Новая образовательная среда материал по истории на тему. Особенности современной образовательной среды Результаты создания современной образовательной среды

Новая образовательная среда, ориентированная на востребованные современным обществом образовательные результаты.

Такой популярных специалистов в области педагогики термин, как «образовательная среда» совсем молод. Большую популярность он начал приобретать в нашей стране в начале 2000-х гг. Однако среди тех, кто склоняется к дальнейшей модернизации и развитию этой среды, есть те, кто постоянно указывает на промахи педагогических кадров и на отсутствие у учащихся современной школы востребованных, реальных знаний.

В духе данного положения процесс модернизации образовательной среды достиг огромных масштабов. Вот только со всеми инновациями зачастую не видно самого простого «а что из себя должна представлять новая образовательная среда? На что учителя должны ориентировать современных школьников?

Многие родители придерживаются принципа, что школа должна давать образование и воспитывать. Но вот только как можно заставить ребенка учиться если он сам этого не хочет. Если обратиться к мнению большинства современных школьников, то они ответят, что во многим их все устраивает, вот только надо добавить… И далее следует целый список того чего они хотят.

Но все-таки, в условиях современной образовательной среды учиться становиться интереснее, открываются все новые и новые возможности для получения тех знаний, которые востребованы в современном обществе. Вопрос только в том, что современные учащиеся не хотят сами воспринимать, искать собственные пути решения, предлагать свои точки зрения. Им наиболее удобен вариант получения готовой информации, которую большинство из них не хотят применять на практике. А большинство родителей встают слепо на защиту своего чада, что нагрузку надо сделать меньше, раньше учили лучше. При этом совершенно забывая о том, что возможности были другие. Сейчас основная проблема современных учащихся – это легкость получения интересующей их информации, что мешает развитию навыков поиска информации, ее анализа и систематизации. В таких условиях все вспоминают советскую школу. Да, действительно, образование, полученное в Советском Союзе, оценивалось очень высоко. Но не стоит забывать, что ряд методов были взяты у наших западных соседей и адаптированы под нашу модель образовательной среды.

Во многом вопросам изменения образовательной среды положили начало и социально-экономические преобразования. Перед Россией, как и рядом других стран в начале XXI века жестко встал вопрос о модернизации образовательного пространства (переход российского образования на Болонские рельсы).

В новых условиях продолжается модернизация образования , которая находит свое воплощение в новой образовательной среде, направляется на востребованность и стремления к получению личностью необходимых для нее знаний. Исходя их этого следует изменения целей обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, формы и методы, в том числе изменяется и роль самого педагога. В современной образовательной среде знания представляют собой капитал учащегося – будущего специалиста. При обучении большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, самоорганизация их учебной деятельности. Задача педагога – направлять подопечного в его самостоятельном движении от незнания к знаниям.

В условиях модернизационного процесса в сфере образования и формирование новой образовательной среды, где будет обеспечено получения тех знаний, которые требует современное общество образовательные учреждения должны быть оснащены высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Однако, многие учебные заведения не обладают высокой материально-технической базой современного образования. Несмотря на подобные условия педагоги стараются дать учащимся те знания, которые будут для них полезны вне зависимости от выбранной ими профессии. Также не стоит забывать, что ответственность за получение необходимых знаний детьми лежит не только на учителях, но и на родителях.
Новая образовательная среда должна быть гармонична, обеспечена взаимопониманием со стороны всех ее участников: дети хотят и стремятся учиться, родители являются их сподвижниками и помощниками, а учителя теми «маяками», которые направляют и обеспечивают получение востребованных со стороны общества в условиях стремительно изменяющейся технологической и информационной среды. От того как будет устроена новая образовательная среда, система взаимоотношений школы и общества, знания будут востребованы и отвечать современным условиям их применения – зависит благосостояние будущего поколения и всего общества в целом.

Педагогические науки/4.Стратегические направления
реформирова­ния системы образования

Канд. пед. наук Панкратова О.П.

Ставропольский государственный университет, Россия

НАПРАВЛЕНИЕ НА НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ

Основной задачей современного образования является развитие и саморазвитие человека как личности. Цель образования в современном обществе – дать человеку знания и умения, которые позволят ему пользоваться материальными и духовными продуктами общества, средствами информации, массовой коммуникации, грамотно ориентироваться в окружающем мире, стать конкурентоспособной личностью, востребованной на рынке труда, т.е. профессионалом в выбранной сфере деятельности. Другими словами, в процессе обучения каждый человек должен достичь определенного результата.

Результат образования в его в традиционном понимании подразумевает наличие у обучаемого определенного уровняв сфере академических достижений и предполагает наличие некоторого багажа знаний. Эти достижения могут быть выявлены по средствам экзаменационных проверок и тестирования. Однако только при таком подходе сложно достигнуть нового качества образования, так как традиционные цели образования и традиционное понимание сущности образовательных результатов стали все в меньшей степени соответствовать новым социальным требованиям, ключевыми из которых являются:

  • обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства;
  • необходимость подготовки российских школьников и студентов к вступлению в глобальную динамичную конкурентную экономику, основанную на информационных технологиях и знаниях;
  • усиление внимания к формированию прикладных умений у обучающихся, что требует существенного изменения учебных материалов, методик преподавания и методов оценки качества образования.

Названные процессы (новые ценности, иные формы организации общества, необходимость удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения и др.) требуют модернизации системы образования, необходимость которой диктуется изменениями социальной и экономической стратегии России, динамикой рынка труда и образовательными запросами молодежи. Для осуществления модернизации в высшем образовании несколько лет реализуется закон РФ о переходе на многоуровневое профессиональное образование , а с 2011 года осуществлен переход к стандартам третьего поколения, которые ориентированы на компетентностный подход в подготовке специалистов. Изменение качества обучения является одним из центральных направлений комплексной программы модернизации и общего образования . В соответствии с этой программой образование необходимо ориентировать на достижение новых результатов . Таким образом, главной особенностью современного образования, как высшего, так и общего, условием достижения нового его качества являются новые образовательные результаты , в контексте которых происходит смещение парадигмы образования с обучения индивида на развитие и становление личности.

Обучение– это процесс передачи объекту системы знаний и усвоение этих знаний, умений, навыков деятельности в какой-либо области. Но этого для современного общества недостаточно. Образованный человек должен развиваться в течение всей жизни, переходить из одного состояния в другое, более совершенное, приобретать новые компетенции, изменяться, выступать как мыслитель, создатель, конструктор. А это значит, что развитие является более сложным процессом и в обязательной степени предполагает внутреннюю мотивацию человека к изменению, что связано со сложной системой переформатирования взаимосвязей, и требует больше времени.

Таким образом, в качестве главного направления определим ориентацию всего процесса обучения на результат (новый образовательный результат ), а среди характерных черт новой парадигмы образования назовем:

· системный подход , как к содержанию, так и к применяемым технологиям и методам обучения, что позволит учесть не только текущие планы по формированию профессиональных качеств личности обучаемых, но и выстроить стратегию на их дальнейшее обучение и развитие, а так же прогнозировать перспективы развития их профессионального роста и, тем самым, формировать кадровые резервы государства;

· технологичность обучения : основой и неотъемлемым компонентом современной системы обучения является информационная образовательная среда, предоставляющая в качестве средств обучения информационные и коммуникационные технологии;

· конструктивизм обучения : это означает, что участник не просто получает в процессе обучения определенный объем знаний и навыков, но и активно конструирует новые знания на основе собственного опыта, встраивает эти знания и навыки в свою модель мира, и создает свое собственное его понимание.

В стандартах высшего профессионального образования образовательные результаты определяются, как демонстрируемые студентом (выпускником) по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций. Компетенция выражена, как динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы .

Для того чтобы достичь поставленной цели образования- нового образовательного результата - необходимо разработать технологию проектирования этого результата, которая предполагает наличие новых видов деятельности, как со стороны обучаемых, так и со стороны обучающих. В свою очередь это инициирует необходимость разработки новой системы методов, форм, средств, технологий обучения, для реализации которых необходима некая среда. Ряд научных исследований (С.В. Зенкина, А.А. Кузнецов, Е.С. Полат, В.В. Рубцов и др.) свидетельствует о том, что современные образовательные результаты могут быть полноценно сформированы только в информационной образовательной среде , так как она обладает необходимым дидактическим потенциалом, является технологической основой и неотъемлемым компонентом современной системы обучения, инициирует изменение всей педагогической системы вуза и выступает как основное условие достижения нового образовательного результата.

Итак, анализируя выше сказанное, делаем вывод: современные результаты образования должны трактоваться на уровнях бакалавра/специалиста/магистра, с точки зрения компетентностного подхода и их достижение возможно в условиях информационной образовательной среды (рис. 1), качественными характеристиками которой являются: целостность, универсальность, открытость, гибкость, демократичность, доступность деятельностная и социокультурная основа, ориентация средына самообразование, профессиональная направленность среды и др.

Перечисленные характеристики информационной образовательной среды отражают взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека, играют ведущую роль в модернизации качества профессиональной подготовки студентов, становлении и развитии у них новых современных базовых знаний, умений навыков и компетенций, т.е. нового образовательного результата.


Рис. 1. Схема достижения новых образовательных результатов в информационной образовательной среде

Литература:

1.Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.

Современная образовательная среда как фактор обеспечения качества образовательного процесса.

Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, создание условий для обучения и воспитания, создание психологической комфортности.

Основные принципы, лежащие в основе создания развивающей среды в образовательном учреждении:

  1. Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса).
  2. Гуманизация (равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ученика).
  3. Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения).
  4. Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования).
  5. Открытость образования (предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).

Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика. При этом основная функция современной школы – целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.

Для того чтобы оценить, насколько успешно идет процесс по созданию развивающей среды для педагогов и учащихся, анализируются следующие показатели деятельности:

  1. Инновационная деятельность школы – обновление содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания); обновление педагогических технологий, методов и форм работы (методики освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными).
  2. Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности ученика и учителя как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты УВП между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.
  3. Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение учебе, труду, природе, общественным нормам и законам, отношение к себе).

Деятельность школы в режиме создания развивающей среды для всех участников образовательного процесса делает необходимым определение новых подходов и управлению. Ведущее место занимает стимулирующая мотивационная управленческая деятельность как учащихся, так и учителей. Наряду с моральными поощрениями необходимо применять и материальные вознаграждения (премии для учащихся, надбавка к зарплате учителей за инновационную образовательную деятельность и др.). Изменяется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Новое содержание функций управления школой становится движущей силой, позволяющей преобразовать деятельность из функционирующей в развивающую.

Созданию в школе развивающей среды способствуют:

  1. Концепция и программа развития школы.
  2. Моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности.
  3. Проведение в школе инновационной исследовательской работы.
  4. Сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.
  5. Организация оптимальной системы управления.
  6. Система эффективной научно-методической деятельности.
  7. Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.
  8. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

Деятельность школы в режиме создания развивающей среды подразумевает и особые управленческие действия администрации. Это могут быть, например, изучение образовательных потребностей детей, желаний родителей; возможностей педагогического коллектива работать в новых инновационных условиях; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени и т.д. Создание таких условий позволит ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Учитель же сможет развить свои профессиональные и личные качества. Он обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность. Коллектив работает в творческом поисковом режиме.

Основные направления

по созданию развивающей среды.

Родители стоят перед выбором образовательного учреждения для своего ребенка.

Очень важно, чтобы с первого дня юного ученика окружала комфортная развивающая среда, наличие возможности развивать свои индивидуальные личностные способности, заботливые и чуткие педагоги, создающие для детей благоприятный психологический климат.

Если для педагога и ученика будут созданы условия для развития личности в социальном, психическом и физическом аспектах развития, то развивающая среда для педагогов и учеников в общеобразовательном учреждении будет создана.

Создание развивающей среды в ОУ предполагает

для педагога:

  1. наличие концепции непрерывной подготовки и переподготовки кадров;
  2. соответствие целей и задач развития образования в школе целям и задачам развития творческого потенциала учителей;
  3. создание условий для успешного формирования творческого потенциала учителей (материальных, юридический, санитарно-гигиенических и т.д);
  4. создание условий для педагогических исследований, эксперимента и научного творчества;
  5. создание в педагогическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому педагогу психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень педагогического труда;
  6. обеспечение педагогов школы психологическим обслуживанием (психологические тренинги, консультирование по личным и профессиональным вопросам, вооружение психологическими знаниями);
  7. осуществление такого управления педагогическим коллективом, которое мотивировано на успех каждого педагога;
  8. удовлетворение потребностей педагогов в способах педагогической деятельности, направленной на успех (предоставление возможности обучать по новым технологиям, использовать в педагогической деятельности аудио-, видеотехнику, компьютер, разрабатывать авторские программы);

для ученика:

  1. организация учебно-воспитательного процесса на основе:

Выявления особенностей ученика как субъекта;

Признания субъективного опыта ученика как самобытности, самоценности;

Построения педагогических воздействий с максимальной опорой на субъективный опыт ученика;

2. воспитание школьников в соответствии с моделью развитой личности в психологическом (высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию), социальном (моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение), физическом (нормальная деятельность организма, поддержка умственного и психического развития) аспектах;

3. наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно ориентированного обучения школьников;

4. развитие у школьников умений самостоятельно добывать знания;

5. создание в ученическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому ребенку психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень ученического труда;

6. создание условий для успешного развития школьников;

7. создание условий для развития у детей социальной адаптации, жизненной защищенности, эффективной представленности в мире сегодня и завтра.

Создание развивающей среды предполагает образование центра дополнительного образования в школе. Он строится на основе модели, подразумевающей организацию учащихся во второй половине дня в группы, различные по направлениям (познавательной, творческой, развивающей) деятельности, формам организации и возрастному составу.

Думать о создании комфортной развивающей среды для ученика необходимо еще до поступления ребенка в школу. С этой целью разрабатывается комплексно-целевая программа по осуществлению преемственности между детским садом и начальной школой, начальной школой и средним звеном. При составлении данной программы возможны следующие направления деятельности школы:

Изучение психологических возможностей детей дошкольного и младшего подросткового возраста;

Сравнение содержания изучаемых предметов и согласование основных программных тем, обеспечение условий для повторения учебного материала;

Согласование методов и приемов обучения в 4-х и 5-х классах, обеспечение условий "мягкой" адаптации учащихся 5-х классов к новым формам обучения;

Создание благоприятных условий для адаптации учащихся 1-ых классов;

Анализ адаптационного периода, выявление трудностей, разработка мероприятий для их преодоления.

Важность проблемы преемственности между детским садом и начальной школой, начальным и средним звеном определяется тем, что с переходом в 1-е и 5-е классы у школьников начинается сложный период адаптации, который связан с изменениями в организации обучения, со сменой его форм и методов, режима дня, увеличения нагрузки и т.д.

Учителя начальной школы должны хорошо знать особенности раннего развития личных качеств. Это позволит обеспечить легкий и естественный переход ребенка в школу.

Вместе с тем учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что у них начинается первый период полового созревания и происходящие при этом процессы часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка, начинают его "воспитывать", что еще больше усугубляет отрицательное поведение подростка. Что же делать? Необходимо постараться понять ребенка, предоставить ему право самому решить проблему, не реагировать бурно на проявление его упрямства и несдержанности. Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку школьников 5-6 классов, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе.

Для устранения трудностей, связанных с адаптацией учащихся при переходе из детского сада в начальную школу и из начальной школы в среднее звено, в школе создана психологическая служба. С этой же целью разработана и комплексно-целевая программа преемственности между детским садом начальной школой, начальной школой и средним звеном.

В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства. Необходимым условием для создания в образовательном учреждении развивающей среды для учителя и ученика является определение единого подхода к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанном на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей обучающихся, социально-гигиенической, санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находится школа – другими словами, способствовать созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.

Формирование здоровье сберегающей среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, целенаправленной социальной политики административно-управленческих структур, опирающейся на накопленный научно-практический и организационный опыт по использованию современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся и педагогов, их адаптации к воспитательно-образовательному процессу, профилизации, сопровождаемой социализацией личности.

В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Модернизация образования ориентирует школу не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Новые информационные технологии – достаточно сильный фактор влияния на развитие образовательной среды. Процессы информатизации общества в целом находят несомненное отражение в практике современной школы. Явление, только наметившееся в конце 18 века, когда количество социально-значимой информации стало значительно увеличиваться в течение одной человеческой жизни и переработка всей этой информации стала практически непосильной для одного человека, приобрело всеобъемлющий характер сегодня. "Информационный взрыв", о котором писал С.Лем, стал ежедневной реальностью каждого человека. Создание развивающей среды как для учителя, так и для ученика невозможно без информатизации школы. Это является естественным продолжением работы школы по программе развития, прежде всего, и отражением изменяющихся условий функционирования образования в современном обществе. Мы работаем в одном из главных направлений - развитие педагогической культуры: использование современных технологий и методик обучения, предусматривающих субъект-субъектные отношения, направленных на гуманизацию обучения, простраивание партнерских связей, обеспечивающих собственную образовательную деятельность всех участников образования, ориентированных на получение компетенций.



Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» Федеральная целевая программа развития образования на гг. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Краевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на годы Проект «Сетевой край. Образование» Программа развития гимназии Программа по информатизации гимназии Нормативные документы




К результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования; к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям Каждый стандарт включает в себя требования:


Условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты; достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения Взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой


Комплекс информационных образовательных ресурсов, в т.ч. цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:


Информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:




Устав Совета по информатизации Программа информатизации МБОУ «Гимназия 85» на годы План мероприятий по реализации программы на 2012|2013 План оснащения компьютерной техникой МБОУ «Гимназия 85» Совет по информатизации


2.1. Аккумулирует информационные потоки, связанные с информатизацией образовательного пространства школы и обеспечивает их доступность для всех заинтересованных участников образовательного процесса Рассматривает, вырабатывает, оценивает стратегически важные предложения по развитию процесса информатизации образовательного пространства школы, его техническому и научно-методическому обеспечению, способствует их внедрению Организует разработку, экспертизу и корректировку инновационных программ, дидактических презентаций, тестовых заданий, наглядных материалов, творческих проектов и других электронных работ учителей и учащихся школы Принимает участие в анализе состояния и результативности работы педагогического коллектива по развитию информационных технологий Вносит предложения администрации и Совету школы по обеспечению процессов информатизации необходимыми финансовыми, техническими и иными ресурсами Организует консультирование учителей и учащихся по проблемам информатизации образования, исследовательской работы, совершенствования практических навыков Осуществляет тьюторскую деятельность, направленную на помощь учителям и учащимся в овладении компьютерной грамотностью Пропагандирует идеи информатизации образования в микрорайоне школы. Принимает участие в организации дополнительных платных услуг Участвует в формировании банка образовательных программных продуктов. Совет по информатизации


Техническая составляющая В гимназии 80 ПК, 22 принтера, 11 сканеров, 24 проектора, 9 интерактивных досок. Соотношение на 1 компьютер приходится 15 обучающихся. 69% учебных помещений оснащены компьютерами. 82% педагогов имеют базовую ИКТ подготовку. 94% педагогов применяют ИКТ на своих уроках. большинство предметов, обучение по которым ведется с использованием ИКТ. К локальной сети и сети Интернет подключены 77 ПК. В библиотеке обеспечен свободный доступ в Интернет для учеников и учителей. Электронный адрес гимназии Школьный сайт размещен по адресу





Обеспечение доступа к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто- графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся Медиацентр










Автоматизированное рабочее место учителя: –Компьютер –Проектор –Интерактивная доска или экран –МФУ –Документ-камера Портфолио учителя Комплект ЦОР по предмету Методическая копилка (программы учебных предметов и предметных курсов, электронные разработки уроков, внеклассных мероприятий) Электронные лаборатории Лаборатория учителя:




–для учителей гимназии и школ округа: «Электронный портфолио учителя», «Сайт учителя» «Работа в системе «Сетевой город» –для учеников: «Создание электронного портфолио» –для родителей: «Создание электронного портфолио ученика» «Работа в системе «Сетевой город» Семинары в гимназии:









Модульные курсы Навыки профессиональной и личной эффективности Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать своё время Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления стресса Управление имиджем, или Как создать свой стиль Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести свою точку зрения Сила убеждений, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении Наследственность и воспитание, или Что влияет на развитие ребенка











Привлечь учителей-предметников, использующих информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, к постановке и решению практических задач применения современных информационно-педагогических технологий Повысить информационно-технологическую культуру учителей Создать условия для выявления и распространения передового педагогического опыта эффективного использования современных информационно- педагогических технологий Цели и задачи:










С 1989 года в школе ежегодно проходят научно- практические конференции. В прошлом учебном году (14 марта 2012г.) состоялась XXII научно- практическая конференция, посвященная Году Отечественной истории. В ней приняло участие 136 школьников. Что составляет более 11,3% от всех учащихся гимназии. Школьные НПК



















Заранее собираются вопросы по определенной теме, обсуждение которых интересно родителям или детям Психолог или другой педагог готовит выступление на заданную тему, отвечая на вопросы Выступление записывается на видео и выставляется на сайте Онлайн-консультации психологов и педагогов гимназии для родителей и учеников (проект)




АИС «Сетевой город. Образование» - это средство: планирования образовательного процесса (Учебный план), размещения и хранения информации (базы данных, Портфолио – личный и проектов), фиксации результатов освоения программы (Электронный журнал и дневник), взаимодействия между участниками образовательного процесса и с органами управления (почта, рассылка форум, доска объявлений).


АСУ РСО «Сетевой город» В декабре 2007 года гимназия вступила в единое городское информационное образовательное пространство АСУ РСО «Сетевой город». Классными руководителями 2-11 классов (40 классов) выставлены четвертные, годовые и экзаменационные оценки; получены из системы отчеты по успеваемости I четверть в 29 классах в 33 классах II четверть в 40 классах в 38 классах в 37 классах III четверть в 30 классах в 29 классах IV четверть в 40 классах в 38 классах годовые в 40 классах в 38 классах экзамены в 10 классах в 9 классах итоговые в 40 классах в 38 классах


Выставление пропусков уроков в четырех 1-х классах Выставление пропусков уроков, текущих отметок, итоговых отметок в четырех 2-х классах Выставление пропусков уроков, текущих отметок, итоговых отметок в двух 5-х классах Выставление итоговых отметок во всех остальных классах «Сетевой город» сегодня











70


Проведение семинаров, мастер-классов по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе Проведение фестивалей открытых уроков с приглашением учителей округа в качестве участников и гостей Проведение конкурсов (в том числе дистанционных), НПК среди школьников округа Базовая школа школьного округа




Тема стажёрской практики: «Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий учеников, учителей в рамках реализации ФГОС» Описание: нормативно-правовое обеспечение инновации организация внеурочной деятельности средствами ИКТ использование современных информационных технологий в учебном процессе сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса роль ЕИС в организации системно-деятельностного подхода Базовая площадка


Тема стажировочной практики: Сайт на основе системы управления контентом, как механизм сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса (сайт ОУ, персональный сайт педагога, сайт-портфолио учащегося. Описание: нормативно-правовое обеспечение инновации создание портфолио учителя, ученика средства организации информационного пространства создание сайтов на основе системы управления контентом Joomla, сервисами Google электронная школьная газета дистанционное образование Базовая площадка Для ученика повышение информационной культуры в целом; доступ к мировым информационным ресурсам; повышение интереса к изучаемым предметам; приобретение практических навыков жизни в информационном обществе; получение новых электронных средств обучения; использование компьютерных технологий в самостоятельной и внеклассной работе; участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях


Для учителя повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя; создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий; получение принципиально новых возможностей своевременного доступа к информации, необходимой для организации и осуществления учебного процесса; повышение качества преподавания за счет использования средств мультимедиа; повышение квалификационной категории учителей; распространение и обобщение опыта учителей через публикации в Интернет- формах; создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;


Для администрации школы создание единого информационного пространства; повышение эффективности образовательного процесса; автоматизация организационно- распорядительной деятельности школы; повышение оперативности и качества управленческих решений; обеспечение прямого доступа к нормативным правовым актам и организационно-распорядительной документации органов управления образования; повышение роли семьи в учебно-воспитательном процессе за счет информированной открытости образовательного процесса.


Для родителей получение информации о расписании учебных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы и программу «Сетевая школа»; Интернет-общение с руководством школы и учителями; Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса