «Горе от ума».

В русской литературе служанка Лиза в комедии «Горе от ума» занимает достойное место в галерее женских образов, несмотря на то, что роль ее второстепенна. Это стало возможным благодаря

Тому, что читателя привлекает ум и хитрость этой девушки, а характер ее интересен, глубок и ярок. Те меткие характеристики, которые мы слышим из ее уст относительно других персонажей, заставляют обратить на нее еще большее внимание.

Лиза играет далеко не последнюю роль в развитии любовной интриги комедии. Она является человеком, с помощью которого происходит разоблачение Молчалина, возлюбленного ее хозяйки Софьи. Именно Лизе горе-любовник признается, что «любит» Софью «по должности», из личной выгоды, и сокрушается, что барышня не так привлекает его, как служанка: «Зачем она не вы?» Кроме того в общении с Лизой Молчалин проявляет себя совершенно иначе, чем с Софьей. Это помогает понять, каков этот герой на самом деле. А вывод относительно этого героя читатель слышит именно от Лизы: «Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы».

В комедии «Горе от ума» Лиза открывает истинное лицо не только Молчалина. Каждый герой, прямо или косвенно соприкасаясь с ней, по-новому предстает перед читателем. Например, Фамусов, отец Софьи, считает, что является лучшим нравственным образцом для дочери, ведь в обществе он «монашеским известен поведеньем». Но в тайне ото всех он волочится за Лизой, причем очень откровенно.
То, что сразу два героя пьесы пытаются втянуть Лизу в свою любовную игру, нисколько не порочит образа этой девушки. Она человек подневольный, но ее природный ум и смекалка помогают ей деликатно выходить из щекотливых ситуаций. К тому же в ее сердце живет робкое, но искреннее чувство к человеку ее круга — буфетчику Петруше. И никакими подарками не удается Молчалину соблазнить Лизу, что указывает на наличие у девушки определенных моральных принципов и установок.

В комедии «Горе от ума» характеристика Лизы во многом исходит из того, какую оценку она дает другим героям пьесы. Эта девушка отлично разбирается в людях, видя в них самую суть. Именно она еще до появления Чацкого на сцене дает ему самую точную характеристику: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий».

Лиза отличается еще и душевностью, умением поддержать беседу, выслушать и даже предложить дельный совет. Не случайно именно с ней, как вспоминает служанка, Чацкий перед отъездом за границу делился своими опасениями: «Недаром, Лиза, плачу: кому известно, что найду я, воротясь? И сколько, может быть, утрачу!»

Несмотря на то, что в пьесе «Горе от ума» образ Лизы относится к второстепенным персонажам, без нее невозможно было бы представить эту комедию. Героиня является связующим звеном между всеми частями произведения, оказывает существенное влияние на развитие действия комедии, на раскрытие характеров других персонажей. Без Лизы и развязка комедии была бы совершенно иной.



  1. Какой исторический период в жизни русского общества отражен в комедии «Горе от ума»? Как вы думаете, прав ли И. А. Гончаров, полагавший, что комедия Грибоедова...
  2. Какая фраза, по-вашему, определяет идею повести «Бедная Лиза»? Ответ обоснуйте. Фраза -«и крестьянки любить умеют». Сентименталисты, в отличие от классицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед...
  3. В основе рассказа «Бедная Лиза» Карамзина — история несчастной любви крестьянки к дворянину. Произведение, написанное и изданное в 1792 году, повлияло на дальнейшее развитие русской...
  4. Лиза Тураева и Костя Карновский познакомились на гимназическом балу. Они протанцевали вместе весь вечер, а потом решили переписываться. Судьба подарила им совсем немного встреч, поэтому...
  5. В. А. Каверин Перед зеркалом Лиза Тураева и Костя Карновский познакомились на гимназическом балу. Они протанцевали вместе весь вечер, а потом решили переписываться. Судьба подарила...
  6. Две молодые девушки, «тополь и березка», Лизавета Григорьевна Бахарева и Евгения Петровна Гловацкая возвращаются из Москвы после окончания института. По пути они заезжают в монастырь...
  7. Н. С. Лесков Некуда Две молодые девушки, «тополь и березка», Лизавета Григорьевна Бахарева и Евгения Петровна Гловацкая возвращаются из Москвы после окончания института. По пути...
  8. Тургеневская девушка… Это понятие ассоциируется у читателей с образом чистой, порядочной, доброй и нежной, тонко чувствующей, но в то же время умной, смелой и решительной...
  9. Александру Сергеевичу Грибоедову «Горе от ума» принесло всемирную славу. В этой комедии в сатирическом ключе представлены нравы московского дворянства 19 века. Основной конфликт разгорается между...
  10. Новаторство комедии «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают...
  11. Н. М. Карамзин Бедная Лиза Автор рассуждает, как хороши окрестности Москвы, но лучше всего около готических башен Си…нова монастыря, отсюда видно всю Москву с обилием...
  12. Я очень люблю читать, и у меня много любимых книг. Одна из них — «Повести Белкина», автор которых замечательный русский писатель А. С. Пушкин. «Повести»...
  13. Действие 1 Явление 1 Утро, гостиная. Лиза просыпается в кресле. Софья накануне не отпустила ее спать, т. к. ждала Молчалина, и Лиза должна была следить,...

Сначала мы знакомимся с Лизой. Даже не с Лизой, а «Лизанькой», как она обозначена в авторских ремарках 1-го явления и в списке действующих лиц. Думается, такая уменьшительная форма имени, да и само имя не случайно. У всех современников Грибоедова еще была свежа в памяти одноименная героиня повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» - крестьянка, ставшая жертвой легкомыслия дворянина Эраста.

Грибоедовкая Лизанька - прямая противоположность своей карамзинской тезке, меланхоличной, задумчивой, робкой, чрезмерно доверчивой. Лизанька сметлива, деятельна, неизменно весела и смешлива (Фамусов : «Ведь экая шалунья ты девчонка»; Молчалин: «Веселое созданье ты! живое!»).

Ее суждения, ее реплики, рассыпанные по всей комедии, насмешливы и точны. Оценки, которые она дает Фамусову, Молчалину, Скалозубу и даже Чацкому, говорят о ее наблюдательности, знании жизни.

Вместе с тем Лизанька не мольеровская субретка - типичный персонаж французских комедий эпохи классицизма.

Лизанька - классический тип русской служанки, «крепостной девушки, приставленной к барышне и пользующейся ее доверием» (Вл. И. Немирович-Данченко). Жизнь в Москве, в доме Фамусовых, отполировала ее, но не развратила. Она отвергает домогательства Фамусова, не прельщается на подарки Молчалина: «Вы знаете, что я не льщусь на интересы». Предел ее мечтаний - буфетчик Петруша, дальше этого «героя» в своих смелых помышлениях она не идет. При всей ее бойкости Лизанька суеверна, она боится и «домовых» и «людей живых». «Амур проклятый» не имеет над нею такой власти, как над Софией («А я… одна лишь я любви до смерти трушу»).

Однако Лизанька не настолько наивна, чтобы ничего не пони​мать в тех «амурных» делах и историях, которые все время разворачиваются у нее перед глазами. Жизнь в доме Фамусова, постоянное общение с ним, с Молчалиным, с Софией, зависимое положение крепостной девушки в какой-то мере определяют правила и нормы ее поведения, ее житейскую мораль: «Грех не беда, молва не хороша».

Зная хорошо беспринципность и изворотливость Молчалина, сентиментальность и доверчивость Софии, Лизанька предвидит возможный конец их романа («…в любви не будет в этой про​ка // Ни во веки веков»), его комическую, даже фарсовую развязку. Благо, за примерами далеко ходить не надо было.


Сердцем Лизанька на стороне Чацкого, хотя вынуждена скрывать от него свидания Софии с Молчалиным и даже помогать им в «амурных» делах. Она всегда стоит на страже интересов своей «барышни влюбленной», и в сцене с Фамусовым храбро выгораживает Софию («вертелась перед ним, не помню, что врала»).

То, что говорит Фамусов о Лизаньке («Ой! зелье, баловница»; «Скромна, а ничего кроме // Проказ и ветру на уме»), не совсем далеко от истины, но односторонне. Лизанька действительно «себе на уме», бойкая, проворная, проказливая. Да и немудрено. Ей постоянно приходится лавировать между «барским гневом» и «барской любовью», увертываться от приставаний Молчалина, угождать капризам «мучительницы-барышни» Софии.

Лизанька прекрасно осознает опасность своего положения, понимает, чем может поплатиться за преданность своей госпоже («А что в ответ за вас, конечно, мне попасть»). Так и происходит. «Барский гнев» ее не миновал. В финале взбешенный Фамусов не знает ни снисхождения, ни пощады, делает Лизу главной виновницей «заговора».

Александр Сергеевич Грибоедов написал в первой половине 19 столетия комедию , которая во многом отходила от классических канонов. Ее новаторство заключалось, в первую очередь, в том, как автор изобразил героев. Они стали выглядеть более реалистично, в традиции же классицизма это было не принято. Кроме этого, существенное отличие заключалось в том, что Грибоедов наделил своих персонажей и отрицательными, и положительными чертами. Такое одновременное совмещение было также не характерно для классических комедий.

Александр Сергеевич предлагает читателям познакомиться на страницах своей знаменитой пьесы с противостоянием, которое наметилось в начале века 19. В конфликт вступили две стороны: «век минувший», консервативно настроенное дворянство с привычным и понятным укладом жизни, и «век нынешний», молодые дворяне с прогрессивными взглядами. При таком изображении автору потребовалось значительно увеличить число действующих лиц. Тем самым система образов стала ярче и богаче. Московское общество, изображенное в пьесе «Горе от ума», пестрит самыми разнообразными персонажами.

Следует отметить и тот факт, что Грибоедов отводит значительное место второстепенным героям. Попробуем охарактеризовать одного из них – служанку Лизу.

Несмотря на то, что ее роль не является главной, Лиза стоит не на последнем месте в галере женских образов комедии.

Характер ее очень интересен. Девушку отличает не только хитрость, которая так подкупает читателя, но и глубокий, острый ум. А как ярко и метко она дает характеристики окружающим ее людям. Тут уж никак не удается не обратить внимания на Лизу!

В чем же заключается ее основная роль в комедии? Во-первых, девушка участвует в развитии любовной истории между Софьей и Молчалиным. Именно она становится разоблачителем героя-любовника. Ведь сокрушается, что барышня привлекает его меньше служанки и признается, что любит Софью только ради выгоды, ни о каких истинных чувствах речи не идет.

Интересным становится и тот факт, что этот герой раскрывается совершенно с иной стороны в общении с Лизой, ведь с Софьей он ведет себя по-другому, он будто в маске, а здесь мы уже видим его истинное лицо. И настоящую характеристику дает Молчалину именно служанка: он повеса, хотя и скромен в обращении с барышней.

Образ Лизы не опорочен на страницах пьесы, хотя она и втянута в любовную игру. Девушка не имеет собственной воли, она служанка, но с легкостью избегает всех щекотливых ситуаций. Лиза влюблена в буфетчика Петрушу и верна своим первым робким чувствам, на ухаживания Молчалина она не обращает никакого внимания.

Девушка с легкостью разбирается в людях, она будто чувствует их натуру и безошибочно определяет, каков человек в своем истинном обличье. Девушка душевна, умеет выслушать и дать полезный совет, умеет поддержать любую, даже великосветскую беседу.

Служанка Лиза – второстепенный персонаж, но без нее просто невозможно представить пьесу «Горе от ума».

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Софья - главная героиня комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Это образ, который с момента появления комедии на свет до сегодняшнего дня вызывает наибольшее количество споров, толкований, разночтений. Известно, что А. С. Пушкин считал: "Софья начертана неясно..." Немирович-Данченко, напротив, говорил о чрезвычайной точности и законченности образа. Но, пожалуй, полнее всего противоречия характера Софьи раскрыл И. А. Гончаров в своей ставшей знаменитой статье "Мильон терзаний". Гончаров говорит о том, что "к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично". Это натура неординарная. В ней есть и живой ум, и страстность, и твердость характера. Недаром Чацкий любил ее и стремился к ней в Москву. Этот человек мог полюбить только натуру незаурядную. Но Софья росла и воспитывалась в фамусовском обществе, это наложило на ее характер свой отпечаток: будучи живой, деятельной, мечтательной натурой, она, в то же время, своенравна, упряма, иногда слепа и полна предрассудков. Может быть, это и заставило ее увлечься Молчалиным. Хотя, казалось бы, по всему ей гораздо больше подходит Чацкий. Вопросом, почему Софья полюбила ничтожного Молчалина, задается всякий, прочитавший "Торе от ума". Сразу хочется обвинить "французские книги", сентиментальные романы и неправильное воспитание. Но дело не только в этом.

Несмотря на всю ее сентиментальность, Софья обладает властным, крутым отцовским характером. Она может помыкать Молчалиным, а это лестно для ее самолюбия. Не случайно Чацкий потом скажет о Молчалине:

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей,

Высокий идеал московских всех мужей.

Софья приписывает Молчалину массу добродетелей: робость, ум, смиренность, даже то, что он "в бедности рожден". Она слепа почему-то именно в отношении Молчалина, во всем же остальном - умна, расчетлива.

Сентиментальность, жеманность, лицемерие и ханжество Софьи, привитые ей воспитанием, превратятся затем в жестокость и мстительность. Именно эти отталкивающие от героини черты заставили ее распустить слух о сумасшествии Чацкого, а затем принять участие в его травле. А, между тем, это был единственный человек, который готов был честно и бескорыстно отдать ей свое сердце и душу. Софья не оценила этого. Она до последнего момента цеплялась за Молчалина и была жестоко наказана, поняв, что его чувства, его робость и почтительность были напускными. Софья случайно становится свидетельницей того, как Молчалин изливается в своих чувствах перед Лизой. Надо отдать должное честной служанке: она не поддается любезностям Молчалина.

Лиза - классический тип русской служанки, крепостной девушки, приставленной к барышне и беззаветно ей преданной. Эта героиня вообще очень привлекательна. Она сметлива, деятельна, всегда весела. Кроме того, она умна и наблюдательна. Многим героям комедии она дает верные и меткие оценки. Так, о Фамусове она говорит: "Желал бы зятя он с звездами, да с чинами". О Молчалине: "искатель невест". О Скалозубе: "И золотой мешок и метит в генералы". О Чацком:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Жизнь в доме Фамусова пе развратила Лизу: она отвергает домогательства и Фамусова, и Молчалина. Предел ее мечтаний - буфетчик Петруша. Но, в отличие от своей барышни, Лиза не слепнет от любви и продолжает трезво мыслить. Она, кстати, с самого начала предвидит развязку отношений Софьи и Молчалина: "В любви не будет этой прока ни во веки веков". Лиза сердцем - на стороне Чацкого, хотя и продолжает способствовать свиданиям Софьи с Молчалиным. Как бы ни хотелось ей сблизить Чацкого и Софью, она все равно всегда будет стоять па стороне своей барышни и укрывать ее, что бы та ни задумала. Лизе постоянно приходится лавировать между "барским гневом" и "барской любовыо", которых она желает миновать "пуще всех печалей". Однако она все же поплатится за свою преданность. В финале взбешенный Фамусов не знает ни снисхождения, ни пощады, и объявляет Лизу главной виновницей "заговора":

... выучилась ты любовников сводить,

Постой же, я тебя исправлю:

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить.

Что касается Софьи, то и она наказана. Она узнает об обмане Молчалина. И, надо отдать ей должное, это известие она принимает достойно.

Софья и Лиза - две поразительно непохожие друг на друга героини. Одна - барышня, другая - служанка; одна сентиментальна, другая практична. Во многих ситуациях Лиза предстает в более выгодном свете, чем Софья. Обе героини одинаково интересны, но если Лиза - характерный образ служанки, то Софья - вовсе не характерная барышня. Неудивительно поэтому, что ее столь по-разному оценивали критики. И лишь одно сходство существует между Софьей и Лизой - это два запоминающихся и ярких портрета. В этом Лиза ничем не уступает своей барышне.

Дочь Павла Фамусова. Она молода, красива и немного легкомысленна. У Софьи достойное образование. Она в совершенстве владеет французским языком, разбирается в моде и ведет весьма «раскрепощенный» образ жизни. Девушка без памяти любит секретаря своего отца – Молчалина. Молодые люди проводят втайне ночи напролет, ведь мужчина проживает в доме у Фамусова и находится всегда «под рукой» у руководителя. Фамусов не догадывается о «порочности» дочери. Однако все тайное, рано или поздно станет явным…

Софья наивно полагает, что испытывает к ней ответную симпатию. Она даже не может предположить, что мужчина делает это ради своего собственного благополучия. На самом деле, секретарю уже давно нравится Лиза, служанка Фамусовых.

Очень активная и смышленая девушка. Несмотря на свою простоту, в ней присутствует хитрость, и умение обходить «острые углы». Эта сноровка помогает ей избежать всякого рода «флирта», со стороны Павла Фамусова. Старик, хоть и ведет «праведную» жизнь напоказ, однако не упускает ни малейшей возможности «позабавиться» с молодой служанкой. Лиза, всячески пресекает эту связь, так как понимает, что от господской любви до ненависти – один шаг. Это подтверждают ее слова в комедии: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Лиза так же находится в недоумении от тайных желаний Молчалина. Девушка избегает и его ухаживаний, так как он ей абсолютно не нравится. Она не идет в разрез своим принципам и отвергает обоих мужчин. Она любит совершенно другого, а все остальные, становятся «автоматически» не интересны.

Образы Лизы и Софьи абсолютно разные. Девушки не похожи друг на друга. Чувствительная Софья витает в облаках, не думает о будущем и живет буквально «одним днем». Лиза же вынуждена помогать девушке, и всякий раз ставит себя под удар, прикрывая рандеву «влюбленных». Служанка не одобряет подобных встреч, всякий раз пытается образумить Софью и призвать ее к осторожности и скромности. Но все разговоры проходят впустую. Фамусова не понимает, что своими безрассудными действиями ставит под удар сразу троих – себя, Лизу и самого Молчалина. Отец, не простит никому таких «вольностей» и каждый понесет свое наказание.

Однако когда Фамусов узнает о тайной связи двух «возлюбленных» первая оказывается под ударом именно Лиза. обвиняет именно ее в укрывательстве «парочки». Она, как и пострадала от своего ума. Только вот в отличие от героя комедии, девушку ждет реальное наказание и в этот раз ей не избежать «барского гнева».

Возможно, именно образ Лизы наделен всеми лучшими качествами. Девушка, говорит только по делу, не хамит, но и не лицемерит. Она всегда делает свои выводы из прошлых ошибок, чтобы в будущем попытаться избежать любых оплошностей. Потому, как девушка не принимала любые ухаживания мужского пола, можно понять, что она относится к высоконравственной натуре. Это так же отличает ее от «раскрепощенной» Софьи Фамусовой.

В комедии образ обеих девушек непременно очень важен. Каждая из них придает своеобразный оттенок произведению, который впоследствии влияет на весь сюжет. Автор не делает девушек ни подругами, ни враждующими сторонами. Лиза, для Софии как старшая сестра. Она желает Фамусовой добра, дает дельные советы, но зачастую просто остается проигнорирована…