Внутренняя и внешняя политика в период правления б.н. ельцина. Оценка роли ельцина в истории только начинается

Ельцин, Борис Николаевич (1931 – 2007 гг.) – российский государственный и политический деятель, первый президент Российской Федерации, руководитель демократического движения в конце 1980-х годов, лидер сопротивления во время августовского путча 1991 года, инициатор отделения РСФСР от СССР и создания новой Конституции.

Ельцин известен, прежде всего, благодаря своей деятельности в начале 1990-х годов 20 века, когда он активно агитировал за проведение демократизации страны, отделение РСФСР от СССР и создание нового типа государства, где регионы обладают большей самостоятельностью. Ельцин пришел к власти во время августовского путча 1991 года, когда остановил членов ГКЧП и не дал им прийти к власти. Позднее он занимал заметную роль в процессе распада СССР и формирования современной России. Также является первым президентом Российской Федерации.

Краткая биография Ельцина

Борис Николаевич Ельцин родился 1 февраля 1931 года в Свердловской области в семье обычных крестьян. Он хорошо учился в школе и после ее окончания поступил в Уральский политехнический институт, обучался на инженера. После окончания вуза он работал в различных строительных организациях пока в 1963 году не получил должность главного инженера на Свердловском домостроительном комбинате. Позднее стал его директором.

Политическая карьера Ельцина началась с партийной деятельности в 1968 году. С 1976 года он занимает пост первого секретаря Свердловского обкома, с 1981 года становится членом ЦК КПСС. С началом перестройки политическая карьера Ельцина идет вверх, однако длится это недолго.

В 1985 году он занимает пост начальника отдела строительства ЦК КПСС и первого секретаря МГК КПСС, в через год становится кандидатом в Политбюро КПСС. Во время своей деятельности на посту руководителя партии Ельцин показывает себя как ярого демократа, который готов довольно жестко отстаивать свои политические идеалы и не критиковать даже первых лиц государства. В подтверждение этого в 1987 году он выступает с серьезной критикой текущей политической ситуации и лично деятельности Горбачева , за что тут же изгоняется из Политбюро. Однако политическая карьера Ельцина на этом не заканчивается, до конца 1980-х он находится в опале, но все равно продолжает работать.

Благодаря своему стремлению установить демократию в СССР, Ельцин в итоге становится во главе демократического движения. В 1989 году его избирают народным депутатом очередного Съезда, а позднее он становится членом Верховного Совета СССР. В 1990 году Ельцин занимает пост председателя Верховного Совета РСФСР.

Политическая деятельность Ельцина до и после распада СССР

В 1990 году Ельцин пытается провести несколько экономических реформ, которые помогли бы вывести страну из глубокого кризиса, однако сталкивается с серьезным сопротивлением со стороны руководства СССР. Отношения между Ельциным и Горбачевым только усугубляют ситуацию и РСФСР все чаще говорит о своем желании стать независимым государством.

В 1990 году Ельцин покидает партию и избирается президентом Российской Федерации, провозглашая тем самым свое несогласие с политикой Союза. В 1991 году гремит августовский путч, который приводит Ельцина к власти. Создается Российская Федерация и СНГ, СССР распадается.

В 1992 году Ельцин снова начинает свою деятельность по реформированию государства. Он руководит рядом политических и экономических преобразований, которые должны вывести Россию из кризиса и поставить ее на путь демократии, однако реформы не приносят желаемого результата. Внутри правительства нарастает недовольство, ведутся постоянные споры на тему новой Конституции, самих реформ и будущего страны. Назревает конфликт между законодательной и исполнительной властью. В 1993 году эти события приводят к тому, что созывается срочный совет, на котором выносится вопрос о доверии президенту и Верховному Совету. В результате кровавых событий, получивших название октябрьского путча, Ельцин остается на посту президента, а вот Верховный Совет и прочие советы окончательно ликвидируется. Страна продолжает путь, начатый Ельциным.

Несмотря на то, что Ельцин пока еще пользуется доверием, недовольство внутри страны нарастает, появляются разные радикальные группировки. Ситуация ухудшается рядом тяжелых решений, принятых президентом в рамках внешней политики, в частности, решением начать Чеченскую войну. Несмотря на все падающий рейтинг, Ельцин все же решает баллотироваться на второй президентский срок. Несмотря на разногласия даже в рядах его команды, его все же избирают на пост во втором туре.

Во время второго срока страна погружается в очередной экономический кризис, случается дефолт, власти все больше недовольны президентом, а сам он стремительно теряет здоровье. В 1999 году Ельцин, после определенной чехарды, назначает исполняющим обязанности премьер-министра Владимира Владимировича Путина, а уже в конце этого года объявляет о своей отставке, не дожидаясь окончания президентского срока.

Итоги правления Ельцина

Ельцин принял непосредственное участие в процессе отделения РСФСР от СССР с текущим распадом Советского Союза и созданием Российской Федерации. Несмотря на то, что он стремился создать демократическую страну, его решения во внутренней и внешней политике сегодня трактуются историками неоднозначно.

Внутренняя политика Б. Н. Ельцина.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал Указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Верховный Совет Российской Федерации и Съезд народных депутатов должны были прекратить свою деятельность. Верховный Совет и Конституционный Суд признали действия Президента незаконными. Ельцин был объявлен низложенным, полномочия Президента взял на себя вице-президент А. В. Руцкой. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября Белый дом был окружен и расстрелян из танков. Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, многие сторонники оппозиции и участники защиты Белого дома были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и референдум по новой конституции. Конституция предоставляла обширные права Президенту, включая право вето.

Придя к власти в результате выборов 1996 г., Ельцин по состоянию здоровья фактически не мог управлять страной. Попытки решить проблемы путем кадровых перемен (shpora.su) только дестабилизировали ситуацию. Финансовый кризис августа 1998 г. быстро перерос в общеэкономический и социальный. Началось резкое падение и без того низкого уровня жизни населения.

Внешняя политика.

Внешняя политика 1990-х гг. характеризовалась настойчивыми попытками России установить дружеские или хотя бы партнерские отношения с Западом. В январе 1993 г. Россия и США подписали новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), предусматривавший сокращение ядерного потенциала сторон на две трети от уровня, предусмотренного СНВ-1. В центре неоднократных встреч Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона - вопросы экономической помощи России. Однако, несмотря на обещания, серьезной помощи Россия не получила.

В 1994 г. Россия присоединилась к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира» , а в 1996 г. РФ была принята в Совет Европы. Это способствовало налаживанию контактов России со странами Запада, но не устраняло противоречий, которые особенно остро проявились в ходе югославского конфликта. Россия стремилась наладить партнерство со странами, входящими в СНГ. После распада СССР традиционные экономические связи были нарушены и задача их восстановления стала актуальной для всех бывших республик Советского Союза.

Конституция.

12 декабря 1993 г. был проведен референдум по проекту новой Конституции России, получившей одобрение 58,4% участвовавших в голосовании граждан России. По этой Конституции Россия стала президентской республикой, т.е. президент является одновременно главой государства, возглавляет исполнительную ветвь власти, назначает ключевых министров, обладает законодательным правом, издавая Указы. Одновременно с этим были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации - органы, которых не было в действующей тогда Конституции; и которые должны были быть образованы только после принятия новой Конституции.

Введение.


С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руково­дству России предстояло продолжить курс на демократическое преобра­зование общества и создание правового государства. В числе первооче­редных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Все эти задачи возлегли на первого всенародно избранного президента России- Бориса Николаевича Ельцина.


Биография.


Борис Николаевич Ельцин родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка Талицкого района Свердловской области - там, где жили почти все его предки. Его детство совпало с очень тяжелым периодом в жизни страны - поголовное раскулачивание. Всех насильно загоняли в колхозы. Когда наступила индустриализация, отец уехал на строительство Березниковского калийного комбината, и вся семья переехала туда же. Существование в бараке в Березниках длилось 10 лет. В школе Ельцин выделялся среди сверстников своей активностью. С первого класса его избирали старостой. Ельцин учился успешно, но отличался дерзким и своенравным поведением, конфликтовал с учителями, за что после седьмого класса был исключен из школы. Вскоре он, однако, был восстановлен и окончил школу с отличными отметками по большинству предметов. После школы Ельцин поступил на строительный факультет Уральского политехнического института имени Кирова. В 1955 году после защиты дипломной работы по теме “Телевизионная башня” он окончил учебу.

Через час после защиты диплома Ельцин был уже в поезде, ехал в Тбилиси на игры первенства страны по волейболу, которым занимался профессионально с восьмого класса. После возвращения по распределению попал в трест Уралтяжтрубстрой, но от предложенной ему должности мастера отказался в силу того, что хотел познакомиться с производством напрямую. В течение года он освоил 12 строительных специальностей, после чего работал мастером на различных объектах. А с 1957 по 1963 года работал прорабом, старшим прорабом, главным инженером, начальником строительного управления треста “Южгорстрой”.


Политика.


В 1961 году Ельцин вступил в КПСС. В 1968 году был переведен с хозяйственной на профессиональную партийную работу - возглавил отдел строительства Свердловского обкома партии.

В 1975 году на пленуме Свердловского обкома КПСС Ельцин избирается секретарем обкома, ответственным за промышленное развитие области, а 2 ноября 1976 года он был назначен первым секретарем Свердловского обкома КПСС (занимал эту должность до 1985 года). Вскоре после этого Ельцин был избран депутатом областного Совета по Серовскому избирательному округу.

1978-1989 гг. - депутат Веpховного Совета СССР (член Совета Союза). В 1981 году на XXVI съезде КПСС Ельцин становится членом ЦК КПСС. 1985 год продвинул Ельцина весьма высоко по служебной лестнице. После избрания в марте 1985 года М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС Борису Ельцину было предложено возглавить отдел строительства ЦК КПСС, а вскоре

Ельцин был назначен секретарем ЦК партии по вопросам строительства. В декабре 1985 года Горбачев предложил Ельцину возглавить Московскую партийную организацию вместо Виктора Гришина.

Можно сказать, что именно с этого назначения Ельцин вошел в большую политику. Еще много раз судьба его била. Иногда его популярность возносилась до невиданных высот, а иногда о нем говорили, что Ельцин - “политический труп”. После событий 1987 года (о них будет написано ниже) многие считали, что Ельцин никогда не сможет вернуться в большую политику, но он стал делать большую политику и не только в масштабах страны, но и в масштабах всего мира.

После назначения на пост главы Московской партийной организации Борис Ельцин сразу начал работу над важнейшими сферами жизни города. И в политической сфере, и в хозяйстве была полная разруха. Все нужно было восстанавливать. Ельцин старался реально улучшить жизнь в городе, прислушиваясь к требованиям самих москвичей, к их реальным тревогам и недовольствам. Были организованы ярмарки, для многих ставшие настоящими праздниками, стали проходить встречи с жителями города. Началась борьба с коррупцией, с взятками в торговле и в милиции - с тем, что более всего отягощало жизнь москвичей. В то же время проводились широкие кадровые перестановки, необходимо было избавляться от “гришинских” людей. Ельцин предпринял ряд мер по совершенствованию транспортной системы города. Становились частыми его “выходы в народ”, которые были раскритикованы недоброжелателями, как получение “дешевой популярности”. Но почему-то кроме Ельцина никто не захотел ее завоевать именно таким “простым” способом. Было принято решение о прекращении набора рабочих по лимиту, которые набирались на низкоквалифицированные работы и тем самым тормозили модернизацию предприятий. Улучшалась структура центра города, осуществлялся вывод вредных производств за пределы Москвы.

Но, несмотря на, казалось бы, явные перемены к лучшему, на эмоциональный всплеск, становилось, очевидно, что просто новыми красивыми словами про перестройку и обновление не обойтись. Нужны были конкретные дела, шаги вперед, а Горбачев и его ближайшее окружение не хотели делать этих шагов, они боялся прикасаться к партийно-бюрократической машине, к “святая-святых” существующей системы. На встречах с москвичами Ельцин обнажал недостатки этой машины, Ельцин делал конкретные дела, полезные и помогавшие людям. Постепенно нарастал конфликт Ельцин - Горбачев, который разразился в полной мере 21 октября 1987 года на пленуме ЦК. Ельцин выступил с острой критической речью. В то время это выходило за рамки разрешенного. Горбачев обвинил его в “псевдореволюционной фразе”, после чего Бориса Ельцина сняли со всех постов.

Но затем произошло нечто совершенно необычное. По Москве стали расходиться перепечатки “речи Ельцина”. Они имели мало общего с текстом его настоящего выступления. В них резко обличались привилегии партаппарата (о чем Ельцин на этот раз не говорил), осуждалась бюрократия. Но эти листовки не были фальшивками в прямом смысле этого слова. Народ вкладывал в них свои жалобы, надежды, требования. Особенно людям нравилось то, что Ельцин не только говорил красивые слова, но и в жизни следовал своим принципам. Наиболее широкую поддержку Ельцина вызвал лозунг борьбы с привилегиями. В общественном сознании складывалось представление о Ельцине - бесстрашном народном заступнике.

Разрушение прежней идеологии ускорялось, вместе с этим ухудшалась и жизнь людей. По существу, руководство уже не могло контролировать обстановку в стране. Резко ухудшалось снабжение, некоторых товаров уже не хватало и в Москве. Все более частой стала критика в адрес КПСС, Горбачева и перестройки. Про Ельцина даже немного забыли. Вскоре появились требования ввести многопартийную систему. Вес Горбачева постепенно падал, ему пришлось даже укреплять свою власть, став первым президентом СССР. В марте 1989 года на выборах народных депутатов СССР Ельцин одержал триумфальную победу, собрав 89,4 процента голосов по Московскому национально-территориальному округу, опередив своего соперника Евгения Бракова. На волне наивысшего подъема массового движения 4 марта 1990 года прошли выборы в Верховный Совет России. Впервые сторонникам перестройки (в основном движению “Демократическая Россия”) удалось завоевать большинство мест. В состав Верховного Совета России вошел и Борис Ельцин, который в мае этого же года был избран председателем этого органа власти. Эти выборы были весьма драматичными. Никто из руководства не хотел видеть Ельцина на этой должности, его сильно дискредитировали, но, показав свой крепкий, бескомпромиссный характер, Ельцин все же вышел победителем на этих выборах. В тот же день в Москве прошла небольшая демонстрация под лозунгами: “Демократия победила!” и “Вперед, Россия, Ельцин у руля!”. 12 июня 1991 года состоялись президентские выборы, победу на которых одержал Борис Николаевич Ельцин, собрав 57% голосов. Он стал первым всенародно избранным Президентом России. В этот день Россия, ее граждане сделали свой выбор, они выбрали новый путь развития. Россия проголосовала за более существенные демократические преобразование, за коренную перемену жизни. В этот день народ выбрал своим Президентом человека, который осуществит в стране великие по своим масштабам и значению реформы, который поведет Россию по демократическому пути развития. Это было началом новой России, но еще в составе СССР. До событий, которые привели к распаду империи, оставалось чуть больше двух месяцев.


Дни с 19 по 21 августа 1991 года запомнились всей стране как дни победы демократии в России. 19 августа высшими руководителями страны был организован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с Г. Янаевым. Эта попытка повернуть вспять все реформы, попытка сделать шаг в прошлое заставила выйти на улицы в знак протеста тысячи москвичей. По приказу ГКЧП в столицу были введены танки и войска. 19 августа в 12 часов дня Борис Ельцин поднялся на один из вошедших в Москву танков. Стоя на броне, он зачитал обращение руководства России, в котором охарактеризовал ГКЧП, как “правый, реакционный, антиконституционный переворот”. Вокруг “Белого дома” собралось свыше 160 тысяч человек. Они построили вокруг здания кольцо баррикад и оставались на площади более двух суток. Вечером Борис Ельцин подписал еще более суровый указ, в котором о членах ГКЧП говорилось: “Изменив народу, Отчизне и Конституции, они поставили себя вне закона”. В ночь на 21 августа была пролита кровь трех человек. А ранним утром, 21 августа был отдан приказ вывести войска из города.

22 августа у “Белого дома” состоялся многотысячный “митинг победителей”. Со здания сняли красный флаг и торжественно водрузили трехцветный флаг России”.

Вместе с падением ГКЧП окончательно пала и старая идеологическая система. 23 августа Ельцин подписал указ о “приостановлении деятельности компартии на территории России”, и уже на следующий день М.Горбачев сложил с себя обязанности генсека и призвал ЦК к самороспуску.

8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще встретились руководители России, Украины и Белоруссии - Б.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич. Они подписали заявление, в котором говорилось, что республики СССР становятся независимыми. Вместо СССР они создали Союз Независимых государств (СНГ).

25 декабря президент СССР Михаил Горбачев по телевидению в своем последнем обращении к народу заявил о своем уходе с этого поста. Вечером того же дня произошла торжественная смена флагов над Кремлем.

Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. И наиболее заметными и осознанными стали достижения России во внешней политике. Было фактически прекращено состояние “холодной войны”, снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока и капиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а вместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, и вдохновение региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитические проблемы.

После распада СССР внешняя политика разделилась на два направления: отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками – “ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР – “дальним зарубежьем”.

Проводимые правительством России радикальные экономические реформы вызвали неоднозначную оценку у населения. В стране назревал раскол общества и духовный кризис.

Сильнейший моральный удар был нанесен непосредственно развалом СССР.

25 миллионов русских остались за пределами России.

К тому же в наших когда-то братских республиках все больше стали проявляться сепаратистские и антирусские настроения, искусно подогреваемые бывшими первыми секретарями республиканских ЦК, а ныне президентами независимых государств.

Наших бывших союзников по социалистическому лагерю интересует установление максимально тесных контактов со странами Запада в ущерб традиционному сотрудничеству с Россией. Страны-участницы Варшавского договора выстроились в очередь для вступления в НАТО – организацию, рост которой угрожает национальной безопасности России.

Неуверенное поведение России на международной арене (заигрывание с Западом, постоянные уступки, предательство национальных интересов) так же не способствует духовному подъему.


Говоря о духовном мире россиян в эту эпоху, точнее о моментах оказывающих деструктивное влияние на него, необходимо упомянуть и о последствиях резкого отказа от существовавшей идеологии.

Идеи коммунизма на протяжении десятилетий вбивались в головы, причем зачастую самыми жестокими методами. Дореволюционные идеалы были преданы анафеме и искоренялись властью всеми возможными способами.

Безусловно, последствия такой 70-летней обработки еще долго будут напоминать о себе. И если до сих пор миллионы наших сограждан продолжают верить большевистским вожакам и их последователям, то в обществе еще надолго сохранится раскол на «красных» и «белых».


Россия меняется:


Конституция Российской Федерации. Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Однако процесс принятия такой Конституции весьма затянулся. Бывший Верховный Совет России занял конфронтационную позицию по отношению к президенту, затягивал принятие новой Конституции, ограничиваясь внесением огромного количества (около 400) поправок к ранее действующей Конституции РСФСР 1978 года. Принятие этих поправок привело к наличию серьезных противоречий между отдельными статьями Конституции. В ответ на это президент России созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции России. В результате многомесячной работы был разработан проект новой Конституции, которая, в целом, была компромиссной для всех политических сил общества. В этот период конфронтация исполнительной и законодательной власти достигла наивысшего накала. Верховный Совет был категорически против нового основного закона страны, поскольку он лишал его своевластия и перераспределял власть в пользу президента России. Но вместе с тем, поскольку Ельцин являлся гарантом демократических реформ, конституция была подготовлена для успешного и беспрепятственного проведения этих реформ. Новая Конституция наделяла президента большей властью, так как она (власть) была необходима для проведения демократических преобразований. 21 сентября 1993 года в результате непрекращающихся противоречий, тормозящих процесс реформ, президент Ельцин принял решение о роспуске Верховного Совета России. Однако члены Верховного Совета заявили о своем решении оставаться и работать в “Белом доме”. 3 октября во главе с вице-президентом А.Руцким и председателем Верховного Совета Р.Хасбулатовым они заблокировались в “Белом доме” и призывали народ идти и защищать “Белый дом”. Они провоцировали вооруженные действия. Фактически, они подталкивали народ на гражданскую войну. Единственным выходом из сложившейся ситуации было силовое решение конфликта. Борис Ельцин своим указом ввел в Москве чрезвычайное положение, а утром 4 октября войска полностью окружили дом Верховного Совета и до середины дня продолжали танковый обстрел. В Москве был введен комендантский час. Около 14.30 из здания бывшего парламента вышла группа людей с белыми флагами. Таким образом попытка государственного переворота была жестко подавлена. Ввод танков в Москву был, пожалуй, единственным выходом из сложившейся ситуации, когда высокопоставленные лица, действуя неконституционными путями, хотели привести события к крупному вооруженному конфликту. Своими полномочиями и своей властью Борис Ельцин остановил эту попытку переворота и открыл путь к принятию новой демократической Конституции России, которая была необходима для продолжения реформ.

федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голо­сованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управ­ления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федераль­ного собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль над их выполнением, управление федеральной госу­дарственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и меж­дународных отношений, объявление войны и заключение мира, руково­дство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятель­ность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартий­ность, право свободы труда и право частной собственности. Конститу­ция создавала условия для достижения в обществе политической устой­чивости.

Высшие органы власти Российской Федерации

(с декабря 1993г.)

глава государства

Президент РФ



Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд


Приватизация. Полным ходом шел грабеж не только бывших граждан первого в мире социалистического государства, но и бывшей социалистической собственности. Назвали этот процесс – приватизацией.

Становление рыночных механизмов в экономике не возможно без разгосударствления большей части народного хозяйства, акционирования предприятий. У нас же приватизация государственной собственности приняла уродливые, зачастую откровенно бандитские формы что только усугубило падение промышленного производства: за редчайшим исключением предприятия так и не получили эффективного управления, основные фонды беспощадно разворовывались, иностранные компании целенаправленно банкротили российских производителей для устранения конкурентов. Сейчас можно сказать, что именно те методы и способы приватизации которые использовались правительством вызвали невиданный до этого разгул преступности и коррупции.

3а годы реформ Россия избавилась от ежегодных субсидии и других льгот бывшим советским республикам порядка 50 млрд. долл., от содержания наших клиентов в СЭВ и в «третьем мире» - еще порядка 25 млрд. долл. в год, расходы на оборону за это время сократились в 3-4 раза, средняя заработная плата работающим снизилась минимум в 2 раза, а пенсии - в 3 раза, налоговое бремя на предприятия, на экономику в целом возросло примерно в 2 раза - и куда все это ушло? А вместе взятое это куда как больше, чем весь нынешний годовой бюджет страны

Ответ-то на самом деле все мы знаем - ушло на беспардонное обогащение «новых русских» и коррумпированных чиновников, на бегство капиталов за границу (как минимум 150 млрд. долл.), на льготы и привилегии различным воровским и полуворовским организациям и пр., и пр. К примеру, одни только освобождения от таможенных сборов на импорт спиртного и сигарет для этих организации в течение нескольких лет составляли 5-6 млрд. долл. в год.

Теневая экономика. По оценкам экспертов уже 40-45% всей нашей экономики ушло в «тень», т.е. в полностью неналоговую сферу, от которой бюджет не имеет ничего. К этому еще можно добавить упорную, длительную, ничем разумным не объяснимую вражду правительства реформаторов к основному источнику налогов во всем мире, а так же основе для формирования среднего класса – мелкому и среднему бизнесу, во многом обеспечившему в последние два десятка лет такой феноменальный экономический рост такому гиганту как Китай.


Либерализация цен. Либерализация цен вызвала безудержный рост цен, при фактическом замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую второсортный товар, душил отечественного производителя.

В повседневные разговоры россиян вошли такие экономические термины как инфляция, курс валют, дивиденд, дефолт.

Полным ходом шло и идет имущественное расслоение населения Российской Федерации на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически полного отсутствия среднего класса. В среднем разница между доходами самых бедных и самых богатых доходит до 26 раз (в Москве до 48). Для кого-то жизнь нормальная, когда есть тарелка супа в день, а для кого-то – когда можно позволить купить третью машину на семью.


Снижение общего жизненного уровня. В Центре уровня жизни Академии труда считают, что для нормальной жизни нужно получать, по крайней мере, 500 долл. Именно столько составляет минимальная зарплата в Греции, Португалии и т.д. (в развитых странах она примерно в 2 раза выше).

В Комитете Госдумы по труду и социальной политике считают, что нормальный заработок – если на питание уходит меньше 60%.

Народ же в большинстве своем ни о чем подобном и не помышляет. По Санкт-Петербургу статистика утверждает, что душевой доход петербуржца позволяет ему купить 1,6 набора прожиточного минимума. То есть на еду уже хватает на остальное – нет. Приблизительно так живут в 72 регионах из 89. Еще хуже в 12.

Стремясь хоть как-то сохранить свои сбережения от инфляции, и не доверяя государственным кредитным учреждениям типа Сбербанка уже обманувшего своих вкладчиков в 1992 г. люди стали обращаться во вновь создаваемые коммерческие учреждения, ориентированные на сбор денег и выплату солидных процентов по ним.

Пользуясь пробелами в российском законодательстве, а иногда и явным попустительством властей, используя агрессивную рекламу в СМИ хозяева, новоиспеченных фондов, финансовых компаний, банков аккумулировали огромные средства миллионов российских граждан и благополучно исчезли с ними, не забыв перед этим оформить на себя недвижимость за рубежом и новое гражданство.


Чеченская война. Чеченская война была, пожалуй, одной из самых страшных страниц в жизни России в последнем десятилетии двадцатого века. Проблемы на Кавказе - границе православия и ислама - существовали всегда, и не в первый раз Россия была втянута в столь кровопролитную, жестокую и ненужную войну. Поддавшись влиянию своего ближайшего окружения и поверив военному командованию, которое убедило президента в быстрой и малоболезненной победе, Ельцин издает указ о вводе войск в Чечню, совершив, наверное, самую грубую из всех своих ошибок, которая обернулась огромным количеством тяжелейших последствий.

Во-первых, погибло много людей, среди которых не только российские военнослужащие, но и гражданское население, в том числе дети, женщины и старики. До сих пор не установлено точное число погибших и есть семьи, которые все еще продолжают искать своих родственников.

Во-вторых, Россия понесла большие материальные потери. Война, требующая постоянных вливаний, отнимала весьма существенную часть бюджета страны.

В-третьих, в этой войне не оказалось ни победителей, ни побежденных. До сих пор не существует стабильности в этом регионе, ни военной, ни политической, ни социальной.

Проблемы, возникшие вокруг Чечни можно было вполне решить мирным способом. Как удачное решение экономико-национальных проблем, можно привести пример республики Татарстан, которой были предоставлены более широкие экономические и политические права, за счет чего она осталась в составе Российской Федерации, как республика с более расширенным автономным управлением. В то же время Россия сохранила значительные запасы нефти, находящиеся на территории этой республики.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ.

Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические свя­зи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Фе­дерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориаль­ной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассмат­ривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских собы­тий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для перегово­ров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Со­общества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО про­грамме "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с круп­нейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции кото­рого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружаю­щей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызва­ли переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого пере­рыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствова­ния в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами яв­лялись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Запад­ную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медика­менты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Со­дружеством Независимых Государств занимало важное место во внеш­неполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавли­вались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки россий­ских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с быв­шими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государст­вами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступле­ний преобладали товары народного потребления и продовольствие. Од­ним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась об­разовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность Рос­сии со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее раз­мер превышал б млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казах­станом и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содру­жество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дис­криминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и страте­гические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причи­нами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наибо­лее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на между­народной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к но­вой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.


Заключение.

Если оценивать «Эпоху Ельцина», то эти оценки будут достаточно критичными - у Ельцина были ошибки и это надо признать. Да, ошибок было много, но с другой стороны Борис Николаевич великий человек, который смог перевернуть всё государство- целую Россию.

А конец этой эпохе настал 31 декабря 1999 года, во время трансляции новогоднего поздравления.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Борис Ельцин был первым Президентом России. Он был сильным лидером, хотя и совершил много тактических промахов на своем посту. Восемь лет этот человек руководил огромной страной и пытался вывести ее из кризиса.

Работа в Москве

В 1968 году Борис Ельцин начал свою партийную карьеру. Выпускник Уральского политеха имени Кирова стал начальником отдела строительства. Успехи на политической службе обеспечили ему быстрый рывок в карьере. В 1984 году Борис Николаевич уже был членом Президиума Верховного Совета СССР. С 1985-1987 гг. занимал должность Первого секретаря Московского городского комитета КПСС.

В 1987 году на пленуме Верховного Совета раскритиковал деятельность действующего лидера Михаила Горбачёва. Был понижен до должности заместителя главы Госстроя. В 1989 году Ельцин становится народным депутатом ВС СССР.

В 1990 году становится председателем Верховного Совета РСФСР.

Президентские выборы 1991 года

17 марта 1991 года прошел референдум в СССР. На повестке дня стояли вопрос о введении должности президента и пункт о сохранении статуса СССР. Целеустремленный и бескомпромиссный Борис Ельцин решил баллотироваться в кандидаты на пост президента. Его конкурентами в этой гонке стали проправительственный кандидат Николай Рыжков и Владимир Жириновский.

12 июня 1991 года прошли первые президентские выборы. Большинством голосов был избран Б. Н. Ельцин. Годы правления первого лидера России первоначально должны были составлять 5 лет. Поскольку страна находилась в глубоком политическом и экономическом кризисе, никто не знал, как долго в реальной жизни продержится новый президент в своем кресле. Вице-президентом был избран А.Руцкой. Его и Ельцина поддержал блок "Демократическая Россия".

10 июля 1991 года Борис Ельцин дал присягу служить верой и правдой своему народу. Президентом СССР оставался Михаил Горбачев. Двоевластие не устраивало амбициозного Ельцина, хотя многие исследователи и политики утверждают, что окончательной целью нового российского лидера был развал Союза. Возможно, это был политический заказ, который он блестяще выполнил.

Августовский путч

Годы правления Б. Ельцина ознаменовались значительными волнениями в верхушке государства. Члены КПСС не хотели смены руководства и понимали, что с приходом нового лидера не за горами распад СССР и их отстранение от власти. Ельцин выступал с жесткой критикой номенклатурных кругов, неоднократно обвинял высших руководителей в коррупции.

Горбачев и президент Ельцин, годы правления которого были нестабильными, обсудили краеугольные моменты своего сотрудничества и решили политическим путем устранить СССР. Для этого было принято решение создать конфедерацию — Союз Суверенных Советских республик. 20 августа этот документ должны были подписать лидеры всех союзных республик.

ГКЧП развернул активную деятельность 18-21 августа 1991 года. Во время пребывания Горбачева в Крыму был создан временный государственный орган ГКЧП, а в стране введено ЧП. Об этом населению сообщили по радио. Противостоять старой партийной верхушке стали Демократические силы во главе с Ельциным и Руцким.

Заговорщики имели некоторую поддержку в армии и КГБ. Они подтянули некоторые отдельные группы войск для ввода их в столицу. Тем временем президент РСФСР Ельцин находился в командировке. Противники распада Союза решили задержать его по прибытии как можно дальше от Белого Дома. Другие путчисты решили ехать к Горбачеву, убеждать его ввести ЧП своим указом и обратиться к народу.

19 августа СМИ объявили об отставке М. Горбачева по состоянию здоровья, и. о. президента был назначен Геннадий Янаев.

Ельцина и его сторонников поддержало оппозиционное радио "Эхо Москвы". Отряд "Альфы" прибыл к даче президента, но указа блокировать его или взять под стражу не поступило, поэтому Борис Николаевич смог мобилизовать всех своих сторонников.

Ельцин прибывает в Белый дом, а в Москве начинаются локальные митинги. Простые демократически настроенные граждане пытаются противостоять ГКЧП. Митингующие строили баррикады на площади и разбирали брусчатку. К площади подогнали танки без боекомплекта и 10 БРМД.

21 числа начались массовые столкновения, трое граждан погибли. Заговорщики были арестованы, а Борис Ельцин, годы правления которого были напряженными с самого начала, распустил КПСС и национализировал имущество партии. План путчистов провалился.

Как следствие, в декабре 1991 года, втайне от М. Горбачева, были подписаны Беловежские соглашения, положившие конец СССР и давшие начало новым независимым республикам.

Кризис 1993 года

В сентябре 1993 года бывшие соратники рассорились. Б. Н. Ельцин, годы правления которого были весьма тяжелыми в начальный период, понимал, что оппозиция в лице вице-президента А. Руцкого и ВС РСФСР всячески тормозит новые экономические реформы. В связи с этим Б. Ельцин издал указ 1400 - о роспуске ВС. Было принято решение о новых выборах в Федеральное Собрание.

Естественно, такая монополизация власти вызвала протест у членов ВС. Как обычно, к столице согнали технику, на улицы вывели людей. Несколько раз пытались объявить импичмент президенту, но Ельцин игнорировал законодательство. Сторонников ВС разогнали, лидеров оппозиции арестовали. В результате столкновений, по разным данным, погибли около 200 человек, более тысячи получили травмы и ранения.

После победы Б. Ельцина и его сторонников в России был переходный период диктаторства президента. Были ликвидированы все органы власти, связывающие Россию с СССР.

Социально-экономические реформы Б. Ельцина

Многие экономисты и политики, оглядываясь на годы правления Ельцина в России, называют его политику хаотичной и бестолковой. Не было в ней единого четкого плана. Первые несколько лет государство вообще находилось в политическом кризисе, который в итоге вылился в путч 1993 года.

Многие задумки президента и его сторонников были перспективными, но, воплощая их по старой монополизированной системе, Ельцин натыкался на множество подводных камней. В итоге реформирование государства привело к затяжному кризису в экономической сфере, потере вкладов населения и полному недоверию власти.

Основные реформы президента Ельцина:

  • либерализация цен, свободный рынок;
  • земельная реформа - передача земельных угодий в частные руки;
  • приватизация;
  • реформирование политической власти.

Первая Чеченская война

В 1991 году на территории Чечни была образована независимая Республика Ичкерия. Такое положение дел не устраивало Россию. Президентом новой независимой республики стал Джохар Дудаев. Российский ВС признал выборы недействительными. Победа сепаратистских сил привела к распаду Чечено-Ингушской республики. Ингушетия решила остаться автономной в составе России. Основываясь на этом желании, Борис Ельцин, годы правления которого уже были омыты реками крови, решил ввести войска в период осетино-ингушского конфликта 1992 года. Чечня была фактически независимым, никем не признанным государством. На территории страны фактически шла гражданская война. В 1994 году Ельцин решил ввести войска для наведения порядка в Чеченской Народной республике. В результате вооруженный конфликт с использованием войск России продлился два года.

Второй президентский срок

Второй президентский срок был для Б. Ельцина крайне тяжелым. Во-первых, сказывались постоянные проблемы с сердцем, во-вторых, страна была на пороге кризиса, справиться с которым "больной" президент не имел сил. Ставку вновь избранный президент сделал на "политическую молодежь" в лице Чубайса и Немцова. Их активное воплощение реформаторского курса не привело к ожидаемому повышению ВВП, страна жила за счет многомиллиардных кредитов. В 1998 году Ельцин, годы правления которого не были успешными для государства, начал подыскивать преемника. Им стал никому не известный начальник ФСБ — В. Путин.

Отставка

В 1998 году рухнула "песочная" экономика Б. Ельцина. Дефолт, повышение цен, сокращение рабочих мест, тотальная нестабильность, остановка крупных предприятий. Виртуальная рыночная экономика не выдержала суровых реалий. Выбрав достойного кандидата на свой пост и заручившись обязательством В. Путина о безбедной своей старости, первый Президент России, выступив перед телезрителями, сложил с себя полномочия.

Глава «правительства реформаторов», до президентства обещавший суверенитет регионам и оружие военным. За годы управления страной Борис Ельцин предложил такие изменения, последствия которых российское общество будет еще долго хвалить и проклинать, а надо бы проанализировать.

Реформы правительства Ельцина сегодня

Борис Ельцин имел «корочки» на двенадцать рабочих специальностей, но пошел на партийную работу. Восстал против консерватизма КПСС и вышел из партии, заняв место в верхушке демократической оппозиции. Президент, через месяц после выборов которого грянул путч, хотел окончательно выбить ресурсы административно-командной экономики, но привел страну к дефолту.

Почти синонимом дефолта сегодня является имя Бориса Ельцина. Другие прочные ассоциации: рэкет и «малиновые пиджаки», нищета и безработица, жесточайшая первая Чеченская кампания и эмиграция, нелепые публичные выступления президента и полный крах авторитета России в мире. А также провалившиеся экономические и политические реформы Ельцина. Однако тут не все так однозначно, вовсе не все попытки Ельцина направить страну по положительному вектору остались безуспешными. Делать это предстояло на новых, четко не сформулированных и потому многим непонятных до сего дня идеологических позициях и при шаткой экономике. Спорные преобразования, но не всецело негативные. Плюсы и минусы реформ Ельцина ныне еще яснее, чем в девяностые.

Новые реформы для новой страны: положительное

Новую Россию ельцинского периода характеризуют несколько преимуществ, обычно их не подвергают сомнению, хотя в оценке их качества согласованности у критиков меньше. Однако назовем им:

  1. Ельцинскую Россию приветствовали европейцы и американцы. Борис Ельцин часто встречался с политиками и главами государств, демонстрируя полную готовность соглашаться с ними и изо всех сил строить в России рыночную экономику. Некоторые этот пункт наверняка перенесли бы в следующую часть статьи - про минусы, но в девяностые наша страна едва ли могла себе позволить обострение международных отношений, хотя настоящей дружбы - экономической и политической - добиться не удалось.
  2. В стране нет цензуры, и за представителями творческих профессий больше не следят. Нет контроля ни в культурной сфере, ни в СМИ. Провозгласили свободу слова.
  3. Приватизация. Россияне становятся собственниками квартир и предприятий в знак уверенного движения к демократии. До сих пор спорят при перечислении пунктов положительного влияния на рыночные реформы Ельцина.
  4. Свобода выбора власти началась с Бориса Ельцина.
  5. Появляется много банков, особенно мелких. Но они обслуживали в основном интересы нового класса - новых русских, а также собственников заводов и компаний.
  6. Политические реформы Ельцина с демократическим курсом: многопартийная система, разрешение импичмента и парламентские выборы.
  7. Налоговая реформа в России 1991 года - первый этап, закладываются основы налоговой системы.
  8. Железный занавес рухнул окончательно - границы открыты.

Итак, не все положительные пункты являются абсолютно таковыми. Некоторые тогда вызывали сомнения.

Новые реформы для новой страны: отрицательное

Разрушая инициаторы вряд ли представляли, что же будет потом. Отказавшись от плановой экономики, они будто любое планирование считали пережитком Советов. Недальновидность такой почти романтической позиции скоро плохо скажется на населении и государственной системе. Возможно, и пользы не было составлять планы дольше, чем на месяц. Как позже признается известная «пятерка» экономического блока начала девяностых, работали именно так. Проблемы в основном не прогнозировали, а пытались решить. Задачи не ставили, чаще становились заложниками условий, которые создавали эти задачи.

Неудачные преобразования и последствия реформ Ельцина:

  1. Война в Чечне. Россия слабела на глазах, этим воспользовались националисты в регионах. В Чеченской республике провозгласили независимую Ичкерию, начались этнические чистки русских. Ельцин отправляет войска в Чечню. Это вызвало раскол в парламенте. возглавлявший партию «Демократический выбор России», с партийцами объявил протест, но на решение повлиять не мог. У Ельцина появилась новая линия оппозиции, демократическая. В Москве проводились антивоенные митинги, СМИ пестрели заявлениями против войны. Большая трагедия, конечно же, разгоралась не в правительстве и парламенте, а в Грозном, Гудермесе, Аргуне и других населенных пунктах. Скудное оснащение войск, состоящих в основном из срочников, бездарное командование и деморализованная армия. Называют разные данные о потерях, от 4 до 14 000 погибших. Война в Чечне, или как ее назвали установление конституционного порядка в уязвила репутацию Ельцина, как правителя, способного действовать в критической ситуации, и лишила его политических дивидендов, полученных на заре новой России.
  2. Высокая криминализация, разгул бандитизма, коррупция и рэкет. Рыночные реформы Ельцина провозгласили свободу собственности, и некоторые понимали ее как индульгенцию на использование права сильного. В российских городах появляются бандитские группировки, которые, не боясь никого и ничего, захватывали бизнес, убивали конкурентов и противников, несогласных и свидетелей преступлений. Правоохранители часто не вмешивались в разборки, известны случаи участия милиции в криминале. Нередко в банды шли безработные, в основном молодежь, попавшая под сокращение, а также желавшие легко нажиться. Началась эпоха заказных убийств.
  3. Безработица и задержка заработной платы месяцами, массовые сокращения на производствах и ликвидация заводов. Особенно пострадали сельское хозяйство и промышленность. Последствия реформ Ельцина эти области ощущают на себе до сих пор.
  4. Дефолт - основной недостаток ельцинских реформ. Эксперты экономики говорят, что избежать обесценивания рубля было возможно, если бы не ранее принятые решения президента или санкционированные им в экономике и социальной сфере. Россияне обнищали.
  5. США и другие «друзья» новой России перестают считаться с интересами страны.
  6. Ельцина была многообещающа, но по факту и на деле почти не работала. Законы не боролись с рэкетом и коррупцией. Среднестатистический россиянин превращался в «маленького человека», как в романах классиков. Пессимистические настроения народа усиливались и не сулили Ельцину кредита доверия.
  7. Люди начали уезжать из страны - в поисках работы, безопасности или профессиональных перспектив. Уезжает множество специалистов и ученых. Еще одна потеря вследствие преобразований.

Сегодня в оценке плодотворности реформ Бориса Ельцина выделяют две точки зрения. Одни говорят, что «сотрясение» России в 90-х дало ей стабильность нулевых. Противники считают, что двухтысячные спасло правительство, пришедшее на смену, а кризисы - последствия реформ Ельцина и реформаторов иже с ним.

Рыночная экономика - новый курс России

Начало реформ Ельцина стартовало с переустройства экономики. Постсоветская эпоха началась под знаком рынка. Борис Ельцин, едва приняв страну, повел ее назад - к капитализму, от которого отреклась победившая революция в 1917 г. Кстати, интересна природа опасения финансового блока правительства Ельцина о сегодняшнем возврате плановой экономики. Реформаторы 90-х считают губительным обращение к экономическому опыту Советов. Правда, внятных обоснований позиции сформулировать не могут.

Итак, Борис Ельцин направляет Россию к рынку, и эту главную реформу одобряет Запад.

Новое правительство возглавляет Ельцин, но схемы экономических преобразований он поручает тридцатипятилетнему Егору Гайдару. К нему примыкают другие младореформаторы: тридцатишестилетние и Петр Авен, тридцатидевятилетний Александр Шохин и тридцативосьмилетний Андрей Нечаев. Их прозвали «гарвардские мальчики». Гарвард они не оканчивали, но изучили западную экономическую теорию.

Как проверяли теорию

Борис Ельцин запретил младореформаторам лезть в политику, но дал полную свободу в попытках построить экономику. Гайдар с коллегами начинают применять теорию на практике с либерализации цен. Наполнить прилавки решили, дав волю ценообразованию, чтобы таким образом достичь баланса спроса и предложения. Все были против идеи Гайдара, кроме Ельцина. И с первого января 1992 года все начинают стоить так, как выгодно продавцу. Цены взлетели на некоторые товары в десятки раз.

Реальные доходы населения упали наполовину, и все это на фоне растущей безработицы. Правительству оставалось либо платить дотации, либо вводить карточную систему. Но бюджет развалился и «карточки» не было возможности поддержать. Да и народ не одобрил бы. Оставили ситуацию в покое, продолжая объяснять тогда и сейчас, что либерализация цен - болезненная процедура, но единственно возможная в реалиях девяностых.

В магазинах появились «диковинные» для советских людей продукты и товары, но купить их было не на что. Денег хватало только на самое необходимое. Вводят «прожиточный минимум» и на помощь призывают свободу торговли.

Либерализация торговли

Продают почти все. Ларьки, уличные ряды с торгующими бабушками, множество вещевых и авторынков. Челноками становятся ученые и артисты.

Но большая выручка была доступна «продавцам» нефти, газа и цветных металлов. Причем разница между высокими мировыми ценами и низкими внутренними обещала прибыль в тысячу процентов. За активы в «лихие девяностые» боролись с оружием и бандами. Из-за отсутствия эффективно работающих государственных институтов начинают делить рынок всеми доступными методами. Позже реформаторы скажут, что не могли предвидеть такую силу криминализации, считая, что дальше мелких маргинальных разборок бизнесмены не пойдут. Но бизнес обзаводился «крышей», наличностью и активами, зачастую демонстративно пренебрегая законом.

В это время появляются «новые русские». Они обогащались за минуты, когда доходы обычных людей едва поспевали за расходами.

Приватизация

Когда в России запускали процесс «ваучерной приватизации», предполагали, что так советские предприятия обретут новых эффективных хозяев. Необходимость реформы списывали на «красных директоров». Так называли руководителей мощных предприятий, которые использовали свой статус как «кормушку» и втихую от государства работали по «серым» схемам сбыта.

Ельцин и его правительство создавали класс собственников и провозглашали превосходство частной собственности над государственной. Громкие заявления о правах каждого на приобретение собственности по номинальной цене оказались в действительности фиктивными. Небольшую выгоду могли получить только трудившиеся на высокодоходных предприятиях, а таких было немного. К тому же, начинают проводить закрытые аукционы. Обещанных равных прав на государственную собственность не получилось.

Все попытки стабилизировать ситуацию несли крах. «Павловская реформа» привела к обнулению вкладов. Попытались включить печатный станок, но это принесло больше вреда, чем пользы.

Уход Гайдара, первые «пирамиды» и ГКО

Все попытки добиться сокращения госдолга не имели успеха, добились лишь отсрочки платежа. Долги прощали Греции и Польше, но не слабой России. Экономический стресс усугублял и политический кризис. В декабре 1992 года народные депутаты требовали смены главы правительства. Позже Ельцин предлагает кандидатуру Виктора Черномырдина, допустившего вскоре много ошибок.

В начался обмен советских рублей на российские. Принимали только по 35 000 рублей и всего две недели. У отделений Сбербанка выстраивались очереди. Ельцин решает увеличить сумму до ста тысяч рублей и сроки - до конца года.

Начинается эра финансовых «пирамид». Появляются «МММ», «Селенга», «Властелина» и другие помельче. Власти наблюдают за их деятельностью отстраненно, политической воли, чтобы вмешаться, не было, как и подходящего закона. Но позже объявят, что экономические реформы Ельцина во многом дискредитировали именно «пирамиды».

Причем параллельно с «пирамидами» в России появляются государственные краткосрочные облигации, чтобы пополнить бюджет. Государство выпускало облигации и продавало их. Вырученные деньги делились на две части. Одна шла на покрытие бюджетного дефицита. На другую - через дочерние структуры Центробанка государство покупало свои же ГКО. Поначалу ГКО приносили деньги, но к началу девяноста восьмого года бюджетный дефицит будет просто огромен.

Раздача госсобственности

При приватизации мощные российские предприятия обошли этот процесс, формально оставшись государственными, но регулировались такие фирмы только директорами и, изредка, еще и узким кругом руководства. Началась «залоговая» приватизация, одобренная правительством, при которой предприятия выкупались на государственные деньги.

Министерство финансов переводило деньги в банки, подконтрольные олигархам. Назначался «аукцион», победитель которого под залог акций предприятия предоставлял кредит государству, состоящий из его же средств. И когда государство не выплачивало кредит, акции оставались у нового владельца. В частные руки по таким «аукционам» ушло больше десяти предприятий, в том числе, «Норильский никель» и «Юкос». например, заплатил за госкомпанию средствами депозита Минфина, который разместили у него экономисты.

Дефолт и бунт шахтеров

В 1998 году объявили о деноминировании рубля: тысяча рублей превратилась в один. В этот год до России докатился финансовый азиатский кризис, и резко упали цены на нефть до двенадцати долларов за баррель. Власти пытались держать рубль «на плаву», Центробанк пускал валюту и началась «рельсовая война». В мае шахтеры перекрывают железнодорожные пути и требуют отставки Бориса Ельцина, а также роспуска Госдумы и правительства. Требования вернуть шахты государству натыкаются на мнения о требуемой в угольной отрасли реструктуризации, с ликвидацией шахт и рабочих мест.

В августе грянул дефолт, западные экономисты его предрекали, но в России президент с прогнозами не соглашался и публично заявлял, что дефолта не будет. Но он настал, государство объявило себя банкротом, правительство признало, что возможности держать рубль в валютном коридоре больше нет. Российский рубль упал в полтора раза, а банки перестали выдавать вклады. Сменялись премьеры: Кириенко, Примаков, Степашин, а потом Ельцин объявил, что он уходит с поста президента России.

Итоги реформ Ельцина

В имиджевом смысле основные реформы Ельцина стали абсолютным поражением. Особенно экономические реформы Ельцина. После капитуляции социалистической экономики Россия девяностых стала страной победившей наличности. Бизнес-элита создавала карманные банки, а правительство «подарило» заводы и предприятия, не получив никакой выгоды для бюджета.

Правительство не проявляло ответственности за свой народ, который от реформы к реформе переживал шоковую терапию. Реформы больше походили на эксперименты, создавая постоянную угрозу дефицита и голода.

Можно ли было строить новую Россию другими реформами - спорят до сих пор, как и о президентских возможностях и ресурсах Бориса Ельцина. Еще накануне выборов первым за него проголосовал бизнес. Дорогая и масштабная избирательная кампания «Голосуй, или проиграешь». Больше всего проигрывать не хотели бизнесмены, боявшиеся победы кандидата в президенты и соперника Ельцина коммуниста Вероятнее всего, тогда бы пришлось вернуть все рыночные «достижения».

Преобразования не привели Россию к прогрессу, а лишь замедлили развитие страны, очень больно ударив по экономике и почти каждой российской семье. Некоторые говорят, что все бы получилось, если бы не было попустительства со стороны власти на разрушающие страну процессы. Впрочем, это время прошло, и сейчас остается лишь анализировать прошлые ошибки, чтобы не допустить их повторения.