Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных. Легко ли научиться играть на гитаре? Можно ли научиться играть на

Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант - это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко , если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выбор и покупка гитары

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное - более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Знакомство с гитарой

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний - у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройка гитары

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.

По тюнеру

Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.

По пятому ладу

Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуем играть

Наконец мы добрались до самого интересного - собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн - с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Играем мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Классический «В траве сидел кузнечик»:

«Дым над водой» Deep Purple:

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Мелодия из фильма «Бумер»:

«Имперский марш» из «Звёздных войн»:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Играем аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, - игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля;
  • H - си.

Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет - мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и - в кружках - пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 - указательный, 2 - средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик - то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:

Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним - четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем - третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:

С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре - приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».

Также можно найти в интернете любые другие песни, которые вам нравятся (например, по запросу «на лабутенах аккорды»). Если в подборе попадаются незнакомые аккорды, можно попробовать найти другой или просто выучить что-то новое.

Бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное - не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное - практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить и укажут на недостатки.

Лично для меня и акустическая гитара, и электрогитара – разновидности одного и того же музыкального инструмента. И, по-хорошему, если ты умеешь играть на акустике, предполагается, что ты справишься и с электрогитарой.

Конечно, в стилях и приемах игры на этих инструментах есть определенное различие, которое, однако, не мешает успешно использовать оба инструмента по прямому назначению.

Я в свое время начинал с электрогитары, затем занимался акустической гитарой, и в итоге, смог объединить оба эти знания. Но, я встречал и другие примеры. Особенно характерные для музыкантов середины девяностых. Как обстоят дела на музыкальном фронте сейчас – не имею представления. Как-то по характеру своей деятельности я мало общаюсь с действующими музыкантами. К сожалению. Так вот, мне известны примеры, когда гитарист, неплохо освоивший электрогитару (это, знаете, такой любитель соляков), в буквальном смысле, не понимал, что делать с акустической гитарой. Мол, что это? Почему она такая большая и неуклюжая, почему такой широкий гриф, где здесь «звучки» и «спарки»? Ну и все в таком ключе.

Я понимаю, что это скорее их недочет, чем общее правило. Ведь любой гитарист обязательно попробует оба вида гитар. Даже из простого интереса. Но вот в чем вопрос. Как учиться играть на электрогитаре? Достаточно ли просто переложить на нее технику игры на акустике? И нужно ли изучать все премудрости именно электричества?

Я думаю, каждый гитарист, который задался такими вопросами, должен ответить на них положительно. Да, осваивать электрогитару нужно! Да, изучать все приемы игры на ней нужно обязательно! Иначе, какой смысл в такой игре, если Вы не будете использовать весь потенциал электрогитары.

Еще один вопрос, как именно учиться играть на электрогитаре? То есть, какую форму обучения лучше выбрать. Какие есть варианты? Я вас умоляю. Их масса.

Самый очевидный способ – музыкальная школа по классу, если не ошибаюсь, эстрадно-джазовой музыки. Долго, скучно, ответственно. Зато в итоге вы получите диплом об окончании школы.

Если не хотите тратить столько времени, Вам в помощь индивидуальный преподаватель. Плюсы: вы учитесь ровно столько, сколько хотите. Минусы: Вам может попасться плохой учитель, обучение будет не дешевым, Вы не получите диплом по окончании учебы, и, главный, Вы будете знать всего понемногу.

Вариант бюджетный. Смотрим видео с концертов, качаем табулатуру и учимся самостоятельно. Из плюсов я бы выделил только дешевизну этого способа. Все остальное уйдет в минусы.

Автор курса – профессиональный гитарист и учитель игры на гитаре Алексей Демидчик. Собственно, о нем, как и о его курсе Вы можете узнать на странице видеокурса. Он отлично расписал все преимущества своего продукта.

Я лишь скажу Вам, что приобретение по электрогитаре несет в себе сплошные плюсы.
Во-первых, вы экономите немалые деньги, поскольку платите за курс всего один раз, а обучаться можете сколько угодно.
Во-вторых, Вам не нужно никуда ехать. Вы обучаетесь дома, на даче, в гостях – где сами захотите.
В-третьих, Вас никто не торопит, и Вы можете пересматривать уроки снова и снова.
В-четвертых, Вы получите бесплатные консультации автора курса. А это очень важный момент, ведь профессиональный гитарист всегда сможет дать Вам правильный совет, исправить Ваши ошибки и подсказать нюансы обучения.
В-пятых, вместе с курсом Вы получите бонусы:

— Программа для настройки гитары;
— Метроном;
— Самый большой архив табулатур в формате «Guitar Pro».

На мой взгляд, это лучший курс для того, чтобы освоить электрогитару быстро и просто.

Мне, как преподавателю игры на гитаре, постоянно задают такой вопрос:

Нужен ли преподаватель по гитаре или нет?
Можно ли дома, сидя около компьютера, научиться играть на гитаре самому?

Что по этому поводу думаю лично я…

Достаточно интересный вопрос, так как некоторые думают, что они могут и сами над собой заниматься. Может быть и так. Но лично я не знаю успешных людей, которые не прибегали бы к помощи специалистов в интересующей их области. Всегда кто-то кому-то что-то объясняет и помогает. Это либо совет, либо пример, или уже работа над сделанными ошибками.

Сегодня благодаря YouTube, каждый может учиться и продвигаться в любом искусстве, специальности сам. Будто музыкант, юрист или спортсмен, или еще кто-нибудь. Но почему-то до сих пор существуют учебные заведения и преподаватели. По сути в ВУЗах преподается всё тоже самое что и на ю-тубе. Точно так же можно посмотреть уроки игры на гитаре, лекцию по истории, да и много еще чего интересного. И согласитесь, что и там и там может говорить один и тот же педагог.

На самом деле важно понять очень важный нюанс:

Первое - это атмосфера обучения.

Вы никогда не погрузитесь полностью в процесс сидя дома перед компьютером, держа в одной руке гитару, а в другой булочку с колбасой. При этом, перематывая один урок за другим, говоря себе: это не интересно, это ни о чем, а это не понятно. А тут здорово звучит, это я буду играть. Без сомненья, это, конечно хорошо, что мы любим играть то, что нам нравиться и от чего нас прет, но вопрос в другом. На сколько этот материал, который нам понравился, будет нам полезен в данный момент нашего обучения? Ведь практически всегда, перед тем как дать какую-то пьесу, я сначала ставлю звук у учеников. Это можно делать на примере всевозможных этюдов и различных упражнений на гитаре. После, как гитара начинает петь в руках обучаемого, мы начинаем работать над композициями. И нам уже легко представить, что брать, а что нет. Ведь так же можно сказать и про спортсменов, которые ходят заниматься именно в спорт зал. Никто из них не занимается дома. Можно ведь качать свои мышцы и дома, но там нет нужной атмосферы. Всегда есть отвлекающие факторы.

Второе - это четкая последовательность действий

Если для продвинутого человека важна только атмосфера, то для новичка очень важно и то и другое. Правильная последовательность действий от простого к сложному.
Когда ко мне приходят заниматься гитарой в реале или по скайпу, то первое что я делаю, это определяю уровень способности человека. К сожалению YouTube этого сделать не может. Это огромный минус этого глобального ресурса. Потом, нет стимула к развитию и того, кто вовремя сможет поправить если что-то пошло не так. Типичные ошибки это качество звука. Обычно новички не обращают никакого внимание на свой звук. А это самое важное в игре на гитаре. Очень важно следить за тем, правильно ли получается играть под метроном или нет. Если будут ошибки, то ваш экран не сможет вам сказать об этом.
Когда человек занимается с кем-то, например с педагогом, то у него есть определённый стимул к развитию. Ему хочется порадовать своего педагога тем, что у него что-то получается и чтобы его похвалили. Ну согласитесь с тем, что когда человека хвалят, то ему это приятно и ему, как минимум уже не хочется огорчать своего учителя не сделанным домашним заданием. Ученик начинает изо всех сил стараться выполнять задание. Как раз отсюда сразу идет рост музыканта. Соответственно, если давать правильное задание, то и итог занятий будет вполне заметным для самого обучающегося и для окружающих его знакомых.

Сдача экзаменов

У всех моих учеников есть жесткие рамки сдачи экзаменов. Несмотря на то, что они учатся частным образом, я практикую сдачу зачетов и экзаменов. Иначе развитие будет долгим и незаметным. А так получается, что есть четкие рамки сдачи материала. Да и для учеников это дополнительная практика игры на гитаре на сцене. При чем не только перед людьми, которые порой бывают далеки от музыки, но и такими же учащимися как и он сам. Поэтому все понимают, что из-за жестких рамок и контроля, они вовремя все выполняют и начинают сами понимать, что лучше играют из-за такого темпа занятий. Это даёт рост для них. Волей-неволей ученик начинает заниматься и готовиться к сдаче своего зачёта. Получается такой строгий контроль над ним. Ну а как без него? Это очень удобно. Удобно и для педагога - не размусоливать материал на долгие года, и для учеников - видно результат. Тут и сами ученики понимают, что если не будут выполнять соответствующие задания за определенный срок, то и развитие будет очень медленным.

Важен процесс

Конечно не стану отрицать и тот факт, что есть и такие ученики, для которых не важен результат, а важен сам процесс. Это такие люди, которые всю жизнь хотели научиться играть, но не было времени. Они прекрасно понимают, что не станут мировыми звездами, им это и не надо. Они, как правило, уже в своем деле, в каком-то смысле звезды. Но страсть к инструменту все еще живет в их крови. Таким ученикам важно правильно составить материал, который будет не сложным, а интересным и вполне доступным, не будет их отталкивать. Им уже не интересно играть вперёд назад гаммы или арпеджио. Им нужно давать тот материал, который они сами хотят. Не нужно перед ними выпендриваться, показывая как вы умеете быстро перебирать пальчиками по грифу. Такие ученики этого не любят. Да и не зачем это. Если они выбрали себе педагога, то они уже понимают, что этот человек может дать жару.

Как правило, каких-то огромных прорывов в музыкальном искусстве они может и не достигнут, но только лишь потому, что сами не станут уделять гитаре должного времени и следованию нужной методики педагога. Поэтому всегда, когда я вижу перед собой человека старше себя, то вначале я с ним просто общаюсь, выясняя для себя, что в итоге он хочет получить от уроков. После этого выстраиваю нужную программу и вперед.
Единственный минус, это их рост. К сожалению он не такой как у тех, кто занимается по моим проверенным временем, методическим наработкам и заметкам. И такие ученики, как правило, не участвуют в зачетах и экзаменах. Так они и занимаются для души. Однажды мне сказал один из моих учеников такие слова: Николай, жизнь итак полна стрессов и переживаний, так ты нам еще их и добавляешь. Да, но согласитесь что именно в стрессовых ситуациях вы и будете получать огромную практику игры на гитаре.

Поэтому нельзя отрицать важность и нужность учителя в музыкальной сфере деятельности. Даже не смотря на то, что каждый ученик занимается любимым делом. Всегда нужен тот, кто будет подталкивать, давать стимул для роста, ну и давать пинка под одно место.

Педагог нужен для того, чтобы увидеть, рассмотреть способности обучаемого, его потенциал, а главное все это развить.

Порой, когда приходит новый ученик заниматься, то я уже вижу после первого урока, что примерно в итоге из него может получиться. Конечно он и самостоятельно, без учителя, сам может когда-то придти в нужную цель. Но перед тем как прийти в нужную цель, может ходить долгое время кругами вокруг да около и только после того, как уже наломает дров, выйти на нужный для него путь. А может быть и такое, что вовсе все бросит и перестанет развиваться. Очень печальный факт того, когда мои ученики по каким-то причинам перестают заниматься говоря, что сами теперь будут это делать. В итоге через какое-то время бросают это дело и вообще перестают играть. Почему? Потому что нет педагога, пропал стимул. Нет программы и нет нужной атмосферы. Уже никто не подталкивает. Нет определенной ответственности. Появляется, так называемый «расслабон», который в последствии рушит будущего гитариста.

Я, как педагог, могу помочь в том, чтобы ученик не наломал дров, и в итоге не бросил гитару, а развивался полноценно в свое время делал разные упражнения и композиции по силе.

В заключении всего выше сказанного, могу сказать однозначно, что без педагога по гитаре учиться будет очень сложно.

Сегодня вы можете начать брать у меня уроки игры на гитаре по скайпу

Гитара – универсальный музыкальный инструмент, прекрасно звучащий, как в качестве аккомпанемента, так и виде соло. Мягкий и глубокий тембр классики, звонкий и громкий акустики заставляют влюбляться людей в эту музыку. Многие из них однажды услышав гитарную музыку загораются идеей выучиться обращаться с инструментом. Желающие заниматься этим делом задаются вопросом: «можно ли научиться играть на гитаре самому?», «как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях?» и т.д. Ниже мы дадим ответы на эти животрепещущие вопросы. Итак, поехали!

Но прежде чем учиться

Ответьте себе – «зачем?». Да-да! Это не шутка и не попытка вас демотивировать. Существует несколько видов гитар, и каждая из них используется для исполнения разных жанров музыкальных произведений. Поэтому, прежде чем браться за учебу, вам необходимо понимать, что именно вы хотите играть на шестиструнной гитаре. Давайте сделаем небольшой экскурс. Обычно гитары делятся на два вида: классические и акустические.

У первых мягкие нейлоновые струны, глубокое звучание и подходят они для исполнения классических произведений, фламенко, баллад, романсов и других инструментальных композиций. Акустика же оборудована громкими и звонкими металлическими струнами, предназначенными, чтобы играть аккорды и исполнять аккомпанемент. На ней тоже исполняются инструментальные композиции, но звучать они совершенно по-другому. Вообще, роль играет разница между гитарами, только если вы хотите исполнять классическую музыку или играть аккорды. В первом случае вам подойдет ТОЛЬКО классическая гитара, во втором – акустическая, для остальных вариантов лучше сходить в магазин и послушать разницу в звучании. Итак, если вы уже определились с гитарой, идем дальше.

Как долго нужно заниматься?

Второй вопрос, возникающий у начинающих гитаристов – это «за сколько можно научиться играть на гитаре для начинающих?». Однозначного ответа нет. Профессиональные музыканты учатся 6-7 лет в школе, 3-4 в училище и 4-6 в консерватории. Но не пугайтесь, длительность обучения больше зависит от того, чего конкретно вы хотите достичь и сколько сил готовы потратить на дорогу к цели.

Например, чтобы с нуля выучить очень простую песню аккордами хватит 1-2 недели, для легкого инструментального произведения потребуется около месяца. Освоить приемы вроде баррэ, слайды, флажолеты, легато обычно получается только спустя 6-12 месяцев игры. Поэтому если вы ищите ответ на вопрос «как быстро научиться играть на гитаре», то единственный ответ – «никак».

Поймите, что обучение – это не легкий процесс, а часто нудное занятие, где часами приходиться долбить одно и тоже, чтобы добиться результата. Но звучание музыки, исходящей из-под ваших пальцев того стоит, поверьте. Если вы планируете «серьёзно» учиться играть, то вам потребуется заниматься ежедневно, как минимум по 20 минут столько дней, сколько потребуется, чтобы выучить все песни и композиции, который вы хотите.

Сложно ли научиться играть на гитаре? Несомненно, это и сложно, и долго, но, когда по-настоящему увлекаешься процессом не замешаешь потраченных времени и сил. Но если не терпится приступить к игре то для Вас мы сделали

Общие принципы игры

С технической точки зрения, игра на гитаре – это процесс, во время которого вы левой рукой зажимаете струны на ладах, а правой щипаете их над розеткой (отверстие в корпусе) или бьете по ним рукой/медиатором.

Первое с чего нужно начать – постановка рук. То есть такое положение рук, которое они принимают во время игры. На первый взгляд может показаться мелочью, но от нее зависит и техника, и удобство игры. Если упустить этот момент, играющий значимую роль, то через время руки начнут быстро уставать, а какие-то приемы будет не получаться. Поэтому уделите постановке рук внимание.

Следующий шаг – учиться звукоизвлечению — движениям руки, которые совершаются для извлечения звука. Когда научились объединяйте правую руку с левой и старайтесь зажимать струны левой рукой и одновременно извлекать звук правой. На этом этапе найдите несколько специальных упражнений и играть их.

Узнать, про правильную постановку рук и звукоизвлечение можно на страницах нашего сайта. Если же не найдете подходящей информации — пишите в комментариях, Мы обязательно Вам поможем с правильным уроком! Параллельно полезно почитать информацию про устройство гитары, лады, струны, обозначения пальцев и т.д. Если у вас хватит энтузиазма начните учить музыкальную теорию.

Как играть аккорды

Когда вы уже можете извлекать из гитары звуки на разных ладах – учите аккорды. Да, мы рекомендуем начать с общих аккордов, а песни пока отставить в сторону. Посмотрите в интернете, как брать на гитаре самые распространение аккорды (A, am, C, D, dm, E, em, G). Сначала научитесь ставить пальцы на них так, чтобы все струны хорошо звучали и не дребезжали. Потом тренируйтесь переходить с одного аккорда на другой, сначала медленно, а затем ускоряйтесь. Попробуйте сыграть подряд более длинные последовательности аккордов, приятно звучит последовательность am, C, em, dm. Когда будет получаться уверенно – выбирайте плегкую песню и изучайте под нее бой или перебор.

Перечень самых простых композиций:

  1. Беспечный ангел – Ария.
  2. Восьмиклассница – Кино.
  3. Чунга-Чанга.
  4. Perfect – Pink.
  5. Love the way you lie – Emineb ft. Rihanna.
  6. Paparazzi – Lady Gaga.

Как играть перебором

Перебор – это такой способ игры, когда вы по очереди дергаете струны в каком-либо порядке. На нем строятся куплеты многих песен (тот же беспечных ангел). Вариантов переборов много, учить все разом нет необходимости. Чтобы научиться играть перебором на гитаре, поставьте любой аккорд и медленно несколько раз проиграйте его по схеме, когда запомните ее – постепенно ускоряйтесь, а затем играйте последовательность из нескольких аккордов. Это оптимальный способ изучения. Вот схемы самых простых переборов:

Нижняя линия на картинке обозначает самую верхнюю струну на гитаре – басовую.

Учим бой

Играть бой на гитаре лучше учиться тем же методом, что и перебор. Вы можете учить их по необходимости или сразу разобрать несколько самых популярных. Второй вариант пригодиться тем, кто хочет попробовать сочинять свои песни. Самые распространенные бои и их схемы:

Стрелочки указывают направления движения руки или медиатора, знак «х» обозначает глушение струн. Есть еще бои «шестерка», «восьмерка» и много других. Из названий легко понять, что они определяют количество ударов и глушений. Вариаций много, главное, чтобы бой вписывался в счет (шестерка – счет на 6, восьмерка на 8 и так далее), а так вы можете поэкспериментировать и попробовать составить комбинацию самостоятельно.

Как научиться играть инструментальные или классические произведения

После первого этапа начните изучать простейшие этюды и мелодии типа «кузнечика». Но сначала освойте навык чтения нот или табулатуры.

Ноты – это графическая запись музыкальных произведений на 5 линеечках, где один символ обозначает звук определенной высоты. Сложности, которые могут тут возникнуть – много потраченного времени на запоминание нот на ладах гитары и на записи. Но плюс в том, что большинство произведений записываются нотами и выучив их один раз перед вами откроются «все двери». Так что играть на гитаре по нотам – это круто, хоть и сложно.


Табулатуры – наглядные схематические изображения, которые показывают какой лад на какой струне нужно зажать. Главный плюс – их легко научиться понимать и читать их быстрее, чем ноты. Но в табах можно найти далеко не все музыкальные композиции.

Выберете себе простую мелодию и начинайте, не спеша, учить ее маленькими частями. Сначала добиваемся легкости в игре одной части, а потом переходим к изучению другой, соединяем их, добавляем еще кусочек и так до конца мелодии.


Когда выучили несколько композиций, изучайте приемы:

  • легато;
  • баррэ;
  • флажолет;
  • фаршлаг;
  • глиссандо.

Их описания легко найти на нашем сайте. Постепенно усложняйте композиции, рекомендуем вам скачать какой-нибудь нотный архив или сборник табулатур.

Процесс обучения происходит постепенно, небольшими шагами. Вы учитесь играть песни на гитаре и произведения сложнее, чем предыдущие, а вместе с ними новые приемы и техники. Каждый успех приносит вам радость и наслаждение, но перед ним приходится потрудится и приложить усилия. Сколько времени на это потребуется? Учитесь, пока это доставляет вам удовольствие.