Музыкально компьютерные технологии в образовании. Музыкальные игры с использованием информационных компьютерных технологий. Олимпиада «Инновационные технологии в музыкальном образовании»

ЦРТ «Мега-Талант» представляет вашему вниманию олимпиады по музыке. К участию приглашаются ученики 5-9 классов. У всех любителей музыки есть шанс проявить себя, занять призовое место и получить диплом победителя I-III степени. Не останутся без внимания и остальные участники. Каждого, кто не займет призовое место? ждет сертификат участника, а учителя смогут разнообразить свое портфолио свидетельством организатора олимпиады и благодарностью от ЦРТ «Мега-Талант»

Факты об олимпиадах ЦРТ «Мега-Талант»:

  • За последний год проведено более 400 олимпиад по 47-и дисциплинам;
  • Более чем 4000 школьников из 12 стран смогли проявить свой талант в олимпиадах по музыке;
  • Выплачено более 2,5 миллиона рублей компенсаций организационных расходов;
  • 98% учителей становятся организаторами новых сезонов олимпиад;

5 шагов навстречу успеху

Наш главный приоритет — учителя. Мы хотим, чтобы вам, дорогие учителя, было приятно и удобно сотрудничать с нами. Этой цели служат 5 шагов, которые обеспечивают успешное взаимодействие.

  1. Полный доступ к комплектам заданий для всех классов, после подтверждения заявки на участие.
  2. Регулярные обновления дизайна наградных материалов.
  3. Компенсация организационных расходов.
  4. Ценные призы самым активным организаторам.
  5. Отзывчивая и оперативная служба поддержки.

Дистанционные олимпиады по музыке от ЦРТ «Мега-Талант»

Есть много причин по которым мы и наши партнеры любим дистанционные олимпиады. Такой формат позволяет провести серьезное образовательное мероприятие в полном соответствии со школьной программой и требованиями ФГОС в легкой и непринужденной обстановке. Замечено, что школьники показывают высокие результаты в дистанционных олимпиадах, тогда как классический формат часто вызывает сильный стресс и волнение.

Комплект заданий для каждой категории участников состоит из 15 тестовых вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
  • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
  • Тестовые задания на решение нотного примера.
  • Тестовые задания на анализ текста, биографии, документа.

Сколько стоит участие в олимпиаде по музыке?

На странице с информацией об олимпиаде вы можете увидеть сумму оргвзноса, который должен уплатить участник. Однако на самом деле вы платите меньше, ведь до 30% из этой суммы компенсируется организатору для печати комплектов заданий и наградных материалов, а также на другие организационные расходы.

Сумма компенсации зависит от количества участников в заявке. Подробнее о том, как рассчитывается процент компенсации и каков он будет в вашем случае можно узнать после регистрации .

Самые активные учителя принимают участие в нашем специальном рейтинге учителей , по итогам которого мы награждаем самых активных организаторов ценными подарками.

Как часто проходят олимпиады по музыке?

Вы можете принять участие в олимпиаде прямо сейчас или же в любое удобное для вас время на протяжении учебного года. Все дело в том, что в течение года мы проводим целых 7 олимпиад с совершенно разными комплектами заданий. Вас ждут 3 всероссийских олимпиады, которые проходят раз в сезон: осенью, зимой и весной, а еще 3 международные и одна итоговая олимпиада.

Как оцениваются работы участников?

Система автоматически проверяет работы после того, как организатор внесет ответы участников в специальную таблицу в своем личном кабинете. После проверки результаты публикуются на сайте, а в период подведения итогов вы получаете в свое полное распоряжение все наградные материалы.

Как организовать олимпиаду по музыке в своей школе?

  1. Зарегистрируйтесь на сайте ЦРТ «Мега-Талант».
  2. Подайте заявку на участие в олимпиаде по музыке.
  3. Подтвердите заявку, оплатив оргвзнос
  4. Скачайте комплекты заданий и методические материалы, чтобы провести олимпиаду
  5. Внесите ответы участников в специальную таблицу в своем личном кабинете.
  6. Получите именные наградные материалы для себя и своих учеников в день подведения итогов.

Как оплатить участие в олимпиаде по музыке?

Вы можете внести оргвзнос одним из таких способов:

  • Оплата банковской картой (онлайн);
  • Оплата по квитанции, в отделении Почты России;
  • Оплата с помощью электронных платежных систем (онлайн).

Я не из РФ. Можно ли принять участие в олимпиаде по музыке?

Мы открыты для всех, как и сама музыка. Но если для того, чтобы читать музыку вам нужно знать ноты, то для того, чтобы читать задания олимпиады вам нужно знать русский язык. Никаких других ограничений не предусмотрено. Во всех олимпиадах по музыке может принять участие любой желающий из любой страны мира. Остались вопросы? Ответ найдется .

Методическая разработка на тему

«Виды работы с использованием

музыкально-компьютерных технологий

на уроках теоретического курса ДМШ»

Преподаватель теоретических дисциплин

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2»

г. Подольск, Московской области

Бурное развитие информационных технологий в мире в последние десятки лет – неотъемлемая часть современности. Наличие практически в каждом доме, каждой квартире компьютера с выходом во всемирную сеть Интернет говорит о том, что современный человек стремится использовать новые технологии с пользой конкретно для себя, найти в них что-то новое, важное, интересное. Постепенно компьютерные технологии проникают в самые разные области знаний, в частности, и в музыкальное образование и воспитание, становясь их неотъемлемой частью.

И если техническую сторону такого прогресса могут оценить практически все профессионалы – музыканты (ведь речь идёт о возможности записи, хранения и воспроизведения огромного количества полезной информации), то методическая сторона вопроса остается неоднозначной: возможно ли дать ребенку основы музыкального образования через компьютерные программы, тренажеры, видеоуроки?, каков будет уровень творческого развития ученика при использовании компьютерных технологий? И как может преподаватель специальных музыкальных дисциплин сочетать в себе также и компьютерного специалиста, вынужденного освоить самые различные программы, предназначенные для работы по новому направлению?

Как бы то ни было, но стоит отметить, что современное музыкальное образование уже становится на новый путь развития – обучение с использованием компьютерных технологий. Это доказывают многие учебные заведения нашей страны на разных уровнях музыкального образования, вот уже почти десять лет активно внедряющие в свои структурные подразделения музыкально-компьютерное направление деятельности.

Рассмотрим подробнее возможные варианты использования компьютерных технологий на уровне Детской музыкальной школы, в рамках уроков теоретического курса.

Прежде всего, следует отметить, что использовать компьютер на уроке необходимо грамотно, т.е. целесообразно, методически обоснованно, дозировано, и главное - подчинено главным целям и задачам обучения в курсе теоретических дисциплин детской музыкальной школы.

Для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой можно выделить три основные задачи, которые необходимо решить:

  1. Дидактическая (учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура);
  2. Методическая (определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели);
  3. Организационная (выработка и закрепление у учащихся навыков работы с учебной программой, избегание перегрузки учащихся и нерациональной траты времени).

Я постаралась сгруппировать возможные виды работы с применением компьютерных технологий по предметам теоретического цикла ДМШ в соответствии с типами музыкально-компьютерных программ, а внутри них – в соответствии с методами обучения .

Итак, на уроке музыкальной литературы , а также для подготовки к уроку, в процессе самостоятельной работы учащихся, можно использовать следующие виды работы:

1) :

  1. в соответствии с методом демонстрации музыки :
  1. прослушивание цифровых аудиозаписей музыкальных произведений;
  1. в соответствии с видеометодом обучения:
  1. просмотр фрагментов цифровых видеофильмов (документальные и художественные фильмы о композиторах, исполнителях, отдельных музыкальных произведениях; фильмы-оперы, мультипликационные фильмы),
  2. просмотр цифровых видеозаписей с исполнением музыкальных произведений (в различных исполнительских вариантах, а также с использованием ассоциативных видеорядов);
  1. в соответствии с наглядным методом иллюстрации:
  1. иллюстрация оцифрованных репродукций картин, компьютерных рисунков, фотографий шедевров мирового искусства, музыкальных инструментов;
  2. иллюстрация всевозможных схем и таблиц в компьютерном качестве;
  1. в соответствии с методом работы с книгой :
  1. наблюдение по нотам, анализ оцифрованных или изначально компьютерных нотных примеров, сборников, партитур;
  2. подбор, чтение и последующий анализ оцифрованных литературных произведений – источников произведений музыкальных;

2) :

  1. в соответствии с методом программированного обучения :
  1. выполнение заданий тестовых компьютерных программ (адаптивных программ, программ «блиц-опрос», контрольных программ, викторин);
  1. в соответствии с игровым методом:
  1. выполнение заданий игровых развивающих компьютерных программ (музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, игры);
  1. в соответствии с методом проектов :
  1. в соответствии с исследовательским методом:
  1. использование MIDI-клавиатуры в качестве тренажёра для исполнения музыкальных произведений;

3) :

  1. в соответствии с методом работы с книгой
  1. работа с цифровым справочным материалом по подготовке указанных выше творческих работ - рефератов, докладов, презентаций (интерактивные музыкальные справочники, энциклопедии, словари; сайты, посвященные жизни и творчеству отдельных композиторов и исполнителей; дополнительные учебные пособия).

На уроке сольфеджио , а также в процессе самостоятельной работы учащихся, можно использовать следующие информационные ресурсы:

1) с использованием программ для технического оснащения уроков :

  1. в соответствии с методом демонстрации музыки :
  1. прослушивание цифровых аудиозаписей музыкальных произведений (например, при изучении новых тональностей, аккордов, интервалов);
  1. в соответствии с видеометодом обучения:
  1. просмотр цифровых видеозаписей с исполнением музыкальных произведений (например, при изучении новых тональностей, аккордов, интервалов);
  1. в соответствии с наглядным методом иллюстрации:
  1. иллюстрация компьютерных рисунков; всевозможных схем и таблиц в компьютерном качестве (в т.ч. подготовленные с помощью компьютерных программ нотные задания, ритмоблоки, отдельные такты для «разрезной» формы диктанта);
  1. в соответствии с методом работы с книгой :
  1. наблюдение по нотам, анализ оцифрованных или изначально компьютерных нотных примеров;

2) с использованием обучающих музыкальных программ :

  1. в соответствии с методом программированного обучения :
  1. выполнение заданий тренажёрных компьютерных программ;
  2. выполнение заданий тестовых компьютерных программ (адаптивных программ, программ «блиц-опрос», контрольных программ, программ «Музыкальный диктант»);
  1. в соответствии с игровым методом:
  1. выполнение заданий игровых развивающих компьютерных программ (музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, игры по сольфеджио);
  1. в соответствии с методом проектов :
  1. представление компьютерных презентаций;
  2. представление рефератов, докладов, эссе, подготовленных с помощью компьютерных программ;
  1. в соответствии с исследовательским методом:
  1. запись собственного пения или игры на музыкальном инструменте, в компьютерную программу, изготовление фонограмм для музыкального произведения;
  2. собственное исполнение под цифровые фонограммы музыкальных произведений;
  3. ввод в компьютерную программу, оформление и вывод на печать собственно сочиненного музыкального произведения;
  4. использование MIDI-клавиатуры в качестве тренажёра для исполнения музыкальных произведений, импровизации;
  5. участие в конкурсных мероприятиях, олимпиадах, представленных в сети Интернет.

3) с использованием справочных музыкальных программ :

  1. в соответствии с методом работы с книгой , а также с привлечением поискового, исследовательского, словесного методов, метода проектов:
  1. работа с цифровым справочным материалом по подготовке указанных выше творческих работ - рефератов, докладов, презентаций (интерактивные музыкальные справочники, энциклопедии, словари; дополнительные учебные пособия).

Конечно, подготовка уроков с применением компьютерных технологий требует от преподавателя таких личностных качеств, как, прежде всего, энтузиазм, стремление сделать уроки яркими, насыщенными, многофункциональными. Конечно же, огромную роль играет профессионализм преподавателя, его умение использовать новые технологии в соответствии с поставленными целями и задачами, оценивая целесообразность и нормы такого применения. Преподаватели, уже использующие компьютерные технологии в своей практике, отмечают, с одной стороны, как много личного времени тратится ими для поиска, систематизации, оформления информации, но с другой стороны - возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание детьми уроков, успехи на олимпиадах, конкурсах и при поступлении в специальные учебные заведения. И именно эта сторона, я считаю, должна быть основополагающей при принятии решения в пользу применения компьютерных технологий в музыкально-образовательной деятельности.


Кондратьева Ирина Николаевна

преподаватель первой категории

хора и теоретических дисциплин

НР БОУ ДОД

« Детская школа искусств №1»

с.п. Салым, улица Новая 13,

Нефтеюганский район,

Тюменская область, ХМАО-Югра

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Сегодня, как это ни звучало бы порочно, наш быт, общение, культура «погружаются» в рутину ханжества, равнодушия и бесцеремонности. И снова, перед учителями и преподавателями, всплывает необходимость гло­бальных перемен, которые должны быть направлены на «возвращение» культуры, или хотя бы на понимание того, что это нужно. Научные институты пытаются вводить что- то новое в систему образования, черпают опыт из европейских источников.

А смогут ли эти «нововведения» устранить возникшие сегодня проблемы в приобщении детей и подростков к музыкальному творчеству, к познанию ряда явлений и исторических событий, связанных с музыкальным искусством? Ведь, ни для кого ни секрет, что в последние годы Детские школы искусств и Музыкальные школы испытывают дефицит желающих обучаться музыке. Отчасти данная ситуация продиктована существующими, может даже, устаревшими учебными программами. А при взаимосвязи специальности с другими предметами можно проследить, что сольфеджио и музыкальная лите­ратура и даже хор (сегодня модным стало исполнять произведения в аранжировках и с « минусом») терпят фиаско. Что касается старшего поколения педагогов, то многие из них часто рабо­тают "по старинке", оставаясь в рамках устаревших академических догм. Не секрет, что многие дети, окончив музыкальную школу, долгие годы не подходят к инстру­менту, как будто и не учились игре на нем. На наш взгляд, это худшее, что могла сделать с ребенком музыкальная школа. Очевидно, что виноваты в этом педагоги, которые не сумели прочувствовать индивидуальность ребенка, его личные по­требности. А может, виноваты рамки программ, которым слепо следуют некоторые преподаватели, вынуждая учеников играть не то, что хочется, а то, что надо, или то, что еще тяжело для ребенка. Между тем современные требования к программам школ искусств дают много вариантов обучения для детей с разными способностя­ми и потребностями.

Согласитесь, что при современных возможностях «новые « формы проведения урока не потребуют особых финансовых затрат. И многие преподаватели уже заинтересованно и плотно подошли к современной системе обучения. Система дополнительного образования сегодня поощряет преподавателей, которые умело интегрируют ИКТ в учебные программы. Новые идеи, новые подходы, заинтересуют ребенка, сделают занятия музыкой желанными, интересными, а самое важное-перспек­тивными. Выражаясь модернизированным и технологичным языком должна произойти «перезагрузка» старых программ. А новые формы проведения уроков, групповых занятий, наполнение их современными технологиями смогут вернуть Музыкальной школе полно­кровную жизнедеятельность. Это, своего рода, революция!

Можно быть современным, нужно только это захотеть и самому научить быть ближе к интересам детей и молодёжи. Как здорово, на электронном фортепиано или синтезаторе игра­ть импровизации на темы поп-музыки, или выполнить, путь самые простые, аранжировки учебных этюдов К. Черни. Синтезатор становится беспрецедент­ным средством интерактивного обучения, а заложенные в нем возмож­ности смогут внедрить замечательную идею комплексного музыкального обучения ребенка. Как для ученика это будет впечатляюще! Вот здесь, как раз, и пригодится та предметная взаимосвязь, о которой говориться в учебных задачах. Нужны хорошие знания из области сольфеджио и гармонии, анализа формы и инструментовки. А эти предметы тоже отлично «поддаются» новой трансформации. Это существующие музыкальные программы по аранжировке, обработке, теории, музыкальной литературе. Нажимать на клавиши компьютерного инструмента и сочинять с помощью «невероятных и непривычных для уха» интересных звуков своё сочинение так интересно! Синтезатор словно «провоцирует» ученика на творчество, и они начинают осваивать все возможности синтезатора, а также рабо­ту с компьютерными программами.Такие зарисовки становятся благодатным материалом для разви­тия воображения учеников. Вопрос ребёнка о том, ходить или не ходить на сольфеджио, уже будет совершенно лишним.

О том, что модер­низации музыкального образования необходима, подтвердили преподаватели, которые уже сегодня осознают её необходимость. Глубоко профессиональными оказались разработки в области медиапедагогики заведующей теоретическим отделением ДМШ города Дзержинска Е.А. Муравьевой. Она - создатель пятилетнего интегративного курса «Музыкальная литература в контексте мировой художествен­ной культуры». Основная цель программы-максимум - культивирование любви к классической музыке, умение рассмотреть конкретный артефакт в общекультурном контексте. Программа-минимум - создание в учебном заведении климата, соответствующего современной информационной культуре. Содержание курса складывается из изучения общих закономер­ностей, присущих разным видам искусства: музыке, литературе, театру, изобразительному искусству. Важно, чтобы идея компьютеризации школ, не прошла мимо отдаленных уголков нашей страны. Поэтому ставится задача о создании само­обучающих компьютерных программ.

Очень много лет поднимается вопрос о том, что преподаватель и ученик должны друг друга «слышать и понимать». Такое «вживание» в интересы и желания ребёнка устраняет дистанцию (если таковая возникла), сближает их по духу, и у них возникает процесс сотворчества и сопереживания.

Что ближе всего ребёнку? Если он младшего школьного возраста- то можно попробовать озвучить мультфильм (программа звукозаписи). Можно предложить придумать свой музыкальный стиль для персонажа мультфильма. Это замечательное творческое развитие ученика, и кто знает, может он в будущем выберет сферу профессиональной деятельности, связанной с какими- либо творческими заданиями.

Для ребят среднего и старшего школьного возраста будет интересно составить видеоряд или видеопрезентацию с музыкальным сопровождением, тем более, что с презентациями они справляются очень даже легко и умело и это для них адаптированная форма! А уж дополнить их своими музыкальными впечатлениями- это уже совсем здорово!

Очень хорошо бы было для Музыкальных школ и Школ искусств научиться создавать высококачественные музыкальные записи без помощи аранжировщиков, продюсеров и зву­корежиссеров. Записывая свои концертные выступления, преподаватель и ученик могут проследить развитие исполнительского мастерства. Записывая простые сочинённые мелодические диктанты, ученик может в старшем классе выполнить аранжировку своего же собственного сочинения. Свои записи ученики и преподаватели могут оставлять в учебном фонде, сохранять для семейного архива. И он уже непроизвольно становится музыкантом, потому что работает и мыслит как музыкант. Развивается интерес к учению, активизируется критическое мышление, творческая и исследовательская деятельно­сть, стимулируется самостоятельность учебных действий. А разве это не важно!

Полезно преподавателям, желающим сделать свои уроки занимательными, освоить и использовать для своей работы специфическую терминологию, которая помогает овладеть мультимедийными технологиями. Существует му­зыкальный словарь компьютерных терминов П. Живайкина. Сам факт появления такого словаря говорит о серьезном внедрении в процесс му­зыкального обучения компьютерных технологий.

Все положительные моменты Онлайнового сообщества:

Раз­рушает границы времени и пространства, и ученик, благодаря Интернету превращается в виртуаль­ного творческого человека, который может испробовать себя и соединиться со всем миром

Можно легко обсуждать музыкальную тему, об­мениваться ею и даже создавать совместные музыкальные композиции. Подобное общение возможно в письменном, аудио- и видеоформате

Можно найти интересующий стиль музыки, узнать про неё, использовать стилистику, узнать жанровые особенности эпох, легко переносясь во времени

Узнать о музыкантах- исполнителях, композиторах, об инструментах

Самим изучить нотную грамоту и технику игры на инструменте

Познать историю музыки

Обсудить со своими сверстниками музыкальную тему, и даже вместе делать музыкальные композиции

Есть всё! И, причём, всё с подсказками, ссылками, перечнем учебной литературы. Главное – научить ребёнка дифференцировать это огромное доступное музыкальное пространство и выделить то, что поможет совершенствовать свой музыкальный слух, стать красивым душой и чище сердцем.

А что выберет для себя каждый преподаватель, как он захочет учить и учиться вместе с современным ребёнком- зависит только от него самого!

Аннотация: В статье рассматриваются музыкально-компьютерные технологии в образовательной системе на примере работы одноимённой учебно-методической лаборатории Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Междисциплинарная сфера профессиональной деятельности связана с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств и знаниями как в музыке, так и в области информатики. А реализация концепции музыкально-компьютерного образования педагога-музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку в Интернете. Кроме того, учебно-методическая лаборатория "Музыкально-компьютерные технологии" занимается научной деятельностью: это, прежде всего, специализированные исследования в данной области педагогики и проведение международных конференций.

Abstract: The article deals with musically-computer technology in the educational system on example of the Educational and Methodical Laboratory at the Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg. Interdisciplinary field of professional activities relates to the creation and application of specialized music software and hardware tools and the knowledges in music and informatics. A realization of the concept of musical-computer education in preparing music teachers is through basic educational programs of vocational training, supplementary education, professional development of teachers and methodical support via Internet. In addition, the laboratory Music & Computer Technologies engaged in scientific activity: it is, above all, specialized researches in the field of pedagogy and international conferences.

Музыка является одной из граней постижения духовной содержательности мира, его красоты, отражающейся в звучании. Кроме того, звучание музыки воспринимается человеком как особое информационное пространство. Информатика и информационные технологии сегодня затрагивают различные области, в том числе музыкальное творчество и педагогику. Как функционируют информационные технологии в звуковом (и, в целом, семантическом) пространстве музыки - этот вопрос стал предметом внимания музыкантов-педагогов и представителей других специальностей в связи с формированием новых творческих перспектив музыкальной деятельности, ведь познание тайн звукообразования, звукотворчества, богатства тембрового и акустического воздействия музыки даёт дополнительный стимул к художественному новаторству.

На рубеже ХХ и XXI веков в музыкальном творчестве и педагогике появилось новое направление, обусловленное быстрым развитием индустрии электронных музыкальных инструментов: от простейших синтезаторов до мощных музыкальных компьютеров. В современном электронном музыкальном инструментарии наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии музыки и искусства музицирования [ ]. Поэтому новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств - музыкально-компьютерные технологий1 (далее - МКТ) - требует знаний и умений как в музыкальной области, так и в области информатики.

1 Понятие используется в различных музыкальных областях (творчество, образование, производство медиа). Так, в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург) разработан, лицензирован и в 2004 году внедрён в педагогический процесс профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров художественного образования "050610 - Музыкально-компьютерные технологии".

Во многих учебных заведениях мира музыкантам преподаются элементы МКТ: Institut de recherche et coordination acoustique/musique (IRCAM ) и Centre d’Etudes Mathématiques et Automatique Musicales (CEMAMu ) в Париже; Center for Computer Research in Music and Acoustics (CCRMA ) Стенфордского университета; San Diego Supercomputer Center (SDSC ) Калифорнийского университета; Научно-исследовательский центр музыкально-компьютерных технологий Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и др. Тенденции развития МКТ в общем и профессиональном музыкальном образовании, разнообразные сферы их применения и широкая востребованность позволяют говорить о появлении феномена новой образовательной творческой среды, основными компонентами которой являются: музыкальный компьютер как необходимый элемент аппаратно-инструментальной базы и программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного комплекса; методическая система, позволяющая органично использовать компьютерные технологии на всех этапах и во всех направлениях музыкально-образовательного процесса (МКТ - динамично развивающаяся образовательная среда, требующая постоянной разработки новых учебных программ и курсов, адаптированных к современным социальным запросам и соответствующих уровню развития данных технологий) [ ; ; ; ].

В частности, в 2002 году в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена была создана учебно-методическая лаборатория (УМЛ) "Музыкально-компьютерные технологии" (http://muslab.spb.ru), которая развивает как собственно музыкальное и информационно-технологическое образование, так и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации образования в целом. Задачами, поставленными лабораторией, стали: разработка нового образовательного направления (в общем и специальном музыкальном образовании); реализация методической системы музыкально-компьютерного педагогического образования на разных ступенях обучения, которые отражают содержание, формы и методы использования МКТ в профессиональном, общем и инклюзивном музыкальном образовании; внедрение IT-технологий в музыкально-образовательный процесс.2

2 В рабочую группу УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" входят музыканты и программисты: Ирина Горбунова, Геннадий Белов, Нина Бергер, Алексей Горельченко, Сергей Чибирёв, Андреас Камерис, Пётр Родионов, Алексей Воронов, Елена Бажукова, Юлия Киселёва, Людмила Романенко, Ольга Праздничных и др.

Главное направление работы лаборатории - учебная деятельность. Реализация концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку во всемирной Сети. Так, сотрудниками лаборатории для студентов факультетов музыки разработаны занятия по многим специализированным дисциплинам3 . Реализация инновационной образовательной системы осуществляется и через дополнительное образование: программы профессиональной переподготовки, а также программы повышения квалификации и программы курсовой подготовки.

3 "Компьютерная музыка", "История электронной музыки", "Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки: музыкально-компьютерные технологии)", "Архитектоника звука", "Основы студийной звукозаписи", "Информационные технологии в музыке", "Технология музыкальных стилей", "Основы композиции, инструментоведение и компьютерная аранжировка", "Оркестровка традиционная и компьютерная", "Технологии студийной звукозаписи", "Методика и практика обучения электронной композиции и аранжировке", "Методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте", "Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта", "Традиционное и электронное инструментноведение", "Музыкальный компьютер", "Основной электронный музыкальный инструмент", "Дополнительный музыкальный инструмент (электронный) ", "Электронный синтезатор", "Электронный ансамбль", "Музыкально-компьютерный практикум". Даже для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики) разработаны и проводятся занятия по программам цикла дисциплин "Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями слуха".



Принципы, положенные в основу создания методической системы лаборатории, являются фундаментом для различных видов профессиональной деятельности как музыкантов, работающих с МКТ (звукорежиссура, цифровая звукозапись, саунд-дизайн, саунд-продюсирование, исполнение на синтезаторах и MIDI-инструментах и пр.), так и программистов-разработчиков в области электронных музыкальных систем. Эта система построена на основе использования специализированного программного обеспечения и специально оборудованного класса, и связана с индивидуально-групповой формой проведения занятий (важным компонентом здесь является ансамблевая игра: творческая эстетическая активность имеет высокий развивающий потенциал).

На основе предлагаемой сотрудниками лаборатории методической системы были созданы программы повышения квалификации4 . Для всех желающих проводится курсовое обучение по программам: "Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)", "Компьютерная аранжировка и композиция", "Современная студия звукозаписи и работа в ней", "Оформление нотных изданий на компьютере" и др.

4 Для преподавателей музыки детских дошкольных учреждений - "Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий". Для учителей музыки общеобразовательных школ и преподавателей ДМШ и ДШИ: "Музыкально-компьютерные технологии", "Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий", "Компьютерное музыкальное творчество", "Методика преподавания электронных музыкальных инструментов", "Аранжировка музыки на электронных музыкальных инструментах" и др.

Реализация концепции также предусматривает профессиональное развитие педагогов музыки и их методическую поддержку в Интернете. Разработанная коллективом авторов методическая система делает доступным общение широкого контингента учащихся (как будущих профессионалов, так и любителей) с музыкой в интерактивном режиме. За последние 10 лет была организована и проведена широкомасштабная апробация разработанной комплексной инновационной образовательной системы для различных ступеней образования, в частности в пилотных регионах России (многие учебные комплексы разработаны, внедрены и апробированы совместно с санкт-петербургской компьютерной студией "Март" при поддержке Национального фонда подготовки кадров). Так, внедрены в образовательный процесс: инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) "Музыка и информатика", 1-4 классы; учебно-методический комплекс (УМК) "Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)", 9-11 классы; информационные источники сложной структуры (ИИСС) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) "Музыка в цифровом пространстве", 5-9 классы; "Звук и музыка в мультимедиа системах", 8-11 классы; система инклюзивного образования (равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями). Ресурсы находятся в свободном доступе в Сети (в настоящий момент абсолютно все созданные лабораторией продукты являются открытыми).

Например, ИИСС "Музыка в цифровом пространстве" - это практический курс освоения области знаний, формирующий навыки и умения по использованию новых музыкальных компьютерных технологий в музыкальной образовании и последующей творческой деятельности (представление нового материала на уроке и самостоятельная творческая деятельность учащихся). ИИСС содержит комплекс следующих обучающих ресурсов:
- коллекцию информационных источников (систематизированных в базе данных), включающую тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, анимации (при необходимости) и пр., снабженных удобной навигацией для поиска необходимых материалов и их отбора с целью дальнейшего использования;
- модели уроков (готовые "лекции"), которые предлагают авторские варианты изложения теоретических материалов, а также заданий и творческих работ;
- инструментальные средства по отбору и поддержанию собственных траекторий уроков (формируются на основе ресурсов, представленных в коллекции ИИСС и, возможно, с использованием ресурсов, найденных или подготовленных учителем самостоятельно);
- комплект методических материалов, описывающих методы работы с ресурсной базой и моделями уроков, представленными в ИИСС, а также инструкции (или ссылки на соответствующие печатные и электронные издания) по использованию программ, предназначенных для работы с цифровой музыкой.

Учитель с помощью данного цифрового курса может решать педагогические и методические задачи: выбирать для сопровождения урока готовую "лекцию" и адаптировать её под собственные педагогические задачи (исключая или добавляя необходимые ресурсы); создавать собственную траекторию урока, используя материалы коллекции ресурсов и дополнительные материалы, собранные самостоятельно; отбирать практические и творческие задания для выполнения их на уроке или для домашней работы; организовать диалог на уроке с помощью заранее подобранной коллекции ресурсов. А ученик получает возможность использовать материалы коллекции ресурсов для выполнения заданий учителей, создавать собственные творческие проекты на основе изученного материала и предлагаемых методик по работе с цифровой музыкой, а также самостоятельного повышения уровня знаний и развития творческих способностей. Таким образом, ИИСС выступает в роли организатора диалога между учителем и учеником в процессе изучения и осознания особенностей музыкально-культурного пространства.5

5 Внедрение данного ИИСС в образовательный процесс способствует: улучшению качества освоения ряда традиционных музыкальных дисциплин, таких как классическая музыкальная литература, сольфеджио, композиция, аранжировка и др.; значительному расширению круга теоретических и практических представлений учащихся о современных формах музыки как вида искусства и о технологиях её создания; формированию новых художественно-эстетических представлений о компьютерной и электронной музыке; знакомству с новыми жанрами и направлениями в компьютерной и электронной музыке; приобретению знаний о возможностях использования музыкального компьютера для школьного музыкального творчества (компьютерной аранжировки, композиции, студийной работы и пр.); расширению представлений о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями; формированию знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом; формированию потребности учащихся в музыкальном образовании, в том числе с использованием музыкального компьютера; расширению возможностей профессиональной ориентации учащихся в области музыкально-компьютерных технологий.

Использование ИИСС в повседневной учебной деятельности позволяет: предоставить учащимся возможность приобрести практические навыки владения музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом; освоить новые знания и умения (в том числе и начальные профессиональные) через музыкально-практическую деятельность на уроках; получить представление об акустических возможностях музыкального компьютера, особенностях компьютерной инструментовки, работе в современной цифровой студии звукозаписи и т. д. Для решения этих задач разработано электронное пособие, состоящее из двух основных разделов.

Первый раздел "На пути к музыкальному компьютеру" предлагает информацию и структуру уроков по темам, посвящённым музыкальному творчеству в традиционном и компьютерном представлении. Данный раздел включает уроки по следующим темам:
- Музыка как информация (музыкальное искусство представляет собой специфический звуковой язык. Постижению различных форм и аспектов информативности музыкального языка посвящается данная тема);
- Музыкальные инструменты - от тетивы до синтезатора (рассказ о развитии музыкального инструментария в его исторической эволюции, а также о специфических особенностях и возможностях акустических и электронных музыкальных инструментов).

Второй раздел "Компьютерные уроки композиции и аранжировки" посвящён изучению и применению на практике существующих компьютерных программ по созданию и обработке цифровой музыки. Этот раздел включает:
- Сочинение как музыкальное программирование (изучение компонентов музыкального языка в непосредственной работе с ними);
- "Из Моцарта нам что-нибудь…" (знакомство с основами композиции на примере музыкальной классики);
- Сочинение шаг за шагом (практические занятия по сочинению и аранжировке в простейших формах и различных жанровых преломлениях);
- Звук и музыка в мультимедиа системах (многообразие проявления музыкальных цифровых технологий в различных видах искусств);
- Музыка без границ (практикум поиска музыкальной информации в сети, звукового оформления сайта Интернет, дистанционного общения учителя и ученика в процессе музыкального обучения).

Применение ИИСС в учебном процессе решает ряд актуальных для современного образования задач. Среди них: расширение источников получения знания, в том числе использование информационных возможностей Интернета (в форме домашней или факультативной работы); снижение нагрузки на учителя при подготовке к занятиям за счёт активизации творческого начала и индивидуальности его деятельности (создание собственных учебных траекторий); увеличение мотивировки получения знания от учеников за счёт введения в традиционные подходы изучения музыки компьютерных технологий и опоры на потребности личности в творческой самореализации; получение учеником опыта сотворчества с учителем и товарищами через разнообразные формы коллективной работы в освоении учебного материала.

Учебный процесс сопровождается научной деятельностью сотрудников лаборатории, которая осуществляется в рамках различных направлений. В частности, проводятся фундаментальные исследования по темам "Разработка концептуальных основ внедрения информационных технологий в музыкальное образование" и "Формирование информационной компетентности современного музыканта на основе музыкально-компьютерных технологий", защищены кандидатские диссертации, посвящённые функционированию музыкально-компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, информационным технологиям в музыке и музыкальном образовании, компьютерному моделированию элементов музыкального творчества (И. В. Заболотская, С. В. Чибирёв, А. Камерис, А. В. Горельченко, Э. В. Кибиткина, М. Ю. Чёрная, С. Ю. Привалова и др.).

УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" организует и проводит ряд конференций, семинаров, участвует в выставках. Наиболее масштабные проекты здесь: постоянно действующий городской семинар "Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве", с докладами в рамках которого выступали композиторы, а также учёные из ряда университетов России и мира (Великобритания, Польша, США); ежегодная Международная научно-практическая конференция "Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования", которая проводится сотрудниками лаборатории совместно с различными учреждениями Санкт-Петербурга с 2008 года; ежегодная Международная научно-практическая конференция "Современное музыкальное образование", проводимая совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова с 2002 года6 .

6 Тематика конференции (2012): актуальные проблемы музыкального образования в системе целостного художественного образования; проблемы профессионального музыкального образования; электронные музыкальные инструменты; новые тенденции в системе общего и специального музыкального образования; новые информационные технологии в музыкальном образовании и творчестве; компьютерная музыка; музыкальная информатика; музыкально-компьютерные технологии в начальном музыкальном образовании (ДМШ, ДШИ, лицеи); медиамузыка; теория музыки в современной музыкальной практике; компьютерное музыкальное творчество; проблемы реализации государственных стандартов в области музыки в школьном образовании.

Это требует, с одной стороны, подготовки музыкантов, разбирающихся в современных мультимедийных технологиях. С другой стороны, очевидна необходимость подготовки специалистов технического профиля, имеющих основы общего музыкального образования и владеющих знаниями в области программирования звука, звукового синтеза, аудио-инжиниринга, звукотембрального программирования, моделирования музыкально-творческих процессов, а также владеющих технологиями студийной звукозаписи и компьютерными программами, - то есть специалистов, способных заниматься моделированием как одним из методов объективного исследования музыкального творчества [ ; ]. Этим объясняется создание специальных, ориентированных на широкую аудиторию обучаемых, учебных курсов и учебных пособий, позволяющих на доступном уровне изложить принципы работы музыкального компьютера и электронного музыкального инструмента [ ; ; ; ].

Многогранность, глобальная применимость электронной и компьютерной музыки дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. Совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создаёт условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом. Успех в современном использовании подобных систем лежит в интеграции всех компьютерных возможностей (символьный и численный интерфейс, встроенная графика, музыка, мультипликация, анимация, базы и банки данных и т. д.).

Список литературы

  1. Беличенко В. В., Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 220 с.
  2. Горбунова И. Б. Информационные технологии в музыке: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Т. 1. 2009. 175 с.; Т. 2. 2010. 210 с.; Т. 3. 2011. 399 с.
  3. Горбунова И. Б. Музыкальный звук: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2006. 165 с.
  4. Горбунова И. Б. Музыкальный компьютер: Монография. СПб.: СОЮЗ, 2007. 400 с.
  5. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.
  6. Горбунова И. Б., Заливадный М. С., Кибиткина Э. В. Музыкальное программирование: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 195 с.
  7. Горбунова И. Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 160 с.
  8. Горбунова И. Б., Привалова С. Ю. Музыкальный инструмент для каждого ребёнка. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 117 с. . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011. 220 p. (In Russian).
  9. Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009, vol. 1. 175 p.; 2010, vol. 2. 210 p.; 2011, vol. 3. 399 p. (In Russian).
  10. Gorbunova I. B. Muzykal"niy zvuk . St. Petersburg: SOYuZ, 2006. 165 p. (In Russian).
  11. Gorbunova I. B. Muzykal"niy komp"yuter . St. Petersburg: SOYuZ, 2007. 400 p. (In Russian).
  12. Gorbunova I. B. Fenomen muzykal"no-komp"yuternykh tekhnologiy kak novaya obrazovatel"naya tvorcheskaya sreda. In Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena , 2004, no. 4 (9), pp. 123-138. (In Russian).
  13. Gorbunova I. B., Zalivadniy M. S., Kibitkina E. V. Muzykal"noe programmirovanie . St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2012. 195 p. (In Russian).
  14. Gorbunova I. B., Kameris A. Kontseptsiya muzykal"no-komp"yuternogo obrazovaniya v podgotovke pedagoga-muzykanta

    Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория // ЭНЖ "Медиамузыка". № 1 (2012)..html

В последнее время появился значительный интерес общества к электронной музыке и, в частности, к музыкально-компьютерным технологиям. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, компьютерные технологии проникают во все сферы деятельности, привнося новые возможности самореализации.

Во-вторых, многогранность, фантастическая безграничность в совершенствовании, глобальная применимость электронной музыки поднимают обучение на новый уровень, стимулируют стремительное развитие интеллекта, делают занятия музыкой востребованными в широких кругах любителей искусства и творчества.

В-третьих, совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, способствуя, таким образом, развитию творческого потенциала учащихся и укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.

Всякий, кому небезразлично, что будет происходить в нашей стране с музыкальным образованием в ближайшие десятилетия, согласится, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное не только теоретическое, а уже и исполнительское образование - это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации. В последние годы компьютерные и коммуникационные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки.

Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер появился в нашей жизни, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности, как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.

Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку - будь-то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, кинофильму, теле и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развернутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодежи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.

Цифровой инструментарий завоевывает все более уверенные позиции и в музыкальном образовании. В детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования открываются классы и отделения электронного музицирования; к данной деятельности все чаще прибегают и на уроке в общеобразовательной школе; в разных городах России проводятся фестивали музыки для электронных музыкальных инструментов. При этом у многих педагогов цифровые инструменты вызывают противоречивые чувства. Возникающие вопросы схожи. Каково предназначение синтезатора и компьютера на музыкальных занятиях - они призваны облегчить процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности или нужны для электронного музыкального творчества? Использовать в музыкальной деятельности компьютеризированные инструменты - не означает ли это заведомо ограничивать ее рамками электронной музыки экспериментального, по сути элитарного направления? Рамками поп или рок-музыки, в большинстве случаев построенных на примитивных штампах? Ведь подобные жанровые или стилистические ограничения неизбежно приведут к снижению уровня музыкальной культуры учащихся.

Активные процессы модернизации образования молодежи проходят в учебных заведениях многих регионов России. В ближайшем будущем электронные музыкальные инструменты и музицирование займут прочное место не только в массовом - начальном музыкальном образовании, но и в современном профессиональном образовании, в частности, его среднего звена.

Музыкально-компьютерные технологии в последние годы стали очень привлекательными для огромного числа любителей музыки, у которых, к сожалению, нет достаточного образования, чтобы профессионально заниматься музыкальным творчеством, но есть желание сочинять, экспериментировать со звуками, отдавать все свободное время музицированию. Это поистине благородные устремления. Среди таких любителей немало людей с техническими профессиями: инженеров, специалистов в области информатики, акустики, звукозаписи, компьютерных технологий. Ряд современных компьютерных программ создания и аранжировки музыки, действительно, рассчитан на то, что их пользователи не владеют профессиональным музыкальным образованием. Большей частью эти программы ориентированы на современные песенно-танцевальные жанры в европейских и латиноамериканских массовых культурах.

Конечно, когда композиция рождается из набора заготовок-семплов или из ритмофактурных элементов тех или иных жанровых шаблонов, такой вид "творчества" может быть лишь неким промежуточным этапом на пути к постижению основ настоящего искусства. Но и здесь творческая натура способна преодолеть штампы, извлечь для себя-либо интуитивно, либо осмысленно-определенные законы, правила композиторских технологий, чтобы в результате любитель музыки мог нащупать свои приемы творчества.

Значительно большой простор для композиторской фантазии дает работа в секвенсорных программах типа: Cakewalk, Cubase, Ableton Live, FL. Studio. Поздние версии этих программных продуктов, рассчитанные на мощные быстродействующие компьютеры, интегрируют в себе различные функции секвенсорных MIDI-редакторов, многодорожечных цифровых аудио студий, виртуальных синтезаторов.

Для музыкантов эти программы трудны множественностью и "навороченностью" своих опций; от любителей музыки, напротив, они требуют безусловного профессионального музыкального образования.

Очевидно, что на повестку дня поставлена проблема движения навстречу друг другу двух векторов образовательных технологий в музыке: научить музыкантов всем премудростям компьютерного программирования современного звукового "полотна", а специалистам в сфере информационно-компьютерных технологий, звукового дизайна обучить грамотному пониманию законов музыкального творчества. Отдельного серьезного обсуждения заслуживают вопросы преподавания музыки в общеобразовательных школах. Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно - мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), заводные ритмы громкой танцевальной музыка, с одной стороны. Но, с другой, как нелегко втолковать им в этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважение к истинно великим музыкантам.

Возможно, наличие музыкального компьютера в классе общеобразовательной школы, инициативный учитель пения, владеющий такими компьютером так же свободно как клавиатурой фортепиано. Умеющий увлечь свой класс разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром благодаря компьютерным технологиям, - все это преобразит уроки музыки.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор или интерактивная доска, а к ним всевозможные музыкальные программы, компьютер, синтезатор. Синтезатор-инструмент с безграничными электронными возможностями. По мнению П.Л. Живакина, у него большое будущее. Он справедливо отмечает: "В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Наступит день, когда схожую роль сыграет и синтезатор".

К примеру, необходимым видом музыкальной деятельности на традиционных уроках музыки было и остается слушание, которое предполагает знакомство с произведениями композиторов различных эпох и народов. Педагог, выбрав музыкальное произведение, может использовать метод сравнения, который заключается в исполнении произведения на фортепиано, затем на синтезаторе и прослушивании этого же произведения в электронной версии аранжировщиков. Учащиеся, восприняв одно и то же произведение в разном исполнении, могут сделать сравнительный анализ, выделить положительные стороны и преимущества каждого инструмента.

Немаловажным видом деятельности на уроках музыки является хоровое пение. При этом мы предполагаем использование аккомпанемента синтезатора или программы "Караоке". Записав "минусовку" песни, педагог сможет направить все внимание на работу с детским хором. Караоке сможет прекрасно влиться и во внеклассную работу. Такие аранжировки будут прекрасным фоном музыкально-ритмических игр и т.д. Сам учитель может придумать массу приемов и методов применения караоке в своей работе по музыкальному воспитанию детей.

Появление обучающих компьютерных программ, игра, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке.

В музыкальных классах, где проводятся уроки музыки, существует необходимость в установлении мультимедийного проектора либо интерактивной доски. Данные технологии позволят обогатить музыкальный процесс уроков яркими и интересными событиями по музыкальному искусству, и демонстрируемый материал будет усваиваться учащимися глубже.

Наконец, в профессиональном музыкальном образовании, если иметь в виду сложность приобщения талантливого музыканта к премудростям современных компьютерных технологий, то, вероятно, следует начинать его (это приобщение) на более ранней стадии, еще в музыкальной школе или колледже. Но здесь педагогу важно проявить чувство меры, чтобы техническое начало не подавило в юном музыканте художника-творца с тонким и хорошо воспитанным музыкальным слухом.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе - по Интернету).

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики 21 века является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

Во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей;

Во-вторых, для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Методы, открытые в электроакустической музыке, формируют новую композиторскую технику. Современные профессиональные требования к композитору предполагают его знания в области акустики, электроакустики, звукозаписи. Для будущих композиторов важно изучение программного обеспечения, методов звукового синтеза, языка звукового программирования. Необходимо его ознакомление с методами управления отдельными параметрами звуков, моделированием резонанса, сознанием фактурных пластов. Компьютерные технологии дают также возможность композитору проводить техническую работу: осуществлять звуковой коллаж, "сводить" разные фрагменты, редактировать записанный материал.

В консерваториях уже накоплен определенный опыт в преподавании студентам специальности "композиция" учебных дисциплин соответствующей направленности. В ряде вузов (Москва, Санкт-Петербург) электронные технологии применительно к музыкальному творчеству изучаются факультативно, а как предмет учебного плана - в Уральской консерватории (курс "Электронная и компьютерная музыка"). Практическая работа студентов, а так же композиторов Екатеринбурга (Т. Комарова, В. Галактионов, О. Пайбердин и др.), осуществляется в студии электроакустической музыки. Здесь на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые "словари", создаются музыкальные композиции с привлечением световых и цветочных спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. (Т. Комарова. "Осенние отражения" для голоса и электронных инструментов; "Reflections", "Sensations" для синтезаторов и компьютера. О. Пайбердин. "Цивилизация" для синтезатора и компьютера).

Компьютерные программы применимы в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.

Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий в курсе истории музыки. Для многих дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой. Персональный компьютер дает возможность регулировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объёмом выполняемой работы. И, несмотря на то, что не все методические проблемы еще решены, различные методические пособия издаются в разной системе нотной записи и далеко не во всех учебных заведениях страны ведутся занятия по синтезатору и музыкальному компьютеру, электронные музыкальные инструменты в учебном процессе доказывают свое право на самостоятельность.