Рафаэль Санти. Последние годы творчества. Последняя картина рафаэля преображение Рафаэль вознесение

Оригинал взят у winter_borealis в Преображение Господне в искусстве. Живопись, алтари и не только

Оригинал взят у winter_borealis в Преображение Господне в искусстве и живописи


Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи — Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы - Преображение Господне


Празднику Преображения Господня я посвятила отдельный пост, здесь же речь пойдет о Преображении Господнем в искусстве.

Со времен утверждения христианской церкви существовала потребность в узаконивании рассказа о Преображении Господнем, и потому именно этот Евангельский сюжет вошел в число сюжетов первых же христианских фресок и книжных миниатюр. А после включения Преображения в ряд 12-ти христианских праздников, изображение этого сюжета стало обязательным в соборах.



Неизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. VI век


На датируемой серединой VI века мозаике апсиды церкви Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне изображены Рука Божия, вытянутая из облака, в небесах два пророка Моисей и Илия, Крест с оплечным образом Христа, сам Иисус, изображение которого подписано «Salus Mundi» — «Спаситель мира», а вот апостолы показаны в виде агнцов, причем в нижнем ряду из двенадцать, но еще три - по числу учеников, лицезревших Преображение, изображены отдельно. Таким образом, в данном случае совмещены две сцены - собственно Преображение и Иисус, ведущий учеников.


Неизвестный автор. Преображение Господне. Мозаика Базилики Преображения. Около 565-566 гг. Монастырь Св. Екатерины (Синайский монастырь), Синай


Позднее выработалась традиция изображать по обе стороны Иисуса двух Ветхозаветных пророков, а чуть ниже - троих распростертых или согбенных в молитве учеников. Сам Иисус часто изображается в мандорле (итальянское mandorla - миндалина) - это особая форма нимба, представляющая собой вертикально вытянутый овал с заостренными концами, символизирующий сияние вокруг Христа.


Неизвестный автор. Преображение Господне. Около 1200 года. Мозаика на стукко (искусственном мраморе). Лувр, Париж


Именно такая схема и стала канонической, и единственным существенным ее развитием стало возникшее постепенно правило изображать Иоанна в центре у ног Иисуса, а Петра и Иакова по бокам от Иоанна.

Иконографические новшества появляются только с XIII- XIV столетий, когда фигуры учеников начинают изображать эмоционально, в простертыми руками и выразительными лицами, на которых написаны восторг и изумление. Почти одновременно возникает практика вписывания в нимб не только Иисуса, но и фигур пророков. В русской иконе мы замечаем унаследованную от Византии традицию прорисовывать, помимо нимба, отдельные лучи, исходящие от Иисуса, часто по направлению к ученикам.


Круг Феофана Грека. Преображение Господне. Икона из Спасо-Преображенского кафедрального собора в Переяславле-Залесском. Около 1403 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Неизвестный автор. Преображение Господне. Икона из Спасского монастыря в Ярославле. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль


В XIX веке появились иконы, на которых очевидцами Преображения стали изображать уже всех 12 учеников.

В живописи, начиная с Возрождения, главным в сюжете Преображения Господня становится человеческая реакция на Чудо и на открывшуюся избранным Тайну. На знаменитой картине Джованни Беллини, написанной примерно к 1487 году, нет уже никакой руки из облаков или иных символов Гласа Божия. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Сам центральный персонаж - не столько Сын Божий, сколько человек, готовящий себя к смертельному испытанию. Ученики удивлены тем, что видят и слышат, и даже немного испуганы, пытаются отстраниться, отгородиться от происходящего. Да и разворачивается действие не на горе, а на холме, каких много на Севере Италии, и отнюдь не в особенных условиях, а на фоне повседневных дел, которыми заняты пастух и другие селяне на дальнем плане. Обыденность условий, в которых вершится Чудо, подчеркивает изгородь, которую гениальный Беллини расположил и вовсе на переднем плане. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью».

При этом любопытно сравнить шедевр Беллини с его же работой, созданной на треть столетия раньше. «Преображение», хранящееся в Музее Коррер в Венеции и написанное около 1455 года, вполне традиционно. Именно так и писали картины на этот сюжет многие художники - современники Беллини.


Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, 1255-1260 — 1319) — итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы - Преображение Господне (1308-1311)


Хотя и раньше некоторые художники делали шаги к изображению эмоций участников сцены Преображения Господня. Примером может служить замечательная темпера Дуччо де Буонинсенья, написанная этим ярким представителем сиенской школы еще в Раннем Кватроченто.

Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Иисус и пророки воспарили над горой, и трагическое вдохновение на лице центрального персонажа вполне соответствует яркому свету, льющемуся с небес. Свет располагается вокруг фигуры Христа, и очертаниями световое пятно напоминает мандорлу, а вокруг этого живописного и отнюдь не условного, как на иконах, нимба разлетаются серые облака. Современные исследователи подмечают соответствие божественного явления, изображенного Рафаэлем, модели светового взрыва, описывающей превращение энергии, выделяемой при прохождении света через массу мелких капель воды с отражающей поверхностью и получающих энергию подобно панелям солнечных батарей. Усвоение большого суммарного количества энергии приводит капли воды в движение, приводя к резкому расширению облака.

Ветер от этого «рафаэлевского взрыва» гнет вековые деревья и раздувает их кроны.

Иоанн, Петр и Иаков не просто потрясены происходящим - они ослеплены ярким светом, что зрителю представляется вполне естественным, настолько очевидна необычайная яркость света, изображенного Рафаэлем.

Гора отнюдь не высока, и у Преображения есть свидетели, помимо троих учеников, взошедших на нее вместе с Иисусом. Это не только апостолы, но и другие люди, причем понятно, что они видят Чудо, поскольку двое указывают руками на Иисуса, один устремлен к Нему, а еще двое на заднем плане слева благоговейно взирают на свершающееся на горé.

Самой известной из российских картин на сюжет Преображения является работа Андрея Ивановича Иванова, написанная им в 1807 году в академической традиции.

Преображение Господне. Мозаика Спаса-на-крови. 1890-е. Храм Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-Петербург.


Другое известное произведение русского искусства на этот сюжет - мозаика Николая Кошелева в Храме Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге. (Преображение Господне в иконографии и в живописи.)
Рафаэль Санти

Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Он скоропостижно скончался в возрасте 37 лет, и эта картина в день похорон стояла у его изголовья.

В своей картине Рафаэль дважды нарушил общепринятые традиции. Во-первых, он изобразил Христа не стоящим на горе, а парящим в воздухе. И, во-вторых, художник как бы соединил два сюжета на одном холсте: само Преображение Господне и момент, когда Христос, спустившись с горы, исцеляет страдающего эпилепсией мальчика.

Поразителен контраст между обоими сюжетами. В верхней части, где парит Спаситель, мы видим Божественный свет, покой и величие; там царит гармония. В нижней части - темно: там страдания, беды, волнения, споры.

Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Его назначали архиепископом Нарбоннским, и он хотел картиной Рафаэля украсить кафедральный собор французского города Нарбонн. Правда, получив картину Рафаэля, кардинал Медичи решил не отвозить ее во Францию, а оставить в Италии. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. В 1797 году во время Итальянской кампании Наполеон забрал шедевр Рафаэля во Францию и поместил в Лувр. Обратно в Италию картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году, и сегодня она находится в Пинакотеке Ватикана.

Ходило немало слухов о том, что Рафаэль не успел до своей кончины закончить картину «Преображение Господне» и всю нижнюю часть дорисовывали его ученики Джулио Романо и Джанфраческо Пенни. Но специальные исследования картины, проведенные в 1972-1976 годах, доказали, что Романо и Пенни лишь немного дорисовали две фигуры в нижней левой части полотна, все остальное - творение кисти великого Рафаэля.

Джованни Беллини

Джованни Беллини - художник итальянского Возрождения, живший в Венеции, примерно, на полстолетие раньше Рафаэля.

На тему Преображения Господня художник нарисовал две картины, весьма не похожие одна на другую. Раннюю его работу, написанную в 1455-60 годах, можно увидеть в музее «Коррер» в Венеции. Долгое время считалось, что эта картина принадлежит кисти не Беллини, а его родственника Андреа Мантенья. Поздний шедевр, созданный в 1480-х годах, выставлен в Национальной галерее «Каподимонте» в Неаполе.

На картине 1455-1460 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Они ближе к небу, чем к земле, - недаром художник изобразил так много воздуха вокруг главных фигур. Апостолы, пораженные или ослепшие от увиденного, лежат внизу, не пытаясь подняться и посмотреть. Беллини словно хотел показать, что евангельские события происходили параллельно с жизнью других людей. У художника и гора Фавор превратилась в небольшой холм, и появились дополнительные бытовые зарисовки типа крестьянина с быком. При этом особый акцент художник по каким-то своим причинам сделал на деревянной изгороди, которая наискосок прорезает низ картины и отделяет зрителя от сцены на полотне и скальной пропасти. Возможно, этим Беллини хотел сказать, что путь не только на гору Фавор, а в целом к Богу труден и опасен и не каждому удастся подняться по этой дороге.

Тициан

В Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко стоит белоснежная церковь Сан-Сальвадор. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» - творение Тициана Вечеллио. Имя этого художника стоит в ряду таких великих итальянцев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение - «Благовещение».

«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией - «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Христос появляется в вихре белого света. И этим вихрем Спаситель не только повергает наземь своих учеников - Он раздвигает тьму и в буквальном смысле несет людям свет нового учения.

Паоло Веронезе

С церковью Сан-Сальвадор, где находится творение Тициана, плотно связано творчество еще одного знаменитого итальянского живописца - Паоло Веронезе. Для этой церкви он создал немало своих шедевров. Известно, что художник так полюбил саму церковь Сан-Сальвадор, что завещал похоронить его в ней. Благодарные венецианцы исполнили его последнюю волю, и с его смертью завершилась эпоха позднего Возрождения.

При рождении ему было дано имя Паоло Кальяри. Он был пятым ребенком в семье скульптора Габриэле Кальяри, но имя решил себе взять по месту, где родился, - городу Вероне. Правда, впоследствии он вновь возьмет себе родовое имя, и поздние работы будет подписывать «Кальяри». Веронезе - мастер света, очень тонких, дышащих цветов. И это особенно заметно во многих шедеврах художника на темы Ветхого и Нового Заветов.

На севере Италии в провинции Падуя есть маленький город-крепость Монтаньяна. В нем есть кафедральный собор, посвященный Деве Марии. В соборе над алтарем находится знаменитое творение Веронезе «Преображение Господне», выполненное в присущей Веронезе мягкой, почти лиричной манере. Христос отделен от апостолов пушистым облаком и ведет неторопливый разговор с Моисеем и Илией. Его поза исполнена смирением, Он словно бы делает первый шаг на пути к Голгофе.

Лоренцо Лотто

Еще один итальянец, еще один венецианец - Лоренцо Лотто. Этого знаменитого живописца современники считали слишком независимым. Про него говорили, что он неспособен к компромиссам ни в творчестве, ни в духовных вопросах. Именно поэтому художнику так нелегко приходилось в жизни. Венеция осмеяла Лоренцо Лотто, отторгла и постаралась забыть. Он отправился в путь, стремясь найти заказчиков, которые могли бы оценить и принять его таким, какой он есть; побывал в Марке, Бергамо, Тревизо, Риме, Реканати.

Особенности живописи Лоренцо Лотто - чарующие цвета, яркий свет и очень точная, предельно реалистичная прорисовка всех деталей. Как заметил в свое время известный искусствовед Бернард Беренсон, «чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана».

В небольшом итальянском городке Реканати находится церковь Святой Марии и в ней над алтарем - шедевр Лоренцо Лотто «Преображение Господне». Следуя своей привычной манере письма, художник четко прописывает каждого участника события. Более того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, каждую фигуру художник подписал. По мысли Лотто, в Преображении Господнем на горе Фавор важно не только то, что Христос показал Свою Божественную природу перед избранными учениками, но и то, какой разговор Он вел с Моисеем и Илией. Непростое решение, которое предстоит принять Сыну Божию, художник передал, изобразив особым образом их руки, наклоны голов.

Карл Генрих Блох

На этот раз речь пойдет о датском художнике. Это удивительный художник Карл Генрих Блох (он, несомненно, заслуживает отдельного рассказа!). Родители хотели, чтобы он выбрал себе респектабельную профессию военно-морского офицера… А он стал художником. И каким!

Живописи Карл учился в Италии, и огромное влияние на него оказало творчество Рембрандта. Но работы Блоха так потрясли современников, что в 1888 году художнику была оказана высокая честь - ему предложили разместить свой автопортрет в галерее Уффици во Флоренции.

Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Когда его картины увидел датский меценат, владелец компании «Карлсберг» Яков Якобсен, он попросил Блоха нарисовать 23 полотна для часовни в пострадавшем от огня замке Фредериксборг. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря»… Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Здесь поразителен свет, исходящий от Христа, и присущая многим творениям Блоха синева, которая словно бы несет людям надежду.

Александр Иванов

Услышав имя Александра Андреевича Иванова, каждый мгновенно вспоминает поразительное и монументальное полотно «Явление Христа народу» , над которым художник работал 20 лет.

После того как Иванов окончил Императорскую академию художеств, Общество поощрения художников решило отправить его за свой счет в Италию для дальнейшего повышения мастерства. Там он много времени провел в написании различных эскизов на библейские темы. Известно, что Александр Иванов был очень верующим человеком, усердно изучал Священное Писание, в особенности Новый Завет.

Работая над картиной «Явление Христа народу», Александр Иванов параллельно трудился над серией эскизов на библейские темы. В дальнейшем, как считают искусствоведы, он хотел на основе этих эскизов сделать стенные росписи, воссоздав в них историю духовного развития человечества.

Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. При этом свои библейские эскизы он тщательно скрывал и от публики, и от своих собратьев-художников. В мае 1858 года, приехав в Петербург, художник привез эскизы с собой, планируя в том же году отправиться в Палестину и продолжить работу на библейскими зарисовками… Но через месяца Александр Иванов заболел холерой и умер. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. (Преображение Господне глазами художников.)

Принадлежащая кисти флорентийского художника Раннего Возрождения Фра Анджелико, эта изумительная по силе своего художественного воздействия фреска являет пример достаточно внимательного следования иконографической схеме сюжета преображения, сложившейся в средневековом искусстве, но при этом содержит и ряд смысловых нюансов.

Так, например, окруженная ярким сиянием фигура Христа изображена с распростертыми руками, что служит для искушенного зрителя легко узнаваемым указанием на ожидающие Иисуса Страсти Господни.

Связь с темой распятия в этой работе Фра Анджелико усилена еще и тем, что рядом с Христом показаны благоговейно взирающие на чудо Дева Мария и Святой Доминик (покровитель монастыря, принадлежавшего доминиканскому ордену), помещенные на том же самом месте и в том же самом порядке, как обычно в картинах на тему распятия представляют Богоматерь и Иоанна Богослова. (Преображение Господне в шедеврах мировой живописи.)

Галерея

Иконы, живопись, алтари


Город Ренн, Иль и Вилен, Франция


Бад-Урах, земля Баден-Вюртемберг, Германия


Cristofano Gherardi (1508-1556)


Интерьер Храма Спаса-на-Крови


Иордан Федор. Преображение Господне


Павел Сведомский (1849-1904). Преображение Господне. Фреска. Владимирский собор, Киев.


Михаил Нестеров. Преображение Господне, 1898-1900


Basilique Notre-Dame de Marienthal de Haguenau, Франция


Андреа Превитали (итал. Andrea Previtali, 1480-1528). Преображение Господне, 1513 г.


Герард Давид (нидерл. Gerard David; ок. 1460-1523) — нидерландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения - Преображение Господне, 1520.


Орт-ан-дер-Донау, Австрия


Бразилия


Джованни Джироламо Савольдо (итал. Giovanni Girolamo Savoldo ок. 1480, Брешиа — 1548, Венеция) — итальянский художник эпохи Возрождения - Преображение Господне, XVI в. Галерея Уффици, Флоренция


Преображение Господне. Иван Михайлович, 1636


Собор Святого Петра, Рим


Рубенс. Преображение Господне, 1605


Иоганн Георг Траутманн (нем. Johann Georg Trautmann, 1713-1769). Преображение Господне, 1760


Храм святого Жака, Boistrudan, Бретань, Франция


Джеймс Тиссо (англ. James Tissot, собственное имя Жак-Жозеф Тиссо, 1836—1902) — французский художник, работал в Англии. Христос идет на гору помолиться.

Творчество Рафаэля - явление европейской культуры, которое имеет особое значение – высшего ориентира в духовной жизни человечества и образца эстетического совершенства. О последних годах творчества Рафаэля, картине Рафаэля «Преображение», которая стала последней в творчестве великого художника, картинах «Мадонна с рыбой», «Святое семейство под дубом» читайте в нашей статье.

Страстных поклонников своего таланта Рафаэль нашёл в Испании: испанцы никогда не упускали возможность купить или даже выменять произведения великого мастера и художников его школы. Благодаря меценатской деятельности испанских королей, собиравших произведения искусства на протяжении нескольких столетий, в настоящее время подборка из 7 полотен Рафаэля в Прадо - одна из лучших в мире. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 - 1568 гг.), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Это удовольствие предназначалось только для знати, широкой публике предлагалась религиозная живопись в Эскориале, монастырско-дворцовом комплексе, построенным королём Филиппом II , сыном Карла V . Филипп II был известным коллекционером живописи, и за свою жизнь он собрал прекрасную коллекцию из более 1600 работ испанских и европейских художников. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг.): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах, и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV .

«Мадонна с рыбой», Рафаэль Санти

Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св.Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя - Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Согласно ветхозаветной легенде, Товия с помощью подаренной Архангелом Рафаилом рыбы вылечил слепоту своего отца Товита. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба - христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере.

Художественный язык религии - это образы святых. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Архангел Рафаил, которого Рафаэль считал свои ангелом-хранителем, представляет Деве Марии и Христу молодого Товия, который держит рыбу. Справа от Богоматери - Св. Иероним со львом, его главным признаком. Св. Иероним - церковный писатель, секретарь папы Дамасия I - читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Архангел Рафаил, которому традиционно приписывались способности целителя, считался духом-хранителем молодых и защитником путников. Поэтому в ренессансной Италии бытовала традиция, когда перед отъездом сына семья заказывала картину на сюжет с Товией и ангелом, и Товия изображался похожим на отправляющегося в путь сына семейтсва.

Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце д‘Элиодоро. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Приглушённая цветовая гамма полотна построена на контрасте тёплых жёлтых и холодных зелёных тонов, где единственное яркое пятно - кардинальская одежда Иеронима. В этой работе художника колорит не был целью, он стал средством передачи настроения композиции - чувства тревоги.

У этого шедевра Рафаэля любопытная история. В Неаполе картина была украдена и вывезена в Мадрид. Во время французских войн Франция вышла на европейский политический подиум и по праву сильного «подарила» себе шедевр Рафаэля: «Мадонна с рыбой» переехала в Париж. Позже картину вернули в музей Прадо, который она украшает и сейчас.

«Святое семейство под дубом», Рафаэль Санти

Станковые картины Рафаэля религиозного содержания последнего периода его жизни принадлежат к самым совершенным его произведениям. Религиозную композицию, включающую в себя Богоматерь с Младенцем и фигуру Иосифа, принято называть «Святым семейством». Музей Прадо гордится «Святым семейством под дубом» Рафаэля. На картине художник изобразил классический вариант святого семейства с Ионанном Крестителем, и в ней уже ощущается оттенок академизма.

Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. Из-за своей уникальности и размеров картина никогда не покидала Ватикан, и в других музеях выставлялась только её копия.

«Преображение», Рафаэль Санти

Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. В основу сюжета положена известная библейская притча о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. В Писании говорится, что Иисус повёл апостолов Петра, Иакова и Ииакима на гору Фавор, где преобразился перед ними, представ в светлом образе в окружении божественного ореола. Раздавшийся в это время голос Бога подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын. Спустившийся с горы Иисус и апостолы встретили толпу людей, сопровождающую отца и его одержимого дьяволом сына, которые пришли просить Иисуса об исцелении ребёнка. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе, а аполостолы полулежали у его ног, прикрывая глаза от яркого света. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Для колорита этой картины художник использовал так называемую венецианскую палитру, то есть подбирал цвета с точки зрения их цветоносности. Верхнюю часть картины, представляющую преображение Господне как видение и отличающуюся утончённой зрелой живописью, написал Рафаэль. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Иоанна обнажёнными, но позже «одел».

Нарастание драматических деталей картины свидетельствует о том, что в передаче экспрессии и эмоций художник приблизился к той черте, что отделяет ясный ренессансный стиль от маньеризма. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Эта картина осталась неоконченной - дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию, и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Проведённая в 70-х годах XX века реставрация спасла бесценный шедевр и приблиза его к первоначальному виду.

Рафаэль умер в Риме в Страстную пятницу 6 апреля 1520 года, в день своего рождения, после внезапной трёхдневной болезни. О смерти Рафаэля существует много легенд, иногда бросающих тень на его репутацию. Безусловного доверия заслуживает официальная версия, согласно которой великий художник умер от лихорадки, подхваченной в римских катакомбах во время раскопок. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Надпись на могиле художника гласит: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой. А после его смерти она боялась умереть».

Могила Рафаэля в Пантеоне

Творчество Рафаэля стало явлением европейской культуры, которое обрело особое значение - высшего ориентира в духовной жизни человечества и образца эстетического совершенства.

Рафаэ́ль Са́нти- Преображение Христово 1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Первоначально картина создавалась как алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, по заказу кардинала Джулио Медичи, епископа Нарбоннского. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Для своей картины художник использовал хорошо известный библейский сюжет описанный в евангелиях, который повествует о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. Как говориться в писании взял Иисус с собой троих апостолов Петра, Иакова и Ииакима, и повел их на высокую гору, где преобразился перед ними, представ в светлом образе, в окружении божественного ореола. После этого раздался голос Бога, который подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын.
Спустившись с горы, апостолы и Иисус встречают толпу людей, которые сопровождают отца и его сына, одержимого дьяволом, чтобы обратиться к Христу с просьбой о его излечении.


И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте.
На первом плане помещены апостолы, которые возлежат в различных позах в ожидании сошествия Христа. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Все эти люди указывают на Христа, их лица полны трепетного волнения. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух.


Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно преображение — эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика, — здесь много искусственной патетики, в живописи появилась неприятная чернота. Симптоматично, что именно алтарная картина Рафаэля Санти «Преображение Христово» стала на целые столетия непререкаемым образцом для живописцев академического направления.

История картины.

В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию, и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. В результате транспортировки она была сильно повреждена, а первая реставрация только ухудшила ее состояние. Следующая реставрация, проведенная уже в семидесятых годах XX века, максимально приблизила вид картины к тому, который она имела четыре столетия назад.
Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.



На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Нижняя часть картины, согласно иконописной традиции, представляет эпизод, который непосредственно следовал за сошествием Христа с горы: Рафаэль изображает чудо исцеления больного эпилепсией мальчика.
Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины контрастируют с величественным спокойствием, исходящим от фигуры Христа. Многообразие поз и жестов выражает различные чувства персонажей и подчеркивает индивидуальность каждого из них. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ О СОВМЕЩЕНИИ ДВУХ КАРТИН РАФАЭЛЯ.(Версия из инт.)

Картина Рафаэля Уход.

Перед вами две почти одинаковые картины, автор которых – великий итальянский художник Рафаэль Санчо (Raphael Sanzio/Santi) ... Складывается впечатление, что кто-то намеренно «передвинул» вторую картину вниз, чтобы обрезать верх с «опасным» обьектом – великолепно изображенённой «летающей тарелкой»... Что в реальности и было абсолютной правдой.

Рафаэль был весьма необычным человеком, часто идущим наперекор святейшей церкви. Как его назвал в своих трудах знаменитый Вассари – он был «атеистом с богатым воображением»... Первая картина (слева) была написана в последний год жизни художника (1520) и называлась «Уход».

Вызвав настоящую бурю негодования co стороны святейшей церкви, великолепное произведение получило приговор на уничтожение. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовал вторую картину, как бы передвинув всю композицию вниз, и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Назвал он вторую картину «Преображение» (Transfiguration) ... К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля...

Большое количество старинных картин и икон содержат изображения НЛО. Картины эти широко известны? и их подлинность не подлежит сомнению. Далее я просто приведу ряд наиболее интересных.


Загадка 2-х картин

Авторство обоих приписывается Рафаэлю, но при сравнении со всеми представленными картинами, можно видеть, что на картине неизвестного автора, НЛО изображено слишком технологичным. Поэтому предлагаю рассматривать именно эту картину, как интересную гипотезу.


Картина неизвестного художника «Уход»

Совмещение двух картин
Картина Рафаэля «Преображение»

Перед вами две почти одинаковые картины, автор которых – великий итальянский художник Рафаель Санчо (Raphael Sanzio/Santi) ... Складывается впечатление, что кто-то намеренно «передвинул» вторую картину вниз, чтобы обрезать верх с «опасным» обьектом - великолепно изображенённой «летающей тарелкой»... Что в реальности и было абсолютной правдой. Рафаель был весьма необычным человеком, часто идущим наперекор святейшей церкви. Как его назвал в своих трудах знаменитый Вассари – он был «атеистом с богатым воображением»... Первая картина (слева) была написана в последний год жизни художника (1520) и называлась «Уход» . Вызвав настоящую бурю негодования co стороны святейшей церкви, великолепное произведение получило приговор на уничтожение. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовал вторую картину, как бы передвинув всю композицию вниз, и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Назвал он вторую картину «Преображение» (Transfiguration) ... К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаеля...

Старинная фреска ХI века, на которой показана ждущая
Вайтмана. Называется она «Тарелка у могилы Иисуса»,
в данное время находится в Музее Ватикана, Рим
(Fresco of XI century «Saucer at the Tomb of Jesus»,
Museo Soccero Vaticano, Roma)

Сцена написана по евангельскому рассказу об этом событии (Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки). Иисус Христос сообщает своим ученикам, что ему нужно идти в Иерусалим, где он будет распят на кресте, а потом воскреснет (=оживет снова) и вознесётся на небеса. Иисус решил поддержать своих учеников, чтобы они поверили, что он сын Бога. Он взял с собой апостолов (=учеников) Петра, Иакова и Иоанна и поднялся вместе с ними на гору Фавор, что также изображается на иконе. Когда он поднялся, его лицо воссияло как солнце, одежды стали белыми, к нему явились пророки Моисей и Илия (справа от Христа), а апостолы в страхе пали на землю. В иконографии Иисус предстоит на горе Фавор в ореоле славы в окружении шестиконечной звезды мессии и золотых лучей.

Этот сюжет использовал М.Булгаков как прецедентный в рассказе «Собачье сердце», где профессор Преображенский хотел преобразить человека, которому пересадил гипофиз собаки. Но вместо идеального человека в повести Булгакова родился дьявол.

Рафаэль Санти Преображение Христово

1519-1520 Годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Картина великого итальянского художника эпохи ренессанса (Возрождения 16 века) Рафаэля Санти «Преображение Христово». В ней сказались противоречия последних лет творчества Рафаэля и его достоинства. Ее завершил после смерти Рафаэля другой художник - Джулио Романо . Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно Преображение - эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем и отвечает лучшим традициям эпохи Возрождения (цвет, формы, пластика фигур и наложения красок). Необычно выполнена гора Фавор в виде плоского камня, на котором лежат апостолы, присутствующие при Преображении. Эта часть картины светлая. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика, - в живописи появился черный цвет, создается впечатление, что Христос здесь не просто преображается, но возносится, покидает землю, и человек начинает погружаться во тьму. Эта граница цветов также может символизировать границу между природой Бога и природой человека, подчеркивая сакральность Божественной сущности, его тайну, чистоту…

Рафаэль. Преображение Христово.1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Сандро Боттичелли , итальянский художник эпохи Возрождения (1445-1510)

. Преображение триптих

1500Г, галерея (Pallavicini), Рим, Италия

Воскрешение Лазаря.

Это одно из чудес Иисуса при его земной жизни. Событие описано в Евангелии от Иоанна. В Вифании Христос встретил сестер своего друга Лазаря Марфу и Марию . Они сообщили ему, что Лазарь тяжело болен. Когда Христос пришел в то место, где жил Лазарь, Лазарь уже 4 дня был мертв и похоронен по обычаю в пещере, заваленной камнем. Иисус Христос воскресил (=оживил) Лазаря словами: «Лазарь, выйди !», и Лазарь в пеленах вышел из погребальной пещеры живой. Лазарь прожил после этого еще 30 лет, стал священником на Кипре. Сюжет воскрешения Лазаря усилил веру в божественную природу Иисуса Христа и стал еще одним подтверждением этой природы. Кроме того, этот сюжет трактуют как ПРОобраз воскрешения Иисуса Христа . Как пишет Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин.11: 53)