Самые известные музеи мира. Исторические музеи мира История самых известных музеев мира

Рассматривая развитие музейного дела с древнейших времен до наших дней, следует выделить основные его этапы:

· предмузейное (протомузейное) собирательство – с древнейших времен до рубежа XIV – XV вв.;

· становление музея как социокультурного феномена, выделение коллекционирования в особую отрасль культуры, создание элитарных («закрытого» типа) музеев – рубеж XIV – XV в. – конец XVIII в.;

· становление музейного дела как самостоятельной отрасли культуры, появление новых профилей музеев; превращение музея в публичный – конец XVIII – 1-я половина XIX в.

Процесс становления музея как социокультурного института начинается в эпоху Возрождения. Италия переживала этот период во второй половине XIV – конце XVI в., а Западная и Центральная Европа – во второй половине XV – начале XVII столетия.Родиной европейского коллекционирования по праву считается Италия, где уже в начале XV столетия предметы старины и произведения искусства стали собирать правители и патриции многих итальянских городов (Медичи во Флоренции, Гонзага в Мантуе).

В XVI в. идеи гуманизма распространились по всей Европе.Коллекция короля Франции Франциска I положила начало собранию Лувра. В Баварии традиции художественного коллекционирования были заложены герцогом Вильгельмом IV фон Виттельсбахом, его коллекция стала основой Старой Мюнхенской Пинакотеки. Собрание произведений правителя Великой Римской империи Карла V, а затем его сына, короля Испании Филиппа II– важная составная часть музея Прадо в Мадриде. В этот период происходило формирование первичных музейных форм.

На рубежеXVI – XVII вв. проявляется стремление общества к публичности известных собраний. Частные коллекции приобретали публичную известность, служили предметом гордости не только их владельцев, но и их сограждан.В культуре Нового времени возник феномен публичного музея. Это оказало большое влияние на формирование мирового культурного пространства. Первые публичные музеи открываются в Швейцарии, Англии, Венеции, Франции – Базельский художественный музей в Швейцарии,учебный музей Ашмолав Оксфорде (был организован в в 1683 г. в научно-образовательных целях), Британский музей в Лондоне (1753), Старая Пинакотека в Мюнхене, Дрезденская галерея и др.

В течение XVIII в. произошли важные изменения в музейном деле. Началось строительство специальных музейных зданий, зарождалась музеография, вырабатывались принципы описания коллекций, этикетажа, построения экспозиций, музеи постепенно становились общедоступными.Под влиянием идей Просвещения зародилось движение за открытие музеев для широкой публики. Просветители одними из первых отметили роль музея как образовательного учреждения, способного передавать социально значимую информацию. В ходе Французской революции, проходившей под лозунгами Просвещения, были проведены национализация королевских коллекций, имущества церкви, аристократии, их музеефикация и экспонирование для широкой публики. В 1792 г. было принято решение о создании в Лувре музея. Он был открыт для публики в 1793 г.

В XIX в. в Европе на волне национально-освободительных движений началась организация национальных музеев. В 1802 г. создается Венгерский национальный музей в Будапеште (в 1896 г. преобразован в Будапештский музей изобразительных искусств), 1818 г. – Национальный музей в Праге. После освобождения Испании от власти Наполеона в Мадриде открывается музей Прадо (1819). В 1824 г. открывается Лондонская Национальная галерея.Под эгидой просветительских идей и с целью сохранения национальных традиций для такого рода музеев строились монументальные здания классического типа. Новой чертой музейной политики становится движение за открытие музеев для широкой публики. В XIX в. развивается музейная сеть и за пределами Европы. В 1872 г. открывается для публики музей Метрополитен в Нью-Йорке, в основе которого вначале были только частные пожертвования.

Первым российским музеем стала Петербургская кунсткамера, основанная Петром I в 1714 г. Это событие принято связывать с началом музейного дела в России.Деятельность Кунсткамеры носила четко выраженный просветительский характер. Петр I сделал музей общедоступным.Во второй половине XVIII в. проходило становление одного из крупнейших музеев России – Эрмитажа. Музей возник благодаря коллекциям императрицы Екатерины II. Он создавался путем крупных закупок произведений искусства.Формирование первых музеев происходило на фоне развития частного коллекционирования, тесно связанного с музейной деятельностью, результатом этой деятельности стало создание Русского музея в Санкт-Петербурге, Третьяковской Галереи в Москве и многих других.

Формирование основных музеев, было закончено в XIX веке. В XX веке музейная деятельность начинает интенсивно развиваться в период между двумя войнами. Но только после Второй мировой войны резко увеличивается число музеев с самым разнообразным содержанием. Большое значение для развития и успешной деятельности современных музеев имеет работа Международного Совета Музеев (англ. InternationalCouncilofMuseums, ICOM) – неправительственной профессиональной международной организации, созданной в 1946 году. ICOM – это международная организация музеев и музейных специалистов, которые занимаются хранением, развитием и взаимодействием общества и мирового природного и культурного наследия, настоящего и будущего, материального и нематериального наследия.

Тема 2

В пособии представлена программа курса истории музеев мира, список тем для итогового коллоквиума, список источников и литературы. Также в пособии содержится перечень экзаменационных вопросов и глоссарий. Программа подготовлена на основании соответствующего общего курса, читаемого на историческом факультете и предназначенного для студентов дневного и заочного отделений по специальности "Музеология".

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Исторический факультет Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений исторического факультета по специальности «Музеология» Казань 2008 УДК 069 ББК Ш5.101 Утверждено к печати кафедрой музеологии исторического факультета Казанского государственного университета (протокол № 11 от 1 июля 2008 г.) Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета Казанского государственного университета Научный редактор И.Б. Сидорова Алмазова Н.С., Бикеева Н.Ю. История музеев мира: Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности «Музеология». – Казань, 2008. – 28 с. В пособии представлена программа курса истории музеев мира, список тем для итогового коллоквиума, список источников и литературы. Также в пособии содержится перечень экзаменационных вопросов и глоссарий. Программа подготовлена на основании соответствующего общего курса, читаемого на историческом факультете и предназначенного для студентов дневного и заочного отделений по специальности «Музеология». © Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева, 2008 © Казанский государственный университет, 2008 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «История музеев мира» посвящен основным периодам формирования музея как социокультурного института. В курсе рассматриваются роль и значение музея в контексте мировой истории и культуры. Цель курса - дать студентам необходимый объем знаний по истории становления и развития музея как специфического социокультурного института от античности до современности; ознакомить их с многообразием типов музея; продемонстрировать многосторонние связи музея с различными научными дисциплинами и явлениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, характерными для той или иной эпохи. Задачи курса: рассмотреть этапы эволюции музея как специфического социокультурного института; показать развитие представлений о назначении музея и его функциях в различные эпохи; проследить становление и динамику основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской, воспитательной и др.); ознакомить студентов с историей наиболее значительных музейных собраний мира. В результате освоения курса студент должен: знать закономерности становления и эволюции музея как социокультурного института с древнейших времен до современности; знать этапы формирования и коллекционный состав наиболее крупных музейных собраний мира (Европы, Азии, Африки, Америки); ориентироваться в ведущих тенденциях исследовательской и практической деятельности современных музеев и музейных центров. 3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ (2 часа) Предмет курса. Структура курса. Понятийный аппарат. Музей. Коллекция. Понятие музея как социокультурного института. Источники и литература. ТЕМА 1. МУЗЕИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ (8 часов) Коллекционирование в Древней Греции. Понятие музейона. Протомузейные коллекции Древней Греции: святилища, храмы, пинакотеки, стои. Дельфы, Олимпия, Афинский Акрополь. Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма. Александрия, Пергам. Коллекционирование в Древнем Риме. Понятие museum. Частные собрания в Древнем Риме. Общественные собрания в Древнем Риме: храмы, форумы, портики, виллы. Состав коллекций. Коллекционеры Древнего Рима. Элементы музейной деятельности в античности: хранение, экспонирование и показ коллекций. ТЕМА 2. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 часов) Особенности исторического сознания в средние века. Формирование ценностного отношения к вещи. Реликвии, культовая утварь. Возникновение и развитие церковных сокровищниц: Монца, Сен-Дени, Конк, Сен-Шапель. Светские сокровищницы, их функции и значение. Герцог Жан Беррийский – первый средневековый коллекционер. ТЕМА 3. МУЗЕИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (12 часов) Исторические предпосылки возникновения музеев в эпоху Возрождения. Движение гуманистов. Античное наследие в ренессансной культуре. Ренессансные экспозиции: студиоло, гардеробные, антикварии, галереи, оружейные, кунсткамеры, кабинеты, музей. 4 Коллекционеры эпохи Возрождения. Выдающиеся собрания светских и духовных магнатов. Галереи Уффици и Питти. Антикварии Ватикана. Кабинеты и кунсткамеры Центральной Европы. Кабинет Амербахов в Базеле. Кунсткамера Рудольфа II в Праге. Кабинеты естествоиспытателей. Появление музеографии. С. Квиккиберг и его «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной». ТЕМА 4. XVII ВЕК: СТАРОЕ И НОВОЕ В МИРЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ (6 часов) Социальные функции художественных собраний в «золотой век» коллекционирования. Художественные коллекции европейских монархов и их приближенных. Эстетика дворцовых галерей. Формирование основных художественных собраний Европы: история собрания; состав коллекций; особенности систематизации и экспонирования; ведущие направления музейной деятельности. Естественно-научные кабинеты. Анатомический кабинет Ф. Рюйша. ТЕМА 5. МУЗЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (6 часов) Возникновение первых публичных музеев в Англии. Феномен публичного музея и его особенности. Королевские музеи Франции, Англии, Испании, Австрии, Скандинавии. Обзор истории формирования, состав коллекций, социальный статус музеев. Нововведения в экспонировании произведений. Каталог коллекций музея, его общественная и культурная роль. ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ МУЗЕЕВ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ (12 часов) Наполеоновские войны и музейное строительство. Новые социальные функции музея. Музей Наполеона. Д. Виван-Денон. Пинакотека Брера. Рейксмузеум. Прадо. Реституция художественных ценостей. Музей и национальное самосознание. Немецкий романтизм и концепции национальных музеев Германии. Глиптотека, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене. Музейный остров в Берлине. Музеи национального искусства. Лондонская национальная галерея. Музеи 5 национальной истории и культуры. Музеи Австро-Венгрии. Особенности музейного строительства на американском континенте. Метрополитен-музей. Наука и музей. Дифференциация научного знания. Роль естественнонаучных, археологических и этнографических коллекций в создании основ научной систематики, методики научных исследований. Роль первых всемирных выставок Европы в формировании просветительской миссии музея. Концепция музея в Южном Кенсингтоне и проблема искусства и промышленности в культуре XIX в. Возникновение профильных музеев Художественные музеи. Музеи слепков. Музеи естественной истории. Музей естественной истории в Лондоне. У.Г. Флауэр. Музеи науки и техники. Музей искусств и ремесел в Париже. Музей науки в Лондоне. Немецкий музей в Мюнхене. Музеи под открытым небом. Скансен. ТЕМА 7. МУЗЕИ В ТОТАЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ (6 часов) Новые функции музейных коллекций. Появление первых профессиональных объединений музейных специалистов. Музеи фашистской Италии и нацистской Германии как инструмент националистической пропаганды. Превращение музеев в СССР в 20- 30 гг. ХХ в. в политико-просветительское учреждение. Особенности классового и идеологического подхода к искусству и подготовке кадров для музейной работы. Музейные распродажи. ТЕМА 8. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НОВАЦИИ В МУЗЕЙНОМ МИРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (6 часов) Музейный бум в послевоенной Европе, расширение музейной сети. Международные организации и культурное наследие. Появление музейных комплексов нового типа: музеефицирование кварталов и городов: музеи быта, промышленной археологии; распространение "скансенов", возникновение экомузеев. Научно-технический прогресс и техническое образование. Развитие сети технических музеев и их типология: музеи почты, печати, транспорта, космонавтики, промышленности и др. Художественные музеи: новые подходы. Музей современного искусства как музей эпохи постмодернизма. 6 Музейная архитектура и новые типы коммуникации в музее. Особенности организации и взаимодействия с посетителем. Модернизация традиционных музеев Внимание к непрофессиональным формам художественного творчества; к примитивному искусству; к творчеству женщин и национальных меньшинств; к маргинальным культурам. Новые принципы организации музейной среды. Историческая анимация, организация виртуального пространства как один из основных принципов экспозиции третьего тысячелетия. Проблема виртуальных музеев и музейных сайтов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа) ИТОГОВЫЙ КОЛЛОКВИУМ (4 часа) ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДОКЛАДОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОЛЛОКВИУМА 1. Вашингтонская национальная галерея. История создания и современное состояние галереи. 2. Датский национальный музей древностей. История создания и современное состояние музея. 3. Дворец открытий в Париже. История создания и современное состояние музея. 4. Музей Альгамбра. История создания и современное состояние музея. 5. Музей «Васа» в Стокгольме. История создания и современное состояние музея. 6. Музеи Ватикана. История создания и современное состояние музеев. 7. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. История создания и современное состояние музея. 8. Музей д’Орсэ. История создания и современное состояние музея. 9. Музей естествознания в Лондоне. История создания и современное состояние музея. 10. Музей Питт-Риверса, Фарнем. История создания и современное состояние музея. 11. Музей Прадо. История создания и современное состояние музея. 7 12. Музей «Ущелье Айронбридж» в Великобритании. История создания и современное состояние музея. 13. Мюнхенский музей естествознания и техники. История создания и современное состояние музея. 14. «Скансен», Стокгольм. История создания и современное состояние музея. 15. Старая Пинакотека в Мюнхене. История создания и современное состояние пинакотеки. 16. Старый музей (Altes Museum) в Берлине. История создания и современное состояние музея. 17. Центр Помпиду. История создания и современное состояние музея. 18. Венский музей истории искусства. История создания и современное состояние музея. 19. Смитсоновский музей в Вашингтоне: история, профили музея, новые экспозиции. 20. Музей Ля-Валетт и Жеода: современные тенденции французской музеологии. СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ 1. Коллекционирование в древней Греции (понятия сокровищниц, музейонов, состав коллекций, знаменитые коллекционеры эпохи эллинизма). 2. Древний Рим: частное коллекционирование и общественные собрания. 3. Сокровищницы средневековья (коллекции, функции, знаменитые коллекционеры). 4. Эпоха Ренессанса и рождение европейского музея. Типы музейных собраний, состав и организация. 5. Знаменитые коллекционеры и выдающиеся собрания эпохи Ренессанса. 6. Художественные коллекции европейских монархов в эпоху Просвещения (типы, состав коллекций, функции). 7. Естественно-научные кабинеты эпохи Просвещения (особенности функционирования). 8. Возникновение первых публичных музеев, их особенности. 8 9. Музейная политика на рубеже ХVIII – XIX вв. (Наполеоновская Франция и новые социальные функции музеев). 10. Музеи Х1Х века: от универсальных собраний к специализированным музеям. (основные типы, функции). 11. Роль музея в формировании национального самосознания. 12. Художественные музеи Х1Х века. 13. Музеи естественной истории Х1Х века. 14. Музеи науки и техники в Х1Х веке. 15. Музеи под открытым небом на рубеже Х1Х – ХХ веков. 16. Музеи в первой половине ХХ века: влияние тоталитарных режимов на деятельность музея. 17. Новые тенденции в музейном мире во второй половине ХХ века. (принципы организации музейной среды). 18. Музеи Европы в ХХ в.: специфика музейной деятельности. 19. Музеи Америки и Азии в ХХ веке: общее и особенное. 20. Экомузеи, их особенности. БИБЛИОГРАФИЯ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА» Учебные пособия и основная литература: 1. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. 2. Юренева Т.Ю. Художественные музеи Западной Европы: История и коллекции: Учебное пособие. М., 2007. *** 3. Алмейда М.Т. Постоянная экспозиция Музея д"Орсе в Париже // Museum. 1988. № 154. 4. Аринзе Э.Н. Африканские музеи: необходимость перемен // Международный журнал «Museum». 1998. № 3 (197). 5. Аскус Л. Музей Королевской Академии изящных искусств в Мадриде // Museum. 1986. Т. 155. 6. Асоян Н.И. Художественные музеи Америки // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 2. 7. Афинский музей для слепых: просвещение инвалидов // Museum. 1989. № 162. 9 8. Баварские государственные собрания картин. Мюнхен. Старая пинакотека. Новая пинакотека. Новая государственная галерея: [Альбом] / Сост. и автор текста М.Я. Либман. М., 1972. 9. Базельский художественный музей: Альбом / Авт.-сост. Т.Н. Букреева. М., 1987. 10. Балаш А.Н. Частное коллекционирование памятников греческого искусства в античном Риме // Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. / Санкт-Петербургская Академия культуры. Т. 147. СПб., 1997. 11. Белов Г. Д. Алтарь Зевса в Пергаме. Л., 1958. 12. Белозерова В.Г. История музеев и реставрационного дела в КНР (до "культурной революции") // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. Т. 6(36). М., 1980. 13. Белостоцкий Я., Валицкий М. Европейская живопись в польских собраниях 1300-1800. Варшава, 1958. 14. Блистательный Дрезден: Искусство и художественные собрания во времена Августа II и Августа III. (1694-1763). Каталог выставки. М., 1989. 15. Большой Лувр. Сообщение Международного журнала «Museum». 1995. № 1 (183). 16. Брагинская Я.В. Fata Libelli. (Судьба книги Филострата Старшего «Картины») // Античность в культуре и искусстве последующих веков / Материалы научной конференции. ГМИИ 1982. М., 1984. 17. Браунинг Р. К вопросу о возвращении скульптур Парфенона // Museum. 1984. № 141. 18. Британский музей. Лондон: Альбом / Авт.-сост Б.И. Ривкин. М., 1980. 19. Британский музей. Лондон. Сокровища Британского музея: Каталог по искусству. Пер. с англ./ Сост. Ф. Фрэнсис. М., 1984. 20. Будапештские музеи. / Пер. с венгер. Будапешт, 1985. 21. Ватикан: [Альбом]. Пер. с итал. / Карло Пьетранджели и др. М., 1998. 22. Вулих Я.В., Неверов О.Я. Роль искусства в пропаганде официальной идеологии принципата Августа // Вестник древней истории. 1988. № 1. 23. Гайсмайер И. Дискуссия вокруг проблемы: Берлинская картинная галерея - история и будущее // Творчество. 1991. № 10. 24. Галерея Питти. Флоренция: [Альбом] / Сост. и автор текста И. Смирнова. М., 1971. 10

Представляю вам самые известные и величайшие музеи мира. Кто будет находится поблизости с этими музеями, то обязательно загляните. Вы будете под впечатлением от увиденного.

На первом месте подобного списка однозначно будет находится Парижский Лувр.

Без сомнения, самый известный музей в мире, Лувр был средневековой крепостью и дворцом королей Франции прежде, чем стал музеем два столетия назад. Даже модернизация площади с добавлением стеклянной пирамиды в ее центре ничего не отнимает от исторического очарования Дворца Лувра. Коллекции музея, которые колеблются от рождения больших старинных цивилизаций к первой половине 19-ого столетия, среди самых выдающихся на планете. Вы найдете здесь работы самых известных художников в истории, таких как да Винчи и Рембрандт. Главной достопримечательностью Лувра является Мона Лиза Леонардо да Винчи.

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

У этого гигантского музея самая большая в мире коллекция картин. Это ошеломляющее место, освещающее историю мира от Каменного века до настоящих времен, а особенно внушительной является Золотая Комната с её удивительными драгоценными камнями. Музей Эрмитажа - наиболее посещаемый в России. Он сценически расположен вдоль области набережной в Центре Санкт-Петербурга. Это целый музейный комплекс, который включает шесть различных зданий уникального архитектурного дизайна. Без сомнения, Эмитаж - один из величайших музеев мира, выдающаяся достопримечательность Санкт-Петербурга.

Британский музей в Лондоне.

Здесь собраны миллионы произведений искусства со всех континентов. Галереи Британского музея посвящены Египту, Греции, римской цивилизации, Азии, Африке и средневековой Европе, прослеживая историю человечества и культуру. Здесь хранится мрамор Парфенона, который когда-то украшал Парфенон в Афинах. Музей привлекает шесть миллионов посетителей каждый год. Если Вы не можете добраться до египетского Музея, то можете рассмотреть самую большую и самую всестороннюю коллекцию древних египетских артефактов за пределами Каира прямо здесь. Впечатляет также новый читальный зал Британского Музея, который Вы видите на фото ниже:

Египетский музей в Каире.

В Египетском музее Каира Вы найдете самую полную коллекцию египетского искусства в мире. Среди тысяч сокровищ также известные экспонаты из гробницы Тутанхамона. В 1835 египетское правительство основало "Службу античных сокровищ Египта" в попытке остановить разграбление археологических памятников и устроить выставку собранных экспонатов. В 1900 было построено здание египетского Музея, где теперь хранится более 120,000 объектов с доисторической эры к греко-римскому периоду, включая древние скульптуры Сфинкса. Если Вы исследуете достопримечательности Египта, то не должны пропустить Египетский музей Каира.

Галерея Уффици во Флоренции

ЮНЕСКО оценивает, что 60% самых популярных художественных работ в мире находятся в Италии, а более чем половина из них расположена во Флоренции. Галерея Уффици во Флоренции поразит Вас до глубины души. Это определенно одна из самых прекрасных коллекций картин и скульптур на планете, с работами, относящимися к эпохе Возрождения, написанными такими мастерами, как да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, Караваджо и многие другие. Одной из главных достопримечательностей здесь является Рождение Венеры Ботичелли.

Музей Метрополитен в Нью-Йорке

Созданный в 1870, музей Метрополитен хранит больше чем два миллиона произведений искусства со всего мира, от древности до современных времен. Вы найдете все, от исламских и европейских картин, до коллекций оружия и брони. Хотя есть много других великих музеев в Нью-Йорке, таких как Гуггенхайм, Метрополитен является одним из самых существенных. Это действительно один из величайших музеев мира.

Государственный музей в Амстердаме

Государственный музей (Rijksmuseum) расположен поблизости от центра Амстердама. Это один из величайших музеев, который обязательно стоит посетить во время поездки в одну из самых красивых европейских столиц. Музей выходит на один из культовых водных каналов Амстердама, в то время как с противоположной стороны находится просторная панорамная площадь с зеленой живописной лужайкой. Внутри Вы можете полностью погрузиться в искусство и периоды истории Нидерландов. С коллекцией почти 1 миллиона экспонатов, это идеальное место, чтобы побаловать себя вдохновляющими шедеврами Рембрандта, Франса Халса и других голландских художников. Подробнее о нем читайте в подборке лучших музеев Амстердама.

Музей Ватикана

Внушительный Музей Ватикана содержит 22 отдельных коллекции, в пределах от этрусского и египетского искусства к картам и современному религиозному искусству. Даже если Вы не религиозны, то все равно будете впечатлены чистой красотой и великолепием купола Микеланджело и спиральных колонн Бернини. Основными ценностями здесь является обновленная Сикстинская Капелла и Комнаты Рафаэля.

Тема 7. ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

Значение топонимики для организации рекреационной деятельности

Нельзя представить даже небольшую поездку без географических назва­ний, многие из которых живут тысячелетиями. Новые поколения пользуются ими, зачастую не зная языка и смыслового значения. Туристы и экскурсанты часто задают вопрос: «А что значит название...?».

Изучая край, необходимо обращаться к топонимам, которые могут расска­зать много интересного о прошлом и настоящем изучаемой местности. Инфор­мация, извлекаемая из географических названий в зависимости от исторических и географических особенностей района различна.

1. Понятие «музееведение»

Существуют следующие подходы к музееведению:

1) музееведение - самостоятельная научная дисциплина;

2) музееведение - теория и методика музейной работы, т.е. прикладная
вспомогательная научная дисциплина;

3) музееведение - сумма методических и технических приемов музейной
деятельности.

История и историография исследуют теорию появления музеев, их функ­ционирование в различных исторических условиях, музейную политику, фор­мирование музейной сети и организацию музейного дела.

Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предме­тов, разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использова­ния музейных предметов и коллекций.

Прикладное музееведение включает три раздела:

1) Научная методика - принципы построения экспозиции, принципы хране­ния музейных фондов, принципы экскурсионной работы и т.д.

2) Техника музейной работы.

3) Организация музейного дела - менеджмент и маркетинг.

Коллекционирование уходит своими корнями в глубокую древность. На­чиная со II тысячелетия до н. э. в Междуречье писцы собирали литературные и научные тексты, написанные клинописью на глиняных табличках. Так возника­ли библиотеки, крупнейшая из которых принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу и насчитывала более 30 тыс. табличек.

Понятие «музей» ввели в культурный обиход древние греки, однако они не употребляли его по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» в буквальном переводе означает «место, посвященное музам». Эти постройки в основном представляли собой портик с жертвенником и часто рас­полагались в рощах, предгорьях, у родников. Нередко мусейоны становились местом проведения творческих состязаний поэтов. В Феспийском мусейоне раз в пять лет проходили общегреческие празднества в честь муз - Мусеи.

Святилища и храмы украшались скульптурами, посвященными богам. Произведения живописи греки хранили в «пинакотеках» (греч. pinax - картины, выполненные восковыми красками на деревянных или терракотовых дощеч­ках). Самая известная пинакотека находилась в Афинском Акрополе.



Античный мир не создал музея в привычном для нас понимании.

В средневековье религиозные и светские сокровищницы являлись храни­лищами не только драгоценностей, но и собраний предметов, обладающих ме­мориальной, исторической и художественной значимостью.

Возникновение музеев относится к эпохе Возрождения (конец XIV, начало XV вв.). В развитии коллекционирования произошли качественные изменения. Владельцы собраний стали демонстрировать свои коллекции сторонним зрите­лям. Наиболее распространенными названиями для таких помещений были «галерея» и «кабинет». В немецком языке в качестве синонима к слову «каби­нет» использовалось слово «камера».

Самым первым письменным упоминанием о применении слова «музей» к коллекции была опись имущества Лоренцо Медичи в 1492 г. Музеем стали на­зывать сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редко­сти» и «диковины». Позже музеем стали называть не только коллекцию, но и помещение, в котором она хранится.

В эпоху Просвещения музей вырастает в учреждение, открытое для широ­кой публики и его определяющим признаком становится не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. Первый английский публичный музей, созданный с научно-образовательными целями, был открыт в 1683 г. в Оксфордском университете и позже получили название Музей Ашмола. Его основу составили коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами.

Возникновение музеев в России связано с именем Петра I. По его распо­ряжению в 1703 I. при Московском госпитале был создан Анатомический те­атр, где изготавливались анатомические препараты и проводились вскрытия; в 1709 г. появилась Модель-камера, где были собраны материалы, посвященные кораблестроению. Датой основания первого российского музея - Кунсткамеры, принято считать 1714 г. Покупки готовых коллекций, геодезические и карто­графические экспедиции и добровольные пожертвования позволили Петру I за короткий период составить одно из богатейших музейных собраний в Европе.

В ходе XIX в. музей постепенно превращался в неотъемлемую часть жизни человека. В направлениях деятельности музеев проявились новые тенденции: сохранение национальной культуры и искусства, дифференциация - появление научных (профильных) и просветительских музеев.

Во второй половине XX в. активные поиски путей обновления и демокра­тизации традиционного музея способствовали его качественной трансформа­ции. Появились новые, более доступные для восприятия способы подачи му­зейного материала, разрабатывались инновационные программы культурно-образовательной деятельности, стало уделяться внимание особым категориям посетителей - людям с ограниченными возможностями и детям, работа с которыми требует специальных профессиональных навыков

Не имеет значения, путешествуют полные энергии молодые парни и девушки или размеренные, мудрые люди более зрелого возраста, куда бы ни отправился турист в аристократическую Европу, величественную Россию, древнюю Африку или молодую Америку везде в маршруте будут известные музеи мира.

Музеи Европы

Будучи ранее дворцом, Лувр очаровывает архитектурой, но в первую очередь - это художественный музей мира. Изначально Лувр насчитывал лишь 2500 полотен, в то время, как сейчас, его коллекция перевалила за 6000 картин. Рембрандт, да Винчи, Рубенс, Тициан, Пуссен, Давида, Энгера, Делакруа, Рени, Караваджо и это только малая часть известных художников, картины, которых хранятся в знаменитом музее Европы. Помимо живописи Лувр владеет прекрасной коллекцией экспонатов скульптуры, мебели, украшений и утвари разных времен и эпох, а также показывает туристам уникальные интерьеры известных исторических личностей. Все это позволяет Лувру носить звание самого знаменитого музея Европы.

В любом из списков известных музеев мира присутствует Британский музей в Лондоне. Он не только входит в список древнейших музеев мира, но предлагает познакомиться с экспонатами собранными на семи континентах и имеющими не одну тысячу лет истории. Здесь хранятся реликвии древнего Египта, предметы прикладного искусства Франции XVII века, Розеттский камень, скульптуры Греции, англосаксонские рукописи и даже знаменитые камни с острова Пасхи.

Среди знаменитых музеев мира достойное место занимает музей в Ватикане , выделяясь на фоне остальных не только своей религиозностью, но и 22 отдельными коллекциями шедевров. Осмотрев Сикстинскую капеллу , собор Святого Петра, апартаменты Рафаэля, Ватиканскую пинакотеку, остаться равнодушным невозможно. Люди нерелигиозные, представители научных взглядов, смогут восхититься коллекцией географических карт, выставленных тут.

Также среди музеев Европы достойны внимания:

1. Галерея Уффици во Флоренции, владеющей самой невероятной коллекцией полотен и скульптур мира;

2. Государственный музей в Амстердаме , хранящий шедевр Рембрандта «Ночной дозор»;

3. Музей Прадо в Мадриде , обладающей восхитительной коллекцией испанского искусства;

4. Дрезденская картинная галерея, пережившая бомбардировку Второй мировой войны.

Музеи России

Все художественные музеи мира склоняются перед коллекцией полотен, представленных в Эрмитаже, которая по праву признана наиболее численной. Основательницей коллекции живописи стала Екатерина II, а сегодня она насчитывает приблизительно 60 тысяч полотен. Имея более трех миллионов экспонатов и семь отдельных зданий, неудивительно, что Эрмитаж занял достойное место среди самых известных музеев мира. Полотна, драгоценные камни, археологические находки разных эпох, предметы мебели царской России, личные вещи российских царей - количество экспонатов поражает разнообразием.

Нельзя побывать в Москве и не посетить Государственную Третьяковскую галерею самый знаменитый музейРоссии, который в первую очередь познакомит вас с художественной школой русских мастеров. Это полотна Врубеля, Шишкина, Перова, Малевича. В музее представлены экспонаты живописи, охватывающие классические школы иконописи и смелый авангард. Третьяковская галерея хранит самую огромную коллекцию изобразительного искусства русской нации, она насчитывает 57 тысяч произведений.

Музеи Африки и Америки

Египетская культура не только одна из самых древних, но таинственных в мире, поэтому не удивительно, что Египетский музей в Каире входит в список самых посещаемых, а, следовательно, известнейших музеев мира. Здесь представлено наиболее полная коллекция шедевров и археологических находок египетской культуры примерно 120 тысяч экспонатов. В этом музее можно найти предметы с историей в пять тысяч лет, восхититься богатством Древнего Египта, своими глазами увидеть мумию фараона Рамзеса II Великого.

История существования Музея Метрополитена в Нью-Йорке началась с желания бизнесменов приобщить обычных американцев к достояниям мирового искусства, ведь именно частные коллекции легли в основу экспонатов музея. Изначально музей позиционировался, как художественный, впрочем, и сегодня он занимает достойное место среди художественных музеев мира. Здесь выставлены экспонаты древних культур, а также предметы искусства современных мастеров. Стоит отметить, что Музей Метрополитен самый знаменитый музей произведений искусства Соединенных Штатов Америки.

Но как посетить эти музеи и не потратить всех своих сбережений? Выход есть!. Дополнительно у нас можно собрать информацию о достопримечательностях и странах мира, чтобы составить оптимальный маршрут путешествия.