Картины на выставке roma aeterna. Вечный Рим: как смотреть шедевры Ватикана в Третьяковке. Картинная галерея Ватикана

Рафаэль. Вера. 1507 г. Музеи Ватикана.

На выставке , куратором которой выступил Аркадий Иполлитов (Государственный Эрмитаж), будет представлено 42 живописных произведения . Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna…» - часть большого проекта: в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Проведение в Государственной Третьяковской галерее, крупнейшем собрании русской живописи, выставки живописи по преимуществу итальянской и по преимуществу римской школы вполне естественно. Духовная связь Москвы и Рима оформилась еще в XVIвеке, и данный совместный проект - важнейший результат взаимодействия двух культур: культуры Рима, как воплощения европейскости, и культуры Москвы, как воплощения русскости. Закономерно, что среди великих произведений, представленных на выставке, можно найти много аналогий и параллелей с русским искусством.

Задача показа - представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе - это величайшее собрание религиозной живописи. Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит. Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna, «Вечный Рим». Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко. Рим - центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», прежде никогда не экспонировавшегося на временных выставках и пределы Ватикана не покидавшего. Это древнее и великое произведение, близкое к византийской живописи, интересно также тем, что обнаруживает единые корни итальянского и русского искусства. За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век). Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Также представлены произведения готических мастеров, крайне немногочисленные в русских собраниях. Среди них «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, своеобразно перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.

Две пределлы (пределла - нижняя часть алтаря), рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, равно почитаемого православной и католической церковью, стоят на границе готики и Возрождения. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, завершающего эпоху интернациональной готики в Италии, чьи произведения не только отсутствуют в русских собраниях, но и вообще не выставлялись в России, вторая - кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца Раннего Возрождения.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти , одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы,

и «Оплакивание Христа» венецианца Джованни Беллини.

Работы обоих в России отсутствуют. Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли , предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки. Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа. Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима.

Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо.


Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма» , самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях. Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.

В каталог выставки вошли статьи куратора и сотрудника Музеев Ватикана и альбомная часть, включающая все экспонируемые работы с подробными аннотациями.

Проведение выставки и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки Благотворительного фонда А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт». Взаимоотношения между Галереей и Фондом имеют многолетнюю историю: в 2006 году были поддержаны юбилейные мероприятия, приуроченные к 150-летию музея, в 2006–2007 годах - успешный опыт совместной работы над выставкой Джеймса Уистлера, в 2007-м - над ретроспективой Дмитрия Жилинского. Настоящая выставка - крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект Третьяковской галереи.

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо
25 ноября - 19 февраля 2017
Лаврушинский переулок, 12

Стоимость билетов на выставки "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" и "Живопись и графика XVIII-XX веков из собрания Приморской картинной галереи":

500 руб. - взрослые

150 руб. - для следующих льготных категорий:

Пенсионеры,
Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры "Ордена Славы",
учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
студенты высших учебных заведений России, в том числе иностранные граждане - студенты российских ВУЗов (кроме студентов-стажёров)
студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства, средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранные граждане - студенты российских вузов). Не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты "студентов-стажёров";
художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих союзов России и её субъектов;
члены и сотрудники Российской академии художеств;
искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и её субъектов;
сотрудники музеев системы Министерства культуры России и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Бесплатно - для следующих льготных категорий:

Для лиц до 18 лет;
члены Международного Совета музеев (ICOM);
ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий (граждане России и стран СНГ);
инвалиды I и II группы (граждане России и стран СНГ);
военнослужащие срочной службы;
один сопровождающий инвалида I группы или ребёнка-инвалида (граждане России и стран СНГ)

Посещение выставки "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" организовано по сеансам. Количество людей в сеансе ограничено из соображений комфорта посетителей и надлежащих климатических условий экспонирования ценных шедевров.

Онлайн билеты на даты работы выставки
"Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо"
до 30 декабря 2016 г. проданы.

Билеты на остальные дни работы выставки поступят в продажу
ориентировочно 15 декабря.

Экспозиции и галереи музеев Ватикана

Pinacoteca Vaticana. Открыта для публики в 1908 году, однако её датой основания является вторая половина XVIII века, когда по воле Пия VI папская коллекция произведений живописи была собрана в одном месте. В настоящее время собрание пинакотеки хранится и выставляется в специально построенном для неё здании, которое было спроектировано архитектором Лука Бельтрами, и торжественно открыто в 1932 году.

Коллекция живописи выставляется в 18 залах, и в основном состоит из картин на религиозную тему, выполненных итальянскими мастерами XII–XIX веков. В собрание пинакотеки входят работы таких видных художников как Караваджо, Рафаэль, Тициан, Пуссен, Доменикино и Рени. Один из залов полностью посвящён произведениям Леонардо да Винчи (здесь находится его незаконченная картина «Святой Иероним»). Несколько залов отведены под экспозицию работ различных художественных школ: флорентийскую, барочную, фламандскую, нидерландскую и школу Рафаэля Санти. Кроме полотен великих мастеров, в Ватиканской пинакотеке находятся также шедевры мозаики, гобелены, иконы и скульптуры.


Этнологический миссионер­ский музей

Museo missionario etnologico. Начал работу в 1926 году по воле папы Пия XI. Идее открытия музея предшествовала Международная миссионерская выставка, приуроченная к юбилейному 1925 году. Для этой выставки в Садах Ватикана было установлено 24 павильона с предметами религиозного культа из разных стран мира, где с миссионерской миссией побывала Католическая Церковь. Многие из экспонатов выставки впоследствии были переданы в дар понтифику и стали ядром музейного собрания. Здание для Этнологического миссионерского музея было построено в 1963 году при Папе Павле VI. В настоящее время в музее хранится около 100 тысяч экспонатов со всего мира.

Как понять Рим и получить от него удовольствие - групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Музей Пио-Кристиано

Museo Pio-Cristiano. Открыт в 1854 году по приказу понтифика Пия IX в Латеранском дворце, однако в 1963 году по воле Папы Иоанна XXIII был перенесён в Ватикан, и открыт для осмотра в 1970 году. Назван музей в честь папы Пия IX («Pio-Cristiano» в переводе с итальянского - «Благочестивый Христианин»). Здесь хранятся и экспонируются произведения искусства раннехристианской эпохи, которые были найдены в римских катакомбах. Коллекция музея в основном состоит из саркофагов, рельефов и надгробных скульптур. Наиболее известной является статуя Доброго Пастыря, которая изначально являлась частью саркофага IV века. Мраморная статуя поступила в музей из коллекции Мариотти в начале XVIII века. Выполненная в буколическом идиллическом стиле статуя, представляет собой юношу с ягнёнком на плечах, предположительно изображающего Христа в юном возрасте.

Одним из интереснейших экспонатов музея считают также саркофаг 330 года, украшенный сценами из Ветхого и Нового Заветов, который был найден в ходе строительных работ Собора святого апостола Павла на Остийской дороге в 1838 году. Рельефы саркофага изображают некоторые библейские сюжеты: «Сотворение человека», «Поклонение Волхвов», «Даниил во рву со львами», и «Аввакум, который передаёт ему пищу», далее следуют гравюры «Воскрешение Лазаря» и «Предсказание Христа Петру о его тройном отрицании». Ещё можно отметить «Саркофаг двух братьев», датируемый 350 годом и «Догматический саркофаг», названный так в честь четырёх христианских догматов, которые отражены в расположенных на нём сценах.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Museo Gregoriano Egizio. Открыт в 1839 году Григорием XVI. Основной целью основания музея было собрать как можно большее количество египетских древностей в одном месте. Ядро коллекции, в которой хранятся произведения искусства Древнего Египта, статуи, скульптуры, папирусы, саркофаги и мумии заложил Папа Пий VII. Впоследствии собрание музея пополнялось предметами и артефактами из частных коллекций и результатами раскопок во время римской оккупации Египта до III века.

Девять залов Григорианского Египетского музея представляют предметы искусства, которые были собраны на вилле Адриана в Тиволи, а также находки из античной Месопотамии и Сирии. Залы оформлены в египетском стиле, а в числе экспонатов находятся статуя Рамзеса II на троне, памятная стела женщины-фараона Хатшепсут, колоссальная голова Фараона Аменхотепа, погребальные стелы из некрополя в Гизах, колоссальная статуя Туи, матери знаменитого Рамзеса II, статуя бога Анубиса и многие другие.

Музей Пия-Климента

Museo Pio-Clementino. Датой основания считается 1769 год, когда по инициативе папы Клемента XIV стали собирать известные греческие и римские произведения искусства. Экспонаты музея размещены в залах и во внутреннем дворике дворца, который имеет восьмиугольную форму и окружён портиком с 16 колоннами. В 1803 году во дворе были устроены ниши, где были установлены наиболее важные статуи.

  • Ниша Лаокоона названа в честь скульптурной группы «Лаокоон и сыновья». Мраморная группа предположительно выполнена родосскими мастерами в начале I века, а впоследствии отреставрирована Микеланджело Буонаротти.
  • Ниша Кановы носит имя автора скульптуры. В 1800 году по заказу Пия VII известный мастер Антонио Канова выполнил копию греческого оригинала разрушенной статуи Персея. Персей изображён с божественными атрибутами: шлем Аида, меч Гефеста, сандалии Гермеса и голова Медузы.
  • Ниша Аполлона представляет римскую копию знаменитой статуи Аполлона Бельведерского, выполненную предположительно в 130–140 годах с оригинала бронзовой статуи древнегреческого скульптора Леохара, жившего в IV веке до нашей эры.
  • Ниша Гермеса носит название от размещённой статуи Гермеса, римской копии с оригинала статуи древнегреческого скульптора IV века до нашей эры Праксителя.

Галерея статуй

Galleria delle Statue. Оформлена фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо в XV веке. Впоследствии здесь были установлены римские и греческие статуи классического периода. Из экспонатов можно выделить статуи «Спящей Ариадны», «Раненой амазонки», «Пьяного Сатира», «Плач Пенелопы» и «Аполлон, убивающий ящерицу».

  • Зал греческого креста (Sala a Croce Greca) носит название из-за своей формы равноконечного греческого креста, спроектированного и оформленного по проекту Микеланджело Симонетти. Коллекция этого зала состоит из римских мозаик, саркофагов, рельефов и статуй, датируемых II–IV веками. Здесь хранится уникальная статуя шагающей женщины, предположительно единственное сохранившееся изображение царицы Клеопатры.
  • Зал Ротонда (Sala Rotonda) был построен по проекту архитектора Микеланджело Симонетти в 1782 году. В нишах зала находятся 18 статуй греческих богов и героев. Некоторые из них: бронзовая статуя Геркулеса, статуя императора Клавдия в облике Юпитера, статуя Антиноя (фаворит императора Адриана) в облике бога Диониса. В зале также установлена гигантская порфировая чаша, находившаяся в Золотом доме Нерона.
  • Галерея бюстов (Galleria dei Busti) экспонирует мраморные портреты императоров, около 100 бюстов римских патрициев, а также коллекцию фресок эпохи Ренессанса.
  • Кабинет масок (Gabinetto delle Maschere) берёт название от уникальной напольной мозаики II века, на которой изображён орнамент из масок. В зале расположены римские копии статуй с эллинистических оригиналов, такие как «Три Грации», «Сатир», «Танцующая женщина» и «Афродита Книдская».
  • Зал муз (Sala delle Muse) создан в 1782 году по проекту Микеланджело Симонетти. В зале выставлены статуи девяти муз, римские гермы с изображениями греческих философов, а также «Бельведерский торс», работы афинского скульптора Аполлония.
  • (Sala degli Animali) демонстрирует около 150 фигур животных, в основном копий с греческих оригиналов, выполненных скульптором Франческо Антонио Францони по заказу Пия VI. Статуи из мрамора и алебастра были отреставрированы в конце XIX века.

Галерея канделябров

Galleria delle Candelabri. Основана в 1761 году. Изначально помещение галереи строилось как открытая лоджия, но впоследствии по приказу Пия VI его перестроили по проекту архитекторов Микеланджело Симонетти и Иосифа Кампорезе. В конце XIX века своды арок Галереи канделябров были украшены удивительными росписями известных художников Торти и Зайтца. Имея в длину 80 метров, галерея разделена мраморными колоннами на шесть рекреаций. В каждой из них представлены произведения классического искусства: вазы, фрагменты саркофагов, древние фрески, и, собственно, канделябры II века, в честь которых и названа галерея. Канделябры выполнены мастерами-мраморщиками из Отриколи. Интерес вызывают и размещённые здесь древние римские копии с греческих оригиналов, датируемых III-I веками до нашей эры (статуи «Ребёнок и гусь», «Персидский воин», «Старый рыбак»; статуи Аполлона, Аталанты, фрагменты саркофага с изображением дочерей Ниобы и многие другие).

  • Зал колесницы (Sala carro) был открыт в годы понтификата Пия VI и носит название в честь древнего экспоната, римской колесницы, датируемой I веком до нашей эры, отреставрированной в 1788 году. В зале также хранятся и демонстрируются саркофаги, античные скульптуры и статуи.
  • (Sala dei Chiaroscuri) был оформлен в 1517 году учениками Рафаэля Санти, однако вскоре во время понтификата Павла IV фрески были утрачены. В 1582 году по воле Григория XIII Зал Кьяроскури был отреставрирован и расписан фресками с изображением апостолов и святых, над которыми работали живописцы братья Таддео и Федерико Цуккари. Потолок с резьбой, позолотой и эмблемой Медичи оформлял художник Херубино Альберти.

Григорианский Этрусский музей

Museo Gregoriano Etrusco. Открыт в 1837 году по воле Папы Григория XVI. Открытие состоялось сразу после археологических раскопок в одном из этрусских некрополей близ итальянского города Черветери. Основой музейного фонда стали находки с этих раскопок и с раскопок античных поселений в южной Этрурии. В 22 залах Григорианского Этрусского музея выставлены многочисленные предметы быта, сосуды, терракота, а также изделия из керамики, бронзы, золота и серебра. Залы украшены фресками, иллюстрирующими сюжеты Ветхого Завета. Некоторые из экспонатов привлекают особое внимание. Так, в одном из залов музея представлены украшения из золота и серебра VII века до нашей эры, в другом - полное воинское снаряжение этрусского воина, датируемое IV веком до нашей эры. В числе экспонатов здесь можно увидеть большую коллекцию этрусских погребальных урн и саркофаги из туфа, на которых изображены сцены древнегреческих мифов. Один зал Григорианского Этрусского музея отдан под реконструкцию обстановки храма этрусков с многочисленными алтарями и терракотовыми скульптурами.

Экскурсия «Магия вечернего Рима» - вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

- сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

Музей Кьярамонти

Museo Chiaramonti. Открыт в 1807 году, его основатель был папа Пий VII. Собрание музея состоит из классической греческой и римской скульптуры, рельефов, барельефов и древних надписей. Сегодня экспонаты демонстрируются в трёх сооружениях: в Галерее Кьярамонти (коридор), Браччо Нуово и Галерее Лапидария.

  • Браччо Нуово (Braccio Nuovo) - зал, примыкающий к музею Кьярамонти, поэтому название его переводится как «новый рукав». Был построен в 1822 году по проекту архитектора Рафаэля Стерна. Экспонаты разделены тематически на два раздела: римская история и греческая мифология. Здесь же выставлена большая коллекция портретной скульптуры.
  • Галерея Лапидария (Galleria Lapidaria), которую можно посещать только по запросу, была основана в период понтификата Бенедикта IV. Он собрал коллекцию древних надписей дохристианского и христианского периодов. В собрании галереи находится около 3000 частей и фрагментов каменных плит, саркофагов и урн с надписями. В начале XIX века известный историк и археолог Гаэтано Марини, упорядочил и классифицировал обширную коллекцию Галереи Лапидария.
  • Галерея Кьярамонти (Galleria Chiaramonti) - самая древняя часть музея, основанная в 1807 году, в которой представлено около 1000 древних скульптур, бюстов, архитектурных украшений, урн и саркофагов. Оформлением галереи занимались художники Академии святого Луки под руководством известного скульптора Антонио Кановы.

Некоторые экспонаты Галереи Кьярамонти представляют наибольший интерес у публики. Например, колоссальная голова Афины эпохи Адриана, рельеф I века «Три Грации», каменная голова Посейдона, портретная скульптура политика Демосфена и оратора Цицерона, мраморная статуя «Раненая Амазонка», а также две балки от корабля императора Калигулы, найденные в 1827 году.

Исторический музей

Museo storico vaticano. Музей, основанный в 1973 году папой Павлом VI, размещает на территории Ватикана павильон карет. Здесь хранятся всевозможные средства передвижения римских понтификов, такие как: сёдла, паланкины, кареты, автомобили и модель первого папского локомотива. Выставка экспонатов сопровождается демонстрацией тематических картин и фотографий. Основная часть Исторического музея находится в папских апартаментах Дворца Латерано и занимает 10 залов.

Галерея Арацци

Galleria degli Arazzi. Также известна как Галерея гобеленов. Открыта в 1838 году. Здесь хранятся гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля Санти его учениками. Изначально гобелены были размещены в Сикстинской капелле (в 1531 году), однако затем по воле Григория XVI перенесены в специальную галерею. Особый исторический интерес вызывают гобелены, иллюстрирующие библейские рассказы из Евангелия, выполненные на основе работ фламандского художника Питера Кук ван Альста («Поклонение пастухов», «Избиение младенцев», «Воскресение»). В галерее также находятся гобелены, изготовленные на мануфактурах Барберини, на которых изображены истории из жизни Урбана VIII. Среди них выделяются «Избрание Винченцо Маффео Барберини Римским Папой Урбаном VIII» и «Папа Урбан VIII получает Награду Наций».

Галерея географических карт

Galleria delle Carte Geografiche. Открыта в 1580 году. Всего здесь насчитывается 40 карт важнейших для Католической Церкви местностей. Потолок расписан сценами из жизни апостолов и сюжетами из Ветхого Завета. Все карты, которыми была расписана галерея, были заказаны Папой Григорием XIII в мастерской картографа Игнацио Данти. Помимо подробного воспроизведения выбранных областей, на картах можно увидеть исторические события, памятники и географические особенности. Картографическая роспись в зале украшена художественными элементами, такими как мифические персонажи и корабли на море, виды некоторых городов, исторические сцены осады и сражений. Наиболее подробно здесь представлены карты Авиньона, где находилась папская резиденция, Генуи, Венеции, Сицилии и Корсики.

Апартаменты Борджиа

Appartamento Borgia. Устроены как личная резиденция Папы Александра VI Борджиа в конце XV века. С 1490 года над оформлением апартаментов начал работать известный живописец Бернардино Пинтуриккьо. Декор интерьера был настолько пышен и избыточно украшен золотом, что после смерти Папы, римские понтифики надолго покинули эти помещения. Только в 1816 году апартаменты Борджиа стали использовать для хранения произведений искусства, вывезенных из Рима Наполеоном и возвращённых после его свержения. Впоследствии апартаменты были отреставрированы, а в 1897 году открыты для общественности. Сюжеты росписи залов определили их название:

  • Зал сивилл (Sala de Sibille) оформлен фресками с изображением сивилл и пророков, позолоченной лепниной и астрологическими символами семи планет. Здесь также находится геральдическая эмблема Борджиа с пламенем и двойной лучистой короной Арагона, намекающей на «солнечное» происхождение Папы Александра VI. Сивиллы изображены в парах с пророками и с трепещущими причудливыми свитками, на которых видны отрывки из пророчеств.
  • Зал таинств веры (Sala dei Misteri) берёт название от изображённых в его оформлении семи таинств Иисуса Христа и Девы Марии. На фресках представлены сцены: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Марии».
  • Зал святых (Sala dei Santi) расписан сюжетами из жизни святых, а также сценами из древних мифов о божествах Изиде и Осирисе. Древнегреческие языческие мифы представлены в росписи потолка, тогда как в люнетах изображены христианские сцены жизни святых: посещение Марии Елизаветой, встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне, мученичество св. Себастьяна, диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом, св. Сусанна, мученичество св. Варвары.
  • Зал понтификов (Sala dei Pontefici) был предназначен для торжественных церемоний, поэтому имеет самые большие размеры по сравнению с другими залами. При Льве X в начале XVI века стены зала были переписаны фресками Джованни да Удине.
  • Зал чудес веры (Sala del Credo). Здесь представлены сцены из цикла «Семь тайн радости жизни Марии». Возможно, этот зал был использован для частных аудиенций или для празднований в кругу близких друзей Папы Римского.
  • Зал наук и свободных искусств (Sala delle Arti Liberali) предположительно служил папским рабочим кабинетом. Фрески в зале представляют науки в виде дам, восседающих на троне в окружении известных деятелей искусства.

Stanze di Raffaello. Станцы представляют собой несколько апартаментов, расписанных в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе со своими учениками. «Станца» в переводе с итальянского означает «комната». Лично Рафаэль расписал 3 станцы, а четвёртая была оформлена учениками по его эскизам уже после смерти великого мастера.

  • Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo). Тема росписей относится к истории папства. Станца названа по имени фрески «Пожар в Борго»;
  • Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) служила для понтификов рабочим кабинетом. Фрески посвящены теме духовности человека, а именно, философии (фреска «Афинская школа»), богословию («Диспут»), поэзии («Парнас»), и правосудию («Мудрость, умеренность и сила»);
  • Станца д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) посвящена чудесному божьему покровительству. Стены расписаны фресками «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене» и «Изведение Петра»;
  • Зал Константина (Sala di Costantino) был расписан уже после смерти Рафаэля. Роспись зала посвящена жизни римского императора Константина и олицетворяет победу христианства над язычеством.

Лоджии Рафаэля

Loggia di Raffaello. Три лоджии, которые находятся на трёх этажах Апостольского дворца, разработанные Браманте и оформленные Рафаэлем Санти и его учениками. Самой первой была расписана лоджия на втором этаже, предположительно в период 1517–1519 годов. Лоджия длиной около 65 метров, проходит вдоль всей восточной стороны дворца, и делится на тринадцать сводчатых пролётов, оформленных фресками иллюстрирующими сюжеты Нового и Ветхого Завета.

Предположительно в это же время была оформлена и так называемая Прима лоджия, находящаяся на первом этаже здания. Качество фресок говорит о том, что работа была выполнена в основном учениками Рафаэля по его эскизам. Во второй половине XIX века здесь проходила реставрация, вызвавшая немалые споры специалистов.

Лоджия на третьем этаже носит название кардинала Бернардо Бибьена, так как находится у его апартаментов. В оформлении лоджии Джованни да Удине, ученик Рафаэля, использовал изысканные гротески, выполненные по рисункам великого мастера.

Галерея современного религиозного искусства

Galleria d"arte religiosa moderna. Открыта в 1973 году по инициативе Павла VI. Некоторое время часть коллекции хранилась в Ватиканской пинакотеке, а затем произведения современного искусства разместили отдельно. Сейчас галерея включает большую коллекцию живописи, графики и скульптуры. Здесь можно увидеть работы таких великих мастеров как Огюст Роден, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Василий Кандинский и Марк Шагал.

входные билеты

официальный сайт

Третьяковская галерея приняла выставку под названием «Шедевры пинакотеки Ватикана». Время ее прохождения с 19.02.2016 по 19.02.2017 года. Что такое пинакотека, каково ее значение для жителей России, можно узнать из статьи.

Значение слова

Пинакотека - термин, который произошел от слияния двух греческих слов. Первая часть термина означает "доска", то есть "картина", а вторая - "хранилище". Несложно догадаться, что такое пинакотека. В Древней Греции так называли помещение, в котором хранились живописные изображения. Постепенно значение термина несколько изменилось.

Что такое пинакотека в прошлом и настоящем

В существовало здание, в левом крыле которого хранили картины, принесенные богине Афине в дар. Они размещались в нескольких шестиколонных помещениях. Собрание состояло из различных произведений с росписью. Оно было доступно для просмотра их гражданами Афин. Первый каталог, который начал систематизацию хранилища, был создан Полемоном Илионским в третьем - втором веке до н. э. Существовали пинакотеки на в Герайоне (храм Геры).

Граждане Древнего Рима использовали термин для обозначения зала, в котором хранили произведения искусства.

В эпоху Ренессанса термин использовали с целью обозначения коллекций живописных произведений, которые были открыты для посещения.

Что такое пинакотека сегодня? Термином называют художественные галереи. Хорошим примером служит одна из известнейших пинакотек мира.

Пинакотека Ватикана

Коллекция произведений живописи Ватикана появилась пару сотен лет назад. Ее основателем считается папа Пий Шестой. Спустя несколько десятков лет, в 1797 году, большую часть картин отправили в Париж. Приказ об этом отдал Наполеон. К 1815 году коллекция вернулась в Ватикан. Решение о возвращении ценностей было принято на Венском конгрессе, проводившемся после Наполеоновских войн.

Произведения живописи не имели постоянного места дислокации. Их переносили из одних залов в другие, пока не разместили в крыле Бельведерского дворца. Публика смогла увидеть пинакотеку только в 1908 году.

Спустя двадцать четыре года для коллекции соорудили специальное здание. Заказчиком строительства стал папа Пий Одиннадцатый, а архитектором Л. Бельтрами.

Собрание состоит примерно из 460 картин, которые размещены в восемнадцати залах в хронологическом порядке. Оно содержит произведения на религиозные темы. В основном это работы итальянских мастеров.

Примеры залов:

  • Первый зал показывает работы Средневековых школ таких мастеров, как Николо Джованни.
  • Восьмой зал содержит работы Рафаэля Санти, включая гобелены, выполненные по его эскизам.
  • Десятый зал представлен школой Рафаэля и венецианской живописью.
  • Двенадцатый зал состоит из живописи в стиле барокко: работ Никола Пуссена, Караваджо, Гвидо Рени.
  • Восемнадцатый зал содержит иконы и мозаику пятнадцатого-шестнадцатого века.

Посетить пинакотеку можно, купив единый билет для входа в Сикстинскую Капеллу и Стоимость составляла в 2016 году шестнадцать евро.

С ноября 2016 года открылась Ватиканская пинакотека в Третьяковке. Что представлено в привезенной коллекции и каково ее значение для жителей и гостей Москвы?

Шедевры Ватиканской пинакотеки в Третьяковке

Выставка (пинакотека Ватикана) состоит из сорока картин. Это работы Джованни Белиини, Караваджо, Рафаэля и других мастеров двенадцатого-восемнадцатого века. Она будет продолжаться до 19.02.2017 года.

Билеты на пинакотеку Ватикана обойдутся в пятьсот рублей за человека. Сеанс посещения выставки составляет тридцать минут. Приобрести билеты можно на любое время на личном сайте Третьяковки.

По словам куратора выставки, Аркадия Ипполитова, выставка является своеобразным объяснением идеи «Москва - третий Рим». В пинакотеке сосредоточена государства на протяжении семи веков. Институт папства, по его словам, является связующим звеном между европейской цивилизацией и древним миром.

Начинается выставка с наиболее ранней иконы Рима «Христа Благословляющего», которая датируется двенадцатым веком. Написана она была под влиянием Византии. Икона хранит в себе воспоминания о единой церкви, показывая единый корень, с которого развилось искусство Италии и России.


Warning : getimagesize(userfiles/gallery/f8/b_f85d80ec71a2c4b3dba8687b314a3e6c.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/сайт/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Музеи Ватикана, Photo © Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Шедевры Рафаэля, Караваджо и других великих итальянцев на три месяца переехали в Москву


Третьяковская галерея открыла главную выставку года - «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Первая заповедь посетителям: подойти к папским сокровищам без удостоверения личности не позволят.

Золотой дождь пролился на наши головы. Правда, собирать драгоценные крупицы золота лишь на сетчатку глаза - или, если повезет, в объектив фотокамеры. Ведь драгоценности - это картины, присланные из Ватикана. Первая в истории московская гастроль сокровищ папской Пинакотеки открывается в Третьяковке уже сегодня. Однако готовиться к посещению надо всерьез и задолго. Электронные билеты раскуплены до конца декабря, а в кассу поступают лишь 30 билетов на сеанс. Такие сеансы рассчитаны всего на полчаса, правда, обещано, что в залах сможем оставаться и дольше. В самом деле, 30 минут на 42 картины - маловато: пусть даже не все они абсолютные шедевры, внимания заслуживает каждая.

Для генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой выставка - один из главных проектов года. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Мы давно привыкли, что очередь чаще стоит в ГМИИ им. Пушкина к зарубежным звездам вроде Клода Моне и Сальвадора Дали либо к шедеврам особенно знаменитых западных музеев. Традиция эта идет еще от прощания с Дрезденской галереей и триумфа проекта «Москва-Париж». Третьяковка, как музей национального искусства, вроде бы должна показывать свое, родное. Ан нет, в этих рамках ей давно тесно. Можно вспомнить роскошную подборку шедевров из цикла «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею» к 150-летию ГТГ, выставку Уистлера или проект «Во Христе / In Christo» - опыт межмузейного обмена России и Италии. Тогда в Москве демонстрировались произведения Джотто и его круга, а в Баптистерии во Флоренции - иконы Рублева и Дионисия. Можно еще дальше углубиться в историю, но именно московско-флорентийский обмен «художественными и духовными шедеврами», как позиционировали их оба музея, интереснее всего в нынешнем контексте. Правда, в 2011 году серьезного паломничества к Джотто не наблюдалось, хотя гений Проторенессанса - одна из важнейших фигур всего искусства Европы. Но с тех пор в России многое изменилось: религиозное и традиционное искусство стало вызывать больше интереса, приближаясь к поклонению святым мощам и прочим чудесам. Напротив, к творчеству современному охладели не только массы, но и государство. Теперь у живописи, тесно связанной с историей христианства, пусть и в западном изводе, гораздо выше шансы на успех. Особенно если это выставка из музеев Ватикана, а они входят в десятку главных арт-сокровищниц мира. Несмотря на то, что Пинакотека (т.е. коллекция живописи) сравнительно невелика, всего около 500 картин, она занимает ключевое место среди старейших музеев-грандов. В Москву же привезли почти десятую часть этого поистине великого собрания! А это пять веков истории живописи Италии и параллельно - рассказ о том, как складывалась папская коллекция. Вбирая в себя эволюцию искусства христианского мира, она сочетала его с шедеврами предыдущих эпох, помещая их вместе в сердце Рима - Вечного города. В итоге «Roma Aeterna» осмысливался не только как цитадель Святого Престола, но и как мост между цивилизациями, стоящий в безграничном круге истории.

Российский куратор выставки Аркадий Ипполитов рассказывает о самом крупном экспонате - «Положении во гроб» Караваджо. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Однако Третьяковка попала в заложники ею же самой недавно введенной моды на выставки-блокбастеры. Конечно, очереди бывали там и раньше - то к Васнецову, то к Левитану. Однако такого ажиотажа, какой возник год назад вокруг выставки Серова, явно не ожидали сами организаторы, несмотря на мощную пиар-кампанию. Приобщиться к его творчеству вопреки морозам пришли полмиллиона человек. Впрочем, рекорд побил Айвазовский, обошедший Серова на сто тысяч билетов. Прорваться к его маринам стало своего рода спортивным достижением. Зрители специально приезжали из других городов и гордо отчитывались в соцсетях. Ничуть не сомневаюсь, что такие подвиги возможны лишь при наличии сильного интереса к художнику. Но задаюсь вопросом, будет ли он еще сильнее в отношении тех трех десятков не очень «раскрученных» в России авторов, которые собраны на ватиканском фесте? Используя это слово, имею в виду не фестиваль, но скорее праздник. Великолепное следствие первой за долгие годы встречи глав двух церквей - Римско-католической и Русской православной, когда, собственно, наши предстоятели и договорились об обмене экспозициями: в ответ на жест Рима в Ватикан пошлют коллекцию русских шедевров XIX века. В обсуждении состава экспозиции в Москве лично участвовал папа Франциск - и к нам как знаковое произведение привезли икону его небесного покровителя Франциска Ассизского. Возможно, это самое раннее изображение легендарного святого: Маргаритоне д’Ареццо написал его вскоре после канонизации великого уроженца Ассизи в 1228 году.

Открывать выставку папа Римский прислал кардинала Джузеппе Бертелло - в алой шапочке и черной сутане с алыми кистями он тоже казался персонажем одной из картин. Большинство произведений впервые покинули Ватикан, и меры безопасности на выставке суровы - от приглушенного света (гризайли Рафаэля вообще тонут в полутьме) до защитных ступенек и барьеров, предохраняющих экспонаты. Некоторые вещи очень массивны и сложны по конфигурации, как «Оплакивание» Карло Кривелли - дугообразная люнета, венчавшая большой алтарь, нелегко переносит транспортировку. Для нее выстроена особая ниша, да и вся архитектура выставки затейлива и ассоциирована с известными зданиями Ватикана, включая овальный двор собора св. Петра.

Серия Донато Крети «Астрономические наблюдения» отражает настроения века Просвещения. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Зритель входит в строгое, отделанное панелями под дуб пространство, отдающее мистикой Средневековья, в его центре - малом зале - повешена единственная икона XII века, раритетная и самая старая на выставке, с потемневшим строгим ликом Христа Благословляющего. Романская аскеза отступает, по мере того как зритель движется к Раннему и затем Высокому Ренессансу, минуя такие шедевры, как почти скульптурное «Оплакивание Христа» венецианца Джованни Беллини и «Чудеса св. Винченцо Ферреры» Эрколе де Роберти - фриза с множеством житийных сцен, написанных с тонкостью миниатюриста. Две висящие рядом маленькие иконы, из-за хрупкости заключенные в термовлагостойкие капсулы, позволяют проследить, как менялась иконография одного сюжета - «Рождество», как по-разному, но всегда с теплотой реальной жизни флорентиец Мариотто ди Нарди и сиенец Джованни ди Паоло выписывали фигуры Марии и Младенца, спящего Иосифа и услышавших Благую Весть пастухов, которым не уступают в благоговении стоящие у яслей евангельские вол и осел… И с радостью небожителей взирают на чудо Рождества ангелы на фресках Мелоццо да Форли, сохранивших отверстия для крепления золоченых нимбов. Один из ангелов стал «лицом» выставки, прилетев на ее афишу.

Самый большой зал, где приглушенное освещение создает драматическую атмосферу барокко, тоже населен святыми, но осенен иными чудесами. Среди картин Веронезе, Гверчино, Джентилески, Креспи, Гвидо Рени царит гигантское «Положение во гроб» Караваджо, открывшее новый, XVII век. Хотя этот манифест Контрреформациии уже знаком московским зрителям (был на выставке в ГМИИ 5 лет назад), нельзя не пережить заново трагизм сцены вместе с ее участниками (художник-бунтарь откровенно делал ставку на «типы из народа», возмущая благочинную римскую публику). Вторит ему такое же крупное, написанное для собора св. Петра полотно Пуссена «Мученичество св. Эразма»: куратор проекта Аркадий Ипполитов нарочито повесил его напротив шедевра Караваджо, акцентируя отличия манеры французского римлянина, предвестника стиля классицизма.

Так у нас на глазах музей-зрелище превращается в музей-храм. Собственно, в России к хранилищу искусства всегда и относились, как к месту святому, уж точно «намоленному». Однако в отечественной истории музеи начинались как собрания по преимуществу светские, включая и Третьяковку, приросшую иконами уже на позднем этапе коллекционерской деятельности Павла Третьякова, за счет семейного собрания. Сегодня никого не удивить экспозициями древнерусского и византийского искусства - сакральностью и происхождением оно тесно связано с тем, что привезли из Рима. Тем интереснее было бы напомнить зрителям, знакомящимся с сокровищами Ватикана, что рядом, в основном здании ГТГ - сопоставимые по значению произведения русской, православной традиции.

Заместитель директора Музеев Ватикана Барбара Ятта проводит экскурсию по вернисажу. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Такое сравнение позволит увидеть и общие черты, соединяющие страны Европы - земли христианства, и серьезные различия. Итальянская живопись, представшая на выставке в логике развития от готики к Ренессансу, барокко и классицизму, впитала и золотые фоны икон Византии, и статуарность поз античной скульптуры. Кстати, именно с коллекции антиков, найденных в Тоскане, начинались нынешние музеи Ватикана с их грандиозным собранием греко-римской пластики. Аполлон Бельведерский обязан всемирно знаменитым именем Вилле Бельведере, на которой хранил эту статую папа Юлий II - один из основателей музеев Ватикана…

Посланники первого Рима будут гостить в Риме третьем до 19 февраля. Собираясь воздать им честь, будьте бдительны: мы ходим по грешной земле, и Третьяковку замучили спекулянты, возникшие еще в приснопамятной «очереди-на-серова». Дабы обезопасить себя, галерея вводит продажу именных билетов в интернете и просит посетителей не забывать дома паспорт: его придется предъявить вместе с билетом.

Одна из главных выставок этого года открывается 25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. О совместном проекте Музеев Ватикана и Третьяковской галереи "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Выставка "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" открывается за месяц до Рождества. Для вас как для директора Третьяковской галереи какой из аспектов этой выставки наиболее важен: политический, религиозный, культурный?

Зельфира Трегулова: Конечно, художественный. Я могу только подтвердить слова директора музеев Ватикана Антонио Паолуччи: никогда из собраний Пинакотеки Ватикана одновременно не отправляли на выставку сразу 42 шедевра такого уровня. Конечно, это беспрецедентный жест, свидетельствующий об отношении доверия, которые сложились между Россией и Ватиканом, Музеями Ватикана и Третьяковской галереей в очень непростой для всего мира момент.

Причем действительно каждая из работ, начиная от "самых популярных ангелов Рима" Мелоццо да Форли и вплоть до "Оплакивания" Джованни Беллини и "Положения во гроб" Караваджо, знаковая для коллекции Пинакотеки. Это работы хрестоматийные, которые тиражированы на открытках, постерах, во многих каталогах... Но увидеть их своими глазами - это совсем другое дело. Сергей Чобан так выстроил архитектуру центрального зала экспозиции, чтобы она повторяла абрис знаменитой площади перед собором Святого Петра с колоннадой Бернини. А на месте фасада собора - витрина с двумя ранними гризайлями Рафаэля, которые создавались для алтаря церкви в Перудже. Поэтому зритель оказывается в центре полукруга, в точке, откуда раскрываются пространства картин Рафаэля, Корреджо, Паоло Веронезе, Караваджо, Пуссена, Гверчино, Гвидо Рени...

Антонио Паолуччи говорил, что Третьяковская галерея получила практически все работы, которые просила.

Зельфира Трегулова: Совершенно верно. В декабре 2015 года у нас была последняя встреча в Ватикане по составу выставки. Нам должны были дать ответ, какие вещи из нашего списка готовы предоставить, а какие выдать не могут. Мы сидели в относительно небольшом кабинете и с замиранием сердца слушали, как господин Кориньяни, завотделом выставок, проходя по списку, где работы шли в хронологическом порядке, говорил "Si" или "Nо". Дойдя до "Положения во гроб" Караваджо, он сделал долгую драматическую паузу. А до этого было уже "Si" по поводу картины "Оплакивание Христа" Джованни Беллини. И мы с Аркадием Ипполитовым, куратором выставки, буквально замерли: с одной стороны, маловероятно, чтобы еще раз было "Да", а с другой стороны - перед "No" такую паузу не делают. И он говорит: "Si". И мы начинаем вопить от счастья.

Никогда прежде из собраний Пинакотеки Ватикана одновременно не отправляли на выставку сразу 42 шедевра такого уровня

Название проекта Roma Aeterna, то есть "Вечный Рим", отсылает к античности. Одна из важнейших тем, которая возникает в связи с Римом, это, естественно, очень продуктивный диалог античности и христианского искусства. Она была для вас важна?

Зельфира Трегулова: Конечно. Это одна из главных тем выставки.

Но в работах ее нет. Самая ранняя работа на выставке - это икона XII века римской школы "Христос Благословляющий". Меж тем в Музеях Ватикана великолепная коллекция античного искусства. Вы не хотели попросить какие-то работы для выставки?

Зельфира Трегулова : Мы думали об этом, но потом решили, что сосредоточимся на живописи. Что касается связи с античностью, то Данте, как известно, не случайно в провожатые по загробному миру выбирает великого Вергилия. Между прочим, это в его "Энеиде" идея вечного Рима получила свое поэтическое обоснование. Произведения Вергилия переписывались в средневековых монастырях Европы. Христианство выступило как наследник античной культуры, противопоставив себя варварам, громившим "идолов". Я уж не говорю о том, что Микеланджело называл себя "учеником Бельведерского торса".

Но на выставке эта тема ушла в "подтекст"?

Зельфира Трегулова: Если считать "подтекстом" блестящий обзор истории собраний Музеев Ватикана, написанный для каталога Аркадием Ипполитовым, то да. Мы не стали напрямую сталкивать античные памятники, которые есть в Музеях Ватикана, с более поздними живописными шедеврами. Но любопытствующий зритель найдет следы увлечения античностью, как и причудливые реминисценции готического искусства даже в работах художников XIV-XV веков. Кроме того, идея "вечного Рима" была заимствована Римом христианским...

Другая напрашивающаяся тема - это отношения византийской и западной христианской традиции в европейском искусстве...

Зельфира Трегулова: Мы не случайно начинаем выставку с иконы XII века римской школы, в которой как раз эта византийская традиция ощутима. Но в то же время мы не акцентируем особенности иконографии или интерпретации того или иного религиозного сюжета в картинах европейских мастеров, потому что, на мой взгляд, проекты такого рода не про то, что нас разъединяет, а про то, что объединяет.

Мы привезли величайшие произведения, созданные художниками в рамках традиции римской католической церкви, но говорящие на языке, который понятен всему человечеству. Именно поэтому мы вместе с посольством Ватикана в Москве также приглашаем на открытие глав и представителей различных конфессий. Потому что выставка обращена ко всем.

Да, практически все произведения создавались для монастырей, соборов... Так, например, ангелы Мелоццо да Форли украшали купол одной из римских церквей в свое время. И все же художники решали не только задачи, поставленные заказчиком, но и ставили вопросы, которые их волновали. "Положение во гроб" Караваджо - еще и образ невероятной трагической силы. А "Оплакивание" Карло Кривелли - одна из самых экстатических картин раннего итальянского возрождения...

Название акцентирует тему вечности, но представляет ее как сюжет, разворачивающийся во времени...

Зельфира Трегулова: Именно поэтому мы строим экспозицию традиционно - по хронологии, начиная с произведений XII века и заканчивая XVIII веком. Кстати, второе по времени создания произведение в составе выставки - икона с изображением Франциска Ассизского, написанная вскоре после его канонизации в 1228 году, то есть через полвека после его смерти. Это своеобразный hommage Папе Франциску I, который первым среди Римских пап взял имя этого святого. Если бы не встреча Франциска I и Владимира Владимировича Путина, во время которой возникла идея обмена выставками, то не возникла бы невероятная возможность увидеть сокровища Пинакотеки в Москве. Но и мы готовы быть не менее щедрыми, отправляя свою коллекцию в Ватикан.

Контуры ответного проекта, который в 2017 году представит Третьяковская галерея в Пинакотеке, уже очерчены?

Зельфира Трегулова: Понятно, что речь будет идти об интерпретации библейских и евангельских сюжетов в русском искусстве. Изначально мы планировали показать работы художников XIX - начала XX века. В это время сюжеты Священного Писания стали темой станковой картины, поводом задуматься о важнейших гуманистических проблемах. В первую очередь идет речь о картинах Александра Иванова, "Голгофе" Николая Ге, полотне "Христос в пустыне" Ивана Крамского.

А работы Натальи Гончаровой планируется показать в Пинакотеке?

Зельфира Трегулова: Да, конечно. И "Евангелисты", и изображения Богоматери, архангелов из нашего собрания. В основном планируем везти произведения из Третьяковской галереи, плюс несколько работ из собрания Русского музея, может быть, и региональных музеев.

Иконопись будет?

Зельфира Трегулова: Скорее всего. Аркадий Ипполитов предложил очень интересную тему в рамках этой экспозиции. Ее можно обозначить, как "Александр Иванов и "Преображение" Рафаэля". Сейчас продумываем, как включить иконопись в этот контекст.

Папа Франциск I любит современное искусство, нет ли в планах обмена выставками современного искусства?

Зельфира Трегулова: Пока нет.

Как попасть на выставку и сколько длится сеанс?

Когда я попыталась заказать билеты на сайте Третьяковской галереи на выставку Roma Aeterna хотя бы на 31 января, в ответ появилась надпись: "Билетов нет". Остается надежда на "лишний билетик" по тройной цене?

Зельфира Трегулова: Мы объявили продажу билетов 25 октября. За три дня все билеты до 31 декабря были проданы, после чего мы приостановили продажу билетов по Интернету. Билеты на январь и февраль будут продаваться через Интернет с середины декабря. Как и на выставку Айвазовского, часть билетов продадим в кассе Инженерного корпуса в день сеанса. Будем ограничивать количество билетов на сеанс. На этой выставке мы не можем принять столько же посетителей, сколько на выставках Серова или Айвазовского. Последнюю посмотрели около 600 тысяч человек.

Сколько билетов будет на сеанс?

Зельфира Трегулова: Думаю, не больше 100 билетов на один сеанс. Учитывая проданные по Интернету, 30-40 билетах на каждый сеанс в кассах... Посмотрим, какое количество зрителей окажется оптимальным. Выставка требует концентрации внимания и тишины. Мы купили для экскурсоводов спецоборудование, которое позволяет негромко говорить в микрофон, а у слушателей будут наушники.

После 45 минут все посетители должны будут покинуть зал?

Зельфира Трегулова: Нет, зачем? Во-первых, сеанс не 45 минут. Мы пускаем каждые полчаса с расчетом, что зрители, вошедшие раньше, прошли в следующий зал. Мы никого не выгоняем. Думаю, для осмотра этой выставки достаточно одного часа очень сконцентрированного внимательного просмотра.

Образовательная программа планируется?

Зельфира Трегулова : Будет серия лекций и два цикла кинопоказов: будут фильмы, которые в России не показывались.

Справка "РГ"

Что привезли из Ватикана

42 раритета, которые прибыли из Ватикана, представляют итальянское искусство семи веков, с XII по XVIII век включительно.

На выставке можно увидеть произведения эпохи позднего романского стиля, как, например, икону "Святой Франциск Ассизский" XIII века.

Среди работ эпохи готики есть чудесная работа Пьетро Лоренцетти, одного из мастеров Сиены XIV века, и, например, часть алтарного образа, со сценами жития святого Николая Чудотворца кисти Джентиле да Фабриано. Или со сценами жития святого Николая, кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца раннего Возрождения.

На выставке представлены произведения художников Феррары, Венеции (Карло Кривелли и Джованни Беллини), Романьи (ангелы Мелоццо да Форли), Перуджи...

Гризайли Рафаэля 1507 года открывают экспозицию высокого Возрождения и барокко. Среди шедевров XVI века - картины Антони Корреджо и Паоло Веронезе.

XVII век представлен полотном Караваджо "Положение во гроб" (1604), работами художников Академии Карраччи и картиной Никола Пуссена "Мученичество святого Эразма" (1629). Переход к новому времени знаменует серия "Астрономические наблюдения" (1711) Донато Крести, художника из Болоньи.