Фриденсрайх хундертвассер бесконечный путь к тебе. Австрия - IV. Фриденсрайх Хундертвассер. Фриденсрайх Хундертвассер и его сказочные дома

Философия Хундертвассера — свобода человека и творчества. В жизни он не признавал ограничений и особенно в архитектуре, был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Единение с природой — вот первоочередная задача человека. Стены домов Хундертвассер называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Фриденсрайха Хундертвассера (Friedensreich Hundertwasser) в Вене знает каждый житель. Жители города гордятся знаменитым соотечественником и называют его гением. Некоторые критики негодуют и твердят: «Хундертвассер — это кич!» Но ни один человек не остаётся равнодушным созерцателем его творений.

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер

Настоящее имя архитектора, дизайнера и художника Хундертвассера — Фридрих Стовассер. Фридрих был коренным венцем – он родился в столице Австрии в 1928 г. В возрасте двадцати лет Фридрих отправился путешествовать по Италии. В это время он и решил сменить своё имя на звучный псевдоним «подходящий творцу».

В Венской Академии изящных искусств юный Фридрих учился только три месяца. Ему это быстро наскучило, и он начал путешествовать. В Париже Фридрих тоже поступал в школу искусств, но там он пробыл только один день.

Хундертвассер основал собственную академию творческих сфер — «Пинторариум». Он всегда позволял себе эпатажные выходки, например, принципиально надевал разные носки и недоумевал: почему полагается носить одинаковые? В 1967 году художник прочёл посреди Мюнхена манифест собственного сочинения — о «Праве на третью кожу». Читал он этот текст обнажённым.

Браки Фридриха длились недолго. Женщины быстро покидали чудаковатого гения, и он оставался одиноким. После семидесяти лет художник демонстративно выходил в свет в обществе юных девушек.

Своей философией Хундертвассер считал свободу человека и творчества. В жизни он не слишком признавал ограничения, особенно не терпел он их в архитектуре. Он называл преступлением использование линейки архитекторами и хотел избавить общество от «хаоса прямых линий». Единение с природой, по мнению Хундертвассера, должно было оставаться первоочередной задачей человека. Стены домов он называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Творения гения

Дом Хундервассера

Дом Хундервассера (Hundertwasserhaus) (1983-86 гг.) сегодня есть во всех венских путеводителях. Это потрясающее зрелище, настоящее чудо. Прямых линий вы здесь не увидите, как не найдёте и двух одинаковых окон. Фасад дома расчерчен неравными криволинейными четырёхугольниками. Он напоминает детский рисунок – такой же наивный и яркий. Стены «пряничного домика» отделаны разноцветной плиткой и в разных местах украшены буйной живой зеленью. Деревья и трава растут даже в комнатах. Сказочный дом был построен в 1986 году. Сразу же после его сдачи нашлось множество желающих в нём поселиться, хотя квартиры в уникальном здании стоили дорого.

Хундертвассер был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Он называл их «отвратительными, больными строениями», считая, что есть только один способ их «вылечить» — вовсе не строить.

Архитектор занимался реставрацией нескольких бывших промышленных предприятий – их он тоже превращал в сказочные дома. Унылую серую поверхность стен он украшал мозаикой из битой керамической плитки, создавал на фасадах и крышах ниши для кустов и деревьев. Ровные скучные кровли он преображал с помощью голубых и золотых куполов.

Хундертвассер создавал картины, монеты, марки. Главным мотивом его художественных произведений была спираль – он постоянно изображал яркие вьющиеся линии. Даже своим любимым животным он называл улитку с домиком-спиралькой на спинке.

Церковь Святой Барбары

В числе самых известных работ мастера – редизайн церкви Святой Барбары (Barbarakirche) (1987-88 гг.). Священник Фридрих Цек пригласил Хундертвассера для перестройки приходской церкви в Бернбахе (Bärnbach). Обновлённое здание стало цветным, ярким и радостным. Художник считал, что в церкви человек должен обязательно чувствовать себя защищённым и находить там мост к Природе и Богу.

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Один из «промышленных» проектов архитектора – мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau) (1988-1992 гг.). Далеко не сразу взялся Хундертвассер за эту работу. Сжигание мусора противоречило его философии — он считал, что все отходы человеческой деятельности нужно перерабатывать вторично. Только после того, как власти города пообещали, что мусорный дым будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло от сгорания пойдет на отопление – архитектор согласился работать над проектом.

Завод, созданный Хундертвассером, ничуть не похож на унылое промышленное здание. Художник спроектировал новый дворец с пёстрыми красочными стенами, мозаичной лазурной трубой, зеркальными куполами-фильтрами и обилием зелени на фасаде и крышах.

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау (Autobahnraststätte Bad Fischau) была оформлена Хундертвассером в 1990 году. Вместе с павильоном станции был обновлён и придорожный ресторан Bad Fischau. Замечательная стоянка, похожая на детский игровой комплекс, и ресторан в 45 км от столицы Австрии сегодня привлекают туристов необычным дизайном.

Винодельческий завод «Quixote Winery»

Один из типичных проектов венского архитектора-оригинала – винодельческий завод «Quixote Winery» в долине Напа (США). Работа заняла почти 10 лет (1989-1990 гг.). После сдачи производственных корпусов ещё несколько лет продолжались отделочные работы.

«Кихот» называют «классическим» образцом творчества Хундертвассера. На предприятии практически нет ровных участков полов; крыши засыпаны 80-сантиметровым слоем грунта и покрыты пышными газонами. Вдоль фасада строения расставлены яркие колонны из изразцов, они похожи на цветные бусы. Во всём здании нельзя найти пары одинаковых окон или дверей; нет в нём и прямых линий. Прямо в помещениях растут деревья. Они проходят сквозь крышу, проникают наружу через окна. Кровля отмечена «фирменным» знаком Хундертвассера – золотистой граненой луковицей.

Лесная спираль

Уникальный двенадцатиэтажный жилой комплекс под названием Waldspirale («Лесная спираль») в городе Дармштадте (Darmstadt) (Германия) был построен в 2000 году. Он стал достопримечательностью города, вошёл в десятку домов мирового рейтинга самых необычных зданий.

Любимая форма Хундертвассера в этом здании воплощена в виде спирали, обёрнутой вокруг внутреннего дворика. Концепция «экологического дома» реализована полностью. «Спираль» плавно поднимается к зелёной верхушке кровли, где цветут цветы и растут деревья. На крыше разместились ресторан и кафе. Каждое из окон здания уникально, на фасаде нет выраженных углов и прямолинейных конструкций. Между стенами дома-спирали обустроена удобная инфраструктура, в которой всё предусмотрено для комфорта жильцов. Здесь есть парковки и аптеки, магазины и красочная детская площадка. Интерьер каждой квартиры разработан индивидуально. Уникально в этом жилье абсолютно всё — вплоть до маленькой дверной ручки.

Ещё много работ и проектов было создано Фриденсрайхом Хундертвассером. Нести радость людям и обогащать их жизни было его желанием и главной миссией на этом свете. До последних дней Хундертвассер работал над международными архитектурными и другими творческими проектами. Он разрабатывал дизайн собственного Каталога-резоне, писал для него комментарии.

Умер Хундертвассер 19.02.2000 года на борту океанского лайнера по пути в Европу из Новой Зеландии. Сад Счастливых Мертвецов в Новой Зеландии стал его последним «проектом». Это была воля творца – быть похороненным «на родине Маори», под деревом тюльпана. Фридрих Стовассер покоится в собственном поместье, согласно завещанию — в полной гармонии с природой.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Вы наверняка слышали про один из самых необычных архитектурных стилей — биоморфный, он же естественный или экологичный. Строения в подобной стилистике — большая редкость, хотя бы потому, что среди архитекторов ничтожно мало истинных любителей природы. Но история запомнила несколько более чем ярких личностей, исповедовавших подобные взгляды при аналогичной профессии и Фриденсрайх Хундертвассер — один из них.

Хотя сказать, что Фриденсрайх профессиональный архитектор — было бы неправильно, ведь архитектором он был не по профессии, а по призванию. И кроме архитектуры, он был также художником, дизайнером, писателем. Если разобраться, то он был мечтателем, с удивительным мастерством выполнявшим совершенно разнообразную работу.

Фридрих Штовассер — это настоящее имя Хундертвассера. Псевдоним себе художник выбрал сам: для создания фамилии перевел на немецкий язык первую часть родной фамилии, которая похожа на славянское слово «cто» — hundert, а выдуманное имя — творческая доработка родного имени — Фриденсрайх, в дословном переводе на современный немецкий, переводится как «богатый миром».

Родился будущий адепт непрямых линий в 1928 году в Вене. Свое основное и единственное образование получал в знаменитой своим необычным подходом к обучению школе Монтессори — преподавание в ней происходит при помощи игры, что не только способствует нормальному усвоению детьми всех необходимых знаний, но также развитию фантазии и формированию необычного взгляда на мир. Венская академия изящных искусств сумела удержать Фридриха в своих стенах целых два дня — протестующий против всего квадратно-прямоугольного, в том числе и образования, он отправился в путешествие по Европе, которое, со временем, превратиться в путешествие по всему миру.

Работы для художника хватало. Он, если разобраться, стал одним стал из первых дизайнеров-фрилансеров — не работая ни в какой фирме, Хундертвассер оформлял внешний вид почтовых марок, эмблем, логотипов, плакатов, монет, гербов, знамен и многого другого. Он рисовал удивительные картины, которые, на первый взгляд, могут показаться странным пестрым набором непонятных мазков, но на самом деле, за внешней абстракцией всегда была скрыта определенная концепция. Можно заметить, что работоспособность Фридриха была просто феноменальна — лишь при жизни было издано 1008 каталогов с его рисунками. А ведь он еще и проводил художественные акции, создавал инсталляции и, конечно же, трудился как архитектор.

Иронично, что в качестве главного символа для своего творчества Хундертвассер выбрал улитку, медленно ползущую по виноградному листу вместе со своим спиралевидным домиком. Концепция Фриденсрайха заключалась именно в единстве обители и обитателя, так что улитка идеально вписывалась в данный контекст и олицетворяла взгляды художника: его любовь к кривым линиям, природе и неповторимости. Спираль вообще стала наиболее популярным сюжетом в творчестве Фридриха, а прямые линии и углы он считал главными виновниками отсутствия гармонии.

Хундертвассер стремился помочь обществу избавиться от недуга линейного мышления. Одна из самых ярких его попыток — устроенное в 1959 году в Гамбурге «представление»: художник собрал в относительно небольшом помещении достаточно много людей, и, пока все они в нетерпении ожидали старта его представления, начал рисовать кистью непрерывную линию, слой за слоем покрывавшую стену черно-красной краской, что продолжалось в течении двух суток и завершилось бы в точке на потолке, где линия-спираль должна была встретить саму себя, но акцию прервали городские власти. В этот момент было закрашено уже 2,5 метра стен. Расстроенный художник в знак протеста отказался занять должность доцента в Высшей школе искусств и покинул Гамбург.

Но, не смотря на свою прочую деятельность, в первую очередь Фриденсрайх Хундертвассер известен как архитектор. Его творения, не имеющие одинаковых окон, с деревьями посреди комнат, «живыми» крышами и неровными линиями — легко узнаваемы. Свои взгляды на зодчество он впервые изрек под сводами бенедиктинского монастыря в пламенном манифесте против рационализма. Более того, в будущем он разработал, а точнее просто выдумал свою собственную художественную философию, которую подробно изложил в книге «Манифест замшелости против рационализма в архитектуре» и сборнике эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни». Не только словом, но и делом подтверждал Фридрих собственные мечты — им реализовано достаточно большое количество архитектурных проектов, каждый из которых, без исключения, является носителем той самой удивительной философии.

Можно заметить, что дом Бильбо Бэггинса из Властелина Колец, воплощенный Питером Джексоном в известной экранизации — является идеальным домом Хундертвассера, взгляды и работы которого, скорее всего, вдохновили режиссера. К слову, доживать свои годы Фридрих предпочел именно в Новой Зеландии, где и создал себе дом, крышей которого выступал естественный холм.

Но в то в время, когда до старости Хундертвассеру было еще далеко, работы смелого архитектора, не смотря на всю свою абсурдность и непохожесть на существующий канон, стали вызывать не только интерес, но и определенное доверие в среде австрийских градоначальников. Так, Фридриху поручили несколько проектов реабилитации жилых массивов, с которыми он стравился на все 100: ранее однотипные и серые, они превратились в настоящий сказочный уголок. Яркие цвета, из которых он более всего любил небесно-голубой, мозаика из битой керамической плитки, к которой Фридрих питал не меньшую страсть, нежели Антонио Гауди, золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, оборудованные в стенах ниши для деревьев — после работы, проделанной архитектором, типичные спальные районы преобразились из депрессивно-унылых в радужно-волшебные, являясь теперь настоящими городскими достопримечательностями.

Отдельное место в творчестве Хундертвассера занимает окно. По его мнению, дома состоят вовсе не из стен, а из окон, которые «должны танцевать», а не «идти в ряд, строем». Обычные окна он называл «грустными».

«Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря » — писал Фридрих в одной из своих работ.

Стандартизированные окна расстраивали его, равно как и линейное мышление. Человек, по мнению Хундертвассера, должен иметь право хотя бы разукрасить по собственному усмотрению стены вокруг своих окон, выразить себя. Окна он сравнивал с порами кожи или с глазами, «выражение» которых демонстрирует «настроение» всего дома и живущих в нем людей.

Одно из уникальных явлений в современной Вене — Дом Хундертвассера. Его «настроение» — веселей некуда. Ни одного одинакового окна вы на его фасаде не найдете. Более того, прямые линии — не про это место: стены, полы и даже тротуарная брусчатка вокруг дома — волны и неровности повсюду. Интерьер комнат тоже удивляет — прямо из пола может расти дерево. Крыша Дома также покрыта зелеными насаждениями.

Существует мнение, что Hundertwasserhaus — воплощение истинной обители художника, который отказался от своего гонорара за реализацию этого проекта, будучи безмерно счастлив от самой возможности его реализации. К слову — квартиры в этом доме являются одними из самых дорогих в Вене, а от желающих приобрести тут недвижимость не было отбоя. Возможность стать сопричастным к настоящему волшебству обходится простым маглам достаточно дорого, что поделать.

Но не смотря на всю сказочность своих проектов, Хундертвассер никогда не забывал про практичность. Фасад Hundertwasserhaus он подготовил таким образом, что ни дождь, ни снег, ни ветер практически не в силах оказать на него свое пагубное воздействие. Специально для этого была изготовлена специальная цветная штукатурка, производство и нанесение которой осуществлялось вручную под личным контролем архитектора.

Сам Фридрих обитал в основном в пентхаусе на крыше Музея современного искусства в Вене, где жизнь всегда кипела. Его виллы, построенные по авторским проектам, разбросаны по всему миру, равно как и рабочие проекты Хундертвассера, реализованные в Мехико, Мэриленде, Монреале, Будапеште, Ганновере, Торонто, Брюсселе, Бруклине и еще много где. В Токио, например, можно найти инсталляцию «Памятник часам XXI века», а на вокзале Лиссабона ваш взор гарантированно будет привлечен грандиозным панно из изразцов «Погружение Атлантиды».

Хундертвассера пытались уличить в недостатке образования и отсутствии стремления к перфекционизму, но его это мало волновало. Он хотел, чтобы его звали волшебником.

Один из проектов, реализованных этим волшебником от архитектуры — расположенный, опять же, в Вене дворец, волнистые стены которого скрывают мусороперерабатывающий завод, чего не скажешь, глядя на его трубу, напоминающую по форме нарядную елочную игрушку. Стоит заметить, что это абсолютно безопасное производство с точки зрения экологии. Энергия же, полученная от переработки мусора, превращается в электричество, благодаря которому вечерняя Вена освещена тысячами фонарей.

Другой проект Хундертвассера, связанный с природой чуть более плотно, нежели все остальные — дизайн рекреационного центра в Бад Блюмау, находящегося в юго-восточной части Австрии. Там, лет тридцать назад, были открыты несколько минеральных источников и местное руководство приняло решение о создании туристической базы. Ну а дабы она была максимально близка как к природе, так и к туристам — пригласили Фридриха. И он вновь справляется краше некуда: все та же сказочная манера, те же необычные фасады, «танцующие» окна, максимальное озеленение и вписывание всех корпусов в природный ландшафт. Так вновь оказался воплощен проповедуемый Хундертвассером на словах и реализуемый на деле принцип гармоничного союза человека и природы.

Принцип этот, согласно воззрениям Хундертвассера, достаточно прост: каждый должен иметь возможность проектировать и нести ответственность за те четыре стены, в которых он обитает, иметь возможность строить. Пока этой свободы не существует, современную архитектуру нельзя считать искусством.

«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий , — пишет художник в одном из своих эссе. — Если не верите — сосчитайте все прямые линии, что вас окружают. Прямые линии связывают нас, как пленников в тюрьме, и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания ».


За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер (реальное имя Фридерик Стовассер) был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что "Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон". Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике - строя дома из окон.

Фриденсрайх Хундертвассер – архитектор-сказочник, художник-фантаст, космополит в творчестве и жизни, философ, в двойном псевдониме которого, переплелись яркость, романтичность, самобытность его натуры – «Friedensreich» – «Царство мира», «Hundertwasser» - «Сто вод»…

Фридерик Стовассер, проучившийся всего три месяца в Венской Академии изящных искусств, создатель собственного оригинального, виртуозного, радужного стиля, выведший теорию «диктатуры окон», когда каждое окно индивидуально и имеет право на собственную жизнь, полную радости и праздника, и воплотивший свои волшебные фантазии в жизнь, в жизнь поистине живых, свободных, поющих домов, полных детского, сказочного воображения и пышущих духом странствий и радости…

Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина боится его сумасшедшего абстракционизма, способного превратить элегантную Вену в сказочный город гномов с разноцветными пряничными зданиями. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники.
В общем, это скандальнй зодчий Фриденсрайх Хундертвассер!


В 1928 году в Вене в еврейс­кой семье родился мальчик Фридрих Стовассер. В детстве учился в школе Монтессори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе.
Никто и не подозревал, что этот малыш через 20 лет станет редчайшим институтом идей абстракционизма, порой переходящих в бе­зумство. А все началось, когда юноша, путешествуя по Италии, решил сменить собственное имя Фридерик Стовассер на более эстетичное и несколько шокирующее - Фриденсрайх Хундертвассер. Части нового имени значили "царство мира" и "сто вод". В этом псевдониме переплелись яркость, романтичность и самобытность его натуры, оказавшие непосредственное влияние на все его творения.


Всего три месяца Хундертвассер успел проучиться в венской Академии изящных искусств, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, а потом укатил в долгое путешествие. Италия, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция... В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня счел занятия скучными и бросил их.
Позже основал универсальную академию всех творческих областей под названием “Пинторариум”.


Вскоре он создал собственный оригинальный графический стиль, похожий на безумные воронки "Звездной ночи" Ван Гога. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содер­жанием.





Для него она была символом бесконечности мысли и совер­шенства. Он рисовал эти бурные водовороты с особой страстью, чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую рукой художника.


Его творческого рвения и энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об образе города.


Хундертвассер считал, что жизнь в одинаковых домах-коробках ограничивает людей в праве на гармонию и собственный вкус: людям навязывают безликие и бездушные стены, не имеющие индивидуальности. А на самом деле, каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него. Именно с такими мыслями Хундертвассер возглавил несколько проектов по "реабилитации" бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема и замки. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность.

Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект - выставочный зал в Вене. Идея с "деревьями-квартиросъёмщиками" не случайна: Хундертвассера занимала экология.







Творчество этого человека вряд ли может вызывать однозначную реакцию. Кто-то совсем не приемлет стиля, в котором выполнены его архитектурные работы, называет самого автора самоучкой, выскочкой и создателем «пряничных домиков». Другие же им восхищаются, вдохновляются его теориями и по-настоящему гордятся тем, что живут в строениях, возведённых по проекту Фриденсрайха Хундертвассера (1928 - 2000).






Так или иначе, видение мира этого человека и сегодня вызывает значительный интерес, сформулированные теории и манифесты звучат актуально, а Хундертвассерхаус в Вене входит в обязательный туристический маршрут каждого уважающего себя «охотника за достопримечательностями».

Это напоминает известную сказку "Ганс и Гретель": стены там были сделаны из печенья, крыша покрыта пряником, а окна - прозрачные леденцы. Это сказочное жилье - одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго. Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, наверное сложно передвигаться по неровным полам. Все зависит от того, кто перевешивает в душе жильца - эстет или обыватель.


Дом Хундертвассера, Вена, 1983-1986
Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон.















Хундертвассера очень интересовала экология, и он считал, что дать деревьям и траве место в доме и сверху - хоть какая-то компенсация за вред, нанесенный природе. Из интересных фактов стоит еще раз напомнить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: "почему, вы носите разные носки?" Он каждый раз отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера всецветна и геометрична. Сперва может показаться, что это абстракционизм, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена целая концепция. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление на два дня. Пока зрители скопились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить задуманное и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение.

Фриденсрайх Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов в Австрии, Германии, Японии, оставил свой след в Новой Зеландии, США, Израиле, Швейцарии. Вот некоторые его работы:





















Хундертвассер много работал также над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».

Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает где жить, с кем жить и самое важное как жить. Мы создаем собственный "дом", наполняем его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как не повторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, помогают отбросить в сторону шоры и взглянуть на этот мир иначе…

Я просто влюбилась в эти домики, вот бы жить в одном из них, смотришь на свое окошко, а оно не такое как все, не такое серое, оно необычное, яркое! Если б все такие домики были, наша земля была бы похожа на сказочные городки. И мы бы все, наверное, больше б улыбались, ведь как можно не улыбаться, когда ты видишь такие потрясающие, яркие здания

CIn the Meadows Bad Soden 1990-1993


1983-1986 Дом Хундертвассера - жилой дом в Вене. Здание выделяется «холмистой» этажностью, крыша укрыта землей и травой. Внутри многих комнат посажены деревья. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы, и 250 деревьев и кустов.

Motorway Restaurant, Bad Fischau


“Дождевая башня”1991-1994


Отель1993-1997


Церковь св.Барбары 1987/1988)

Семейный центр 2004-2005

Фонтан 1993/94


Крытый рынок Швейцария), 1998-2001


1998-2001Крытый рынок


Германия Башня Хундертвассера 1999-2010

1997-2001(Мусоросжигательный завод “MOP”,Япония)


Мусоросжигательный завод в Вене 1988-1992

А это домик для Рональда Макдональда.

Слон в Хамме (Германия)

"Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема"
Лесная спираль в Дармштадте, Германия:


Зелёная цитадель в Магдебурге, последний проект Хундертвассера:


Вокзал в Uelzen:


Дом «Хундертвассер» в Вене, Австрия:

Эти вещи должны приносить радость тем, кто ими владеет и должны восхищать их и вызывать уважение, также из-за того, что вещи открывают новые смыслы, например, как странствование по незнакомой стороне или как волшебные деревья, которые постоянно прирастают новыми ветками, листьями и цветами, которые никогда раньше не видел.»


За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер (реальное имя Фридерик Стовассер) был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что "Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон". Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике - строя дома из окон.

С полузакрытыми глазами,
Также как я постигаю рисунки
Вижу и дома Данкельбунта
Вижу луга на крыше
Вместо безобразного кремового бетона

Фриденсрайх Хундертвассер (Fridensraih Hunderwasser) (15.12.1928 - 19.02.2000). Часть Вены невероятно гордится им, вторая часть возмущается, полагая, что, если дать архитектору возможность, он сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - восклицают противники. "Хундертвассер - гений!" - парируют сторонники. Эксцентричный, гениальный, провокатор, фанатик, космополит, бродяга и артист. И не по немногу, а на всю катушку

Дом Хундертвассера в Вене (его так и называют в путеводителях) - зрелище потрясающее. Это даже не дом, а чудо. Его расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как ключевой фрагмент декора. В этом доме вы не найдете и двух окон одинаковой формы и размера. Все стены неровные, полы больше походят на лесную тропинку. И все это чудо украшено сумасшедшей буйной растительностью всех оттенков зеленого.


Это напоминает известную сказку "Ганс и Гретель": стены там были сделаны из печенья, крыша покрыта пряником, а окна - прозрачные леденцы. Это сказочное жилье - одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго. Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, наверное сложно передвигаться по неровным полам. Все зависит от того, кто перевешивает в душе жильца - эстет или обыватель.

Что же так повлияло на творчество этого, несомненно талантливого и самобытного архитектора? Для ответа на этот вопрос нужно углубиться в историю… Хундертвассера отличают энтузиазм, фантазия, неповторимый стиль и необычная архитектурная концепция. Родился он в 1928 в Вене, в детстве учился в школе Монтессори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе. Когда ему было 20 лет, во время путешествия по Италии, сменил своё имя на более благозвучное с его точки зрения - Фриденсрайх Хундертвассер. Хундертвассер учился в Академии изящных искусств в Вене, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, много путешествовал, и всего один день проучился в школе изящных искусств Парижа. Позже основал универсальную академию всех творческих областей под названием “Пинторариум”. В любви был несчастлив, два раза женился, браки продлились год и пять лет. Долгие годы он шокировал общественность неординарными поступками. К примеру, Хундертвассер постоянно одевал разные носки. Составил манифест “Право на третью кожу”, прочитав его в обнаженном виде в 1967 году в Мюнхене, прямо перед изумленной толпой. А после семидесяти лет Фриденсрайх стал везде появляться в сопровождении молодых девушек.
На фотографии Фриденсрайх Хундертвассер с матерью на море. 1932 год


Хундертвассер с Ren? Br? в павильоне Castiglione в Saint- Mand? возле Парижа рядом с фреской, которую они красили вместе, 1950

Hundertwasser на своей выставке в Студии Поль Facchetti, Париж, 1954

Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон. В Новой Зеландии он построил дом такой формы, где крыша плавно переходит по бокам в холм. Сверху растёт трава, которую частенько приходят пощипать бараны. Хундертвассер был уверен, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право выглянуть из своего окна и разукрасить или как-то изменить стену вокруг него, до куда рук и кисти хватит. Он воплотил в жизнь несколько проектов по реставрации бывших фабрик и заводов - скучных коробок, которые художник превращал в сказочные дворцы. Как и Гауди, Хундертвассер почти везде использовал битую керамическую плитку: создавал из неё мозаику, украшающую до этого ровную и унылую поверхность. Он также вершил дома золотыми или голубыми куполами-маковками, меняющими монотонность ровной крыши, и создавал в стенах ниши для деревьев. Самый образцовый такой проект - KunstHausWien - выставочный зал в Вене. Идея с деревьями не случайна: Хундертвассера очень интересовала экология, и он считал, что дать деревьям и траве место в доме и сверху - хоть какая-то компенсация за вред, нанесенный природе. Из интересных фактов стоит еще раз напомнить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: "почему, вы носите разные носки?" Он каждый раз отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера всецветна и геометрична. Сперва может показаться, что это абстракционизм, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена целая концепция. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление на два дня. Пока зрители скопились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить задуманное и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. Ниже на фото видны эти непрерывные линии.


Hundertwasser в Tokиo, 1961

Hundertwasser на Евровидении, Дюссельдорф, 1972


Hundertwasser с его живописями в Австрии, 1978


Трехмерные образцы монет, 1978

Марки Хундертвассера

Любимое животное Фриденсрайха - улитка с домиком на спине.


Хундертвассер много работал также над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».

Спираль была его любимой темой, он рисовал ее, являясь чуть-чуть сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику «психоделически» яркие по краскам, с вьющимися линиями. Его стиль «бесконечной линии» вошел в число художественных эмблем Австрии.


В ХОЛМАХ ЛУГА, модели Архитектуры, 1989



Проекты телефонных карт, 1992


Фонтан 1993/94


КОНДОР БОИНГА 1995 год.


Фреска для станции столичного метро Лиссабона, 1996-1998


Дерево тюльпана, растущее на его могиле.

Я собираюсь породнится с землей

Быть похороненным голым, без гроба

Под деревом, на своей родине Маори

Он похоронен душа в душу с природой на его земле в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Умерших.

Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов:


In the Meadows Bad Soden 1990-1993


Living Beneath the Rain Tower, Plochingen 1991-1994(“Дождевая башня”)


Children"s Day-Care Centre Heddernheim 1988-1995 (Детский центр)


Thermal Village Blumau - The Rolling Hills 1993-1997(Отель)


Дом Хундертвассерa 1983-1986 (Жилое Здание Города). Дом Хундертвассера (Hundertwasserhaus) - жилой дом в Вене. Здание выделяется «холмистой» этажностью, крыша укрыта землей и травой. Внутри многих комнат посажены деревья. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы, и 250 деревьев и кустов.

Kids Plaza Osaka - A Children"s Adventure Architecture 1996/97(Детская игровая площадка)


Фриденсра́йх Хундертва́ссер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя - Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser); 15 декабря 1928(19281215), Вена, Австрия - 19 февраля 2000, Новая Зеландия) - австрийский архитектор и живописец.

Фридрих Хундертвассер родился 15 декабря 1928 года в Вене. Отец - австриец, мать - еврейка. С 1936 года посещал венскую школу в системе Монтессори. Матери пришлось одной воспитывать своего единственного ребёнка, так как отец внезапно умер, когда малышу не было и одного месяца.
Позже, в 1937 году, желая спасти сына от преследований нацистов, мать-еврейка настояла на крещении Фридриха в католическую веру. Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто - Hundert). Придуманное им для себя имя - переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром).

В 1948 году Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств. Тогда же он начал активно заниматься творчеством. Сильное влияние на него оказал Эгон Шиле .

Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.

Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.
Самый известный такой проект - KunstHausWien - выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём - хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе. Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: «Почему вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»
Графика и живопись Хундертвассера многоцветна, геометрична, изобилует вариациями спиральных структур. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна.

В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох (Bazon Brock) и Харальд Шульт (нем. Herbert Schuldt), непрерывно рисовали линию на стенах - сначала чёрным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла своё завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства на Lerchenfeld и покинул Гамбург.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →