Здание из стекла за рабочий и колхозница. «Рабочий и колхозница»-история создания. Как все начиналось

Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй - "Тираноборцев"(Критий) и "Ника Самофракийская"(неизвестный автор). В первом случае, архитектора вдохновила обща линия скульптур Гармодия и Аристогитона, составивших заговор против тирана Гиппарха. Во втором случае - динамика и патриотическое звучание скульптуры.

Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в . Поскольку павильоны и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.


Вера Мухина подошла к созданию главного идеологического произведения с присущим ей размахом и талантом. Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп . Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы. Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства - главная коммунистическая догма - в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной.

Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.


В мае 1937 года скульптура, высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент) украсила выставочный павильон Советского Союза. Достоверно известно, что разведка СССР всерьез интересовалась оформлением павильона Германии, в результате высота советского павильона была на несколько метров выше, что несомненно обрадовало руководство страны и огорчило немцев.

Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет - на восходе она была розовой, днем - ярко-серебристой, а на закате - золотой.

После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.


С конца 40-х годов "Рабочий и колхозница" является основным символом киностудии Мосфильм. Скульптура часто встречается в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своей эпохи.

В начале 21 века монумент пережил серьезную и затяжную реставрацию. С 2009 года эталон соцреализма снова украшает вход во Всероссийский выставочный центр.

Фото: Скульптура "Рабочий и колхозница"

Фото и описание

Скульптура «Рабочий и колхозница» - памятник монументального искусства, символ советской эпохи. Замысел принадлежит архитектору Борису Йофану. Скульптурный конкурс выиграла скульптура Веры Мухиной.

Монумент изготовили из нержавеющей хромированной стали. Высота монумента примерно 25 метров, а высота постамента примерно 33 метра. Вес монумента равен 185 тоннам.

В начале Мухина изготовила полутораметровую гипсовую модель. По этой модели на опытном заводе Института металлообработки и машиностроения выполнили огромный монумент. Руководил работами профессор П. Н. Львов. Скульптура украсила советский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Во время перевозки из Парижа монумент был поврежден. В первой половине 1939 года ее реставрировали и установили на постамент у входа на Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку (ныне ВВЦ). В Большой советской энциклопедии скульптуру назвали «эталоном соцреализма».

В 1979 году монумент реставрировали. Но к началу двухтысячных монумент требовал капитальной реконструкции. В 2003 году монумент был разобран. 40 отдельных фрагментов отправили на реставрацию. Предполагалось вернуть его на место к концу 2005 года. Проблемы финансирования привели к задержке реставрационных работ, и они были завершены только к ноябрю 2009 года.

Реставраторы укрепили несущий каркас скульптуры. Все части монумента очистили и провели антикоррозийную обработку. Установили монумент на прежнее место, но на новый постамент. Он в точности повторял оригинальный, построенный в 1937 году, но немного укороченный. Новый постамент выше старого на 10 метров. Устанавливали монумент «Рабочий и колхозница» 28 ноября 2009 года, специальным краном. Торжественно открыли 4 декабря 2009 года.

В постаменте-павильоне находится выставочный зал и музей Веры Мухиной. В сентябре 2010 года в павильоне открыли музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В нем размещена экспозиция, посвященная истории создания памятника в проектах, макетах и фотографиях.

После реконструкции монумент «Рабочий и колхозница» вошел в состав объединения музеев «Столица». Кроме него в «Столицу» входят: МГВЗ «Новый Манеж», ЦВЗ «Манеж», «Домик Чехова», музей Сидура и другие.

1 июля исполнилось 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной, самым знаменитым и "народным" произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница». Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана

В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».

Советский павильон на выставке в Париже, 1937

Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли – пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота – тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.


Слева – Тираноборцы. V в. до н. э. Справа – скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*

Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.


Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.

Слева – сборка статуи на опытном заводе. Справа – собранная скульптура

Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.

Процесс сборки статуи

Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Рабочая модель скульптуры

Рабочая модель скульптуры

После окончания выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву. Там ее восстановили из толстых листов стали и установили на гораздо более низком постаменте перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1947 г. статуя «Рабочий и колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». А Вера Мухина заслуженно получила негласное звание первой леди советской монументальной скульптуры.

1 июля исполнилось 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной, самым известным произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница». Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.

Проект советского павильона архитектора Б. Иофана

В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это - павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника - крылатая победа».

Советский павильон на выставке в Париже, 1937

Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли - пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота - тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.

Слева - Тираноборцы. V в. до н. э. Справа - скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*

Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», - говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.

Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера

Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной

В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.

Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.

Слева - сборка статуи на опытном заводе. Справа - собранная скульптура

Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.

Процесс сборки статуи

Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».

Рабочая модель скульптуры

Скульптурная группа Рабочий и колхозница – образец монументальной пропаганды социализма и ценностей этого общественного строя. Украшение павильона СССР на Международной выставке 1937 года в Париже сейчас нависает над московскими улицами возле входа в бывшую ВДНХ. Настоящий символ прошедшего исторического этапа имеет определенные художественные достоинства, уникален по использованному материалу и примененным технологиям.

Создавалась скульптура целевым назначением для украшения советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Разработка эскизного, а затем и рабочего проекта павильона осуществлялась архитектором Борисом Иофаном, ему же принадлежала концепция динамичной скульптурной группы, навеянная античной статуей Тираноборцы с воздетыми мечами.

В конкурсе с заданной идеей участвовали ведущие скульпторы того времени, победила работа Веры Мухиной, сумевшей вложить в композицию Рабочего и колхозницы больше динамизма и порыва, чем конкуренты – мужчины.

Статуя более 23 метров высотой возвышалась на 34-метровом постаменте, одновременно являвшимся выставочным павильоном. По окончанию выставки в Париже скульптуру вернули в Москву, перевозки требовали почти 30 железнодорожных вагонов.

Возвращенная скульптура нашла применение для оформления территории создаваемой Всесоюзной выставки, будущей ВДНХ. Воссоздания павильона было решено не проводить из-за длительности и дороговизны, ограничились 10-метровым постаментом. Оставшийся полувековой социалистический период истории страны Рабочий и колхозница были заметным монументом, и не более.

Лишь в новом тысячелетии выдающееся произведение модернистского направления искусства мирового уровня привлекло внимание художественной общественности и властей города. Было принято решение о воссоздании всего комплекса павильона – постамента и скульптурной группы Рабочий и колхозница, с оборудованием и использованием павильона как музейного и выставочного центра.

Современные технические устройства позволяют выполнить съемки самых масштабных объектов с необходимой высоты. Это дает возможность не только показать интересующие достопримечательности во всей красе и грандиозности, но и отобразить окружающую местность и сопутствующие объекты. Убедиться в преимуществах высотных съемок можно при просмотре приложенного к обзору слайдера, снятого коптером при круговом облете места размещения выставочного павильона.

Такие снимки позволяют составить довольно полное представление о характере и месте расположения интересующего здания, монумента или природной диковинки заранее, чтобы свободно ориентироваться при личном посещении, вплоть до выбора путей подъезда либо подхода к интересующему объекту.

Задуманный столичными властями музейно – выставочный комплекс разместили у входа на территорию ВВЦ, как стали именовать бывшую ВДНХ. Павильон, он же постамент статуи Рабочий и колхозница, получился достаточно вместительным – более тысячи человек. Оформление максимально приблизили к парижскому варианту для сохранения исторической достоверности.

Были восстановлены барельефы, изображающие советских тружеников, и герб исчезнувшего СССР. Политически корректное решение не размещать на пьедестале гербы бывших союзных республик, а ныне независимых государств, вполне понятно и соответствует нынешним реалиям.

Постоянная музейная экспозиция нового выставочного комплекса не слишком велика и в основном посвящена истории замысла и воплощения легендарной скульптуры, которую иногда называли даже вторым гербом Советского Союза. Здесь собраны сохранившиеся черновые наброски и проектные разработки, макеты и уменьшенные копии, некоторые части первоначального каркаса, замененные новыми при реставрации.

В схематичной фигуре из металлических труб можно узнать молот рабочего со статуи, показывающий его натуральную величину без части рукоятки. Интерьеры внутри музея соответствуют популярному во время создания скульптурной группы Рабочий и колхозница конструктивистскому направлению.

Схематический молот расположен на основании из старых металлических конструкций, забракованных для последующего износа. Это части металлических и даже клепанных балок каркаса статуи, на который укреплялась наружная облицовка из нержавеющей стали. Этот материал за счет содержания никеля и хрома не подвергался коррозии, что было крайне важно при расположении произведения искусства под открытым небом.

Листы легированного металла необходимой формы крепились к каркасу методом точечной сварки – технологического новшества, разработанного для предприятий бронетанковой отрасли. В этом главное отличие от непревзойденного по высоте прототипа нашего монумента – статуи Свободы, где облицовка прикреплена при помощи устаревшей клепки.

Создание скульптуры из непривычного материала требовало квалифицированного руководства и исполнения, обычные скульпторы и строители здесь были бессильны. Поэтому к работе были привлечены коллективы нескольких заводов и видный специалист по металлу и его использованию в строительстве, профессор Львов.

Скульптурную группу выполняли в уменьшенном масштабе, моделировали многократное увеличение и изготавливали отдельными фрагментами стальную оболочку. Отдельно разрабатывался опорный каркас и система крепления. Макеты скульптуры сохранены и являются экспонатами нового музея.

Представлен в экспозиции и макет парижского варианта павильона, который представлял нашу страну на Всемирной выставке. Масштабы этого мероприятия и единовременный наплыв огромного количества посетителей требовали просторного помещения, поэтому павильон в Париже имел длину 150 метров против нынешних 64-х.

Внешний облик павильона несколько отличался от ныне восстановленного, при этом основные конструкционные и оформительские решения ревизии не подвергались. Внешне существенным, но не нарушающим авторский замысел отличием является в парижском варианте иная величина оконных проемов павильона и наличие в новом здании площадок на верхней части постамента для массовых мероприятий.

Сохранен в музейном центре и эскизный вариант проекта парижского павильона для Всемирной выставки 1937 года. Таким величественное здание с венчающей его скульптурой Рабочего и колхозницы представало перед горожанами и гостями выставки с набережной реки Сены. На листе чертежного ватмана, в правом нижнем углу автор концепции вписал всех своих соавторов, участвовавших в создании шедевра.

Некоторая схематичность фигур скульптурной группы вполне объяснима, детальной проработкой занималась Вера Мухина, внося корректировки до последнего возможного момента перед воплощением. Художница стремилась передать стремительный порыв молодых людей, их реальное движение вперед.

Еще один экспонат выставки о предварительной подготовке к созданию скульптуры Рабочий и колхозница показывает взыскательность авторов и глубину проработки деталей. Для общего обсуждения авторского коллектива выбраны ручные орудия, используемые в промышленном производстве, строительстве и сельском хозяйстве.

Вполне очевидный даже на первый взгляд выбор серпа и молота подвергался сомнению не в противовес их использованию в государственном гербе, а ради достоверности и жизненности изображения. Выбор был практически очевидным, но взыскательные художники коллективно выверяли творческие решения.