«туфли на набережной дуная» - лев рудский (wrn). Памятник в Будапеште – Обувь на Набережной Дуная Памятник обувь на набережной дуная будапешт венгрия

История о Холокосте однажды потрясла весь мир, и по сей день люди говорят об этом с замиранием сердца. В нескольких метрах от здания парламента Венгрии разместился памятник людям, которых когда-то решили стереть с лица земли без особой причины.

Шестьдесят пар потрепанной обуви стоят возле берега спокойного Дуная. Всё это выглядит так, словно множество людей в один миг решили гулять босиком по улице, оставив свою обувь беспорядочно разбросанной.

В реальности же туфли и ботинки изготовлены из железа. И находятся они там не просто так, став очень печальным зрелищем. Мемориал символизирует трагедию, заключающуюся в расстреле евреев на территории Будапешта во время Второй мировой войны.

Краткое описание памятника

Произведение появилось у берега реки немногим больше 10-ти лет назад, но несмотря на это, отзывов оно насчитывает не меньше, чем строения из прошлого, обретя мировое признание. На набережной можно увидеть: крошечную детскую обувь, красивые женские туфли, тяжелые мужские ботинки.

Посмотрев на памятник издалека, возникает ощущение, что вся обувь настоящая. Напоминанием о том, что перед людьми памятник, является лишь информационные таблички на трех языках, которые были установлены в 2005 году. Они разместились на каменной скамье, её длина около 40 метров. Именно на таком расстоянии расположился и сам памятник.

Композиция состоит из 60 пар обуви, сделанной из чугуна. Это не такое большое количество, относительно всех погибших в то тяжелое время. Если установить обувь каждого погибшего, то на набережной просто не будет свободного места.

История трагедии

Боль, горе и слезы принесла обычным людям партия скрещенных стрел, которой в 1944 году удалось занять место в венгерском правительстве. Партия поддерживала и разделяла политику Гитлера. За полгода нахождения у власти она смогла доставить много несчастья мирным людям, а в частности, евреям.

Граждане, поддерживающие жестокую партию, всячески способствовали уничтожению евреев в Будапеште, необоснованно убивая их. События были настолько плачевными, что квартал, в котором проживали евреи, мгновенно превращался в кладбище. Связывая людей единой цепью по несколько десятков человек, убийцы расстреливали их прямо на берегу Дуная. Замысел был в том, чтобы сохранить пули, так как одна пуля убивала человека, он падал в воду, тянув за собой всех остальных, которые тонули. Кроме сохранения боеприпасов, вода уносила тела, избавляя от траты времени на копание ям для захоронения.

Даже сегодня нет точных данных о том, сколько тогда погибло человек. Но цифры довольно значительные, так как информация говорит, что было убито более 600 тысяч человек.

Убивая, фашисты присваивали себе вещи людей, даже изношенную одежду потому, что тогда наблюдался дефицит товаров данного вида. Евреев обязывали снимать обувь перед расстрелом, чтобы потом забрать для своих личных нужд или продажи.

Создание памятника

История, потрясшая людей, стала поводом для создания мемориала в память о погибших евреях. Дьюла Пауэр известен как автор печального памятника на набережной.

Достоверность обуви, которая была изготовлена, максимальная. Именно такие вещи носили люди, жившие в то время.

Памятник довольно быстро стал известным среди местного населения и гостей Будапешта, поэтому чаще всего у железной обуви можно увидеть горящие свечи и цветы.

Нередко на набережной у памятника можно встретить людей с грустным и задумчивым лицом, скорбящим о погибших. Однако находятся и те, кто в силу своей невоспитанности делают смешные фотографии рядом с обувью или ставят свою, как бы объединяясь.

Посетив столицу Венгрии, непременно, стоит включить в свой список интересных мест набережную Дуная. Чтобы лишний раз задуматься о том, что пришлось переживать людям, чтобы сегодня все жили под мирным небом.

Увидеть памятник может каждый человек, так как не нужно платить за входной билет, эта композиция сделана в знак памяти, а не с целью получить прибыль и окупить создание.

Где находится памятник «Туфли на набережной Дуная» (Cipők a Duna-parton)?

Скульптурная композиция находится на набережной рядом со зданием Венгерского парламента. До площади Лайоша Кошута можно доехать:

  1. на метро до одноименной станции Kossuth Lajos Tér (красная ветка);
  2. На автобусе №15,115;
  3. На троллейбусе №70,78;
  4. На трамвае №2.

Недорогие билеты в Будапешт

Если статья Вам понравилась, поставьте, пожалуйста, свою оценку и поделитесь в соцсетях:

В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но один памятник в Будапеште выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой. Кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии — обувь на набережной Дуная.

Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа знаменитое здание венгерского Парламента. Просто газоны с цветами, просто серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами – нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий.

Кажется, что кто-то оставил обувь на берегу Дуная на минутку и сейчас вернется. Полная иллюзия стоптанной изношенной кожи. Только вблизи становится понятно, что туфли из металла.

Называется композиция – «Туфли на набережной Дуная» (Cipők a Duna-parton). Ее автор – Дьюла Пауэр. Открыли мемориал в День памяти жертвам Холокоста в 2005 году. На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на иврите, английском и венгерском соответствующие надписи.

До Великой Отечественной войны в Венгрии насчитывалось около 800 000 евреев, Будапешт иногда называли «юдапешт». По некоторым данным, только четверть венгерских евреев пережили Холокост. Правительство Венгрии четко следовало гитлеровской политике. Людей переселяли в гетто, отправляли в лагеря смерти в Польше.

На берегу Дуная проводили массовые расстрелы. Так было проще – не требовалось вывозить трупы. Людей связывали между собой и ставили у воды. После первого выстрела падающий утягивал за собой в волны всех, стоявших рядом в цепи. Перед казнью людей разували, чтобы продать обувь.

Не случайно количество обуви в ряду – за один раз обычно расстреливали 50-60 человек.

Памятник в стихах

Впечатления от памятника созвучны строкам поэтов двух разных поколений.

В 2015 пишет Гера Шторм:

На берегу евреям снять ботинки!

— Обутым неприлично умирать?

Спросил ребенок мать, а та слезинки

Старалась незаметно вытирать.

— Ты не волнуйся мам, я не голодный.

Вчера, кусочек хлeбушка я съел.

Мы там замерзнем мам, Дунай холодный?

Я плавать научиться не успел…

Мам, ты скажи, а умирать не больно?

Я просто упаду и утону?

Или умру от пули и спокойно

И плавно я потом на дно пойду?

Ты за руку возьми меня покрепче,

Чтоб мы не потерялись под водой.

Вдвоём с тобой спастись нам будет легче.

Мы спрячемся за сильною волной.

На берегу Дуная всем снять обувь!

— Все говорят, кончается война.

Ты видишь мама, в небе белый голубь?

Смотри, а там идет наша волна…

В 1944 написал Сергей Михалков:

«Детский ботинок»

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц — на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик —

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Как добраться

Памятник найти просто: находится он в самом центре Будапешта, справа от здания Парламента, которое видно издалека. Ехать на втором трамвае до Kossuth Lajos tér M или на до станции с таким же названием (площадь Лайоша Кошута). Памятник доступен для посещения в любое время.

Другие символичные памятники столицы Венгрии

Ботинки на набережной – не единственный памятник жертвам Холокоста в Будапеште. У здания синагоги – история трагедии в виде дерева, символизирующее скорбь. Плакучая ива из металла склоняет ветви с 7000 листочками, на каждый из которых нанесли имя погибшего от фашизма.

2017-10-21T11:40:23+00:00

«Туфли на набережной Дуная». Когда только подходишь к этому мемориалу в Будапеште, размещенному вдоль реки на протяжении 40 метров, сжимается сердце. Поначалу, издалека даже трудно поверить, что эта обувь не настоящая, настолько она кажется реальной.

Но подойдёшь поближе, вспомнишь историю этого памятника, посвящённого Холокосту, и становится жутко! Только вблизи понимаешь, что всё это – сделано из металла. Но от этого не становится легче. Авторы памятника «Туфли на набережной Дуная», расположенного примерно посередине между зданием Парламента и Цепным мостом, – кинорежиссёр Кен Тогай (это – его идея) и скульптор Дьюла Пауэр. Примечательно, что Кен Тогай – наполовину русский, наполовину англичанин, а скульптор Дьюла Пауэр по национальности венгр с русскими корнями. Работа этого талантливого дуэта достойна восхищения и уважения. На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на трёх языках – на иврите, английском и венгерском надписи: «Памяти жертв, расстрелянных на Дунае боевиками “Скрещённых стрел” в 1944-1945 гг. Установлено 16 апреля 2005 года».


На набережной только обувь – и ничего больше. Она выглядит так естественно, что, кажется, хранит тепло оставивших её людей. Будто кто-то снял эти туфли, ботинки на берегу на минутку и сейчас вот-вот вернётся. Страшный, пронзительный, удивительно скромный и невыразимо трогательный памятник. Всё-таки для того, чтобы нормального человека «пробрало» насквозь, не требуется никакой помпезности и навязчивых нравоучений. Одного мига, одного взгляда достаточно, чтобы почувствовать и замереть, ужаснувшись. Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится как раз в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа здание венгерского Парламента. Всё просто: газоны с цветами, серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами – нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий. Легко можно различить обувь для мальчиков и девочек, мужчин и женщин, старую и новую. Нет ни одной повторяющейся пары. Все разные - как и люди, которые погибли на этом месте.

Именно из еврейского гетто в Будапеште, «работавшего» 50 дней, людей выводили на берег реки, связывали по 60 человек вместе и (для экономии пуль) стреляли в первого, который, падая в реку, тянул за собой в небытие остальных, ещё живых. По непроверенным данным, более 10 тысяч евреев нашли здесь свою смерть. Циничность, с которой немецкие и венгерские нелюди-антисемиты расправлялись с женщинами, мужчинами, детьми, потрясает воображение. А почему оставалась обувь убитых на берегу? Почему на смерть люди шли без обуви? И вновь причиной тому немецкая расчетливость: прежде, чем совершить злодеяние, они заставляли всех, от мала до велика, снимать обувь, ведь в то время башмаки и туфли стоили дорого. Потом эту обувь без проблем можно было продать на чёрном рынке, в том числе и немецкому населению в Германии, а то и использовать для собственных нужд. Таким образом, преступление совершалось с выгодой. Тысячи, десятки тысяч людских тел унесли воды Дуная. Если бы каждому расстрелянному посвятить одну пару обуви, то на набережной просто не хватило бы места. Сегодня здесь насчитывается 53 пары, но в 2005 году (когда 16 апреля открывали мемориал в Международный день памяти жертв Холокоста, накануне 60-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне) их было 60. Несколько пар за это время куда-то исчезли.


У памятника всегда зажжены поминальные лампадки, и лежат живые цветы. Посещение мемориала «Туфли на набережной Дуная» в Будапеште ничем не ограничено, можно приходить круглосуточно. В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но только этот один памятник (описание его не в каждом местном путеводителе найдёшь; объяснять – почему, не стану: думаю, и так понятно) выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой, кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии, – обувь на набережной Дуная. В 2013 году газета «Аргументы и факты» (Россия) включила будапештский мемориал в число 18 «Самых пронзительных памятников мира», отведя ему первое место в списке.

До Второй мировой войны в Венгрии насчитывалось около 800 тысяч евреев, из них примерно 280 тысяч жили в Будапеште, который иногда называли «юдапешт». Еврейская община в Венгрии была самой многочисленной в Европе, поэтому жертв было очень много. Венгерская синагога считается второй по величине в мире (после нью-йоркской). По некоторым данным, только четвертая часть венгерских евреев пережила Холокост.

В октябре 1944 года, после того как правитель Венгрии Миклош Хорти, объявил о перемирии с СССР, в Будапеште произошёл поддержанный фашистской Германией государственный переворот. Сын Хорти был похищен отрядом СС и взят в заложники. Под нажимом Гитлера через несколько дней Миклош Хорти, являвшийся всё-таки противником геноцида евреев и цыган, вынужден был передать власть лидеру венгерской нацистской прогерманской партии «Скрещённые стрелы» Ференцу Салаши, который, не мешкая ни дня, организовал массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган, а также их депортацию в концлагеря и в Германию. Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних и самых зловещих эпизодов Холокоста. Всего за три месяца, предшествовавшие взятию города советскими войсками, гитлеровцы и их венгерские пособники уничтожили около 300 тысяч венгерских евреев… Между металлическими ботинками и туфлями горят зажжённые свечи, лежат живые цветы и камни, которые евреи в память о своих погибших соплеменниках привозят со всего света. В одном из детских ботинок я увидел конфеты и маленькие мягкие игрушки. Комок к горлу…

В саду будапештской синагоги, которая находилась на территории самого большого в Европе гетто, поставили памятник «Дерево жизни». На каждом листочке – имя погибшего еврея. Это гетто 18 января 1945 года освободила Красная Армия. Кстати, табличка с благодарностью солдатам, спасшим оставшихся в живых, до сих пор висит на стене синагоги. К глубокому сожалению, и синагога, и табличка, и памятник – одни из немногих, уцелевших во время борьбы правительства Венгрии с так называемым наследием коммунистического прошлого…

+++

Гера ШТОРМ (написано в 2015 году ):

На берегу евреям снять ботинки! /«Обутым неприлично умирать?», – / Спросил ребенок мать, а та слезинки / Старалась незаметно вытирать. / «Ты не волнуйся, мам, я не голодный, / Вчера кусочек хлeбушка я съел. / Мы там замерзнем, мам, Дунай холодный? / Я плавать научиться не успел… / Мам, ты скажи, а умирать не больно? / Я просто упаду и утону? / Или умру от пули и спокойно / И плавно я потом на дно пойду? / Ты за руку возьми меня покрепче, / Чтоб мы не потерялись под водой. / Вдвоём с тобой спастись нам будет легче, / Мы спрячемся за сильною волной». / На берегу Дуная всем снять обувь! / «Все говорят: кончается война. / Ты видишь, мама, в небе белый голубь? / Смотри, а там идёт наша волна».

Сергей МИХАЛКОВ (написано в 1944 году ) «Детский ботинок»

Занесённый в графу с аккуратностью чисто немецкой, / Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской. / Его номер по книге: «Три тысячи двести девятый». / «Обувь детская. Ношена. Правый ботинок. С заплатой…» / Кто чинил его? Где? В Мелитополе? В Кракове? В Вене? / Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя? / Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый, / под порядковый номер «Три тысячи двести девятый»? / Неужели другой не нашлось в целом мире дороги, / кроме той, по которой пришли эти детские ноги / в это страшное место, где вешали, жгли и пытали, / а потом хладнокровно одежду убитых считали? / Здесь на всех языках о спасенье пытались молиться: / чехи, греки, евреи, французы, австрийцы, бельгийцы. / Здесь впитала земля запах тлена и пролитой крови / сотен тысяч людей разных наций и разных сословий… / Час расплаты пришёл! Палачей и убийц – на колени! / Суд народов идёт по кровавым следам преступлений. / Среди сотен улик – этот детский ботинок с заплатой, снятый Гитлером с жертвы «Три тысячи двести девятой».

Обновлено 03/07/2019

Памятник жертвам Холокоста в Будапеште находится примерно в 300 метрах от того места, где расположено . На набережной Дуная стоят 60 пар стоптанной обуви. Будто кто-то в массовом порыве решил пройтись босиком, бросив в хаотичном порядке свои ботинки и туфли. На самом деле обувь сделана из железа. Вся вместе она представляет собой один из самых печальных памятников всего мира. Он посвящен евреям, расстрелянным в годы Второй Мировой войны в Будапеште.

Памятник на набережной появился всего 10 лет назад, но за этот относительно небольшой промежуток времени получил всемирную известность . Ни один рейтинг самых печальных или необычных памятников мира не обходится без железной обуви на набережной Дуная.

  1. Стоптанные грубые башмаки
  2. Изящные туфельки.
  3. Детские ботиночки.

Вся эта обувь стоит как попало и издалека выглядит как настоящая.


О том, что это памятник, говорит металлическая табличка, вмонтированная в бетон. Точнее их даже три. На английском, венгерском и иврите на них выбита одна фраза: «В память о расстрелянных ополченцами Скрещенных стрел жертвах в 1944–45 гг. Установлено 16 апреля 2005».

О гонениях евреев в Венгрии

Партия Скрещённых стрел — национал-социалистическая партия в Венгрии, которой удалось ненадолго захватить власть в стране. По сути ее представители были венгерскими фашистами и во всем поддерживали Гитлера. Осенью 1944 года представители партии сформировали в Венгрии прогерманское правительство, просуществовавшее около полугода. Этого короткого времени националистам хватило, чтобы причинить много боли , особенно евреям.


Сторонники Скрещенных стрел проводили ярую антисемитскую политику, грабя и убивая евреев по всему Будапешту. Еврейский квартал города, в центре которого находится , превратился в настоящее гетто. Людей расстреливали прямо на набережной Дуная. Их ставили у самого края, сковывая одной цепью несколько десятков человек .


Одной пули хватало, чтобы жертва падала в воду, увлекая за собой остальных несчастных. Так фашисты экономили на боеприпасах и не занимались захоронением невинных жертв режима. Сколько именно тел приняли в свои объятия воды Дуная, точно не установлено до сих пор. Если же говорить о Холокосте во всей Венгрии, то в 1944—1945 годах было уничтожено по разным данным от 500 до 600 тыс. евреев. Страшные цифры…

Фашисты не только упивались всесильностью, но и наживались на своих жертвах. Забирали все ценное, не брезгуя даже обувью, которая в военное время была ходовым товаром. Евреев заставляли снимать обувь перед казнью. Туфли и башмаки – все, что оставалось от недавно еще дышащих людей после расстрела. Обувь фашисты либо продавали, либо использовали для своих нужд.

История создания памятника

Этот грустный факт стал основной идеей памятника, посвященного уничтоженным венгерским евреям. Мемориал был открыт 16 апреля 2005 года – в день памяти жертв Холокоста, который сами евреи называют Йом а-Шоа. В документах Нюрнбергского процесса говорится, что жертвами Холокоста стали шесть миллионов человек.

Как я уже сказал, памятник на набережной Дуная очень быстро стал популярным местом как среди местных жителей, так и среди туристов. Здесь всегда лежат свежие цветы и горят свечи.


Люди приходят, фотографируют или просто стоят рядом, думая о чем-то своем. Встречаются, правда, и те, кто от незнания или отсутствия воспитания, пытается превратить мемориал в прикол, ставя рядом с железной обувью свою. Но я такое видел лишь однажды, да и то в интернете, а не вживую.


Памятник жертвам Холокоста в Будапеште на набережной Дуная как-то назвали одним из самых сильных и пронзительных монументов мира , а корреспондент журнала Geo Анна Чайковская призналась, что не знает памятника более сильного и менее помпезного, чем этот. В этом я с ней полностью согласен. Поэтому, если вы поедите в Будапешт, то обязательно включите в свой маршрут.

Полезная информация

Доступ к памятнику осуществляется круглосуточно. Плата за вход отсутствует.

Адрес: Id. Antall József rkp., Будапешт

Как добраться:

  • На трамвае — №2, остановка Kossuth Lajos tér M;
  • на метро — линия M2, остановка Kossuth Lajos tér.

Памятник жертвам Холокоста в Будапеште является монументом, который произвел на меня наибольшее впечатление. А какие памятники запомнились больше всего вам? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Обувь на набережной Дуная на карте

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Оформите карту Tinkoff ALL Airlines и примите участие в розыгрыше кругосветного путешествия. 3000 рублей в милях в подарок каждому! .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

Ассовые расстрелы евреев в Будапеште производились членами венгерской нацистской партии «Скрещённые стрелы» в конце Второй мировой войны, в 1944 - начале 1945 годов. Чтобы не заниматься захоронением, нацисты расстреливали жертв на берегу реки, для экономии пуль сковывая цепью в 50-60 человек и стреляя только в первого - падая, он тянул за собой остальных.

Евреев привозили к дунайской набережной на грузовиках, приказывали снять обувь и увозили на баржах в неизвестном направлении. Оставленная на набережной обувь шла на продажу или использовалась фашистами для собственных нужд.

Количество расстрелянных исчислялось тысячами. Точные цифры неизвестны - тела унесла вода.

Память

Дея мемориала на набережной Дуная принадлежала режиссёру Кену Тогаю и была воплощена венгерским скульптором Дьюлой Пауэром.

Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет 60 пар разнокалиберной мужской, женской и детской обуви - стоптанные ботинки, туфли, башмачки, стоящие вдоль набережной у края воды.

Все пары обуви - аутентичные копии моделей 1940-х годов.

Длина скамьи равна протяжённости ряда обуви - 40 метров, высота - 70 сантиметров.

Памятник установлен на пештском берегу Дуная, недалеко от . Открытие состоялось 16 апреля 2005 года, в Международный день памяти жертв Холокоста, накануне 60-й годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне.

К памятнику приносят цветы, на набережной оставляют зажжённые лампадки.

В 2013 году газета «Аргументы и факты» включила будапештский мемориал в число 18-ти «Самых пронзительных памятников мира», отведя ему первое место в списке, так же характеризуют его и другие источники.

…Это один из самых сильных и пронзительных памятников мира, который подтверждает, что не менее эмоциональным, чем живопись, может быть и монументальное искусство.

- Биробиджанер штерн

В 2015 году в Санкт-Петербургском государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона поставлен балет «Каменный берег», толчком к созданию которого послужило впечатление хореографа от будапештского памятника. По замыслу хореографа Владимира Варнавы, набережная в спектакле выступает «в роли мифологического пространства, позволяющего реконструировать на эмоциональном уровне события и образы людей, встретившихся с болью и утратой».