Фактологическая точность в фоновом материале. Соблюдение фактологической точности. Неточное воспроизведение книжных источников

Разбираем задания. Часть 3

Рассмотрим критерии 5-12.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

В соответствии со смысловыми частями текст членится на абзацы. Каждый абзац содержит более или менее законченную мысль, которая логически вытекает из предшествующего высказывания.

Логичность текста

Любой текст должен обладать логичностью, ведь читателю должен быть ясен путь развития мысли автора.
В тексте должна быть определяющая идея, а повествование в целом должно быть последовательно, чтобы была ясна логика перехода от одной части работы к другой.
Нарушение логики построения текста может привести к логическим ошибкам разного уровня. Рассмотрим наиболее типичные ошибки.

Разновидности логических ошибок >>

К6. Точность и выразительность речи

Точность словесного выражения - это максимальное соответствие употребляемых слов называемым предметам, явлениям действительности и раскрываемым понятиям.
Словарный запас (лексикон) человека является одним из наиболее ярких показателей его речевой культуры. Чем больше лексических средств в вашем распоряжении, тем точнее и выразительнее вы можете передать свою мысль.

Чувство меры

При работе над сочинением важно избегать двух крайностей: одна из них - неуместное использование речевых приёмов. Стремясь «украсить» текст, сделать его разнообразным и насыщенным, автор рискует перенасытить его художественными средствами и исказить мысль.

Внимание!
Употребление средств выразительности может быть квалифицировано как стилистическая ошибка.

Другая крайность в речевом оформлении текста - это бедность словаря, стереотипность, шаблонность, однообразие синтаксических конструкций. Это часто проявляется в обилии речевых штампов и повторов.

К7. Соблюдение орфографических норм

При написании сочинения-рассуждения следите за соблюдением орфографических норм. За работу, в которой нет орфографических ошибок или в которой допущена одна негрубая орфографическая ошибка, можно получить 2 балла. Работа, в которой допущена одна орфографическая ошибка, оценивается 1 баллом. Если в сочинении допущено более 1 ошибки, выставляется 0 баллов.
При оценивании сочинения-рассуждения учитываются положения об однотипных и негрубых ошибках. Согласно нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся, среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.

Негрубые ошибки:

  • исключения из правил;
  • написание большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • случаи раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • написание и и ы после приставок;
  • трудные случаи различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как...; ничто иное не...; не что иное, как... и др.);
  • случаи, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности.
К8. Соблюдение пунктуационных норм
Негрубые ошибки:
  • Отсутствие тире в неполных предложениях.
  • Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.
  • Замена одного знака препинания другим.
  • Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом.
  • Замена знака препинания при выделении вводных предложений (вставных конструкций).
  • Лишний дефис при приложении: старик-извозчик
  • Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций: Герои этого времени, например(,) Чацкий, - резонеры.
  • Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию: В этой семье представители самых разных профессий, врачей и юристов(,) в частности.
  • В передаче авторской пунктуации.

К9. Соблюдение языковых норм

По критерию 9 оценивается соблюдение грамматических норм в текстах экзаменационных сочинений. Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки).

К10. Речевые ошибки

Ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов, квалифицируются в школьной практике как речевые. Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых (лексических) норм по критерию 10: если в работе допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо возможных двух получает ноль баллов.

Основные типы речевых ошибок >>


К11. Этические ошибки

Этические нормы определяют этику общения. Нечасто, но встречаются в р аботах , в которых фиксировалось проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:

Михалков сам пистатель, вот он и призывает всех книги читать.
Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.
Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.
Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.
Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.
Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.
Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.


К12. Фактологические ошибки

Под фактическими ошибками понимается использование неверной, ложной информации.
Причина фактологических ошибок - недостаточное знание описываемых событий, неверная оценка фактов.

Варианты ф актологических ошибок:

  • искажение жизненной правды;
  • неточное воспроизведение книжных источников;
  • неточное воспроизведение имён собственных;
  • ошибки в указании дат;
  • ошибки в указании мест событий.

Примеры фактических ошибок:

Образом Онегина Пушкин в русской литературе начал тему «маленького человека».
В приведённом примере автор путает тему «маленького человека» и тему «лишних людей».
Литература классицизма (Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин и др.) оказала большое влияние на творчество А.С. Грибоедова.
Здесь сразу две ошибки. Первая: Фонвизин действительно «оказал большое влияние» на «Горе от ума», говорить же о влиянии Ломоносова и Державина вряд ли возможно. Вторая фактическая неточность заключается в том, что Карамзин - представитель культуры сентиментализма.


Ошибки речевые, грамматические,
этические, фактологические…

Готовимся проверять сочинения на ЕГЭ

Надо признать:
плохая образованность у нынешней молодежи.

(Из сочинения на ЕГЭ)

Речевые ошибки

Ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов, квалифицируются в школьной практике как речевые. Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых (лексических) норм по критерию 10: если в работе допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо возможных двух получает ноль баллов.

Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это слово не имеет в русском языке прототипа. Люди, которые повязли в лени, много теряют. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи.

Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных людей.

Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова, она также часто встречается в сочинениях выпускников: Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.

Экзаменуемые нередко нарушали привычную лексическую сочетаемость слов – в результате возникали речевые ошибки: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение. Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с матерью. Ветеран лишь хотел большего количества понимания. Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

Изучению фразеологизмов в школьной программе уделяется крайне мало времени – в результате учащиеся имеют весьма смутное представление о нормах употребления устойчивых сочетаний. Они плохо знают значение фразеологизмов, часто искажают их состав, что приводит к разрушению двуплановости образа, лежащего в его основе; возникает противоречивость образов и контекста, позволяющего понимать выражение буквально:

С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

Стилистические ошибки

Большую часть речевых ошибок составляют ошибки, которые являются собственно стилистическими. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире. Авторскую позицию выражает пословица, которая гласит: «По одежке встречают по уму провожают». Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

Довольно часто речевые недочеты в текстах экзаменационных сочинений ощущаются, однако классифицировать их очень трудно; в этом случае, на наш взгляд, следует снижать оценку по критерию 6, а не 10. Так же следует поступать и со следующей группой ошибок, ведущих к нарушению требования чистоты, богатства и выразительности речи – это речевые недочеты, ухудшающие речь, но это менее грубые нарушения, чем ошибки. Недочеты рассматриваются с точки зрения «лучше – хуже, удачно – не вполне удачно сказано»; они менее строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ. Это тавтология – ошибка, состоящая в употреблении слов, повторяющихся в небольшом контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из вышесказанного, Тендряков делает вывод...… Я думаю, что нам не следует серчать на украинцев и даже на эстонцев.

Грамматические ошибки

По критерию 9 оценивается соблюдение грамматических норм в текстах экзаменационных сочинений. Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки).

Словообразовательные ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются:

Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Основная проблема – робкость молодого преподавателя. Бороться с нахальностью трудно. Просторечивые слова. Общественный устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее были приклонности к музыке. Воины проявляли упорность и отвагу. Надо понять, что все это не зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость характера героев. Л.Толстой назвал народ толкателями истории. Известно, что Гумилев обсмеивал талант Ахматовой.

Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

В новостях по телевидению постоянно передается о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения:

По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.

С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

Те, кто любят литературу, знают это имя.

Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

Не только он, но даже мы все вместе не могли ничего поделать.

В подтверждение этому приведу такой эпизод.

Разрушаются памятники культуры, которыми нужно гордиться, а не разрушать. Путешествия – не только источник информации, а также слагаемое истории.

Хорошим примером этой проблеме является наш общественный транспорт.

За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:

Комментируя этот текст, мне кажется, что автор любит путешествовать.

Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.

Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.

Не став развивать талант, его можно загубить.

С 2006 года в систему оценивания заданий с развернутым ответом включены два дополнительных: К–11 – Соблюдение этических норм и К–12 – Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

Этические ошибки

В первом случае имеется в виду особый вид речевых ошибок – этических. Нечасто, но встречались работы, в которых фиксировалось проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:

Этот текст меня бесит.

Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех книги читать.

Работы тверских выпускников также не вполне свободны от недочетов подобного рода:

Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.

Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.

Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

Этически некорректно называть писателя только по имени и отчеству: Александр Сергеевич считал…; снисходительно оценивать действия известных писателей: Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.

Наличие грубых жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки: Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

Фактологические ошибки

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале также оценивается по особому критерию. Имеются в виду ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.: Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!» Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором. Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось!. Убив ростовщицу из-за денег, Раскольников убивает и ее беременную сестру Лизавету. Счастьем для Обломова, как известно, было одиночество и равнодушие. В повести Тургенева «Преступление и наказание»...… Фамилию писателя В.Тендрякова экзаменуемые исказили так: Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она была в тексте перед глазами пишущих.

Задание. Найдите и исправьте речевые ошибки.

Примеры предложений для нахождения и квалификации речевых ошибок:

Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом.

Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.

Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

Главной чертой России всегда было чинопочитательство.

В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.

Этот человек был дворянином от мозга до костей.

Это главная проблема, заложенная в тексте.

Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор.

Шахматы развивают воительность и память.

Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

Писатель данной статьи гласит, что великая Волга располагается по всей России.

Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

Гимназист, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его бывшая гувернантка

Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но все-таки подошел к матери.

Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.

Это был рок судьбы.

Она хотела помочь семье и отцу.

Школьные годы пропали не зря.

Человек в наше время читает книгу по нужде.

Приведенный в статье негативный материал можно использовать при подготовке к экзаменам выпускников будущих лет.

Н.М. СЕРГЕЕВА,
г. Тверь

К12. Ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений); приводятся факты, противоречащие действительности; преувеличение или преуменьшение, например: «Маяковский - вдохновитель народа в борьбе с интервенцией».

Пишем сочинение (часть С).

План сочинения.

    Вступление . Во вступлении должен прозвучать: К1 – формулировка проблемы исходного текста.

(1 абзац) Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

    Основная часть.

а) (2 абзац) В основной част должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему.

б) (3 абзац) Четко изложи позицию автора текста , его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3.

в) (4 абзац, каждый аргумент можно выделить в отдельный абзац .

Надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты (жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле - или радиопередач).

3. (5 абзац) Заключение.

Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 2-3 предложениях.

Алгоритм работы над сочинением.

1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.

2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.

И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .

3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».

5 абзац. Вывод.

Обрати внимание, что здесь даны разные варианты оформления сочинения, выбери для себя нужный.

Формулируем проблему .

Проблема - это сложный практический или тео-ретический вопрос, требующий решения, исследо-вания. Выделяют различные категории (виды) проб-лем: философские проблемы затрагивают самые об-щие особенности развития природы, общества, мышления; социальные проблемы касаются устройства и жизни общества; политические проб-лемы связаны с деятельностью государственной вла-сти, партий или общественных групп; экологичес-кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды; нравственные (этические) про-блемы связаны с внутренними духовными качества-ми, которыми руководствуется человек. Проблема, обозначенная автором (укажи фамилию автора, его инициалы. Если он тебе знаком, отметь, что автор текста известный писатель, публицист и т. п.), на мой взгляд, заключается в следующем: обозначь проблему. Можно (!) начать сочинения:

1.Вопросно-ответное единство. Например: Что такое красота? Наверное, это - одно из са мых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое кра сота и какова ее роль в жизни человека, заставля ют задуматься высказывания В.Сухомлинского.

2.Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем. Например: Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.

3.Назывное предложение. Назывное предложение в зачине также должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Ма рина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто це нит настоящую поэзию. Литературовед Евгений Борисович Тагер - один из тех, кому посчастливи лось знать Марину Ивановну лично. В своих вос поминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.

4.Риторический вопрос. Риторический вопрос - это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Например: Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть раз личные способы ведения спора, их и рассматривает в своем тексте Л.Павлова

5.Цитата в качестве зачина. Конечно же, для зачина подойдет далеко не всякая цитата. Цитируемый фрагмент не должен быть очень объемным, а главное - он должен иметь прямое отношение к теме. Например: « "Люди научились летать, и люди разучились удивляться этому", - цитирует В.Солоухин слова одного из русских писателей, призывая своих читателей за думаться.

6. В качестве зачина может быть использовано парадоксальное высказывание : Эйнштейн сказал, что образование - это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это?

Комментируем проблему.

Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять».

Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.

О чем можно писать в комментарии?

    Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

    Если возможно, коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали другие авторы (или известные люди).

Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1) от частных фактов к формулировке проблемы. «Начиная разговор на эту тему, автор бук-вально «наступает на больную мозоль». Действитель-но, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случа-лось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»

2) от формулировки проблемы к комментарию. «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды вели-кий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта пробле-ма в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю….»

Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скры-тый смысл, понимать иронию, раскрывать слож-ные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепри-знанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни. Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора.

В этом случае можно использовать логи-ческий переход: «Таким образом, позиция автора заключается в том, что... » или «Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем… (если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос, тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по твоему мнению, ясно определяется авторская позиция).

В тексте доказывается мысль о том, что...

Автор посвящает свою статью; полемически заостряет проблему; эмоционально воздействует на читателя; раскрывает сущность поставленных проблем; заставляет читателя задуматься над проблемой; показывает злободневность рассматриваемой им проблемы; убеждает читателя в правоте своей позиции;- ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;- пишет интересно и ново о старых проблемах…

Будьте внимательны! Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Аргументируем свою точку зрения на поднятую автором

проблему, т.е. пишем сочинение – рассуждение.

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

1) тезис (положение, которое надо доказать);

2) аргументация (доказательства, доводы);

3) вывод (общий итог).

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи. Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.

«Мысль, высказанная NN , близка и понятна мне…»

« Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор... »

«Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи)…»

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой - либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…».

Почему точка зрения NN кажется мне верной? Во-первых , мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Во-вторых , я неоднократно слышал это от ….. В-третьих , в этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью, радио- или телепередачу и т. д).

Аргументы «за» должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).

Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать:

«Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что… (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством)».

Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения. Можешь воспользоваться такими фразами: « Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но нечто подобное было и в моей жизни.» «Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый)».

Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» - сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характерис-тики: известный русский писатель, выдающийся уче-ный, философ и т.п. Например: «Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...»; «Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что..».; «Еще Петр 1 говорил, что...»; «Любой ис-торик скажет вам, что...»; «Большинство врачей счи-тают, что…» и т. п.

Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

«Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее…».

Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя). Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

Делаем вывод.

Обязательно сделай вывод, соотнеся его со своим тезисом.

Обобщение основных мыслей автора - са-мая типичная и логичная концовка сочинения: «Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радост-ное, по-детски непосредственное восприятие жиз-ни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом».

А 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

Важной стороной орфоэпии является ударение , то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании.Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый - красИв - красИва - красИво - красИвы; немЫслимый - немЫслим - немЫслима - немЫслимо - немЫслимы и т.п.

Ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и мн. числа и на окончание в форме женского рода: прАвый - прав - прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОйный - стрОен - стрОйно - стрОйны - стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА - сильнЕе, больнА - больнЕе, живА - живЕе, стройнА - стройнЕе, правА - правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва - красИвее, печАльна - печАльнее, протИвна - протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах - это формы прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла. прЯтать - прЯтала, начинАть - начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе.

Это глаголы брать. быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать - ждал - ждАло - ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли - лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать - вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться - началсяЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАс ь , принялОсь, принялИсь.

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт.

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях

Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий.

Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ённ- то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведённый - проведён, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый - завезён, завезенА, завезенО, завезенЫ. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударения и в полной форме. Говорят: «завЕзенный» вместо завезённый, «перевЕденный» вместо переведённый и т. д. В таких случаях стоит чаще обращаться к словарю, постепенно отрабатывая правильное произношение.

Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУть - сОгнутый, завернУть - завёрнутый.

Страдательные причастия от глаголов лить и пить (с суффиксом -) отличаются нестабильным ударением. Можно говорить: прОлитый и пролИтый, прОлит и пролИт, пролитА (только!), прОлито и пролИто, прОлиты и пролИты; дОпитый и допИтый, дОпит и допИт, допитА и допИта, дОпито и допИто, дОпиты и допИты.

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

Имена существительные

алфавИт, от Альфа и вИта

аэропОрты,

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

граждАнство

дефИс, из нем.яз.,

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч.,

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз.,

киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.и мн.ч.Документ

Так и учащимся 10 11 классов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку . Как работать с... по русскому языку . – М.: Астра, 1994. Русский язык . Справочник для по русскому языку ...

  • Моу «гимназия № 19» сборник учебно - справочных материалов для подготовки к егэ по русскому языку в 11 классе (2)

    Документ

    Так и учащимся 10 11 классов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку . Как работать с... по русскому языку . – М.: Астра, 1994. Русский язык . Справочник для учащихся. – М.: Просвещение», 1984. Спецификация экзаменационной работы по русскому языку ...

  • Программа элективного курса 11 класс 70 часов «интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»

    Программа
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе

    Пояснительная записка

    ... Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемый элективный курс помогает обеспечить эффективную подготовку ... . 10 . ... Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997. Русский язык и культура речи: Учеб. Для ...

  • К12.Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. В работе, оцененной по этому критерию 0 баллов, могут встречаться ошибки в фоновом материале: – неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»). Ошибки фактические (фоновые) – приводятся факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США - Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский - вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников». Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

    Слайд 28 из презентации «Проверка сочинений» . Размер архива с презентацией 62 КБ.
    Скачать презентацию

    Сочинение

    краткое содержание других презентаций

    «Сочинение в начальной школе» - Этапы подготовки к сочинению. Игры. Работа по обучению сочинения. Сочинения. Рассматривание картины. Впечатление. Черновик. Работа с заглавием. Загадалки. Развитие речи. Начало половодья. Подготовка к сочинению по картине. Обучение сочинению младших школьников. Работа над ошибками в сочинении. Описание.

    «Написание сочинения» - Цитата как итоговое суждение. Как начать и закончить экзаменационное сочинение по русскому языку. Цитата в качестве зачина. Концовка. Развернутая мысль. Подведение итога. Обобщающее суждение. Способы оформления вступления. Обращение к исторической характеристике. Вопросно-ответное единство. Вступление. Риторический вопрос. Связь с современностью. Изложение собственной позиции. Заключение. Признаки вступления.

    «Сочинение-рецензия» - Книга. Фёдор Константинович Годунов-Чердынцев. И умру я не на постели. Элементы анализа. Особенности жанра. Писатель Сирин. Стили речи. Сирин. Отчизна. Писатель. Проблема. Жизнь печальна. Первое произведение. Онегинская строфа. Обучение написанию сочинения в жанре рецензии. Тайные мучения страстей. Структурные элементы рецензии. Язык. Полдень мой настал. Навыки рецензирования. Невинная надежда. Природа творчества.

    «Как писать сочинение» - Сочинение – повествование. Описание должно быть взволнованным, изображение красочным. В описании нет действия, движения. План сочинения – повествования. Различают несколько видов (типов) сочинений. Все предложения и абзацы в сочинении нужно уметь связывать между собой. Сюжет. Сочинение. Вступление. Три средства связи. Отдельные части сочинения. Сочинение – рассуждение. Сочинение - описание. Начать вступление можно по -разному.

    «Проверка сочинений» - Не все книги имеет смысл читать в детстве. Грамматические ошибки. Соблюдение фактологической точности. Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги». Необразованность. Когда ошибка не должна влиять на оценку. Новшества 2013 года. Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств. Позиция по данной проблеме. Экзаменационная работа. Алгоритм проверки экспертом работы. Лексика. Ссылки на авторитет.

    1. Пишущий не способен правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем.

    В тексте Д.Л. Быкова поднимается проблема любви Молчалина и Софьи .

    2. Экзаменующийся не способен обнаружить и грамотно сформулировать авторскую позицию.

    3. Домысливание того, о чем в тексте не упоминается.

    В предложенном для анализа тексте русского писателя Владимира Галактионовича Короленко автор акцентирует наше внимание на то, как герой попал в плен, как к нему бесчеловечно относились, истязали его.

    4. Проявление излишней категоричности в суждениях.

    М.С.Строганов убежден, что война воспитает в человеке все недостающие качества.

    Фактические ошибки в фоновом материале, влияющие на оценивание по К12.

    Фактическаяошибка - неверно переданная информация (жанр произведения, фамилия автора или персонажа, цитата, сюжет и т.д.) Причина фактических ошибок - не достаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта , незнание текстов художественных произведений, не верная оценка поступков и характеров героев, невнимательность. Довольно распространённая ошибка - не верно написанные имя или фамилия автора текста!

    Фактические ошибки в фоновом материале тоже могут быть разного происхождения.

    Они возникают тогда, когда экзаменующийся не стремится написать рассуждение о проблеме, отраженной в предложенном тексте, а пытается механически выполнить условия, оговоренные в части С: в сочинении должна быть авторская позиция – отсюда пересказ; необходимы собственные аргументы – значит, приводятся примеры, соответствующие затронутой теме или тому, чего, по мнению выпускника, от него ожидают; пишущих нисколько не смущает, что факты, привлеченные в качестве доказательств, порой плохо связаны с ходом размышлений или отражены в искаженном виде.

    1. Неточное цитирование или приписывание высказывания другому лицу.

    Существует много высказываний великих писателей, поэтов и ученых, которые отражают в себе главную мысль, которая заключает в себе то, что такое отзывчивость или равнодушие. Например , А.С.Пушкин говорит , что «равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

    Но смерть не страшна герою, Пока безумствует мечта! – утверждал Александр Александрович Блок

    2.Неверное определение жанра.

    Роман « Мертвые души », поэма « Евгений Онегин », рассказ Островского « Обломов », роман «Горе от ума», роман Б.Екимова «Ночь исцеления».

    3. Смысловая и терминологическая путаница возникает при неумении разграничить понятия «автор» и «повествователь, рассказчик».

    В предложенном тексте Н.С.Лесков поднимает проблему значимости добрых поступков. Автор задается вопросом: «Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»

    Искажение жизненной правды.

    Мы пользуемся словами, введёнными в язык В. И. Далем.

    Неточное воспроизведение книжных источников.

    Вспомним, к примеру, роман Б.Екимова «Ночь исцеления». Автор произведения знакомит нас с бабой Матреной и ее внуком Гришей.