Первоначально культурой называли ораторское искусство умение рисовать. Верны ли суждения о массовой культуре? К средствам массовой информации относится

Текущая страница: 10 (всего у книги 41 страниц) [доступный отрывок для чтения: 27 страниц]

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, внешние отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением в религиозной группе. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в случае, когда психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана, общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми – в литургии молитве, медитации, «тайнозрении» и т. п.

Регулятивная функция. Будучи нормативной системой и основой общественно санкционированных способов поведения, религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее основ – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает, высшее требование – максиму (лат. maxima – высший принцип), в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой живет и функционирует данное религиозное объединение.

Тесты к разделу III

1. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать:

а) культурой ;

б) экономикой;

в) мировоззрением;

г) историей.

2. Существование культуры невозможно без:

а) государственных учреждений, ведающих делами культуры;

в) государственного финансирования культурных мероприятий;

б) демократического государственного устройства;

г) преемственности культурных традиций.

3. Каждая культурная ценность:

а) уникальна;

б) понятна;

в) известна;

г) необходима.

4. Первоначальнo культурой называли:

а) ораторское искусство;

б) умение рисовать;

в) способы возделывания почвы;

г) поэтический дар.

5. На материальную и духовную традиционно разделяют:

а) культуру;

б) мораль;

г) религию.

6. Мировоззрение формируется под влиянием:

А. личного опыта;

Б. окружающей культурной среды;

В. образования и воспитания;

Г. психологических особенностей личности.

7. Культура, целью которой является получение коммерческой прибыли, называется:

а) элитарной;

б) народной;

в) национальной;

г) массовой.

8. Отличительной чертой элитарной культуры является:

а) сложность содержания ;

б) ограниченность национальными рамками;

в) способность приносить прибыль;

г) ориентация на широкую публику.

9. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе:

а) искусства;

в) производства;

г) образования.

10. Вид изобразитeльного искусства, имеющий трехмерную форму, называется:

а) скульптура ;

б) архитектура;

г) абстракционизм.

11. К жанрам живописи не относится:

а) натюрморт;

б) пейзаж;

в) графика;

г) портрет.

12. Верны ли суждения? Под наукой понимают:

А. Систему знаний;

Б. Производство знаний.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

13. Наука это мышление:

а) в образах;

б) в художественных формах;

в) в понятиях;

г) в чувствах.

14. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:

а) наукой;

б) искусством;

в) образованием;

г) творчеством.

15. Системa образования регулируется:

а) государством;

б) обществом ;

в) социальной группой;

г) отдельными людьми.

16. Гуманизация образования это:

а) отказ от выставления низких отметок;

б) свободное посещение занятий в школах;

в) большее внимание к индивидуальным особенностям личности;

г) уменьшение учебной нагрузки.

17. Гуманитаризация предполагает:

а) обеспечение всеобщности образования;

б) отказ от изучения точных наук;

в) создание условий для получения образования для лиц с физическими недостатками;

г) усиление внимания к изучению общественных дисциплин.

18. Интернационализация образования это:

а) изучение иностранных языков;

б) возможность получить образование в другой стране;

в) создание единой системы образования для разных стран;

г) подготовка разнообразных специалистов.

19. Верны ли следующие суждения? Социализаторская функция образования заключается в том, что:

А. В его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

Б. Оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

20. Верны ли следующие суждения о связи духовной и материальной культуры?

А. Духовная культура всегда обеспечивает потребности материальной культуры.

Б. Духовная и материальная культуры существуют независимо друг от друга.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны .

21. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» обязательным является:

а) среднее (полное) общее образование;

б) основное общее образование;

в) профессиональное образование;

г) высшее образование.

22. Верны ли следующие суждения о школьном образовании?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

23. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

24. Bepны ли следующие суждения о религии? Специфическим свойством религии является:

А. Связь с миром переживаний человека.

Б. Вера в сверхъестественное.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А, и Б;

4) оба суждения неверны.

25. Религия является формой:

а) человеческого бытия;

б) классового сознания;

в) человеческой культуры;

г) нравственности.

26. Религия включает в себя:

а) систему догматов;

б) мифологию;

в) культовые действия;

г) все перечисленное.

27. Религия, признающая существование только одного Бога, называется:

а) язычеством;

б) политеизмом;

в) монотеизмом;

г) анимизмом.

28. Как называется одна из ранних форм peлигии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них?

а) тотемизм;

б) фетишизм;

в) анимизм;

29. К мировым рeлигиям не относится:

а) Христианство;

б) Буддизм;

в) Иудаизм ;

а) Конфуцианство;

б) Христианство;

г) Буддизм.

Раздел IV
Экономическая сфера жизни общества

4.1. Понятие «экономическая сфера и «экономика». Ресурсы и их ограниченность

Экономическая сфера - решающая в жизни общества – регулирует вопросы производства, собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Экономическая сфера формируется исторически. Ее развитие обусловлено переменами в общественном производстве, необходимостью так стимулировать деятельность производителей, как этого требует характер и содержание труда.

Понятие «экономика» часто используется для характеристики общественного производства. Существуют разные подходы к определению содержания экономики.

Во-первых, экономика рассматривается как совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. В ней создаются блага и услуги, без которых человеческое общество не может существовать и развиваться.

Во-вторых , с экономикой обычно ассоциируется совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества.

В-третьих , под экономикой понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

В-четвертых , исследователи имеют в виду экономику, когда выделяют микро– и макроэкономическое производство и интерэкономику. Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие. Макроэкономика предстает как национальная экономика. Интерэкономика характеризует закономерности возникновения и развития мирового хозяйства.

В-пятых , выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др.

В-шестых, экономике придается ведущее место в системе общественных отношений. Она определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни.

В реальной жизни производство всегда имеет определенную социально-экономическую форму и отличается отношениями, складывающимися между людьми.

Итак, экономика – это сфера деятельности человека, в которой создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Ресурсы – это все то, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг и из чего человек извлекает для себя пользу.

Ресурсы можно разделить на:

природные (естественные силы и вещества);

материальные (все сверхприродные, «рукотворные» средства производства, которые являются результатом производства);

трудовые (население в трудоспособном возрасте);

финансовые (денежные средства, выделяемые обществом на организацию производства);

информационные (средства массовой информации). У всех ресурсов есть одно общее свойство: они имеются в ограниченном количестве. Действительно, кроме воздуха, солнечного тепла и дождя – все остальные средства удовлетворения человеческих потребностей существуют в ограниченном объеме.

Ограниченность – это недостаточность производственных ресурсов для создания того объема благ (товаров и услуг), которые люди хотели бы получить.

Для удовлетворения своих материальных потребностей люди организуют производство.

4.2. Производство

Производство – это определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для развития человеческого общества.

Общественное производство представляет собой сложное экономическое понятие, объединяющее в систему материальное и нематериальное производство. Материальное производство – основа развития человеческого общества вообще, нематериального производства в частности, роль которого неуклонно возрастает .

Истории известны две основные формы общественного производства – натуральное и товарное.

Натуральное производство – это такая форма хозяйствования, при которой продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления.

Натуральное хозяйство представляет собой замкнутую систему, в которой каждый работает на себя, на свои внутренние потребности. Основными чертами натурального хозяйства являются замкнутость и консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. Законом развития натурального хозяйства является повторение производства в прежних объемах. Однако, несмотря на свою примитивность и относительную бесперспективность, натуральное хозяйство обладает устойчивым характером и существует до настоящего времени. Более развитым и сложным по сравнению с натуральным является товарное хозяйство.

Товарное производство – это такая форма организации хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке.

В процессе производства люди вступают в отношения между собой, т. е. в производственные отношения . Они представляют собой сложную систему, включающую в себя отношения собственности, а также формы распределения производственного продукта, его обмена и потребления.

Производство для общества есть объективная необходимость. Поскольку человеческие потребности безграничны, постоянно изменяются и растут – это побуждает общество развивать производство. Для этого используются факторы производства.

Факторы производства – это элементы системы производства и процессы, воздействующие на него.

Выделяются следующие основные факторы производства:

земля (все виды природных ресурсов, имеющихся на планете, пригодные для производства благ);

труд (человеческие усилия, которые затрачиваются в процессе производства);

капитал (материальные и духовные ресурсы, с помощью которых можно увеличить продуктивность земли и труда);

предпринимательство (специальные способности людей, умеющих координировать и управлять производством);

информация (знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной экономической деятельности). В процессе производства каждый фактор выполняет свою функцию и имеет свою долю дохода:

ренту (собственники земли);

заработную плату (наемные работники);

процент (владельцы капитала);

прибыль (предприниматели);

контроль (руководители, акционеры средств массовой информации).

Для того чтобы производить, факторы производства должны соединяться. По характеру соединение факторов производства может осуществляться:

на добровольных началах (если средства производства находятся в собственности самих производителей);

в принудительном порядке (если средства производства отделены от работников и являются собственностью других членов общества).

В свою очередь, принуждение к соединению факторов производства может быть:

внеэкономическим (рабство и феодализм осуществляли это непосредственно с помощью вооруженной силы – заставляли рабов и крестьян под угрозой оружия работать на себя);

экономическим (капитализм реализовывает это с помощью товарно-денежных отношений, т. е. капиталист не заставляет рабочего работать на него, но рабочий вынужден наниматься на работу, чтобы не умереть с голоду).

Результатом общественного производства является совокупный общественный продукт (СОП), состоящий из предметов, вещей и оказываемых услуг.

По своей экономической роли совокупный общественный продукт делится на:

материальные затраты (сырье, энергия, материалы);

чистый продукт (труд работников, занятых в общественном производстве за определенный период времени).

В свою очередь чистый продукт включает в себя:

необходимую часть (которая служит воспроизводству рабочей силы, удовлетворяя как материальные потребности людей в питании, одежде, жилье, так и помогая реализовать их духовно-социальные стремления);

прибавочную часть (которая необходима для расширения производства и формирует общественные накопления). Совокупный общественный продукт можно также измерить, применяя следующие показатели:

валовый общественный продукт (ВОП), являющийся совокупной стоимостью всех произведенных за год в стране конечных товаров и услуг;

национальный доход (НД) – это часть совокупного общественного продукта, содержащая вновь созданную в течение года стоимость;

валовый национальный продукт (ВНП), включающий в себя общую рыночную стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. ВНП отражает единство всего народного хозяйства.

Любая фирма, выпуская продукцию, должна покрывать свои издержки (затраты). В противном случае она будет нести убытки и ее собственник, в конце концов, разорится. Если же выручка фирмы превышает ее издержки, то она получает прибыль.

Различаются издержки в бухгалтерском смысле (их обычно называют бухгалтерскими) и издержки в экономическом смысле (экономические, или альтернативные издержки).

Бухгалтерские (явные) издержки – стоимость израсходованных ресурсов в ценах их приобретения.

Бухгалтерские издержки всегда подтверждаются бухгалтерскими документами. Они очевидны. Поэтому их также называют явными издержками. Разница между объемом продаж и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль .

Общая выручка фирмы – бухгалтерские издержки – бухгалтерская прибыль.

Бухгалтерская прибыль направляется на уплату налогов, выплату дивидендов акционерам, развитие производства и т. п.

Неявные издержки – это сумма дохода, который не получен, вследствие отказа от наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов.

Экономические, или альтернативные издержки – это выручка, которую можно было бы получить при наиболее выгодном из альтернативных вариантов использования ресурсов (сумма явных и неявных издержек).

Экономисты различают общие, средние и предельные издержки.

Общие издержки – это издержки всего выпуска продукта фирмы.

Средние издержки – это общие издержки в расчете на единицу продукции.

Предельные издержки – это прирост общих издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукта.

Общие издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки – это та часть общих издержек фирмы, которая не зависит от объема выпускаемой продукции.

Например, если фирма арендовала помещение, то она должна вносить установленную арендную плату, независимо от того, каков объем выпускаемой продукции и даже если она вообще не выпускается. Процент по ссуде, полученной фирмой в банке, также надо платить независимо от выпуска продукции. Заработная плата аппарата управления также относится к постоянным издержкам.

Постоянные издержки включают, кроме того, амортизацию.

Амортизация – это постепенная утрата стоимости зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств по мере их износа .

Например, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства служат длительное время. В течение своего срока службы они изнашиваются и постепенно теряют свою стоимость, независимо от степени их использования. Не случайно подержанные автомобили всегда стоят дешевле, чем новые. При этом, чем больше срок их службы, тем они дешевле.

Переменные издержки – это та часть общих издержек, величина которой находится в прямой от выпуска продукта.

Это – затраты на сырье, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату рабочих, упаковку, транспортировку продукции. Например, чем больше столов выпускает мебельная фабрика, тем больше ее затраты на доски, клей, краску, зарплату рабочих и т. д.

Важнейшей характеристикой общественного производства является его эффективность.

Эффективность общественного производства – это соизмерение общественного продукта с затратами на его создание.

Экономически эффективным считается производство, в котором максимум результата обеспечивается минимумом затраченных ресурсов.

Важнейшими показателями экономической эффективности производства являются:

– производительность труда;

– материалоемкость продукции;

– норма прибыли или рентабельности.

Не менее важной является и социальная эффективность производственной деятельности. Ее характеризуют:

– условия труда;

– состояние окружающей среды.

Сущностью производства является взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы общества – это совокупность всех факторов, средств, используемых обществом в процессе производства.

Производительные силы состоят из:

рабочей силы (т. е. людей, обладающих трудовыми навыками);

средств производства (т. е. предметов труда, с помощью которых и из которых создаются материальные блага);

технологии и организации производства. Развитию современных производительных сил общества присущи следующие основные тенденции:

– производительные силы становятся менее материало– и трудоемкими;

– природные и трудовые ресурсы функционируют более экономично;

– производственная деятельность людей становится более творческой.

Производительные силы взаимодействуют с производственными отношениями , которые понимаются в качестве общественной форм ы развития производительных сил.

И производительные силы, и производственные отношения содержат внутри себя систему противоречий между различными элементами общественного производства: техникой и технологией, средствами производства и рабочей силой и т. п.

Все вместе: и производительные силы, и производственные отношения, и их элементы выступают движущими силами экономического развития общества.

Тема ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Духовная жизнь общества:

  • Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура; суб- и контркультуры.
  • Средства массовой информации.
  • Искусство: формы и основные направления.
  • Наука. Образование и самообразование.
  • Религия как феномен культуры.
  • Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.

Основные понятия : культура, материальная культура, духовная культура, культурный человек, внешняя культура, внутренняя культура, духовная культура, духовная жизнь общества, «диалог культур», мировоззрение, образование, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация образования, самообразование, наука, искусство, эстетическая культура, эстетика, вера, религия, религиозное сознание, религиозный культ, религиозные ценности, мораль, моральные ценности, нравственные идеалы, совесть, нормы морали, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Первоначально культурой называли:

1) ораторское искусство

2) умение рисовать

3) способы возделывания почвы

4) Воспитанность

А2. Культура в широком смысле слова - это:

1) все виды преобразовательной деятельности

2) виды искусства

3) производство духовных ценностей

4) образованность человека

А3. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение

А4. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:

1) появление новых произведений искусства

2) углубление знаний о культуре

3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению

4) реставрацию памятников культуры

А5. Спецификой массовой культуры является:

1) зрелищность

2) доступность

3) оригинальность

4) узнаваемость

А6. Верны ли следующие суждения?

А. Элитарная культура враждебна массовой.

Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.

3) верно А и Б 4) оба неверны

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Наука - это система знаний

Б. Наука - это производство знаний.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А8. Система образования регулируется:

1) государством

2) обществом

3) социальной группой

4) отдельными людьми

А9. Гуманизация образования - это:

1) уменьшение учебной нагрузки

2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным особенностям личности

4) свободное посещение, занятий

А10. К мировым религиям не относится:

1) христианство

2) буддизм

3) иудаизм

4) ислам

А11. Искусство в широком смысле слова - это:

1) высокий уровень мастерства

2) художественное отражение действительности

3) правильное отражение действительности

4) все вышеперечисленное

А12. Мировоззрение формируется под влиянием:

А. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

В. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г 2) верно А В Г

3) верно В и Г 4) верно А Б В Г

А13. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

А14. Осознание личностью своей значимости называется:

1) честью

2) достоинством

3) уважением

4) признанием

А15. Нормы морали охраняются:

1) государством

2) обществом

3) церковью

4) политическими партиями

1) национальной культуры

2) элитарной культуры

3) массовой культуры

4) народной культуры

А17. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию ультразвука для сверления и резки металлов?

1) культурно-мировоззренческую

2) производственную

3) социальную

4) нравственную

А18. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

Б. Цель науки - теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А19. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?

А. Формы культуры определяют ее носители.

Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.

1) верно только А 2) верно только Б

А20. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация

Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А21. К средствам массовой информации относится:

1) литература

2) телевидение

3) театр

4) киноискусство

А22. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:

1) массовой..

2) народной

3) экранной

4) художественной

А23. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет:

2) появление новых научных открытий

3) стремление к научной истине

4) неоднозначность последствий научных открытий

А24. Экстенсивный путь развития образования означает:

1) увеличение разнообразных типов образовательных учреждений

2) увеличение количества преподаваемых дисциплин в школе

3) интеграция учебных дисциплин

4) повышение качества преподавания

А25. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

2) преподавание на иностранных языках является обязательным

3) среднее образование является в РФ обязательным

4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

А26. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А27. Верны ли следующие суждения о СМИ?

А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А28. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.

Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А29. Духовный мир человека называется:

1) микрокосм

2) макрокосм

3) космос

4) душа

А30. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство

3) наука

4) культура

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями - это …………... ».

Ответ:_______________

В2. Вставьте пропущенное слово:

«………….. - это особая форма общественного сознания и практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т.е. ценностей прекрасного».

Ответ:______________

В3. Вставьте пропущенное слово:

«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации - это...........» .

Ответ:_________________

В4. Закончите фразу: «Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении - это... »

Ответ:________________

В5. Что из перечисленного ниже характерно исключительно для элитарной культуры?

1) Общедоступность

2) Сложность и противоречивость

3) Расчет на узкий круг знатоков

4) Анонимность

5) Выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

Ответ:________________

В6. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

В7. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго.

В8. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?

1) Мюзикл 2) Кино 3) Пляски 4) Анекдоты

5) Сказки 6) Поговорки 7) Законы

Ответ: __________________

В9. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?

1) Фортепианный концерт 2) Философское эссе

3) Детективный роман 4) Героическая былина

5) Эпос 6) Телевидение 7) Радиотрансляция эстрадного концерта

Ответ: ________________

В10. К моральным нормам относятся

1) Уважение к другим народам 2) Верховенство закона

3) Преданность и любовь к Отечеству 4) Бережное отношение к природе

5) Талант 6) Любовь к искусству 7) Честное исполнение долга

Ответ:___________________

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

С1. Перечислите основные виды (формы) искусства.

С2. Какими путями идет накопление культурных ценностей? Раскройте их содержание.

С3. Назовите любые три типа общеобразовательных учреждений.

С4. «Наука - сила, она раскрывает отношение вещей, их законы и взаимодействие», (А.Н. Герцен)

1) Какую функцию науки выделяет Герцен?

2) Какие функции науки знаете вы? Перечислите их.

3) Как изменилась роль науки в современном обществе?

4) Приведите два примера возрастания роли науки в обществе.

С5. «Новая религия как новое видение мира и человека, как новое откровение и новое постижение, всегда зарождается в глубинах человеческой личности. И именно через такую личность, поднявшуюся над другими, и проникает в народные массы влияние нового учения». М.Светлов

1) Дайте определение религии.

2) Какие компоненты включает в себя религия?

3) Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «новая религия» автор высказывания?

4) Назовите мировые религии. Перечислите основные признаки мировых религий (не менее трех).

С6. Наука - один из главных источников, «питающих» мировоззрение. Прочитайте следующие высказывания и ответьте на вопросы к ним.

  • «Кто двигается вперед в науках; но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель )
  • Кто из наук решил извлечь доход, тот и себя обманет, и народ. Унизившись, чтобы снискать чины, Свои познанья он лишит цены. (А. Навои)
  • «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». (А. Эйнштейн)

1) О каких этических ценностях науки идет речь в каждом из трех высказываний? Назовите их последовательно, опираясь на высказывания.

2) Докажите на двух примерах, что мысли Аристотеля и Навои не потеряли актуальности в наши дни.

3) Значит ли из высказывания А. Эйнштейна, что красота и истина связаны между собой? Ответ обоснуйте.

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

Термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И, действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются в культурных контактах.

Однако, пожалуй, в каждой культуре содержатся элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии - это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются.

Американский социолог Джордж Мердок в 1959 г. описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различий между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы. Декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).

Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий:

1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: «Каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм» ....

2) этноцентризм, основанный на принципе: «Моя культура - лучшая, а остальные - хуже» ... Касьянов В.В.

1) Что может означать термин «культурах в понимании автора? Приведите цитату из текста.

2) Что такое «культурные универсалии»? Какие культурные универсалии называет автор? Не противоречит ли это первому утверждению автора?

3) Сформулируйте с опорой на текст главное различие в рассмотрении культурных универсалий в приведенных в тексте подходах?

4) Приведите конкретный оценочный пример одного из подходов.

С8. Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. В сочинении-эссе вы должны использовать понятия курса обществознания, приводить конкретные примеры из общественной жизни и собственного опыта. Свою позицию необходимо аргументировать.

1. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб». (И. Кант)

2. «Жизнь коротка - искусство вечно». (Античный афоризм)

3. «Искусство без мысли, что человек без души - труп». (B.Г. Белинский

Ответы по теме Духовная жизнь общества

УРОВЕНЬ А

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

2 3 5

1В 2А 3Б

1Б 2А 3А 4Б 5А

3 4 5 6

1 3 4 7

УРОВЕНЬ С

С1. Могут быть перечислены: архитектура, скульптура, живопись, кино, театр, цирк и т.д.

С3. Могут быть названы: гимназии, лицеи, колледжи, школы.

С4. 1) Герцен выделяет культурно-мировоззренческую функцию культуры. 2) Содержание правильного ответа: непосредственная производительная сила общества; катализатор процесса непрерывного совершенствования производства; социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления. 3) Роль науки в современном мире возрастает. 4) Могут быть приведены различные варианты примеров, иллюстрирующих утверждение.

С5 1) Религия - это вера в сверхъестественные существа и поклонение им. Может быть дано иное определение религии, принятое в науке. 2) Содержание правильного ответа: мифология; система религиозных догматов; религиозные институты; культовые обряды и т.д. 3) Примерное содержание ответа: Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе духовных ценностей, рождаются новые взгляды, традиции. Возможны иные варианты ответа. 4) Существуют три мировые религии - ислам, христианство, буддизм. Их признаки: большое число последователей; космополитичный (выходящий за рамки отдельных государств и стран) характер; пропагандистская активность; эгалитаризм - проповедь национального и социального равенства.

С6. 1) Речь идет о: А) наука должна быть нравственной (не противоречить основным нравственным принципам) у Аристотеля; Б) не носить исключительно коммерческой направленности у А. Навои; В) наука не должна изменять эстетическим принципам у А. Эйнштейна. Формулировка суждений может быть иной, не искажающей смысл высказываний. 2) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие суть высказываний. Например, использование шантажа в применении ядерного оружия в целях политического давления на более слабого соперника, - безнравственно. Или: хищническое разграбление природных ресурсов в коммерческих целях. 3) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: красота - эстетическая категория, выражающая совершенство художественного образа, соответствие формы содержанию; отсутствие этого соответствия уже не истина. Могут быть приведены другие суждения, вывод из которых соответствует научному пониманию истины и красоты.

С7. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Должна быть указана цитата: ... термин «культура» может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма». 2) В ответе должно быть указано: - культурные универсалии - это такие черты культуры, которые «присущи всем культурам»; - это: различия в возрасте, спорт, гадание и г.д.; Аргументация предполагает указание на то, что: - культурные универсалии и обусловливают индивидуальность и самобытность отдельных культур; - например, в каждой национальной культуре присутствуют свой язык, свои обряды, традиции и т.д., что придает им уникальность. Могут быть приведены любые примеры, не противоречащие суждению. 3) Правильный ответ должен содержать следующие позиции: - релятивизм отрицает признание культурных универсалий. Утверждает, что «каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм»; - этноцентризм тоже не признает культурных универсалий, но предполагает давать оценку другим культурам с позиции высоты своей культуры. 4) Могут быть приведены любые примеры, не искажающие смысл суждения: - фашизм проповедовал превосходство арийской расы над другими (шовинизм) и для нашей страны, в частности, нес угрозу истребления русской культуры; - или: национальная рознь как пример этноцентризма .



А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.

Б.В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

Верны ли суждения о современной культуре?

А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.

Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

6. Социальная функция науки проявляется в ее способности участвовать в:

1) познании строения Вселенной,

2) совершенствовании техники,

3) решении глобальных проблем современности,

4) изучении вопросов происхождения и сущности человека.

7. Для художественного творчества обязательно (-а):

1) стремление к точному отражению действительности,

2) простота формы произведения,

3) работа в творческом коллективе,

4) использование образно-символических средствах.

Верны ли суждения об искусстве?

А. Искусство как компонент культуры отличается наибольшей устойчивостью своих форм.

Б. Одним из проявлений новаторства в искусстве служит смена художественных стилей.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.

9. Приобщение человека к культуре обязательно требует от человека:

1) посещения концертов и музеев,

2) самостоятельных духовных усилий,

3) высшего образования,

4) устойчивого материального положения

Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?

1) празднование Масленицы,

2) посещение художественной галереи,

3) прочтение стихотворение А.С. Пушкина,

4) создание самолета братьями Райт.

11. Массовая культура, в отличие от народной:



1) воспринимается узким кругом ценителей,

2) возникла только с переходом к индустриальному обществу,

3) не взаимодействует с элитарной культурой,

4) базируется на национальных традициях.

12. Что из перечисленного, характеризует искусство в отличие от науки:

1) выявление закономерностей развития природы и общества,

2) теоретическое решение мировоззренческих проблем,

3) отражение мира в художественных образах,

4) использование теоретических понятий.

13. Важнейшим необходимым механизмом творчества является:

1) интуиция,

2) безукоризненная логика,

3) наличие высшего профессионального образования,

4) приобретение знаний.

К культуре демонстративного потребления относится

  1. Народная
  2. Массовая
  3. Национальная
  4. Молодежная

15. Первоначально культурой называли:

1) ораторское искусство

2) умение рисовать

3) способы возделывания почвы

4) Воспитанность

16. Культура в широком смысле слова - это:

1) все виды преобразовательной деятельности

2) виды искусства

3) производство духовных ценностей

4) образованность человека

17. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение

18. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:

1) появление новых произведений искусства

2) углубление знаний о культуре

3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению

4) реставрацию памятников культуры

19. К средствам массовой информации относится:

1) литература

2) телевидение

4) киноискусство

20. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:

1) массовой..

2) народной

3) экранной

4) художественной

21. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство

4) культура

Приложение 1

«Широкое и узкое понятии культуры. Сравнительная таблица»

Культура в широком смысле Культура в узком смысле
Все, что создано человеком, в своей совокупности степень воспитанности определенного человека
вторая природа. все, что относится к деятельности в сфере искусства
вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты этикет
Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком наука и научные учреждения.
Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностей способы достижения истины
К культуре относится: А. Нормы поведения людей Б. Опыт и способы деятельности в разных сферах жизни В. Духовно-нравственные проблемы человека
Культура есть мера человеческого в человеке.

Приложение 2
«функции культуры»

Приложение 3

«Элитарная, массовая и народная культуры»

Репетитор. Задания с выбором ответа (А)

Духовная жизнь общества

А 1. Первоначально культурой называли

1) ораторское искусство

2) умение рисовать

3) способы возделывания почвы

4) поэтический дар

А 2. Культура в широком смысле - это

1) все виды преобразовательной деятельности

2) все, связанное с искусством

3) производство духовных ценностей

4) образованность человека

А 3. К продуктам материальной культуры не относятся

1) небоскреб 3) автомобиль

2) музыка 4) телевизор

А 4. К духовным ценностям относится

1) микроскоп 3) научное открытие

2) компьютер 4) видеокассета

А 5. Наиболее устойчивая часть культуры - это

1) научные теории 3) мировоззрение

2) духовные ценности 4) культурные традиции

А 6. Каждая культурная ценность

1) уникальна 3) известна

2) понятна, 4) необходима

А 7. Решающее воздействие на популярность произведений массовой культуры оказывают

1) художественный вкус потребителей

2) культурные ценности данного общества

4) оригинальность произведения

А 8. Спецификой массовой культуры является ее

1) зрелищность 3) оригинальность

2) доступность 4) узнаваемость

А 9. «Экранная культура» связана

1) с развитием телевидения

2) с развитием киноиндустрии

3) с компьютерной революцией

4) со всем вышеперечисленным

А 10. Народная культура отличается от других видов культур

1) своим несовершенством 2) многообразием жанров

3) использованием фольклорного материала 4) анонимностью авторов

А 11. Национальная и интернациональная культуры

1) взаимодействуют друг с другом 2) враждуют друг с другом

3) существуют независимо 4) интернациональная поглощает национальную

А 12. Цель культуры - это

1) образование человека 2) воспитание человека

3) формирование способностей к творчеству 4) создание образцового человека

А 13. В России следует возрождать

1) классическую культуру 2) народную культуру

3) патриархальную культуру 4) культуру, несущую общечеловеческие ценности

А 14. Наука - это

1) совокупность знаний об окружающем мире

2) система исследований для получения новых знаний

3) специфические организации и учреждения

4) все вышеперечисленное

А 15. Науки, изучающие законы природы, называются

1) физическими 3) математическими

2) гуманитарными 4) естественно-техническими

А 16. Законы развития общества изучают науки

1) философские 3) гуманитарные

2) экономические 4) исторические

А 17. Главным методом естественных наук является

1) эксперимент 3) статистический метод

2) абстрагирование 4) описательный метод

А 18. Особенность научного знания заключается в

1) практической направленности 2) теоретическом характере

3) чувственном восприятии явлений 4) личном опыте

А 19. Наука - это мышление

1) в образах 2) в художественных формах 3) в понятиях 4) в чувствах

А 20. Наука как социальная сила

1) преобразует природу

2) изучает окружающий мир

3) оказывает воздействие на процесс развития общества

4) используется в новых технических разработках

А 21. Этическими нормами науки являются

A. Общечеловеческие требования и запреты

Б. Бескорыстный поиск истины

B. Социальная ответственность ученого

Г. Свобода научного поиска

Варианты ответов:

1) А В 2) Б Г 3) АБГ 4) А Б В Г

А 22. Человек получает образование в результате

1) адаптации 3) взросления

2) социализации 4) старения

А 23. Система образования регулируется

1) государством 3) социальной группой

2) обществом 4) отдельными людьми

А 24. Индивидуальный подход к ребенку предполагает

1) изучение большого количества предметов

2) сокращение объема изучаемых дисциплин

3) наличие большого количества учителей

4) усиление влияния церкви на школу

А 25. Гуманизация образования - это

1) отказ от выставления низких отметок

2) свободное посещение занятий в школах

3) большее внимание к индивидуальным особенностям личности

4) уменьшение учебной нагрузки

А 26. Интернационализация образования - это

1) изучение иностранных языков

2) возможность получить образование в другой стране

3) создание единой системы образования для разных стран

4) подготовка разнообразных специалистов

А 27. Гуманитаризация предполагает

1) обеспечение всеобщности образования

2) отказ от изучения точных наук

3) создание условий для получения образования для лиц с физическими недостатками

4) усиление внимания к изучению общественных дис­циплин

А 28. Науки, использующие научные теории для решения практических задач, называются

1) прикладными 3) гуманитарными

2) фундаментальными 4) точными

А 29. Заимствование чужих открытий, идей, изобретений без ведома автора называется

1) компроматом 3) плагиатом

2) обманом 4) сотрудничеством

А 30. Религия основывается

1) на знании объективных законов 2) на фантазии людей

3) на вере в реальность сверхъестественного 4) на нормах морали

Методические указания к контрольной работе №1 по дисциплине «Обществознание»
Методические указания к контрольной работе №2 по дисциплине «Обществознание»
Методические указания к контрольной работе №3 по дисциплине «Обществознание»
Методические указания к контрольной работе №4 по дисциплине «Обществознание»
Министество образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Донской государственный технический университет Центр довузовской подготовки, профориентации и абитуриентского резерва социальные отношения
Министество образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Донской государственный технический университет Центр довузовской подготовки,
Министество образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Донской государственный технический университет Центр довузовской подготовки,
Глоссарий Абсолютная ограниченность ресурсов
Министество образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Донской государственный технический университет Центр довузовской подготовки,
Тест. Вариант Первоначально культурой называли

Тест. Вариант 1.

1. Первоначально культурой называли:


  1. ораторское искусство

  2. умение рисовать

  3. способы возделывания почвы

  4. воспитанность

2. К духовным ценностям относится:


  1. микроскоп

  2. компьютер

  3. научное открытие

  4. телевидение

3. Спецификой массовой культуры является:


  1. зрелищность

  2. доступность

  3. оригинальность

  4. узнаваемость

4. Верны ли следующие суждения?

А. Элитарная культура враждебна массовой.

Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно А и Б

  4. оба неверны

5. Верны ли следующие суждения?

А. Наука – это система знаний

Б. Наука – это производство знаний.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно А и Б

  4. оба суждения неверны

6. К мировым религиям не относится:


  1. христианство

  2. буддизм

  3. иудаизм

  4. ислам

7. Искусство в широком смысле слова – это:


  1. высокий уровень мастерства

  2. художественное отражение действительности

  3. правильное отражение действительности

  4. все вышеперечисленное

8. Мировоззрение формируется под влиянием:

А. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

В. Образования и воспитания.

Г. психологических особенностей личности.


  1. верно А и Г

  2. верно А В Г

  3. верно В и Г

  4. верно А Б В Г

9. Способность личности к моральному самоконтролю называется:


  1. совестью

  2. убеждением

  3. талантом

  4. этикетом

10. Нормы морали охраняются:


  1. государством

  2. обществом

  3. церковью

  4. политическими партиями

11. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.

Б. Цель науки – теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?

А. Формы культуры определяют ее носители.

Б. Формы культуры определяет природно-географический фактор.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит его социализация.

Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

14. К средствам массовой информации относится

1) литература

2) телевидение

4) киноискусство

15. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Способность человека отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями – это …».

16. Вставьте пропущенное слово:

«… - это особая форма общественного сознания и практически духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т.е. ценностей прекрасного».

Ответ:______________________________

17. Вставьте пропущенное слово:

«Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации – это …».

Ответ:_____________________________

18. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?


  1. фортепианный концерт

  2. философское эссе

  3. детективный роман

  4. героическая былина

  5. телевидение

  6. радиотрансляция эстрадного концерта
Ответ запишите в порядке возрастания цифр:_________________________

19. Перечислите основные виды (формы) искусства.

20. Какие функции науки знаете вы? Перечислите их.


вопроса

Ответ

Тест. Вариант 2.


  1. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

  1. экономического развития страны

  2. политического развития страны

  3. духовности общества

  4. развития межнациональных отношений

  1. Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:

  1. экономической сфере

  2. духовной сфере

  3. политической сфере

  4. социальной сфере

  1. К проявлению глобализации в современном мире не относится:

  1. увеличение числа государств на планете

  2. ведущее место транснациональных корпораций в экономике

  3. зависимость конкурентоспособности государств от обеспечения своих граждан информацией

  4. атеизм как противопоставление религиозной идеологии

4 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Понятие «общество» охватывает все способы и формы взаимодействия людей.

Б. Понятие «общество» применяется, в частности, для обозначения исторических этапов развития человечества.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

5. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в


  1. эволюции человека как гармонично развитой личности

  2. улучшении нравов

  3. развитии науки и разума

  4. росте идеалов истины и справедливости

6. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация – культура» верны?

А. Цивилизация – приспособление к условиям природной среды; культура – творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б. Цивилизация – сущее; культура в большей мере – должное (долг быть человеком).


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения?

Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование)

А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.

Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие – для природы.


  1. верно А

  2. верно Б

  3. верно только А

  4. верно только Б

8. Природные условия России


  1. были благоприятны для занятия земледелием

  2. позволяли тщательно обрабатывать землю

  3. требовали крайнего напряжения сил

  4. слабо влияли на жизнь людей

9. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

3) О. Шпенглер

4) Г. Плеханов

11. К характеристике постиндустриального общества не относится:

1) уровень социальной мобильности невысок

2) в экономике преобладает сектор производства, обработки и распространения информации

3) формируется глобальная сеть телекоммуникаций, а также Интернет

4) отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности

12. В государствах Древнего Востока:

1) существовал плюрализм политических взглядов

2) господствовала единственная в стране идеология

3) деятельность оппозиционных сил осуществлялась в соответствии с законами

4) полномочия главы государства были ограничены представительным органом власти

13. Верны ли следующие суждения?

А. К. Маркс критиковал формационный подход к истории как непродуктивный.

Б. К. Маркс считал, что переход от вторичной формации к коммунистической возможен только революционным путем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

14. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:


  1. средства должны соответствовать целям

  2. цель состоит в получении достоверного знания

  3. субъектом выступает отдельная личность

  4. результатом является новый продукт

15 . К агентам вторичной социализации не относятся:


  1. радиожурналист

  2. двоюродный брат

  3. преподаватель вуза

  4. руководитель предприятия?

16. Деятельность в отличие от общения


  1. является потребностью человека

  2. может доставлять человеку удовольствие

  3. предполагает наличие цели

  4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды

17. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«… – это часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним»

Ответ: ___________________________

18. Цивилизация – это:

А. Определенный этап общественного развития

Б. Высокий уровень культуры и воспитанности

В. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой

Г. Особое состояние общества с правами и свободами


  1. верно А Б

  2. верно Б Г

  3. верно А Г

  4. верно А Б В Г

19. Установите соответствие между видами деятельности, приведенными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

20. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?


вопроса

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.