Почему лихо одноглазое. Лихо Одноглазое: Представитель древней расы гигантов? Кто такой Лихо

Лихо одноглазое

Жил кузнец припеваючи, никакого лиха не знал.
- Что это, - говорит кузнец, - никакого я лиха на веку своём в глаза не видал! Хоть посмотрел бы, какое там такое лихо на свете.
Вот и пошёл кузнец лиха искать. Шёл-шёл, зашёл в дремучий лес. Смотрит по сторонам и видит: неподалёку стоит большущая изба. Постучал - никто не отзывается; отворил дверь, вошёл - пусто, нехорошо. Забрался кузнец на печь и лёг спать не ужинавши.
Вдруг дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо - баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:
- Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едало. Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи.
- Добро пожаловать, нежданный гость! Спасибо, что забрёл; чай, ты проголодался и отощал, - и щупает Лихо кузнеца, жирен ли, а у того от страха все животики подвело.- Ну, нечего делать, давай сперва поужинаем, - гово­рит Лихо.
Сели ужинать. Лихо по четверти барана за раз в рот кладёт, а кузнецу кусок в горло не идёт, даром что целый день ничего не ел. Спрашивает Лихо у кузнеца:
- Кто ты таков, добрый человек?
- Кузнец.
- А что умеешь ковать?
- Да всё умею.
- Скуй мне глаз!
- Изволь, - говорит кузнец, - да есть ли у тебя верёв­ка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вко­вал глаз.
Лихо принесло две верёвки: одну толстую, а другую по­тоньше. Кузнец взял верёвку потоньше, связал Лихо да и говорит:
- А ну-ка, бабушка, повернись!
Повернулось Лихо и разорвало верёвку. Тут кузнец взял толстую верёвку, скрутил бабушку хорошенько.
- А ну-ка, теперь повернись!
Повернулось Лихо и не разорвало верёвок. Тогда куз­нец нашёл в избе железный шкворень, разжёг его в печи добела, поставил Лиху на самый глаз, на здоровый, да как ударит по шкворню молотом - так глаз только зашипел. Разорвало Лихо все верёвки, вскочило как бешеное, село на порог и крикнуло:
- Ах, злодей! Теперь ты не уйдёшь от меня!
Пуще прежнего испугался кузнец, сидит в углу ни жив ни мёртв. Поутру стало Лихо выпускать баранов на паш­ню, да всё по одному: пощупает, точно ли баран, хватит за спину да и выкинет за двери. Кузнец вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел в рукава и пошёл на четвереньках. Лихо пощупало: чует - баран; схватило кузнеца за спину да и выкинуло из избы.Вскочил кузнец, перекрестился и давай бог ноги. При­бежал домой, знакомые его спрашивают:
- Отчего это ты поседел?
- У Лиха переночевал, - говорит кузнец. - Знаю я те­перь, что такое лихо: и есть хочется, да не ешь, и спать хо­чется, да не спишь.

Русская народная сказка.

Иллюстрации: Сазонова Т.П. и Прытков Ю.А.

«Не буди Лихо, пока оно тихо» - эту пословицу знает каждый ребенок. Но далеко не каждый взрослый ответит, почему этого существа так боялись наши предки, и отчего о нем даже в 21 веке упоминают с опаской. Сказочный ли это персонаж или злой дух, над которым не властно время? Можно ли Лихо уничтожить? Об этом сегодня повествуют и сказки, и исследования.

Кто такой Лихо?

Существует несколько трактовок, которые объясняют природу этого существа. Лихо – это:

  1. Олицетворение злой доли, которое, если вцепилось в человека, то уже никогда не отпустит.
  2. Существо, похожее на человека, встречается и в мужском, и в женском обличье.

Лихо ест как тела, так и страдания живых существ, живет в лесу, уничтожая обитателей, чем раздражает лешего. Вместо лежанки спит на куче человеческих костей. Приобретает силу, кормясь людей, чем их больше, тем сильнее существо. В некоторых легендах упоминается, якобы это существо крадет радостные воспоминания у людей и прячет в своем амулете. Опасно тем, что, прицепившись к человеку, доводит его до смерти сплошными неудачами в делах. Если Лихо встретит компанию, то выберет одну жертву, остальных может убить, чтобы поработить волю пленника.

Как выглядит Лихо?

По поводу имени Лиха исследователи выдвигают 2 версии:

  1. Походит от слова «лишения», во многих сказках этот образ связывают с персонажем Горя.
  2. Имя существа – от прилагательного «лишний». В пользу последней версии – утверждение, что лишними когда-то называли людей с шестью пальцами и большим количеством зубов. Таких считали приносящими неудачу.

Выделяют в сказках Лихо мужского и женского рода:

  • в женском обличье – злобная великанша или старуха, которая живет на заброшенной мельнице и командует злыднями;
  • в мужском – великан с одним глазом, обладающий необычайной силой. За что и получил кличку Лихо одноглазое.

Лихо - славянская мифология

Лихо мифология славян объясняет так. Наши предки считали его близнецом великана Верлионки, духом несчастий и бед. Существо крайне злопамятное, может мстить не только тому, кто его обидел, но и всему роду. Если другую нечистую силу можно было обмануть, то Лихо – практически никогда, оно могло кинуться на любого человека, богатого или бедного, злодея или праведника. Рассказывали также, якобы это существо является повелителем злыдней – нищеты, и насылает их на нужного ему человека. Убежать от такого создания невозможно, оно очень быстро передвигается, имеет отличный нюх и слух.

Как убить Лихо?

Считалось, якобы Лихо живет еще в заброшенных деревнях и на болотах, поэтому особенно опасным было болотное Лихо, которое могло заманить в трясину путника. В сказках говорится, что убить это существо нельзя, но лишить силы – вполне. Есть 3 способа:

  1. Заменить плохие эмоции положительными, тогда Лихо быстро теряет интерес.
  2. Найти амулет, где это создание спрятало светлые чувства жертвы, и разбить артефакт. Тогда эмоции вернутся к своему владельцу.
  3. Выколоть нечистой силе глаз, будучи слепым, она не сможет догнать свою жертву.

Лихо из Одиссеи

Существо, живущее в чаще, самое грозное. Особенно стоит опасаться разбуженное Лихо, спросонья создание может накинуться даже на группу людей. Такое же поведение характерно для существ, с которыми столкнулся герой Троянской войны Одиссей на острове циклопов. Если сравнить героев русских сказок, побеждающими Лихо, с великаном Полифемом, сразу заметно, что люди, одолевают это существо, если успевают ослепить. Выделяют еще 2 кандидатуры тех, кто мог стать прообразом Лиха:

  1. Депе-Гёз – гигант с одним глазом, которого лишают зрения герои тюркских сказок.
  2. Аримаспы - выдуманный народ, когда-то живущей на севере. Судя по преданиям Геродота, все они имели один глаз, а второй теряли в боях с грифами, у которых стремились отобрать золото.

Еще по одной версии, Лихо лесное охотно ловит одиноких путников, загадывая сложные загадки. Писатель Белянин предложил гипотезу, согласно которой, Лихом стал древний бог Один, оставивший в уплату за великую мудрость священному дереву один глаз. А когда минул Рогнерёк, Один умудрился остаться в мире живых, но уже в невидимом облике. Отсюда и желание вечно мстить более удачливым обитателям, испытывая на мудрость и знания.

В этой старой сказке почти все так же, как в легенде о странствиях Одиссея: «...Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:

— Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едала.

Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи, словно ребенка малого...» («Лихо одноглазое». Сказка в пересказе К.Д. Ушинского).

По всему выходит, водились в наших среднерусских лесах и горах великаны не хуже греческого Полифема, а может, даже и покруче, раз столько источников буквально в один голос описывают эту то ли гигантскую бабу, то ли мужика.

Да и не только в наших просторах: это явление, похоже, индоевропейское, раз братья Гримм написали свою сказку «Разбойник и его сыновья», не пытаясь переделывать гомеровские свидетельства, а Кастрен в XIX в. слышал подобное в русской Карелии (см. «Вестник Русского Географического Общества», 1856, V).

«Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало именем нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами “беда”, “горе”, “несчастье”».

Взглянем на восток. Тарданак — богатырь алтайских инородцев, входит в сказки на классическую тему о Полифеме или русские про Лихо одноглазое. Роль чудовища-великана играет Ельбегем, роль Одиссея или Ивана Царевича, избегающего опасности быть сваренным и съеденным, — мальчик Тарданак.

Сказка о Тарданаке — один из многих вариантов широко распространенного сказания о великане-людоеде (см. Вербицкий. Алтайские инородцы. С. 156—157). А третье путешествие Синдбада в «Стране мохнатых»? Там приключение, похожее на мыканья Одиссея с Полифемом.

Лихо одноглазое — зло, беда; персонификация злой доли, горя; нечистая сила... Фольклористы, понятное дело, не могли указывать на конкретные биологические объекты, на находки огромных черепов с дыркой посередине лба, только на поверья: «Зло, беда в поверьях может предстать живым существом, которое преследует человека и губит его, такой образ, однако, более характерен для сказок, а не для бытующих поверий.

Облик “зла-лиха” (появляющегося чаще всего в сказочных повествованиях) очерчен не вполне определенно. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Оно может быть одноглазым (“кривым, неправедным”); предстает огромным великаном; худой женщиной с одним глазом...»

На Смоленщине Лихо Одноглазое представляли существом огромного роста, пожирающим людей. Чаще всего это худощавая, кривая, одноокая женщина огромного роста или же одноглазый великан.

Подытожим немногое. Живёт в большой избе, что стоит в густом и тёмном лесу. Часто также поселяется на старой заброшенной мельнице. Вместо кровати у него большая груда человеческих костей: по некоторым сведениям, это создание не брезгует людоедством и способно сожрать любое живое существо, подвернувшееся ему под руку.

Иногда Лихо изображается совершенно слепым, но этот вариант встречается в сказках редко. Обладает некоторым волшебством. Ближайшими родственниками Лиха в русских преданиях называют Горе-Злосчастье, а также Долю и Недолю.

Не следует искать встречи с Лихом из простого любопытства. В отличие от других недобрых созданий, которые иногда проявляют расположение к человеку и могут наградить его, от Лиха можно ждать только неприятностей.

В одной из сказок про Лихо почти полностью повторяются приключения Одиссея на острове Циклопов. В этом и трех других случаях герои ослепляют людоедов, протыкая глаза или обливая их кипящим маслом.

Как будто специально для того, чтобы героям было легче, людоеды одноглазы и лишь великаны Синдбада и братьев Гримм двуглазы. В первых трёх случаях даже способ ухода героев от ослеплённых чудищ одинаков — прикинуться овцой и выйти вместе со стадом.

Итак, кузнеца поймали.

«...Кузнец смотрит в печку и говорит:

— Бабушка, я кузнец.
— Что умеешь делать-ковать?
—Да я всё умею.
— Скуй мне глаз.
— Хорошо, — говорит, — да есть ли у тебя верёвка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз...

Взял он толстую верёвку да этою верёвкою скрутил её хорошенько... Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернётся — и разорвала верёвку, да и села на пороге...» («Лихо одноглазое». Русская сказка в обработке А.Н. Афанасьева).

Аримаспы — мифический народ, живший на крайнем северо-востоке древнего мира. По Геродоту, это были одноглазые люди (что и означает слово «аримасп» на скифском языке), постоянно сражающиеся с грифами, у которых они хотели отнять охраняемое ими золото.

То есть реальный народ. Источником сведений об аримаспах послужила недошедшая эпическая поэма Аристея сына Каистробия с Проконнеса «Эпос об аримаспах» (или «Аримаспия»), о содержании которой даёт некоторое представление «Скифский рассказ» Геродота («История». IV. 13—16). Аристей, вдохновлённый Аполлоном, якобы прибыл в страну исседонов и там записал рассказы об их северных соседях — аримаспах, грифах (грипах или грифонах) и гипербореях.

Согласно Аристею, аримаспы живут к северу от исседонов, а севернее их сам их живут стерегущие золото грифы, и аримаспы воюют и с теми и с другими. Причём аримаспы изгнали исседонов из их страны, те, в свою очередь, изгнали скифов, а те киммерийцев.

Геродот же приводит и объяснение (видимо, оно взято также из поэмы Аристея) слова «аримасп», что Аримаспы упоминаются и другими античными писателями (как географами, так и трагическими поэтами), но все их сообщения прямо или опосредованно восходят к Аристею Проконнесскому и ничего нового к сообщению Геродота они не добавляют. Исключение — Эсхил, сообщающий, что аримаспы «живут у златоносного Плутонова потока» («Прикованный Прометей», 805—806). Позднеантичные писатели начинают отождествлять аримаспов и гипербореев.

Еще одни кандидаты на реальных обитателей Земли — верлиоки . О них есть в восточнославянской народной сказке об одноглазом существе, возможно, мифологического происхождения.

По типичному сюжету сказки, Верлиока (иногда, для простоты, его заменяют на медведя) убивает старуху и двух её внучек, а старик, селезень, рак, веревочка и жёлудь наказывают его за убийство. Согласно примечанию А.Н. Афанасьева, сказка была записана Тихорским в «южной России». Русских вариантов — 3, украинских — 7, белорусских — 1.

Иллюстрация из сказки про Верлиоку

Образ Верлиоки творчески переосмыслил в сказочной повести В. Каверин «Верлиока» (1982). Верлиока, согласно описанию, «ростом высокий, об одном глазе, нос крючком, борода клочком, усы в пол-аршина, на голове щетина, на одной ноге — в деревянном сапоге, костылем подпирается, сам страшно ухмыляется». Разумеется, выступает в качестве разрушителя и убийцы.

Филолог О.А. Черепанова интерпретирует Верлиоку как сохранившийся в сказочном сюжете древний образ мирового зла. Что вполне оправдано, ведь не может же сотрудник РАН написать: Верлиока — прямое отражение существования на нашей планете расы великанов.

На украинском есть слово «вирлоокий, пучеглазый» — так это слово записал Гоголь в свой «Лексикон Малороссийский».

И наконец тепегёз , или Депе-Гёз — одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз острие, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» — «глаз».

Образ Тепегёза восходит к персонажу огузского героического эпоса «Китаби Деде Коркут». Пастух Сары встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе Тепегёзом из-за единственного глаза на лбу.

Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше. Пастух Сары отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у хана Аль Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат, сын Аль Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом.

Басат убивает Тепегёза

Глава, описывающая Тепегёза, была переведена и опубликована в 1815 г. немецким востоковедом Генрихом Фридрихом фон Дицем, который обнаружил её в рукописи «Книга моего деда Коркута на огузском языке», датированной XVI в. и хранящейся в Дрезденской библиотеке.

Так что вон сколько у нашего лиха нашлось родственников по всему миру! И не из гомеровского циклопа все они вышли, как мы из гоголевской шинели, а он из них. Миф о Полифеме лишь отражение более ранних и полных преданий о столкновениях «нашего» человечества с представителями человечества «иного», совсем не похожего на нас с вами.

Интересуясь славянской мифологии я недавно обнаружил, что одного из духов зла, несчастья и бед (меня как молнией поразило, когда я прочёл его название), зовут Лихо Одноглазое.

Если разбиратиь слово слово плохо(п-ЛОХо). Для, этого кстати и возьмём один слог из слова плохое, а именно Лох, заметьте п-ЛОХое, и начнём развивать это негативное слово ибо оно ассоциируется в Руском языке с ветхим, старым, неказистым, глупым и т.д. ну например ЛОХмотья, пЛАХа, Лоханка (посуда для слива нечистот, помоев). Но этого нам мало, если перевернуть слово то получим Хол, и тут не менее интересно, ХОЛостяк, ХОЛостой. Сюда же можно привести пренебрежительное к украинцам хоХОЛ, древнее ХОЛоп, а так же ХАЛтура, ХАЛупа, ХАЛява.

Кстати, слово имеет и древнее женское употребление, ныне почти выведенное из употребления СоЛоха неряха, нерасторопная баба. В так называемый блатной жаргон это слово попало в конце 19 века по всей видимости из обще народного русского языка. Связь с иудеями, и ивритом, ну что вы конечна она есть, при чём в истоках его, это слово ХАЛдеи. В просторечии их до сих пор принято величать, через букву О, ХОЛдеи, при чём норовя называть так всех официантов, а если учесть что семиты, читают с право на лево, а русские с лева на право, то любому становится понятно истинное значение Лохдеев в прошлом. Тут так же нельзя не отметить, и такой прозрачный намёк как ХОЛокост, которое всеми истинными арийцами с родовой генетической памятью давно переименован в ЛОХокост, и не как иначе. Что говорит нам что глупость, неряшливость, не умение ухаживать за собой всегда вызывало в Руском этносе негативные эмоции, и одновременно было стремление переучить плохое, исправить.

Так вот Лихо из той же оперы Лихо (по лиху).

Естественно подобное открытие не могло оставить меня равнодушным, и я стал искать имеющуюся информацию по Лиху Одноглазому.

Что можно сразу узнать о Лихе?

Согласно славянской мифологии лихо считается воплощением горя и бед, духом зла. Внешне оно немного напоминает человека, но имеет существенные отличия. Иногда эту нечисть описывают как великана с одним глазом, в другом случае лихо предстает в образе мерзкой худой женщины высокого роста, но также с одним глазом.
Сопутствуя человеку, лихо приносит беды, неудачи и разные несчастья. Иногда эта напасть привязывается к человеку на всю жизнь, превращая ее в постоянный кошмар. Отвязаться от такого «соседства» может только сильный человек, способный противостоять всем жизненным трудностям и невзгодам.


или

В восточнославянской мифологии Лихо — дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам — человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи у злого духа.

Вот значится Леди Гаага изображает из себя Лихо


Вот значится Мадонна Лихо Одноглазненькое:




Да тысячи их!

Вам вообще не кажется что вас пытаются сглазить? Да контроль илюминати он такой, порчу наводят на всех просмотревших, а потом чему удивляться, что вас горести, беды, несчастье и зло по жизни преследует?!

Но вернёмся к истокам, разберём Русскую Народную Сказку "Лихо Одноглазое"
Беру отдельные самые интересные моменты, благо сказку целиком вы можете прочесть сами.

Жил кузнец припеваючи, никакого лиха не знал.
— Что это, — говорит кузнец, — никакого я лиха на веку своем в глаза не видал! Хоть посмотрел бы, какое там такое лихо на свете. Кузнец это скорее намёк на Сварога, кузнеца небесного.

И пошёл он его искать. Стемнело (наступила Ночь Сварога) Когда нашёл, то Лихо вот так появилось:

Как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Ну как же без них без баранов, впрочем баранов мы разбирём в теме про христианство. Нам интересно значится Лихо: большое, огромное, великанша, об одном глазе. Что же это?!

Вавилонский зиккурат:


Лихо затопило печь, зарезало барана, убрало и изжарило.

Сели ужинать. Лихо по четверти барана за раз в рот кладет, а кузнецу кусок в горло не идет, даром что целый день ничего не ел. Кузнец барана не ест, видимо вегетарианец.)

Потом Лихо намеревается сьейсть кузнеца, но прежде просит выковать кузнеца ей второй глаз. Но кузнец хитростью выбивает оставшийся глаз Лиху, то слепнет, но кузнеца из дому не выпускат.

Поутру (Ночь Сварога заканчивается) стало Лихо выпускать баранов на пашню, да все по одному: пощупает, точно ли баран, хватит за спину да и выкинет за двери. Кузнец вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел в рукава и пошел на четвереньках. Лихо пощупало, схватило кузнеца за спину да и выкинуло из избы. То есть хитростью, выбив глаз и прикинувшись овцой кузнецу удалось уберечься. Вот такая народная мудрость.

Жил один кузнец. «Что, - говорит, - я горя никакого не видал. Говорят, лихо на свете есть; пойду поищу себе лихо». Взял и пошел, выпил хорошенько и пошел искать лихо. Навстречу ему портной. «Здравствуй!» - «Здравствуй!» - «Куда идешь?» - «Что, брат, все говорят: лихо на свете есть: я никакого лиха не видал, иду искать». - «Пойдем вместе. И я хорошо живу и не видал лиха; пойдем поищем». Вот они шли-шли, зашли в лес, в густый, темный, нашли маленькую дорожку, пошли по ней - по узенькой дорожке. Шли-шли по этой дорожке, видят: изба стоит большая. Ночь; некуда идти. «Сём, - говорят, - зайдем в эту избу». Вошли; никого там нету, пусто, нехорошо. Сели себе и сидят. Вот и идет высокая женщина, худощавая, кривая, одноокая. «А! - говорит. - У меня гости. Здравствуйте». - «Здравствуй, бабушка! Мы пришли ночевать к тебе». - «Ну, хорошо; будет что поужинать мне!» Они перепугались. Вот она пошла, беремя дров большое принесла; принесла беремя 1 дров, поклала в печку, затопила. Подошла к ним, взяла одного, портного, и зарезала, посадила в печку и убрала 2 .

Кузнец сидит и думает: что делать, как быть? Она взяла - поужинала. Кузнец смотрит в печку и говорит: «Бабушка, я кузнец». - «Что умеешь делать-ковать?» - «Да я все умею». - «Скуй мне глаз». - «Хорошо, - говорит, - да есть ли у тебя веревка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз». Она пошла, принесла две веревки, одну потоньше, а другую толще. Вот он связал ее одною, которая была потоньше. «Ну-ка, бабушка, повернися!» Она повернулась и разорвала веревку. «Ну, - говорит, - нет, бабушка! Эта не годится». Взял он толстую веревку да этою веревкою скрутил ее хорошенько. «Повернись-ка, бабушка!» Вот она повернулась - не порвала. Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернется - и разорвала веревку, да и села на пороге. «А, злодей, теперича не уйдешь от меня!» Он видит, что опять лихо ему, сидит, думает: что делать? Потом пришли с поля овцы; она загнала овец в свою избу ночевать. Вот кузнец ночевал ночь. Поутру стала она овец выпускать. Он взял шубу, да вывернул шерстью вверх, да в рукава-то надел и подполз к ней, как овечка. Она все по одной выпускала; как хватит за спинку, так и выкинет ее. И он подполз; она и его хватила за спинку и выкинула. Выкинула его, он встал и говорит: «Прощай, Лихо! Натерпелся я от тебя лиха; теперь ничего не сделаешь». Она говорит: «Постой, еще натерпишься, ты не ушел!»

И пошел кузнец опять в лес по узенькой тропинке. Смотрит: в дереве топорик с золотой ручкой; захотел себе взять. Вот он взялся за этот топорик, рука и пристала к нему. Что делать? Никак не оторвешь. Оглянулся назад: идет к нему Лихо и кричит: «Вот ты злодей, и не ушел!» Кузнец вынул ножичек, в кармане у него был, и давай эту руку пилить; отрезал ее и ушел. Пришел в свою деревню и начал показывать руку, что теперь видел лихо. «Вот, - говорит, - посмотрите - каково оно: я, - говорит, - без руки, а товарища моего совсем съела». Тут и сказке конец.

1 Охапку, вязанку (Ред .).

2 Съела (Ред .).