Упразднен градостроительный совет екатеринбурга. Якоб буркхардт как историк греческой культуры Государство как произведение искусства

Исторические взгляды

В центре интересов Буркхардта находилась история культуры, в связи с чем его школу иногда называют «культурно-исторической». Исторические эпохи рассматривались им под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Творцами этих стилей жизни были люди искусства - выдающиеся личности. Даже к государству он подходил с эстетической точки зрения и расценивал его как «произведение искусства». Тотальная эстетизация прошлого, глубоко уходившая корнями в эпоху романтизма , вызывала неприятие многих современников Буркхардта, находившихся на позициях позитивизма .

В первом крупном произведении - «Век Константина Великого» (1853) - Буркхардт с горечью и сожалением живописал гибель античного мира под напором христианства. В своём самом знаменитом произведении - «Культура итальянского ренессанса» (1860) - он обратился к теме возрождения античности и становления современного мировоззрения, основной чертой которого он считал индивидуализм . Об искусстве Возрождения он планировал рассказать в отдельной книге, которая так и не была написана (отчасти этот пробел восполнил любимый ученик Буркхардта - Генрих Вёльфлин).

Посмертно вышли из печати философские размышления Буркхардта о соотношении в истории свободы и насилия, а также четыре тома, посвящённые различным аспектам древнегреческой цивилизации.

Концепция: Государство как произведение искусства

Эстетическая концепция государственности Якоба Буркхардта сохраняет свою актуальность и стала предметом дискуссии в связи со стопятидесятилетним юбилеем публикации его книги. Его идеи имеют значение для формирования российской доктрины правового государства.

См. также

Примечания

Основные работы

  • Carl Martell (1840)
  • Kunstwerke der belgischen Städte (1842)
  • Conrad von Hochstaden (1843)
  • Die Zeit Constantins des Großen (1853)
  • Der Cicerone: Eine Anleitung zum Genus der Kunstwerke Italiens (1855)
  • Die Kultur der Renaissance in Italien: Ein Versuch Культура Возрождения в Италии: Попытка (Опыт) [исследования] (1860)
  • Geschichte der neueren Baukunst: Die Renaissance in Italien (1867)
  • Geschichte der Renaissance in Italien (1878)

Литература

  • Буркхардт, Якоб - , пер. со 2-го нем. изд., СПб, тип. М-ва путей сообщ. (А. Бенке), 1876
  • Буркгардт, Яков (Буркхардт, Якоб) - Культура Италии в эпоху Возрождения , пер. С. Брилианта с 8-го нем. изд., перераб. Людвигом Гейгером. тт. 1-2, СПб, типо-лит. Герольд, 1904-1906
  • Буркхардт, Якоб - Культура Италии в эпоху Возрождения: Опыт исследования (пер. с нем.), М., Интрада, 1996
  • Баренбойм, П. Д. - Государство как произведение искусства и Конституционная экономика :: Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения , № 4, 2010 г.
  • Володарский, В. М. - Якоб Буркхардт. Жизнь и творчество :: В книге: Володарский, В. М. - Культура Возрождения в Италии , М., 1996
  • Халфина, Ю. Л. - Якоб Буркхардт как источник греческой культуры (автореф. канд. дисс.), Томск, 2000

Ссылки

  • Якоб Буркхардт - Культура Возрождения Италии. Опыт исследования (Интернет-версия)
  • Государство как произведение искусства: 150-летие концепции: Сб. статей / , Московско-Петербургский философский клуб; Отв. ред. А. А. Гусейнов . - М.,Летний сад, 2011. - 288 с. (PDF-версия)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 25 мая
  • Родившиеся в 1818 году
  • Родившиеся в Базеле
  • Умершие 8 августа
  • Умершие в 1897 году
  • Умершие в Базеле
  • Историки Швейцарии
  • Медиевисты
  • Антиковеды Швейцарии
  • Философия права
  • Историки по алфавиту
  • Лингвисты XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Нейраминидаза
  • Октябрьский (посёлок в Архангельской области)

Смотреть что такое "Буркхардт, Якоб" в других словарях:

    Буркхардт Якоб - (Burckhardt) (1818 1897), швейцарский историк и философ культуры. Профессор университета в Базеле (1858 93). Основоположник культурно исторической школы в историографии, выдвигавшей на первый план историю духовной культуры. Занимался… … Художественная энциклопедия

    Буркхардт, Якоб - (Burckhardt) (25. 5. 1818, Базель, 8. 8. 1897, там же), швейцарский историк и философ культуры. Учился в Берлинском университете у Л. Ранке. Проф. университета в Базеле (1858 93). Б. был зачинателем направления в историографии, выдвигавшего в… … Энциклопедия культурологии

    Буркхардт Якоб - (Burckhardt) (1818 1897), швейцарский историк и философ культуры, зачинатель так называемой культурно исторической школы в историографии, выдвигавшей на первый план историю духовной культуры. Труды по истории греческой культуры и о культуре… … Энциклопедический словарь

    Буркхардт Якоб

    Буркхардт Якоб - Буркхардт (Burckhardt) Якоб (25.5.1818, Базель, ≈ 8.8.1897, там же), швейцарский историк и философ культуры. Учился в Берлинском университете у Л. Ранке. Профессор университета в Базеле (1858≈93). Б. был зачинателем направления в историографии,… … Большая советская энциклопедия

    БУРКХАРДТ Якоб - (Burckhardt, Jakob Christoph) (1818 1897), швейцарский историк. Родился в Базеле 25 мая 1818. Получил образование в университетах Берлина и Бонна, где изучал теологию, историю и искусство и испытал влияние немецких историков Леопольда Ранке,… … Энциклопедия Кольера

    Буркхардт - нем. Burkhardt немецкая фамилия. От неё происходит французская фамилия Бушар. Известные представители: Буркхардт, Генрих Христиан (1811 1879) немецкий лесовод. Буркхардт, Иоганн Карл (позднее Жан Шарль)(1773 −1825) … … Википедия

    Якоб Буркхардт - Якоб Буркхардт. 1892 Якоб Буркхардт (нем. Jacob Christoph Burckhardt; 25 мая 1818, Базель 8 августа 1897, там же) швейцарский историк культуры, стоявший у истоков культурологии как самостоятельной дисциплины. Биография Семья Буркхардтов,… … Википедия

    Буркхардт Я. - Якоб Буркхардт. 1892 Якоб Буркхардт (нем. Jacob Christoph Burckhardt; 25 мая 1818, Базель 8 августа 1897, там же) швейцарский историк культуры, стоявший у истоков культурологии как самостоятельной дисциплины. Биография Семья Буркхардтов,… … Википедия

    БУРКХАРДТ - (Burckhardt) Якоб (род. 25 мая 1818, Базель – ум. 8 авг. 1897, там же) – швейц. представитель истории культуры и искусства, профессор (1858 1893). Ему принадлежат: «Cicerone» (1855) и «Kultur der Renaissance in Italien» (1860). В своей работе… … Философская энциклопедия

Якоб Буркхардт (нем. Jacob Christoph Burckhardt; 25 мая 1818, Базель - 8 августа 1897, там же) - швейцарский историк культуры, стоявший у истоков культурологии как самостоятельной дисциплины.

Профессор в Базеле (1858-1893). Классический труд Буркхардта «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860) принёс ему европейскую славу.

По некоторому мнению, именно он, а не Мишле, «открыл Возрождение» для исторической науки.

Биография

Семья Буркхардтов, разбогатевшая на производстве шёлка и торговле с соседними странами, на протяжении трёх столетий была одной из самых влиятельных в Базеле. Состоятельность родителей позволила Якобу получить блестящее частное образование с упором на изучение древнегреческого языка. Предполагалось, что юноша вслед за отцом и дедом пойдёт по теологической стезе, однако Якоб, не афишируя свою религиозную позицию, довольно скоро стал тяготиться узкими рамками протестантской догматики.

В 1839 году Буркхардт окончательно решил связать свою судьбу с изучением истории и поступил в Берлинский университет, где читали лекции самые знаменитые немецкие историки того времени - Леопольд фон Ранке и Франц Куглер. С Ранке он расходился почти по всем вопросам. В отличие от учителя, в истории его привлекали не столько законы, политика и дипломатия, сколько искусство и архитектура. Не разделял он и увлечения Ранке прусской государственностью и милитаризмом.

Несмотря на заманчивую перспективу преподавательской карьеры в Берлине, Буркхардт предпочёл в середине 1840-х годов удалиться в считавшийся провинциальным Боннский университет, где его больше всего привлекало общество историка искусства Готфрида Кинкеля. Революционные события 1848-1849 годов укрепили его преклонение перед прошлым и окончательно оттолкнули от современности, которая казалась ему мелкой и пошлой. Революция совпала с личным кризисом: единственная женщина, которую любил этот убеждённый холостяк, предпочла ему базельского банкира.

С 1837 года, когда Буркхардт пешком пересёк Альпы и посетил Апеннины, Италия стала его страстью. Редкий год он не посещал старинных городов и художественных музеев этой «сокровищницы человеческого духа». Множество изданий выдержал его путеводитель по художественным памятникам Италии. В 1858-1893 годах он преподавал в тихом Базельском университете, где число его слушателей исчислялось несколькими десятками. До 1886 года он читал курс по европейской истории от Древней Греции до Французской революции, однако в последние годы сосредоточился на истории искусства. Буркхардт вышел в отставку за четыре года до смерти. Почти никого не признававший Фридрих Ницше писал, что немецкоязычному высшему образованию не хватает профессоров-воспитателей, «которые сами получили воспитание, высшие, отборные умы, что видно из каждого их взгляда, из каждого слова и даже молчания… Одним из таких в высшей степени редких исключений является мой глубокоуважаемый друг, Якоб Буркхардт в Базеле».

Исторические взгляды

В центре интересов Буркхардта находилась история культуры, в связи с чем его школу иногда называют «культурно-исторической». Исторические эпохи рассматривались им под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Творцами этих стилей жизни были люди искусства - выдающиеся личности. Даже к государству он подходил с эстетической точки зрения и расценивал его как «произведение искусства». Тотальная эстетизация прошлого, глубоко уходившая корнями в эпоху романтизма, вызывала неприятие многих современников Буркхардта, находившихся на позициях позитивизма.

В первом крупном произведении - «Век Константина Великого» (1853) - Буркхардт с горечью и сожалением живописал гибель античного мира под напором христианства[уточнить]. В своём самом знаменитом произведении - «Культура итальянского ренессанса» (1860) - он обратился к теме возрождения античности и становления современного мировоззрения, основной чертой которого он считал индивидуализм. Об искусстве Возрождения он планировал рассказать в отдельной книге, которая так и не была написана (отчасти этот пробел восполнил любимый ученик Буркхардта - Генрих Вёльфлин).

Глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб подписал постановление о роспуске градостроительного совета. Предполагается, что новый градсовет будет сформирован после выборов главы города, которые запланированы на 25 сентября. Эксперты напоминают, что его решения носят всего лишь рекомендательный характер.


Постановление Александра Якоба о роспуске градостроительного совета опубликовано на сайте городской администрации. Заместитель начальника департамента архитектуры и градостроительства Екатеринбурга Андрей Молоков пояснил, что это связано с предстоящими выборами главы города (новый состав городской думы должен выбрать мэра 25 сентября). «Градостроительный совет был создан Александром Якобом в 2015 году. С уходом в отставку он отменил свое решение. Новый глава города сформирует состав градсовета из людей, с которыми ему удобнее работать. В департаменте уже обсуждается новое постановление о градсовете, который будет работать в другом формате»,- сообщил господин Молоков. Рассказать подробности предстоящих изменений он отказался.

Градостроительный совет возглавлял Михаил Вяткин, который ранее около 20 лет руководил Главархитектурой. В него входили 25 специалистов в области строительства и архитектуры, включая господ Вяткина и Молокова. Градсовет рассматривал архитектурные проекты по строительству объектов на территории Екатеринбурга. Прослушав доклады, члены градсовета обсуждали проект, критиковали, а затем либо одобряли, либо отправляли его на доработку. За прошедший год градсовет провел два заседания. В частности, в феврале он рассмотрел проект жилого комплекса на 4,6 тыс. жителей на месте завода «Уралкабель» (реализует УГМК). Члены градсовета его раскритиковали. В апреле орган одобрил объемно-пространственную концепцию застройки участка улицы Металлургов, представленную архитектурным бюро «Гордеев-Демидов». На территории планируется разместить жилой комплекс на 23 тыс. человек.

Эксперты напоминают, что решения градсовета Екатеринбурга носят рекомендательный характер. «Упразднение градсовета - не фундаментальная потеря, от которой существенно пострадает городская архитектура»,- считает архитектор-урбанист проектного бюро «Латунь» Владимир Злоказов. Он пояснил, что работа градсовета неэффективна из-за того, что орган функционирует в форме «громких заседаний» и «разноса отдельных проектов». «Если говорить о нормальном регулировании сферы архитектуры, то нужно работать в форме последовательной работы с правилами землепользования и застройки. Думаю, если состав нового градсовета претерпит какие-то изменения, то они будут незначительными. В нашем городе не так уж много компетентных архитекторов»,- добавил господин Злоказов.

Jacob Burckhardt

Профессор в Базеле (1858-1893). Классический труд Буркхардта «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860) принёс ему европейскую славу.

По некоторому мнению, именно он, а не Мишле , «открыл Возрождение» для исторической науки .

Биография

Семья Буркхардтов, разбогатевшая на производстве шёлка и торговле с соседними странами, на протяжении трёх столетий была одной из самых влиятельных в Базеле. Состоятельность родителей позволила Якобу получить блестящее частное образование с упором на изучение древнегреческого языка . Предполагалось, что юноша вслед за отцом и дедом пойдёт по теологической стезе, однако Якоб, не афишируя свою религиозную позицию, довольно скоро стал тяготиться узкими рамками протестантской догматики.

В 1839 году Буркхардт окончательно решил связать свою судьбу с изучением истории и поступил в Берлинский университет , где читали лекции самые знаменитые немецкие историки того времени - Леопольд фон Ранке и Франц Куглер . С Ранке он расходился почти по всем вопросам. В отличие от учителя, в истории его привлекали не столько законы, политика и дипломатия, сколько искусство и архитектура. Не разделял он и увлечения Ранке прусской государственностью и милитаризмом.

Несмотря на заманчивую перспективу преподавательской карьеры в Берлине, Буркхардт предпочёл в середине 1840-х годов удалиться в считавшийся провинциальным Боннский университет , где его больше всего привлекало общество историка искусства Готфрида Кинкеля . Революционные события 1848-1849 годов укрепили его преклонение перед прошлым и окончательно оттолкнули от современности, которая казалась ему мелкой и пошлой. Революция совпала с личным кризисом: единственная женщина, которую любил этот убеждённый холостяк, предпочла ему базельского банкира.

С 1837 года, когда Буркхардт пешком пересёк Альпы и посетил Апеннины , Италия стала его страстью. Редкий год он не посещал старинных городов и художественных музеев этой «сокровищницы человеческого духа». Множество изданий выдержал его путеводитель по художественным памятникам Италии. В 1858-1893 годах он преподавал в тихом Базельском университете , где число его слушателей исчислялось несколькими десятками. До 1886 года он читал курс по европейской истории от Древней Греции до Французской революции, однако в последние годы сосредоточился на истории искусства. Буркхардт вышел в отставку за четыре года до смерти. Почти никого не признававший Фридрих Ницше писал, что немецкоязычному высшему образованию не хватает профессоров-воспитателей, «которые сами получили воспитание, высшие, отборные умы, что видно из каждого их взгляда, из каждого слова и даже молчания… Одним из таких в высшей степени редких исключений является мой глубокоуважаемый друг, Якоб Буркхардт в Базеле» .

Научные взгляды

История

В центре интересов Буркхардта находилась история культуры, в связи с чем его школу иногда называют «культурно-исторической». Исторические эпохи рассматривались им под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Творцами этих стилей жизни были люди искусства - выдающиеся личности. Даже к государству он подходил с эстетической точки зрения и расценивал его как «произведение искусства». Тотальная эстетизация прошлого, глубоко уходившая корнями в эпоху романтизма , вызывала неприятие многих современников Буркхардта, находившихся на позициях позитивизма .

В первом крупном произведении - «Век Константина Великого» (1853) - Буркхардт с горечью и сожалением живописал гибель античного мира под напором христианства [ ] . В своём самом знаменитом произведении - «Культура итальянского ренессанса» (1860) - он обратился к теме возрождения античности и становления современного мировоззрения, основной чертой которого он считал индивидуализм . Об искусстве Возрождения он планировал рассказать в отдельной книге, которая так и не была написана (отчасти этот пробел восполнил любимый ученик Буркхардта - Генрих Вёльфлин).

Посмертно вышли из печати философские размышления Буркхардта о соотношении в истории свободы и насилия, а также четыре тома, посвящённые различным аспектам древнегреческой цивилизации.

«Мы вообще должны были бы попытаться исключить из жизни народов выражение «счастье» и заменить его другим, в то время как. выражение «несчастье» мы сохраняем» , - писал Буркхардт .

Государство как произведение искусства

Эстетическая концепция государственности Якоба Буркхардта сохраняет свою актуальность и стала предметом дискуссии в связи со стопятидесятилетним юбилеем публикации его книги . Его идеи имеют значение для формирования российской доктрины правового государства [значимость? ] .

Признание

Изображен на купюре достоинством 1000 швейцарских франков.

Примечания

Литература

Список произведений

  • Работы бельгийских городов = . - Дюссельдорф: Julius Buddeus, 1842. - 168 p.
  • Несколько вопросов, которые иллюстрируют историю Карла Мартелла =