Сообщение о картине 3 богатыря. Пишем сочинение по картине Три богатыря: описание и характеристика. Тайный смысл картины

Богатыри отмечают солидный юбилей. 140 лет назад Виктор Васнецов сделал первый карандашный набросок трех былинных героев - Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алеши Поповича. Титанический труд над полотном занял почти 20 лет.

Три богатыря Васнецова: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Могучие, крепкие, непоколебимые. Не страшны им ни метели, ни ураганы, ни века.

"Васнецов как раз вспоминал о том, что он увидел в Абрамцево три дуба. Он увидел их из окна своей мастерской и они помогли ему создать образ богатырский, то есть богатырского духа", - рассказывает Елена Митрофанова, заместитель директора государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево".

От карандашного наброска богатырей до начала работы над огромным полотном - 10 лет раздумий. Васнецов изучал народные сказания, обдумывал детали и главное - присматривал натурщиков для богатырей.

Здесь до сих пор все через одного с фамилией Рахмановские. Когда-то их предка помещик проиграл в карты, так вся семья польского печника переехала к новому барину в Подмосковье. Рахмановские почти все были необычайно высоки, широкоплечи и статны. С них и писал этюды Васнецов.

Правда, в итоге в качестве модели для Ильи Муромца художник все-таки выбрал крестьянина из соседней деревни - русского мужика по фамилии Петров. В другом богатырском образе угадывается сам автор - Добрыню Никитича Васнецов рисовал с себя. А вот выбор натурщика для Алеши Поповича до сих пор называют самым загадочным.

"Почему он стал моделью сказать трудно. Ведь он его начал писать мальчиком, а на полотне юноша, причем не просто юноша, а богатырь русской природы", - говорит Светлана Волкова, ведущий научный сотрудник государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево".

Сыну предпринимателя Саввы Мамонтова, начинающему художнику Андрею исполнилось всего 13 лет, когда Васнецов начал писать с него Алешу Поповича. Через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша простудился в Киеве, когда расписывал Владимирский собор, и по приезду домой умер. Виктор Михайлович дорисовал его по памяти.

Васнецов долго выбирал пейзаж достойный своих богатырей. Пока однажды, прогуливаясь по усадьбе друга, не вышел на широкое поле, почти со всех сторон защищенное густым, непроходимым лесом. Чем не символ красоты и величия русской земли!

На поле Васнецов буквально поселился - здесь для него построили мастерскую, сюда же приходили натурщики и сюда же приводили лошадей.

Самую дорогую, так называемую улучшенную, русскую лошадь с примесью восточных кровей - для Добрыни Никитича, княжеского воина. Для ростовчанина Алеши Поповича - степного коня, а для крестьянина Ильи Муромца - русского тяжеловоза.

"Под всадниками лошади стоят как вкопанные, потому что они каждый день участвуют в переходах, боевых действиях, и сидят на них мужчины и с ними, как говорится, не забалуешь", - говорит тренер-преподаватель Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева Татьяна Демина.

Былинные герои должны были выглядеть как можно реалистичнее. Художник часами бродил по историческому музею, изучая оружие и доспехи. Но 10,12 и 13 века, к которым относятся богатыри, в веке 19-м были еще мало изучены.

"Их вооружение, конечно, должно было быть другим: у них должны были быть кольчуги, у них должны были быть шлемы в форме вытянутой шапочки", - рассказывает ведущий научный сотрудник отдела археологии Государственного исторического музея Наталья Асташова.

По мнению экспертов, у Васнецова древнерусские богатыри вооружены скорее как средневековые воины. Но и в этом величие картины. Защитники земли русской будто бы прошли сквозь время и остановились. На вечной страже родных рубежей.

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Сюжет

В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь.

Первый эскиз картины, начало 1870-х

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович — мальчиком.

Богатыри «жили» в разное время и могли встретиться только на картине

За героями — могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

Контекст

Первый набросок картины Васнецов сделал в начале 1870-х в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Виктор Михайлович хотел подарить эту безделицу товарищу, на что последний ответил: «Преподнесете, когда исполните картину».


«Витязь на распутье», 1882

Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — признавал живописец.

Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом — за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…".

Лицо Добрыни — собирательный тип Васнецовых

Васнецов несколько раз переделывал отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а детали — с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых.

Лицо Ильи Муромца художник собирал черта за чертой с простолюдинов. А для Алеши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. Кстати, из конюшень Мамонтова и богатырские кони — их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.

Судьба художника

Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.


Васнецов у картины «Богатыри». Москва, 1898

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

После 1917 года Васнецов работал над народными сказочными темами

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Многие живописцы интересовались историей, фольклором и этнографией, черпая вдохновение из легенд, преданий, небылиц и басен. Не стал исключением и Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Именно о его произведении и пойдёт речь в нашей статье!

Виктор Васнецов «Богатыри». 1881—1898 Холст, масло. 295,3 × 446 см. Фото с оригинала

Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?

Официально художник начал трудиться над полотном в 1881 г. Однако идея панно возникла у него ещё в 1871 г., при посещении мастерской Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всего произведения обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давно лелеемый замысел - троицу могучих богатырей на лохматых конях.

Первый эскиз маслом, подаренный В. Д. Поленову, сейчас хранится в его доме-музее. На нём есть две даты - «75» и «10 марта 1898». Первое число проставлено ошибочно - полотно Васнецов закончил вскоре после своей поездки в Париж в 1876-1877 гг. и преподнёс приятелю. Но, увидев рисунок и услышав описание картины, которую хотел создать Виктор Михайлович Васнецов, Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его лишь тогда, когда мастер нанесёт финальные штрихи. Для этого потребовалось более 20 лет - и наконец 27 апреля 1898 г., огромный шедевр (его размеры - 295,3*446 см) был закончен.

Художник рисовал и другие эскизы. Среди них - пейзажи «Абрамцево» (1879), «Мелколесье. Ахтырка» (1880), «Лесистый пригорок и дали в Абрамцеве» (1881), портреты «Витязь в кольчуге» (1880), «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров» (1883), этюды «Лошади» (1881), «Кольчуга» (1898), «Голова крестьянина» (1898).

Этюд для первого плана картины «Богатыри» Абрамцево
Холст, масло 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова

Мелколесье. Ахтырка
Холст на картоне, масло 14 х48 Музей-заповедник Абрамцево

Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым)
Холст, масло.34,7х49,3 Третьяковская галерея 1882 г.

Вот что говорил о картине сам живописец: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это - мой творческий долг».

Полотно по достоинству оценила публика и критики. А когда Виктора Михайловича посетил коллекционер П. М. Третьяков, он был настолько поражен произведением, что простоял перед ним несколько минут, а потом немедленно заключил договор о покупке. Так «Три богатыря» стали одним из последних панно, внесённых в каталог картин всемирно известного собрания. Кроме того, они заняли центральное место на персональной выставке Васнецова, организованной в марте-апреле 1899 г.

«Богатыри» в Государственной Третьяковской галереи, Москва

Персонажи шедевра - натурщики и прототипы

Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность - это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.

Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево , ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии
Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год

Алёша Попович - младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив - воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.

Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.

Андрей Саввич Мамонтов, младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова

Добрыня Никитич - умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип - воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.

Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых

Благодаря трудолюбию и старательности художника панно вышло не только красочным и привлекательным, но и достоверным - всё, от одежды воинов и их оружия до сбруи коней в точности соответствует археологическим находкам того периода. Именно поэтому полотно до сих пор пользуется такой популярностью - зал Государственной Третьяковской галереи, где оно находится, постоянно посещают экскурсии, репродукции шедевра есть во многих домах и учреждениях, а ученики средних классов даже пишут сочинение по картине!

Символика картины Васнецова

Художник воспринимал богатырей как мифическое воплощение созидательной энергии природы. Они олицетворяли преемственность поколений, нерасторжимую связь предков и потомков, богатое наследие, оставленное населявшими эти земли людьми.

Васнецов придал каждому воину индивидуальность, наделив его личными качествами. Так:

  • Илья Муромец символизирует основательность, рассудительность, неторопливость. Он является носителем народной мудрости, опыта и традиций.
  • Добрыня Никитич предстаёт в ипостаси храброго защитника своей семьи и Родины, служащего ей до последнего вздоха.
  • Алёша Попович , на поясе которого висят и меч, и гусли, воплощает сразу два начала - отважного бойца и поэта, чуткого к любым проявлениям красоты.

Неслучаен и выбор пейзажа. Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже - по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого».

Впрочем, постичь смысл произведения можно, лишь взглянув на него вблизи - и купить , полностью повторяющую оригинал, Вам поможет наш

Картина Виктора Васнецова «Богатыри» является самым популярным произведением живописца. Еще она, пожалуй, считается самым известным полотном в русской живописи. Ее репродукции встречаются в рамках на стенах, в иллюстрированных изданиях, в учебниках…


Правда, эта знакомая и понятная с детства каждому из нас картина писалась 27 лет. Началом ее стал карандашный набросок, созданный в 1871 году, а потом художник в 1876 сделал в Париже эскиз. Он завершил писать картину только в 1898 году.

Несколько слов о Васнецове

Отцом художника был священник. Родился Виктор в Вятском крае, тогда в этом месте свято чтили:
  • Народные сказания

  • Старинные обычаи

  • Древние обряды

  • Воображение ребенка было переполнено поэтикой былин, песен и сказок. Когда Васнецов учился в Академии художеств, он с огромным интересом изучал героические былины и историю русского народа. Его первой работой было произведение «Витязь». На нем он изобразил спокойного богатыря, который охранял границу.


    Кроме этого, Васнецову нравилось работать над иллюстрациями к таким сказкам, как «Жар-птица» и «Конек-Горбунок». Эта страсть сделала его звездой живописи. Картины художника воспроизводят сильный национальный дух и передают смысл русской истории.

    Гениальное полотно «Богатыри» было написано в селе Абрамцево, которое находится в Подмосковье. Эту картину в наше время многие называют «Три богатыря».

    Кто на ней изображен?


    На картине можно увидеть могучих и сильных всадников, защищающих Русь — Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича. Мастер писал ее с натурщиков, которые были облачены в кольчуги.

    В роли Добрыни Никитича он соединил портретные образы В.Д. Поленова и отца, а также добавил собственные черты. Простой крестьянин из Владимира позировал в образе Муромца. А вот Алешей Поповичем выступил молодой крестьянин.


    Их образы отлично подобраны и прекрасно передают характеры всадников. На картине можно увидеть и поведение коней. Например, богатырский конь Ильи смотрит перед собой глазом, налившимся кровью. Белый конь хитрого и вежливого Добрыни глядит вдаль, а рыжая лошадь бравого Алеши — пощипывает зеленую травку, смотря в разные стороны.

    Тайный смысл картины

    Васнецов в этом гениальном произведение смог воскресить могучие образы защитников Руси. Изображенные на нем богатыри точно понимают, зачем они прибыли на границу, чьи жизни и покой они охраняют. Их фигуры на конях поднимаются аналогично горам. Художник хотел, чтобы все увидели прошлое русского народа и великое будущее, за которое еще придется бороться.