Марк шагал 1887 1985. Марк шагал. Картины Шагала в рейтинге самых похищаемых произведений искусства

В юности Шагал мечтал об одном: рисовать так, как до него не рисовал никто. И он осуществил свою мечту. Его картины не спутаешь ни с чьими, и его письмо не укладывается ни в один «изм». В его творчестве исследователи отмечают немного мистики от сюрреализма, несколько формальных приемов от кубизма, диковатую яркость красок от фовизма. Но это не объясняет причин зрительской привязанности к Шагалу.

Он учился живописи в Витебске, Петербурге и Париже, у уличных вывесок и русских икон. Но внимательнее всего слушал себя: «Я ухожу в свои мысли, взлетаю над миром». Этот художник был настоящим поэтом — нежным, чувственным и сентиментальным. И очень трудолюбивым: он прожил почти сто лет, работая до последнего дня. За год до смерти сделал четыре большие выставки в Риме, Базеле, Париже и Ницце.

Шагал вырос в Витебске — центре еврейской культуры, крупном городе в черте оседлости. Его первым учителем был выпускник петербургской Академии художеств Юрий Пэн (1854-1937). Он так любил талантливого юношу, что на свои деньги отправил его продолжать образование.

В Витебске Шагал познакомился с дочерью ювелира — Беллой Розенфельд. В 1915-м они поженились, в 1916-м у них родилась дочь Ида. Уезжая в эмиграцию, он, как говорится, увез в своем сердце образ города. Когда в 1973-м ему предложили съездить на родину, он отказался.

6 июля 1887 года на окраине Витебска, в районе еврейской бедноты Песковатики, родился Марк (Мойша, Моисей) Шагал. «Но главное, родился я мертвым,- писал художник позже — Не хотел жить. Как будто насмотрелся картин Шагала».

1906-1910. Уезжает в Санкт-Петербург. Берет уроки живописи, участвует в выставках. Перебирается в Париж, знакомится с Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Гийомом Аполлинером, Фернаном Леже, Жоржем Браком.

1918-1920. Живет в Витебске, назначен губернским уполномоченным по делам искусств. Приглашает для работы петроградских художников. После того как его ученики дружно перешли в класс Малевича, покидает город.

1923-1941. Живет во Франции. Занимается живописью, становится знаменитым. В 1933 году по приказу Геббельса картины Шагала сжигают в Мангейме на выставке «Большевизм в искусстве». Спасаясь от фашизма, уезжает в Америку.

В 1947 году возвращается в Европу. Селится в городке Сен-Поль-де-Ванс, где и живет в кругу семьи до конца жизни (1985 год). Расписывает плафон в парижской «Гранд-опера», делает витражи для здания ООН в Нью-Йорке.

27.09.2010 10:57

О дин из великих авангардистов ХХ века, художник, живописец, иллюстратор Шагал Марк Захарович родился в 1887 году, 24 июня в еврейской семье недалеко от Витебска. Семья Хацкеля Шагала состояла из двенадцати человек, где будущий мастер прикладных искусств был самым старшим среди остальных детей главы семейства. Первым учителем Марка был руководитель витебской школы живописи Пэн Юрий Моисеевич (1854-1937). Когда же Марку стукнуло двадцать лет, он не раздумывая отправился в Петербург, где в течение двух лет он занимался искусством в школе «Общества поощрения художеств». Немного позднее его учителями стали знаменитые мастера студии С.М. Зейденберга и школы Е.Н. Званцевой, среди которых необходимо выделить театрального художника Добужинского Мстислава Валериановича и Бакста Льва Самуиловича.

Свою творческую деятельность Марк Шагал начал с картины «Покойник (Смерть)». Но уже в 1910 году художник переезжает в Париж, где и знакомиться с местными поэтами и литераторами, среди которых были Гийом Аполлинер, Блез Сандрар, Макс Жакоб, А. Сальмон и другие. Все это время Марк проживал в одной из артистической колонии «Улей». Уже здесь впервые годы своего творчества, Шагал откроет свой неповторимый мир искусства, который позже назовут «сверхнатурализмом», иными словами сюрнатурализм.

В 1912 году у художника появилась первая возможность познакомить мир со своими работами. Выставка «Осенний салон», которая проходила в Париже, позволило Марку Шагалу заявить о себе. В следующие года живописец посылал свои работы на выставки в Москву и другие города России, среди которых следует выделить «Мир Искусства», «Ослиный хвост», «Мишень». До последнего Шагал причислял себя к русским художникам, тем самым пытаясь подчеркнуть свое родство с великими иконописцами, в лице Врубеля Михаила Александровича и других представителей левого течения.

За время жизни в Париже Марк Шагал наполнил свое творчество такими новаторскими приемами как кубизм и орфизм. В картинах тех лет преобладает геометрическая деформация, конкретные цвета и ритмическая организованность – главные составляющие эмоционального фона произведений искусства русского художника. Главными темами его творчества стала обыденная действительность, через призму которой он восторгался круговоротом бытия. В картинах Шагала четко прорисовывались и сочетались в единое целое целые эпохи: прошлое и будущее, мистика и реальность. Данный подход к искусству сделала Марка одного из основоположников таких направлений как сюрреализм и экспрессионизм.

Марк Шагал. «Я и моя деревня» 1911 год.

Одними из самых заметных работ Марка Шагала в период проживания в Париже стали такие картины как «Я и моя деревня», «России, ослам и другим» (1911-1912), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Голгофа» (1912). В этот период живописец написал знаменитые картины «Понюшка табаку» (1912) и «Молящийся еврей» (1912-1913), которые возвели Шагала в список одного из востребованных и знаменитых еврейских художников ХХ века.

Летом 1914 года Марк впервые в своей жизни представил свои работы на персональной выставке в Берлине. Все картины, созданные в «парижский период», имели большой успех среди молодых художников и живописцев Германии, которые так стремились походить на знаменитое в те времена экспрессионистское движение.

После успешной персональной выставке Марк возвращается на родину, где его настигает первая мировая война. Данный период времени характерен тем, что в свет выходят картины, созданные на основе личных впечатлений о происходящих событиях в мире и окружающем самого автора персонажей и среды обитания. В 1914 году художник знакомиться с Беллой Розенфельд (1892-1944), которая впоследствии станет его музой и законной супругой. Летом 1915 года Витебск гулял на свадьбе знаменитого живописца, а уже в следующем году Белла родила дочь, которую назвали Шагал Ида Марковна (1916-1994). В 1915 году живописец со своей семьей переезжает жить в Петроград, где он работает в одном из военных ведомств. Но после свержения царя и второй революции, Марк решает вернуться на родину, где он возглавил управление по делам искусства Витебска и Витебской области. Позже в родном городе Марк откроет училище Народного художества, куда пригласит работать своих первых учителей и друзей по совместной работе в Петербурге. Среди них были такие знаменитые художники как Добужинский Мстислав Валерианович, Пун Иван Альбертович, Лисицкий Лазарь Маркович, Пэн Юрий Моисеевич. В 1918-1920 годы Марк Шагал стал одним из художников, которые принимали участие в декоративном оформлении Витебска в честь празднования Великого Октября.

Марк Шагал. Над городом. 1914-1918.

В период пребывания на родной земле Марк создал одни из лучших своих работ, которые и по сей день считаются вершиной его творческой карьеры. К таким картинам относятся «Над городом», «Венчание», «Прогулка». На сегодняшний день представленные работы пополняют коллекцию музеев всего мира, в том числе и Третьяковскую галерею.

Ситуация которая сложилась в витебской школе, причиной всему стали работы Малевича Каземира Севериновича, заставила Марка переехать в Москву в 1920 году. В течение двух лет художник так и не создал ни одной стоящей картины из-за нехватки личного времени. Его основной работой стал Еврейский Камерный театр, где он создал монументальное панно для зрительного зала. Также Марк принял участие в оформлении спектакля, основанного на повести еврейского писателя Шолом-Алейхем. Летом художника приглашали работать в Малаховку, учреждение для беспризорных малолетних детей, где он пытался учить молодое поколение искусству живописи.

В 1922 году художник направляется в Берлин, чтобы узнать о судьбе его ранних работ, которые выставлялись в Национальном музее Германии. Здесь он знакомиться с новым направлением искусства, которому посвятил несколько месяцев обучения. Офорт, сухая игла и ксилография стали любимым занятием Марка Шагала, которые впоследствии стали украшением биографической книги «Моя жизнь». Книга была выпущена в 1923 году на русском языке, но перевод на французский заняло восемь лет и в 1931 году Париж узнал настоящую правду о жизни великого художника.

В 1923 году Марка Захаровича приглашают посетить Париж, где ему будет предложена работа в качестве иллюстратора знаменитого романа Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это станет новой вехой в творчестве великого художника. За небольшой период Марк принимает заказ французского писателя Жан де Воллара, который предлагает живописцу поработать над иллюстрациями «Басни» Лафонтена. В 1927 году русский живописец создает ряд работ, посвященных «Цирку Волару», все работы, сделанные по заказу, были написаны гуашью, что в свою очередь отлично подчеркнуло и передало карнавальную атмосферу книг французского писателя.

За 10 лет проживания во Франции Шагал был потрясен местными пейзажами и достопримечательностями, и в итоге художник принял решение о получении второго гражданства. В это время на свет появились знаменитые французские пейзажи и портреты местных красавиц.

В 1931 году Марк Шагал посещает Сирию и Палестину. Данная поездка оставила след в жизни художника. До конца своих дней он посвящал большое количество работ, картин, скульптур, рисунков и гравюр на тему Библии. По личной просьбе Воллара, художник посвятил 66 офортов в период с 1933 по 1939 годы, а позднее в 1952 году Марк создал дополнительно 39 офортов, посвященных рождению и жизни Христа Спасителя.

Марк Шагал. Белое распятие. 1938.

В 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты, по личному приказанию Пауля Иозефа Геббельса были сожжены почти все работы русского художника еврейского происхождения. Геноцид евреев и приближающая война отразилась на творчестве Марка Шагаля и в эти тяжелые для него времена были созданы работы, темой которых стало распятие. Картины «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос» были созданы в этот переходный период.

После начала полномасштабных военных действий в Европе в мае 1941 года Марк Шагал со своей семьей приезжает в США по приглашению Музея современного искусства Нью-Йорка. Здесь же в 1943 году художник повстречался со своим старым другом, народным артистом СССР С.М. Михоэлсом, который прибыл в США для сбора денежных средств в помощь союзникам.

Период проживания в Америки был связан в основном с театром, где он отлично справлялся с оформлением сцен и зрительного зала. В его работы были занесены такие спектакли как «Алеко», «Жар-птица» и многие другие.

Осенью 1944 года внезапно умирает его муза, супруга Белла Шагал, впоследствии чего художник посвятит ей несколько работ, к ним относятся «Моей жене посвящается», «Вокруг нее». Но долго оставаться в США Марк не желал и в 1948 году он возвращается во Францию.

Изданные ещё до войны иллюстрации к книге «Мертвые души» Гоголя были награждены специальным гран-при на Бьеннале в Венеции.

По прибытию во Францию Марк Шагал выбрал тихое местечко на юге страны близь Ниццы, где и поселился. А в 1952 году он второй раз жениться. В этот раз его избранницей стала Валентина Бродская, которая разделяла взгляды и видение современного искусства со своим будущим мужем. Свое свадебное путешествие молодожены провели в Греции и Италии. Брак смог открыть в художнике второе дыхание и события последних лет отразились на его работах.

С 50-х годов Марк начинает плотно работать с обширными циклами цветной литографии. Он берется за иллюстрации к книге древнегреческого писателя Лонга «Дафнис и Хлоя», который были выпущены в начале 60-х годов.

Поселившись на юге Франции, Марк Шагал стал больше времени уделять таким видам искусства как керамика, мозаика, скульптура. Начиная с 60-х годов, художник стал принимать заказы от правительства Израиля. Благодаря работе Марка Захаровича сегодня парламент в Иерусалиме имеет уникальную мозаику и гобелен, сделанная руками знаменитого живописца. На протяжении десяти лет, основной работой художника были синагоги, общественные здания Европы, Америки, Израиля и многие другие.

В 1964 году президент Франции Шарль де Голь лично попросил Марка Шагаля принять заказ на оформление плафона парижской Гранд-Опера. Два года спустя для метрополитен-опера, расположенного в Нью-Йорке, было создано два панно. В том же 1966 году художник построил недалеко от Ниццы дом-мастерскую, где и поселился со своей супругой. Только в 1973 году русский живописец смог посетить Москву и Ленинград.

На протяжении всей жизни Марк Шагал был удостоен немалым количеством различных наград, но среди всех их стоит выделить один: Большой крест Почетного легиона Франции. Данное призвание было удостоено художника в 1977 году. В том же году, в честь 90-летия великого живописца, исключением из правил в Лувре была обустроена выставка, наполненная работами мастера.

А ранее, в 1973 году в Ницце был открыт персональный музей «Библейское послание», который впоследствии получил статус национального. Здесь и по сей день, представлены работы художника, чье имя навсегда останется в истории как одного из основоположника сюрреализма.

Марк Шагал. Большой цирк. 1956.

В 1990 году на знаменитых торгах Sotheby’s была выставлена картина «Юбилей», написанная маслом на холсте размером 80,8*100,3 см. Картина была написана Марком в 1923 году. Тогда работа мастера было продана за рекордные $13,5 млн. Сложно представить, сколько стоит сегодня данное произведение искусства. Кроме этого можно с легкостью вспомнить и 2007 год, когда на том же аукционе была выставлена картина «Большой цирк», написанная 1956 году великим живописцем. Конечно, данный период времени не относится к эпохи шагалевского времени, но и на тот момент художник активно работал: занимался литографией, создавал стенные росписи, иллюстрировал книги. Согласно данным торгов дома Sotheby’s картина «Большой цирк» была продана за рекордные $12,25 млн., что делает работу мастера живописи одну из самых дорогих в его коллекции. Также стоит отметить, что в коллекции Марка существуют большое количество работ, которые оцениваются в разном ценовом диапазоне, что делает их привлекательными для инвесторов с ограниченным бюджетом. Если же вы стали обладателем одной из таких удачных находок, то стоит помнить, что ежегодно цена на картины утраивается, и вы сможете неплохо заработать через несколько лет.

Марк Шагал (1887-1985 гг.)

Марк Шагал, уроженец города Витебска, имел более чем демократичное происхождение. Он родился в простой еврейской семье, однако родители смогли отдать мальчика в гимназию. Окончив ее, Шагал заявил о своем желании стать художником. Мнения родителей разделились. Отец был категорически против, мать же одобряла склонность сына к искусству. В итоге Шагал попал в школу Юделя Пэна (1854-1937 гг.). Этот мастер основал первое в Российской империи училище, где могли получить полноценное образование юноши и девушки из еврейских семей. Любопытно, что сохранился выполненный Пэном портрет молодого Шагала (ок. 1914 г., Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) (илл. 92). Очевидно, это полотно было написано, когда Шагал перед началом Первой мировой войны вернулся в Витебск. Представленный в черной шляпе и белых перчатках, прославленный ученик Пэна выглядит как настоящий денди, однако в этом амплуа, в самой чрезмерно изысканной и манерной позе есть нечто нарочитое. Искорки иронии в зеленых глазах модели свидетельствуют об игровом, театрализованном характере данного произведения.

У Пэна Шагал проучился совсем недолго, однако первый учитель сумел оценить талант молодого человека и вдохнуть в него веру в собственные силы. В 1907 г. Шагал отправляется в Санкт-Петербург. Как еврею, Шагалу было трудно добиться разрешения жить в столице, однако помогли влиятельные друзья. Чрезвычайно важным для всей последующей судьбы Шагала стало его знакомство с членом объединения «Мир искусства» Львом Бакстом. Шагал два года проучился у него в школе Е. Н. Званцевой. Благодаря Баксту Шагал получил представление о последних тенденциях в европейском искусстве и ощутил настоятельную потребность отправиться в Париж. В 1910 г. он действительно получает стипендию и уезжает в столицу Франции, где существенно пополняет свое образование, посещая музеи и галереи, занимаясь в различных классах парижских частных студий. С 1911 г. Шагал живет в «Улье» - знаменитом общежитии для стекавшихся в Париж нищих художников. Здесь царила особая атмосфера свободного творчества.

В эти годы Шагал создает несколько полотен, в которых уже определилась его индивидуальная манера, где мастер пользуется характерным для всего его творчества набором иконографических схем. На полотне «Вид Парижа из окна» (1913 г., Музей Соломона Гуггенхайма, Ныо-Йорк) (илл. 93) мир поделен на две зоны: пространство перед окном и городской пейзаж, расстилающийся за ним. В первой, ближайшей к зрителю зоне человек с двумя лицами, подобный двуликому Янусу, держит на растопыренной ладони сердечко. Этот персонаж имеет автопортретные черты и символизирует, вероятно, любовь Шагала к невесте, оставшейся на родине. На подоконнике сидит кошка с человеческим лицом, умным и трагичным. За окном же привычно для Шагала нарушаются законы гравитации. Едет колесами вверх дымящий паровозик, волоча за собой маленькие, словно игрушечные вагончики. Рядом с Эйфелевой башней парит человеческая фигура. Пара в черном в своем движении растянулась по горизонтали. Это мир, где движение происходит по всем направлениям, мир, не имеющий единого вектора и потому свободный.

Данное полотно вполне объясняет, почему многие критики XX в. были склонны причислять Шагала к такому направлению, как сюрреализм. Сочетание несочетаемого, встречающееся в произведениях Шагала, так же, как и ощущение пребывания в пространстве сна, где происходит невозможное в реальности, действительно роднит мастера с сюрреалистами. Однако сам Шагал просил ни к какому конкретному направлению его не относить. Осуществляя заимствования элементов различных «измов», мастер обладал уникальной и неподражаемой манерой. Заметим, что в проанализированном полотне можно обнаружить и воздействие кубизма. Пространство за окном рассечено цветными полосами, напоминающими свет прожекторов. Пересекаясь, они образуют причудливые углы.

В эти же годы было создано известное полотно «Я и деревня» (1911 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк) (илл. 94). Любопытно, что парижские впечатления не изгладили воспоминания о юности, проведенной в провинциальном Витебске. Тема эта проходит через все творчество Шагала, образы провинциального российского быта, знакомые с детства сцены, человеческие типажи и животные будут появляться в различных работах мастера. На картине «Я и деревня» происходит трогательная встреча: профиль человека с автопортретными чертами самого Шагала почти вплотную приближается к мордочке серьезного и большеглазого теленка. В просвете между ними виден сельский пейзаж. Получившиеся таким образом три зоны имеют каждая свой доминирующий цвет: синий с белым, красный и зеленый. Стоит отметить, что зеленый цвет, которым написано лицо человека, смотрится совершенно органично, не навевает мыслей о неестественности и болезненности, напротив, воспринимается как цвет весны, природы, озарившей своим отсветом человека. Голубой глаз Шагала с огромным круглым бликом как будто отражает безоблачное небо. Каким-то чудом зритель видит то, что должно быть заслонено головой теленка - женщину, доящую корову. Достаточно резкими прямыми или круглящимися линиями картина делится на сегменты, что заставляет вспомнить концепцию распадающегося на исходные элементы и вновь собирающегося в единое целое мира, характерную для аналитической фазы кубизма. Такой расположенный в центре закругляющийся вверху сегмент выступает в качестве горки, на которой расставлены один к одному домики. Они образуют ровный ряд. Скользя по нему взглядом, зритель вдруг с удивлением обнаруживает, что два домика в середине стоят вверх ногами. Ровно под ними находится фигура крестьянки, также представленная перевернутой, тогда как приближающийся к ней крестьянин с косой на плече ориентирован вполне в согласии с силами земного притяжения. Благодаря таким «несовпадениям», а также тому, что все радиальные линии, рассекающие картину, сходятся в одной точке, у зрителя возникает ощущение, что цветной мир вертится перед его глазами праздничной каруселью.

В 1914 г., после участия в берлинской выставке, Шагал возвращается в Витебск, как сам он думает, ненадолго. Начавшаяся Первая мировая война задерживает его, однако, на годы. Освобожденный от военной службы Шагал устраивается на работу в Петрограде. В 1915 г. он женится на Белле Розенфельд, с которой познакомился еще до отъезда в Париж. Брак с Беллой продлится до ее смерти в 1944 г. и окажется очень счастливым. Шагал будет без устали писать жену, даже тогда, когда ее уже не будет рядом с ним.

Личное счастье оказалось для мастера сильнее бедствий войны и революции. В эти годы он пишет свое знаменитое полотно «Прогулка» (1917- 1918 гг., ГРМ, Санкт-Петербург) (илл. 95). На изумрудно-зеленой, гранящейся, словно драгоценный камень, земле выделяется красный цветастый платок со стоящими на нем графином и стаканчиком - остатки небольшого пикника. Все дома на заднем плане написаны тем же оттенком зеленого, что и земля - они принадлежат земле, составляют с ней единое целое. Исключением является стройное здание церкви, бело-розовой, нежной и воздушной, похожей на облако - она принадлежит небу. Соединенные фигуры возлюбленных представляют собой ярко выраженную восходящую диагональ. Мужчина еще стоит на земле, сжимая в ладони маленькую птицу. Это та самая синица в руке из известной поговорки, которая лучше журавля в небе. Однако очень скоро земной прагматизм будет забыт и герой устремится в небесный простор, где уже парит, держа его за руку, прекрасная возлюбленная. Она легка и невесома, прихотливые контуры ее платья перекликаются с очертаниями хрупкого голубого растения с другой стороны от мужской фигуры. Элегантный черный костюм мужчины, надетый на белую сорочку, и сиреневое платье женщины являют собой подвижную, почти живую материю. Множество переходов от темного к светлому, сложный, прихотливый силуэт создают впечатление вибрации, возникающей словно бы под порывами несильного весеннего ветра. Эта вибрация усиливает ощущение легкости, заставляет поверить в возможность грядущего полета.

Логическим продолжением истории может считаться написанное в те же годы полотно «Над городом» (1914-1918 гг., ГТГ) (илл. 96). Теперь уже не дама призывает подняться в небо своего кавалера, а он увлекает ее в полет, который кажется легким и стремительным за счет горизонтального расположения невесомых фигур и протянутой вперед руки Беллы. Взгляды возлюбленных устремлены вдаль от земли, в изображении которой доминируют теперь различные оттенки серого, оживленного цветными акцентами. Здесь внизу остались неказистые домики, бодливый козел, топчущийся во дворе, присевший у забора мальчишка. Впрочем, с высоты этот обыденный мир кажется не лишенным лирического начала. Ближе всего к возлюбленным снова оказывается церковь, белая с зеленой крышей, возвышающаяся над круглящейся линией горизонта.

В 1918 г. Шагал становится уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В родном городе мастер открывает Художественный музей и Свободную академию. Он развивает бурную деятельность, устраивает многочисленные художественные выставки и организует популярные лекции по искусству, способствует развитию местного Театра революционной сатиры, для которого самолично изготавливает декорации. Шагал занялся также организацией масштабных празднеств в честь первой годовщины Октября. На улицах висели яркие флаги, плакаты, сделанные по эскизам мастера. Шагал даже выставил прямо на открытом воздухе свои полотна. Однако влияние Шагала на культурную атмосферу Витебска быстро пошло на убыль, когда в 1919 г. преподавать в основанном им художественном училище приехал К. С. Малевич. Вокруг нового лидера образовалась группа, получившая название УНОВИС («Утвердители нового искусства»). В стан Малевича переходило все больше молодежи. Шагал пришел к выводу, что в Витебске его больше ничто не держит.

В 1920 г. Шагал вместе с семьей переезжает в Москву. Здесь ему было достаточно трудно найти заказы, и он вновь обращается к работе театрального декоратора. Самое известное произведение этого периода - оформление спектакля «Миниатюры» по мотивам творчества еврейского писателя Шолом-Алейхема. Спектакль должен был проходить в небольшом зале, все стены и потолок которого были расписаны Шагалом. Всего он выполнил девять композиций. Самая масштабная из них - «Введение в Еврейский театр» (1920 г., ГТГ) (илл. 97). Эго праздничная многофигурная композиция, представляющая пеструю толпу актеров, музыкантов и акробатов на решенном в абстрактных формах фоне. Еще четыре композиции изображают различные виды искусства: «Театр», «Танец», «Музыка», «Литература» (все - 1920 г., ГТГ). Работы подверглись критике со стороны властных структур. Наконец Народный комиссариат просвещения не нашел художнику лучшего применения, как отправить его преподавать рисование в колонию для беспризорных детей. Такое положение дел побудило мастера задуматься об эмиграции.

В 1922 г. Шагал с семьей оказывается в Берлине, в 1923 г. происходит переезд в Париж. В эти годы мастер много занимается книжной иллюстрацией. В Берлине по заказу Пауля Кассирера (1871 - 1926 гг.), известного книгоиздателя, Шагал создает гравюры к собственным воспоминаниям. Затем, уже в Париже, принимает предложение Амбруаза Воллара проиллюстрировать «Мертвые души» П. Гоголя. Очевидно, новая работа увлекла мастера. Шагал успешно освоил технику офорта, в чем ему очень помог берлинский художник Герман Штрук (1876-1944 гг.).

Все выполненные Шагалом иллюстрации лаконичны и выразительны, мастеру легко удается поймать особенности изображаемых персонажей, показать их характер, не злоупотребляя деталями и подробностями. Особенно выразительны иллюстрации к «Мертвым душам» (илл. 98-99). Голосит бесформенная, как баба на чайнике, Коробочка, возбужденно воздевает вверх руки Ноздрев, неуклюже поворачивается вокруг себя Собаке- вич; несмотря на скупость художественных средств, шумным и многолюдным кажется бал у губернатора.

Очевидно, занятие книжной иллюстрацией импонировало мастеру, поскольку позже он проиллюстрировал басни Ж. де Лафонтена и даже Библию.

В станковых произведениях этого времени часто встречаются изображения танцоров, акробатов, наездниц, а также непременных влюбленных, которые оказываются то в саду, то под дождем, то на Эйфелевой башне. Одна из работ, созданных непосредственно по приезде во Францию, - «Зеленый скрипач» (1923-1924 гг., Музей Соломона Гуггенхайма, Нью- Йорк) (илл. 100). Это полотно повторяет композицию панно «Музыка», созданного ранее для Еврейского театра. Опираясь ногами на крыши двух крошечных домиков, старый еврей играет на скрипке. Почти весь пейзаж вокруг него написан серым и коричневым, он кажется почти монохромным. Сам же скрипач поражает яркостью красок: желто-коричневая скрипка в его руках резко контрастирует с зеленым лицом и фиолетовыми одеяниями. Темно-зеленый цвет лица, как это уже бывало у Шагала, не производит впечатления неестественности, напротив, подчеркивает ощущение самоуглубленности и словно бы делает персонажа старше - при отсутствии морщин или каких-либо других признаков возраста он кажется стариком. Забравшийся на крышу скрипач заставляет вспомнить небольшой пассаж из книги Шагала «Моя жизнь»: «Был праздник: Суккот или Симхас-Тора. Деда ищут, он пропал. Где, да где же он? Оказывается, забрался на крышу, уселся на трубу и грыз морковку, наслаждаясь хорошей погодкой. Чудная картина. Пусть кто хочет с восторгом и облегчением находит в невинных причудах моих родных ключ к моим картинам» .

Любопытно обращение к христианским мотивам, произошедшее во второй парижский период. Так, было создано «Белое распятие» (1938 г., Институт искусств, Чикаго) (илл. 101), где посреди всеобщего хаоса, в окружении горящих домов и разбегающихся человеческих фигурок возвышается крест. Масштаб фигуры Христа увеличен по отношению к остальным человеческим изображениям, охра придает карнации теплоту и живость. Христос воплощает кротость и сострадание, необходимое опрокинутому, как домики на заднем плане, миру.

Война повлекла за собой новые изменения в жизни художника. Еще в 1937 г. работы его фигурировали на проведенной в Берлине выставке «дегенеративного искусства». Оставаться в Париже Шагалу как еврею было опасно, а потому он решил переехать вместе с семьей в США. Здесь мастеру оказал поддержку Пьер Матисс (1900-1989 гг.) - сын знаменитого художника. Шагал работает и для театра, создавая по заказу Леонида Мясина (1896-1979 гг.) декорации к опере С. Рахманинова «Алеко». За океаном мастера постигло самое большое несчастье в его жизни - смерть Беллы. Это произошло в сентябре 1944 г., когда семья Шагала уже думала о возвращении в Европу. В течение девяти месяцев Шагал был не в состоянии работать. Затем, однако, он создает несколько произведений в память об умершей жене, таких как «Свадебные огни» (1945 г., частное собрание) (илл. 102), где шествие жениха и невесты в окружении гостей и музыкантов соседствует с голубым миром снов и мечтаний. Белоснежная невеста, оказавшаяся в смысловом центре полотна, является, разумеется, главной героиней произведения. Э го не просто невеста в белом свадебном платье, но душа, Психея, легчайший дух, который так трудно удержать на земле.

В 1948 г. Шагал возвращается во Францию. Теперь мастер будет покидать ее пределы лишь ради кратковременных путешествий, например, в США или СССР. В этот период жизни Шагал приобретает настоящую известность. Он продолжает создавать станковые произведения, однако пробует свои силы и в монументально-декоративном искусстве.

В станковых полотнах преобладают уже известные темы: влюбленные, свадьба, превращающиеся в фантастический антураж для героев достопримечательности Парижа, такие как Эйфелева башня и Марсово поле. Получает дальнейшее развитие и религиозная тематика. Шагал создает образы ветхозаветных героев - Моисея со скрижалями, Давида, Соломона, Иеремии, обращается и к евангельским сюжетам. Появляется в это время в работах Шагала и любопытный символ - крылатые часы, чье присутствие рядом с людьми и особенно влюбленными указывает на трагическую быстротечность времени.

Пожалуй, самым значительным заказом этого периода стал плафон парижской Гранд-Опера, расписанный мастером в 1963 г. (илл. 103). Заказчиком выступил сам министр культуры Франции Андре Мальро (1901-

1976 гг.). Шагал выполнил роспись не по штукатурке, а на гигантском холсте. Мастер разделил круглый плафон на цветные сектора: красный, желтый, синий, зеленый и белый. В каждом секторе расположено по две композиции на сюжеты каких-либо известных балетов или опер. Так, на красном фоне изображения посвящены «Жар-Птице» И. Ф. Стравинского и «Дафнису и Хлое» М. Равеля, на желтом - «Лебединому озеру» П. И. Чайковского и «Жизели» А. Адана, на синем - «Борису Годунову» М. П. Мусоргского и «Волшебной флейте» В. А. Моцарта, на зеленом - «Ромео и Джульетте» Г. Берлиоза и «Тристану и Изольде» Р. Вагнера, на белом - «Пелиласу и Мелизанде» К. Дебюсси. Образы центрального круглого фрагмента навеяны творчеством Ж. Бизе, К. В. Глюка, Л. ван Бетховена и Дж. Верди. Балерины, ангелы, крылатые скрипки, даже вполне узнаваемые архитектурные сооружения - Эйфелева башня, Триумфальная арка на площади Звезды и сама Гранд-Опера - обладают легкостью и воздушностью прекрасных видений.

При взгляде на этот плафон вспоминается пассаж, принадлежащий перу Э. и Ж. Гонкуров: «Музыка затихает, и в крылатом шепоте невидимых инструментов пробегают дуновения Глюка, некоторое время витают в воздухе, затем растворяются. Понемногу все замолкает, все заканчивается, а потом - совсем тихонько - возвращается. Сон приподнимает в тишине крышу театра. И перед уснувшим вновь начинается опера, опера небесная и торжествующая. Дворцы, храмы, сельские виды и колоннады из мрамора или зелени встают в туманном мареве. Совершаемые на глазах перемены декораций озаряются отблесками бенгальских огней. Метаморфозы сюжета следуют один за другим. Сияют аллегории. Корзина Флоры опустошается в небесах и порождает весенний дождь. Картонные облака переменяются в сияние славы. Декоративные вазы, увенчанные пламенем, распространяют вокруг себя свечение. Розовые кущи становятся тернистым кустарником. Платья актрис, развевающиеся и украшенные разрезами, позволяют проглядывать божественно прекрасным телам. Каскады и потоки воды искрятся, взлетают ввысь и разбиваются, наполняя воздух бриллиантовой пылью» . Ощущение «волшебного фонаря» усиливается благодаря следующим друг за другом цветным отсекам, заставляющим огромный плафон словно бы вращаться над головами изумленных зрителей.

Вслед за декорацией Гранд-Опера последовал заказ на панно для Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, затем на мозаики для Национального банка в Чикаго.

Осваивает Шагал и такую технику, как витраж. Кажется удивительным, что художник, обладавший столь светоносным, прохладным колоритом, из всех красок особенно любивший синий, не обратился к витражу раньше. Однако первые его работы в этой области относятся только к 1960- 1962 гг. Это были витражи для синагоги медицинского центра Хадасса в Иерусалиме. Затем последовали работы, выполненные по заказу семьи Рокфеллеров в церкви Покантико-Хиллз в штате Ныо-Йорк, витражи для здания ООН в Нью-Йорке и для Института Искусств в Чикаго, а также работы для европейских соборов, таких как собор Святого Стефана в Меце (илл. 104), собор в Реймсе и Францисканская часовня в Сарбуре во Франции, собор Святого Мартина и Святого Стефана в Майнце (в Германии), церковь Всех Святых в Тудли и Кафедральный собор Чичестера в Англии, церковь Фраумюнстер в Цюрихе, в Швейцарии. Известно, что эскизы к своим витражам Шагал делал в технике акварели. Переведенные в стекло, его работы сохранили эту акварельную воздушность и особую прозрачность. Достигается эффект акварельной размытости за счет того, что деление композиции на сегменты свинцовой рамой и деление ее на цветовые зоны не совпадают. Современный подход к старой технике не мешал тому, что витражи мастера прекрасно вписывались в интерьеры древних соборов.

Последние годы жизни Шагала прошли вполне счастливо. Для мастера был построен недалеко от Ниццы дом с удобной мастерской. В 1977 г. художник получил и самую значительную французскую награду - Большой крест Почетного Легиона. В честь 90-летия мастера была организована большая выставка его работ. Художник, умерший в возрасте 97 лет, до последнего дня продолжал работать.

  • Шагал М. Моя жизнь. М., 1994. URL: https://www.litmir.co/bd/7b-237974 (дата обращения: 17.06.2017).
  • De Goncourt Е. et J. L’ art du dix-huitieme siecle: Watteau: Chardin: Boucher: Latour:Greuze: Les Saint-Aubin. Paris: Rapilly, 1873-1874. P. 383.

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 года. Мертвым. С трудом акушерка вернула его к жизни, и Шагал всегда помнил – он мог бы и не жить. Тот, кто хочет понять этого художника, должен отчетливо представить себе холмистый Витебск того времени с обилием церквей и синагог, Витебск, уничтоженный потом, который И.Репин сравнивал с Толедо. Должен знать родословную Шагала – отца, всю жизнь проработавшего грузчиком в селедочной лавке, всегда утомленного и озабоченного, но обладавшего «взволнованно-молчаливой и поэтической душой», мать – замечательную рассказчицу, деда, торговца скотом, в чьем доме висели коровьи шкуры, казалось, моливших небо об отпущении грехов своих убийцам (отношение к животному, как к жертве, искупающей грехи человека, определит многие черты творчества Шагала). И всю вереницу дедушек и бабушек, дядей и тетей, парикмахеров, портных, учителей в хедере, канторов и знатоков библии. Шагал, не смотря, на обстоятельства своего рождения, прожил удивительно долгую жизнь – 98 лет. Жил и работал в Москве, Берлине, Париже и Нью-Йорке, имел успех и даже славу, но всегда оставался самим собой, поскольку, по сути, писал свои картины об одном и том же – о своем детстве и своей вере….
Есть такая мудрость: идти вперед нужно с лицом, обернутым назад. Это про Шагала.

Картины Шагала можно читать. Это тем более странно, что искусство всего ХХ века как раз боролось с литературностью живописи. Но посмотрите на его работу 1911 года «Я в деревне». Ее основная тема – противостояние и связь человека и животного. Эту связь Шагал выразил и самым непосредственным способом – протянув новую линию, соединяющую зрачки персонажей. Справа голова крестьянина в картузе и с крестиком на шее, слева, кроткая морда коровы (с такими же бусами как у человека, но без креста) в которую вписана сцена доения – знак жертвенного служения человеку. Внизу дерево, но вырастающее из человеческих рук, вверху фигура косаря (жнец = смерть) пересекающая линию, соединяющую человека и животное. Завершается композиция куполом церкви и витебскими домиками, стоящими прямо и перевернутыми вместе с женщиной куда – то зовущей.

Главные «смыслы» картины включены в треугольники песочных часов, в которых время течет вечно, замыкаясь в мотив круга – солнца и разорванного круга – месяца. Да, картины Шагала можно пересказать, но как убого выглядят эти слова по сравнению с тем «парадом ассоциаций», который вызывает работы художника. И он сам, создавая одну из самых известных своих картин «Смерть», задавался вопросом: «как написать улицу психологично, но без литературы, выстроить улицу, улицу черную, как смерть, но без символизма» – иначе говоря, сделать психологию, и символику органическими свойствами самой пластической речи. Так и родилось его великое искусство – на пересечении слова и мысли, мазка и линии, мечты и реальности, хаоса и гармонии, стремлении рассказать и дать почувствовать...

С конца ХVIII в Витебск стал одним из главных центров хасидизма («хэсэд» на древнееврейском означает «милосердие», «любовь», а «хасид» обычно переводится как «любящий Бога»). Наследник древних верований и средневековой каббалы, хасидизм во многом противостоял официальной религии с ее начётничеством и духом уныния, порожденным веками рассеяния и угнетения. Он говорил на языке понятных народу притч, повествовательных и метафоричных, учил, что Бог проявляется в ОБЫДЕННЫХ вещах, что ему угодны не рассудок, а чувство, и не уныние, а радость, и что познать его дано только взволнованной душе. Хасидская легенда гласила: Бог создал мир в виде сосуда, наполненного благодатью, не выдержав которой, сосуд разбился, но все разлетевшиеся в стороны осколки продолжают нести в себе частицы божественного света и добра… Их, и отыскивал Шагал в самом обыкновенном, с поражающей друзей способностью удивлять обычным вещам, как будто он «только что воплотился». Редкий дар ощущения предметности, причем особого рода (говорят, что в театре, расписанном Шагалом, как-то по особенному чинно молчат стулья, а актеры носили «одухотворенный и тончайший лапсердак») при котором пойманная «бабочка жизни» не теряла пыльцы.

Соприкасаясь со всеми направлениями авангарда, от фовизма до кубизма, Шагал оставался редко обособленным от них не только кругом образов почти не выходящих за пределы Витебска, но, в первую очередь, пониманием искусства как «выражением состояния души», стремлением к демонстрации чуда скрытого за привычным распорядком вещей. Он вообще мечтал быть «достойным бытия». Как вам такая задача? Мне кажется, ее можно решить, только шагая по земле, или взлетая над ней, но без всяких приспособлений и не высоко. Как на картинах Шагала.

У современных бардов Иващенко и Васильева есть песня о дворнике Степанове. Он хотел, оттолкнувшись от земли детской ногою, воспарить метра на два, на три. Не более, «чтоб с непривычки не стучало в ушах. Но и не менее, поскольку хочется летать…».


Жизненный путь Марка Шагала (1887-1985) - это целая эпоха, и все главные события, вошедшие в мировую историю ХХ столетия, нашли свое отображение в творчестве этого художника. Выходец из белорусского Витебска Марк Шагал был графиком, живописцем, театральным художником, монументалистом, одним из лидеров мирового авангарда ХХ века. Он создавал свои произведения в разных художественных техниках: станковая и монументальная живопись, иллюстрации, сценические костюмы,скульптуры, керамика,витражи, мозаика. А еще выдающийся художник писал стихи на идише.

Мойша Сегал - уроженец Витебска

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00shagal-0020.jpg" alt="Авангардизм Марка Шагала." title="Авангардизм Марка Шагала." border="0" vspace="5">


За знаниями в Петербург с 27 рублями в кармане.

Марк, был прилежным учеником: получил традиционное еврейское образование в родном городе и постиг азы изобразительного искусства в художественной школе живописца Юделя Пэна. В 1906 году юноша объявляет отцу, что уезжает в Петербург для поступления в Рисовальную школу. Отец, швырнув сыну 27 рублей, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге Марк своими работами поразил членов приемной комиссии, и был принят сразу же на 3–й курс.


Комиссар по делам искусств Витебской губернии

Две революции, одна за другой произошедшие в России, принесли новую жизнь, которая казалась Марку "новой античностью", где вновь рожденное искусство должно было расцвести и окрепнуть. Шагал, вернувшись на малую родину был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств в Витебской губернии. Сам Луначарский выдавал ему мандат.

28 января 1919 года при содействии Марка Шагала было открыто Витебское художественное училище, которым он и руководил некоторое время. В те годы, будучи уполномоченным, он даже издавал декреты об искусстве.


Скульптуры и керамика Марка Шагала



Скульптуры малых форм Шагала практически неизвестны широкой публике. Этот вид искусства мастер открыл для себя в 1949 году, когда поселился в Вансе на Лазурном берегу Франции. Художник, очарованный разновидностью камней на этой земле, серьезно начал заниматься резьбой. Он изучал новые материалы через керамику и скульптуру на протяжении тридцати лет.

Известно около ста его скульптурных работ малых форм на библейские темы, вариации на тематику отношений мужчины и женщины. Некоторые из них перекликаются с формой изображения доисторического и средневекового искусства.









Витражи Марка Шагала

В 60-х годах Шагал постепенно перешел на монументальные виды искусства: мозаику, витраж. В эти годы он по заказу правительства Израиля создает уникальные мозаики для здания парламента в Иерусалиме. Успех повлек за собой внушительные заказы на оформление мозаиками и витражами религиозных храмов.

Шагал стал единственным в мире художником, чьими монументальными работами декорированы культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагог, лютеранских храмов, католических костелов - всего пятнадцать зданий в США, Европе и Израиле.


https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00shagal-0034.jpg" alt="Витраж. Сотворение мира.





Картины Шагала в рейтинге самых похищаемых произведений искусства

По данным, составленным компанией Art Loss Register, Марк Шагал вошел в рейтинг художников, чьи работы пользуются наибольшей популярностью среди похитителей картин. Спрос на его станковую живопись и графику в преступном мире уступают в популярности лишь Пабло Пикассо и Хуану Миро. Похищенными числятся более пятисот работ авангардиста.


Предсказание цыганки

Существует легенда, как цыганка нагадала еще в детстве Шагалу долгую и наполненную невероятными событиями жизнь, и что будет он любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных и умрет в полете. И действительно, предсказание сбылось. Марк Шагал был женат трижды.

Первая жена - Белла Розенфельд, дочь витебского ювелира. С ней Шагал вступил в брак в 1915 году. В 1916 году у них родилась дочь Ида, которая впоследствии стала биографом и исследователем творчества художника. Белла умерла от сепсиса в сентябре 1944 года.


Вторая жена - Вирджиния Макнилл-Хаггард, дочь бывшего британского консула в США. От этого брака у них родился сын Дэвид. В 1950 году после переезда во Францию Вирджиния, забрав сына, сбежала от Шагала с любовником.
любовь к Белле Розенфельд длиной в 29 лет, Марк Шагал пронес через всю свою длинную жизнь. Она оставалась Музой до самой смерти художника, который отказывался говорить о ней как об умершей.