Рекомендации по созданию динамичных пейзажей. Дополнительные эффекты и идеи. Материал и размеры композиции

Чем больше в фотографических снимках динамичности - тем большее влияние они оказывают на зрителя: в них много движения, жизни, драматизма. Давайте вместе проследим, что же необходимо предпринять, чтобы ваши фотоработы, а речь пойдет о пейзажах, были полны динамики.

Всегда нас привлекают фотографии, в которых запечатлены какие-то особенные моменты из жизни, в которых автор завладевает нашим вниманием, заставляя нас задержать взгляд зрителя на своей работе. Здесь срабатывает эффект «что такое», когда мы впервые видим что-то новое, необычное, оригинальное.

Посещая различные известные фотосайты, разглядывая представленные там работы, можно найти множество похожих друг на друга фотографий с изображением картин природы. Хотя на них будут представлены виды различных местностей, они всё же по своему чаще всего будут скучны и однообразны по своему содержанию. В наиболее же удачных снимках всегда запечатлено нечто уникальное, мимо которого вы бы никогда не прошли, попадись оно вам в реальной жизни. Иными словами снимки, которыми восхищаются буквально, все полны как раз тем, что мы называем динамичностью.

Что такое динамика в фотографическом пейзаже?

Так какими же чертами обладают снимки ландшафта, которые мы называем динамичными?

К примеру, мы снимаем морской прилив или легкое волнение на море. Чтобы передать динамизм этого явления природы, можно, предварительно настроив камеру так, как это вам необходимо по условиям освещенности и всего прочего, установить ее на штатив и сделать не один, а сразу серию снимков. И тогда в итоге все волны, снятые в движении, спроецировавшись на одном кадре, как бы смешаются между собой, и на фотографии мы получим динамичное и живое их изображение. Если обратиться к Википедии, одному из самых популярных источников информации, то там мы можем найти интересующий нас материал по вопросу динамики в изображении пейзажа, однако это всего лишь личное мнение одного из специалистов в этой области.

Позволим себе высказать и наши собственные мысли по этому вопросу.

Отображение неуёмной и великой энергии природы, бесконечно меняющейся и преображающейся - вот что такое, на наш взгляд, динамика в изображении пейзажа. Глядя на динамичные снимки, мы словно наблюдаем эффект 3D, поскольку эти снимки необычайно глубоки и ёмки по своему содержанию. Они как бы выходят за рамки привычного плоского изображения, обретают объем. Впервые термин «Динамичное изображение пейзажей» можно встретить у Галена Ровелла (Galen Rowell), Этот замечательный фотограф-пейзажис именно так охарактеризовал свои работы, созданные в начале 70-х годов XX-го столетия.

Конечно, и другие мастера фотопейзажа делали в то время интересные с точки зрения динамики снимки, но именно благодаря Ровеллу термин «динамичный пейзаж» вышел в жизнь и стал часто употребим. Он стал своеобразной визитной карточкой этого мастера, его отличительной чертой. Динамический пейзаж даже отождествляться с его творчеством.

Динамическая композиция

Как и в других жанрах изобразительного искусства, основой любой хорошей фотоработы является композиция. Независимо от того, динамический сюжет изображен на ней, или какой то другой.Именно удачная композиция заставляет нас остановить на снимке свое внимание и удерживать его достаточно долго.

Легко поддаются созданию динамические пейзажи, сюжеты которых связанны с образом моря. В них великолепно сочетаются все элементы, присущие динамичному снимку, а именно:

  • Нисходящие и восходящие линии;
  • Удачно разработанная перспектива;
  • Зрительно привлекательные объекты первого плана.
  • Интересное и эффектное расположение линии горизонта, а также запоминающийся фон пейзажа.
  • Яркое цветовое и световое решение снимка;
  • Гармоничное сочетание цветов, определяющих основную цветовую гамму и виньетирование.
  • Визуализация движения.

Чаще всего фотомастеру редко удаётся достигнуть сочетания всех этих элементов в одной работе. В реальной жизни качества, присущие динамизму, встречаются постоянно. В любой фотографии, на которой изображен природный ландшафт, хоть один компонент, но найдешь обязательно. А уж если несколько - так это можно считать удачей. Успехом автора работы.

Мы не ставим своей целью дать чёткие инструкции по созданию хороших фоторабот. Ведь фотография - один из видов искусства, а в искусстве, как известно всё держится на мелочах. Чтобы замечать эти мелочи и, благодаря им, создавать произведения фотоискусства необходим божий дар, творческий подход автора к созданию снимков, и конечно же - труд, труд и ещё раз труд, обеспечивающий постепенное накопление ценнейшего практического опыта. Поэтому данные нами рекомендации по созданию качественных динамичных снимков могут только помочь вам определить тот путь, по которому вы должны идти сами к вершинам оттачивания вашего неповторимого почерка, техники и мастерства.

Теперь хотелось бы подробней остановиться на каждом из элементов, способствующих созданию динамическогопейзажного снимка.

Восходящие и нисходящие линии в динамическом пейзаже

Первое, что способствует привлечению внимания зрителя к фотоснимку, это использование в фотоработе сходящихся, восходящих и нисходящих линий.

Сходящиеся линии издавна применялись художниками в живописи и графике для создания ощущения глубины пространства (это называется линейной перспективой) в двухмерном изображении.

Поэтому мастера фотографии часто используют сюжеты с изображением причалов, рек, дорог. Несмотря на некоторую шаблонность в изображении данных объектов, нужно уметь правильно пользоваться приемом помещения данных объектов в композицию снимка при изображении пейзажа. Так следует помнить, что восходящие линии помогают удержать внимание зрителя на фотографии, привлекая к ней особое внимание.

Например, фотография пристани включает в себя как нисходящие, так и восходящие линии. Обратите внимание на то, как устремляются в небо четкие и прямые линии пристани, а линии облаков в это же время устремлены вниз. Мы можем наблюдать, как все линии на таком снимке сходятся на линии горизонта, благодаря чему точка схода этих линий становится объектом нашего пристального внимания. Тут можно порекомендовать снимать рукотворные линии с целью научиться искать более тонкие линии в природе. Да, действительно пристань является композиционным центром всей картины, равно как и источником основных линий, однако можно пронаблюдать здесь и ряд других линий, образованных с помощью воды, холмов, облаков. Так в отражении воды мы видим тёмные линии, помогающие направить наш взгляд в центральную часть фотографии.

За что платят фотографу? За его свежий взгляд на действительность, за его способность открыть нам то, что мы не можем сами разглядеть в реальной жизни и, к тому же, не имеем на это достаточно времени. Именно поэтому фотограф должен показывать мир в необычайном свете. Стремясь к данной цели, постарайтесь найти необходимый ракурс для съёмки. Так фотоработы, сделанные в условиях, когда во время съёмки вы лежите на земле, в грязи или в снегу, получаются, как правило, более динамичными. Особенно ярко это проявляется при съёмке с использованием ультра-широкоугольного объектива, благодаря чему мы замечаем на фото даже самые мелкие направляющие линии. При съемке того же объекта с уровня глаз эти линии просматриваться уже не будут.

Интересные снимки получаются при съемке с верхней точки. Если влезть на дерево, или встать на плечи приятеля, вы получите возможность отыскать интересную перспективу. Особенно великолепны, как правило, фотографии сделанные таким образом с использованием телеобъектива.

Передний план

На переднем плане динамических снимков хорошо расположить значимые, сильные элементы композиции. Они будут выгодно дополнять восприятие всего снимка. Взять, к примеру, фотографию, на которой изображен закат или рассвет. Обычно в природе этот момент очень красив - розовые или даже красные облака, пронизывающие их прямые солнечные лучи. Всё это довольно красиво получается и на фотографиях. Но, согласитесь, зрителя не привлечет изображение, если так можно выразиться, «заката в чистом виде» - то есть только облаков на небе. Тут ещё что-то нужно ввести в композицию.

Динамической фотографии необходим интересный передний план. Задача это важная и порой достаточно сложная для фотографа. Элемент переднего плана делает композицию завершенной. Вот поэтому и нужно найти что-то такое, что заполнило бы передний план вашего снимка. Если этот объект будет правильно подобран и введен в плоскость кадра, то динамичность снимка намного возрастет, и вы сделаете ещё один шажок к успеху.

Взаимосвязь элементов переднего и заднего планов

В кино есть роли первого плана и второго плана. В фильме весь сюжет строится на взаимоотношении главных героев картины. Но если бы главных героев не оттеняли персонажи второго плана, то образы, созданные ими, не были бы так ярки и выразительны. Так же и элементы композиции в динамическом пейзаже. Элементы переднего и заднего планов взаимно влияют друг на друга, взаимодействуют между собой. Например, если на заднем плане пейзажа закат в горах, то на переднем плане хорошо будет смотреться или блики солнца, играющие на потоке горной речки, или развал красивых камней.

Цветовая гамма

Важную роль в создании красивого и композиционно гармоничного кадра несомненно играет и цветовая гамма. Любые природные цвета естественно смотрятся при естественном освещении. Если уж вы хотите сделать цвета очень яркими, то их нужно уметь правильно сбалансировать. А в случае, когда нужного баланса ярких цветов достичь не удается, то лучше такой цвет просто исключить из кадра. Некоторые начинающие фотографы часто намеренно вводят в снимок различные яркие световые или цветовые пятна. Но это создает излишнюю пестроту и не всегда хорошо смотрится. Вот поэтому в динамической композиции кадра должен быть правильный цветовой баланс. А большого числа оттенков лучше избегать.

Виньетирование

Виньетирование можно назвать блокировкой видения. На виньетированных снимках зритель первым делом обращает внимание на главный элемент в композиции кадра. Концентрации внимания в этом случае хорошо помогают темные края снимка. Если вы посмотрите такие фотографии, вы заметите этот эффект визуального акцента. Виньетирование можно делать разными способами. Например, при помощи специального фильтра или при обработке в графических редакторах. Это позволяют делать многие, даже простенькие программы. Например, в обрамлении темных краев виньетированного кадра хорошо смотрится одинокое белое облако на нежно голубом небе.

Передача движения

Движение - не всегда обязательный элемент динамического пейзажа. Но иногда весьма желательный. Движение можно передавать путем размытия какого либо объекта, элемента композиции. Размытие достигается путем применения длительных выдержек. Если в режиме приоритета диафрагмы снять поток воды, то вода получится как бы замороженной, остановившейся во времени. Например, если сфотографировать на длиной выдержке какой-нибудь огромный валун, который лежит в бурном потоке неглубокой горной реки, то этот статичный темный объект в центре снимка будет активно акцентировать внимание не движущуюся воду. И это придаст снимку дополнительную динамику. Тут хорошо сработает и широкая цветовая гамма - вода, камень, небо, растительность на берегах реки… Фактура поверхности камня сделает его доминантой в этой композиции. Тут также можно применить и небольшое виньетирование.

Черно-белый динамический пейзаж

Может ли динамический пейзаж быть монохромным, черно-белым? А почем нет? Конечно, может. Таких снимков у классиков фотоискусства множество. Черно-белая фотография прекрасно передает контраст, выгодно подчеркивает движение и динамику. Но отсутствие цвета в фотографии нужно научиться чем-то компенсировать. Для этого нам придется чуть серьезнее поработать над другими выразительными средствами динамического пейзажа. Об этих выразительных средствах мы сегодня уже говорили. А с помощью черного и белого цветов и их оттенков нужно научиться передавать фактуру и текстуру снимаемых объектов. В таких снимках огромное значение имеет главный элемент композиции.

Черно-белых динамических пейзажей создано много. Все они наполнены движением. Достаточно посмотреть различные фотосайты, и вы их увидите. Поищите, например прекрасные снимки Hengki Koentjoro или Mitch Dobrowner. Работы этих авторов просто завораживают. У них стоит поучиться.

Могут ли быть привлекательными нединамические пейзажи?

Конечно, могут! Отличнейшие снимки природы и вообще пейзажей могут у вас получиться, даже если вы не последуете ни одной из наших сегодняшних рекомендаций. Динамика в фотографическом пейзаже - это всего-навсего лишь один из множества способов передач состояния природы, окружающей среды. Статичные, спокойные фотографии тоже очень красивы и гармоничны. Так как фотография в принципе ограничена своей двухмерностью, эффект статичности тут добивается путем применения совершенно других правил. В этом случае работают совсем другие законы, нежели в передаче динамики. Но - статика в пейзаже - это уже тема для отдельного разговора, для отдельной статьи.

На основе материалов с сайта:

Актуальность: 2014

Что такое внутреннее движение?

Предположим, перед вами лежит страница с напечатанным текстом. Чтобы получить информацию со страницы, вам нужно этот текст прочесть. В большинстве случаев, мы начинаем чтение текста с верхнего левого угла, заканчиваем чтение правым нижним углом. Примерно так:

Наш взгляд при чтении текста перемещается по траектории, обозначенной стрелками. Эта траектория и является внутренним движением .

Возможно, сами того не ведая, фотографии мы рассматриваем точно по такому же принципу! Только внутреннее движение на фотографии имеет немного другой характер - от переднего плана к заднему (по крайней мере, в пейзаже). Траекторию движения взгляда задают ключевые объекты, расположенные в поле кадра. Приведу пример:

Обратите внимание, что на всех удачных пейзажных фотографиях, которые буквально притягивают взгляд, присутствует внутреннее движение. Причем, чем сложнее его траектория, тем сильнее притяжение. Уже интересно! Давайте попробуем сформулировать некоторые правила, которые позволят использовать внутреннее движение эффективнее, что, безусловно, скажется на художественной ценности фоторабот!

Конечная точка должна быть внутри кадра

Начинающие фотолюбители при фотосъемке городских улиц, дорог, рек допускают одну и ту же ошибку - фотографируют эти объекты "поперек".

При этом в композиции преобладают вертикальные и горизонтальные составляющие, которые придают композиции излишнюю статичность. Движущиеся пешеходы, автомобили хоть и задают какую-то динамику, но эта динамика в большинстве случаев не интересна - вектор внутреннего движения направлен за пределы кадра и взгляд зрителя блуждает то вправо, то влево не в состоянии за что-то зацепиться. Визуальный переход между планами затруднен.

Если же сфотографировать ту же самую улицу, но в перспективе, то конечной точкой станет точка схождения перспективы. При этом появится внутреннее движение от переднего плана к заднему, как правило его направление будет приближено к диагонали.

Несмотря на то, что сюжет банальный, тем не менее нам удалось реализовать внутреннее движение благодаря эффекту перспективы. Главный объект (пара на переднем плане) двигается от переднего плану к заднему по диагонали кадра. О том, по какой диагонали лучше направлять вектор внутреннего движения речь пойдет ниже.

Использование диагоналей

Поскольку кадр у нас имеет прямоугольную форму, у него две диагонали. Они называются восходящая и нисходящая диагонали:


.

Если в композиции с движущимися или просто направленными объектами будет доминировать восходящая диагональ, от этого фотография только выиграет - восходящая диагональ лучше всего подчеркивает движение. Интуитивно оно воспринимается как "вперед и вверх". В качестве примера снова рассмотрим типичный пример "движение по дороге".

Вариант 1 - прямое движение по восходящей диагонали

Вариант 2 - обратное движение по нисходящей диагонали (отзеркаленная исходная фотография)

.

Заметили, что эти картинки воспринимаются намного по-разному? Первая фотография вполне комфортна для просмотра, а на второй движение выглядит как будто "против шерсти".

Правило восходящей диагонали успешно используется при дизайне логотипов и прочей фирменной символики:

.

В учебниках по фотографии и в интернет-статьях соответствующей тематики много написано о диагоналях! Они помогают передавать эмоции и динамику, настроение и состояние. Но приводятся примеры, которые, в общем-то "притянуты за уши" - если бы не сказали, что на фотографии "тревога", то ее бы никто не заметил. Для передачи эмоций есть гораздо более действенные приемы, например преобладание тех или иных оттенков в цветовой гамме. Суть в том, что в этих источниках рекомендуется по диагонали располагать сами объекты. Я предлагаю пойти дальше и к диагоналям привязывать векторы внутреннего движения . Причем не просто привязывать, а менять его направление и чем больше раз, тем лучше!

Не стесняйтесь использовать сразу два направления, например, начало движения идет по восходящей диагонали, а потом направление меняется на нисходящую - такие фотографии смотрятся гораздо интереснее, чем просто монотонно уходящая вдаль улица:

.

Особенно же интересные композиции получаются, если таких "переломов" не один, а несколько - что-то наподобие зигзага:

.

Крайне важным моментом является положение начальной и конечной точек движения...

Положение начальной и конечной точки

С этой схемой, наверное, знакомы большинство фотолюбителей. Пересечения линий, обозначенные на схеме жирными синими точками - зрительные центры - в них, согласно правилу третей, размещаются ключевые объекты.

Наиболее удачны композиции, в которых вектор внутреннего движения затрагивает как можно больше квадратов:

Как видите, на этой фотографии задействованы 8 из 9 квадратов, а конечная точка расположена рядом со зрительным центром! Именно поэтому композиция хорошо удерживает внимание.

Наиболее распространенные ошибки

Конечная точка за пределами кадра

Такая ошибка часто допускается начинающими пейзажистами - вроде бы "поймана" диагональ, задающая вектор движения, но конечная точка отсутствует в кадре. При этом, в конечном итоге, взгляд стремится уйти за границы кадра.

Одна начальная и несколько конечных точек

Условно обозначим такую композицию "на распутье". Куда идти?

Кстати сказать, если в композиции наоборот, несколько начальных и одна конечная точка, то они имеют гораздо больший шанс на успех.

Какая оптика лучше передает внутреннее движение?

Безусловными лидерами с точки зрения создания "динамических" пейажей является сверхширокоугольные объективы. Благодаря агрессивной перспективе, практически все вертикальные элементы практически сами ложаться в диагональ, стоит только вывести объектив из горизонтального положения. Особенно интересно снимать городской пейзаж, хотя, столь агрессивная перспектива нужна не всегда.

Для съемки статических пейзажей оптимальна более длиннофокусная оптика. Ниже приведен пример снимка с той же точки, но с другим объективом.

Такой пейзаж воспринимается гораздо более спокойным даже несмотря на то, что мост лежит в диагонали кадра и на заднем плане есть объект-конечная точка (я думаю, вы теперь уже догадываетесь, о каком объекте чем идет речь).

Вывод

Я могу привести еще множество примеров и нарисовать на них стрелки и точки, но я думаю, что главное уже сказано, чтобы заразить вас идеей съемки "динамичных" пейзажей.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что динамика - хорошо, а статика - плохо. Чтобы красиво снять статику, тоже нужно приложить немало усилий. Но это уже тема следующих публикаций...

Нам, современным людям, кажется, что мы знаем всё. Это предыдущие поколения удивлялись молекулам, а нам уже и атомов мало. Но вот парадокс, есть секреты о которых люди предыдущих поколений знали, а мы не можем их разгадать. Например, секреты японских мечей. Мы исследовали как устроены мечи и разобрали их до атомов, но повторить - не смогли. Потому что главные секреты кроются в мелочах о которых знали мастера и сохранили в тайне.

Свои секреты есть и в дизайне, и они также кроются в мелочах. Но, эти мелочи составляют основу многих дизайнерских шедевров, как древних так и современных. О нескольких секретах расскажем в этой статье - о динамике, о визуальном векторе и о динамическом равновесии. И поскольку наш блог о дизайне интерьеров, то на интерьерах остановимся детальнее.

Что такое динамика, визуальный вектор и динамическое равновесие в дизайне

Динамика и визуальный вектор

Сначала, разберемся с определением, что такое динамика и визуальный вектор в дизайне.

Динамика в дизайне - визуальное ощущение движения, которое создается элементами дизайна: формами, рисунками, визуальными эффектами. Визуальное ощущение означает, что движение подразумевается, а физического перемещения не происходит. Когда ощущение движение направлено в определённую сторону, то оно образует визуальный вектор .

При создании этой статьи понадобилось ещё одно разделение определения динамики - динамика визуальная и динамика визуально-чувственная, для простого и понятного объяснения этого эффекта. Если вам наше объяснение понравится, то считайте это авторством.

Динамика визуальная. Образуется движением взгляда при рассматривании чего либо.

Визуальные восприятия у людей разные и они зависят от индивидуальностей человека и традиционности. Например, при визуальном восприятия динамики у европейцев, традиционным считается, движение взгляда слева направо, при рассматривании рисунков или объектов. Такой порядок восприятие происходит от привычного движения взгляда при чтении. Но, человек, который традиционно читает справа налево воспримет по-другому.

Вертикальные и горизонтальные линии, и предметы строгих форм, образуют статичный вид без динамики и визуального вектора. При рассматривании взгляд останавливается или перескакивает на другой объект:

Наклонные и волнистые линии - создают слабое или первичное ощущение динамики. При рассматривании взгляд легче перемещается и скользит по линиям:

Динамику можно усилить, а визуальный вектор изменить. Если над наклонной линией разместить шар, то, в естественном визуальном восприятии, он будет скатываться, что усилит направление вектора вниз. Подъем шара вверх визуально не воспринимается - противоестественно, поэтому, направление вектора на рисунке справа меняется:

Динамика визуально-чувственная. Чувственная динамика образовывается из элементов, которые не имеют сильных визуальных направлений, но подразумевают их.

К визуально-чувственному динамическому элементу относится взгляд. Направление взгляда создаёт визуальный вектор:

Рисунки и формы имитирующие движение и направление движения создают сильный визуальный вектор:

Вертикальный прямоугольный столб - статичный элемент, но если, на него надеть крону и сделать похожим на дерево, то образуется чувственный визуальный вектор, который направит нас вверх, как и растёт дерево в природе:

Визуально-чувственную динамику и визуальный вектор создают рисунки или элементы, которые в естественном состоянии создают направленное движение: вода стекает вниз, огонь горит вверх, дым стремится вверх.

Задача динамики и визуальных векторов - направить взгляд и создать визуальное восприятие направленного движения.

Динамическое равновесие

Два противоположных визуальных вектора создают динамическое равновесие. Равновесие может быть в равной динамике или с преобладанием одного из векторов:

Динамическое равновесие создает гармоничность в общей композиции.

Тренировка

Закрепим знания. Посмотрите где на картинках: статика, слабая динамика, сильная динамика, равновесие - и, какой визуальный вектор создаёт каждый отдельный рисунок:

Динамика и эмоциональное восприятие

Есть теория восприятия динамических элементов и визуальных векторов по матрице эмоций. Матрица основана на ассоциативности нашего восприятия, похожим на двумерное пространство с графиком состоящим из шкал: времени и эмоций.

Время отображается временной горизонтальной шкалой, условной осью Х . Настоящее время - центр и условный нуль; шкала слева от нуля - это прошлое; шкала справа - это будущее.

Эмоции отображаются вертикальной шкалой, условной осью Y . Где, нейтральные эмоции - условный нуль, выше нуля - положительные эмоции, ниже нуля отрицательные.

Соединив вместе шкалу времени и эмоций, мы получим эмоциональную матрицу. Где вектор направленный справа вверх - абсолютный оптимизм, ассоциируется с уверенностью лучшего будущего. Вектор направленный влево вниз - абсолютный пессимизм, ассоциируется с трагическими воспоминаниями. Идея восприятия по эмоциональной матрице заложена во многих художественных произведениях, фотографиях, рисунках. Эмоциональное восприятие можно усилить или ослабить, если осветлить или затемнить соответствующие участки матрицы в композиции. На примере картины сильный визуальный вектор создаёт взгляд девушки, обращённый в прошлое, возможно, приятным воспоминаниям и осветлённая дальняя перспектива за открытой дверью. Слабый вектор - линии проекции, которые направляют взгляд к центру картины:


Картина художника Григория Чайникова

Правило эмоционального восприятия по матрице - не абсолютная истина, а условность. Если ему следовать слишком буквально, то художественная или интерьерная композиция получиться слабая, как заезженный клипарт об успешных продажах.

В интерьерах, как пространстве для жизни, управлять общим эмоциональным фоном сложнее, но, правильно подобранные и объединённые элементы дизайна: обои, панно, фотографии, картины, декоры - помогут в этом.

Как применяют динамику визуальные векторы и динамическое равновесие в дизайне интерьеров

В интерьерном дизайне динамику и визуальные векторы используют в соответствии с практическими и эстетическими целями. Практические цели связаны с удобством для человека в помещении - создать навигацию, обозначить специфику или функционал помещения. Эстетические цели связаны с визуальным восприятием - увеличить или уменьшить пространство, создать акценты, визуально соединить разрозненны элементы, разнообразить композицию.

Навигация и функционал помещения

В общественных интерьерах навигация обязательный атрибут и некоторые из навигационных элементов нормативны. Но, норматив можно усилить, или создать дополнительную навигацию, которая создаст удобство или подведет к важным или другим по функционалу участкам помещения в интерьере. На примере, симметричные женские профили и взгляды обращенные в центр, создают точную и понятную навигацию:


Создать акценты

Создать акцент - работа визуального вектора. Визуальный вектор переместит взгляд на акцентный элемент, а при взаимодействии с встречным визуальным вектором, сделает акцент явным. На примере, ретро рисунки с равновесной динамикой создают акцент на телевизоре:


На фото: Дизайн-проект от STUDIOFORMS

Визуально соединить разрозненны элементы

Чтобы все присутствующие в интерьеры элементы не жили отдельной жизнью, их можно визуально соединить. Работает это так - визуальный вектор направляет взгляд от детали к детали. Динамика в элементах поможет взгляду скользить, а не перескакивать от элемента к элементу. Динамическое равновесие создаст впечатление продуманности, что всё здесь на своих местах:

Примеры декоров для с визуальным вектором и динамикой. Аисты - создают вектор вправо, кошка на светильнике - вектор влево и вниз, а взгляд человека - вверх на эти строчки:

Увеличить или уменьшить пространство

Динамика и визуальный вектор могут создавать визуальные иллюзии. Вектор стремящийся вверх визуально увеличит высоту, вектор в стороны увеличит ширину пространства:

На фото: Обои BN International коллекция Interior Affairs магазин oboivdom.by

Разнообразить композицию

Статичность и унылость в интерьере победит динамика. Наклонные, волнистые и изогнутые линии снимут статику. Динамичные элементы создадут сюжеты и ритм. А соблюдаемое равновесие в динамичных элементах создаст впечатление гармонии и правильности без визуальных перекосов. Сделать динамику тонкой, малозаметной и продуманной помогут визуально-чувственные элементы, как на примере, где визуальный вектор стремящихся вверх цветов уравновешен вектором вниз похожей на падающую воду шторой:


На фото: Обои Atlas коллекция Temtation магазин oboivdom.by

Дополнительные эффекты и идеи

Динамикой можно создавать смысловые акценты как в анимационном фильме: “Приключения Паддингтона” - панно с изображением дерева и динамика направления лестницы использовались как смысловое направление - важные действия происходят там - наверху, плюс изгиб дерева повторяет изгиб винтовой лестницы, что создаёт симметричность:

Зрительный вектор вверх создаст впечатление превосходства и статуса. Это визуальное свойство использовали ещё при украшении урок и сводов переплетающимися рисунками, стремящимися вверх, чтобы создать впечатление величественности. Верхний вектор можно использовать в декоре кабинетов или гостинной:


На фото: Обои 1838 Wallcoverings коллекция Rosemore магазин oboivdom.by

В итоге

Для тех кто дочитал до этих строк. Если вы осознали, что теперь понимаете в дизайне больше, значит мы старались не зря. А если, в результате, появились идеи, то для нас это уже счастье.

Для тех кто сейчас не озадачен преображением помещения. То, для вас бонусом ещё один секрет - эффекты динамики, визуального вектора и динамического равновесия работают в любом виде дизайна: графическом дизайне, веб-дизайне, дизайне полиграфии.

Статья - не истина последней инстанции. Многие взгляды и идеи авторские и созданы на основании знаний других людей и собственного опыта автора.


4 тема:

Статика и динамика.
Сначала несколько слов о статике. Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много. Поэтому на этом мы остановимся и перейдем к теме «Движение».
Движение или динамика.
Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное - это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
Приемы и способы передачи «движения».
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.

Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении. Вот так.

Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).

Несколько примеров по организации движения в композиции.
Рис. 1.

Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа - как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.

Рис. 2.

Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции).

Рис. 3.

Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой 

Движение в пейзаже.
Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
Движение в натюрморте.
Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.
Движение в сюжетной композиции.
Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.

Задание.

Опираясь на уже знакомые нам понятия: «цельность», «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию, где было бы какое-то «движение».
1). Абстрактная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)
2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.
3). Натюрморт из 3-4 х предметов.
4). Закомпоновать две - три фигуры взаимосвязанные между собой. На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

Итак, что важно запомнить, по этой теме, на мой взгляд? Это - использование диагоналей. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.
*Использованные в тексте рисунки служат для иллюстрации к тексту и не являются примером для подражания:)

Каждый из нас, разглядывая фотографию, хочет найти в ней нечто особенное, уникальное, что-то, что заставит задержать свой взгляд на это картинке. Человек во всем пытается найти разнообразие и оригинальность
Если вы потратите один, или два часа на просмотр какого-нибудь фотосайта, типа Flickr, или что-то в этом роде, вы найдете множество очень похожих между собой изображений пейзажей. Они будут изображать разную местность, но всех их объединяет однообразие и скука. Однако, если вы обратите внимание на самые топовые снимки, вы заметите, что в них есть нечто уникальное, на этих снимка запечатлена жизнь. Говоря по-другому снимки, которые, несомненно, нравятся людям, обладают тем, что можно назвать динамичностью пейзажной фотографии.

Что такое динамика в изображении ландшафта?

Летний шторм (Квинстаун, Новая Зеландия). Вот вам пример динамичного изображения ландшафта. Что бы максимизировать количество элементов в этом динамичном изображении, фотограф настроил камеру, поставил хорошую выдержку и сделал серию фотографий. Все волны, которые за это время ударились об берег, будто смешались между собой и сформировали окончательное изображение.
Даже в Википедии, есть статья посвященная Динамике в изображении пейзажа, но опять же, это всего лишь личная интерпретация и описание личных мыслей автора.
На мой взгляд, динамика в пейзаже, это возможность передачи энергии природы, передача её мощи и силы . Часто, динамичные фотографии выходят за рамки обычного 2-D изображения, они глубокие, сильне, глядя на них, создается впечатление 3-D снимка.
Термин «Динамичное изображение пейзажей» впервые появился благодаря известнейшему американскому фотографу-пейзажисту Галену Ровеллу (Galen Rowell). Ровелл использовал этот термин для того что б охарактеризовать свои работы еще в начале 70-х годов. Разумеется он был не единственным пейзажистом того времени, и не единственным пейзажистом, чьи работы отличала динамичность, но именно Галену Ровеллу принадлежит этот термин и он стал его визитной карточкой, а Ровелл, стал отождествляться с выражением «динамичный пейзаж».

Динамическая композиция

Композиция, является основной всех великих фотографий – динамическая она, или нет, это не имеет значения. Снимки, с хорошей композицией, привлекают внимание, заставляют остановиться возле этой фотографии, хотя бы на несколько секунд.


Восход солнца над валунами Moeraki, (Отаго, Новая Зеландия). Морские пейзажи легко поддаются созданию динамичного пейзажа.
Это изображение прекрасно сочетает в себе все необходимые элементы, делающие снимок динамичным:

  • Восходящие и нисходящие линии;
  • Интересная перспектива;
  • Визуально интересные предметы переднего плана;
  • Визуально интересная линия горизонта и фон пейзажа;
  • Яркий цвет и свет на фотографии;
  • Гармоническая цветовая гамма и виньетирование;
  • Изображение движения.

Важно отметить, что фотографу редко удается добиться того, что все эти качества собраны в одной фотографии. На самом дела, по отдельности они встречаются все время, в фотографии пейзажа всегда есть один из этих элементов, но что б сразу все – это большое везение.
Информация, предлагаемая в этой статье, не может рассматриваться как четкая инструкция создания хороших фотографий. Фотография – это искусство, что бы создавать прекрасных снимки необходим талант, творческий подход к делу и безусловно, опыт и практика. Рекомендации данные вам на рассмотрение могут использоваться только в качестве ориентира для развития вашей собственной техники и мастерства.
Давайте вкратце рассмотрим каждый из тезисов о Динамичном изображении пейзажей.

Восходящие и нисходящие линии

Один из простейших способ привлечь внимание зрителя к снимку, это использование линий в своем кадре. Сходящиеся линии, использовались художниками на протяжении многих веков, для создания иллюзии глубины картины, в рамках двухмерного пространства.
Именно поэтому фотографии изображающие причалы, дороги и реки, настолько популярные и являются удачными темами для фотографий. Многие считают эти предметы в кадре достаточно шаблонными, но важно уметь правильно использовать подобные вещи фотографируя пейзаж.
Восходящие линии не только привлекают внимание к фотографии, но и помогают удержать взгляд на фотографии.


Квинстаун, Новая Зеландия. Фотография пристани сочетает в себе и восходящие и нисходящие линии. Линии пристани устремлены в небо, в то время как линии облаков направлены вниз, в итоге все линии на фотографии визуально сходятся на горизонте. Привлекая наше внимание именно туда. Снимайте рукотворные линии, они научит вас искать более тонкие линии в природе.


Не смотря на то, что пристань – это центральный объект в картине, являющийся в то же время источником основных линий в кадре, есть еще и ряд других, созданных с помощью воды, холмов и облаков. Темные линии в отражении воды помогают удержать взгляд в центральной части фотографии.

Вы фотограф. Вам платят за то, что вы показываете людям нечто большее, чем они сами могут увидеть, а значит, вы должны показывать мир, в необычном свете.
Настоятельно рекомендуется фотографировать, выйдя из собственной зоны комфорта. Как показывает практика фотографии, сделанные лежа на земле, снегу или грязи обладают более динамичной композицией.
Особенно хорошо это заметно при съемке на ультра-широкоугольный объектив. Становятся заметными даже самые маленькие направляющие линии, при съемке того же пейзажа, но с положения стоя, эти же линии становятся незаметными.
Попробуйте по фотографировать с высоты. Снимки, сделанные на высоте, тоже смотрятся весьма привлекательно . Попробуйте залезть на дерево или станьте кому-то на плечи и поищите интересную перспективу. Фотографии, сделанные с помощью телефотообъектива, да и еще и на высоте получаются особенно хорошо.


Paddock Bay Lake Wanaka Новая Зеландия. Фотографу пришлось выйти из зоны собственного комфорта что бы сделать этот снимок. Но взамен он получил великолепное изображение скал и их отражение. А еще, обратите внимание на сильные линии присутствующие в этом кадре.

Элементы переднего плана

На всех динамичных фотографиях изображены сильные элементы переднего плана, которые дополняют восприятие всего снимка.


Возьмем для примера изображение заката (или рассвета). Красивые солнечные лучи, золотые и красные облака, все это очень красиво, и прекрасно смотрится на фотографии. Но вряд ли зрителя привлечет изображение только освещенных облаков, тут хочется чего-то большего.
Лучшие динамичные фотографии, как правило, имеют интересный передний план. Это задача фотографа, сделать снимок более завершенным. Вам необходимо найти что-то, что бы дополнило на переднем плане вашу фотографию, а если этот предмет еще и добавит динамики на изображение, то это гарантия удачного, динамичного снимка.

Визуально интересные элементы фона

Элементы переднего плана и элементы фона, в фотографии, можно определить как актеров первого и второго плана в кино. Безусловно, все следят за главным героем, но без удачно подобранного актерского состава второго плана, фильм не получится таким интересным и приятным для просмотра, каким бы он мог быть.


Milford Sound, Fiordland Новой Зеландии. В этом случае, героиня фотографии, это драматическая игра света в облаках над завораживающим пиком Митре - на переднем плане изображены элементы поддерживающие цельность фотографии.

Цвет и свет

Цветовая гамма изображения и правильное освещение играют не последнюю роль в создании гармоничного, красивого кадра. Особенно красиво любой цвет будет смотреться при естественном освещении . Слишком яркие цвета, должны быть или сбалансированы, или вовсе исключены из общей композиции. Очень часто люди делают акцент на слишком пестром цвете, или ярком свете, то это неверное решение.
При динамичном изображение пейзажа должен быть баланс цвета , поэтому лучше всего стараться избегать большого количества оттенков.


Восход солнца с горы Таранаки(Taranaki) / Эгмонт, Новая Зеландия. В этом изображении основной задачей было показать рассеянные лучи света и насыщенный цвет в облаках. Цвет является лишь одним компонентом образа. Темные таинственные холмы здесь находятся в превосходном контрасте с яркими облаками.


Слишком сильный цвет. Невероятно яркий рассвет, настолько яркий, что цвета на фотографии выглядят нереалистично, хотя на самом деле единственной обработкой этой фотографии, было понижение насыщенности красного цвета.

Блокировка виденья

Это звучит как название сверх секретной программы США, но на самом деле, речь идет об обыкновенном виньетировании.
При виньетировании на фотографии в глаза сразу же бросается центральный элемент кадра. Сконцентрироваться на центральном изображении помогают темные края на фотографии. Просмотрите много изображений и вы заметите этот эффект на многих снимках. Виньетирование возникает из-за особенностей камеры, или с помощью специального фильтра. Чаще всего небольшое затемнение по краям фотографии добавляют при графической обработке изображения.


Облако, двигающееся в никуда, по бесконечным небесным просторам. Снимок сделан в Новой Зеландии. Он прекрасно сочетает в себе яркую, светлую центральную часть и легкое виньетирование по краю изображения.

Движение

Движение, переданное через размытие, или с помощью большой выдержки, это не обязательный, но всегда очень приятный элемент в динамичной фотографии пейзажа.
Легкая дымка, или туман, это поток воды, снятый в режиме приоритета диафрагмы при большой выдержке. Вода выглядит немного замороженной, остановленной во времени.