Рисование миниатюр для новичков. Рисуем лицо и глаза - Эти глаза напротив

Миниатюра - это вид живописи, возникновение которого неразрывно связано с появлением , а в последствие и полноценных книг. Данная техника является прообразом современной иллюстрации.

Большинство читателей решит, что миниатюра названа так по причине своих небольших размеров. На самом деле название произошло от латинского слова minium. Так назывались красные краски, которые использовались при оформлении первых рукописей. Рисунки действительно имели очень небольшие размеры. При этом художники стремились прорисовать на них каждую деталь с максимальной точностью.


Фрагмент персидской миниатюры, 17 век

Сегодня в живописи понятие «миниатюра» применяется по отношению к произведениям искусства малых форм, не только в живописи, но и в скульптуре и графике.

Древние художники рисовали миниатюры тоненькими кистями или птичьими перышками. Что изображали на маленьких рисунках? То, о чем было написано в книгах. Исторические события, героические личности, библейские сюжеты и многое другое. В 18 веке, с появлением , появился и его миниатюрный вариант - маленькие изображения на пластинках из различных материалов.

Историки выделяют несколько школ миниатюрной живописи. Они относятся к разным частям света и имеют свои характерные черты. В Древней Руси рукописи украшали прекрасными миниатюрами, а страницы покрывали позолотой. В Западно-Европейском искусстве расцвет миниатюры приходится на 13-15 века. На рисунках мастеров кроме религиозной тематики - сюжеты сражений и сцены из светской жизни.


Индийская миниатюра

Настоящими мастерами в этом виде живописи стали восточные художники. Шедеврами искусства являются миниатюры Персии, творчество художников из Индии и Монгольской империи.

Специалисты делят миниатюры на несколько видов.

Портретная миниатюра - изображения небольшого формата получили большую популярность в 18 веке. Портреты маленьких размеров можно было совмещать с ювелирными украшениями, брать с собою в военные походы и путешествия, хранить в заветном месте.


Портретная миниатюра

Иллюминирование - техника Средневековья, использовавшаяся для росписи религиозных рукописей. Отличается разнообразием колоритов, за счет использования особых красок.

Рисовать глаза - это не сложно! Сложнее постоянно объяснять на пальцах, как это правильно сделать, поэтому я решила написать эту небольшую статью. Заодно расскажу как красить кожу.

Я нашла самую нейтральную миниатюру: обычное мужское лицо, обычный цвет кожи. Эту технику вполне можно использовать для росписи как игровых, так и исторических миниатюр.

В качестве "кошки " выступает миниатюра 28мм, белый металл , производства GW. Это лимитированный имперец Марко Коломбо. Загрунтована из баллончика белым грунтом Games Workshop(GW) (местами уже покрашена, но это нам не помешает ).

Вот карта цветов, которые я буду использовать в работе:

Первая сторока - три цвета, использовавшиеся для покраски кожи лица и их миксы. Я использовала только акрил производства GW, т.к. считаю GWF Tallarn Flesh лучшим основным цветом для европейской кожи, но вы можете использовать любые похожие оттенки других производителей. Степень разбавления краски примерно 1:10, смотрите на самые прозрачные оттенки в выкраске.

Вторая строка - два оттенка для рисования белков глаз и чёрный грунт Vallejo , который я использую для проливки складок. Концентрация - "подкрашенная вода", самая светлая часть в выкраске. Ещё понадобятся чёрная и белая краски.
Крупно - как должен выглядеть глаз в идеале, потому что на миниатюре это далеко не всегда видно.

Итак, начнём. Покрасим лицо плотным базовым цветом (GW Scorched Brown или любой другой тёмно-коричневый, лишь бы он не давал жёлтого оттенка (если, конечно, вы не хотите получить азиата))

Теперь смесью 1:1 GW Scorched Brown и GWF Tallarn Flesh покрасим всё лицо, а затем выделим выступающие части чистым GWF Tallarn Flesh.

Сделаем выступающие части ещё светлее смесью 1:1 GWF Tallarn Flesh и GWF Deneb Stone (я не знаю, чем можно заменить последний цвет, но больше всего этот оттенок похож на то, что показывают в зеркале, если зимой работать без выходных три недели по 16 часов в день). А затем расставим акценты на кончике носа, скулах, подбородке (если нет бороды) и на лбу (если он не в бровях и под шапкой) 1:2 GWF Tallarn Flesh и GWF Deneb Stone. Если хочется сделать оттенки ещё ярче, можно добавить в последнюю смесь 0,5 (или меньше) части белого.

Лицо готово! Приступим к глазам.
Покрасим глазные впадины GW Scorched Brown либо любым другим тёмно-коричневым (но не чёрным). Если промахнулись, и мазнули краской на лицо - ничего страшного, позже мы это исправим.

И GWF Astronomican Grey, либо любым другим серым, так, чтобы было видно тонкую полоску более тёмного серого (см. большую картинку на карте цветов)

Дальше рисуем радужку. Я решила, что глаза у Марко будут карими, поэтому взяла тот же GW Scorched Brown.
Не нужно рисовать зрачок ровно посередине белка, иначе взгляд получится бешеным, сместите его на треть под верхнее веко (см. большую картинку).

И, наконец, зрачок - чёрным, а телесным цветом подправляем места, где залезли "глазом" на кожу. Если размер глаза и руки позволяют, то можно ещё нарисовать белым блик, как видно на большой картинке. Это оживит глаз.

Чтобы выделить складки и морщины, я пролила лицо "подкрашенной водой" из чёрного грунта Vallejo Gesso 111. Концентрация, как на карте цветов.

Последний штрих - борода, усы и брови.
Вуаля!

На всё, про всё было потрачено около 40 минут вместе с выкрасками и фотографированем, поэтому этот способ можно считать быстрой и довольно качественной покраской стандартного лица. На художественную конечно же тратиться раза в два больше времени, 10-15 оттенков краски только на кожу.

Пробуйте, и всё получится Тем более, что неполучившееся лицо достаточно просто отмыть

Миниатюры - это как "наброски перед набросками". Они помогают полноценно представить финальный результат, предоставляя достаточно возможностей для экспериментов. В сегодняшнем уроке из серии "Цифровая живопись от А до Я" мы раскроем преимущества этих крошечных шедевров.

Что представляют собой миниатюры?

Миниатюры - это небольшие предварительные наброски, которые обычно обрамляются рамкой и представляют собой снимок идеи будущего рисунка. Традиционные художники всегда использовали их для планирования своей работы, поэтому не удивительно, что миниатюры перекочевали в сферу цифровой живописи.

Зачем можно использовать миниатюры?

Была ли у вас ситуация, когда в голове полно идей, но их не получается собрать воедино?

При помощи набросков в Photoshop можно выработать идеальную композицию перед началом рисования. Это может стать важным шагом в вашем путешествии по миру живописи, ведь с получением нового опыта вы стараетесь подготовить рисунок, чтобы избежать типичных ошибок новичков.

А главная ошибка новичков - отсутствие подготовки. Как видите, хорошие рисунки не падают с неба. За каждым шедевром есть длинный список заметок, миниатюр и даже небольших исследований, чтобы идеально нарисовать каждую деталь.

Виды миниатюр

Создание миниатюр - довольно прямолинейный процесс. Вот несколько разных методов, которые вы можете попробовать сами:

Заметки и исследования

Собственно говоря, я всегда больше пишу, чем рисую. Все мои миниатюры сопровождаются ассоциативными словами, которые помогают прояснить мое видение лучше, чем визуальная интерпретация. Я называю цвета, которые хочу использовать, пишу прилагательные для описания рисунка и делаю много заметок о важных деталях, которые могу забыть. После того, как у меня есть общая идея, я чувствую себя достаточно комфортно, чтобы начать рисовать.

Однако, не все художники одинаковы. Вам может понадобится нарисовать 3 миниатюры или 30 перед тем, как перейти к следующему шагу. Совет новичкам - просто поэкспериментируйте, пока не найдете подходящий для себя процесс. Делайте множество легко понятных заметок и перечитывайте их, чтобы не потерять идею.

Свобода vs. детали

Я видел множество различных миниатюр, начиная от тщательно прорисованных прекрасных набросков и заканчивая "палочными человечками" и "куриными набросками". Они все работают и у каждого из них есть свои преимущества. Каждый раз, когда вы рисуете без деталей, вы оставляете пространство для дальнейшего творчества. Это позволяет быстро зарисовать все идеи, не тратя времени на тонкую прорисовку.

Однако, детализированные миниатюры отлично помогают подметить все детали. Это заставляет полностью все проработать перед переходом к финальному наброску.

Лучший способ узнать, какой из видов миниатюр подходит вам больше - прислушаться к себе. Нужно добавить больше деталей? Вы знаете, что делать.

Контуры и формы

Как должно выглядеть негативное пространство? Где иерархия этого рисунка? Как глаза будут двигаться по композиции? Перед завершением наброска нужно ответить на все эти вопросы.

Иногда лучшее, что можно сделать - просто нарисовать основные контуры. Хотите нарисовать прекрасный пейзаж? Включите в свою миниатюру простые формы, например, треугольники для деревьев или квадраты для зданий. Хотя это звучит глупо, но в итоге вы удивитесь, как прояснилось ваше видение.

Цвета и значения

Как уже упоминалось ранее, миниатюры отлично подходят для изучения. Поэтому не стоит забывать об экспериментах с цветом и схемой освещения. Если разобраться с этим на раннем этапе работы, удастся избежать разочарования в финальном результате.

Из-за своего безграничного потенциала Photoshop часто может показаться слишком сложным для новичков. Работая с миниатюрами, вы можете сконцентрироваться на определенной цветовой схеме и не отвлекаться на все лишнее.

Основные настройки: как рисовать миниатюры

Создать свой шаблон для миниатюр очень просто. Однако, можете также скачать готовый файл (https://cms-assets.tutsplus.com/uploads/users/346/posts/23900/attachment/psdtuts_thumbnail_template.psd).

Используйте инструмент Прямоугольник (Rectangle Tool), чтобы создать несколько прямоугольных фигур в портретном или альбомном формате. Объедините все слои с фигурами и закрепите их.

Создавайте новые слои и посвящайте их определенному концепту. Теперь начинайте делать наброски! После этого сохраните файл в формате .psd , чтобы использовать его для будущих рисунков.

Получаем максимум пользы от миниатюр

Это было довольно просто, не так ли? Теперь рассмотрим несколько советов по более эффективному использованию миниатюр.

Не перестарайтесь

Помните, это просто миниатюра. Маленький набросок. Он не должен быть слишком сложным или детализированным. Если вы видите, что уже на этом этапе перегружены и не знаете, что делать дальше, успокойтесь и подойдите к этому проще. Хорошие идеи требуют большого количества экспериментов, поэтому научитесь принимать мелкие недоработки, даже если рисуете "палочного человечка".

Думайте шире

Иногда рамки не помогают, а пустой белый лист убивает желание рисовать. Попробуйте изменить способ работы с композицией. Если у вас каждый раз получаются одинаковые композиции, отучите себя от этой привычки еще на этапе создания миниатюр. Используйте круги вместо прямоугольников, поиграйте с перспективой или цветом, чтобы изменить свое отношение к идее.

Знайте, как выбирать лучшую миниатюру

Вы сделали несколько миниатюр. Что дальше? Выберите рисунок, лучше всего отображающий историю. Не ленитесь и тщательно выбирайте набросок. Для получения максимального результата изучите все миниатюры, особое внимание уделяя тем, на которых останавливается взгляд. Просто прислушайтесь к себе и узнаете, что лучше выбрать.

Выводы

Все это кажется лишней работой, но рисование миниатюр поможет вам добиться успехов в создании потрясающих рисунков. Благодаря обширному планированию художники узнают, что работает, а что - нет.

История миниатюр восходит к средним векам, когда художники при помощи акварели создавали изысканные портреты на пергаменте или слоновой кости. Они тщательно прорабатывали мельчайшие детали, используя различные техники рисования, такие как штриховка или точечное нанесение красок («стипплинг» или «тычковый» метод), чтобы создать множественные слои цвета на рисунках размером менее чем 15 на 12 сантиметров.

Многие миниатюристы и сегодня предпочитают традиционные техники рисования, но выбор материалов для работы в наши дни гораздо шире: масляные краски, акварель, акрил - и это лишь малая часть. Пергаментная бумага до сих пор используется в качестве поверхности для рисования, но всё больше художников выбирают более современные материалы, такие как искусственная слоновая кость, гладкий картон или бумага, тонкие деревянные дощечки.

Я же собираюсь научить вас рисовать собственные миниатюры акриловыми красками. Их преимущество в том, что они легко смешиваются и обладают насыщенным цветом, кроме того, они идеальны для начинающих: любые ошибки и огрехи можно просто закрасить.

Создание миниатюры требует твёрдой руки и огромного терпения. Важно также, чтобы вы были знакомы с консистенцией красок, так что потренируйтесь рисовать тонкие прямые линии на обороте какой-нибудь старой фотографии, прежде чем приступать к работе.

1. Наметьте контуры

Для рисования прекрасно подойдёт небольшая дощечка из древесного волокна (ДВП средней плотности), покрытая пятью слоями белого акрилового грунта Гессо и отшлифованная до гладкости. Я использовал дощечку размерами 7,5 на 9,5 сантиметров, грунтованную акриловым Гессо марки Daler Rowney.

Используя кальку или рисуя от руки, на подготовленной поверхности наметьте контуры основных объектов вашего будущего рисунка. Вы можете взять мой набросок или создать собственный. Не стоит прорисовывать все цветы и другие мелкие детали на этом этапе: потом вы перекроете их краской, и изображение получится нечётким.

2. Нарисуйте небо, деревья и изгороди


Качество кисточек очень важно, особенно когда вы работаете с мелкими деталями. Именно поэтому я предпочитаю пользоваться кисточками Pro Arte Connoisseur, которые состоят из смеси соболиного меха и синтетического волокна и отлично держат форму. Для создания зернистой текстуры я использую старую щетинистую кисть для масла - она как нельзя лучше подходит для стипплинга.

Акриловые краски Daler Rowney System 3 идеальны для рисования миниатюр. У них кремовая текстура и они не потеряют насыщенности, даже если вы разбавите их водой для прорисовки мелких деталей. Кроме того, они быстро сохнут и подходят для лессировки и работы в технике сухой кисти.

Используя круглую кисть №4, возьмите немного краски цвета Титановый белый (Titanium White) и капельку Ультрамариновой (Ultramarine). Добавьте совсем немного воды, смешайте краски до однородной кремовой консистенции, а затем нанесите на область, где должно быть небо.

Для рисования деревьев на заднем плане используйте старую щетинистую кисть, чтобы добиться нужной текстуры. Возьмите немного чистого Травяного зелёного (Sap Green) и немного чёрного на кончик кисти. Потренируйтесь, нанося краску точечно на тренировочную поверхность (идеально подойдёт обратная сторона старой фотографии), пока не получите желаемый цвет и текстуру, а затем нанесите на саму миниатюру.

Чтобы подчеркнуть игру света на листьях, чистой сухой кистью возьмите немного Лимонно-жёлтого (Lemon Yellow), Травяного зелёного (Sap Green) и самую каплю белого и осторожными одиночными прикосновениями нанесите на кроны деревьев и кустов. Вы также можете нанести несколько штрихов голубым или Жёлтой охрой (Yellow Ochre), если хотите добавить разнообразия в тени и полутона. Придайте чёткости листве при помощи тонкой кисти №000.

3. Нарисуйте траву

Воспользуйтесь полудюймовой плоской кистью и смешайте Лимонно-жёлтый (Lemon Yellow) и немного Травяного зелёного (Sap Green) с добавлением воды, чтобы получить водянистую полупрозрачную краску для лужаек. Чтобы рисовать скатерть возьмите кисть №2, немного воды и добавьте каплю чёрного к Лимонно-жёлтому (Lemon Yellow) для прорисовки складок скатерти.

Когда краска высохнет, возьмите кисть №4 и лессируйте всю поверхность скатерти полупрозрачной смесью жёлтой краски с водой, используйте белый для световых пятен.

4. Нанесите тёмный фоновый тон

Возьмите кисть №4 и смешайте Травяной зелёный (Sap Green) и Марсианский чёрный (Mars Black) с добавлением небольшого количества воды, а затем нарисуйте тёмно-зелёный фон для цветов на переднем плане. Воспользуйтесь карандашом, чтобы обозначить контуры цветочных горшков и самих цветов, затем возьмите кисть №000 с белой краской и каплей воды и осторожно обозначьте контуры цветов, листьев и горшков.

Из-за тёмного фона белый цвет будет казаться тускловатым, поэтому повторно пройдитесь по тем участкам, которые хотите выделить или сделать светлее, не трогая при этом затенённые участки. Так вы сможете добиться нужного вам контраста (кстати, остальные цветы и растения в саду вы тоже можете сделать белыми).

5. Придайте насыщенности

Когда белая краска высохнет, возьмите кисточку №0, чтобы смешать чистые цвета (без добавления белого) и проверьте консистенцию краски перед нанесением. Используйте Травяной зелёный (Sap Green), разбавленный водой, чтобы лессировать кроны деревьев, и добавьте немного жёлтого к зелёной краске, когда будете рисовать листья герани.

Для роз возьмите краску цвета Кармазин (Crimson), для цветов герани - Кадмий красный (Cadmium Red), а для цветочных горшков - Жжёную сиену (Burnt Sienna) с добавлением Жёлтой охры (Yellow Ochre). Чтобы сделать цвета насыщеннее, лессируйте те участки, которые посчитаете нужным. Аналогично могут быть прорисованы и кроны деревьев на заднем плане.

Для теней на траве возьмите Травяной зелёный (Sap Green) с добавлением чёрного и кисточку №4. Финальная лессировка жёлтым и зелёным по всей поверхности лужайки поможет сделать цвета более яркими и насыщенными.

6. Добавьте деталей


Стулья я рисовал при помощи тонкой кисточки №000 белой краской с добавлением воды для однородной консистенции; затем чёрной краской я обозначил контуры. Белым я выделил кувшин и стаканы, а для апельсинового сока использовал смесь жёлтого и Кадмия красного (Cadmium Red).

Чёрным цветом прорисуйте силуэт кота, а для его шерсти используйте Жёлтую охру (Yellow Ochre), белую и чёрные краски. Для внутреннего дворика возьмите разбавленную водой смесь Жжёной сиены (Burnt Sienna) и чёрного, после нанесения краски промокните поверхность тканью, чтобы получить зернистую текстуру.

7. Нарисуйте внутренний дворик и мальву


Чтобы выделить отдельные кирпичи и нарисовать траву возьмите кисточку №000 со смесью Травяного зелёного (Sap Green) и чёрного. Для теней используйте кисть №2 и краску цвета Жжёная сиена (Burnt Sienna) смешанную с чёрной краской. Чтобы сделать картину интереснее, можете добавить опавшие лепестки и мелкие камушки.

Прорисуйте очертания цветов мальвы на переднем плане белым при помощи кисти №000. Затем смешайте белый с Жёлтой охрой (Yellow Ochre) и чёрным для лепестков. Осторожно лессируйте смесью Кармазина (Crimson) с водой или же оставьте цветы белыми и добавьте лёгкий мазок жёлтого в сердцевину цветка. Листья мальвы осторожно раскрасьте смесью зелёного и чёрного и выделите контуры белым и жёлтым. В конце лессируйте листья и стебли зелёным.

Наметьте контуры лейки чёрным и используйте различные оттенки серого для заливки. Чтобы завершить работу, аккуратно нарисуйте несколько листьев или высокую траву на переднем плане.

8. Залакируйте и вставьте в рамку

Профессиональный сатин марки Winsor & Newton или блестящий лак надёжно защитит вашу работу после высыхания. Я предпочитаю пользоваться лаком-спреем, чтобы не оставалось следов от кисточки, и при нанесении держу баллончик примерно в 25 сантиметрах от рисунка, осторожно распрыскивая лак маленькими порциями в четыре или пять подходов, чтобы добиться нужного результата. Дождитесь полного высыхания лака.

Теперь вы можете вставить вашу миниатюру в рамку без стекла.