Рисунок по произведение петя и волк. Пробуем нарисовать волка карандашом так, чтобы увидеть его характер. Найти характер персонажа

Петя и волк - детский мультик, в котором дети впервые знакомятся со звучанием инструментов симфонического оркестра, этого яркого явления западноевропейской музыкальной культуры. Если вы решили обучать своего ребёнка музыке, то наверняка он станет более-менее частым посетителем филармонических концертов. Во всех странах это является нормальной потребностью культурного, образованного человека.

А в этом случае ему будет просто необходимо хотя бы в общих чертах входящими в состав симфонического оркестра, с их тембрами звучания, (научиться различать их по слуху), знать, как они выглядят.

Информация эта объёмная и потому было бы неправильно наваливать её на ребёнка всю сразу. Ему будет сложно всё запомнить, может возникнуть путаница в голове. Поэтому давайте, как всегда, «кушать слона по кусочкам».

К счастью, для этой цели в нашем распоряжении имеется специально созданное музыкальное произведение. Сергей Сергеевич Прокофьев, наш замечательный композитор, подумал о детях и написал для них свою симфоническую сказку под названием «Петя и волк». Это одновременно и сказка для детей, и знакомство с несколькими инструментами оркестра.

Есть много вариантов записи этого произведения. При выборе видеоролика для размещения на своём блоге я думала о том, что этот фильм должен сочетать в себе богатую информативность, доступность и интересную подачу материала. Поэтому выбор был сделан в пользу записи, сделанной ещё в 1946 году.

К сожалению, более поздние варианты не выдерживают конкуренции с этой записью по указанным выше параметрам. По причине давности записи качество видео в ней несколько уступает более поздним образцам. Однако, думаю, что содержание всё же важнее.

Итак, в сказке за каждым из главных действующих лиц закреплён определённый инструмент (или группа инструментов), которые характеризуют это действующее лицо своей мелодией-лейтмотивом.

Таким образом происходит знакомство с пятью духовыми инструментами и четырьмя из группы струнных инструментов. Вот они:

1.Для характеристики Пети композитор использует струнную группу инструментов (надеюсь, нет необходимости здесь рисовать картинку, поскольку такие инструменты, как скрипка , виолончель или альт всем хорошо известны).

2. Птичка представлена близким ей по тембру деревянным духовым инструментом под названием Флейта.

3.С Уткой нас познакомит деревянный духовой инструмент Гобой , поскольку его тембр ближе всего к звукам, издаваемым этой птицей.

4.Кошку характеризует звучание Кларнета. Кларнет (как и флейта, гобой и фагот) относится к той группе инструментов, которые когда-то делали из дерева. Поэтому данная группа так и называется: деревянные духовые.

5.Для Дедушки Прокофьев выбрал инструмент из той же группы. Называется он Фагот .


6.Чтобы выделить волка из всей этой милой компании, использован инструмент из группы медных (сделанных из меди) духовых. Называется он Валторна , причём их задействовано для этой цели сразу три!

Надеюсь, что просмотр этого фильма об инструментах симфонического оркестра доставит удовольствие всем. По крайней мере, у детей этот фильм всегда пользовался большим успехом:

Sorry, дорогие друзья! Я могу только догадываться каким образом наш советский мультик 1946 года с музыкой нашего Сергея Прокофьева стал вдруг недоступным для нас, естественных наследников творений наших предков. Но по факту этот мультфильм теперь является собственностью некоего партнёра Kedoo Entertainment и найти его в интернете я не смогла. Сожалею, что не скачала вовремя. Предлагаю альтернативный вариант. Это довольно интересная и содержательная беседа со школьниками с иллюстрацией симфонического оркестра. Впрочем, на YouTube вы сможете найти много вариантов этого мультика.


Маршрутный лист

Сюжет сказки

Музыкальные характеристики героев

Герой

Инструмент

1___________________________2___________________________3___________________________4___________________________5___________________________




Симфоническая сказка

«Петя и Волк»

Сергей Сергеевич Прокофьев

Симфоническая - значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.


Ранним утром пионер Петя

выходит на большую зелёную лужайку.


На высоком дереве сидит его знакомая Птичка , которая, заметив Петю, слетает вниз.


В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с Птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или Птичке, которая плавать не умеет.


За ними наблюдает

Кошка , готовая поймать одну

из них, однако Птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а Утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся


Выходит Петин дедушка . Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его.


Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но Волк настигает её и проглатывает.


Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит Птичку отвлечь Волка, и, когда тот пытается её поймать,

накидывает Волку на хвост петлю.


Из леса выходят Охотники , которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка

и отвести его в зоопарк.



Пионер Петя - главный герой сказки. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты - скрипки, альты и виолончели , которые называются струнной группой.


Роль Петиного дедушки исполняет фагот :

уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.


Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво. И, конечно, лучше всего было поручить роль Птички флейте.


Отрывистые, приглушенные звуки кларнета , напоминают вкрадчивое мурлыканье Кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких

бархатных лапок.


Исполнитель роли Утки - гобой. Дело в том, что у этого инструмента некоторые ноты напоминают утиное кряканье. Гобой прекрасно изображает в оркестре самодовольное кряканье глупой Утки.


Роль Волка исполняют три валторны . Оказывается, что если несколько валторн в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изображает злого и страшного Волка.


Охотники смелые, храбрые



СИНКВЕЙН

  • Тема: ПЕТЯ, ПТИЧКА, ДЕДУШКА, ВОЛК
  • Два прилагательных, раскрывающих характерные признаки героя.
  • Три глагола, раскрывающие действия героя.
  • Фраза, раскрывающая суть произведения.
  • Вывод, отражающий ваше личное отношение к герою.

НАПРИМЕР:

  • Петя.
  • Справедливый, отважный.
  • Гуляет, спасает, ловит.
  • Смелый мальчик, не боится волка.
  • Герой.

Рефлексия

Спасибо за урок!

Сказку «Петя и Волк» гениальный русский композитор Сергей Прокофьев сочинил для исполнения чтецом и симфоническим оркестром. Невозможно верно представить себе Петю, волка и утку без звучания скрипки, валторны или гобоя. Ведь вся соль этого произведения и заключается в том, что каждого персонажа сказки иллюстрирует свой инструмент и своя музыкальная тема.

Симфоническая сказка «Петя и волк» является одним из самых исполняемых музыкальных произведений в мире. В 1946 компания The Walt Disney Company выпустила мультфильм «Петя и Волк». А в 1975 году Байан Ино и Фил Коллинз организовали в Великобритании постановку рок-оперы «Петя и волк». В 2006 году вышел еще один мультфильм под названием «Петя и Волк» – на этот раз совместного производства Польши, Великобритании и Норвегии. Что касается чтецов, то самыми знаменитыми из них были Михаил Горбачев, Билл Клинтон и Софи Лорен. Сам Прокофьев самой удачной считал инсценировку, где текст читает соавтор произведения Наталия Сац. Так она и звучит на диске, приложенном к книге, - в исполнении Академического оркестра Большого театра и Наталии Сац (CD от фирмы «Мелодия»).

В 1958 г. немецкий художник Франс Хаакен нашел свой способ изобразить историю о хитром Пете, который заманил волка в засаду с помощью птички. Белой чертой на черном фоне он изображает ее героев, лишь газон перед домом, свитер Пети или глаза кошки светятся зеленым, красным или желтым цветом. И все же. Именно этот прямолинейный черно-белый карандашный рисунок составляет сказочно-странное обаяние этой книги, которое остается в памяти каждого, кто берет ее в руки.

Иллюстрации к «Пете и Волку» принесли Франсу Хаакену международную известность. Теперь история, придуманная Сергеем Прокофьевым, сама по себе стала превосходной книгой.

Как ему удалось сочетать яркость и полнокровную выразительность каждого образа с непрерывностью развития музыкальной мысли!

Бывает, какой-нибудь композитор от всего сердца желает написать доступное для ребят музыкальное произведение, сделать каждый образ доходчивым, а в целом получается клочковато – единого-то произведения и не вышло! Как одеяло из разноцветных лоскутов! У Прокофьева звучат озорной пионер, неуклюжая утка, ворчливый дедушка – они лепятся из звуков в образы, почти видимые и ощутимые, но, хотя в музыке слышится и волчий вой, и утиное кряканье, это не звукоподражание, как бывает, например, в музыкальном сопровождении мультипликационных фильмов, – это выражение жизни данных образов, это настоящая музыка. Я-то уж наверное знаю, что «Петя и волк» Прокофьева написан по специальному заданию, и… забываю об этом, слушаю его как чудесное музыкальное произведение – целое, целостное.

Наталья Сац. С Петей и волком к детям всего мира». Из книги «Новеллы моей жизни»

10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.

1. Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст - тоже авторства Сергея Прокофьева.

2. Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку - флейту, утку - гобой, кошку - кларнет, волка - три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3. «Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения - работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев

4. Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.

5. «Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов - только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

6. Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

7. Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра - нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился - прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.

8. Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.

9. Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина - оперный режиссер Наталия Сац. В списке - оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.

«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я - словами, он - музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой - познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

Наталия Сац

10. 2004 год - премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав - экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, - сделать музыку понятной для детей.