«Тестирование физических качеств учащихся основной школы. "контрольные тесты-упражнения для определения уровня развития физических качеств у детей"

Экология здоровья: При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий...

Как составить индивидуальную программу занятий

При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий

При определении физической подготовленности используют калькулятор, при составлении индивидуальной программы занятий – сумматор и дозатор.

Калькулятор физического состояния предназначен для комплексной оценки функциональных возможностей сердечно–сосудистой системы и физической подготовленности по балльной системе КОНТРЭКС–2 (контроль–экспресс).

Система КОНТРЭКС-2 разработана отечественными учеными С.А. Душаниным, Е.А. Пироговой и Л.Я. Иващенко (1984), ими созданы несколько диагностических систем для первичного (КОНТРЭКС-3), текущего (КОНТРЭКС-2) и самоконтроля (КОНТРЭКС-1).

Показатели для определения уровня физического состояния по системе «КОНТРЭКС-2» приведены ниже.

КОНТРЭКС–2 включает 11 показателей и тестов, которые оцениваются следующим образом:

1. Возраст. Каждый год жизни дает 1 балл. Например, в возрасте 50 лет начисляется 50 баллов и т.д.

2. Масса тела. Нормальная масса оценивается в 30 баллов. За каждый килограмм сверх нормы, рассчитываемой по следующим формулам, вычитается 5 баллов:

мужчины: 50 + (рост – 150)x0,75 + (возраст – 21)/4

женщины: 50 + (рост – 150)x0,32 + (возраст – 21)/5

Например, мужчина 50 лет ростом 180 см имеет массу тела 85 кг, а нормальная масса тела составит:

50 + (180 – 150) x 0,75 + (50 – 21)/4 = 80 кг.

За превышение возрастной нормы на 5 кг из общей суммы баллов вычитается 5x5 = 25 баллов.

3. Артериальное давление. Нормальное артериальное давление оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм рт. ст. систолического или диастолического давления выше расчетных величин, определяемых по ниже приводимой формуле, из общей суммы вычитается 5 баллов:

мужчины: АДсист. = 109 + 0,5 x возраст + 0,1 x масса тела;
АДдиаст. = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;

женщины: АДсист. = 102 + 0,7 x возраст + 0,15 х масса тела;
АДдиаст. = 78 + 0,17 x возраст + 0,1 x масса тела.

Например, у мужчины 50 лет с массой тела 85 кг артериальное давление 150/90 мм рт. ст.

Возрастная норма систолического давления составляет:

109 + 0,5 x 50 + 0,1 x 85 = 142,5 мм рт. ст.

Норма диастолического давления:

74 + 0,1 x 50 + 0,15 x 85 = 92 мм рт. ст.

За превышение нормы систолического давления на 7 мм рт. ст. из общей суммы вычитается 5 баллов.

4. Пульс в покое. За каждый удар менее 90 начисляется один балл. Например, пульс 70 в минуту дает 20 баллов. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются.

5. Гибкость. Стоя на ступеньке с выпрямленными в коленях ногами, выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохранением позы не менее 2 секунд. Каждый сантиметр ниже нулевой точки, равный или превышающий возрастную норму, приведенную для мужчин и для женщин в табл. 1, оценивается в 1 балл, при невыполнении норматива баллы не начисляются. Тест проводится три раза подряд, и засчитывается лучший результат.

Например, мужчина 50 лет при наклоне коснулся пальцами отметки 8 см ниже нулевой отметки. Согласно табл. 1, норматив для мужчины 50 лет составляет 6 см. Следовательно, за выполнение норматива начисляется 1 балл и 2 балла за его превышение. Общая сумма составляет 3 балла.

Таблица 1. Нормативы двигательных тестов для оценки основных физических качеств

Воз­раст, лет Гиб­кость, см Быстро­та, см Динами­ческая сила, см Скоростная вынос­ливость Скоростно-силовая вынос­ливость Общая выносливость
10–минут­ный бег, м 2000 м, мин.
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
19 9 10 13 15 57 41 18 15 23 21 3000 2065 7,00 8,43
20 9 10 13 15 56 40 18 15 22 20 2900 2010 7,10 8,56
21 9 10 14 16 55 39 17 14 22 20 2800 1960 7,20 9,10
22 9 10 14 16 53 38 17 14 21 19 2750 1920 7,30 9,23
23 8 9 14 16 52 37 17 14 21 19 2700 1875 7,40 9,36
24 8 9 15 17 51 37 16 13 20 18 2650 1840 7,50 9,48
25 8 9 15 17 50 36 16 13 20 18 2600 1800 8,00 10,00
26 8 9 15 18 49 35 16 13 20 18 2550 1765 8,10 10,12
27 8 9 16 18 48 35 15 12 19 17 2500 1730 8,20 10,24
28 8 8 16 18 47 34 15 12 19 17 2450 1700 8,27 10,35
29 7 8 16 18 46 33 15 12 19 17 2400 1670 8,37 10,47
30 7 8 16 19 46 33 15 12 18 16 2370 1640 8,46 10,58
31 7 8 17 19 45 32 14 12 18 16 2350 1620 8,55 11,08
32 7 8 17 19 44 32 14 11 18 16 2300 1590 9,04 11,20
33 7 8 17 20 43 31 14 11 17 16 2250 1565 9,12 11,30
34 7 8 17 20 43 31 14 11 17 15 2220 1545 9,20 11,40
35 7 8 18 20 42 30 14 11 17 15 2200 1520 9,28 11,50
36 7 7 16 20 42 30 13 11 17 15 2200 1500 9,36 12,00
37 7 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1475 9,47 12,12
38 6 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1460 9,52 12,20
39 6 7 19 21 40 29 13 10 16 14 2000 1445 10,00 12,30
40 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1420 10,08 12,40
41 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1405 10,14 12,48
42 6 7 19 22 39 28 12 10 15 14 2000 1390 10,22 12,58
43 6 7 20 22 38 27 12 10 15 14 2000 1370 10,30 13,07
44 6 7 20 23 38 27 12 10 15 14 1950 1355 10,37 13,16
45 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1950 1340 10,44 13,25
46 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1900 1325 10,52 13,34
47 6 7 20 23 36 26 12 9 15 13 1900 1310 10,58 13,43
48 6 6 21 24 36 26 12 9 14 13 1900 1300 11,05 13,52
49 6 6 21 24 36 26 11 9 14 13 1850 1285 11,12 14,00
50 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1850 1273 11,19 14,08
51 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1800 1260 11,25 14,17
52 6 6 22 25 35 25 11 9 14 12 1800 1250 11,34 14,25
53 5 6 22 25 34 25 11 9 14 12 1800 1235 11,40 14,34
54 5 6 22 25 34 24 10 9 14 12 1750 1225 11,46 14,42
55 5 6 22 25 34 24 10 9 13 12 1750 1215 11,54 14,50
56 5 6 22 25 33 24 10 9 13 12 1750 1200 12,00 14,58
57 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1190 12,05 15,06
58 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1180 12,11 15,14
59 5 6 23 26 33 23 10 8 13 12 1700 1170 12,17 15,20
60 5 6 23 26 32 23 10 8 13 12 1650 1160 12,24 15,30


6. Быстрота. Оценивается «эстафетным» тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. За каждый сантиметр, равный возрастной норме и меньше, начисляется 2 балла.

Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Ассистент берет 50–сантиметровую линейку и устанавливает ее вертикально (цифра «ноль» обращена к полу). При этом ваша рука находится примерно на 10 см ниже окончания линейки.

После команды «внимание» ассистент в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее большим и указательным пальцами схватить линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки.

Тест проводится три раза подряд, засчитывается лучший результат.

Например, у мужчины 50 лет результат тестирования составил 17 см, что лучше возрастного норматива на 4 см. За выполнение нормы насчитывается 2 балла и за его превышение 4х2=8 баллов. Общая сумма – 10 баллов.

7. Динамическая сила (проба Абалакова). Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. За каждый сантиметр, равный и превышающий нормативную величину, приведенную в табл. 1, начисляется 2 балла.

Выполнение теста: испытуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем он отходит от стены на расстояние от 15 до 30 см, не делая шага, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами. Более активной рукой он касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. Дается три попытки, засчитывается лучшая.

Например, у мужчины 50 лет результат равен 40 см. Это превышает возрастную норму на 5 см (см. табл. 1). За выполнение норматива начисляется 2 балла, за превышение – 5x2 = 10 баллов. Общая сумма составляет 10+2 = 12 баллов.

8. Скоростная выносливость. Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 секунд. За каждое поднимание, равное и превышающее нормативное значение, начисляется 3 балла.

Например, у мужчины 50 лет результат выполнения теста составил 15 подниманий, что превышает возрастную норму на 4. За выполнение норматива начисляется 3 балла, за превышение 4x3 = 12 баллов. Итого 15 баллов.

9. Скоростно-силовая выносливость. Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины в упоре на коленях) за 30 секунд с начислением 4 баллов за каждое сгибание, равное и превышающее норматив.

Например, при тестировании мужчины 50 лет частота сгибания рук в упоре за 30 с составила 18 раз. Это превышает возрастной норматив на 4 и дает 4x4 = 16 баллов, плюс 4 балла за выполнение нормативной величины. Общая сумма составляет 20 баллов.

10. Общая выносливость.

1) Лица, не занимающиеся ранее физическими упражнениями или занимающиеся не более 6 недель, могут пользоваться следующим непрямым способом.

Пятикратное выполнение упражнений на развитие выносливости (бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, бег на лыжах или коньках) в течение 15 минут при частоте пульса не менее 170 в минуту минус возраст в годах (максимально допустимый пульс составляет 185 минус возраст) – дает 30 баллов, 4 раза в неделю – 25 баллов, 3 раза в неделю – 20 баллов, 2 раза – 10 баллов, 1 раз – 5 баллов, ни одного раза и при несоблюдении описанных выше правил, касающихся пульса и тренировочных средств – 0 баллов.

За выполнение утренней гимнастики баллы не начисляются.

общая выносливость оценивается по результату 10–минутного бега на возможно большее расстояние. За выполнение норматива, приведенного в табл. 2, начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину, 15 баллов. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов, набранных по этому тесту, составляет 0. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями.

3) При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивают с помощью забегов на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин. Контролем служит нормативное время, приведенное в табл. 1. За выполнение нормативного требования начисляется 30 баллов и за каждые 10 секунд меньше этой величины – 15 баллов. За каждые 10 секунд больше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов по тесту составляет 0.

Например, у мужчины 50 лет результат 10–минутного бега составит 1170 м, что меньше возрастного норматива на 103 м. Следовательно, сумма баллов по этому тесту составит 30–10=20 баллов.

11. Восстанавливаемость пульса.

1) Для незанимающихся физическими упражнениями после 5 минут отдыха в положении сидя измерить пульс за 1 минуту, затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс за 10 секунд и результат умножить на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10 ударов – 20 баллов, на 15 – 10 баллов, на 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

2) У занимающихся физическими упражнениями более 6 недель восстанавливаемость пульса оценивается через 10 минут после окончания 10–минутного бега или бега на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин путем сравнения пульса после бега с исходной величиной. Совпадение их дает 30 баллов, превышение до 10 ударов – 20 баллов, 15 – 10 баллов, 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

Например, у мужчины 50 лет частота пульса до бега была равна 70 в минуту, через 10 минут после 10–минутного бега – 72, что практически совпадает с исходной величиной пульса и это обеспечивает 30 баллов.

Результаты

После суммирования полученных по всем 11 показателям баллов физическое состояние оценивается как:

– низкое – менее 50 баллов;
– ниже среднего – 51–90 баллов;
– среднее – 91–160 баллов;
– выше среднего – 160–250 баллов;
– высокое – более 250 баллов.
опубликовано

Оценка уровня развития физических качеств и двигательных способностей проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений. Стандартная программа тестирования для всех видов спорта включает:

    Бег 30 м с высокого старта;

    Непрерывный бег в течение 5 мин.;

    Челночный бег 3 х 10 м;

    10-секундный бег на месте с максимальной частотой движений;

    Прыжок в длину с места;

    Прыжок вверх с места;

    Прыжки с «прибавками»;

    Подтягивания из виса на руках;

    Бросок набивного мяча;

    Выкрут с палкой;

    Наклон вперёд.

Дня велосипедного спорта предлагаются 5 видов тестирования, наиболее раскрывающих уровень показателей развития физических качеств и двигательных способностей.

Организация и проведение тестирования

При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкций и создания единых условий для выполнения упражнений всем учащимся СДЮСШОР. Тестирование проводят в соответствии с внутренним календарём СДЮСШОР 2 раза в год (октябрь, май ежегодно). Результаты тестирования заносят в личную карту спортсмена. При переходе в другую спортивную школу она служит основанием для включение спортсмена в списки тренировочных групп.
Ниже дана краткая инструкция по проведению тестирования юных спортсменов по указанной программе.
Бег 30 метров с высокого старта. Проводится на дорожке стадиона в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. После 10-15 минутной разминки дается старт.
Прыжок в длину с места, см - выполняется толчком двух ног от линии и края доски на покрытие, исключающее жёсткое приземление. Измерение дальности прыжка производится стальной рулеткой.
Подтягиваниеизвисанаперекладине,количествораз. Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч, Темп выполнения -
произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища.
Бросок набивного мяча весом 2 кг вперёд из-за головы, см . Выполняют из положения, сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках за головой. Перед броском спортсмен занимает у линии старта положение, при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряется рулеткой.
Наклон вперёд, см . Выполняется из положения, стоя на гимнастической скамье, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укреплённых вертикально скамье линеек, т.о., чтобы нулевые отметки совпадали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая -вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки, результат записывают со знаком +, если выше - со знаком -. Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения.

Оценка результатов тестирования.

В таблицах приведены шкалы единых нормативных требований для оценки уровня развития физических качеств и двигательных способностей. По ряду упражнений (Наклон вниз), характеризующих главным образом подвижность суставов или некоторые важные для спорта психофизиологические механизмы, нормативные требования одинаковы для всех возрастных групп. По этим показателям с возрастом могут наблюдаться негативные сдвиги.
Суммарная оценка результатов тестирования показателей физических качеств и двигательных способностей в группах велосипедистов должна составлять 15 баллов за выполнение 5 тестов.

Нормативы оценки развития гибкости

упражнение

Оценка,
баллы

мальчики

девочки

Наклон вперёд, см

11 и больше

16 и больше

От 0,5 до 10,5

От 5,5 до 15,5

От 0 до -10

От -5 до + 5

От-10,5 до-20,5

От -5,5 до-15,5

От-21 и больше

От -16 и больше

Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей

Упражнения

баллы

Возрастные группы, лет (Юноши)

9-10

15 и ст.

Бег 30 м, с

5,6 и мен.

5,3 и мен.

5,0 и мен.

4,7 и мен.

4,4 и мен.

4,2 и мен.

5,7-6,1

5,4-5,8

5,1-5,5

4,8-5,2

4,5-4,9

4,3-4,7

6,2-6,6

5,9-6,3

5,6-6.0

5,3-5,7

5,0-5,4

4,8-5,2

6,7-7,1

6,4-6,8

6,1-6,5

5,8-6,2

5,5-5,9

5,3 - 5,7

7,2 и бол.

6,9 и бол.

6,6 и бол.

6,3 и бол.

6,0 и бол.

5,8 и бол.

Прыжокв
длину с места,
см

186 и бол.

196 и бол.

211 и бол.

226 и бол.

236 и бол.

251 и бол.

171-185

181 -195

196-210

211-225

221-235

236 - 250

156-170

166-180

181 - 195

196-210

206 - 220

221 - 235

141 - 155

151-165

166-180

181 - 195

191-205

206 - 220

140 и мен.

150 и мен.

165 и мен.

180 и мен.

190 и мен.

205 и мен.

Бросок набивного мяча

366 и бол.

396 и бол.

436 и бол.

486 и бол.

536 и бол.

586 и бол.

316-365

351-395

391-435

436 - 485

486 - 535

536 - 585

261-315

306-350

346 - 390

386-435

436-485

486-535

211 -260

261 - 305

301-346

336-385

386 - 435

436 - 485

210 и мен.

260 и мен.

300 и мен.

335 и мен.

385 и мен.

435 и мен.

Подтяги вание из виса,
кол-во

11 и бол.

13 и бол.

15 и бол.

18 и бол.

21 и бол.

25 и бол.

8-10

9-12

11-14

13-17

15-20

18-24

7-10

8- 12

9- 14

11-17

1 -4

4-10

Девушки

9-10

15 и ст.

Бег 30 м, с

5,8 и мен.

5,6 и бол.

5,3 и мен.

5,0 и мен.

4,8 и мен.

4,5 и мен.

5,9-6,3

5.7-6,1

5,4 - 5,8

5,1-5,5

4,9-5,3

4,6 - 5,0

6,4-6,8

6,2-6,6

5,9-6,3

5,6-6,0

5,4-5,8

5Л -5,5

6,9-7,3

6,7-7,1

6,4-6,8

6,1-6,5

5,9-6,3

5,6-6,0

7,4 и бол.

7,2 и бол.

6,9 и бол.

6,6 и бол.

6,4 и бол.

6,1 и боя

Прыжок в длину с места,
см

171 и бол.

181 и бол.

191 и бол.

206 и бол.

221 и бол.

231 и бол.

161 - 170

171 - 180

181 - 190

196-205

211-220

221-230

151 - 160

161 - 170

171 - 180

186- 195

201-210

211-220

141 - 150

151-160

161 - 170

176-186

191 - 200

201 - 210

140 и мен.

150 и мен.

160 и мен.

175 и мен.

190 и мен.

200 и мен.

Бросок набивного мяча
массой 2 кг, см

271 и бол.

301 и бол.

361 и бол.

391 и бол.

43 I и бол.

501 и бол.

241-270

271 - 300

321 - 360

351-390

401-430

461 - 500

2П-240

241-270

281 - 320

311-350

371-400

421-460

181-210

211-240

241-280

271 -310

341 - 370

381-420

180 и мен.

210 и мен.

240 и мен.

270 и мен.

340 и мен.

380 и мен.

Подтягивание
из виса на
руках, кол-во

8 и бол.

9 и бол.

10 и бол.

14 и бол.

15 и бол.

16 и бол.

10-13

10-14

12-15

8-11

3 и мен.

Методика воспитания физических качеств

Задачи по воспитанию физических качеств

1. Быстрота развивается в процессе обучения детей основным движениям. По данным Е.Н. Вавиловой для развития скоростных качеств нужно упражнять детей в быстром и медленном беге. Развивать умения быстро реагировать на сигнал. Учить поддерживать высокий темп в движении.

2. Ловкость . У ребёнка воспитание ловкости связано с развитием координации движений, умением согласованно, последовательно выполнять движения. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или применения их в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности.

3. Глазомер. Задачи по его воспитанию связаны с любым упражнением, которое выполняют дети на занятиях по физической культуре. Нужно учить детей измерять расстояние на глаз.

4.Гибкость . Определяется эластичностью мышц и связок, поэтому нужно упражнять детей в их растягивании, в умении напрягать и расслаблять мышцы. Объём и интенсивность упражнений должны увеличиваться постепенно.

5.Сила. Для дошкольников, свойственно преобладание тонуса мышц сгибателей над тонусом мышц разгибателей. Задача, связанная с развитием силовых качеств это стимулирование увеличение мышц разгибателей, давать упражнения выпрямляющие корпус и конечности ребёнка. Так же следить за гармоничным развитием всех мышц. При развитии силы не должны применяться максимальные напряжения, нужно учить детей рационально проявлять мышечное усилие.

6. Выносливость . Воспитание выносливости у детей сопровождается повышением функциональных возможностей, адаптацией к возникающим в организме в результате длительной напряжённой деятельности сдвигам ведущим к утомлению. Поэтому выносливость воспитывается путём применения упражнений и игр, оказывающих на организм более высокую физическую нагрузку. Тренировка дыхательной системы, сердечно-сосудистой и других.

7. Равновесие. Развивать равновесие у детей в различных упражнениях связанных с выполнением на уменьшение площади опоры, а также в упражнениях требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места.)

Требования к подбору физических игр и упражнений

Ловкость. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Глазомер. Развивать глазомер можно при выполнении любых упражнений. При ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках -- точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка; в метании на дальность и особенно в цель -- расстояние до цели и т.д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем -- глубокое приседание.

Равновесие. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).

Сила. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Учитывая анатомно-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Выносливость . Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются, и это также способствует развитию выносливости.

Тестирование физических качеств дошкольников

Выявлять уровень быстроты, ловкости, выносливости целесообразно в тех движениях, которыми дети достаточно свободно владеют, например, используя бег.

Быстрота определяется по времени пробегания (с хода) небольшого расстояния -- 10 метров. Выбирается прямая или асфальтовая дорожка с плотным земляным покрытием или асфальтовым длиной не менее 20 метров. До линии старта должно быть 4-5 метров разбега и примерно столько же за линией финиша. Секундомером считается время бега от старта до финиша, не считая времени начального ускорения бега до стартовой линии и времени снижения скорости после финиша.

Ловкость выявляется:

1. Во время челночного бега, выполняемого на той же дорожке. Он включает бег по прямой 10 метров с двумя поворотами (общая дистанция 30 метров). На одной стороне кладётся два кубика, на другой стороне ставиться стул или скамейка. Дошкольнику предлагается игровое задание: взяв один кубик, ребёнок бежит на другую сторону, кладёт кубик, бежит за вторым, его так же переносит и останавливается. Показателем ловкости будет время затраченное на выполнение задания. Дети 5 лет мальчики 12,7 сек, девочки 13,0, 7 лет мальчики 10,5, девочки 11,0.

2. Обегание препятствий. Нужно обежать 8 предметов на подставке, расставленные с промежутком 1 метр друг от друга. До первого флажка и после последнего расстояние 1,5 метра, общая дистанция 10 метров. Мальчики 5 лет 7,2 сек., девочки 8,0; 7 лет мальчики 5,0, девочки 5,5.

Выносливость Е. Н. Вавилова предлагает тест на время выполнения ходьбы и бега на дистанции 300 метров. Выбирается прямая без уклона дорожка длиной 50 метров, обозначается линия старта (она же финиша) и линия поворота. Ребёнок проходит отрезки 50 метров, чередуя бег и ходьбу -- от старта до линии поворота идёт, затем бежит обратно и так повторяется ещё 2 раза. Так же тесты на количество приседаний, прыжков и бега на месте за 30 секунд, при этом пульс не должен увеличиваться более чем на 50 %. Пульс измеряется до и после тестирования.

Сила измеряется динамометром, каждое из контрольных упражнений ребёнок выполняет не менее 2 раз с промежутком для отдыха. Выбирается лучший результат из двух попыток, так же сила измеряется во время броска набивного мяча и прыжка в длину с места.

Для оценки физической подготовленности использовались тестовые упражнения, рекомендованные В. И. Ляхом :

Шести минутный бег,

Подтягивание,

Челночный бег (3х10 м),

Прыжок в длину с места,

Бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 с (раз),

Наклон вперед из положения сидя на полу (раз). Шестиминутный бег (м).

Данный тест проводился в спортивном зале. Девушки бежали, стремясь преодолеть заданное расстояние за минимально возможное время. Время фиксировалось с точностью до десятой доли секунды. Этот тест помог определить уровень развития выносливости.

Подтягивание (количество раз). Использовалось для оценки развития силовой выносливости мышц – сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы – количество подтягиваний. Процедура тестирования. Подтягивание выполнялось на высокой перекладине, испытуемая бралась за неё хватом сверху (ладони от себя) и опускалась под перекладину. После этого, сохраняя прямое положение туловища, выполнялось потягивание.

Челночный бег 3×10 м (сек). Использовался для оценки координационных и скоростных способностей. Тест проводился в спортзале. Испытуемые пробегали с максимальной скоростью три отрезка по десять метров. По команде «На старт!» испытуемые становились в положение высокого старта. Когда они были готовы, следовала команда «Марш!». Испытуемая пробегала десять метров до другой черты, касалась её, возвращалась назад, снова касалась черты, бежала в тритий раз десять метров и финишировала. Время фиксировалось с точностью до десятой доли секунды.

Прыжок в длину с места (см). Использовался для оценки скоростно-силовых качеств. Процедура тестирования. Тест проводился в спортивном зале. Испытуемая становилась на линию, отталкивалась двумя ногами, не переступая её носками. Ноги расставлены на ширину плеч, делался замах руками. Прыжок выполнялся три раза, засчитывался лучший результат, который определялся по месту касания пола пятками.

Бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 с (раз). Девушка за 10 секунд должна совершить максимально возможное число сгибаний в коленном суставе, при этом бедро должно располагаться на горизонтальном уровне. Наклон вперед из положения сидя на полу. Ноги выпрямлены в коленных суставах, стопы вертикальны, расстояние между ними составляет 20–30 см. Сгибание ног в коленях не допускается.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился с целью изучения эффективности применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет.

Перед проведением педагогического эксперимента проводилось тестирование физических качеств. В конце эксперимента проводился сравнительный анализ данных показателей.

Методы математической статистики.

Методы математической статистики использовались для статистической обработки результатов исследования. Обработка результатов проводилась с помощью специализированного программного обеспечения. Определялись числовые характеристики выборок: среднее арифметическое (х ср), среднеквадратическое отклонение (δ).

Достоверность различий вычислялась по U-критерию Манна-Уитни.

Гипотезы:

H0: Уровень признака в выборке I не выше уровня признака в выборке II.

Н1: Уровень признака в выборке I выше уровня признака в выборке II.

Вычисление значения U-критерия для каждой из выборок

Нахождение Uэмп., равное наименьшему из значений UA и UB:

Uэмп. = min(UA;UB)

— Если Uэмп.≤Uкр. на некотором уровне значимости, то Н0 отвергается, a H1 принимается на этом уровне значимости.

— Если Uэмп.>Uкр. на некотором уровне значимости, то H0 принимается на том же уровне значимости.

— Чем меньше Uэмп. тем более вероятно, что сдвиг в типичном направлении статистически достоверен.

2.3. Организация исследования

Исследование проводилось в «Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва» Спортивный Комплекс «Нефтяник» с 20 апреля по 17 мая 2016 г.

В исследовании приняли участие 2 группы девушек 16-18 лет по 10 человек.

Девушки экспериментальной группы проводились по оздоровительной гимнастике.

Контрольная группа занималась по школьной программе.

Программа физического воспитания проводилась в течение 4 месяцев. В декабре месяце было проведено тестирование обеих групп девушек и проведен сравнительный анализ тестов.

Глава 3. Исследование эффективности применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет

3.1. Методика оздоровительной гимнастики

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребёнка. Здесь дети растут, развиваются, получают знания, жизненный опыт, происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма школьника, повышают адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретают необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.

Одна из главнейших задач физической культуры – выработать у учащихся потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, спортом, сформировать привычку вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), приобретать знания в образовательной области «Физическая культура».

В обеих группах (классах) уроки физкультуры проводились по школьной программе (В.И. Лях, 2011), которая включала разделы: легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол), гимнастика и т.д.

В экспериментальную группу был включены уроки оздоровительной гимнастики: комплексы ритмической гимнастики, аэробики.

В зависимости от погодных условий занятия проводились как на школьном стадионе, так и в спортивном зале.

Составляя комплексы упражнений, ориентировались на то, что в старшем школьном возрасте необходимо научить способам творческого применения полученных знаний, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, составлять комплексы упражнений, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.

Урок по гимнастике состоял из трех взаимно связанных частей: подготовительная, основная и заключительная.

Основная часть урока является определяющей и главенствующей в структуре урока. Именно в этой части урока проводится практически вся запланированная учебная работа с учениками и максимум нагрузки на их организм также производится в этой части урока.

Целью подготовительной части урока является организация класса и обеспечение физиологической подготовки организма учащихся к предстоящей учебной работе.

В основной части урока решаются важнейшие задачи гимнастики –изучение и совершенствование гимнастических упражнений, развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости), совершенствование деятельности функциональных систем организма и психомоторики школьников.

Назначение заключительной части урока – завершение учебной работы учащихся, снижение нагрузки и приведения их организма в относительно спокойное состояние, подведение итогов урока и ориентирование учащихся на последующую деятельность.

Ритмическая гимнастика

Основными упражнениями являются различные виды ходьбы и бега, пружинные и волнообразные движения туловищем и руками, махи и взмахи определенными частями тела, прыжки, повороты, хлопки, притопывания, чтобы точнее и быстрее овладеть счетом темпом разучиваемых упражнений. Чтобы упражнения выполнялись легко и красиво, включаются упражнения на гибкость, подвижность суставов и прыгучесть.

Ритмическая гимнастика очень популярна среди старшеклассниц, т.к. помимо полезной нагрузки на организм она развивает слух, музыкальную память и чувство ритма.

Предлагаемый комплекс ритмической гимнастики рассчитан на девушек-старшеклассниц. Музыка, сопровождающая занятия, подбиралась достаточно ритмичная, с высоким эмоциональным зарядом, доставляющим эстетическое удовольствие и вызывающая желание двигаться. Начинали освоение комплекса с пяти упражнений и добавляли по одному на каждом занятии. Физическая нагрузка контролируется по показателям пульса: до занятий, 2-4 раза в течение занятий после наиболее нагрузочных упражнений, сразу после окончания гимнастики и через 5-10 мин. отдыха. Занятия по комплексу надо проводить 2-3 раза в неделю. При выполнении упражнений дышать произвольно, не задерживая дыхания.

Комплекс упражнений представлен в Приложении 2.

При выполнении упражнений на развитие дыхательных мышц (8-19) особое внимание обращалось на движение головой. Упражнения 20-26 способствуют укреплению брюшных дыхательных мышц. Повторять их надо по 6-8 раз.

Одной из разновидностей ритмической гимнастики является аэробика.

Аэробика – это прекрасное средство разностороннего физического развития, и урок оздоровительной аэробики является наиболее удачной формой комплексного занятия для девушек-старшеклассниц, позволяющей развивать физические качества и способствовать коррекции телосложения. Сила, выносливость, гибкость плюс красота и здоровье – вот формула оздоровительной аэробики.

Ритмичная музыка делает урок аэробики привлекательным и эмоциональным. Под нее активизируются физиологические и психологические функции организма: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, улучшается обмен веществ, повышается работоспособность. Музыка задает не только ритм, но и темп движений, и как следствие – увеличивает физическую нагрузку.

Регулярные занятия аэробикой повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизируют обменные процессы, приводят к другим благоприятным изменениям в организме человека.

Примерный комплекс упражнений по аэробике представлен в Приложении 3.

Упражнения выполняли по 3-4 раза подряд.

Другой формой оздоровительных занятий для девушек является шейпинг (в переводе с английского – обретение формы). Это система силовых упражнений для девушек, направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма. Шейпинг позволяет обрести прекрасную фигуру, независимо от возраста и внешних данных.

Отличие шейпинга от аэробики заключается в том, что на занятиях аэробикой все повторяют за учителем одинаковые упражнения, независимо от того, сложны они для вас или, наоборот, слишком просты. В шейпинге же – просчитанный и индивидуальный подход к занимающимся. У каждой девушки проверяют состояние здоровья, степень готовности к нагрузкам, антропометрические данные. Проводят тесты на гибкость, быстроту реакции, силовую выносливость. Затем выдается рекомендуемый режим тренировок, питания, отличается характер упражнений и та модель, к которой девушка будет стремиться. Один раз в неделю обязательно проводят повторные тестирования, чтобы определить, насколько повысился рейтинг в ходе занятий, так как почти перед каждой девушкой встает одна и та же извечная проблема – избавиться от лишнего веса, жировых складок. Упражнения подбираются довольно простые по координации.

3.2. Эффективность применения оздоровительной гимнастики

Эффективность программы проверяли путем тестирования физических качеств девушек до и после проведения педагогического эксперимента.

Результаты тестирования девушек экспериментальной группы представлены в табл. 1, контрольной группы – табл. 2.

Таблица 1 – Результаты тестирования девушек экспериментальной группы

№ испытуемых Бег 30 м, сек Подтягивание, раз Челночный бег, 3×10 м Прыжок в длину с места, см
5,5 8,9
5,6 8,7
5,3 9,1
5,6 9,5
5,5 8,2
5,9 8,6
6,0 9,0
5,5 9,1
5,6 8,9
5,4 8,5
М±m 5,59±0,02 2,4±0,24 8,85×0,04 165,2±5,76 15,8±0,58 15±0,81

Представим результаты контрольной группы.

Таблица 2 – Результаты тестирования девушек контрольной группы

№ испытуемых Бег 30 м, сек Подтягивание, раз Челночный бег, 3×10 м Прыжок в длину с места, см Бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 с (раз) Наклон вперед из положения сидя на полу, раз
5,8 8,5
5,2 8,6
6,1 8,1
5,3 9,3
5,8 9,0
5,6 8,4
5,8 8,6
5,8 9,2
5,5 8,4
6,0 7,9
М±m 5,69±0,81 3,0±0,22 8,6±0,07 165,5±4,46 16,1±0,7 14,9±0,48
Uэмп 49,5 43,5
р* >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Итак, проведенное тестирование физических качеств девушек позволил установить, что девушки обеих групп по физическому развитию не отличаются друг от друга, что было статистически доказано критерием Манна-Уитни. Следовательно, для исследования были выбраны девушки практически одинакового уровня развития.

После проведенного педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование девушек и проведена оценка эффективности применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании.

Результаты тестов представлены в табл. 3 и 4 соответственно экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 3 – Результаты тестирования девушек экспериментальной группы после педагогического эксперимента

№ испытуемых Бег 30 м, сек Подтягивание, раз Челночный бег, 3×10 м Прыжок в длину с места, см Бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 с (раз) Наклон вперед из положения сидя на полу, раз
5,0 7,8
4,9 6,0
5,1 7,9
5,2 7,2
5,0 6,2
4,9 6,9
4,8 5,9
5,2 6,0
5,1 5,9
5,0 6,2
М±m 5,02±0,01 5,7±0,45 6,6±0,21 181,7±7,04 19,6±0,53 25,9±0,63

Таблица 4 – Результаты тестирования девушек контрольной группы

№ испытуемых Бег 30 м, сек Подтягивание, раз Челночный бег, 3×10 м Прыжок в длину с места, см Бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 с (раз) Наклон вперед из положения сидя на полу, раз
5,7 8,4
5,2 8,5
6,0 8,1
5,3 9,3
5,7 8,9
5,6 8,4
5,8 8,5
5,7 9,0
5,4 8,4
6,0 7,7
М±m 5,64±0,02 3,4±0,3 8,52±0,07 165,5±4,46 16,5±0,91 15,6±0,61
Uэмп 6,5
р* <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

* по отношению к экспериментальной группе

Итак, в результате проведенного исследования установлено достоверно различные показатели физического развития девушек в обеих группах. Экспериментальная группа имеет достоверно лучшие результаты, с вероятностью более 95%.

Рассмотрим каждый показатель.

На рис. 1 представим результаты теста «без на 30 м».

Рис. 1. Результаты теста «бег на 30 м», сек

До эксперимента «бег на 30 м» в экспериментальной группе составил 5,59±0,02 сек, после эксперимента 5,02±0,01 сек. Результат улучшился на 10,2 %, что статистически достоверно с вероятностью более 95 %.

В контрольной группе «бег на 30 м» составил до эксперимента 5,69±0,03 сек и после эксперимента – 5,64±0,02 сек. Результат улучшился 0,9 %, что статистически не достоверно (р>0,05).

Подтягивание на перекладине. Результаты теста представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты теста «подтягивание», раз

В экспериментальной группе девушки до эксперимента подтянулись в среднем 2,4±0,24 раза, после эксперимента – 5,7±0,45 раз. Результат улучшился на 137,5 %. Результаты статистически достоверны (р<0,05).

В контрольной группе девушки подтягивались до эксперимента 3,0±0,22 раза и после эксперимента – 3,4±0,3 раза. Тест улучшился на 0,4 раза или 13%. Улучшение результата статистически не подтвердилось (р>0,05).

На рис. 3 представлены результаты теста «челночный бег 3×10 м».

Рис. 3. Результаты теста «челночный бег 3×10 м», сек

Девушки экспериментальной группы сдали тест за 8,85±0,04 сек до эксперимента, после эксперимента – 6,6±0,21 сек. Тест улучшился на 2,25 сек или 25,4 % (р<0,05).

В контрольной группе тест улучшился на 0,08 сек (0,9 %). Различия в результатах статистически не достоверны (р>0,05). Так до эксперимента у девушек тест составил 8,6±0,07 сек и после эксперимента – 8,52±0,07 сек.

На рис. 4 представлены результаты теста прыжок в длину с места.

Рис. 4. Результаты теста «прыжок в длину с места», см

В экспериментальной группе до эксперимента у девушек тест в среднем составил 165,2±5,76 см, после эксперимента – 181,7±7,04 см. Тест улучшился на 16,5 см или 10 %. Различия в результатах статистически достоверны.

В контрольной группе у девушек тест составил 165,5±4,46 см и после эксперимента – 166,2±3,99 см. Тест улучшился на 0,7 см или на 0,4 %.

На рис. 5 представлены результаты теста «бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 сек».

Рис. 5. Результаты теста «бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 сек», сек

До эксперимента в экспериментальной группе тест составил 15,8±0,58 раз, после эксперимента – 19,6±0,53 раз. Результат улучшился на 3,8 раза или 24,1 %, различия в результатах статистически достоверны.

В контрольной группе тест составил 16,1±0,7 раз до эксперимента и 16,5±0,91 раз. Результат улучшился на 0,4 раза или 2,5 %. Различия в результатах статистически не достоверны (р>0,05).

На рис. 6 представлен тест «наклон вперед из положения на полу».

Рис. 6. Результаты теста «наклон вперед из положения на полу», раз

Наклоны вперед из положения на полу у девушек экспериментальной группы составили 15±0,81 раз и после эксперимента – 25,9±0,63 раза. Результат улучшился на 14,9 раза или 99 %. Различия в результатах статистически достоверны.

В контрольной группе тест составил 14,9±0,48 раза и после эксперимента – 15,6±0,61 раз. Результат улучшился на 4,7 %.

Итак, представленные данные наглядно нам показывают эффективность применения оздоровительной гимнастики, в частности ритмической гимнастики и аэробики, в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет.

Оздоровительная гимнастика позволяет развивать такие физические качества как скоростную выносливость, силу, ловкость, скорость, гибкость.

Учитывая, что использованные тесты для оценки физической подготовленности отражают уровень развития основных физических качеств, можно полагать, что предложенные комплексы упражнений оздоровительной гимнастики позволяют эффективно воздействовать на совершенствование физических качеств девушек 16-18 лет.

Таким образом, проведенное исследование и полученные результаты позволяют заключить, что предложенные нами комплексы оздоровительных видов гимнастики оказывает положительное влияние на физическую подготовленность девушек.


Заключение

В результате анализа научно-методической литературы установлено, что современное состояние школьного образования характеризуется постоянным увеличением учебных нагрузок на фоне выраженного психоэмоционального напряжения, низкой двигательной активностью учащихся, что, в свою очередь, ведет к систематическому нарушению основных элементов режима дня школьников: сокращаются средняя продолжительность сна, время пребывания на открытом воздухе и занятия физической культурой. Такая ситуация усложняется социально-экономическим кризисом в стране, снижением жизненного уровня населения, ухудшением экологической, криминогенной обстановки и т.п. Все это создает предпосылки к хроническому утомлению и переутомлению, снижению показателей успеваемости, физического развития и, в конечном счете - снижению качества здоровья. Одна из главнейших задач физической культуры - выработать у учащихся потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, спортом, сформировать привычку вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), приобретать знания в образовательной области «Физическая культура».

Однако, как показывает практика, для большинства детей физическое воспитание ограничивается уроками физической культуры, где в должной мере задачи по формированию здорового образа жизни не ставятся.

В современных условиях возрастает роль поиска оптимальных средств и методов в сфере физической культуры, направленных на укрепление здоровья человека, одним из которых являются оздоровительные виды гимнастики. Они представляют собой систему специально подобранных упражнений, многообразие которых позволяет успешно решать задачи всестороннего физического воспитания, оздоровления, повышения работоспособности и поддержания жизнедеятельности человека. Они способствуют развитию основных физических качеств, формированию правильной осанки, точности и красоты движения.

Оздоровительная гимнастика – это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений (ритмика, ритмическая гимнастика, аэробика и её разновидности, стретчинг, бодифлекс, пилатес, силовая гимнастика и др.), направленные на физическое совершенствование всех слоев населения, повышение и поддержание умственной и физической работоспособности в повседневной учебной и трудовой деятельности, формирование физической и спортивной культуры.

В процессе формирования гипотезы исследования было выдвинуто предположение о возможности эффективного применения оздоровительной гимнастики, при которых управление процессом развития физической и психической сферы учащегося реализуется однонаправленно как по содержанию применяемых педагогических средств, так и по адресату воздействий.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы .

1. Физическая культура является неотъемлемой частью общего образования. С помощью нее должны решаться не только образовательные, но и оздоровительные задачи, направленные на улучшение физического и психического состояния учащихся. Оздоровительная гимнастика является составной частью физической культуры.

2) В педагогическом эксперименте принимали участие две группы девушек 16-18 лет, которые составили экспериментальную и контрольные группы. Для экспериментальной группы были составлены комплексы упражнений оздоровительной гимнастики, в том числе ритмической гимнастикой и аэробикой. Начинались занятия с выполнения упражнений аэробной части, а именно с ритмической гимнастики, с упражнениями стретчинга, содержание упражнений которого, составили необычные позы в положении лежа на спине, животе, на боку, сидя на пятках с наклоном туловища вперед, упоре стоя на коленях, способствующие растягиванию и расслаблению мышц, а также использовали упражнения общефизической подготовки (ОФП), проводимые по методу круговой тренировки с дозированными физическими нагрузками разной интенсивности и интервалами отдыха. Специальные комплексы физических упражнений в отдельных случаях прикладного характера состояли из 8–9-ти станций.

Содержание комплексов составили упражнения: на гибкость и подвижность в суставных звеньях опорно-двигательного аппарата, силового характера для мышц сгибателей и разгибателей рук; специальных упражнений для мышц живота и спины с использованием гимнастических снарядов; мышц ног (передней и задней поверхности мышц бедра); прикладные упражнения для мышц всего тела. Длительность выполнения упражнений на каждой станции составляла порядка 40–50 сек с интервалами отдыха 1–1,5 мин.

3) Эффективность применения оздоровительной гимнастики проводили путем тестирования физических качеств. Тестирование проводилось до и после эксперимента. В результате исследования установлено, что в экспериментальной группе тесты бег на 30 м, подтягивание, челночный бег, прыжки в длину, бег на месте с высоким подниманием бедра, наклоны вперед были достоверно лучше по сравнению с контрольной группой. В экспериментальной группе произошли достоверные изменения по указанным тестам. В контрольной группе достоверных изменений не было.

Следовательно, применение различных видов оздоровительной гимнастики позволяет развивать у девушек такие физические качества как скоростно-силовые, выносливость, гибкость.

Итак, проведенный педагогический эксперимент показал эффективность применения оздоровительной гимнастики как способа и средства физического совершенствования. Гипотеза доказана.

1. Полученные данные по оценке физической подготовленности девушек должны учитываться педагогами и медицинскими работниками с целью достижения гармоничности физического развития и сохранения высокого уровня здоровья.


Список литературы

1. Абдуллин М.Г. Оздоровительная аэробика: учеб.-метод, пособие / М. Г. Абдуллин, Л. 13. Гимранова, 3. Ф. Лопатина. - Иркутск: Изд-во БГПУ, 2010. – 64 с.

2. Авдасева Н. В. Занятия фитбол-аэробикой как направление физического воспитания в современных условиях / Н. В. Авдасева, Н. В. Клемешова // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сб. ст. V Междунар. науч. конф. 21 апр. 2009 г. - Харьков, 2009. - С. 3-5.

3. Акимова М. Е. Содержание и методика проведения занятий по аэробике со студентами высших учебных заведений // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях: сб. ст. IV Междунар. науч. конф. 5 февр. 2008 г. - Харьков, 2008. - С. 5-7.

4. Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека /В. К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.

5. Бальсевич В. К. Природосообразное формирование здоровья у детей, подростков и учащейся молодежи /В. К. Бальсевич. //Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень, 2010. – С. 89–92.

6. Барбашов С. В. Практико-ориентированный мониторинг физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи образовательных учреждений ХМАО-Югры / С. В. Барбашов, В. Н. Лузгин. //Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления различных категорий населения: сборник материалов VI Всероссийской научной конференции /Под ред. С. И. Логинова. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2007. – С. 21–23.

7. Бартдинова Г. А. Оздоровительная аэробика в системе физической культуры студента физкультурного вуза// Учебные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12.-С. 11-13.

8. Баршай В.М. Гимнастика / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. В. Павлов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009. – 296 с.

9. Бойцова М.В. Оздоровительная аэробика как элемент здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры / М.В. Бойцова // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 3. - С. 27.

10. Бочкарева С.И. Физическая культура: Учебно-методический комплекс / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 315с.

11. Буйкова О. М. Функциональное состояние организма студен ток, занимающихся различными видами оздоровительной аэробики дис. ... канд. биол. наук / О. М. Буйкова. - Томск, 2010. - 195 с.

12. Быков В. С. Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В. С. Быков. – М.: Академия, 2008. – 174 с.

13. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 218с.

14. Гимнастика: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, Н. В. Казакевич [и др.]; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – . – М.: Академия, 2002. – 448 с.

15. Дейнеко А.Х. Активизация занятий по физической культуре школьников 7-11 лет с помощью оздоровительных видов гимнастики / А.Х. Дейнеко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 5. - С. 59-62.

16.Дорофеева Н.В. Влияние двигательных режимов на здоровье студентов / Н.В. Дорофеева, Н.В. Минченкова, И.В. Овечкина // Материалы международной IX Межуниверситетской научно-методической конференции «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»: в 2 ч. Ч. 1. - М., 2006. – С. 210-211.

17.Дружинина О.Ю. Методика преподавания аэробики в школе / О.Ю. Дружинина, А.Г. Щенникова, С.С. Максимова. - Ижевск: ГОУВПО "УдГУ", 2009. – 112 с.

18.Дружинина О.Ю. Сюжетно-ролевые уроки по гимнастике в школе» как средство формирования знаний и умений студентов по предмету «физическая культура (гимнастика) / О.Ю. Дружинина, А.Г. Щенникова, С.С. Максимова // В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Редакционная коллегия: Е. В. Старкова (главный редактор); Т. А. Полякова (научный редактор). – Пермь, 2014. - С. 100-103.

19.Дружинина О.Ю., Конспекты уроков аэробики для учащихся начальных классов общеобразовательной школы: учеб.-метод. Пособие / О.Ю. Дружинина. – Ижевск: ГОУВПО "УдГУ", 2009. – 170 с.

20.Егорычев А.О. Мониторинг здоровья студентов в процессе профессионального образования / А.О. Егорычев, Н.В. Титушина, Ю.А. Смирнова // Материалы 2-го Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России»: в 2 ч. Ч. 2. – М., 2006. – С. 79-80.

21.Иноземцева Е. М. Влияние занятий оздоровительной аэробикой и тренинга с биологической обратной связью на вегетативный баланс и физическую подготовленность студенток: дис. ... канд. биол. наук / Е. М. Иноземцева. - Томск, 2007. - 111 с.

22.Ишанова О. В. Комплексная методика занятий оздоровительной аэробикой с женщинами 25-35 лет: дис. ... канд. пед. наук/ О. В. Ишанова. – Волгоград, 2008. - 143 с.

23.Ишанова О. В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой // Теория и практика физической культуры. - 2007 - № 8. - С. 69.

24.Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова. – М.: Академия, 2012. – 304с.

25.Кислицын Ю.Л. Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодежи: теоретические и методико-практические аспекты: учеб. пособие / Ю.Л. Кислицын, Л.Ю. Кислицына, И.А. Пермяков. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006. – 169 с.

26.Латыпов И.К. Повышение двигательной активности учащихся / И.К. Латыпов, В.И. Лукина // Начальная школа. - 2009. - № 9. - С. 68-71.

27.Латышева О.А. Физическая культура как залог здоровья студентов / О.А. Латышева // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2012. - Т. 1. - № -6. - С. 145-148.

28.Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе /Л. И. Лубышева. – Москва: Теория и практика физической культуры и спорт, 2009. – 168 с.

29.Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / П.К. Петров. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 448 с.

30.Поваляева В. В. Об уроках гимнастики / В. В. Поваляева, А. Н. Поваляев // Физическая культура в школе. – 2014. – № 1. – с. 24–26.

31.Полунина Т.И. Аэробика как компонент уроков оздоровительной направленности / Т.И. Полунина, О.В. Воронова // Физическая культура в школе. - 2013. - № 7. - С. 35-39.

32.Семенова Н. В. Повышение уровня физической подготовленности студентов медицинских училищ средствами фитнесс-аэробики / Н. В. Семенова, 3. И. Коритко// Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 2. - С. 126-133.

33.Спиридонова Л.Б. Возрастные основы физкультурного образования детей и учащейся молодежи / Л.Б. Спиридонова. – Омск: Изд-во СибГАФК, 2003. – 28 с.

34.Стафеева А. В. Стратегия развития профессионального образования в контексте национальной образовательной инициативы Наша новая школа / А. В. Стафеева // Вестник БГУ. – 2010. – Вып. 13. – С. 135 – 138.

35.Физическая подготовленность девушек 15–18 лет г. Тюмени, занимающихся волейболом в многолетнем цикле тренировочного процесса / А. В. Азанова [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 622-629.

36.Щенникова А.Г., Дружинина О.Ю., Максимова С.С. «Конспекты подготовительной части урока по гимнастике в школе»: метод. Рекомендации / А.Г. Щенникова, О.Ю. Дружинина, С.С. Максимова. – Ижевск: ФГВОУ ВПО «УдГУ», 2012. – 51 с.


Приложение 1

Уровень физической подготовленности старших школьников


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

1. Бег скоростной (спринтерский) на дистанцию 30, 60 или 100 метров. Выбирается одна из дистанций.

Тестирование проводится в спортивном зале (если позволяют его размеры) либо на спортивной площадке. Забег проводится с высокого старта после предварительной 5-7-минутной разминки. Регистрируется время пробегания заданного отрезка в секундах с десятыми долями. Для регистрации результата понадобится секундомер. При тестировании на улице необходимо соблюдать гигиенические нормы, а также учитывать погодные условия. Не рекомендуется проводить забеги во время дождя и сразу после него: а также при температуре воздуха свыше 30° С и ниже 0°С. Одежда учащихся должна быть легкой и удобной, не стесняющей движения - это также важно для результата.

2. Челночный бег 3 х 10 м. Тест проводится в спортивном зале или аналогичном помещении. На расстоянии 10м друг от друга устанавливаются какие-либо предметы, хорошо заметные, но не способные причинить травму при столкновении с ними. Задание состоит в том, чтобы, стартовав по команде учителя, студент трижды пробежал рас­стояние от одного предмета до другого, огибая его и бегая по траектории в форме цифры 8. Для оценки ловкости координационных способностей рассчитывается разница между тестом бег на 30 м и челночным бегом, результат в котором всегда более низкий (то есть время бега больше). Чем меньше разница, тем выше координационные способности.

Обычно челночный бег занимает примерно в 2 раза больше времени, чем гладкий бег на ту же дистанцию 30 метров. Измеряется время бега в секундах с десятыми долями (сотые доли секунды округляются до ближайшего целого значения).

3. Бег на лыжах свободным стилем (оценка выносливости) на дистанцию 1000 метров или шестиминутный бег на лыжах свободным стилем:

Бег в течении 6 минут – это один из тестов, предложен­ных известным американским врачом К.Купером для оценки аэробных возможностей человека и его выносливости. Его можно проводить как в спортивном зале, так и на стадионе. При этом следует учитывать, что результаты на стадионе бывают обычно более высокими, так что лучше всегда делать одинаково. После разминки по команде «СТАРТ» начинается забег, который длится ровно б минут (360 секунд), а регист­рируется то расстояние, которое каждый пробе­жал за это время. Преодоленная дистанция измеряется в метрах.

Для теста в беге на дистанцию 1000 м результатом являет­ся время преодоления дистанции в секундах, например, если результат составил 4 мин 40 с, в анкету вписывается 280 се­кунд (т.е. 4 х 60с + 40с = 280с).

5. Подтягивания на перекладине. Тест обычно выполняет­ся в спортивном зале.

Следите, чтобы подтягивание было полным, то есть в начале каждого цикла руки были полностью распрямлены, а в конце, чтобы подбородок возвышался над перекладиной хо­тя бы на 1-2 сантиметра. В противном случае этот тест ничего не даст. Тест выполняется в максимально возможном темпе.

Для девушек тест заменяется на сгибание-разгибание туловища на гимнастической скамейке (или на низкой перекладине).

5. Прыжок в длину с места. Тест может проводиться как в зале, так и на стадионе. В зале необходимо использовать мягкие маты. Прыжок производится после разминки из положения «стоя обеими ногами на линии старта». Дальность прыжка измеряется с по­мощью сантиметровой ленты от линии старта до точки призем­ления, за которую принимается наиболее близкая к линии стар­та точка соприкосновения любой части тела с землей (при правильной технике прыжка это обычно бывает пятка).

Длина прыжка измеряется в сантиметрах.

6. Гибкость оценивается при максимальном наклоне впе­ред (в см) сидя (стоя) с выпрямленными в коленях ногами на полу (ступеньке) с нулевой отметкой на уровне стоп. Касание пальцами отметки дальше (ниже) нулевой точки с сохранени­ем позы не менее 2 с дает положительный результат, ближе (выше) со знаком «-». В зачет идет лучшая из трех попыток.

7. Быстрота реакции измеряется с помощью теста «падающей линейки». Между разведенными на 2-3 см большим и указательным пальцами испытуемого вертикально помещается деревянная линейка так, чтобы отметка «О» была на уровне этих пальцев. Линейку без предупреждения отпускают, она падает вниз, а испытуемый должен ее поймать. Фиксируется длина ли­нейки в месте ее захвата пальцами. Чем больше эта длина - тем ниже скорость реакции. В зачет идет лучшая из трех попыток.

Протокол

результатов и оценки уровня физической подготовленности