Дживан гаспарян биография семья. Биография дживан гаспарян. Всемирная слава, покорившая Голливуд

Дживан Гаспарян является живой легендой мировой музыки, ему с лёгкостью удаётся выразить всю душу армянского народа в тонком и страстном звучании такого редкого инструмента, как дудук. Виртуозно прославляя Армению посредством музыки Дживан Гаспарян стал одним из известнейших музыканстов этой страны. New York Times назвал его выступления «захватывающими, грустными, ностальгическими и благоговейными драмами». На родине его называют просто Дядей Дживаном. В этой статье я расскажу вам об одном из самых искренных музыкантов мир

Дживан Гаспарян родился в деревушке Солаг близ Еревана в 1928 году.Как и у многих других знаменитых музыкантов, у него было нелегкое детство. Ему пришлось рости в детдоме, так как мать умерла а отца забрали на фронт. В 6 лет он начал самостоятельно учиться играть на дудуке, основываясь исключительно на собственной интуиции. Самостоятельно он сделал и свои первые шаги в мир музыки, обучаясь на дудуке, подаренном ему известным в Армении дудукистом Маргаром Маргаряном. Он прислушивался к игре мастеров, и обучался на их опыте, набирая собственную базу


И лишь 1947 год можно назвать началом его музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. "В 1947 году я выступал в Москве, и на том концерте присутствовал Сталин

который (наверное, будучи потрясенным игрой юного музыканта) после концерта подозвал Дживана к себе. Мальчик очень испугался. Но Иосиф Виссарионович, добродушно улыбаясь, подарил ему золотые часы. Дживан, краснея и стесняясь, взял подарок, а после, изголодавшись вместе с друзьями, продал его.


"Он мне подарил часы "Победа". Этот день стал для меня судьбоносным. Весь город говорил об этом" - рассказывает сам Маэстро. " Еще одним из самых знаменательных дней в моей жизни, можно назвать день, когда я держал экзамен и поступил в ансамбль Татула Алтуняна. Это было в 1949 году. "Когда Алтунян вошел и увидел меня - маленького, худого парня с дудуком в руках, сказал: " И этот ребенок станет солистом ансамбля песни и пляски?!" Я был очень смущен. И как я должен был после этого сыграть? Первое произведение исполнял дрожа, потом – уже чуть успокоившись - второе, третье. Татул Алтунян слушал с возрастающим интересом и когда я закончил, сказал: "Немедленно пишите приказ, пусть работает". Был четверг. В пятницу и в субботу я репетировал с ансамблем, а воскресенье был концерт. Это стало легендой – ведь всего за два дня я без нот выучил всю программу. Я не умел тогда читать ноты, я тогда ничего не знал».


В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке. В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.


В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон. С этого момента начинается новый - международный - этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.


В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” - вспоминает Маэстро.


Только не радовала музыканта благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли. Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории. В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком - альбом "Black Rock", начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”.



Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру - он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. - начинает сотрудничество с гансом Зиммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.



Дядя Дживан принимал участие в создании саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” и “Доктор Живаго”. В июле 2001 года Гаспарян выступал вместе с Геворгом Дабагяном и Араиком Бахтыкяном на Фестивале дудука “Мелодии армянских гор”, посвященном празднованию Арменией 1700-летия со дня принятия Христианства. А в ноябре того же года он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” - так впервые в звучание “Аквариума” вплелась трагически-печальная музыка дудука.

В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, он становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.

В 2003-ем Гаспарян пишет музыку для художественно-публицистического фильма Александра Гутмана, "Фрески", повествующего о жизни Армении после развала СССР и последовавшего почти сразу страшного землетрясения. Музыка Гаспаряна из этого фильма была позднее издана на одноименном альбоме.


Творческий путь Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”. Солирующие волшебные звуки дудука теперь можно услышать не только в народной и духовной музыке, но и в world music, и в симфонической музыке, и в джазе, и в роке, и в голливудских блокбастерах… И все эти чарующие превращения оказались подвластны одному человеку - Дживану Гаспаряну, “королю дудука” или просто “дяде Дживану”, как с уважением и любовью его называют.




Дживан Гаспарян - армянский музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.


- Джон Парелес, New York Times

"Эмоциональная вовлеченность в эту музыку так сильна, что даже мельчайший посторонний шум выглядит как нечестивое осквернение доверительных отношений между публикой и музыкантом"
- Los Angeles Weekly

"Без сомнения, одна из самых красивых и одухотворенных записей, которые я когда-либо слышал" (I Will Not Be Sad In This World)
- Брайан Ино

"Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна. Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память"
- Ханс Циммер, автор музыки к фильму "Гладиатор".

Дживан Гаспарян

Он родился в небольшой деревне Солаг неподалеку от Еревана в 1928 году. Дудук взял в руки в 6 лет и начал интуитивно постигать азы. Его первые шаги в музыке были совершенно самостоятельными - восемь месяцев он учился играть на первом, подаренном ему известным в ту пору в Армении музыкантом Маркаряном, дудуке, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.

И лишь 1948 год можно назвать началом его музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на сморе мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. Интересно, что на этом концерте присутствовал сам Сталин, который (наверное, будучи потрясенным игрой юного музыканта) после концерта подозвал Дживана к себе. Мальчик очень испугался. Но Иосиф Виссарионович, добродушно улыбаясь, подарил ему золотые часы. Дживан, краснея и стесняясь, взял подарок, а после, изголодавшись вместе с друзьями, продал его.

В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке. В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.

В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон.

С этого момента начинается новый - международный - этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.

В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” - вспоминает музыкант.Только не радовала музыканта благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли.

Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории. В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком - альбом "Black Rock", начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”.

Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру - он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. - начинает сотрудничество с Хансом Циммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.

Дядя Дживан принимал участие в создании саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” и “Доктор Живаго”.

В июле 2001 года Гаспарян выступал вместе с Геворгом Дабагяном и Араиком Бахтыкяном на Фестивале дудука “Мелодии армянских гор”, посвященном празднованию Арменией 1700-летия со дня принятия Христианства. А в ноябре того же года он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” - так впервые в звучание “Аквариума” вплелась трагически-печальная музыка дудука.

В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, он становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.

В 2003-ем Гаспарян пишет музыку для художественно-публицистического фильма Александра Гутмана, "Фрески", повествующего о жизни Армении после развала СССР и последовавшего почти сразу страшного землетрясения. Музыка Гаспаряна из этого фильма была позднее издана на одноименном альбоме.

Творческий путь Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”. Солирующие волшебные звуки дудука теперь можно услышать не только в народной и духовной музыке, но и в world music, и в симфонической музыке, и в джазе, и в роке, и в голливудских блокбастерах… И все эти чарующие превращения оказались подвластны одному человеку - Дживану Гаспаряну, “королю дудука” или просто “дяде Дживану”, как с уважением и любовью его называют.

"Гаспарян превращает все свои концерты в захватывающие, грустные, страстные, ностальгические и благоговейные драмы"
- Джон Парелес, New York Times

Детство Дживана Гаспаряна было тяжелым: он рос в детдоме -мать мальчика скончалась, отца забрали на фронт. Дудук взял в руки в 6 лет и начал интуитивно постигать азы. Его первые шаги в музыке были совершенно самостоятельными - восемь месяцев он учился играть на своем первом дудуке, подаренном ему известным в ту пору в Армении дудукистом Маргаром Маргаряном, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.

И лишь 1947 год можно назвать началом его музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. "В 1947 году я выступал в Москве, и на том концерте присутствовал Сталин. Он мне подарил часы "Победа". Этот день стал для меня судьбоносным. Весь город говорил об этом» - рассказывает сам Маэстро. « Еще одним из самых знаменательных дней в моей жизни, можно назвать день, когда я держал экзамен и поступил в ансамбль Татула Алтуняна. Это было в 1949 году. "Когда Алтунян вошел и увидел меня - маленького, худого парня с дудуком в руках, сказал: " И этот ребенок станет солистом ансамбля песни и пляски?!" Я был очень смущен. И как я должен был после этого сыграть? Первое произведение исполнял дрожа, потом – уже чуть успокоившись - второе, третье. Татул Алтунян слушал с возрастающим интересом и когда я закончил, сказал: "Немедленно пишите приказ, пусть работает". Был четверг. В пятницу и в субботу я репетировал с ансамблем, а воскресенье был концерт. Это стало легендой – ведь всего за два дня я без нот выучил всю программу. Я не умел тогда читать ноты, я тогда ничего не знал».

В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке.

В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.

В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон. С этого момента начинается новый - международный - этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.

В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” - вспоминает Маэстро. Только не радовала Дживана Гаспаряна благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли.

Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории.
В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком - альбом "Black Rock", начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”. Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру - он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. - начинает сотрудничество с Хансом Циммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.
Дядя Дживан автор саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” , “Доктор Живаго”, ”Фрески”, он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” .

В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, Дживан Гаспарян становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.

"В 2006 г. Маэстро записывает саундтреки к фильмам «Снег и Пепел» и «Сириана» (США).

Творческий путь Почетного гражданина Армении, лауреата ордена Месропа Маштоца, Дживана Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”.

Дживан Гаспарян - один из самых знаменитых армянских музыкантов, живая легенда мировой музыки, виртуоз дудука, национального армянского древнего деревянного духового музыкального инструмента, немного похожего на гобой, сделанного из абрикосового дерева и способного издавать монотонные звуки течение долгого времени. Говорят, что ничто другое не в состоянии передать чувства и эмоции армянского народа так, как дудук. В руках настоящего мастера дудук рисует пейзажи Армении и рассказывает об армянском народе.

Дживан Гаспарян родился в 1928 году, в Солаге, в деревне близ Еревана. С малых лет он начал играть на дудуке, с каждым годом приобретая все больше навыков и знаний. Гаспарян завоевал Золотую Медаль на Четвертом Международном фестивале под эгидой ЮНЕСКО, в котором он участвовал в 1959, 1962, 1973 и 1980 годах. Он получил звание народного артиста Армении в 1973 году.

Будучи профессором Ереванской консерватории, Дживан Гаспарян подготовил более 70 профессиональных исполнителей на дудуке. Преподавание приносит ему истинное наслаждение, равно как и сознание того, что благодаря его усилиям традиции и культура исполнения на дудуке не будут утеряны.

Гаспарян гастролировал в Европе, Азии и Среднем Востоке. В Америке он выступал в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе (где он играл c местным филармоническим оркестром). Его запись самых красивых народных армянских песен и баллад под названием "I will not be sad in this world", посвященная жертвам землетрясения в Армении, завоевала мировое признание. Он сотрудничал с Лайонэлом Ричи и записал саундтреки для РУССКОГО ДОМА, ВОРОНА, фильма Атома Эгояна КАЛЕНДАРЬ, американо-венгерского телефильма БУРЯ И ПЕЧАЛЬ, в 1999 году СЭЙДЖ (Брюс Уиллис, Дензел Вашингтон), ОНЕГИНА (Ральф Финнес) и в 2000 году ГЛАДИАТОРА. Саундтрек к ГЛАДИАТОРУ, в который Гаспарян внес огромный вклад и является соавтором нескольких пьес, даже получил ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС 2001 за лучшую музыку к фильму года.

На гастролях ему обычно аккомпанируют еще два исполнителя на дудуках, предлагающих публике весь спектр дудуков (сопрано, тенор, баритон и бас), также доол (бубен). Кроме того сам Дживан поет и играет на флейте и зурне. Репертуар Дживана Гаспаряна в первую очередь состоит из традиционных армянских народных мелодий. Кроме того, он хорошо известен как певец и композитор. И кроме своих композиций и аранжировок традиционных тем Гаспарян зачастую исполняет собственные песни на стихи Вахана Дериана и свои собственные.

Дживан Гаспарян родился в 1928 году в деревне Солаг недалеко от Еревана. В шесть лет он начал самостоятельно играть на дудуке и постигать основы искусства, слушая старых мастеров. В 1948 г. Дживан Гаспарян присоединился к Tatool Altounian Ансамблю Национальной песни и танца, тогда же состоялось его первое профессиональное выступление в качестве солиста с Ереванским Филармоническим Оркестром. Репертуар Гаспаряновского дудука первоначально включал в себя традиционные фольклорные армянские песни, хотя он сочинял оригинальные песни на основе поэзии Vahan Derian.

Известность среди Западной аудитории постепенно пришла к Гаспаряну после саунд-трека к фильму Питера Габриэля "Последнее искушение Христа", в котором дудук вплетался в классически-роковые музыкальные темы. С тех пор за неполные десять лет Дживан Гаспарян озвучил семнадцать фильмов, среди них: фильм "Русский Дом", "Гладиатор", "Ворон", художественно-публицистический фильм Александра Гутмана "Фрески". Саундтрек к "Гладиатору", в котором Дживан Гаспарян выступил соавтором композитора Ханса Циммера, получил "Золотой глобус" за лучшую музыку к фильму в 2001 году. Дживан Гаспарян играл на альбомах Питера Гэбриэла, выпустил диск на фирме Real World - главном фольклорном лейбле мира. Пиратские варианты его дисков легко найти на "митинских" лотках, где они лежат рядом с бутлегерскими Deep Forest, Era или Sacred Spirit. "Ладно, если бы делали хорошо!" - возмущается Гаспарян. Будучи профессором Ереванской консерватории, Дживан Гаспарян подготовил более 70 профессиональных исполнителей на дудуке.

Дживан Гаспарян интенсивно гастролирует по Европе, Азии и Америке. После 15-летнего перерыва в 2002 Гаспарян выступил в Москве и Санкт-Петербурге дал несколько аншлаговых концертов. Его пластинка с записями самых красивых народных армянских песен и баллад под названием "I will not be sad in this world", посвященная памяти жертв землетрясения в Армении, завоевала мировое признание.

Четыре раза (1959, 1962. 1973, 1980) Гаспарян становился обладателем Золотой Медали всемирно известного конкурса, организованного ЮНЕСКО. Гаспарян - единственный музыкант, которого в 1973 г. правительства Армении удостоило титула "Народный Артист Армении".

Гаспарян выступал с Кронос-Квартетом (Kronos Quartet), Венским, Ереванским и Лос-Анжелесским симфоническими оркестрами, работал с такими музыкантами как Лайонел Ричи (Lionel Richy),Брайан Ино (Brian Eno),Питер Гэюриэл (Peter Gabriel). Совместно с Майклом Бруком Гаспарян записал альбом "Black Rock".

Дудук – армянская цилиндрическая деревянная флейта. Западные учение прослеживают его существование свыше 1500 лет, хотя Советские армянские музыковеды обнаружили очевидную дату рождения инструмента 1200 лет назад. В его диапазоне только одна октава, однако, он требует определенного навыка, чтобы играть на нем, его динамика контролируется постоянным регулированием губ и пальцев. Он имеет 8 дырочек для пальцев и одну для большого пальца. Изобретенный в III веке инструмент, в 20х годах XX века, был слегка модернизирован и сегодня существует в двух основных разновидностях (их тон отличается на один тон). В Армении, дудук всегда делался из абрикосового корня и изготавливался трех размеров. Самый маленький – 28 см, с трубкой 9 см длинной; средний размер модели около 33 см с трубкой 12 см; и самый большой размер – 40 см. с 14 см трубкой. Настройка в основном неутвержденная и диатоническая, хотя спектр нот может быть найден частичным закрытием дырочек. Инструмент относится к специфическому типу двойной трубки, относящейся к категории щелевой трубы. В Армении используется камыш для изготовления трубки, который растет в избытке на берегу реки Аракс.

Дудук имеет теплый, мягкий, легкий носовой тембр и используется в фольклорных песнях и танцевальной музыке. По крайней мере, два игрока могут играть вместе, второй инструмент cодержит тоновый гудок, называемый дам, этот игрок называется дамкаш.

Тот дудук, на котором играет Дживан Гаспарян, живет у него уже сорок лет. Кроме того, маэстро играет на зурне, свирели, кларнете и поет высоким голосом.

Дживан Гаспарян (арм. Ջիվան Գասպարյան; 1928, деревня Солаг, Армения) - знаменитый армянский музыкант и композитор. Живёт и работает в столице Армении, Ереване. Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Всемирно известный знаток армянской национальной музыки, мастер игры на дудуке. Даёт концерты по всему миру.

"Гаспарян превращает все свои концерты в захватывающие, грустные, страстные, ностальгические и благоговейные драмы" - Джон Парелес, New York Times.

Дживан Гаспарян - музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.
Детство Дживана Гаспаряна было тяжелым: он рос в детдоме -мать мальчика скончалась, отца забрали на фронт. Дудук взял в руки в 6 лет и начал интуитивно постигать азы. Его первые шаги в музыке были совершенно самостоятельными - восемь месяцев он учился играть на своем первом дудуке, подаренном ему известным в ту пору в Армении дудукистом Маргаром Маргаряном, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.
И лишь 1947 год можно назвать началом его музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. "В 1947 году я выступал в Москве, и на том концерте присутствовал Сталин. Он мне подарил часы "Победа". Этот день стал для меня судьбоносным. Весь город говорил об этом» - рассказывает сам Маэстро. « Еще одним из самых знаменательных дней в моей жизни, можно назвать день, когда я держал экзамен и поступил в ансамбль Татула Алтуняна. Это было в 1949 году. "Когда Алтунян вошел и увидел меня - маленького, худого парня с дудуком в руках, сказал: " И этот ребенок станет солистом ансамбля песни и пляски?!" Я был очень смущен. И как я должен был после этого сыграть? Первое произведение исполнял дрожа, потом – уже чуть успокоившись - второе, третье. Татул Алтунян слушал с возрастающим интересом и когда я закончил, сказал: "Немедленно пишите приказ, пусть работает". Был четверг. В пятницу и в субботу я репетировал с ансамблем, а воскресенье был концерт. Это стало легендой – ведь всего за два дня я без нот выучил всю программу. Я не умел тогда читать ноты, я тогда ничего не знал».
В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке.
В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.
В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон. С этого момента начинается новый - международный - этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.
В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” - вспоминает Маэстро. Только не радовала Дживана Гаспаряна благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли.
Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории.
В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком - альбом "Black Rock", начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”. Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру - он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. - начинает сотрудничество с Хансом Циммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.
Дядя Дживан автор саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” , “Доктор Живаго”, ”Фрески”, он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” .
В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, Дживан Гаспарян становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.
"В 2006 г. Маэстро записывает саундтреки к фильмам «Снег и Пепел» и «Сириана» (США).
Творческий путь Почетного гражданина Армении, лауреата ордена Месропа Маштоца, Дживана Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”.

родился 12 октября в 1928 году (Весы) в деревушке Солаг, которая находится в Армении. Его любят и уважают многие знаменитые музыканты и люди искусства, многие любители музыки (его музыкой невозможно не проникнуться), он является, пожалуй, самым уважаемым человеком в Армении, этот человек с помощью искусства объединяет народы, сердца. Человек глубочайшей души, иначе его музыка не была бы такой душевной.

Дудук и дядя Дживан — это синонимы. Пожалуй, никто так не донёс дудук в массы как Дживан Гаспарян. Дядя Дживан играет также на флейте и зерну и поёт.
— это армянский музыкальный духовой инструмент, которому более 1500 лет.


Его звук и музыку, которую может играть дудукист невозможно передать словами, потому что она исходит из сердца и души. Как говорит дядя Дживан: «Дудук девяносто девять раз плачет и один раз смеётся».

Если вы не слышали дудук (что маловероятно), к вашему вниманию композиция «In Foreign Lands»

Дудук делается из абрикосового дерева с 9-ю отверстиями для пальцев (одно отверстие для большого пальца) и сконструирован из двух тростниковых пластин, этот инструмент является однооктавовым. Сам звук, с помощью дудука, рождается вследствие подачи воздуха музыкантом (дудукистом), образуя вибрацию пластин, а ноты благодаря закрыванию пальцами отверстий.
Очень часто вы можете слышать когда одновременно играют два дудука, один из них создаёт некий фон, а другой играет основную партию. Тот что создаёт «фон», называется «дам-дудук», единственное отличие заключается в том, что играющий на дам-дудуке музыкант, должен подавать воздух в дудук непрерывно, для этого музыкант накапливает воздух в щеках, вдыхая носом и выдыхая в дудук, таким образом у него в щеках всегда есть запас воздуха, что способствует непрерывному потоку воздуха в сам инструмент.
Пример звучания дудука в паре с дам-дудуком.

Но вернёмся к великому музыканту и богатой души человеку дяде Дживану.
Впервые познакомился с дудуком Дживан в 6 лет, тогда он наблюдал как играют на этом инструменте несколько музыкантов, он подошел к одному из них и попросил его дать поиграть на дудуке, тот протянул ему в руки дудук и этот момент стал знаменательным для маленького Дживана. Он настолько увлёкся дудуком, что играл на нём и днём и ночью. Как вспоминает дядя Дживан: почти через пол года он вернулся к музыканту, который дал ему дудук, чтобы тот оценил его игру на этом инструменте, так маленький Дживан обзавёлся ещё одним дудуком. Довелось Дживану играть и перед Сталиным, это было в 1948 году в «Большом театре», Сталин настолько проникся игрой Дживана, что он через своих людей подарил Дживану часы «Победа». Часы Дживан не сохранил, а продал по уговорам ребят и они купили на эти деньги пиво.
Одно из запоминающихся выступлений Дживана было в Японии (Токио). Дживан отыграл два концерта, на следующий день должен был отыграть третий, но пошёл сильный ливень и музыкант даже не готовился к третьему концерту подумав, что из-за такой погоды он не состоится, но к нему зашел директор концерт. зала и сказал что все билеты куплены и нужно идти выступать. Каково же было удивление Дживана когда он увидел полную людьми открытую площадку, которая вмещает около 3 000 человек, люди 2 часа слушали под ливнем его музыку.

Легче перечислить тех, с кем дядя Дживан не работал и не выступал вместе, чем перечислять всех с кем он совместно и плодотворно работал, но нескольких музыкантов, режиссёров я перечислю:

Martin Scorsese и Peter Gabrie l — работа над фильмом «Последнее искушение Христа». Сотрудничество Питера Гэбриэла с Дживаном Гаспаряном после выхода фильма открыло новый жанр в музыке, скрещение современных стилей с этнической музыкой. Именно эта работа сделала Дживана популярным во всём мире и в Голливуде в частности.

Hans Florian Zimmer — работа над фильмом «Гладиатор» и «Код да Винчи». Циммер — это композитор, который славится написанием музыки для фильмов (основная тема в фильме «Человек дождя», «Король Лев», «Пёрл-Харбор», «Код да Винчи», «Гладиатор» и многие другие), однажды пригласивший к себе Дживана Гаспаряна для записи саундтрека к фильму «Гладиатор». Циммер включил музыку и сказал Дживану, что вот эту мызку он должен сыграть. К большому удивлению присутстсвующих Дживан ответил, что можно приступать к записи прям сейчас. Он достал дудук и начал импровизировать 45 минут под фильм «Гладиатор». Дживан поразил Циммера и всех присутствующих в студии. Позже Циммер признаётся, что считает Дживана Гаспаряна одним из самых поразительных музыкантов в мире. Ещё позже Ханс Циммер приглашает Дживана на запись саундтрека к фильму «Код да Винчи».

«Ashes and Snow» (проект выдающегося фотографа и кинематографиста Грегори Кольбера) — в этом проекте звучит музыка и песня «Mater Mea» Дживана, которую он спел сам. Дело в том, что Дживан не только виртуозно играет на дудуке, но ещё и хорошо поёт низким голосом. Также он является исполнителем в нескольких композициях Майкла Брука (Michael Brook), которые вошли также вошли в проект «Ashes and Snow» («Пепел и снег») качестве музыкального сопровождения. Кстати, Дживан с Майклом Бруком выпустили совместный альбом под названием «Black Rock» в 1998 году и «Penumbra» в 2008.
Также принимал участие в записи саундтрека Джона Дебни (John Debney) к фильму Мела Гибсона (Mel Gibson) «Страсти Христовы».
А также с другими музыкантами, режиссёрами, композиторами. Если вы услышите в каком-то фильме звучание дудука, то можете быть на 99% быть уверенным, что это дудук дяди Дживана. Он и сегодня получает очень большое количество приглашений, но на все не хватает времени.

Кстати, дядя Дживан обладает большущей коллекцией этого инструмента, но играет и не расстаётся вот уже 40 лет с одним и тем же.
Дживан Гаспарян подготовил чуть более 70 дудукистов, в том числе и своего внука Дживана, который пошёл по стопам деда.

Если вы когда-либо встретите Дживана Гаспаряна, то обратитесь к нему в такой форме: «Дядя Дживан». Он просит, чтобы к нему так обращались, а не по имени и отчеству, не откажите этому талантливейшему музыканту и добрейшему человеку.

Официальный русскоязычный сайт: JivanGasparyan.ru

ЮНЕСКО (1959, 1962, 1973, 1980)
Получил звание народного ариста Армении (1973г.)
«Золотой глобус» за музыку к фильму «Гладиатор» (2001г. исполнитель и со-автор)
WOMEX (2002г.) /Одна из самых ценных наград для Дживана Гаспаряна/
и многие другие награды, титулы

* I Will Not Be Sad in This World (1990)
* Moon Shines at Night (All Saints, 1993)
* Armenian Romances (1994)
* Romantic Songs (1994)
* The Art of Armenian Duduk (1995)
* Ask me no questions (Traditional Crossroads 4268, 1996)
* Apricots from Eden (Traditional Crossroads 4276, 1996)
* Doudouk (Hollywood Music Centre, 1996)
* Ceremonies — Djivan Gasparyan & Armen Chakmakian (1998)
* The Crow - саундтрек
* Black Rock (Realworld 46230, 1998) - совместно с Майклом Бруком
* Nazeli Djivan Gasparyan Quartet (Libra Music, 1998)
* The Siege, саундтрэк (1998)
* Salute (Musicrama, 1998)
* Heavenly Duduk (Network, 1998)
* From The Soil (1998)
* Sound of Duduk (Parseghian records, 1998)
* Armenia: Heavenly Duduk (Network, 1999)
* Armenian Fantasies (Network 34801, 2000)
* Gladiator - саундтрек
* Fuad (2001) - совместно с Эрканом Огуром (народные турецкие и армянские песни), Kalan Ses
* Nazani (2001)
* The Art of Armenian Duduk (2001)
* Serenity (2001)
* Duduk (2002)
* In My World, I Have No Pain 2CD (2002)
* Armenian Duduk (2003)
* Isaac: Sacred choral works… (2003)
* Not Be Sad (2003)
* Музыка к фильму Фрески (2003)
* Spirit Simfony 2CD (2004)
* Magical Music From Mount Ararat (2004)
* Магия армянского дудука (2004)
* Apricots from Eden (Traditional Crossroads, 2005)
* Ask me no questions (Traditional Crossroads, 2005)
* Endless Vision - совместно с Hossein Alizadeh (World Village, 2005)
* I Will Not Be Sad in This World (Ryko/Rhino, 2006)
* Moon Shines at Night (Ryko/Rhino, 2006)
* Hin U Nor Husher (2006)
* Nazeli (Jet Plak Kaset, 2007)
* ARMENIE:The Soul of Armenia (Network Medien, 2007)
* Penumbra (2008) - совместно с Майклом Бруком

Живая легенда, человек, познакомивший мир с дудуком – Дживан Гаспарян, празднует сегодня свой день рождения. Маэстро исполняется 89 лет. Но, несмотря на преклонный возраст, он все еще бодр, полон сил и надежд.

Дудук изменил его жизнь и он стал знаменитостью, лицом армянском народа во всем мире , при этом ни на секунду не потеряв своего главного качества – человеческого.

На его концерты собираются многотысячные залы по всему миру, ему аплодируют миллионы, он всегда востребован и любим. Но для дяди Дживана, именно так он просит обращаться к нему, все это признательность, за которую он благодарен и ради которой он творит.

Дживан Арамаисович Гаспарян родился 12 октября 1928 года в маленькой армянской деревушке под названием Солак, неподалеку от города Раздан. Когда Дживан был еще совсем мальчишкой, его мать скончалась, а отец ушел на фронт (годы Великой Отечественной Войны). Так он попал в детдом.

Первое знакомство с инструментом, который предопределит всю его дальнейшую жизнь, произошло в 6 лет.

Азы старинного армянского инструмента маленький Дживан постигал в одиночку. Мальчик просто прислушивался к игре старых мастеров и пытался что-то повторить. Первыми его слушателями были детдомовские товарищи.

Талант и целеустремленность не могли не дать своих плодов. Вскоре Дживана начали замечать известные мастера. В 1948 году, Гаспарян в составе самодеятельного ансамбля выступил в Москве на смотре мастеров искусств республик СССР. В зале Большого театра сидел сам Сталин.

«Сталин расположился в ложе и курил сигарету с мундштуком. А ложа там в трех метрах над сценой», - вспоминает музыкант. «Потом он подозвал меня к себе. Поздравил с выступлением и даже подарил свои часы «Победа». Правда, мы потом с ребятами их продали и купили пиво и пирожки».

К концу 1980-х годов Дживан Гаспарян успел покорить все главные сцены и стать одним из самых востребованных музыкантов в СССР. Именно тогда его заметили западные ценители искусства. В 1988 году Гаспаряна пригласили на несколько концертов в Лондон. Причем вместо запланированных двух, тогда он дал целых пять. После этого его пригласили в США. Именно там он записал саундтреки к 24 фильмам, в том числе к культовому фильму «Гладиатор» . Саундтрек, в котором Дживан выступил не только исполнителем, но и соавтором композитора Ханса Циммера, получил «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму в 2001 году. «Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна , - признался Ханс Циммер. - Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память».

Дживан Гаспарян стал тем человеком, благодаря кому в мире широко узнали об армянском дудуке, внеся моду на сочетание дудука с различными музыкальными жанрами.

Как признается сам маэстро, дудук - неотъемлемая часть его жизни. Инструмент всегда при нем, он носит его в правом кармане внутренней стороны пиджака и играет. Играет для всех, кто пожелает, нужно только попросить.

Сейчас Гаспарян проживает в США и Армении одновременно. «У меня есть дом в Америке, есть дом Ереване, я живу понемногу и там и тут» , - говорит он.

В конце августа Дживану Гаспаряну довелось испытать большую трагедию, из жизни ушла его супруга – балерина Астхик Заргарян, они прожили вместе больше полувека.

С Днем Рождения дорогой дядя Дживан!