Причастие на Страстной и Светлой седмицах? Исповедь в страстную седмицу

Каждый из семи дней этой недели, которая у православных также называется Чистой неделей, имеет свою особенность и важность, считаясь святым днем, поэтому, подчеркивая особенность, важность каждого дня к его названию добавляется слово «великий».

Великий понедельник

Начинается неделя с Великого понедельника, знаменующего собой начало подготовки к празднованию Пасхи.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. Во время богослужения вспоминают также бесплодную смоковницу, иссохшую до корня ‑ как образ человека, погибающего в нераскаянии.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения совершается только раз в году и только на Страстной седмице. В этот день Патриарх читает молитвы на начало чина мироварения. Миро ‑ это особая смесь растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 веществ), которая используется во время Таинства Миропомазания (совершается после крещения), а также при освящении новых престолов в храме.

В храмах в понедельник Страстной седмицы служится литургия Преждеосвященных Даров.

В Великий понедельник начинается самый строгий пост – можно есть только хлеб, фрукты и овощи, а по монастырскому уставу предписано полное воздержание от пищи.

Великий вторник

Во второй день Страстной седмицы ‑ Великий вторник Церковь вспоминает притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до крестных страданий. Во время богослужения в Великий вторник Церковь вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде.

В день Великого вторника в пищу можно употреблять сырую пищу, без растительного масла.

Великая среда

В третий день Страстной недели, Великую среду, Церковь воспоминает жену‑грешницу, омывшую слезами и помазавшую драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечере в Вифании в доме Симона прокаженного. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В тот же день Иуда Искариот решил предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду во время Литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются. Отмена земных поклонов во время богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи. На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться.

В этот день постящиеся употребляют сырую пищу без масла.

Великий четверг

В четвертый день Страстной недели ‑ в Великий четверг начинаются собственно приготовления к Пасхе. Непосредственно примыкая к главным дням церковного года ‑ Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, Великий четверг приближается к ним и по своей значимости.

По Церковному Уставу «последование святых страстей» должно начинаться в 8 часов вечера в Великий четверг. По своей литургической форме это утреня Великой пятницы, или служба 12‑ти Евангелий, как обычно называют это богослужение, во время которой читаются «12 Евангелий», то есть 12 частей из четырех Евангелий, где описываются земные страдания Иисуса Христа. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой пятницы (до вечера).

Богослужение в Чистый четверг еще называется «страстями» или «великим стоянием», так как во время всенощной не разрешается сидеть. Во время чтения Евангелий все стоят с зажженными свечами. В России существовал обычай, кое‑где сохранившийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12‑ти Евангелий, принести огонь домой и сохранить его в лампадах до Пасхи.

В Великий Четверг во всех православных храмах традиционно проходят литургии святителя Василия Великого.

В Великий четверг обычно все православные христиане причащаются. В России до 1917 г. большинство православных причащалось только в Великий четверг ‑ один раз в год; сейчас причащаются чаще, но причащение в Великий четверг все же остается совершено особенным. После богослужения все подходят к распятию и сделав три земных поклона, целуют его и уходят из церкви.

Великий четверг называют еще Чистым четвергом. В этот день верующие не только очищают свою душу исповедью и причастием, но стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому Светлому Воскресению.

Традиционным в Великий четверг является ставить на стол хлеб и освященную соль.

Великая пятница

Великая пятница ‑ самый скорбный день в Православной церкви. Служба Великой пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. На утрене (которая служится вечером в Великий четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангелий, избранных из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной вечере и кончая Его погребением. В Великую пятницу литургии не бывает, а совершаются царские часы. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма.

Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и прикладываются к ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

В Великую пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

В Великую пятницу на вечернем богослужении, когда совершается чин погребения, звонят благовест перед началом службы в большой колокол, и затем на крестном ходе – перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. После выноса плащаницы в центр храма – трезвон. С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы, то есть до благовеста к пасхальной службе.

Великая суббота

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого (она служится всего несколько раз в году), во время которой перед плащаницей читаются библейские пророчества.

Богослужение Великой субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски … и на престоле со Отцем и Духом» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрене Великой субботы, после великого славословия, плащаница поднимается над главами, выносится священнослужителями из храма при участии народа и обносится вокруг храма. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам и кладется на место посредине храма.

Черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом. По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина.

После этого начинается чтение книги Деяний апостольских, которое продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь перед Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня.

День Великой субботы для верующих ознаменован освещением пасхальных куличей и пищи для разговления в Пасху. В день Великой субботы верующие стараются закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь для встречи праздника Святой Пасхи, символизирующего избавление от зла и начало новой, светлой жизни.

В конце литургии Великой субботы поется пасхальный тропарь. Начинается праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения.

Во всех литургических традициях христианского мира основные церковные службы Страстной седмицы – особенно трех последних ее дней – совершенно уникальны. Каждая из них не похожа ни на одно другое богослужение литургического года, а вся их череда позволяет куда глубже духовно пережить праздник Пасхи.

Великая суббота посвящена воспоминанию о погребении Иисуса Христа. Согласно Церковному календарю, после вечернего богослужения начинается новый день. В вечер Великой субботы совершается Святая Литургия Сочельника, а после нее объявляется благая весть о Светлом Христовом Воскресении: «Христос воскрес, воистину воскрес». В этот вечер заканчивается пост. И на следующий день в Воскресенье все православные празднуют самый важный праздник в христианском мире – Пасху Христову .

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Владимир Зязев, настоятель храма Рождества Христова г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

- Почему каждый день Страстной седмицы именуется Великим?

Великий пост - самый строгий и самый длинный: он подготавливает нас к величайшему из праздников Русской Православной Церкви - Воскресению Господню. Последняя Страстная седмица уже не относится к посту, который уже закончился. Страсти Господни - это пытки и мучения, предательства. Господь знал, что Иуда Его предаст. В Великий Четверг была Тайная Вечеря, на которой Господь омывал ноги своим ученикам, в том числе и Иуде. Многие говорят, что причастие - это благодать, но мы видим и иное причастие, когда Господь подал Иуде хлеб - Тело Свое, и в него вошел дьявол. Тот, кто причащается, достойно приготовившись, получает великую благодать, а кто это делает недостойно, то «суд себе яст и пиет», как говорится в молитве.

Господь претерпел великие пытки, мучения, великое предательство всего народа. В Вербное воскресение, еще несколько дней назад, народ кричал: «Осанна вышних! Благословен грядый во имя Господне!» Евреи очень эмоциональны, они празднуют, взметая пыль с воздух, махая ветвями, устилая землю одеждами.

Когда Господь воскресил Лазаря, иудеи пришли соболезновать его сестрам Марфе и Марии. Они видели, что Лазарь уже скончался, а некоторые, может быть, были и в те моменты, когда он еще только умирал. Они знали, что его погребли и что он уже смердит. Господь сказал: «Отвалите камень», а сестра ответила: «Господи, он уже смердит». Христос воскликнул: «Лазарь, гряди вон!» И еще несколько минут назад разлагающийся труп вышел живым человеком, полным жизни и сил. А иудеи, видя смерть и воскрешение, сказали, что нужно Христа и Лазаря убить.

На этой неделе мы видим великие испытания и великое покаяние - покаяние разбойника. Разбойник сказал своему собрату: «Мы с тобой получили по заслугам нашим» - это покаяние. И он попросил прощения: «Господи, помяни меня, когда придешь в Царствие Свое» . Это прощение, исповедь и проповедь, ведь это сказано перед всей толпой. Совершить самое величайшее дело - воскреснуть - мог только Бог. Он воскрес, и этому остались немалые свидетельства того времени. Поэтому эта неделя называется Великой Страстной седмицей, и каждый день в ней - Великий.

- Чему стоит уделить особое внимание в оставшиеся дни Страстной седмицы?

Если мы признаем, что это действительно Великие дни земной жизни и земной смерти Иисуса Христа, то зачем нам предаваться каким-то мелочам? Многие всю неделю заботятся о том, какие куличи испекут, как яички раскрасят, кого в гости пригласят и куда сами сходят. Вся Великая неделя проходит в мелкой суете. Достойно покрасить яйца и испечь кулич, но не стоит этому предавать большое значение, иначе это будет умаление праздника. Иуда получил от Христа Тело и Кровь, и вошел в него бес. Давайте не будем мелкое ставить над великим, иначе тоже будем недалеки от Иуды. Первым делом должны быть воспоминания Великих дней Господа нашего Иисуса Христа. Многие делали благочестиво, когда причащались на Великий Четверг или на Страстной седмице, чаще ходили в церковь. Если человек привык только по воскресеньям посещать храм, то хорошо посещать его каждый день, если есть возможность. Моя мама говорила: «Некогда тому, кто ничего не делает». Кто войдет в ритм, у того хватит времени на всё. Когда мы будем думать, как угодить Господу, то и наши земные дела очень хорошо исправятся - это однозначно.

Вопрос телезрительницы из Волгоградской области: «Я инвалид второй группы, принимаю жизненно необходимый препарат, без которого не двигаюсь. Можно ли его принять перед причастием, не будет ли мне это в осуждение?».

Это не будет Вам в осуждение. Если бы Вы пригласили домой священника исповедовать и причастить, как больную, то он бы даже не спросил, кушали Вы или нет. Больному человеку пост и евхаристическое воздержание ослабляется. После сложных операций я тоже каждый день должен утром принять лекарство. Если необходимо запить лекарство глотком воды, то это тоже делайте и со спокойной совестью идите к Богу. Господь Вам усугубил пост болезнью. Помоги Бог!

В идеале каждому христианину нужно каждый день на Страстной седмице бывать в храме. В Великий Четверг вспоминается установление Таинства Евхаристии. В Великую Пятницу вспоминаются Крестные страдания Господа. Это очень важные дни, когда нужно иметь особое благоговейное и молитвенное состояние. Но мы живем в мире, который не позволяет должным образом это осуществить. Когда-то давно на этой неделе все освобождались от работы, а сейчас такой возможности нет. Как быть работающему человеку, если он не сможет быть на богослужении?

Кто может посещать храм во все дни седмицы - это достойно и хорошо. Кто не может в силу каких-то обстоятельств - молитесь про себя усердно, наложите дома на себя правило больше читать Псалтырь, Евангелие, размышлять. Пойте псалмы, много духовных хороших стихотворений, например, «Мира Заступница, Матерь Всепетая». Бывает, я дома запою, так меня вся семья сразу слушает. Есть благочестивые песнопения, благочестивые молитвы и благочестивые занятия. Не унывайте, если по какой-то причине не можете прийти в храм, молитесь дома.

Я во многом не согласен со Львом Николаевичем Толстым, есть моменты, за которые он был отлучен от Церкви. Но у него есть рассказ о суровом хозяине, который заставил своих работников пахать поля на Пасху. Одни зароптали, другие в гневе бросили орудия труда, начался саботаж. Когда хозяин приехал на поле, то увидел одного смиренного работника, который пахал, прикрепив на соху свечку. Ветер дует, а свеча горит! А работник поет псалмы и пашет. Хозяина очень тронуло это смирение и чудо. И, может быть, в храме он бы так не помолился, как молился за работой. Смирись, скрепи свое сердце, делай добрые дела и усиль молитву дома. Можно сказать Господу: «Господи, не дал Ты мне в Великий Четверг в храм сходить, но я за это, как только у меня выдастся время, схожу и помогу кому-нибудь». Это будет принято Богом, как жертва. Роптать не нужно.

Одна матушка на Пасхальной седмице подошла ко мне на исповедь: «Я поствую». Говорю: «Пасхальная седмица идет, а Вы даже яичко не скушали?» Она отвечает: «Нет, батюшка, у меня только на хлебушек хватает денег, а на яичко уже нет». Лучше вот эту матушку посетить в Великий Четверг, спросить: «Все ли у тебя готово к Пасхе?». О себе только заботимся, а рядом человек нуждается. Вот это и будет великая жертва и помощь. «Если ты принес дар свой Богу и вспомнил, что брат твой гневается на тебя, то оставь дар и иди, примирись с братом, а потом принеси дар, и тогда он будет принят ». Тем, что идешь в храм, ты уже приносишь жертву ради Божиего дела. Но, может быть, ты с кем-то не помирился? Может, есть нуждающийся, и ты про него забыл? Богу угодить мы всегда найдем где, лишь бы сердце этого хотело. Сердце захочет - Бог укажет.

Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «Я подала записочку о здравии, а ее прочли об упокоении. Что мне делать?».

Не унывайте: это была просто ошибка, они случаются у всех, человек не может жить без ошибки. Даже если бы ее вообще забыли прочитать, то ничего страшного. Вы подали записочку, принесли какую-то жертву за нее. Подали о здравии и знайте, что она пошла о здравии.

- Я когда-то писал записку, а священник почему-то не произнес имя.
- Когда писали записку, то человек уже помянулся. Бывает, что батюшка потерял, не произнес, забылся - все мы люди. Для Вас записочка уже у Бога, не сомневайтесь.

- А правильно ли так стоять и слушать: произнесут или не произнесут?
- Нужно стоять и молиться. Когда батюшка поминает, ты сам поминай своих, которых в записке указал. С твоей молитвой батюшкина молитва будет только сильнее. Это будет гораздо благочестивее, чем стоять и думать: «Ах, какой батюшка, забыл прочитать!» Ты совершаешь этим грех.

В нашем эфире мы когда-то приводили великопостную статистику, которую публиковал Всероссийский центр изучения общественного мнения. Опросили 1600 человек, из них только 3% соблюдают Великий пост. Однако 9% из опрошенных сказали, что на Страстной седмице планируют поститься. Чем обусловлено такое стремление людей поститься именно в эту неделю?

Страстная седмица даже во времена атеистов была на слуху. Я служил на сельском приходе в Талице. Бывало, на вынос плащаницы, на Двенадцать Евангелий приходили много тех, кто не приходили весь Великий пост. У людей закрепилось в сердце, что Страстная седмица - особая. Около 12-14 миллионов людей в нашей стране (9%) будут на Страстной седмице поститься - это же какая мощная армия христиан! А 4 миллиона человек постятся весь пост - и это очень значительно.

Лет 30 назад мне довелось открыть первый храм в городе Камышлов, разрешили купить домик. Прошла первая Пасха, мои дети были еще юные. С сыном, дочерью, алтарником (ныне протоиерей Игорь) мы договорились пойти гулять вечером по Камышлову, но поставили себе условие каждому встречному говорить: «Христос Воскресе!». Реакция у людей была такая: двое-трое покрутят пальцем у виска, еще трое остановятся, раскрыв рот и не зная, что ответить, а где-то пятый-шестой или восьмой-девятый скажут: «Воистину Воскресе!» или спросят: «А что отвечать-то?». Сейчас тебе каждый или почти каждый ответит: «Воистину Воскресе!» Правда, у нас был один уполномоченный, с гордостью называвший себя атеистом, и когда ему говорили «Христос Воскресе!», он отвечал: «Здравствуйте, здравствуйте». Это вроде анекдота, когда Леониду Ильичу сказали: «Христос Воскресе!», а он отвечает: «Знаю, знаю, мне уже докладывали».

Были времена значительно хуже. Вы мне сказали про такие проценты, и я очень удивлен. Но ведь есть еще другие - 80% называют себя верующими. Получается, что 100 миллионов человек в России называют себя верующими. Россия становится православной. При этом я нисколько не умаляю заслуг мусульман, иудеев и католиков. С мусульманами и иудеями мы в одних окопах и в одних танках дрались в Отечественную войну, отстаивая нашу Родину, но все-таки она православная. У меня есть добрые знакомые мусульмане, и они всегда говорят: «Вы - наши «старшие братья», мы здесь помладше вас», и это говорится всегда с уважением. Русь становится верующей - это главное. Строятся костелы, мечети, синагоги, мы становимся похожими на цивилизованных людей.

Что Вам запомнилось из жизни, могли бы Вы привести какие-то примеры, как люди реагируют на праздничное настроение?

Меня перевели в епархию, и я стал служить в Екатеринбурге, назначили на «Уралмаш». Елена Анатольевна Шевченко, наша староста, еще до меня начала «битву» за церковь. Я пришел в маленькое помещение бывшего кинотеатра, мы с ней стали добиваться церкви, и тогда в газете появилась статья «Построите - взорвем!». Устраивали митинги, было море противников, а сейчас, если сказать, что «Уралмаш» безбожный, то 90% жителей будут оскорблены. Там и храмы теперь есть, и службы идут.

В Талице на Рождество мы с супругой решили прогуляться, и я взял с собой коробку конфет. Тогда конфеты достать было очень трудно, это были времена богатой страны с голодными людьми. Супруга спрашивает: «Ты куда, отец, берешь конфеты?» Я отвечаю: «Сейчас увидим!». Вышли на улицу, и я ей говорю: «Сейчас всех детей, которые попадутся, буду спрашивать, какой сегодня праздник? Кто мне ответит, что сегодня Рождество, тому я вручу эту коробку конфет». И только пятнадцатый-шестнадцатый ребенок ответил, что сегодня Рождество. А сейчас любой знает! Троицу все знают, Пасху знают. Становится совершенно другое время: Россия просыпается, «русский богатырь» просыпается.

Мы уже говорили, что не стоит чрезмерно увлекаться готовкой, покупкой подарков на Пасху, а нужно уделять больше внимания молитве. Скажите, для чего эти символичные блюда появляются на столах?

Яйцо имеет свое предание. С одной стороны, оно как бы «дважды рожденное» и символизирует нашу жизнь: человек сейчас на Земле, а потом из своей телесной «скорлупы» милостью Божией изойдет и будет жить вторую жизнь - вечную. А где это будет - зависит уже от наших земных дел. Второе предание: один еврей пришел на рынок продавать яйца, и когда ему сказали, что Христос, которого распяли несколько дней назад, воскрес, он ответил: «Скорее яйца в моей корзине станут красными, чем я поверю, что Он воскрес!». Открыл корзину, а яйца там все красные.

Что касается куличей, то их символическое значение имеет прообразом хлебы евангельские, исход евреев из Египта. Существует много разных преданий, но не будем на это обращать большого внимания, а будем думать, как нам в Великую неделю быть со Христом. Не с яйцом и не с пасхой, а именно со Христом и с Ним распяться. А уж если мы с Ним распнемся, то Он нас с Собою воскресит! Давайте будем думать, как нам не убежать от Него, как это сделали многие ученики. Один ученик убежал, и когда его схватили за одежду, он и одежду оставил, убежал нагой. Господь передал своей Матери все человечество: «Се чадо Твое» . И нам показал нашу Небесную Мать: «Чадо, се Матерь твоя» . Будем вспоминать эти великие дела, чтобы быть усыновленными Богородицей и признать ее Великой Небесной нашей Матерью.

Вопрос телезрительницы: «В интернете, в передачах по телевизору часто натыкаюсь на такие вещи, как пророчества о России, информация о паспортах, электронных карточках, о том, что от этого нужно отказываться, иначе не спастись. Из-за этого возникает большое смятение и тревога. Но в Евангелие написано о том, что власть, правительство поставлено от Бога и нужно его слушаться».

Берите паспорта, не нужно их выбрасывать: мы живем в государстве. Спасителю сказали: «Ты должен заплатить налог», и Он ведь его заплатил: послал Петра, тот поймал рыбу, а у нее во рту была золотая монета, этой монетой Он и отдал за себя и за Петра. Мы видим, что Спаситель обличал, но Он нигде не противился властям. Давайте исполнять то, что установил закон. У меня есть паспорт, другие документы, но нет электронных карт только потому, что в электронном смысле я совершенный невежда. Кто отказывается от пенсии - это вообще нелепость. Пенсию вы заработали сами, отчисления на нее шли долгие годы, может быть, вам сейчас и платят меньше того, что вы заработали, поэтому не отказывайтесь. Правильно написано в Евангелии: «Будьте покорны властям». Ваше непокорство в отношении богоборческой власти не будет осуждено, но сейчас мы можем гордиться главой своей страны. Я ведь застал еще Сталина, жил при Хрущеве и при Брежневе. Да, наш президент ошибается, я в чем-то с ним не согласен, но у нас достойный правитель, который болеет за свою страну, подает нам пример, как любить и отстаивать свою Родину. Слава Богу, наши власти не богоборческие, а верующие, православные.

На прошлой программе женщина спрашивала о том, что у нее в паспорте есть три шестерки. Люди встречают это число в документах, на номерах машин и так далее. Как правильно к этому относиться?

Есть страны, где цифры 13 вообще нет. Есть много поверий, мнений и разных слухов. Давайте не будем относиться к этому с предвзятостью. Если ты можешь безболезненно отойти от этой цифры - отойди. Или если тебе сегодня выдадут пенсию 6 666 рублей или 16 666, то бери ее и не думай об этих шестерках! Мы думаем о цифрах и забываем думать о Боге, будущей жизни, добром деле. Из-за этих трех шестерок мы готовы кому-то глаза выцарапать, прости Господи. Пусть это сатанинское число, но Бог-то сильнее дьявола!

Вопрос телезрителя: «Я хожу в храм Рождества Христова, хочу причаститься в это воскресенье, но моя работа не позволяет мне поститься в еде. Можно причаститься, не постясь?»

Если Ваша совесть Вам говорит, что можно, то я, как священник, на это Вам запрета не наложу. Желательно хотя бы день попоститься. Постарайтесь, тем более идет Страстная седмица. Но если Вы за весь пост причащались 4-5 раз, постились, можете причаститься в Пасху Христову даже без исповеди. А вообще нужно готовиться. Конечно, у одного работа, у другого болезни. Если для тебя скоромная пища, как лекарство, и тебе говорит об этом совесть, можешь принять ее. Если ты чувствуешь, что поствуешь во вред своему здоровью, то это не пост, а самоубийство. Исходя из этого, посмотрите, что скажет Ваша совесть, подойдите ко мне и я с Вами побеседую. Все равно надо, чтобы люди воздерживались. Если сейчас все разрешить, то люди будут после завтрака приходить в храм к причастию. Нужно иметь строгость, возможную для Вас.

Есть мое личное наблюдение, что на Пасхальное богослужение собирается так много людей, что в некоторые храмы даже не попасть. Но проходит часа два, крестный ход, возвещается о том, что Христос Воскрес, и около 30-40% людей уходят. Как объяснить такое поведение, и как донести до людей важность всего богослужения, а не только его начала?

Здесь тоже намечается перелом. Раньше, когда служил в Талице, замечал, что после крестного хода в храме оставалось очень немного народа, но это было в те годы. Сейчас люди остаются семьями, с детьми, выстаивают службы. Если раньше в храм заходили выпившие люди, безобразно себя вели, то сейчас этого практически нет. Улучшение заметно.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Каждый ли православный христианин, который поствует, регулярно исповедуется, причащается, должен иметь духовника?».

Духовник - это священник, который ведет вас по жизни. Вы к нему приходите побеседовать, рассказать о своих тяготах, необязательно на исповеди. Он Вам может посоветовать, что делать по поводу работы, семьи, детей, учения, по любому вопросу. Есть семейные доктора, и бывает, что один врач ведет целые поколения: бабушку и дедушку, сына и дочь, внука и внучку и знает всю наследственность этой семьи. Такой доктор будет гораздо ценнее, чем тот, который побеседовал с Вами 15 минут на приеме. Так же и духовник: если он Вас знает, Вы ему доверяете, советуетесь, просите у него разрешения трудных вопросов, то с годами он Вас изучит и, возможно, лучше кого-либо другого даст совет. Лучше иметь духовника, но Вы имеете право выбрать его: к кому ляжет сердце. Но уж коли выбрали, то если его смените, потеря будет для Вас, потому что он Вас знает как никто другой. Иметь духовника, я считаю, очень достойно. А чтобы причаститься, прийти на исповедь можно к любому священнику. К своему духовнику человек может ездить даже в другую область, звонить по телефону, например, раз в три месяца.

Вопрос телезрительницы рабы Божией Марины: «Я прихожанка храма Рождества Христова на «Уралмаше». Батюшка сказал, что можно всю Светлую седмицу приходить на причастие без исповеди. Как быть с питанием, ведь нельзя держать пост на Светлой седмице?»

Про всю седмицу я не слышал, но в день Воскресения Господня можно причаститься без исповеди, но в том случае, если Вы весь пост держали, исповедовались, причащались. Есть евхаристическое воздержание, и я бы не советовал всю Светлую седмицу причащаться, это рано или поздно может обернуться тем, что мы привыкнем к причастию и перестанем с благоговением относиться к этому Таинству. Нужно вычитывать хотя бы минимальное правило. Один раз на Пасху, если Вы всем постом себя готовили, подойдите и причаститесь во Славу Божию.

- Как провести оставшиеся дни до Пасхи, к чему стремиться, как встретить само Светлое Христово Воскресение?

Оставшиеся дни нужно провести в усиленном воздержании. Если есть возможность и вы готовились, то нужно причаститься в Великий Четверг или Великую Субботу. Не нужно над великим ставить мелкое, поменьше хлопот. У нас часто бывает, что мы знание догмата ставим выше его исполнения. Мы знаем, и давайте будем делать, а то ведь и Суд Страшный будет над всеми нами: каждый ответит за свои дела. Светлую седмицу нужно провести в радости, любви, помнить, что лучший подарок Богу - помочь нашему ближнему. Если мы узнаем, что человеку нужна помощь и поможем ему в Светлую седмицу, то не бойтесь, греха не будет, если вы нарушите Светлую седмицу трудом. Я работал сторожем в церкви в 1974 году, молился на Всенощной на Троицу, и ко мне подошел старичок: «У одной хозяйки ветром сдуло забор, а неподалеку пасутся овцы, сейчас они зайдут на ее огород. Давай пойдем и сделаем ей забор». Мы пошли и загородили, в другие дни люди доделали забор. А когда мы шли, на нас ругались, что мы во время Всенощной на Троицу другими делами занимаемся. Мне этот старичок (дожил до 106 лет) говорит: «Володя, не переживай, ты сегодня не здесь этой бабушке забор городил, ты его городил себе в вышней жизни, на небе. Этот забор будет у Бога». Вот так нужно проводить время: весело, с любовь и добром.

Вопрос телезрительницы: «Внучке 3 года, мы ее водим часто на причастие. Как ей объяснить, Кого она принимает?».

В 3 года рано говорить о Страстях Господних. В детских книжечках, которые у нас продаются, очень простым и доходчивым языком все это объясняется.

Радует, что из всех дозвонившихся сегодня, двое являются прихожанами храма, настоятелем которого Вы являетесь. Некоторые люди считают, что если они ходят на исповедь к какому-то священнику, то он автоматически становится их духовником.

Это нормально. Когда люди ходят к одному батюшке на исповедь, он их знает в лицо и по имени, знает, чем и как человек живет, к чему склонно его сердце, этот батюшка и является духовником.

Не должно быть официального принятия от человека, который берет ответственность за своего духовного сына или дочь?

Духовник молится за своих чад, поминает на уединенной и церковной молитве, и чадо молится за своего духовника. Так между ними строится духовный мостик. Чадо тоже часто знает своего духовника, чем он живет, какие у него немощи, беды, и тоже старается его поддержать. Все это достойно и нормально, не надо никаких официальных удостоверений.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Анна Солодникова

В какой день лучше причаститься Святых Христовых Таин? На Страстной седмице многих верующих волнует этот отнюдь не праздный вопрос.

Действительно, Страстная седмица - неделя уникальная, насыщенная исключительными событиями, которые присутствуют в богослужебном круге всего один раз в году.

Церковный человек рассуждает: «Как не причаститься в Великий Четверг, когда на Тайной Вечере было установлено таинство Причастия? Хорошо бы приобщиться и в Великую Субботу - единственную благословенную субботу в году, с ее особенным богослужением. Как остаться непричастным Христу в этот день тишины и покоя, когда Он телом заключен во гробе, а душой сходит во ад? Наконец, как можно не приобщиться на Пасху, когда вся земля ликует, когда ангелы веселятся и прославляют Господа? Из алтаря вынесут Чашу Жизни - высший дар Божий человеку, и многие причастники подойдут к ней. Что же я? Так и останусь стоять в стороне от Трапезы Господней?»

Как ни странно, еще можно встретить священников, которые не благословляют причащаться на Пасху. Иные уклоняются от ответа и говорят: «Ну, если ты считаешь себя достойным, то причащайся». Это обыкновение не причащать верующих на Пасху сложилось в советское время. Оно было продиктовано благочестивыми соображениями и учитывало реальное положение людей того времени. Понимая, что человеку придется провести последнюю субботу перед Пасхой на работе (в советское время почти всегда суббота перед Пасхой была рабочей или в этот день объявлялся всесоюзный коммунистический субботник) или в домашней суете, священники благословляли верующих причащаться заранее – в Вербное воскресенье, или в Великий Четверг, или в Великую Субботу, а на пасхальной службе уже только молиться. В те времена в некоторых храмах за ночной Литургией даже Евхаристическую Чашу не выносили из алтаря. Но теперь другое время, и верующий человек может свободно в любое время причащаться Тела и Крови Христовых.

В Пасхальную ночь празднуется исключительное событие - Христово Воскресение. Это праздник праздников и торжество торжеств. Но таинство Причастия в эту ночь не меняется так, что приобщаться Господней Трапезе могут только «достойные». Таинство Евхаристии абсолютно одинаково, где бы и когда бы оно ни совершалось. В будний день в отдаленном сельском приходе или в великий праздник в многолюдном кафедральном соборе причастники причащаются истинного Тела и Крови Христовых и соединяются с Ним.

С другой стороны, само причащение не должно быть для нас самоцелью. Мы причащаемся, чтобы пребывать в единстве с Господом, чтобы Он мог войти в нас и попалить тернии всех наших прегрешений, чтобы мы могли наследовать вечную жизнь в Его Царстве. Поэтому мы готовим себя к этому таинству, а не просто, проходя мимо, заходим в храм, причащаемся и спешим дальше по своим делам. Для христианина Причастие - это значимое событие, мы за него благодарим Бога и стараемся этот день провести достойно.

Желая причаститься на Пасху, надо учесть, будет ли у нас возможность соответствующим образом подготовиться. Если мы Великую Субботу проведем в покое, в молитве, в размышлении об Искупительной Жертве, думаю, ничто не воспрепятствует исполнению нашего благочестивого желания. Однако многие в Великую Субботу полностью погружены в предпраздничные хлопоты: наводят дома чистоту, запасаются провизией на много дней вперед, готовят пасхальный стол. Им некогда вспомнить, что в это самое время «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Церковь напоминает: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Если же «плоть человеча» весь день снует по магазинам, перебирая в уме, что еще надо докупить для праздничного стола, если человек только тем и занят, что жарит, парит и печет, разжигая свой аппетит, пробует, какой получилась пасха (творожное блюдо), то вполне может прийти в такое состояние, когда приобщение Таин Христовых не принесет ему пользы.

Но есть ситуации, когда человек погружен в хлопоты постоянно. Например, многодетная мать не может позволить себе даже в Великую Субботу побыть в тишине и молитвенном созерцании. Малые дети у нее на руках не только в преддверии Пасхи, но и каждый день. Это обстоятельство не должно служить препятствием к причащению Святых Таин, если она имеет желание причаститься на Пасху.

Наши постоянные обязанности (по работе, уходу за детьми, за больными и т. п.) у нас есть всегда. В Великую Субботу мы ограничиваем себя в такой деятельности, которой вполне можно избежать в этот день, или перенести на другое время, или сократить до минимума, или вообще от нее отказаться. Если, например, мы духовное празднование Пасхи ставим на первое место, то приготовление разнообразных блюд лучше отложить на последующие дни. Это поможет нам сохранить не только правильный внутренний настрой, но и физические силы.

Насыщаться после длительного поста вредно для здоровья. Тем более это не пойдет на пользу душе. В магазин можно сходить и раньше, не обязательно в субботу. Да и после ночной пасхальной службы устраивать пышное разговение неверно, так как можно утратить радость духовную, да и все домочадцы смысл Пасхи сведут к вкусным блюдам.

Когда говорят о достойном причащении на Пасху, речь идет не о том, что по праздникам причащаются более достойные, а в будние дни - менее достойные. Никогда и никого из людей, даже святых, нельзя назвать достойными соединиться с Богом, Который «есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29). Все мы причащаемся по милости Божией и по заповеди Христовой (см. Лк. 22, 19). Многое зависит от обстоятельств жизни человека, но важнее всего его стремление принять Христа в свое сердце, соединиться с Ним в таинстве. При этом все должно быть по совести, а не в осуждение.

Таким образом, если человек может себе позволить всю Страстную седмицу прожить сосредоточенно, в молитве, в благоговении, стараясь быть на всех службах, то почему же ему нельзя приобщаться за каждой Божественной литургией? Если человек испытывает сильную жажду быть со Христом в эти особые святые дни и имеет для этого время и силы, ему надо готовиться и со страхом Божиим, благоговением и радостью приобщаться Распявшемуся ради нас и Воскресшему Спасителю.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы" 02.04.2015

В Великий четверг мы вспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии. В этот день особенно много людей стремится прийти в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. Но зачастую из-за огромного стечения прихожан и захожан в храме у священников приходских храмов просто не хватает времени на то, чтобы принять у них всех исповедь, поговорив с каждым, подробно побеседовав с теми, кто исповедуется впервые. Как же исповедоваться в Страстную седмицу? Рассказывает протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья − храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве.

− Могу рассказать о практике, которую мы старались ввести для наших прихожан. Им мы заранее говорили: «Дорогие братья и сестры! Если желаете причащаться в Великий четверг, Великую субботу, в Пасхальную ночь и за весь пост еще серьезно не говели, серьезно не исповедовались, постарайтесь сделать это до наступления Великого четверга − или в Лазареву субботу, или на Вход Господень в Иерусалим, или в первые три дня Страстной седмицы. Тогда еще на богослужении нет столь большого притока людей, в том числе таких, которые бывают в храмах преимущественно только в эти дни; мы, священники, должны работать с ними, потому что, если каким-то образом не поговорить с этим человеком в Великий четверг, потом его, возможно, и не увидишь в храме. Иной раз знаешь, что встречаешься с человеком, который больше не придет, если сейчас его каким-то образом не «зацепить» на богослужении. Давайте постараемся поисповедоваться несколько предварительно».

Мысль моя сводилась к тому, что в таких случаях хорошо бы получить благословение на возможность причащаться в последующие дни Страстной седмицы. Но когда принципиального благословения в том или ином месте нет, вы, если уже исповедовались подробно, в день Великого четверга можете подойти и под общую исповедь, которая в этих случаях часто практикуется: читаются молитвы перед исповедью, какое-то слово говорится, и люди просто подходят.

Общая исповедь нехороша, на мой взгляд, тогда, когда человек меняет на нее личное исповедание грехов и вместо того, чтобы сказать об обличающих его совесть тяжких грехах, назовет имя − Владимир или Наталья, скажет: «Грешен, батюшка простите, благословите». Это, конечно, неправильно.

Наступила Страстная седмица. Что самое главное для христианина в эти дни? Как провести их, чтобы достойно встретить ? С этими вопросами мы обращаемся к нашим пастырям.

Епископ Тихон (Шевкунов ) , наместник московского Сретенского монастыря:

В Страстную седмицу надо постараться быть на всех службах, чтобы услышать и помнить обо всем том, что читается и поется в храме.

, ректор Российского православного университета:

И Светлая седмицы, объединяемые , обладают неповторимым духовным потенциалом, который, будучи использован хоть в малой мере, способен изменить любого человека. Богослужения, традиции духовной жизни в эти особые дни церковного календаря приобщают христианина к самому главном в его жизни - тайне Спасения и Вечной жизни.

​ Страстная и Светлая Седмицы неотделимы одна от другой. С первого дня и до последнего мы видим и сопереживаем со Христом и Его учениками Его спасительную жертву, мы радуемся Его Воскресению и освобождению от адского тлена рода человеческого. Эти 14 дней со всей очевидностью показывают всем нам смысл нашей жизни, смысл мироздания, ясно показывают путь, которым мы можем войти в Царствие Небесное. Непродолжительный период времени, но достаточный для получения опыта такой силы, чтобы потом год питаться его духовными плодами.

Тех, кто не постился, и вот теперь, на последней неделе, решил подготовиться к празднику Пасхи, мы с радостью приветствуем. Господь приготовил богатую трапезу и ждет каждого с любовью. Если человек не постился или постился худо, это не препятствует ему подготовиться к празднику Воскресения Христова в течение Страстной Седмицы и причаститься в светлый день Пасхи.

Случается, что некоторые из тех, кто не постился в Великий пост или постился, по их мнению, недостаточно усердно, думают, что если отказаться от пищи, посидеть на воде и хлебе в Страстную Седмицу - то значит весь пост «зачтется». Едва ли это правильно. Нельзя подходить в посту как к экзамену или зачету, когда у многих получается в последнюю ночь все выучить и сдать, получив хорошую оценку. В духовной жизни действуют иные правила и законы, здесь нет необходимости «нагонять» кого-то. Откройте свое сердце Господу и присоединяйтесь к постящимся христианам. Как на протяжении всего Великого поста, так и в Страстную седмицу пост должен совершаться с рассудительностью и своей мерой для каждого.

Если у кого-то не получилось в полной мере совершить с Церковью подготовку к Пасхе, то и тогда не отказывайтесь от нашей общей радости о Воскресении Господа. Христос ждет и примет в свои объятья каждого, кто нуждается в Нем.

, настоятель Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области:

Дни великие и святые - имеют силу отсечь нас от повседневной суеты и целиком погрузить в ожидание Пасхального торжества. Но готовиться к проживанию вместе с Церковью этих дней совсем непросто. Непросто, хотя средства и просты, и известны. Всю Святую Четыредесятницу мы взывали к душе своей, пробуждая её. Очищались внутренне молитвой. Стоит, проделав уже путь Великого Поста, ещё пристальнее взглянуть внутрь себя, собраться, сосредоточиться и избрать богомыслие спутником на это время. Тут следует быть готовым и к преодолению всевозможных проблем, которые, как правило, необыкновенно усиливаются на Страстной неделе, и понадобится вся трезвость и ума, и души, чтобы не испытать горечь от недостойно проведённого времени. В Страстные дни нам поможет бесстрастие. Не поддадимся унынию и пустым тревогам. Не спасуем перед искушениями. В эту неделю нет ничего главнее сопереживания событиям Священного Писания, событиям нашего спасения - Тайной Вечери, суда, распятия, Креста Христова. Но слёзы на наших глазах не есть признак смятенной души, но знак глубокой любви, благодарности и искреннего христианского чувства. Прожив каждый день Страстной недели до конца, без остатка, мы и Пасху Господню встретим в духовном торжестве, а не в истерическом исступлении, как порой можно замечать. Ведь не обильного разговения мы ожидаем в конце концов, а радости Воскресения и победы над смертью и грехом.

, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

Помню, когда на экраны вышел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», на многих, особенно нецерковных людей, он произвел огромное впечатление. Один мой знакомый пошел смотреть эту картину в кинотеатр, а после рассказывал, что молодежь, которая как всегда перед сеансом заготовила попкорн и разные напитки, чтобы приятно провести время, до самого конца фильма не смогла съесть ни крошки. Все в оцепенении просидели молча весь сеанс. Известны случаи прихода к вере, крещения людей после просмотра этого фильма. Зарубежом были случаи, когда люди, много лет назад совершившие преступления и ушедшие от наказания, каялись и приходили сдаваться в руки правосудия. Такое впечатление на них произвели события Страстной седмицы, описанные в картине. Они осознали: какая страшная жертва принесена за нас и как велики были страдания Христовы. Но Гибсон как католик, конечно, сделал главный акцент на человеческих страданиях Спасителя. Это вообще особенность католической доктрины «компассио», то есть сострадание. Переживание в месте со Христом Его мучений как Человека. И поэтому западное церковное искусство настолько натуралистично и реалистично. Пот, кровь, истерзанная плоть Господа в фильме представлены очень реально. Но нам, православным, дано гораздо большее. Любой верующий, который молится на службах Страстной недели, может испытать гораздо большее потрясение и переживание, чем после просмотра «Страстей Христовых». И это переживание будет совсем другого, духовного характера. Нам дано представить и увидеть величие Жертвы. Не просто сострадание к избитому и распятому человеку появляется в нашем сердце, а священный трепет перед Творцом вселенной, Который из любви к нам висит сейчас на кресте. И, конечно, любовь и благодарность распятому за нас Богу. «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…» И в нашей православной службе, в наших песнопениях Жертва Христова предстает во всем ее величии. И поэтому, когда в Великую пятницу после проповеди прихожане подходят прикладываться к плащанице, у многих в глазах стоят слезы.

Великую пользу для души можно получить, если посещать богослужения . Воспоминание предательства Иуды, Тайная Вечеря, чтение 12 Евангелий, вынос Плащаницы и чин погребения - все эти службы наполняют душу особыми чувствами, и, молясь за богослужениями страстной седмицы, с особой радостью встречаешь и Пасху Христову. Ведь вся святая четыредесятница лишь готовит нас к воспоминанию Страстей Христовых, а страстная седмица готовит к Празднику праздников, к Пасхе. Во время шестопсалмия, которое есть воспоминание ночи перед Рождеством, гасятся светильники, чтобы в полумраке, тишине и сосредоточенной молитве встретить приход в мир Спасителя: «Бог Господь и явися нам!» Так и перед Воскресением Христа Церковь особенно усиленно молится и готовится к празднику.

В дни Страстной седмицы нужно стараться почаще бывать на службах, а также усилить свой личный постный подвиг.

Неоднократно замечал, что Страстная - время особых искушений, поэтому следует быть особенно внимательными к своей душе, чтобы не погубить весь труд поста. Постящийся должен быть внимательным и бдительным как часовой на посту , чтоб и на выстрел не подпускать духов праздности, уныния, гнева и ссоры. Желаю всем крепости, помощи Божией и сил для прохождения страстной седмицы. Дай Бог дожить до Пасхи!

, благочинный Малоярославецкого округа Калужской епархии:

Заканчивается Великий Пост, и Святая Церковь обращается к нам, воспевая: «Душеполезную совершив четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». И этот призыв есть для нас итог и напоминание о том, что наш личный постный подвиг являлся, в первую очередь, приготовлением нашей души и сердца для таинственного погружения в события Страстной седмицы, когда ради нас и нашего ради спасения совершается великая тайна Искупления человеческого рода от власти смерти и страшного рабства диаволу.

Сегодня на наших глазах духовное поле христианства стремительно сужается, и нам все осязательно ближе и понятней становится тот ужас и та тоска учеников Господа, ощутивших совсем нежданно-негаданно свое беззащитное одиночество посреди власти тьмы и греха, воцарившихся в мире после крестной смерти Спасителя. То, что произошло 2000 лет назад в Иерусалиме, - это не история, это всегдашнее сегодня. Церковь же обладает силой делать это видимым и явным.

И потому сопребывание с Апостолами и в Сионской горнице, и в Гефсимании, и во дворе Каиафы, и на Голгофе - не простое участие в богослужениях - это наш «пропуск» в Пасху. Для каждого христианина это сопереживание - «вчера спогребохся Тебе, Христе» - является удостоверением участия в другом событии - «совозстаю днесь воскресшу Тебе», условием вхождения в радость Воскресения Христова. В Страстные дни вся наша жизнь, ее смысл и наше сердце должны быть здесь, у ног Спасителя, рядом с блудницей, рядом с учениками, только бы подальше от Иуды и его соблазнительного ковчежца. И потому позаботимся не дать себя увлечь безвозвратно в эти святые дни и ночи неизбежной предпасхальной суетой, приготовлением явств, уборкой дома - вещами насколько необходимыми, настолько и душевно расхищающими. Оградим наш дом от пустословия, от символа мира сего - телевидения, задернем шторы, откроем очи нашей души, омоем их слезами «яже к Тебе любви».

Старое поколение церковных людей, с особой ревностью ценивших все бытовые подробности празднования пасхальных дней, неизменно рассчитывали свое время таким образом, чтобы уложить все главные домашние хлопоты в первые дни Страстной седмицы. И завершив неизбежные земные заботы, начиная с вечера Великой среды приступали к самому главному - безмолвному и скорбному предстоянию Кресту Господню. Да и что иное может делать христианин, видя распинаемого Бога - ничто земное в себе помышляя … И хотя это предстояние исключительно мучительно для любящего сердца, но эта мука любви, веры и надежды, без которой нет христианской жизни… И если не хватит нам любви и святой боли в эти дни - согреемся теплой молитвой и покаянным чтением Слова Божия, чтобы холод нашего сердца не превозмог огня и света Вечной Христовой Пасхи.

, секретарь Сумской епархии Украинской Православной Церкви:

В дни завершения собственно Великого Поста и в преддверии особых дней Страстной седмицы важно решить: что я должен усвоить из того, что предлагает для моего восприятия и спасения Церковь Христова?

Современному православному христианину важно подготовить себя к личному переживанию всего того, чему будут посвящены каждый из дней предстоящей недели. За каждодневной суетой нужно не утратить способности в Великий Понедельник вспомнить об участи бесплодной смоковницы, повергнутой в огонь, спросив себя о плодах своей духовной жизни. В Великий Вторник вслушаемся в притчи, через которые Спаситель обличал книжников и фарисеев, чтобы найти для себя правильный путь духовной жизни. В Великую Среду вместе с женой, омывшей слезами и драгоценным миром ноги Спасителя, обретем решимость сокрушения сердца и отвергнем слова Иуды, который через мнимую заботу о нищих явил свое сребролюбие. Будем с особым благоговением готовиться ко дню Тайной Вечери - Великому Чистому Четвергу, помня, что участвуем в той самой Тайной Вечере в Сионской горнице. Умилительный Чин омовения ног, когда архиерей, уподобляясь Спасителю, омывает ноги священникам, пусть станет нам назиданием Христовой любви и кротости. Вечером же, возжегши свечи, вслушаемся в слова Страстных чтений Евангельских, в которых описана вся трагедия распятия Сына Божия. Возвращаясь домой со своей страстной свечкой, вспомним, что христиане призваны быть светом миру, рассеивающим темноту ночи. В Великую Пятницу преклоним колени перед святой Плащаницей, вознесем свои молитвы во время Плача Богородицы, рыдающей у гроба Своего Божественного Сына. Богослужения Великой Субботы пусть станут для нас молчаливым ожиданием Воскресения сошедшего во ад Спасителя.

Еще раз скажу: очень важно выяснить для себя, где же я в этом сюжете событий, переживаемых в течение недели? Насколько решительно я готов отвергнуться неправды и греха и стать сопричастным торжеству Воскресшего Спасителя? Когда каждый из нас осознанно переживет эти великие и трагические дни, тогда появится настоящий повод для духовной радости: ведь Христос действительно воскрес! Пережив схватку с собственными греховными навыками и устремлениями, вкусим же радость освобождения от греха и сопричастности великому и славному Воскресению Христову!

, настоятель храма настоятель храма Иконы Божией Матери Державная:

В Церкви помогает нам приблизиться к Богу, прикоснуться к самой сути Христианства, к тайне жизни.

Суть Христианства - в этой Седмице. В Страстях Господних - тайна нашего спасения.

Тайна - в том, что Крест и смирение в наибольшей степени изменяют мир. Крест - это оружие мира, непобедимая Победа .

Тайна - в том, что и наше самоотречение, наши страдания ради Христа не остаются только страданиями, но приносят плоды.

Если мы в эти дни будем в Церкви, будем при Кресте Господнем, то наша душа получит великую пользу. Она прикоснется к страданиям Спасителя. Она станет другой. В этом - цель Страстной седмицы.

Хорошо бы отложить на это время все обычные дела, не входить в Интернет, даже на православные сайты, и постараться прожить эти дни совсем иначе, чем все остальные недели года, потому что дни этой недели - совершенно особенные. Каждый из них именуется в Церкви Великим: Великий понедельник, Великий вторник… Великая суббота. Все эти дни, начиная уже с Лазаревой субботы, соответствуют последним дням земной жизни Спасителя. Таких дней в Церкви в течение года больше нет. Поэтому лучше всего прожить эти дни в храме, желательно быть на всех службах, а то и уехать на это время в монастырь. Лучше в эти дни ничего не сделаешь.

Поэтому еще до наступления Великого поста хорошо бы продумать, как лучше организовать свою жизнь в это великое спасительное время «генеральной уборки» нашей души. Недаром в Церкви есть подготовительные недели перед Великим постом, когда читаются соответствующие воскресные Евангельские чтения, потом начинаются песнопения и чтения Постной триоди, потом - масленица с ее Евангельскими чтениями Страстной седмицы, и только потом мы вступаем в Великий пост. Лучше всего, помолившись, постараться взять отпуск на первую и Страстную седмицы - скажем, очередной (куда полезнее, чем лежать на пляже летом: там только тело потемнеет, здесь - просветлеет душа). Не получится очередной - попросить за свой счет.

Что касается куличей и пасох, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, - то все эти хлопоты лучше всего закончить еще на шестой седмице поста, с тем, чтобы на Страстной только ходить на службы.

Когда-то в Москве, на Большой Ордынке, в храме, где находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радость», почетным настоятелем был архиепископ Киприан (Зёрнов: 1911-1978; Царство ему Небесное!) Он как-то говорил прихожанам:

Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет.

Службы в храмах в эти дни будут идти ежедневно утром и вечером, а в Страстную пятницу даже трижды в день.

В первые три дня единственный раз в году в храмах прочитываются четыре Евангелия (первые три - полностью).

В Великий четверг - день воспоминания Тайной вечери Спасителя с учениками - причащаются все православные (единственный день Страстной седмицы, когда разрешается растительная пища с растительным маслом).

В Страстную пятницу, самый строгий постный день года, единственный день Страстной седмицы, когда не совершается даже Литургия Преждеосвященных Даров, мы поклоняемся Великим Спасительным Страданиям Господа, мы пребываем при Его Кресте с Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Лобызаем Его святую Плащаницу.

Великая суббота - этот Великий день, когда в Иерусалиме совершается чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень, - не просто день подготовки к Пасхе, это неповторимый богослужебный день, исполненный великой духовной радости, хотя еще продолжается строгий пост. Как и в Великий четверг, в этот день - последний раз в году - служится Божественная Литургия святителя Василия Великого. В храмах оставляется всё черное, преображается в белое. За Литургией читается Евангелие о Воскресении Спасителя, хотя для нашего телесного взора Он лежит еще, плотию уснув, яко мертв . Но Победа над адом, над смертью уже совершилась!

, настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

- «Угодно Святому Духу» (Деян., 15, 28), чтобы душа, очищенная покаянием во время Великого поста, пережила события . Без этого не возможно восхождение на вершины духа.

Подвиг Богочеловека Иисуса Христа простирается в вечность. Разум и сердце всегда удивляет возможность, которую дарует Церковь, не просто вспомнить обо всем, что произошло в течение нескольких последних дней земной жизни Спасителя, но стать их участником. Все Церковные службы, пронзая пространство и время, переносят нас туда, где все происходило.

Ничто не действует на душу так благотворно, как стояние у подножия Креста Господня. Только здесь по-настоящему понимаешь умом и ощущаешь сердцем бесконечную любовь Божью. Здесь распускаются чистые цветы благодарности Господу.

Современному человеку, отягощенному множеством забот, трудно посетить все церковные службы Страстной седмицы, но побывать хотя бы на одной из них нужно непременно. Без этого нельзя ощутить всю красоту и величие праздника Пасхи Христовой. Хорошо бы дома в это время почитать Страстные Евангелия и акафист Святым Божественным Страстям Христовым. И, конечно же, соблюсти пост в ту меру строгости, которую может понести человек.

клирик храма Трех святителей г. Симферополя:

Сострадание Христу, участие в Его скорбях и смерти - необходимое условие нашей пасхальной радости. Это верно как в отношении всей жизни, так и в отношении предстоящей и грядущего за ней Светлого Воскресения. Но как же мы можем сделаться участниками Христовых страданий и смерти? Святая Церковь призывает нас провести эти дни в усиленном посте и молитве, и это именно то, что позволяет нам приобщиться Христу.

Воздержание в пище утончает плоть и обостряет духовные чувства. В первые три дня Страстной седмицы Церковь призывает нас к строжайшему посту, правда, в четверг, ради Тайной вечери, допускается малое утешение, но в пятницу предлагается полное воздержание от пищи, в воспоминание крестных мук и смерти Спасителя.

Но требование воздержания относится не только к пище, а ко всему вообще, что питает нашего плотского, ветхого человека. Ко многим вещам мы так привыкли, что не мыслим без них своё существование. Мы не следим за своей внутренней жизнью, в то время как святыми отцами заповедана непрестанная брань с греховными помыслами и чувствами, противление им молитвой. Мы не следим за выражением своих эмоций, говорим много лишнего, осуждаем, раздражаемся или, наоборот, веселимся без удержу. Мы привыкли искать забвения во всевозможных развлечениях от телевизора до интернета. Всё это отвлекает нас от иной, духовной реальности, и от всего этого можно и нужно воздержаться хотя бы в Страстную седмицу. И тогда в образовавшейся тишине мы сможем услышать возвышающий душу голос вечности, голос Христа.

В Церкви в эти дни совершаются особенно умилительные, проникновенные службы: В первые три дня служатся литургии преждеосвященных Даров, в Четверг - в воспоминание Тайной вечери и установления таинства Причащения - служится литургия Василия Великого, вечером читается 12 Евангельских текстов, посвящённых страданиям Господа. В пятницу днём совершается вынос Плащаницы, а вечером - торжественный чин Погребения. В субботу - преддверие Светлого Воскресения, день, когда «да молчит всякая плоть человеча», - служится литургия Василия Великого. Все эти службы помогают сосредоточиться на событиях Страстной седмицы, пережить их с Господом.

Но не у всех есть возможность бывать в эти дни в храме. В любом случае, нужно помнить о содержании этих святых дней и стараться вести себя соответственно. И препятствием в этом не может быть ни работа, ни семейные обязанности, потому что наша цель не в исполнении какого-то ритуала, а в сопричастности Христу.

Когда близкий человек страдает, нам не нужно говорить о необходимости поста, потому что кусок не лезет нам в горло, нам не нужно напоминать о необходимости воздержаться от развлечений, потому что ничто нас не радует, нас не нужно призывать к собранности, потому что сама любовь, скорбь о родном человеке делает нас отрешёнными от всего на свете.

По настоящему нам нужно только одно - быть со Спасителем, и в эти дни особенно, а для этого нужно прислушиваться к своему сердцу, помнить о Христе, искать Его, обращаться к Нему в молитве.

И простейшая из них: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» - всегда может быть с нами. Эту молитву можно произносить в уме независимо от обстоятельств места и времени. Главное, чтобы слова молитвы сочетались с искренним, покаянным устремлением к Богу, свидетельствовали о нашем желании быть со Христом. И на это желание Господь обязательно ответит, дав нам почувствовать хоть частичку Его скорби, чтобы мы затем познали и всю полноту Пасхальной радости.

, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

Для христианина главное - Христос. Для любого христианиниа, в любые дни, при любых обстоятельствах.

Но наше движение к Нему - разное в разные дни, в разных обстоятельствах, и особенно - для разных лиц. Очень неразумно и прямо опасно навязывать людям те рецепты практического поведения, которые прописаны не для них: то же самое бывает иной раз, когда невежды-больные делятся друг с другом своими лекарствами...

Поэтому я отвечу на Ваш вопрос применительно лишь к одной жизненной картинке: вы легко ее распознатете. Я и сам вписывался некогда в такую картинку и был благодарен, когда мне дали такой совет: остановись и смолкни.

Постарайтесь свести к минимуму перечень и объем выполняемых вами дел и внешних контактов. Необходимые домашние дела - как правило, это уборка дома - сделайте все вместе, но без лишней скрупулезности. Особенную же сдержанность проявите на кулинарном фронте... Будьте друг с другом, мужья и жены, родители и дети, но не надо лишних слов. Пусть из вашего молчания вырастает ваша молитва и воскресает ваша любовь к Воскресающему Богу.

, председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол», клирик Войскового Собора св. Александра Невского г. Краснодара:

Та, к которой нас готовил Великий пост или святая Четыредесятница. Это воспоминание и сопереживание последних дней земной жизни Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Все дни называются великими. В Понедельник суд над смоковницей, её проклятие, чудо, напоминающее о будущем Страшном суде, где будут оправданы праведники и прокляты души, не приносящие духовного плода. Вторник - обличение фарисеев в лицемерии. Среда - предательство Иуды. Четверг - воспоминание Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии - Причастие; вечером чтение в храме Страстных Евангелий. Пятница - смерть Богочеловека на Кресте, вынос Плащаницы и чин погребения Спасителя. Суббота - воспоминание сошествия во ад и победы над ним Христа. Характер этого дня выражается словами: «Да молчит всякая плоть человечья и ничего суетного в себе не помышляет».

В Страстную седмицу важно побывать на всех богослужениях со среды и провести это время максимально в благоговении. Сострадая Христу сердечной верой и любовью в церковных службах, мы с Ним и совоскреснем!

, духовник Калужского православного миссионерского общества, администратор Калужской добровольческой службы «Милосердие», секретарь Миссионеркой комиссии Калужской епархии:

Перво-наперво нужно постараться понять, что и Светлая седмицы означают лично для каждого из нас. Чтобы что-то предпринять, нужно оценить практическую значимость этих дней. Чаще всего мы не отдаем себе отчет в том, что в посте и в празднике для нас наибольшее значение имеет либо гастрономический аспект (запрещение-разрешение определенных продуктов), либо обрядово-бытовой (выпечка куличей, покраска яиц, уборка, нанесение крестов копотью свечей). А собственно вероучительный, аскетический и литургический смыслы остаются зачастую вне нашего внимания. Но ведь это и есть самое главное. Практически можно позволить себе иногда вообще забыть о гастрономических и обрядово-бытовых вопросах и сосредоточиться на главном. Как это можно сделать?

Достойно можно встретить Воскресение Христово только в святости. С нашими грехами, приходя к празднику Пасхи, невозможно думать о достоинстве. Можно только глубже и глубже переживать свое недостоинство и никудышность. Именно этому переживанию и должна была способствовать прошедшая Четыредесятница. Иначе зачем мы молились: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения...» и «Покаяния отверзи ми двери...»? Именно здесь - в глубине переживания недостоинства и рождается пасхальная радость. И только осознание нами собственного недостоинства может раскрыть нам понимание Страстной седмицы. Ибо Страстная седмица - это свидетельство Церкви о величайшем добровольном самоумалении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с тайной которого мы должны соприкоснуться в эти дни. В смирении и умалении себя по образу нашего Спасителя заключается и наше достоинство.

Страстная и Светлая седмицы - это литургическая икона нашего спасения. Практическая задача каждого верующего в эти дни - запечатлеть эту икону в своем сердце и сохранить ее там, сделав основной парадигмой своей жизни. Именно к этому призывает Церковь в эти дни каждого крещеного человека! Вспомним слова апостола Павла:

«…все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху…» (Рим. 6:3-6).

Молитвенное соумирание Христу и совоскресение с Ним не завершаются таинством крещения. Оно продолжается в повседневной жизни и особенно — в опыте переживания Страстной и Светлой седмиц. Поэтому в древности оно было вплетено в богослужение Страстной Седмицы. Так что даже если человек крещен во младенчестве, он все равно не лишается возможности в сознательном возрасте молитвенно пережить Таинство вхождения в Церковь.

Сейчас у нас есть возможность возвратиться, переосмыслить всю свою духовную жизнь и прожить Страстную седмицу и Пасху так, как бы мы хотели провести дни своего крещения.