Какие декорации. Основные материалы, используемые при оформлении постановок. Как создают декорации

Успешное воплощение замыслов режиссёра и художника, наиболее точное претворение образа,
найденного в эскизах и макетах, невозможно без знания свойств и качеств тех
материалов, из которых предстоит делать декорации. С этой целью необходимо
познакомиться с материалами, наиболее часто и широко применяемыми в театральном
производстве.

ВВЕДЕНИЕ

1. ДРЕВЕСИНА

2. МЕТАЛЛЫ И СПЛАВЫ

3. ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

4. ПЛАСТИЧЕСКИЕ МАССЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

К наиболее
часто употребляемым в театре материалам относятся: древесина (пиломатериалы,
шпон, фанера); металлы и его сплавы (трубы, уголки, швеллеры и т. д.); текстильные
материалы (ткани, гардинно-тюлевое и трикотажное полотно); химические материалы
(пленки, пластмассы и т. п.).

1. ДРЕВЕСИНА

Древесина –
материал, чрезвычайно широко применяемый в театральном производстве. Она легко
обрабатывается, обладает значительной прочностью при сравнительно небольшой
массе и доступна почти повсеместно. Чтобы рационально использовать древесину,
необходимо знать её свойства – достоинства и недостатки.

Используемая
в качестве материала для изготовления декораций древесина должна отвечать
следующим требованиям: легко поддаваться обработке, не менять приданную ей
форму, сопротивляться внешним усилиям, не иметь пороков, снижающих прочность. Эти требования
составляют технические свойства древесины.

Технические
характеристики древесины.

1.
Физические свойства :
цвет, блеск, текстура (рисунок), запах, влажность, разбухание и усушка,
гигроскопичность, плотность, пористость, обрабатываемость.

Цвет древесины, блеск ,
текстура и запах – это те свойства, по наличию которых
распознаются порода дерева, качество древесины. Для придания древесине
искусственного блеска её подвергают обработке полированием, лакированием и
вощением.

Влажностью древесины называется
отношение массы воды, находящейся в данном объеме, к массе абсолютно сухой
древесины. Для изготовления декораций применяют воздушно-сухую древесину с
влажностью 12 – 18 %. Влажность древесины для изготовления мебели и элементов
декораций, рассчитанных на длительную эксплуатацию, не должна превышать 12 %.

Потеря
древесиной влаги называется усушкой . Декорации и элементы декораций,
изготовленные из сырой древесины, со временем усыхают и деформируются, что
может привести к разрушению всей конструкции в целом.

Явление,
обратное усушке, — разбухание – относится к отрицательным свойствам
древесины.

Плотность древесины – это
физическое свойство, связанное с её массой и количеством содержащейся в ней
влаги. Древесину с большой плотностью (самшит, бук, клен, груша) ценят за
прочность и хорошую обрабатываемость.

2. Механические
свойства древесины характеризуют её способность сопротивляться
воздействию внешних сил (нагрузок). К механическим свойствам относятся
прочность, твердость, деформация, вязкость.

Прочность – способность материала
сопротивляться разрушению под действием нагрузок. В театральном производстве бόльшая часть конструкций
или элементов подвергается сжатию или изгибу. Предел прочности древесины
достаточно высок.

Твердостью называется способность
древесины сопротивляться проникновению в неё твердых тел. По степени твердости
все древесные породы можно разделить на три группы: мягкие (сосна, ель, ольха,
кедр, пихта, липа, осина), твердые (береза, бук, вяз, клен, ясень) и очень
твердые (акация белая, береза железная, граб, кизил, самшит).

Деформация – способность древесины
изменять свои размеры и форму при воздействии усилий.

Вязкостью , или пластичностью,
называют способность древесины изменять свою форму под воздействием усилий и
сохранять её после прекращения их действия. Для повышения вязкости древесину
распаривают.

3.
Пороки древесины
, влияющие на её свойства.

Пороки древесины – это
изменение её внешнего вида, нарушение целостности тканей и клеточных оболочек,
неправильное строение древесины и повреждения, снижающие качества и
ограничивающие возможности применения. Классификация пороков обусловлена
ГОСТом. В древесине встречаются следующие пороки: сучки, трещины, пороки формы
ствола, пороки строения древесины, грибные поражения, повреждение древесины
насекомыми.

4. Продукция
из древесины

В условиях
театрального производства используются главным образом пиломатериалы. Пиломатериалы
по форме поперчного сечения делятся на:


пластины


четвертины


брусья (двухкатные, четырехкатные, чистообрезные)


доски (необрезные, полуобрезные, обрезные)


горбыли

Шпон – тонкие листья
древесины. Шпон применяют в качестве облицовочного материала при изготовлении
деталей и изделий мебели, изготовления клееной слоистой древесины, фанеры.

Фанера – слоистый материал,
состоящий из склеенных между собой листов лущеного шпона.

древесина
текстиль театральный сцена

2. МЕТАЛЛЫ И СПЛАВЫ

В практике
театрального производства широко применяются металлы и их сплавы: сталь, медь и
её сплавы, алюминий и его сплавы в виде проката. Для правильного выбора
металлов необходимо знать их физические, химические, механические и
технологические свойства.

1.
Физические свойства
металлов и сплавов. К этим свойствам относятся: плотность, температура
плавления, теплопроводность, тепловое расширение, удельная теплоемкость,
электропроводность и способность намагничиваться.

Название металла Плотность, г/см3 Температура плавления,
Удельная теплоемкость,
кал,(г.0С)
Теплопроводность,
кал/с.*см0С
Алюминий 2,7 660 0,21 0.48
Железо 7,86 1539 0,11 0,14
Медь 8,92 1083 0,09 0,98
Олово 7,31 232 0,055 0,16
Свинец 11,3 327 0,031 0,084

2.
Химические свойства
металлов и сплавов. Это свойства металлов и их сплавов, определяющие отношение
к химическим воздействиям различных активных сред (окисляемость, растворимость,
коррозийная стойкость). Для защиты металлов от окисления их окрашивают или
покрывают защитным слоем другого металла, стойкого к коррозии.

3.
Механические свойства
металлов и сплавов. Это способность сопротивляться деформации и разрушению при
воздействии на них внешних сил и нагрузок.

4.
Технологические свойства металлов
и сплавов. Наиболее важны из них: обрабатываемость, свариваемость, ковкость,
прокаливаемость, жидкотекучесть.

5.
Сортамент металлов и сплавов,
употребляемых в театре.

Чаще всего
используют листовой сортовой и трубный прокат.

Листовой прокат (листовая
сталь) – горячекатаная и холоднокатаная тонколистная сталь.

В театральном
производстве широко применяют сталь угловую равнополочную, тонкостенные
трубы средних размеров – бесшовные, холоднокатаные и холоднотянутые,
прециозионные, квадратные, прямоугольные.

Цветные металлы и сплавы
находят в театре широкое применение благодаря ряду ценных качеств, среди
которых выделим повышенную пластичность, вязкость, электропроводность и
коррозийную стойкость, что очень важно при изготовлении и эксплуатации
декораций. В театре находят применение медь, алюминий и их сплавы, например
латунь – сплав меди с цинком, позволяющий имитировать ценные материалы (золото,
бронзу).

3. ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текстильные материалы – это
продукт сложного и трудоемкого производства. Все они получаются на основе
волокон. К основным видам волокон, из которых изготавливаются текстильные
материалы, относятся волокна хлопка, шерсти, льна, шелка, асбеста и
искусственные. Промышленность перерабатывает волокнистое сырье разных видов в
пряжу, крученые изделия, а затем в ткани, гардинно-тюлевое полотно и трикотаж.

Ткани – это изделия,
образованные в процессе ткацкого производства путем переплетения взаимно
перпендикулярных нитей – продольных и поперечных.

Гардинно тюлевое полотно
– текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент образуется
в результате переплетения нитей.

Трикотаж – вязаное полотно (или
готовое изделие), полученное из одной или многих нитей образованием петель и их
взаимным переплетением на трикотажной машине.

Текстильные
волокна делятся на натуральные и химические . К натуральным
относятся волокна, образующиеся в природе. По происхождению
подразделяются на:


растительные (хлопок, лен, джут);


животные (шерсть, шелк);


минеральные (асбест).

— Важнейшим натуральным
волокном является хлопок – тонкое, прочное, гигроскопичное
волокно. В театре хлопчатобумажные материалы используются для изготовления
театральных костюмов и декораций. Они хорошо окрашиваются анилиновыми
красителями.

Для костюмов
используются ткани, хорошо драпирующиеся в складки, тонкие, например батист,
вуаль гладкокрашенная и отбеленная, мадаполам отбеленный, ситец, сатин, шифон
гладкокрашенный и отбеленный.

Для декораций
можно рекомендовать такие материалы, как бязь, полотно простынное, сатин, репс,
суровое, фланель, полотно гардинное, бархат гладкокрашенный, марля отбеленная.
Фланель, молескин суровый с начесом, бархат могут быть применены для затяжки
жестких конструкций и изготовления мягких элементов декораций в тех случаях,
когда необходимо создать оригинальную фактуру. Двунитка суровая, кирза
двухслойная гладкокрашенная, ткань башмачная могут использоваться для
изготовления театральных половиков, т. к. эти материалы обладают повышенной прочностью.
Тюль хлопчатобумажный применяется как основа для аппликационных задников.

К
растительным волокнам относятся волокна, получаемые из стеблей листьев, плодов
растений. Эти волокна очень крепки и по сравнению с хлопком значительно
длиннее. Пряжа, вырабатываемая из растительных волокон очень прочна, но не
может быть такой тонкой, как из волокон хлопка. Наиболее тонкое стеблевое
волокно – лен.

Льняные и полульняные
ткани широко применяют при изготовлении мягких декораций и для затяжки
каркасных конструкций. Среди них полотно простынное, полотно суровое, полотно
театральное, парусина брезентовая, двунитка суровая, ревентух суровый,
паковочная ткань, мешочная ткань.

Из стеблей
конопли, джута, кенафа, канатника получают более грубые волокна, идущие на
изготовление грубых мешочных и тарных тканей, веревок и канатов.


Волокна
шерсти длинные, но менее равномерные, чем у хлопка, и менее
прочные. Шерсть обладает рядом ценных качеств. Она упруга, способна
возвращаться к первоначальной форме после прекращения действия силы, может
сволачиваться. При специальной обработке шерсть может быть превращена в фетр
или войлок.

В театре
шерсть применяют в основном в костюмных изделиях. К широко применяемым относят
следующие: бостон, креп костюмный, флагтух, кашемир матросский, ткань
платочная, сукно.

Шелк сырец
тонкие нити, получаемые при размотке коконов гусениц тутового шелкопряда.

В театре
употребляют следующие шелковые ткани: креп-жоржет гладкокрашенный и отбеленный,
крепдешин, вуаль, бархат, газ-шифон, эксельсиор, атлас, муар жаккардовый, саржу
подкладочную, поплин, плюш гладкокрашенный, репс декоративный, тькань
декоративную, ткань блузочную, атлас корсетный, ткань мебельную декоративную,
полотно шпательное, ткань “металлик” и др.


К
минеральным волокнам относится асбест . Асбест не горит, плохо
проводит тепло, применяется для изготовления огнеупорных тканей. В театре
используется в виде салфеток и полотнищ как защитное средство, предохраняющее
декорации от загорания, когда вблизи низ располагаются электросветильники.

Химические волокна – это
волокна, получаемые химическим путем. В современном производстве химические
волокна стали одним из важнейших видом сырья для текстильной промышленности.
Химические волокна изготавливаются в виде непрерывных тончайших нитей и
подразделяются на искусственные и синтетические .

Искусственными (вискозное волокно)
называются волокна, получаемые из естественных, имеющихся в природе материалов
путем их растворения и обратного восстановления после придания раствору формы
нити желаемой толщины.

Синтетическими (лавсан, нитрон, капрон,
капролавсан и т. д.) называются волокна, получаемые в результате производственного
процесса из невстречающихся в природе соединений.

Химические
волокна обладают повышенной прочностью, упругостью и устойчивостью к действию
кислот и щелочей, ограничивающих применение синтетических тканей в театре, так
как они плохо окрашиваются, или совсем не принимают краску, или в процессе
покраски завариваются.

Непосредственное
применение тканей на сцене:

Задники
сценические

Вид и количество
сценических задников зависит от функциональной нагрузки, которую предназначено
им выполнять. Если задник должен закрывать экран, то лучше его изготовить в
складку или сборку из плотной матовой ткани, и соответственно укрепить его на
карниз с раздвижным механизмом. Если необходим сценический задник для
торжественных случаев, то лучше изготовить по типу французской шторы из мягкой
пластичной ткани.

АРЗ
(сценический антрактно-раздвижной занавес)

Антрактно–раздвижной
занавес — главный по значимости элемент одежды сцены. Шьётся из сценического
бархата, плюша или другой плотной, спадающей красивыми фалдами ткани.

Арлекин

Обычно
арлекин это самый декорируемый элемент одежды сцены. Изготавливается из той же
ткани что и антрактно-раздвижной занавес и разрабатывается в едином стилевом
решении с ним. Арлекины бывают в складку декорированные по низу бахромой, могут
быть украшены свагами, галстуками, драпировками, кистями, аппликациями, одним
словом нет ограничения возможностям дизайнера.

Кулисы и
падуги

При выборе ткани
для изготовления кулис и падуг, главным критерием является пластичность,
драпируемость и износостойкость. Ведь сцену одевают, как правило раз на несколько
лет. Техника исполнения и выбор материала для кулис и падуг, несущих
изобразительную функцию, зависят от конкретного задания художника. Это может
быть некрашеный холст, мешковина, марля, собранная в густую складку, живописные
или покрытые аппликацией полотна, жесткие рамы, обтянутые тканями, различного
рода сетки и переплетения шнуров и т.д. и т.п.

Одежда сцены
может нести чисто служебную функцию в качестве постоянного обрамления сцены
(это так называемая "дежурная одежда") и являться частью
декорационного оформления спектакля. В зависимости от этого выбирается
материал, способ окраски или живописной обработки.

Для
изготовления дежурной одежды применяются хорошо поддающиеся драпировке и
химической окраске хлопчатобумажные, реже шелковые и шерстяные ткани: различные
хлопчатобумажные упаковочные ткани, байка, молескин, бархат, полубархат, репс,
плательная шерсть и некоторые другие. Дежурная одежда окрашивается в неяркие,
нейтральные тона: серый, зеленоватый, кремовый и т. д. Особую группу одежды
сцены составляет комплект из черного бархата.

Как и все
ткани, идущие на изготовление декораций, материал одежды сцены пропитывается
огнезащитным составом, за исключением бархата и шелка, которые портятся при
воздействии на них химических реактивов. Для изделий из этих тканей обязательна
пропитанная, огнестойкая подкладка.

4. ПЛАСТИЧЕСКИЕ МАССЫ

Пластмассы – это сложные
многокомпонентные материалы, состоящие из связующего вещества, наполнителей,
пластификаторов, красителей, стабилизаторов и других добавок.

Промышленность
вырабатывает множество видов пластмасс, но в театре нашли свое применение
только некоторые, т. к. Театрально-зрелищных и культурных учреждениях
запрещается применение декораций и сценического оформления, изготовленного из
горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта,
поролона, поливинила, перфоля и т. д.). Возможно применение только тех материалов,
которые имеют в основе компоненты обеспечивающие негорючесть.

1.
Пленки . Широко используется
несколько видов:

Поливинилхлоридная
В-118 . Применяется для изготовления бутафории

Поливинилхлоридная
отделочная – с нанесенным рисунком, имитирующим ценные породы древесины,
ткани. В театральной практике применяется для изготовления предметов бутафории,
мебели.

Поливинилхлоридная
декоративная отделочная . Применяется для изготовления бутафории и
декораций.

Винипластовая .
Относится к негорючим материалам. Для изготовления декораций

Полиэтиленовая .
Может использоваться при изготовлении бутафории, декораций

Полиграфическая
фольга – для имитации текстуры дерева.

2.
Винипласт листовой .
Трудновоспламеняемый материал. Применяется для изготовления декораций методом
вакуум-формования

3.
Пенопласты . Наиболее легкие
материалы из всех пластмасс.

Пенопласт
плиточный – жесткая ячеистая пластмасса белого или светло-желтого цвета.
Может быть ипользован для бутафории и небольших частей декораций

Пенополиуретан
(поролон) – пористый, эластичный материал. В театрах разрешается применение его
в небольших количествах для изготовления мелкой бутафории.

4.
Искожа . В театральном
производстве наиболее часто применяют винилискожу – огнезащитный материал:
тканевая основа с поливинилхлоридным покрытием. Этот материал
используется в декорациях, бутафории, костюме.

В группу
пластмасс также входит современное напольное покрытие сцены. Самым качественным
напольным покрытием на сегодняшний день является сценический линолеум фирмы HARLEQUIN. Ряд самых известных
коллективов уже оценили его высокий уровень:


Великобритания — Английская национальная школа балета, Королевская академия
балета, Королевский балет (Covent Garden);

— Германия —
Фридрихштатпаласт (Берлин), Дойче опера (Берлин);

— Нидерланды
— Академия танца (Роттердам);

— Украина —
Киевский театр оперы и балета, Театр оперы и балета, г.Одесса;

— США —
Нью-Йорк Сити балет;

— Швеция —
Шведский королевский балет;

— Франция —
Балет Монте-Карло, Опера Гарнье и Бастилия, Лионская опера;

— Россия —
Государственный академический Большой театр России, Мариинский академический
театр, Государственный Академический Малый театр, Пермский театр оперы и
балета, Пермское хореографическое училище

Существует 8
видов данного покрытия:

1. Покрытие HARLEQUIN ALLEGRO / АЛЛЕГРО для
укладки на жёсткую основу

Аллегро –
специально разработанное покрытие для использования в танцевальных залах с
жесткой основой. Раскатываемое на любых твердых основаниях, в том числе на
бетоне, Аллегро, создает толстую «полупружинящую» поверхность.


Предназначен для создания полупружинящего, съемного танцевального пола

Снижает
усталость и риск травмы танцоров

Снижает шум

Усилен
стекловолокном для прочности

Ложится и
лежит ровно

Сохраняет
размеры, в том числе при сильном освещении сцены

На весь
срок службы сохраняет высокое качество и надежность

Долгий срок
службы

Строение

1
Нескользящий защитный слой

2
Поддерживающий слой

3.

4. Подложка
на вспененной основе с закрытой структурой

Спецификация :

Длина рулонов
10 м, 15 м, 20 м, 25 м

Ширина
рулонов 1,5 м

Толщина 8,5мм

Вес 6 кг/м2

Цвета Чёрный, серый

Применение

Покрытие для
танцев свободной укладки для залов аэробики или в качестве постоянного покрытия
в танцевальных студиях.

2. Покрытие HARLEQUIN FIESTA / ФИЕСТА для
чётких и "ударных" танцев

Фиеста
разработан для таких четких и «ударных» танцев как чечетка, ирландский танец и
т.д. Благодаря твердой поверхности и реалистичной иммитации дубовой доски
Фиеста может служить оригинальной альтернативой традиционным паркетным полам в
танцевальных салонах и драматических студиях.

Повышенная
плотность для «ударных» танцев


Реалистичная иммитация дубового паркета

Строение

1. Прозрачный
защитный слой

2. Пленка с
печатным рисунком

3. Прочная
подложка из полиэстера

Спецификация :

Длина рулонов
20 м, 25 м

Ширина
рулонов 2 м

Толщина 2 мм

Вес 3 кг/м2

Цвета Печатная пленка «под
дубовый паркет»

3.
Покрытие
HARLEQUIN STUDIO / СТУДИО для
временной или постоянной укладки

Нескользящая
поверхность – не требуется дополнительная натирка


Износостойкий и твердый пол

Быстро
раскатывается и ровно лежит

Черная или
серая матовая поверхность не отражает освещения сцены

Проходит
бактерицидную обработку

подавляющую
развитие микроорганизмов

Вспененная
основа позволяет использовать покрытие на твердых поверхностях, снижает риск
травмы и шум

Легкий вес
позволяет использовать Студио в гастрольных поездках

Может
использоваться для временной и постоянной укладки

Сохраняет

Строение

1.
Антискользящий износостойкий слой.

2.
Поддерживающий слой.

3. Армирующий
слой стекловолокна.

4. Вспененное
основание закрытой структуры

Спецификация

Длина рулонов
10 м, 15 м, 20 м, 25 м, 30 м

Ширина
рулонов 1,5 м

Толщина 3 мм

Вес 2,3 кг/м2

Цвета Чёрный, серый, белый

Применение

Может быть
использовано для стационарной укладки в танцевальных классах и на сценах, а
также в качестве съемного гастрольного покрытия.

4. Покрытие HARLEQUIN DUO / ДУО
двухстороннее

Дуо является
двусторонним напольным покрытием. Два цвета в одном. При толщине 1,25 мм и
ширине 1,5 метра (& 2 м), Дуо легок в обращении и транспортировке. Несмотря
на небольшой вес Дуо идеально ложится на любую твердую ровную поверхность,
например дощатую сцену.


Нескользящая танцевальная поверхность

Быстрая
ровная укладка

Рулоны 1,5
м шириной и 1,25 мм толщиной легки и удобны в обращении

Высокая
износостойкость и долгий срок службы


Двустороннее покрытие удобно в гастрольных поездках

Обе стороны
идентичны по характеристикам


Дополнительные возможности дизайна сцены благодаря двум цветам одного покрытия

Два пола по
цене одного

Строение

1 & 2.
Двусторонний противоскользящий слой ПВХ.

Цвета :

A.
Тёмно-серый/светло-серый (Ширина рулонов 2 м)

B. чёрно/серый (Ширина
рулонов 1,5 м & 2 м)

C. Чёрно/белый (Ширина
рулонов 1,5 м & 2 м)

D. красно/синий (Ширина
рулонов 2 м)

E. тёмно-серый/карамель
(Ширина рулонов 2 м)

F. ореховый/бежевый
(Ширина рулонов 2 м)

G. зелёный/жёлтый (Ширина
рулонов 2 м)

Спецификация :

Длина рулонов
10 м, 15 м, 20 м, 25 м, 30 м

Ширина
рулонов 1,5 м & 2 м (Указаны выше)

Толщина 1,25
мм

Вес 1,6 кг/м2

Применение

Подходит для
большинства стилей танца, для залов и сцен. Зарекомендовал себя как отличное
гастрольное покрытие благодаря легкости укладки и небольшому весу. Раскатайте
Дуо на любом твердом и ровном основании, соедините стыки лентой и Ваш пол готов
для выступления.

5. Покрытие HARLEQUIN CASCADE / КАСКАД для
интенсивно нагруженных сцен

Каскад
предлагает «идеальную» поверхность для балета, джаза или современного танца.
Предназначен для временной или постоянной укладки, имеет повышенную
износостойкость и антискользящие свойства в сочетании с мягкой, шелковистой на
ощупь поверхностью.

Идеальное
нескользящее покрытие для сцены

Добавляет
уверенности танцорам, создавая мягкое ощущение теплоты

Крепкое
надежное покрытие для применения в самых жестких условиях

Может быть
быстро развернуто, сохраняя при этом ровность и прямолинейность швов

Проходит
бактерицидную обработку подавляющую развитие микроорганизмов

Может
применятся в свободной укладке или фиксированно

Сохраняет
линейные размеры – не садится и не растягивается

Строение

1. Однородный
ПВХ со специальной поверхностью для танца.

2.
Усиливающий слой стекловолокна.

3. Слой
однородного ПВХ.

Спецификация :

Длина рулонов
10 м, 15 м, 18 м, 20 м, 25 м

Ширина
рулонов 2 м

Толщина 2 мм

Вес 2,6 кг/м2

Цвета Чёрный, серый, белый

Применение

Профессиональное
покрытие для танца для применения на интенсивно нагруженных сценах.

6.Покрытие HARLEQUIN SHOWFLOOR / ШОУФЛОР для
сцен с невысокой проходимостью

Шоуфлор –
многослойное одноцветное виниловое напольное покрытие с тонким вспененным
основанием, усиленное слоем стекловолокна. Ровно и быстро укладывающийся пол в
сочетании с легким весом применяется в демонстрационных залах, на подиумах,
сценах с заменой декораций.


Стекловолокно обеспечивает точное сохранение размеров, без растяжек и
деформации

Быстрая
укладка и свертывание покрытия

Ложится и
лежит ровно

Вспененное
основание снижает шум и создает комфорт для ног

Легкий вес
в сочетании с травмобезопасностью

Прозрачный
защитный слой винила практически не истирается

Быстрая
уборка и удаление соединительных лент

Строение

1. Прозрачный
слой ПВХ защищающий цветную пленку

2.
Усиливающий слой стекловолокна

3. Плотное
вспененное основание

Спецификация :

Длина рулонов
20 м, 25 м

Ширина
рулонов 2 м

Толщина 1,8
мм

Вес 1,5 кг/м2

Цвета Белый, светло-серый,
серый, тёмно-серый, чёрный

Применение

Для сцен с
невысокой проходимостью: выставочных стендов, подиумов, шоу, телестудий.

7. Покрытие HARLEQUIN TEMPO /ТЕМПО для
современного танца

Темпо
идеально соответствует требованиям современного танца. Чуть толще, чем гамма
Студио, Темпо защищает танцоров от жесткости основания, сглаживает неровности
чернового пола, и имеет износостойкий поверхностный слой.

Обеспечивает
необходимую амортизацию на жестких основаниях

Благодаря
толщине сглаживает неровности основания

Строение

1. Окрашенный
защитный слой ПВХ

2.
Стекловолокно

3.
Каландрированный поддерживающий слой

4. Вспененная
основа с закрытой структурой

Спецификация :

Длина рулонов
20 м, 25 м

Ширина
рулонов 2 м

Толщина 3,7
мм

Вес 3,13
кг/м2

Цвета Чёрный, серый

8. Покрытие HARLEQUIN STANDFAST/СТЕНДФАСТ
многофункциональное для постоянной укладки

Стендфаст
разработан как многофункциональное особо износоустойчивое покрытие для
сценических площадок с высокой нагрузкой. Отлично подходит для классических,
современных, джазовых и ударных танцев (ирландский, фламенко, …), а также в
качестве постоянного сценического покрытия для драматических театров,
концертных и многофункциональных залов.

Полностью
приклеивается к основанию, швы свариваются, образуя ровную поверхность.


Нескользящая поверхность

Постоянная
укладка


Многофункциональность

Высокая
износоустойчивость

Строение

Однородный
ПВХ со специальной — нескользящей поверхностью для танцев.

Спецификация

Длина рулонов
15m

Ширина
рулонов 2m

Толщина 3mm

Вес 3,98
кг/м2

Цвета Черный, светло-серый,
серый, темно-серый Пожарные показатели — B1, согласно норм DIN 4102-1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном докладе рассмотрены наиболее часто
применяемые материалы для оформления сцены. Из этого мы можем сделать вывод,
что их в мире существует огромное количество. Чтобы сделать правильный выбор в
пользу того или иного материала, мы должны знать, какой готовый продукт мы
хотим получить в результате, свойства тех или иных материалов и их преимущества
друг перед другом.

___________________________

Пермский государственный институт искусства и культуры
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

по предмету ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СЦЕНЫ
ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПОСТАНОВОК. НАТУРАЛЬНЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТКАНИ

Выполнила: студентка гр. РТП-31
факультета культурологии
Некрасова Мария
Проверил: преподаватель
Мягких В.А.
Пермь – 2010

Материал из Юнциклопедии


Сценография - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники (см. Техника сцены). Все эти изобразительные средства являются компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие сценографии тесно связано с развитием изобразительного искусства, архитектуры, драматургии, кино.

Декорация - оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. В современном театре декорации готовят с помощью разнообразных художественных и технических средств - живописи, графики, скульптуры, света, проекционной и лазерной техники, кино и т. п. История развития сценографии выделяет несколько типов декораций, связанных с конкретными требованиями театра, драматургии, эстетики определенной исторической эпохи, уровнем ее науки и техники.

Живописная декорация широко использовалась в XVIII в. Расписывались красивые и сложные задники, на которых нередко изображались целые архитектурные ансамбли или элементы интерьера, т. е. создавался живописный фон спектакля.

В конце XVIII - начале XIX в. с развитием реалистического театра намечается отход от чисто декоративно-зрелищной традиции оформления. Вместо традиционного фона, изображавшего место действия, на сцене стали детально воссоздавать определенную обстановку, требовавшуюся по ходу действия. Появляется павильон - закрытое с трех сторон помещение, состоящее из стенок-рам; его применение увеличило возможности использования в спектакле разнообразных мизансцен .

Один из распространенных типов декораций, разработанный в XVII-XIX вв., - кулисная передвижная декорация, состоящая из кулис, расположенных на определенном расстоянии одна за другой от портала в глубь сцены. (Портал - архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала.) Кулисы выполнялись из различных материалов (тканевых или древесных) и различной конфигурации - элементы ландшафта, архитектуры и т. п.

Объемная декорация строится на применении объемных деталей в системе плоских стенок. Пандусы, практикабли, лестницы и другие объемные элементы позволяют разнообразить планировку сценического пространства, менять в соответствии с конкретными требованиями глубину и ширину сценической коробки. Важную роль в построении объемной декорации играет сценическая машинерия - вращающийся круг, система штанкетов , фурки с механическим приводом - приспособления для передвижения на сцене частей декорационного оформления.

Симультанная декорация основана на открытом одновременном показе всех мест действия спектакля. Этот тип декорации активно применялся в средневековом театре и театре Возрождения . В наше время симультанная декорация нередко использовалась в театре в 40-60-е гг.

Пространственная декорация близка к симультанной по способу организации различных мест действия в единую установку, но она не ограничивается коробкой сцены, а включает в свою изобразительную систему зрительный зал, архитектуру театрального здания. Места действия в декорации этого типа могут быть рассредоточены в различных точках всего театрального комплекса.

В современном театральном искусстве используются самые разнообразные типы декораций и приемы оформления спектакля.

Один из важнейших компонентов оформления спектакля - сценический свет . Свет на сцене - это тот «волшебник», который, завершая труды художников и постановочной части, преображает декорацию: раскрашенный холст превращает в бархат и парчу, фанеру и картон - в сталь или гранит, жесть - в хрусталь, стекляшки - в алмаз, фольгу - в золото и серебро. Искусно установленный на сцене свет создает впечатление жары или холода, «солнечного утра» или «зимнего вечера», «осенней мглы» или «ясного бездонного неба». Сценический свет предназначен также для создания сценических эффектов . Но самое важное назначение света на сцене - способствовать созданию определенной атмосферы, необходимой по ходу действия. Он может быть нейтральным или, наоборот, эмоционально окрашенным - праздничным, тревожным, унылым, карнавально-динамичным.

Свет на сцене устанавливается на специальных световых репетициях, когда уже полностью готово и смонтировано оформление спектакля. Занимается этим осветительный цех во главе с художником по свету, совместно с художником спектакля и режиссером. Всю световую аппаратуру можно разделить на приборы направленного и рассеянного света. Цветное освещение достигается с помощью цветных - стеклянных или пластмассовых фильтров. Световая аппаратура расположена как внутри сценической коробки, так и вне ее, в зрительном зале (так называемая выносная). На сцене аппаратура крепится на порталах и на галереях. Кроме того, переносные приборы устанавливаются в кулисах на штативах. Над сценой, во всю ее ширину, подвешены софиты, в которые вмонтирован целый набор разнообразных осветительных приборов. Софиты скрыты от зрителей падугами, поднимаются и опускаются они при помощи колосниковой системы.

Свет в спектакле бывает очень сложным, со многими переменами по ходу действия. Управляется это сложное хозяйство регулятором, к которому сходятся провода от всех осветительных приборов. Очень облегчает работу осветителя-регуляторщика автоматический регулятор. В таком регуляторе имеется несколько программ, которые набираются заранее. Программы сменяются во время спектакля простым нажатием кнопки.

Создание световой партитуры спектакля - дело очень сложное и трудоемкое. Каждый новый спектакль ставит перед художником и осветителями свои задачи, и поиски точного, выразительного света требуют фантазии, эксперимента, творческого подхода.

Театральный костюм помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть его внутренний мир, определить историческую, социальную и национальную характеристику среды, в которой происходит действие. Необходимое дополнение к костюму - грим и прическа.

Художник-сценограф воплощает в костюмах огромный мир образов - остросоциальных, сатирических, трагических, гротесковых и др. Об этом свидетельствуют, в частности, прекрасные работы отечественных художников во всех видах театрального искусства - балете , оперном театре , драматическом театре.

Выдающиеся русские художники В. Д. Поленов, В. В. Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель в постановке опер русских композиторов передавали своеобразие отечественной истории, картин природы, поэзию сказочных образов.

Замечательное мастерство художников «Мира искусства» (художественного объединения конца XIX - начала XX в.) - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, И. Я. Билибина, М. В. Добужинского сыграло важную роль в постановке оперно-балетных спектаклей, оказало большое влияние на западноевропейское театральное искусство.

В отечественном театре в 20-30-е гг. художники-сценографы стремятся к созданию синтетических спектаклей, используют зрелищные мотивы арлекинады, трагедии, пантомимы, цирка, агитационного театра. Сценография была призвана давать «ритмически и пластически необходимую базу для проявления актерского искусства», передавать «ритмы созидания нового государства».

Над спектаклями, поставленными В. Э. Мейерхольдом , А. Я. Таировым, Е. Б. Вахтанговым , работают такие мастера оформительского искусства, как И. И. Нивинский, В. А. и Г. А. Стенберги, представители конструктивизма в изобразительном искусстве - В. Е. Татлин, А. И. Родченко и другие.

В творчестве известных театральных художников - И. М. Рабиновича, В. В. Дмитриева, Б. И. Волкова, П. В. Вильямса, В. Ф. Рындина, С. Б. Вирсаладзе и других сочетаются традиции русского театрально-декорационного искусства с новаторскими открытиями современной сценографии.

Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа . Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

– решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.

Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.

Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.

Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы .

Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Определения представленных терминов взяты с сайтов.

Введение

Различное художественно-декоративное оформление способно придать сцене совершенно иной облик. Но оно всегда должно быть целенаправленным» помогать созданию соответствующего настроения и максимально служить тому, что будет происходить на сцене. Современный стиль тематического оформления характеризуется ясностью избранной художественной темы и лаконичностью решения. Он не терпит пышности, громоздкости и пестроты. Чем сдержаннее и крупнее по основным цветовым пятнам оформление, тем сильнее его воздействие на зрителя. Чтобы найти правильное решение, надо обязательно делать эскиз в цвете, в масштабе не менее 1:20. При разработке эскиза праздничного оформления сцены следует руководствоваться в основном теми же принципами, что и при подготовке сцены к спектаклю. Необходимо учитывать размеры сцены, зрительного зала, технические возможности сцены, расположение кулис и падуг, возможности подсветки элементов оформления. Оформление сцены может быть сведено только к декорированию задника; тогда вся композиция будет плоскостной. Оно может задумываться и с использованием всего пространства сцены, на всю ее глубину. Различное художественно-декоративное оформление способно придать сцене совершенно иной облик. Но оно всегда должно быть целенаправленным - помогать созданию соответствующего настроения и максимально служить тому, что будет происходить на сцене.

Сценография -- искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники. Все эти изобразительные средства являются компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание.

Декорационное оформление

Декорационное искусство - является одним из важнейших средств выразительности театрального искусства, это искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Все эти изобразительные средства воздействия являются органическими компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие декорационного искусства тесно связано с развитием театра и драматургии.

В древнейших народных обрядах и играх присутствовали элементы декорационного искусства (костюмы, маски, декоративные занавеси). В древнегреческом театре уже в 5 в. до н. э., помимо здания скены, служившего архитектурным фоном для игры актеров, существовали объемные декорации, а затем были введены и живописные. Принципы греческого декорационного искусства были усвоены театром Древнего Рима, где впервые применен занавес.

Декорация (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация "представляет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия". Декорация создается с помощью разнообразных выразительных средств, используемых в современном театре,- живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, особой фактуры декорации, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы декорации:

1) кулисная передвижная,

2) кулисно-арочная подъемная,

3) павильонная,

4) объемная

5) проекционная.

Новым завоеванием времени стала симультанная, т. е. совмещенная, декорация. Принцип этот, заимствованный из средневекового, был вновьоткрыт современным театром. Он состоит в совмещении на сцене одновременно всех мест действия. С ним пришла большая облегченность решений и новый вид образной условности. Чем более он внедрялся, тем стремительнее шли художники от формального совмещения к единомуобразу всего зрелища. Симультанная декорация в ее буквальном смысле вытиснилась созданием для танцора - пластической среды, для зрителя - образной.

Требования, которые предъявляются к декорациям, можно сформулировать следующим образом: прочность, легкость, простота в изготовлении, портативность, быстрота сборки и разборки, высокое художественное качество.

Театральные декорации разделяются на два вида -- жесткие и мягкие. Жесткие декорации могут быть объемными, полу объемными и плоскими. Кроме этого, они делятся на обыгрываемые и не обыгрываемые. Обыгрываемыми элементами оформления называются те, которые используются актерами во время действия, -- это декорационные станки, лестницы, перила, деревья, дверцы шкафов и т. д.

Мягкие декорации бывают живописными, аппликационными, драпированными и гладкими.

Основным материалом, из которого изготавливаются жесткие декорации, является древесина хвойных пород. Древесина относительно дешева, легко поддается механической обработке, окраске, оклейке. Но в ряде случаев древесина заменяется металлическим прокатом различного профиля. Изготовление ажурных плоскостных и объемных контуров сложного рисунка, декорационных станков со сквозными пролетами, легких лестниц на тонких тетивах и многих других элементов декораций зачастую просто невозможно без применения тонкостенных стальных или дюралюминиевых труб. Нередко декорации, сделанные на металлической основе, гораздо легче деревянных.

Мягкие декорации шьются из самых разных материалов -- холста, тика, тюля, бархата и многих других. Широкое применение здесь находят синтетика, нетканые материалы, технические ткани.

Практика театра выработала определенные приемы и правила изготовления декораций, многие из которых не потеряли своего значения и по сей день. Стандартная декорационная рама, разработанная более ста лет тому назад, до сих пор является основой для конструктивного решения почти всех жестких декораций: стен павильонов, станков, потолков и пр. Классический способ изготовления бутафории из папье-маше (несмотря на все достижения в области применения пластических масс) все еще не теряет своего значения и является технологической базой бутафорского производства. Правила пошивки задников, кулис, половиков также остались почти неизменными.

Невозможно описать все способы производства театральных декораций. Это всегда творческий поиск, всегда разработка особенных художественно-технологических приемов. Но как бы ни были разнообразны конструктивные и технологические решения, в их основе всегда лежат главные принципы, справедливые для всего театрального производства.

ЖЕСТКИЕ ДЕКОРАЦИИ

Павильонные декорации состоят из отдельных рам, затянутых холстом и делятся на глухие, с проемами, одинарные и складные.

Процесс изготовления павильона начинается с вычерчивания мелом на полу мастерской всех его стенок в натуральную величину «лицом» вниз. В чертеже-шаблоне проводятся линии складов и стыков отдельных стенок, размечаются оконные и дверные проемы и пр.

Затем по линиям чертежа раскладываются и обрезаются по размерам бруски, из которых собирается рама.

Соединение покрывается жидким столярным клеем и пробивается двумя или тремя гвоздями с обязательным загибанием концов, выступающих на лицевую сторону. Помимо этого, угловые соединения укрепляются фанерной косынкой, тоже с применением клея и гвоздей. Для того чтобы рама была прочной и жесткой, в ее конструкцию вводятся дополнительные бруски, называемые ручниками, средниками и раскосами.

Затяжка рам холстом производится после предварительной монтировки павильона в мастерской.

Бревенчатые стены имитируются рельефными каркасами, обшитыми картоном, фанерой или тонкими досками. Для изготовления тесаных бревенчатых стен на декорационную раму набиваются тонкие рейки со скошенными краями, оклеивается холстом. В пазы вклеивается распущенная пеньковая веревка, имитирующая конопатку. Одновременно она закрывает щели между рейками, сквозь которые может быть виден свет осветительных приборов, стоящих за кулисами.

Имитация бревен хорошо получается при набивке на раму соответствующим образом профилированных листов термопласта.

Двери, применяемые в театре, отличаются от обычных более облегченной конструкцией. Все, что украшает двери, делается только с лицевой стороны. Такие двери называют односторонними. Двери, открывающиеся внутрь павильона, встречаются крайне редко.

Окна делаются приставными, навесными и вставными. Навесными окнами называются такие, которые навешиваются сзади проема и не опираются на планшет сцены. Этот способ, так же как и вставной, применяется в случае небольших размеров и малой ширины коробки. Навеска крупногабаритных окон приводит к потере устойчивости стенки и затрудняет ее крепление.

Арки, встречающиеся в архитектуре павильона, в зависимости от размеров могут быть цельными, складными и разборными.

Сборки представляют собой плоские декорации со сложным верхним контуром. Они применяются для изображения дальних планов пейзажа -- леса, гор, городских домов и т. п.

Потолки, применяемые для перекрытия павильонов, по своей конструкции разделяются на мягкие и жесткие.

Для потолков обычно выбирается плотная ткань белого цвета. Отбельный тик хорошо имитирует беленый штукатуренный потолок, а ворсовые ткани типа байки создают более мягкую по фактуре поверхность.

Станками в театре называют временные помосты для получения площадок различной высоты и формы. По своим функциям станки делятся на игровые и рабочие. Игровые станки -- это те, которые находятся на виду у зрителей и являются частью декорационного оформления спектакля. Рабочими называются станки, стоящие за кулисами или сзади декораций. Они несут чисто служебную функцию, позволяя актерам подняться на игровой станок или спуститься с него. По расположению настила относительно сцены станки различаются на горизонтальные и пандусные, т. е. наклонные. И, наконец, по способу изготовления -- на разборные, неразборные и складные. Театральные станки, несмотря на все многообразие форм и размеров, строятся по единому принципу, в основе которого лежит комбинация рам, несущих на себе деревянный настил. В наиболее общем виде станок представляет собой прямоугольный каркас, собранный из деревянных рам, на которые укладывается настил в виде отдельных щитов

Сценические лестницы по своей конструкции делятся на приставные, накидные и накладные. А по функциям, так же как и станки, различаются на игровые и рабочие.

Различного рода перила и балюстрады, применяемые на сцене, являются декоративными деталями оформления и одновременно защитной оградительной техникой.

Ажурные «металлические» решетки делаются из тонкостенных стальных труб, толстой проволоки, фанеры. Плоские тонкие орнаменты выгибаются из параллельно идущих проволок, пространство между ними заклеивается тканью.

Широкое применение подвижных площадок в монтировочном решении спектакля объясняется их портативностью, мобильностью и простотой конструкции. Форма временных площадок, их количество, характер движения определяются художественным и монтировочным замыслом постановки.

Конструкция фурки, необходимость в направляющих и система привода определяются характером движения площадок. Сценические фурки разделяются на три вида: прямолинейного, криволинейного и вращательного (кругового) движения.

МЯГКИЕ ДЕКОРАЦИИ

К мягким декорациям относятся бескаркасные декорационные элементы, изготовленные из мягких, эластичных материалов -- тканей натурального и синтетического волокна, тюлей, сеток, синтетических пленок и т. д. В число мягких декораций входят: кулисы, падуги, занавесы, горизонты, панорамы, живописные и аппликационные задники, тюлевые занавесы, половики. Приемы пошивки и обработки мягких декораций зависят от их назначения, характера использования и требуемого внешнего вида.

Техника исполнения и выбор материала для кулис и падуг, несущих изобразительную функцию, зависят от конкретного задания художника. Это может быть некрашеный холст, мешковина, марля, собранная в густую складку, живописные или покрытые аппликацией полотна, жесткие рамы, обтянутые тканями, различного рода сетки и переплетения шнуров и т.д. и т.п.

Антрактовый занавес относится к категории одежды сцены. Для изготовления занавесов чаще всего применяются тяжелые ткани шелковой группы -- бархат и плюш.

При применении легких прозрачных тканей необходима плотная подкладка из суровой бязи, окрашенной в цвет основного материала.

Транспарантные задники -- задники с полупрозрачными частями, подсвечиваемые с обратной стороны, комбинируются из тканей различной плотности. Основное полотно сшивается из плотной непрозрачной ткани, в которой, согласно эскизу, делаются вырезы различной величины и формы.

Нашивные аппликации могут быть плоскими и рельефными. Методом аппликации добиваются не только эффекта пространственной глубины и объема деталей, но и большей игры отдельных элементов, достигаемой применением разнофактурных тканей.

Рельефные детали выполняются из поролона, оклеенного пропитанной огнезащитным составом тканью. Орнаменты исполняются нашивкой шнуров, веревок и пр.

Половиками в театре называют холсты, настилаемые на планшет сцены, для того, чтобы замаскировать доски настила, придать полу сцены определенный цвет или фактуру. Для изготовления половиков применяются главным образом беленые ткани большой прочности и плотной структуры плетения: двунитка, тик, палатка, техническое сукно и др. Для различных имитаций используется холст, ворсовые баечные ткани, тонкие брезенты, полубархат и др.

Эффект земляного или снежного покрытия достигается и при помощи нашивки мягких рельефов. Полосы собранной в жгуты или мелкую складку марли или холста, так называемая «же-ванка», пришитые параллельными рядами, могут изображать пахоту или разрыхленную землю. Неправильной формы подушки, обшитые неровными слоями марли и тюля, -- рыхлый снег. Каменные плиты -- такими же простеганными подушками прямоугольной формы, а булыжная мостовая -- мягкими матерчатыми полушариями.

На растительные, «травяные» половики нашиваются или наклеиваются нарубленные волокна расплетенного хлопчатобумажного или сизальского каната, расчесанные пучки мочала. Чем плотнее пришиты волокна и чем чаще расположены их ряды, тем пышнее и гуще травяной ковер, тем незаметнее становится основа. Половики, покрывающие станки, чаще всего шьются в виде чехлов.

ТЕАТРАЛЬНАЯ БУТАФОРИЯ

Изготовление бутафории представляет собой обширную отрасль театральной технологии. Из всей массы существующих приемов и методов можно выделить главнейшие технологические процессы, которые лежат в основе данного производства. К ним относятся: работы с папье-маше, металлом, пластмассами, синтетическими материалами, мастиками и пастами. Каждый из этих процессов может быть применен самостоятельно или в комбинации с другими в любом виде изделий.

Способ папье-маше

Выклейка изделий из бумаги по отлитой форме является одним из самых распространенных методов изготовления театральной бутафории. Процесс работы с папье-маше делится на четыре основных этапа. Первый этап -- лепка модели из глины. Второй -- формовка модели гипсовой массой. Третий -- оттиск изделия бумагой по гипсовой форме. И, наконец, четвертый -- монтировка и роспись оттисков.

Процесс оттиска состоит из выклейки изделия кусочками бумаги, пропитанными мучным клейстером.

Бумажные оттиски можно производить и непосредственно по моделям или готовым оригиналам, предварительно смазанным вазелином.

Картонажные работы

Как самостоятельный поделочный материал в театральном производстве картон занимает довольно скромное место. Из него главным образом изготавливаются предметы, не требующие особой прочности и очень легкие по весу. К ним относятся декоративные, шляпные и сюрпризные коробки, некоторые виды головных уборов, книжные корешки.

Работы из металла

В процессе изготовления театральной бутафории используются многие приемы обработки различных металлов -- вязка проволочных каркасов, штамповка, металлопла-стика, чеканка, выколотка, литье. Основными материалами, применяемыми в бутафорском производстве, являются: кровельное железо, листовая латунь и медь, жесть, отожженная вязальная и сталистая проволока, олово, алюминий, металлическая фольга. Проволочные каркасы применяются при изготовлении скульптур и крупной бутафории, кустов, деревьев, абажуров и пр.

Пластмассы и синтетические материалы

Легкость, пластичность, необычность фактуры, простота технологической обработки синтетических материалов и некоторых видов пластмасс обеспечили им широкое внедрение в театральное производство. К их числу относятся пенопласта и винипласты, упаковочные полихлорвиниловые пленки, вспенивающиеся полистиролы, клеи типа БФ и эпоксидные смолы, эмульсии ПВА и латексы. Пенопласты разделяются на жесткие и мягкие. Жесткие пенопласты хорошо выпиливаются, режутся, шлифуются и окрашиваются. Из них вырезаются мелкие предметы, скульптуры, капители, украшения для мебели. Тонкие листы негорючего пенопласта ПХВ употребляются для фактурной обработки декораций.

Эластичный пенопласт, так называемый поролон, имеет более широкий диапазон применения. Из него делают цветы, фрукты, пирожные, булки и другие виды съестных продуктов, детали декораций, костюмов.