Конфликт Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума. Сочинение по произведению на тему: Мое отношение к Софье («Горе от Ума») Что отталкивает софью от чацкого


Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - это печальная история человека, горе которого в том, что он не похож на остальных. Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться - вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких. Именно на этом в комедии основано внутреннее развитие конфликта героя и среды. И все было бы намного проще, если бы к этому конфликту органично не присоединялась личная драма Чацкого - его неразделенная любовь к Софье. Чтобы выяснить истоки этой драмы, необходимо понять, как же на самом деле относится к Чацкому Софья. Уже в разговоре с Лизой она говорит о том, что Чацкий был для нее лишь другом детства: Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой... Софья не хочет допустить даже возможности того, что Чацкий ее до сих пор любит: Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко? В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее из фамусовского общества. Это прежде всего независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного экипажа, горячо целует ей руку, надеясь найти ответ на прежнее чувство, - и не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему, причем тоже необыкновенно. Это его и озадачило, и огорчило. Разговор Чацкого по-прежнему обильно посыпан солью юмора, ведь это прежде так нравилось Софье. Всем достается, всех перебрал он, от Фамусова до Молчалина, а какими меткими чертами этот человек описывает Москву! Но все напрасно: нежные воспоминания, остроты - ничего не помогает. Чацкий терпит от Софьи холодность, пока, едко задев Молчалина, он не задел за живое и ее. Она уже, едва скрывая злость, спрашивает Чацкого: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали? Хоть не теперь, а в детстве, может быть. С этой минуты между Софьей и Чацким разгорается нешуточная борьба. Каждый шаг Чацкого, почти каждое слово в пьесе тесно связано с его чувствами к Софье. Чацкий чувствует какую-то фальшь в ее поступках, которую он и пытается разгадать. Несчастный влюбленный теряется в догадках, но так и не может понять, кем занято сердце Софьи: Молчалиным или Скалозубом? Обморок Софьи при падении с лошади Молчалина приближает Чацкого к истине: Смятенье, обморок, поспешность, гнев! испуга! Так можно только ощущать, Когда лишаешься единственного друга. Чацкий понимает, что Софья для него потеряна навсегда. Но, став свидетелем встречи Софьи с Молчалиным, он разыгрывает роль обманутого возлюбленного, не имея на то никаких прав. Чацкий упрекает ее в том, что она его «надеждой завлекла» и не сказала прямо, что прошлое забыто. Однако именно в этом Софью нельзя упрекать. Она только и делала, что едва говорила с ним и уходила при первой же возможности. Их старый детский роман Софья назвала «ребячеством» и даже намекнула, что «бог ее свел с Молчалиным». Софья не желает выслушать Чацкого, не хочет его понять, избегает объяснений с ним. Она несправедлива к нему, считая черствым и бессердечным: «Не человек, змея!» В отношениях с Чацким героиня столь же слепа, как и в отношениях с Молчалиным. Чацкого оскорбила не только «измена», но и то, что Софья предпочла ему ничтожного Молчалина, которого он презирал: «Когда подумаю, кого вы предпочли!» Когда Чацкий убеждается, что Софья его не любит, все в Москве начинает раздражать его. Реплики и монологи становятся дерзкими, язвительными. Он гневно обличает то, над чем раньше беззлобно смеялся. Не следует забывать о том, что Софья - дочь своего отца, и при всех своих душевных задатках она все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Девушка не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру, именно поэтому она выбирает Молчалина. Да, он жалок и низок, смысл его жизни - «угождать всем людям без изъятья», но это выбор Софьи, и в финале комедии она расплатится за него сполна.

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов, верный своему таланту изображать жизнь в реальных картинах и образах, избирает жизненную ситуацию - «любовный треугольник». Любовь Чацкого к Софье - одна из «пружин», по словам И. А. Гончарова, на которых держится развитие действия. Чацкий и в Москву приезжает, чтобы встретиться с Софьей. Но сердце Софьи уже занято другим - Молчалиным. Чацкому трудно поверить, что Софья может предпочесть ему Молчалина - того, «кто на всех глупцов похож»:

С такими чувствами, с такой душою Любим! Обманщица смеялась надо мною!

Чацкий все время, вплоть до финальной сцены, жестоко заблуждается и обманывается. Но, во-первых, любовь слепа: Чацкий идеализирует Софью, а она не видит недостатков в Молчалине; во-вторых, Софья изменилась за время отсутствия Чацкого, и это Чацкий понимает не сразу, а поэтому недооценивает шансов Молчалина. Чацкий и Софья «разными глазами» смотрят на Молчалина. Софья влюбленными, Чацкий же оценивает Молчалина прежде всего с гражданских позиций и только к концу действия как соперника. Что же изменилось в Софье и почему?

Какова же теперь она и что привлекает ее в Молчалине? Обстановка в доме Фамусова, в московских «модных лавках», атмосфера светских салонов, сплетни и пересуды не могли не оказать влияния на Софью. Отсюда ее сентиментальность и жеманство, лицемерие и ханжество. Ее пугают смелые речи Чацкого, но вот что пленяет ее в Молчалине:

Молчалин за других себя забыть готов.

Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело

Ночь целую с кем можно так провесть?

Кажущаяся скромность, застенчивость, робость Молчалина в соединении с его мнимой чувствительностью, предупредительностью, покорностью одерживают в глазах Софьи верх над всеми его прочими качествами:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Софья живет в мире тех идеалов и представлений о жизни, которые навеяны ей чтением сентиментальных романов, далеких от реальной действительности. Именно так ведут себя герои этих романов, таким представляет она себе идеального возлюбленного. Молчалин отвечал еще одному условию романтического героя: он «в бедности рожден». Это возвышает Молчалина в ее глазах, подогревает ее чувство.

Она готова покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза. Она готова пожертвовать собою, своим положением ради неравного брака со своим избранником. Будущий «муж-мальчик, муж-слуга», видимо, тоже прельщал ее. Другие идеалы негде было встретить. Пересказывая свой сон, она почти признается в любви к Молчалину: «Он будто мне дороже всех сокровищ». Софья, любуясь Молчалиным, придает ему «тьму качеств»: он и «мил», и «робок», и «умен». Как раз то, что привлекательно для Софьи в Молчалине, отталкивает ее от Чацкого: Молчалин застенчив, а Чацкий «пересмеять умеет всех», Молчалин - «враг дерзости», а Чацкий «остер»; Молчалин робок, а Чацкий «об себе задумал высоко».

Софья переживает трагедию, когда, подслушав разговор Молчалина с Лизой, видит любимого ею человека в новом свете: «Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!» Решительно она говорит: «Я с этих пор вас будто не знавала». Но слишком удобен был Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает: «Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом. Себя крушить, и для чего!» Каким же видит Молчалина Чацкий?

Чацкий вспоминает о Молчалине совершенно случайно. По контрасту с собственной «говорливостью» ему приходит на ум «бессловесный » Молчалин. Не случайно Грибоедов наделяет его такой фамилией. Чацкий вначале не принимает Молчалина всерьез. Для Чацкого Молчалин - полное ничтожество, «жалчайшее созданье». Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках и не богат словами.

Чацкий возмущен словами Молчалина: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Для Молчалина же «мнения чужие только святы».

Он видит в Молчалине человека, который рассматривает службу как источник личных выгод, «службу лицам, а не делу». Чацкий готов служить Отечеству, а не прислуживать начальству. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он. Для Молчалина же главное быть замеченным начальством. Благодаря своим талантам - умеренности и аккуратности - он уже «три награжденья получил». Угодничество Молчалина - это тоже средство достижения цели. Чацкий говорит о нем:

Услужник знаменитый был тут,

Как громовой отвод…

Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет.

В последнем действии завершается личная драма Чацкого: он потерял ту, которую так сильно любил. Он тяжело переживает, видя, на какое ничтожество его променяли:

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Вот я пожертвован кому!

Глядел, и видел, и не верил.

Молчалин - антитеза Чацкому, Грибоедов сумел предвидеть в этих образах два пути, по которым пойдут люди после окончания войны с французами: Чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, Молчалины - смирение и покой. «Деловой, вкрадчивый, робкий Молчалин уже появился на смену героям 1812 года» (Ю. Тынянов). Один из исследователей комедии «Горе от ума» писал: «Молчалин остался неуязвим. Молчалиных оказалось невозможно одолеть - они были сильны чужой силой, их нельзя было убить презрением или смехом - их достоинство было в чужом авторитете ».

Комедия «Горе от ума» никогда не воспринималась только как памятник художественной истории, она всегда жила современной жизнью, обновляя и приобретая новое звучание. Каждая эпоха читала ее по-своему. Люди разных поколений и судеб находили в ней ответ на свои собственные вопросы. Оглянувшись вокруг, мы можем и среди наших знакомых увидеть современных фамусовых, молчалиных, Чацких! Не только во времена Грибоедова, но и в наше время «Молчалины блаженствуют на свете», потому что они угождают всем вышестоящим, не церемонятся с теми, кто ниже их по социальному статусу или по толщине кошелька. И поэтому мне ближе позиция Чацкого в оценке Молчалина.

Самый непонятный образ в комедии А. С. Грибоедова - это образ
Софьи. Непонятно, почему она предпочла умного, смелого, благородного
Чацкого «смиренному» Молчалину, который не только не
сумел оценить ее достоинства, но и в конце концов обманул ее доверие
и преданность?
Начало комедии. Лиза беспокоится о Софье, которая находится
в своей комнате вместе с Молчалиным. Уже утро. Вскоре появляется
Чацкий со своим страстным признанием в любви. Но Софья очень
холодно встречает Чацкого, прежнего своего возлюбленного. Что
произошло за время пребывания Чацкого за границей?
Софья - девушка из дворянской семьи. Жизненные впечатления
она черпает из романтической прозы. Романы, которыми она зачитывалась,
содержали, как правило, романтические сюжеты. Герой
романа - бедный юноша, характера смирного, добродетельного:
Кого люблю я, не таков:
Молчалин за других себя забыть готов,
Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть?
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит:
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. /I действие, явл. 5/
Героиня - богатая, образованная девушка. Они любят друг друга,
но родители препятствуют этой любви. Софья, воспитанная на
этих романах (к тому же у нее не было матери, не было доброго
советчика), переносит романную ситуацию в свою жизнь. Она придумала
себе Молчалина, естественно, не подозревая, что он очень
выгодно пользуется ее романтическим воображением.
Чацкий, конечно же, не отвечает идеалу Софьи. Он сам усугубляет
ситуацию и отталкивает ее от себя, когда начинает высмеивать
сомнительные достоинства Молчалина.
Чацкий
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож,
Молчалин, например.
Софья
Примеры мне не новы;
Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.
/III действие, явл. 1/
Софья, испытывая к Молчалину глубокие чувства, изо всех сил
пытается оградить его от Чацкого, от его насмешек, но в то же время
она прямо не называет Чацкому своего возлюбленного. В комедии
Грибоедов показывает, что Софья обладает пылким сердцем и готовностью
пожертвовать собой ради любимого (реакция Софьи
на падение Молчалина с лошадиA.
В то же время Софья такая же, как все в светском обществе. Ей
знакомы интриги, и она, не задумываясь, бросает реплику о сумасшествии
Чацкого, которая, как снежный ком, превращается в
сплетню о том, что Чацкий сошел с ума. Сплетня, в свою очередь,
стала приговором умному человеку.
Но Софья жестоко поплатилась за все: за свой обман относительно
Молчалина, за клевету на Чацкого.
В конце комедии она становится свидетелем подлого обмана
Молчалина, объясняющегося в любви служанке Лизе.
И вот здесь она узнала настоящего Молчалина:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека...
Л и з а
Который кормит и поит
А иногда и чином подарит?
Пойдемте же, довольно толковали!
М о л ч а л и н
Пойдем любовь делить плачевной нашей крали.
Дай обниму тебя от сердца полноты.
{Лиза не дается.A
Зачем она не ты!
{Хочет идти, Софья не пускает.A
Софья {Почти шепотом, вся сцена вполголоса.A
Нейдите далее, наслушалась я много,
Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.
/IV действие, явл. 12/
Софья испытала настоящее потрясение, но в то же время она
вполне владеет собой. Она истинная дворянка, полная собственного
достоинства:
Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ждать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.
/IV действие, явл. 12/
Софья получила жестокий жизненный урок, и как умная девушка,
она его усвоит. Скорей всего, ее ожидает ссылка в деревню.

На мой взгляд, Софья - очень противоречивая героиня. Прекрас­ное понимание характера отца (Фамусова) сочетается у нее с полной слепотой в отношении к Молчалину. Однако ее можно понять: как всякая влюбленная девушка, она до поры не видит реально своего героя, идеализирует его. И все же Софья отличается от женщин своего круга: от княжен Тугоуховских, например, для которых важна не лю­бовь, а богатый «муж-мальчик, муж-слуга». Софья живет только сво­им чувством к Молчалину - бедному секретарю своего отца. При этом все же ее привлекает в нем молчаливость и услужливость, о чем она говорит неоднократно Чацкому. В Чацком же ее как раз отталки­вает красноречие, от проявлений которого «страдают» окружающие, в первую очередь достается Молчалину. Это унижение избранника до­рого обходится потом Чацкому: именно Софья пускает сплетню о его сумасшествии. И делает это, желая отомстить Чацкому.

Софья вначале пытается защитить Молчалина от Чацкого: «Ко­нечно, нет в нем этого ума, / Что гений для иных, а для иных чума. »

«Чужих и вкривь и вкось не рубит - вот я за что его люблю. » Наверное, Софью пугает в Чацком «особенностей бездна», он слиш­ком независим, а ей хотелось бы иметь на него влияние. Может, ею движет и обида: ведь Чацкий уехал из Москвы за границу и не писал ей три года:

«Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так дале­ко. »

Если отличия Чацкого от других людей видит служанка Лиза, то Софья наверняка понимает, что он не похож на остальных.

Показывая любовный «поединок» героев, Грибоедов обнаружива­ет личность не только в Чацком, но и в Софье. Характер героини про­явился в конце пьесы, когда она увидела истинное лицо Молчалина и ей стало стыдно. Но в этот момент как раз Чацкому и не хватило по­нимания совсем молодого и неопытного человека - Софьи. Он обви­няет ее и бежит из дома Фамусовых навсегда. Оба героя, таким обра­зом, терпят беду, и трудно даже сказать, кому из них приходится тяжелее и больнее.

Почему Софья выбрала Молчалина? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

Чацкий вернулся в Россию с желанием жениться на Софье Фамусовой. Однако свадьбе не суждено было состояться. Все внимание девушки уже занял другой. Но кто он и почему именно его ухаживания приняла Софья. У Александра ушло всего несколько дней, чтобы вычислить своего конкурента. Им оказался секретарь Павла Фамусова, Молчалин, также проживающий в их доме.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

    Сочиняшка.Ру: Почему Софья выбрала Молчалина? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»).
Внимание, только СЕГОДНЯ!

Грибоедов А. С.

Сочинение по произведению на тему: Мое отношение к Софье («Горе от Ума»)

Если Александр Андреевич Чацкий в комедии Грибоедова является самой реальной, понятной нам фигурой, которой мы сочувствуем, то образ Софьи Павловны - наиболее сложный и противоречивый из всех, и к нему куда как труднее выразить свое отношение.
Пока ты не знаком ни с какими рецензиями, откликами на комедию и статьями многих русских писателей о пьесе, то читаешь ее без предубеждения и имеешь возможность составить свое мнение о каждом из ее героев. С первых строк комедии мы знакомимся с Софьей, и именно в первом действии через реплики действующих лиц мы начинаем угадывать ее характер. Какой она нам кажется?
Это умная романтичная девушка, воспитанная на французских сентиментальных романах, которые в изобилии тогда распространялись по России и особенно популярны были в среде столичной молодежи. Софья такая, как все девушки того времени: начитавшись этих книг, она невольно отдается романтическим мечтам о счастливой любви. Какой она ее представляет? Примерно такой: красивая богатая девушка влюбляется в бедного прекрасного юношу, и он тоже боготворит ее.
Размечтавшись таким образом, она находит свой идеал в хитром и расчетливом Молчалине: он представляется ей скромным, умным, нежно и робко любящим. Но мы-то знаем, что он не такой, а Софья - она ослеплена чувством и готова на многое ради него. Этой искренней любовью мне и нравится Софья. А ее заблуждения - это не ее вина, а общества, в котором она воспитывалась.
Какой бы она ни была романтичной, влюбчивой и благородной в своих чувствах, она все-таки принадлежит своей среде. А Чацкий - совершенно иной. Именно его ум и отличие от других, “нормальных”, и отталкивает Софью от Чацкого: он ей непонятен и далек. Она ради приличия поддерживает с ним отношения, но не питает к нему никакого живого, чувства. Чацкий ошибается: Софья никогда его не любила. В этом она вполне честна.
Но полностью отказавшись от Чацкого (она все время мечется между ним и своим обществом), она окунается в свою среду и невольно становится врагом Чацкого. Она вынуждена поддерживать слухи о сумасшествии Чацкого, и в этом она не уступает остальным: самому Фамусову и его гостям.
Но личная драма Софьи в том, что ее обманывает Молчалин. Перейдя на сторону Молчалина и людей фамусовского круга, она вдруг обнаруживает, что это подлые и низкие люди. И мне кажется, что в конце концов она понимает, что глубоко ошиблась. Не будь у нее ума, она так и не смогла бы это осознать.
“Она также получила свой миллион терзаний”, - говорит Гончаров. И он прав: образ Софьи глубоко трагичен. Ее душа испорчена, искажена этим обществом, и оно же ее предает. Несмотря ни на что, Софья - самая привлекательная фигура из всего “фамусовского” ряда, она скорее жертва, чем гонитель всего светлого. И этим она мне нравится.