«Татарское гостеприимство» Развлечение в старшей группе. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Знакомство с республикой Татарстан Конспект интегрированного занятия

Ольга Иванова

Конспект интегрированного занятия

«ТАТАРСТАН - МОЯ РЕСПУБЛИКА»

(Ознакомление с окружающим и аппликация)

Подготовительная группа

Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана.

Задачи:

Воспитать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ;

Дать детям представление, что такое Родина, родной край;

Познакомить с картой и символикой Республики Татарстан;

Рассказать о природных богатствах родного края;

Закрепить знание детей о столице Казани и о родном городе;

Познакомить с достопримечательностями и историческими памятниками Казани и своего города.

Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами.

Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.

Учить самостоятельно создавать узор.

Словарная работа: президент, герб, гимн, мечеть, тюбетейка, орнамент, тюльпан, узор, калфак, камзол, фартук.

Обогащать и активизировать словарь: флаги, древко, герб, знакомство с пословицами и поговорками татарского народа, художественное слово.

Предшествующая работа: Дать общее представление о татарской республике, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с легендами о Казани, с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РФ, беседа о Татарстане, о его городах.

Оборудование: Географическая карта, флаги РТ и РФ, герб РТ, портреты президентов, аудиозаписи, силуэт мальчика и девочки в татарских национальных костюмах, клей, цветная бумага, бросовый материал.

Ход занятия:

Круг радости

Здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить в замечательный «круг радости». Мы возьмемся за руки и покажем, какая большая и великая у нас страна (дети и воспитатель берутся за руки) А теперь поднимем наши руки вверх (поднимают руки). Посмотрите! Вот она какая, наша огромная Родина с безбрежными полями и озерами, великолепными селами и городами! А ещё наша Родина очень дружная, давайте подарим друг другу самую добрую улыбку. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, село, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, ваши воспитатели, это природа, которая окружает вас. А чтобы вам было ещё понятнее я хочу попросит Алину, чтобы она рассказала стихотворение про Родину.

Ребенок читает стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом и душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом!

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

Воспитатель: Для всех нас Родина – это наша Республика.

А как называется наша Республика?

Дети: Татарстан.

Воспитатель: Скажите, дети, а кто самый большой и главный человек в нашей Республике?

Дети: Минниханов Рустам Нургалиевич

Воспитатель: Как вы думаете, какая у него главная задача, что он должен прежде всего делать?

Дети: Чтобы в нашей республике все народы жили мирно и дружно, вместе трудились – выращивали хлеб, строили новые машины, самолеты, современные и красивые дома.

Воспитатель: Какой город называется столицей нашей республики.

Дети: Город Казань.

Воспитатель: Давайте рассмотрим стенд, на котором изображена наша столица.

Воспитатель подводит детей к стенду с государственными символиками

Воспитатель: Дети, знаете ли вы что это?

Дети: Флаг, герб Республики Татарстан.

Воспитатель: У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. Давайте вспомним из каких частей состоят флаг? Покажите, какие цвета мы видим на полотнище и что они означают?

Дети: Древко, полотнище. Флаг разделен на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая полоса белая. Красный цвет – цвет солнца и огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.

Воспитатель: Молодцы, ребятки!

Дети: На государственном гербе Республики Татарстан изображен белый барс, крылатый на фоне красного солнца. Барс – это богатство, сила. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс – он защищает нашу республику, чтобы не было войны. Все цвета герба – напоминают цвета Государственного флага. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?

Дети: На пограничных столбах, которые установлены на границах России с другими странами, на важных документах, на деньгах.

Воспитатель: Молодцы, ребятки.

Воспитатель: Наша Республика у нас такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу ее границы и реки, и леса, и города?

Дети: На карте.

Воспитатель: Правильно, молодцы дети! Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница – это красная ленточка. На что похожа территория нашей Республики?

Дети: На бегущего коня.

Воспитатель: Ребятки, наши прадеды очень любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили на них, воевали, пахали. Посмотрите, реки на карте изображены голубой ленточкой: Волга, Кама, Белая, Казанка. Зеленые пятна – густые леса, луга, желтые пятна – широкие поля, кружочки – города.

Воспитатель: Какие города Татарстана вы ещё знаете?

Дети: Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск, Заинск, Нурлат, Азнакаево.

Воспитатель: Дети, расскажите, чем же знамениты эти города?

Дети: В Набережных Челнах на берегу реки Камы построен автомобильный завод, который выпускает грузовые машины «Камаз».

В Нижнекамске выпускают шины, в городах Бугульма и Альметьевск добывают нефть, а из нефти делают бензин. В Чистополе на часовом заводе делают красивые часы.

Ребята, скажите, а как наш город называется?

Дети: Лениногорск.

Воспитатель: Давайте попробуем найти на карте наш город Лениногорск.

Дети вместе с воспитателем ищут на карте город Лениногорск.

А какое главное богатство нашего города?

Дети: Это нефть

Воспитатель: Правильно. Нефть и газ так же главное богатство нашей Республики?

Татария обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарии бензин, мазут, горючее, а газом отапливаются дома.

Воспитатель: Дети, а что выращивают на полях республики?

Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху, горох, свеклу.

Молодцы, ребятки, да, Татарстан – это земледельческий край.

Воспитатель подводит детей к фотостенду города Лениногорска.

Воспитатель: Ребята, вы узнаёте эти места нашего города?

Дети называют достопримечательности города

Воспитатель: Вы знаете, что мы живем в многонациональной Республике. Люди каких национальностей живут вТатарстане?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, чем отличается один народ от другого? У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство.

Воспитатель подводит детей к кукле в татарском национальном костюме.

Воспитатель: Как вы думаете, кто она по национальности? Почему так думаете?

Ответы детей.

Давайте поздороваемся с куклой на татарском языке.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, как бы вы хотели назвать эту куклу татарским именем?

Ответы детей.

Воспитатель: Наша кукла Алсу приглашает вас поиграть в татарскую национальную игру.

Татарская национальная игра

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас вместе с куклой пригласить в художественную мастерскую.

Давайте мы рассмотрим костюм нашей Алсу. А ещё я хочу вас познакомить с мальчиком Ильнуром. Он у нас тоже в татарском национальном костюме. Давайте рассмотрим из каких элементов состоит их одежды.

Дети: У Алсу костюм состоит из платья, фартука, калфака сапожек. У Ильнура из рубашки, тюбетейки, брюк, безрукавки.

Воспитатель: Ребята, а как украшены их национальные костюмы?

Дети: Узором, орнаментом.

Воспитатель: Мы с вами уже изучали татарский орнамент, играли в игру «Выложи орнамент». Скажите какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме.

Дети: Растительный (тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т. д.)

Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте мы посмотрим какие ещё есть элементы татарского национального костюма. И как они называются.

Дети вместе с воспитателем рассматривают элементы костюма.

Воспитатель: Ребята, так как мы пришли в мастерскую, значит мы тоже будем мастерить. Сегодня я вам предлагаю самим украсить татарские костюмы. Перед вами девочка и мальчик в татарских костюмах. Но их костюмы не украшены орнаментом. Давайте мы с вами украсим их костюмы орнаментом. На столах лежат цветная бумага, шаблоны элементов растительного орнамента, ножницы, клей, а так же бросовый материал (бусы, вырезки из журналов, пайетки, стразы и многое другое).

Скажите, пожалуйста, как можно украсить их костюмы, где вы будете клеить орнамент?

Дети: Орнамент будет на фартуке, жилетке, тюбетейке, калфаке, сапожках.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами разделимся на две группы. Одна группа будет украшать костюм девочки. А другая группа костюм девочки.

Дети по желанию делятся на две группы.

Практическая работа.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодня наше занятие и чем понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами поговорили о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с нами, о том, чем они занимаются, чем примечательны наши города и села. Всем хватает места под небом Татарстана. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.

Дорогие ребятки, сегодня вы хорошо потрудились, я рада за вас, молодцы.


Мингазова Э.Н., воспитатель д/с №54 «Искорка» г.Набережные Челны

Ведущий: Здравствуйте, дети! Исәнмесез балалар!

Сегодня мы празднуем День независимости Татарстана. Каждый год,

30 августа наша Республика празднует свой день рождения. Когда мы говоим о Татарстане, мы говорим о своей родине. Потому что, Татарстан это наша Родина. Мы здесь родились, мы здесь живем. И нам нравится наша Родина, наш Татарстан. Наша Республика богата плодородными землями, реками, лесами. Одни из крупнейших рек Европыэто наши реки: Кама, Волга. На наших землях прекрасно растет пшеница, рожь. Самая большая гордость Татарстана это люди, живущие в республике. И все, кто здесь живет крепко любят свой родной Татарстан, народы живут дружно и мирно.

Ребенок:

Татарстанты край родной

Ты с малых лет всегда со мной

Милый край, лесной, сиреневый, грибной

Для меня поют здесь песни соловьи

И для меня журчат весенние ручьи.

Песня: “Татарстан” муз. Андреева Р. слова Ракыйпова Р.

Ребенок:

Наш Татарстан

Дружбой славится

И жить нам в Татарстане

Очень нравится

Ребенок:

Көмеш суларың, зәңгәр урманың

Якын күңелгә Татарстаным

Синтуган ягым

Синминем Татрстаным!

Ребенок:

Татарстан үз илебез

Безнең газиз җиребез

Шушы газиз җиребезнең

Балалары инде без

Песня: “Кояшлы ил”

Ребенок:

Живут унас в округе

Удмурты и марийцы

Я руский, я татарин

Вместе: Но очень дружны мы.

Ребенок:

Мы в Татарстане родном

Дружно весело живем

По-татарски, и по-русски

Мы танцуем и поем.

Танец: “Разноцветная игра”

Заходит Клоун:

Что за праздник? (ответы детей)

А хорошо ли вы знаете про республику Татарстан, я сейчас вам задам вопросы, кто у вас больше всех знает, ну-ка я проверю.

Как называется наша Республика?

Как называется столица нашей Республики?

Какие реки протекают в нашей Республике?

Какие города вы знаете?

Какой национальный праздник проводится летом?

Какие головные уборы у татар? У мужчин, у женщин?

Какие цвета на флаге Татарстана?

Что нарисовано на гербе Татарстана?

Клоун: как вы много знаете! А играть умеете?

Ведущий: наши дети играют татарскую хороводную игру «Капкалы».

Хороводная игра «Капкалы»

Клоун: какие вы все умные, веселые, а теперь посмотрим какие вы ловкие.

Игры:

  1. Бег в мешках
  2. Прыжки на большом мяче.

Клоун: Молодцы! Как было весело, а сейчас мне пора обратно в цирк, до свидания!

Ведущий: На этом наш праздник закончен. Всем спасибо! Зур рәхмәт!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Радищевский детский сад №1»

Сценарий проведения развлечения

«Путешествие в Татарстан».

р.п. Радищево

2016 г.

Задачи:

Образовательные: обогащать знания детей о татарском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту татарского фольклора. Содействовать пониманию национального колорита музыки татарского народа.

Развивающие: способствовать речевому, музыкальному, художественно-эстетическому, нравственному, социальному развитию детей.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к старшим, дружелюбие, чувство гордости за свою республику.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: орнамент, изображения юноши и девушки в национальных костюмах, предметы быта татарского народа, блюда татарской кухни, ширма с детскими рисунками, домик, оформленный в деревенском стиле.

Предварительная работа: беседы с детьми о татарском творчестве, экскурсия в краеведческий музей поселка, разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок, чтение татарских народных сказок, слушание народной музыки, рассматривание картин, предметов быта. Изготовление татарских блюд родителями.

Подготовка воспитателя: изучение литературы о татарском фольклоре. Разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок.

Ход:

Звучит татарская народная мелодия «Каз канаты». В зал входит воспитатель в татарском национальном костюме.

Воспитатель: Исэнмесез, балалар! Здравствуйте, дети!

Посмотрите, как необычно оформлен наш зал. На центральной стене - узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предметах быта. Слева на нас смотрит улыбчивая девушка, одетая в красивый национальный костюм: зеленое платье с оборками, камзол с растительным орнаментом, на голове - калфак, на ногах - ичиги. Справа стоит джигит в нарядном камзоле, На ширме вы видите выставку рисунков детей нашего детского сада, выполненных по мотивам татарских народных сказок, которые вы любите слушать, Какие сказки здесь изображены? Какие ещё татарские народные сказки вы знаете?

(ответы детей) .

Татарстан. Когда произносишь это слово, то сразу представляешь его бескрайние леса, поля с золотой пшеницей, полноводные реки, нефтяные вышки, и, конечно же, красавцы КамАЗы.

Ребенок:

До чего же луга хороши,

Зелены и пригожи леса!

Выйди в круг и со мною спляши

От друзей отставать нам нельзя.

Дети исполняют хоровод «Без биибез».

В нашей республике живет гостеприимный татарский народ, который любит хорошую музыку, зажигательный танец. А какой мелодичный язык у татарского народа!

Ребенок:

Каждым звуком, каждым словом

Дорог мне язык родной

С колыбели мир огромный

Он открыл передо мной.

Ребенок: Не на нем ли мать над зыбкой

Пела песни в тишине

Не на нем ли чудо - сказки

Бабка сказывала мне.

Дети исполняют песню «Туган тель».

Воспитатель: А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадки. А загадки о музыкальных инструментах.

Морщинистый может всю деревню веселить. (гармошка)

В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушаетскачет. (дудочка)

Я знаю что среди вас есть хорошие музыканты, которые хотят исполнить татарскую народную мелодию «Эпипэ».

Группа детей исполняет оркестр «Эпипэ».

Воспитатель:

У кого там хмурый вид,

Кто насупившись сидит?

Собирайся, детвора,

Ждет веселая пара.

Татарская народная игра «Без - без, без идек».

Воспитатель: Посмотрите, дети, какой красивый домик с резными наличниками, красивыми занавесками стоит за забором. Подойдем к нему и узнаем кто в нем живет.

Подходят к домику, стучат в дверь. Из домика выходит дед.

Бабай : Кто там? А это дети - балалар. А я подумал агай пришел.

К нам в татарскую деревню

Из колхоза «Урожай»

Часто ходит русский дядя,

А по имени «агай»

Вместе с ним приходит мальчик,

А по - нашему «малай»

Он два имени имеет,

Как тут хочешь понимай.

У малая имя Коля,

А другое Николай

Хоть он сам не два малая,

А всего один малай.

Воспитатель: Видно, бабай, любишь ты шутить и веселиться.

Бабай: Издавна татарский народ любил сказки, пословицы, поговорки. Но самым интересным и любимым был татарский юмор. Присядем на скамейку, и я вам небылицу расскажу, «Сколько было волков» называется. Балагур рассказывал: видел в лесу семь волков, и оба они были серые. Я взял палку, бросил, он выскочил и кинулся наутек. А вы знаете татарские народные пословицы и поговорки?

Дети:

Без родины милой будешь птицей бескрылой

Добро потеряешь - опять наживешь,

Друга потеряешь - уже не вернешь.

Для лежебок и солнце выходит в срок.

У доброго джигита всякое дело в руках горит.

Бабай:

А сейчас у нас игра

Веселится нам пора

Кто в мешке под громкий смех

Пробежит быстрей всех.

Проводится игра для мальчиков «Бег в мешках».

А теперь проверим быстроту и ловкость девочек-рукодельниц.

Проводится игра «Смотай клубок».

Скороговорки.

Ребенок:

Видно музыка сегодня

Никому скучать не даст.

Все кругом поют и пляшут,

Каждый, кто во что горазд.

Исполняется татарский танец.

Бабай: Спасибо, дорогие дети. Повеселились мы с вами, позабавились. Я гостей так просто не отпущу, угостить вас хочу. Вы любите татарские блюда? Какие блюда готовят ваши мамы, бабушки?

Дети: Белиш, очпочмак, лапшу, губедиючак-чак, баурсак, корт, перемеч.

Бабай: Я хочу угостить вас чакчаком, его бабушка, эби приготовила.

Воспитатель и дети: Спасибо бабай, зур рэхмэт за гостеприимство и за угощение. Желаем тебе крепкого здоровья. А нам пора возвращаться к себе в детский сад. Ребята, попрощаемся с бабаем по-татарски: сау бул, бабай!

Бабай: Сау булыгыз, балалар.

Дети уходят.

Воспитатель: Дорогие ребята. По-моему мы очень хорошо провели время: повеселились, вспомнили татарские народные песни, хороводы, танцы, игры, узнали много нового о татарском народном творчестве.

Ребенок:

Как птицу раннею весной

Влечет к родным местам,

Так всей душой мы любим свой

Свободный Татарстан.


Организация: МБДОУ Шалинский ДС «Тургай» Пестречинского МР Республики Татарстан

Населенный пункт: Республика Татарстан, село Шали

Цель: продолжать знакомить детей с национальными традициями татарского народа; воспитывать уважения к обычаям и традициям; воспитывать уважения к родному языку с национальными песнями и танцами; повышать словарный запас у детей.

Действующие лица: бабушки, внучка, гости – дети.

Оформление зала: зал оформлен празднично- вышитые полотенца, на столе самовар с чашками, шерстяная пряжа.

Предварительная работа: заучивание стихов, песен, пословиц; ознакомление детей с татарскими народными обычаями; разучивание танцев.

Ход мероприятия.

Бабушка пряла пряжу, девочка сидит в сторонке с ноутбуком. В это время слышится стук в дверь.

Бабушка: дочь, кажется, в дверь стучат. Иди, посмотри.

Девушка: хорошо, бабушка.

Входит бабушка по соседству.

Бабушка по соседству: здравствуйте! Как поживаете?

Бабушка: здравствуй, соседка. Зашла вовремя. Дети уехали в гости. Давай сядем и помолимся.(Бабушки читают молитву). Вот мы с внучкой сидим и скучаем. Эх, были же у нас молодые годы. Парни гуляли по улицам, пели и играли на гармони, а девушки сидели дома, ожидая парней. Эх, нынешняя молодежь забыли те игры, которые мы играли раньше. Ведь сейчас век компьютеров, телевизоров.

Бабушка по соседству: Так ты правильно говоришь, каждый сидит дома. Они не умеют красиво петь, танцевать. Они не умеют веселиться. Не знают что такое посиделки.(аулак ой)

Девушка: Бабушка, а что такое аулак ой? Расскажи, пожалуйста.

Бабушка: это дом, в котором девушки оставались одни; и к девушкам приходили парни. И тогда все шутили, пели, танцевали, говорили частушки.

Девушка: бабушка, дедушка, научите нас тоже тому, как вы играли, пели и плясали.

Бабушка: с удовольствием. Сегодня именно ваши родители уехали в гости. Давайте вспомним прошлое.

Бабушка по соседству: Действительно, давайте мы их вспомним.

Девушка: только другим не говорите.

Бабушка: дочь, приведи в порядок дом. Дом, в котором приезжают гости, должен быть чистым, красивым.

Бабушка по соседству: вот и девушки пришли. Встречай гостей.

(Под музыку девчонки сидят и начинают вышивать).

Бабушка по соседству: если бы мы пели какие-нибудь песни,тогда девочки работали бы быстрее, и было бы приятно. Давайте споем родную песню «Родной язык».(звучит песня)

Татарским мой родной язык зовется:

Аллахом мне и матерью он дан.

Я говорю на нем, и сердце гордо бьется-

Татарин я, я- сын твой, Татарстан!

В нем песнь Тукая, кол Гали раздумья,

Мусы Джалиля пламенный завет.

Его забыть иль не любить смогу ль я.

Он - кладезь мудрости, он- правды нашей свет.

Читаю стих, пою с благоговеньем-

В нем все прекрасно: каждый звук и слог.

Он -мой родник любви вдохновенья,

Начало всех моих земных дорог!

Бабушка: девочки, когда мы собрались вместе, мы играли в разные игры. Давайте поиграем в одну из древних игр «Йозек салыш».

Игра: «Йозек салыш».

Девочки! девочки! Ребята пришли? Пустим?

Давайте, пригласим. Пусть чуть-чуть посидят с нами.

(парни заходят)

Здравствуйте, девушки-красавицы!

Здравствуйте!

(Все вместе поют песню «Челтэрле»)

Бабушка: о, наша молодежь молодец! Когда приехали в аулак ой, играли в разные игры. Например: «Капкалы», «Ачык авыз», «Такмак әйтү», «Тәгәрәтешле» и другие игры.

Девушка: давайте и мы будем играть в игру «Капкалы».

Игра: «Капкалы».

Песня: «Бию такмаклары»

Татарский танец в исполнении девушек.

Игра: « Чума урдэк»

(играет музыка)

Бабушка по соседству: ой, какая красивая мелодия, хочется танцевать.

(Начинает танцевать)

Песня: «Шома бас»

Танец «Чын егетлэр» в исполнении мальчиков

Песня «Эпипэ»

Бабушка: Наши дети вместе с прежними песнями и танцами очень хорошо поют современные танцы. Теперь наши девушки представляют свой танец.

Ритмичный танец

Бабушка: Спасибо вам всем, отдохнули весело.

Девушка: (разговаривает по телефону) девчонки! Родители скоро будут.

Бабушка: дети приведите дом в порядок! (уборка дома)

Бабушка по соседству: было очень весело, вспоминали молодость. Хорошо, что зашла. Так что наши обычаи не теряются, есть и те, кто их продолжает. Спасибо вам, ребята! Пусть так будет всегда! Я уже пойду, живите благополучно. Сами приходите к нам в гости.

Дети: Спасибо вам. И нам пора уходить. До свидания!

Песня: «Матур булсын».


Сценарий проведения праздника ко Дню республики «Татарстан - моя республика»

Цель: Формирование любви к родному краю, к своей республике.

Задачи:

- закрепление знаний детей о символике республики Татарстан ;

- развивать речевую активность детей;

Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю, к своей республике, чувство гордости за неё.

Звучит Марш Салиха Сайдашева. Зал украшен по-праздничному: разноцветные шары, флажки.

Воспитатель : Ис ә нмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Как вы думаете, по какому поводу мы собрались? (Мы собрались отмечать день нашей Республики). У нас сегодня необычный праздник: день рождение нашей республики. Как называется она? (Татарстан)

Мин яратам сине, Татарстан! Ал та ң нары ң ө чен яратам. К ү к к ү кр ә п, яшен яшьн ә п яуган, Я ң гырлары ң ө чен яратам.

В начале праздника послушаем гимн Татарстана.

Дети встают.

Звучит гимн Татарстана . Дети садятся.

Воспитатель : Автором гимна является выдающийся татарский композитор Рустам Яхин.

День Татарстана – один из самых главных государственных праздников республики. В состав Татарстана входят разные города, поселки, села. Как называется наш город? (Казань) Казань - является столицей Татарстана. Наш город большой или маленький? (Большой). Ребята, посмотрите на экран, какие достопримечательности нашего города вы видите? (Кул Шариф, цирк, Национальный музей, Театр оперы и балета, театр имени Г. Камала, Театр кукол Экият, Чаша, футбольный стадион Казань Арена). Молодцы!

У каждой страны и республики есть свои символы – флаг и герб. Посмотрите на флаг Татарстана . Назовите цвета на флаге? (Зеленый, белый, красный.) А что означают эти цвета? (Зеленый цвет на флаге – это цвет весны и молодости, белый цвет – означает чистоту, а красный цвет – это цвет солнца, энергии и силы.)

А теперь посмотрите на герб нашей республики . Что там изображено? (Белый барс.) Это необычный барс – он крылатый. Как вы думаете, что означает крылатый белый барс?(свободолюбивость и независимость нашей республики ). Ребята, Родина для каждого человека дорога, любима, только на Родине человек бывает по - настоящему счастлив.

1 Ребенок:

Люблю Отчизну я, Широкие просторы. Страна моя, Казан ь моя, Леса, поля и горы!

2 ребенок: Чащи лесов и просторы полей Свежесть рассвета над озером алым, Всё, без чего не прожить на земле, Родиной нежно, с любовью назвали!

3 ребенок:

Иркен һәм матур да

Безнең туган илебез.

Урманга бай, суга бай

Гөлбакчалы илебез!

4 ребенок:

Здесь людям радостно живётся

Здесь славен мирный труд людей.

Всё это родиной зовётся

Великой родиной моей!

Флешмоб на песню Тынычлык җыры.

Воспитатель : Татарстан – многонациональная республика . Здесь в дружбе и в согласи и проживают татары , русские, чуваши, башкиры, и все они между собой разговаривают на разных языках. Ребята, скажите пожалуйста, а на каких языках мы с вами общаемся? (На русском и татарском). Правильно! И русский, и татарский язык в нашей республике являются государственными языками.

1 ребенок: Знай татарский ты язык, Знай и русский ты язык. Оба очень нам нужны, Одинаково важны.

2 ребенок: Татарча да яхшы бел, Русча да яхшы бел. Икесе дә безнең өчен Иң кирәкле, затлы тел.

3 ребенок:

Будем вместе мы стараться,

Будем крепко мы дружить,

По татарски и по русски,

Будем все мы говорить!

Песня И туган тел!

Воспитатель: Какой же праздник без игр. (Проводятся игры: “Собери пазл”, “ Кто шустрее?” )

1 ребенок: По светлой дороге мы идем, Вокруг веселье, песни, смех. Ты Родина дружбы и добра, Мой Татарстан – ты лучше всех !

2 ребенок:

Нинди матур минем Туган илем,

Җ ир шарында ти ң д ә ш юк а ң ар!

Ки ң кырларда ус ә мул игенн ә р,

Шаулап ага озын елгалар.

3 ребенок:

Наш Татарстан дружбой славится, И жить нам в Татарстане очень нравится!

Дети исполняют песню «Мин яратам сине, Татарстан»

Воспитатель : Ребята, наш праздник , посвященный ко дню рождения республики Татарстан, подходит к концу. Мы пожелаем нашей республике стать еще благополучней, краше и богаче. А мы будем любить и беречь её.