Какие предприятия являются малыми, средними, крупными. Малый, средний и крупный бизнес: понятия и основные черты

Индивидуальное предпринимательство и его основы — с чего начать свое дело, можно ли рассчитывать на поддержку государства, чем отличаются малый и средний бизнес, есть ли особенности его ведения в России? Что такое кредитование малого и среднего бизнеса, а так же несколько бизнес-идей от IQReview.

«Малый и средний бизнес» - в последнее время это словосочетание у всех на слуху. Его развитие важно в любой стране – это способствует созданию рабочих мест, стимулирует здоровую конкуренцию, оснащает рынок необходимыми товарами. Что же это такое, и чем малый и средний бизнес отличаются друг от друга?

Малый бизнес - это предпринимательство, основывающееся на деятельности небольших предприятий, фирм, которые не входят в какие-либо объединения. Их деятельность регулируется Федеральным законом о малом и среднем предпринимательстве, принятым 24 июля 2007 года. Законодательство определяет малый бизнес как предприятие, численность которого составляет от 16 до 100 сотрудников, прибыль от его деятельности не превышает 400 миллионов рублей. Фирмы, в которых трудятся максимум 15 человек, признаются микропредприятиями, и их доход не должен быть выше 60 миллионов рублей.

Средний бизнес уже предполагает, что число сотрудников будет больше – от 101 до 250 человек, а годовая выручка составляет около 100 миллионов рублей.

Сравнение российского малого и среднего бизнеса с зарубежным

Если привести в сравнение данные России, Европы и США, то станет очевидным, что у нас количество малых предприятий намного меньше, чем за кордоном. Например, в Европе налоговые сборы малых предприятий пополняют государственную казну почти на 50%.

Несмотря на положительную динамику роста количества малых предприятий в России, их показатели все равно отстают от зарубежных. Приведем цифры: в нашей стране на тысячу человек приходится приблизительно 12 предприятий, в европейских государствах – от 37 до 70. Сравнение по числу работников тоже не в нашу пользу – 22% против 70%. Что касается ВВП, то и здесь показатели неутешительны: 18% в России и почти 70% на Западе.

Основным отличием развития отечественного бизнеса от западных экономически более развитых стран является то, что он в основном сосредоточен на сфере обслуживания, а число предприятий, занятых в перерабатывающей промышленности или добыче полезных ископаемых, ничтожно мало.

За столь значительную разницу между количеством малых и средних предприятий ответственны многие факторы. Успех малого и среднего бизнеса на Западе обусловлен в первую очередь поддержкой государства – многочисленные программы, регулирующие налогообложение, системы льготного кредитования и прочие поощрения стимулируют развитие предпринимательства.

Проблемы малого и среднего бизнеса

Отечественный бизнес, несмотря на постоянные попытки государства помочь в его развитии, все же сталкивается с огромным количеством проблем – в первую очередь это несовершенство налоговой системы, вмешательство криминальных структур, контролирующих доходы, давление со стороны правительства.

Выходом из ситуации может быть только принятие специальных программ лояльности со стороны правительства.

Кредитование малого и среднего бизнеса

Начать свое дело невозможно без вложений, стартового капитала. А если «финансы поют романсы», единственным вариантом остается либо найти инвесторов, либо взять в банке кредит на развитие своего бизнеса.

Самый простой и бюджетный вариант – обратиться за финансовой помощью к знакомым. Если очень повезет, то, возможно, вы получите необходимую сумму без залога, проверок и без процентов. Но если такой возможности нет, остается коммерческое финансирование.

Деньги на создание бизнеса

Еще один путь – обратиться к будущим «коллегам по цеху», нынешним крупным предпринимателям. Возможно, кого-нибудь из них заинтересует ваш грамотно составленный бизнес-план. Единственное «НО» - вашей платой за такую помощь будет доля в предприятии, причем довольно существенная.

Ну и последний вариант – зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и сотрудничать с банком, который выдает кредиты среднему и малому бизнесу.

На сегодняшний день у многих банков есть программы поддержки индивидуального предпринимательства.

В Сбербанке, например, можно получить все необходимые консультации, а на специальном портале информационных ресурсов для частных предпринимателей, который был создан при поддержке АО «Корпорация МСП», с помощью бизнес-навигатора рассчитать все расходы, составить бизнес-план, найти помещение, выяснить, можно ли рассчитывать на государственную поддержку.

Некоторые виды предпринимательской деятельности могут рассчитывать на получение субсидий для приобретения основных средств от государства в размере, не превышающем 500 тысяч рублей. Для этого придется вложить не менее половины собственных денег, осуществить государственную регистрацию. Предприятие не должно специализироваться на торговле – ни на оптовой, ни на розничной.

Сейчас в некоторых регионах России производится финансирование так называемых бизнес-инкубаторов. Эти программы дают неплохой шанс сэкономить, например, на плате за аренду, что является хорошим подспорьем – в крупных городах и в столице за нее приходится отдавать более половины выручки предприятия. При получении такой государственной льготы начинающий предприниматель сможет сохранить дополнительные средства для погашения кредита.

Планирование и организация среднего и малого бизнеса

Стратегическое планирование своего бизнеса является одной из главных функций его управления, которая представляет собой четкое обозначение основных целей организации и путей их решения. Это основа, которая помогает принимать все управленческие решения, так как она является своеобразной «моделью будущего» компании, определяет перспективы ее развития на всеобъемлющем конкурентном рынке.


Стратегическое планирование — важный этап создания бизнеса

В нашей стране подобная тактика стратегического планирования среднего и малого бизнеса еще не слишком распространена, но рыночные отношения развиваются, конкуренция усиливается, и это все больше добавляет ей актуальности. Методы, которые использовались раньше, уже устарели и работают из рук вон плохо. Это заставляет владельцев бизнеса нервничать, сетовать, что всему виной плохой менеджмент, форс-мажорные ситуации, плохой уровень подготовки специалистов. Но на самом деле проблема заключается чаще всего в том, что предприниматель просто не видит стратегии перспективного развития своего дела на ближайшее время и уж тем более его долгосрочных перспектив. Для этого нужно все просчитать – тактику конкурентов, потребности и спрос потребителя, возможные рыночные изменения.

На развитие малого и среднего бизнеса может повлиять множество совершенно непредсказуемых факторов, и не придавать им значения и должного внимания значит заведомо загонять себя в безвыходное положение. Поэтому ключевая задача – это планирование и выработка тактики, стратегии поведения на рынке, с учетом всех обстоятельств – и внутренних, и внешних.

Прогнозирование в малом и среднем бизнесе и его особенности

В отличие от крупного бизнеса, в котором все планы и стратегические разработки ведут представители высшего руководства, и группа проекта может состоять от двадцати до ста человек, а их проектные документы насчитывают сотню-другую страниц, в малом и среднем это явление, скорее, можно назвать программой развития предприятия на определенный период времени. В большинстве своем такой план даже не переносится на бумагу, и является исключительно плодом воображения частного предпринимателя и его личного мнения относительно «живучести» бизнеса на ближайшие пару лет. Но и такой план включает в себя вполне себе определенные задачи, связанные с конкретным временным промежутком, основанные на анализе, понимании рынка, «чутье» на собственный бизнес, изучении его сильных и слабых сторон, возможности противостояния конкурентам, определении перспективы в данной отрасли.

Аналитика помогает провести небольшой аудит нынешнего положения компании, расставить ключевые приоритеты ее деятельности. Эти приоритеты представляются как задачи – точные, согласованные между собой, с четкими сроками исполнениями и с указанием ресурсов. Качество формулирования таких задач оказывает большое влияние на успешность их исполнения, поэтому хорошей помощью для собственника бизнеса могли бы стать простые и действенные инструменты, например, выставление определенных целей по системе SMART.

Что очень важно помнить на начальном этапе развития своего бизнеса

Первое, что нужно «зарубить себе на носу» - необходимо постоянно контролировать исполнение всех задач. Здесь ошибок не прощают, ведь малейшая неточность может сгубить ваш бизнес на корню. Хорошим решением будет расставление точек контроля на минимальных промежутках друг от друга. Фактически в самом начале формирования предприятия малого и среднего бизнеса его управление унитарное – все контролируется директором компании и его помощниками, они вносят необходимые корректировки и так далее. Но хорошим решением было бы обратиться за помощью к временному, наемному персоналу – обычно их квалификация выше, что является несомненным плюсом.

Как правильно ставить цели?

В самом начале этапа реализации некоторые предприниматели сталкиваются с тем, что либо хромает качество исполнения, либо его вообще нет. В 90% случаев это связано даже не с квалификацией или мотивацией ее исполнителя, а с нечетким и туманным планированием, когда цель четко не зафиксирована, ни к чему не привязана, не определена по времени. Просто для сравнения: «нашей целью является увеличение объема продаж продукции» и «основной нашей целью мы считаем увеличение объема продаж на 30% к январю 2018 года» с четким определением исполнителей, ресурсов и так далее. Шансы у последнего варианта быть выполненным намного выше, так как он более точен и совпадает с критериями успеха, изложенными выше.

Основные тезисы стратегического планирования

Владельцу бизнеса важно понимать, что для его успешного ведения недостаточно простого мысленного представления развития событий – их необходимо изложить документально.

При наличии таких четко сформулированных задач, которые разбиты на этапы, можно отслеживать этапы развития компании, проводить успешную синхронизацию всего персонала, исключить возможное недопонимание, а также свести к минимуму риск возникновения «узких мест».


Этапы стратегического планирования

Стратегический план помогает выставить главные ориентиры в развитии компании, позволяет трезво и объективно оценивать ее внутренние ресурсы, возможности развития на рынке. Разумеется, его наличие не может гарантировать стопроцентного успеха вашего предприятия, ведь никто не застрахован от ошибок, форс-мажорных обстоятельств и прочих факторов. Но такое визуализированное планирование целей, их описание, отслеживание позволяет создать наиболее благоприятные условия для расширения влияния компании, ее роста, внутреннего эффективного распределения ресурсов и прочного укрепления на рынке.

Идеи для малого и среднего бизнеса без крупных первоначальных вложений

В первую очередь вам необходимо четко определиться с местом нахождения вашей «золотой жилы» - согласитесь, вряд ли бизнес по продаже антикварных картин и ювелирных изделий будет иметь успех в провинции. Самыми востребованными объектами малого и среднего бизнеса среди потенциальных клиентов могут стать предприятия сферы услуг и мелкой торговли. К этой сфере можно отнести, к примеру, выездную компьютерную диагностику автомобилей, клининговую компанию, мини-пекарню или магазинчик продовольственных товаров. Отличным решением было бы стать обладателем платежного терминала, который позволяет оплачивать коммунальные услуги, штрафы, телефонные счета – точно не прогадаете, ведь это то, что люди делать будут всегда.

Подведем итог. При наличии двух составляющих – большого желания и пусть даже небольшого начального капитала – можно организовать отличный бизнес-план, который откроет вам ворота в вашу будущую грандиозную предпринимательскую деятельность!

Малый и средний бизнес в России: системы кредитования, гарантий и поручительств (видео)

Малые и крупные фирмы различаются не только размерами. Стоит заметить, что они по-разному взаимодействуют с рынком.

Малый бизнес

Малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, кᴏᴛᴏᴩая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для ϶ᴛᴏго ресурсов, а скоординировать ϲʙᴏю деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими ϲʙᴏих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, кᴏᴛᴏᴩые могут мобилизовать для ϶ᴛᴏго большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаше разоряются. Так, в России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших ϲʙᴏе существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.

При всем этом малый бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости (что весьма важно при высокой безработице), более чуток к конкуренции и запросам потребителей, а главное — будет инкубатором предпринимательства. В силу ϶ᴛᴏго в большинстве стран общество поддерживает малый бизнес, склоняя государство облагать ϶ᴛᴏт бизнес уменьшенными налогами, предоставлять ему льготные кредиты и другие виды помощи для того, ɥᴛᴏбы усилить устойчивость малого бизнеса. Что касается России, то малый бизнес здесь развит слабо, прежде всего из-за незначительной поддержки со стороны государства. Численность работающих в малом бизнесе в нашей стране составляет около 10% всех занятых, а его доля в валовом внутреннем продукте еще меньше.

Крупный бизнес

Крупные фирмы (большой бизнес) меньше зависят от рыночной конъюнктуры в силу ϲʙᴏих больших ресурсов, точнее, «организационного жирка», т.е. резервного запаса ресурсов, кᴏᴛᴏᴩый компании могут использовать при наступлении неблагоприятных условий. Более того, многие из крупных компаний могут влиять на рынок из-за ϲʙᴏей высокой доли на рынке. Так, снижение или повышение цен на никель российской фирмой «Норильский никель» меняет ситуацию на всем мировом рынке никеля. Подобные возможности воздействия на рынок приводят к попыткам крупных компаний его монополизировать (см. п. 2.6 и 12.4), тем самым ослабляя одну из основ рынка — конкуренцию. По϶ᴛᴏму государство проводит антимонопольную политику по отношению к наиболее крупным компаниям (см. гл. 12)

При всем этом крупные компании вносят большой вклад в производство многих товаров, особенно сложных (наукоемких) и требующих больших расходов капитала (капиталоемких) «Как только мы посмотрим на показатели производства отдельных товаров, то выяснится, что наибольшего прогресса добились... именно крупные концерны», — повествовал Шумпетер. Только крупные компании оказываются в состоянии организовать разработку и массовое производство авиакосмической техники, автомобилей и судов, сельскохозяйственных машин и энергетического оборудования, а также массовую добычу сырья (нефти, газа, руды) и массовое производство материалов и полуфабрикатов (стали, алюминия, пластмассы) Отсюда двойственное отношение государства к крупным компаниям: с одной стороны, их стремятся ограничивать (через антимонопольную политику), а с другой стороны, их поддерживают как столпов наукоемких и капиталоемких отраслей.

Важно знать, что большой и малый бизнес в предпринимательстве

Экономика представляет собой совокупность крупных, средних и малых фирм. Статистика большинства стран четко классифицирует обычно крупный и малый бизнес, средний же бизнес занимает как бы промежуточное положение. Сочетание различных по размеру фирм не одинаково в разных отраслях экономики и определяется прежде всего эффектом масштаба.

Роль и место большого бизнеса в рыночной экономике

В большинстве развитых стран мира крупный бизнес занимает ведущее место в экономике. Как правило, на него приходится более 50% (а нередко — более 60%) ВВП. Стоит заметить, что он, безусловно, доминирует во многих отраслях машиностроения (в общем и транспортном машиностроении. в электротехнической промышленности и приборостроении), в химической промышленности, в черной и цветной металлургии, в топливно-энергетическом комплексе и в добывающей промышленности. Растет концентрация производства и во многих отраслях сферы услуг.
Стоит отметить, что особенно ϶ᴛᴏ касается таких отраслей сферы услуг, как высшее образование, здравоохранение, финансы, производство программного обеспечения, информационные услуги, транспорт, торговля и др. Так, в США, например, на долю крупного бизнеса (статистика относит к крупным предприятиям с числом занятых 500 и более человек) приходится около 60% ВВП и 47% всей рабочей силы. Объемы продаж и масштабы капитализации (т.е. рыночной стоимости акционерного капитала) отдельных крупнейших компаний составляют десятки и даже сотни миллиардов долларов и вполне сопоставимы с ВВП многих стран мира. Масштабы капитализации корпорации «Дженерал Электрик», например, составляли в 2002 г. около 380 млрд долл., корпорации «Эксон Мобил» — 300 млрд долл., «Оптируй» — 255 млрд долл., «Интел» — 204 млрд долл.

Но в России роль крупного бизнеса еще выше, чем в других странах. В 2002 г. на предприятиях крупного и среднего бизнеса (отдельная статистика по крупному бизнесу в России отсутствует) было создано почти 89% ВВП. Это, однако, не достоинство российской экономики, а ее недостаток и говорит о недостаточном развитии малого бизнеса. Заметно отстает от развитых стран и уровень капитализации крупнейших российских компаний, кᴏᴛᴏᴩый не превышает десятков миллиардов долларов («Газпром», РАО «ЕЭС России», «ЛУКойл»)

Роль и место малого бизнеса в рыночной экономике

Малый бизнес играет важную роль в современной экономике. В разных странах критерии отнесения компаний к категории малого бизнеса различны. В США, согласно официальной статистике, к малому бизнесу ᴏᴛʜᴏϲᴙтся все предприятия с числом занятых менее 500 человек. В России к субъектам малого предпринимательства ᴏᴛʜᴏϲᴙтся коммерческие организации, в уставном капитале кᴏᴛᴏᴩых доля участия государственной собственности РФ и субъектов Федерации, муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и у кᴏᴛᴏᴩых средняя численность работников не превышает следующих предельных величин: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30, в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Малые предприятия получили в России все еще слабое развитие. В 2002 г. в стране насчитывалось только 882,3 тыс. малых предприятий с числом занятых на них 7,2 млн человек (11% общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем в 40-60% общею числа занятых. На малых предприятиях России производилось в 2002 г. исключительно 11% ВВП страны, в то время как в США-более 40% ВВП.

Предприятия малого бизнеса России крайне неравномерно распределены по территории страны. Так. в начале 2000-х гг. на Москву приходилось около 25% данных предприятий, на Санкт-Петербург — 10%, на них было занято более 25% общей численности работающих на малых предприятиях. При всем этом примерно в 1 / 3 субъектов РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% общего числа таких предприятий.

Весьма неравномерно распределение малых предприятий по отраслям российской экономики. В 2002 г. натри отрасли приходилось почти 80% занятых в малом предпринимательстве: 39% занятых приходилось на торговлю и общественное питание, 20% — на промышленность, 18,6% — на строительство.

Слабое развитие малого предпринимательства в России во многом связано с неразвитостью механизмов его государственной поддержки. Во многих развитых странах существует хорошо разработанная система государственной поддержки малого бизнеса. Так. в США государство активно поддерживает малое предпринимательство. Стоит сказать, для поддержки малого бизнеса еше в 1953 г. в США было создано специальное федеральное ведомство — Администрация по делам малого бизнеса (AMБ), призванное оказывать финансовую, консультативную и организационную помощь мелким предпринимателям. AMБ имеет более 100 отделений в столицах штатов и крупных городах. Многие услуги AMБ предоставляет предпринимателям бесплатно. AMБ предоставляет также предпринимателям займы из собственных источников (на сумму не более 150 тыс. долл.) участвует в займах коммерческих банков (если данные займы на сумму не менее 350 тыс. долл.), предоставляет государственные гарантии в размере до 90% суммы займа (но не более чем на сумму в 350 тыс. долл.)

Помимо деятельности AMБ представители малого бизнеса получают поддержку от региональных органов исполнительной власти, при кᴏᴛᴏᴩых действуют 19 тыс. комиссий по экономическому развитию. Главная цель данных комиссий — способствовать в конкретном регионе развитию бизнеса, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос именно в данной местности. Данные комиссии оказывают малому бизнесу следующие виды поддержки:

  • прямую поддержку бизнеса: финансовую (предоставление государственных кредитов и кредитных гарантий), в подготовке кадров;
  • техническую помощь, в т.ч. оказание и оплату консультационных и проектных услуг; юридическую, организационно-финансовую, проведение инженерных разработок, маркетинговую и т.п.;
  • административно-хозяйственные услуги: аренда помещений, бухгалтерские услуги, услуги административного характера.

Малый бизнес имеет немало преимуществ перед крупным — он более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения. К недостаткам малого бизнеса можно отнести меньшие возможности по привлечению финансовых средств.

Основной показатель, который позволяет признать предприятие малым - численность работников за конкретный промежуток времени. Также имеют значение такие критерии, как величина его активов, размер уставного капитала и ежегодный оборот.

В России малое предприятие - это коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия субъектов РФ, благотворительных и других фондов, а также религиозных и общественных организаций не выше 25 процентов. Кроме того, доля, которая принадлежит нескольким юридическим лицам или же одному юр. лицу, также не должна быть больше 25 процентов.

Численность работников за определенный период не должна быть выше норматива, установленного в конкретной области. Если это строительство, промышленность или транспорт - численность работников малого предприятия не может превышать 100 человек. Если это оптовая торговля - не более 50 человек, если бытовое обслуживание или розничная торговля - не более 30 человек, если какая-либо другая деятельность - не более 50 человек.

Средние предприятия

Определения среднего и малого бизнеса во всем мире достаточно близки. То, что их обобщает - это экономические субъекты, которые не превышают конкретного показателя по численности сотрудников, сумме валовых активов и обороту. Средние предприятия также имеют право на упрощенную отчетность. Для того чтобы понять рамки численности работников - ведь именно этот критерий чаще всего является главным - стоит рассмотреть несколько примеров.

Если взять консалтинговое или исследовательское агентство - его можно отнести к среднему предприятию тогда, когда число его сотрудников колеблется от 15 до 50. Если говорить о туристической компании, то к числу средних предприятий ее можно отнести, когда число ее работников будет в пределах от 25 до 75. Средним печатным СМИ будет редакция с числом работников не выше 100. Так же, как и в отношении малых предприятий, средние предприятия рассматриваются со стороны оборотов и доли рынка, которую они занимают.

Крупные предприятия

Крупным называют предприятие, которое производит существенную долю общего товарного объема какой-либо отрасли. Также оно характеризуется по количеству занятых в работе людей, размеру активов и объему продаж. Чтобы отнести предприятие к разряду крупного бизнеса, нужно принимать во внимание территориальную, отраслевую и государственную специфику. К примеру, для области машиностроения основными факторами являются объемы выпускаемой продукции, численность рабочих и стоимость основных средств. Если брать агропромышленный комплекс, можно ориентироваться лишь на поголовье скота или площадь угодий.

Виды и формы предпринимательской деятельности. Крупный, средний и малый бизнес

Основные формы организации бизнеса в современной рыночной экономике – это индивидуальное предприятие, партнерство, корпорация (акционерное общество), государственное предпринимательство.

Индивидуальное предприятие – это форма организации бизнеса, при которой владельцем фирмы является один человек и он же одновременно выполняет функции менеджера и несет неограниченную имущественную ответственность.

Индивидуальное предпринимательство основано на индивидуальной или семейной собственности предприни­мателя. Различия между капиталом и личным имуществом предпринимателя не проводятся. Имущественная ответ­ственность распространяется на все имущество предпринимателя независимо от его включенности в капитал. Капитал у индивидуального предпринимателя невелик – в этом недостаток индивидуального предпринимательства.

У данной формы предпринимательской деятельности есть и преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, сам может производить любые изменения. Индивидуальный бизнесмен не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог; он освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов, врачей и т.д.

Партнерство (товарищество) – это объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении. Партнерство тоже не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам фирмы.

Достоинства партнерства состоят в том, что его легко организовать, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относятся:

– ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала;

– неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками;

– сложность определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, в разделе приобретенного вместе имущества. В фирме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п.

Корпорация – совокупность лиц, объединившихся для совместной предпринимательской деятельности как одно юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпорации называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладом в акции.

К числу преимуществ корпорации относятся:

– неограниченные возможности привлечения капитала через продажу акций и облигаций;

– разделение прав акционеров на имущественные и личные. К имущественным относится право на получение дивиденда, а также части стоимости имущества фирмы при ее ликвидации. К личным относятся право на участие в управлении делами акционерного общества. Акционер может не принимать участия в управлении, ничего не теряя в имущественном праве;

– привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций;

– стабильность функционирования корпорации. Дело в том, что выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.

К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:

– двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций;

– благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;

– разделение функций собственности и контроля. Собственники-акционеры заинтересованы в повышении дивидендов, менеджеры- управляющие – в расширении производства.

Существуют и другие недостатки корпораций, но их преимущества перевешивают их, поэтому корпорация – это наиболее экономически значимая форма организации бизнеса.

В условиях развитой рыночной экономики не теряет своего значения и государственная собственность. В связи с этим необходимо проанализировать еще одну важнейшую форму предпринимательской деятельности – государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство – это непосредственное участие государства в производительной деятельности.

В каждой стране в экономике имеется государственный сектор эконо­мики, что представляет общую черту современного рыноч­ного хозяйства. Его образуют предприятия, находящееся либо полностью в собственности государства, либо под его контролем через владение контрольным пакетом акций. В разных странах доля этого сектора различна: от 3 – 4% в США до 15 – 17% валового внутреннего продукта в Запад­ной Европе. В государственном секторе оказываются, как правило, низкоэффективные или даже убыточные предпри­ятия, которые нерационально использовать в рамках част­нопредпринимательской деятельности. С целью поддержки предприятий, от которых отказываются частные предприни­матели, государство иногда их национализирует. Таким об­разом, в условиях ухудшения экономической ситуации го­сударственный сектор увеличивается. Государство как бы берет на себя проблему вывода экономики из кризиса, со­хранения научно-технического потенциала, задачи техни­ческого и технологического перевооружения предприятий. Наоборот, при благоприятной экономической ситуации го­сударственный сектор уменьшается. Государство в большей мере опирается на частную инициативу, сосредоточивает свои усилия в данной ситуации на решении социальных и других задач.

Государственное предпринимательство имеет свой особый потенциал, задача которого состоит не в максимизации прибыли, а в максимизации общественного благосостояния. Причем сфера приложения госпредпринимательства не ограничивается производством общественных благ. Оно незаменимо при стимулировании приоритетных направлений научно-технического прогресса и плодотворно при разрешении проблем естественной монополии.

В Российской Федерации государственное предпринимательство осуществляется в двух формах – государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным капиталом.

Государственные унитарные предприятия подразделяются на:

а) федеральные. К ним относятся те предприятия, иму­щественные права на которые принадлежат Государствен­ному комитету по управлению госимуществом,

б) государственные. Это те предприятия, имущественные права на которые переданы Комитетам по управлению имуществом республик в составе России, национально-административных образований, краев, областей, г. Москвы и С.-Петербурга,

в) муниципальные. К ним относятся те предприятия, имущественные права на которые переданы Комитетам по управлению имуществом районных и городских властей.

Правовой режим государственных предприятий распро­страняется и на фирмы иных форм собственности, если доля государственного имущества в их капитале более 50%. Наличие государственного сектора в экономике, наряду с государственным регулированием, позволяет назвать совре­менную рыночную экономику смешанным рыночным хозяй­ством.

Одна и та же форма организации предпринимательской деятельности может включать в себя неоднородные по своему характеру отношения имущественных полномочий, принципов организации и управления, что требует соответствующего их правового оформления. Поэтому на практике предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности самих организационных форм, но и национальные особенности правового режима страны.

По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес. Оптимальный размер фирмы определяется величиной трансакционных издержек, зависит от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы и т.д.

Экономическую и техническую мощь страны определяет крупный бизнес. Крупный бизнес отличается большой прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

Сравнительная эффективность производства на крупных, средних и малых предприятиях позволяет определить потенциальные преимущества крупного бизнеса, которые базируются на инвестиционных возможностях, маневрировании капиталом и диверсификации производства.

Вклад крупного бизнеса в ВВП России можно оценить в диапазоне 20-22%, а с учетом госмонополий («Газпрома», «Транснефти», РАО ЕЭС) – до 27-28% ВВП. На предприятия крупного бизнеса приходится 25-30% кредитов и займов, получаемых реальным сектором экономики (а с учетом госмонополий – около 40-50%), что свидетельствует о большей доступности для них заемных средств; 20% активов банковских средств страны находится в руках банковских монополий, сросшихся с промышленными, что составляет около 8% ВВП.

Анализируя угрозу монополизации российских рынков можно констатировать, что крупнейшие отечественные компании, даже контролируя 70 – 80% продаж в России, как правило ничего не смогут навязать своим потребителям, поскольку по меркам глобального рынка, они являются весьма средними фирмами. Отечественные компании по размеру в разы уступают своим конкурентам. «АвтоВАЗ» с оборотами в 2 млрд. долл. в 100 раз меньше своего партнера «Дженерал моторз», «Силовые машины» с оборотом в 350 млн. долл. уступают «Дженерал электрик» в 290 раз.

Поэтому необходимо не столько усиление антимонопольной составляющей экономической политики (не говоря уже о радикальных рецептах разделения крупных компаний), сколько стимулирование созидательной конкуренции, а также слияний и кооперации фирм. Без развития крупного бизнеса, в том числе финансово-промышленных групп, Россия не сможет занять заметные позиции на мировом рынке.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).

Малый бизнес (малое предприятие) – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и занимающее небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представлен самым многочисленным слоем мелких собственников. По уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения развитых стран. Небольшой размер малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяет им своевременно реагировать на изменения в конъюнктуре рынка.

Экономическая роль малого предпринимательства в развитых странах мира определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, работает большая часть активного населения и производится примерно половина ВВП.

Место малого предпринимательства в хозяйственной жизни разных стран наглядно показано в таблице 10.1.

Таблица 10.1. Доля малых предприятий в экономике ведущих стран мира и России (данные на начало 2000 г.)

Страна Количество малых и средних предприятий, тыс. ед. Количество малых и средних предприятий на 1000 жителей, ед. Занятость на малых и средних предприятиях, млн. чел. Доля малых и средних предприятий в общей численности, % Доля малых и средних предприятий в ВВП, %
США 70,2 50-55
Страны ЕС 63-67
Япония 39,5 52-55
Италия 16,3 57-60
Великобритания 13,6 50-53
Германия 18,5 50-54
Франция 15,2 55-62
Россия 836,2 5,7 8,1 9,6 10-11

По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения. Доля малых и средних фирм составляет от 80 до 99% в об­щем числе предприятий. Объем их производства в разных странах составляет от 33 до 66% валового внутреннего продукта. Малый бизнес более динамично создает новые рабочие места, обеспечивая только в США 65% прироста рабочих мест. Факты свидетельствуют, что сектор малого предпринимательства является неотъемлемым элементом любой эффективной хозяйственной системы. Без них рыночная экономика не может нормально существовать и развиваться. Малые предприятия придают динамичность и гибкость деловой жизни той или иной страны.

В чем же главные преимущества малого предпринима­тельства и почему оно получило такое широкое развитие в большинстве стран? Это объясняется следующими причина­ми:

1) мелкосерийное производство может быстро реагиро­вать на изменения рыночного спроса;

2) малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь;

3) развитие сети малых предприятий позволяет широко использовать местные сырьевые ресурсы, а во многих случа­ях и отходы производства;

4) на малых предприятиях значительно меньше наклад­ные расходы, чем на крупных, минимален аппарат управле­ния;

5) малые предприятия имеют меньшую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложен­ные в них средства;

6) развитие малого предпринимательства создает благо­приятный климат для интенсификации труда;

7) развитие сети малых предприятий может максимально снизить уровень безработицы.

Наряду с преимуществами малого предпринимательства, можно отметить и некоторые недостатки:

– зависимость от конъюнктуры рынка;

– способность относительно небольшого капитала, принадлежащего малым предприятиям, сужать рамки производства, ограничивать возможности привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и др.);

– совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина малого предприятия, установление личных связей с исполнителями, неформальный стиль управления, т.е. все, что приводит к его чрезвычайной самоэксплуатации и сверхурочным работам.

Одной из важнейших особенностей малого и среднего бизнеса является его неустойчивость. Значительное число малых и средних предприятий становится банкротами, осо­бенное первые пять лет работы. Поэтому важной задачей правительства является придание стабильности развитию малой экономики.

Всю совокупность коммерческого сектора в национальной экономике принято подразделять по разным критериям. Например, общепринятой в мировой практике является градация на официальную (легальную) и теневую (криминальную) экономику, государственное предпринимательство (госкорпорации) и частный сектор, на сырьевой и обрабатывающий бизнес, на материальное производство и сферу услуг. Одним из способов условной классификации предпринимательства является его подразделение по величине – по объёмам оборотов, прибыли, по количеству работающих на предприятии сотрудников.

Конечно, данное расчленение общей массы экономических субъектов всегда носит приблизительный характер, но бывает весьма полезной для регулирующих мер, статистического наблюдения, законодательной поддержки.

Наш краткий анализ начнём с такой экономической и бизнес-категории как спрос.

Спрос всегда является ориентиром для предпринимательской деятельности. Там, где нет спроса, бизнес становится невозможным, поскольку люди и предприятия готовы расставаться с деньгами только в обмен на товары, работы и услуги, которые им в данный момент нужны.

Спрос – величина переменчивая; он то появляется, то исчезает, то стремительно растёт или существует в малых объёмах долгое время. В зависимости от параметров спроса начинают формироваться рынки той или иной продукции – сырья, полуфабрикатов, топлива, одежды, пищевых продуктов, станков, оборудования, развлечений. Возрастающий спрос формирует растущие рынки, которые обеспечивают включённым в их работу компаниям прибыль.

Большой, массовый спрос удовлетворяют, как правило, крупные предприятия, организованные в виде сетевых структур, холдингов, публичных акционерных обществ и международных корпораций. Обычно такие предприятия работают в таких областях, как самолётостроение, производство легковых и грузовых автомобилей, в финансовой и банковской сфере, нефтяной и газовой промышленности и т.д. Такие компании, чаще всего, являются транснациональными и работают сразу на многих рынках – как национальных, так и зарубежных.

Средние предприятия, с численностью работающих в несколько сотен человек, функционируют в нише менее объёмного спроса – например, на рынках товаров и услуг географически ограниченного региона – города, области, республики.

Сектор малого бизнеса – это, в основном, торговля и сфера услуг. В России три четверти малых предприятий работают именно на этом поприще, хотя государство и пытается изменить эту структуру в сторону реального производства, вовлекая малые предприятия в систему госзакупок и тендеров. Пока получается не очень хорошо, но планы строятся большие. Как по развитию малого и среднего бизнеса, к 2020 году в эту сферу предпринимательства планируется вовлечь 40 млн. человек и увеличить вклад малого бизнеса в ВВП до 40%. Напомним, что на начало 2018 года доля малого бизнеса занимает лишь 21% и остаётся достаточно стабильной на протяжении последних 10-15 лет. Вовлечь граждан в сферу малого и среднего бизнеса (МСП) государство пытается не зря:

  • во-первых, вместе с ростом численности предприятий МСП возрастает количество выпущенной продукции, т. е. растёт ВВП и благосостояние населения;
  • во-вторых, улучшается ситуация с безработицей, поскольку организаторы МСП не только обеспечивают себя работой и прибылью, но и создают рабочие места для других людей.

Помимо крупного, среднего и малого бизнеса нередко упоминается и микробизнес, к которому относят микрофинансовые организации, индивидуальных предпринимателей, фермеров и отчасти самозанятых граждан.

Если говорить о конкретных критериях отнесения предприятий к той или иной градации, то для стран Евросоюза они следующие (см. табл.1).

Если говорить о нашей стране, то в настоящее время в России существуют следующие критерии отнесения субъектов предпринимательства к микро-, малому и среднему бизнесу. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:

  1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек.

Средняя за отчётный период численность работников малого предприятия определяется с учётом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений юридического лица.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость составляют для

— микропредприятий — 60 млн. руб.;

— малых предприятий — 400 млн. руб.;

— средних предприятий — 1000 млн. руб.

См.: Вершинина А.П. Малый бизнес: критерии отнесения и классификация.