А платонов разноцветная бабочка план. Тема: А.П. Платонов "Разноцветная бабочка". Урок чтения по произведению

Литература 4-3-5

Дата «____»_____________20___ г. ____ «____» класс

«Пропетая сердцем сказка про Человека...»

А.П. Платонов

Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Разноцветная бабочка».

Цель урока: Знакомство с биографией А.П. Платонова, его произведением «Разноцветная бабочка».

Задачи урока:

1. Формировать навык выразительного чтения текста.

2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально-этические качества личности учащихся.

3. Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование, наглядность, ТСО: Учебник «Литература», тетрадь, выставка книг для детей А.П. Платонова, портрет писателя, плакаты с текстом чистоговорок, скороговорки, стихотворения; карточки для динамического чтения, карточки для расширения поля зрения.

Тип урока: Урок усвоения навыков и умений.

Методы преподавания: Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивный, стимулирующий, побуждающий.

Методы учения: Исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

II . Упражнения для развития техники чтения и формирования навыков выразительного чтения.

    Работа по карточкам на расширение поля зрения.

Учащиеся. глядя в центр на слог -СЛО должны прочитать слоги первой строки, последней, левого верхнего угла, правого нижнего угла и т.д.

2. Работа над динамическим чтением (прочитать по пять слов каждого столбика).

фотография

телеграф

светофор

3. Чтение чистоговорок (просебя, вслух).

Чу-чу-чу, я ворчу, я стоять не хочу.

Ач-ач-ач, испекли мы калач.

Оч-оч-оч наступила ночь.

4. Чтение скороговорки (просебя, вслух, постепенно убыстряя темп).

Мой руки чище и чаще.

5. Работа над выразительным чтением (просебя, вслух).

Был сапожник? Был!

Шил сапожки? Шил.

Для кого сапожки?

Для любимой кошки.

III . Проверка домашнего задания.

А) Чтение и пересказ текста.

Б) Чтение рассказов учащихся о хищных животных.

IV . Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся с легендой. Легенда - это поэтический рассказ о каком-то событии.

Названием легенды является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное его вы узнаете, отгадав загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

(Бабочка)

Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

V .Знакомство с новым материалом.

А) Знакомство с биографией и творчеством А.П. Платоновым.

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) - автор своеобразных рассказов и сказок для детей, в которых много раздумий о человеке, о его счас­тье, мечтах, действительности. Реальность и сказочность так переплетаются в его произведениях, что подчас ска­зочный вымысел принимается за действительность. Таким необычным, полным философских раздумий о жизни яв­ляется рассказ Платонова «Разноцветная бабочка».

А. Платонов родился в 1899 г. недалеко от города Во­ронежа в Ямской слободе. С детства полюбил простую де­ревенскую жизнь «с колокольными перезвонами, тихими вечерами».

Трудным, нелегким было детство писателя. Приходи­лось работать, чтобы кормить семью в 10 человек. Но жизнь не ожесточила его, потому что добрую душу и чут­кое сердце воспитала в нем его учительница Апполинария Николаевна, которая научила его любить Человека. Вот почему эпиграфом к уроку выбраны слова, ска­занные писателем о себе и своем творчестве: «Пропетая сердцем сказка про Человека...»

Творческая судьба А. Платонова определилась рано. В 20-е годы он работает в редакциях газет, выступает как прозаик, публицист, критик. В конце 20-х годов выходят первые сборники его рассказов и повестей: «Епифанские шлюзы» и «Сокровенныйчеловек». А. Платонов переселяется в Москву и полностью посвящает себя литературе. В довоенные годы он создает произведения, которые были по-настоящему оценены лишь спустя полвека, - «Котлован», «Ювенильное море». «Чевенгур», «Счастливая Москва». В них писатель видит мир глазами трудящегося человека, напряженно осмысливающего жизнь и свое место в ней. За хронику «Впрок» и рассказ «Усомнившийся Макар» (1931 г.) А. Платонов был «отлучен» от «взрослой» литературы! Именно в эти годы он обращается к литературе для детей. Писатель создает рассказы «Не-известный цветок». «Еще мама», «Корова», «Сухой хлеб» и другие, вошедшие в сборник «Июльская гроза». Первый сборник сказок («Волшебное кольцо»), пересказанных А. Платоновым, появился в 1950 году.

В годы Великой Отечественной войны А. Платонов - спецкор газеты «Красная звезда». Главная тема его корреспонденции и рассказов осталась прежней - нравственное возрождение человека в условиях суровой действительности.

К своим литературным произведениям А. Платонов относился чрезвычайно требовательно и взыскательно: «Искусство - дело не менее серьезное, чем жизнь, - но кто живет в виде попытки? Если жизнь не удастся, ее невозможно исправить, прожив заново, вторично. Книги тоже следует писать - каждую как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше». Поэтому герои всех его произведений живут «по-настоящему», «набело». Если их жизнь складывается трагически, «сиротски», то страх и боль им помогает преодолеть окружающая природа, память о предках.

Б) Демонстрация книг и сборников А.П. Платонова.

В) с. 151-157 Чтение легенды учителем.

Г) Чтение рассказа учащимися.

VI . Физкультурная минутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – тихонечко присела,

На четыре – улетела.

VII . Работа над интонацией и выразительным чтением.

VIII . Работа с текстом.

О чем эта легенда? (Духовное и нравственное перерождение)

Что больше всего запомнилось в легенде?

Как вы понимаете слова Анисьи: «Пусть будут и бабочки, и горы, и звезды, и ты будешь со мною! А то ты ловишь бабочек, а они умирают от тебя, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!»

- О чем заставляет задуматься рассказ? (Любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь. Жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но все равно дорогая для любого живого существа. Сказочная история про мальчика Тимошу, который убежал в горы вслед за разноцветной бабочкой, имеет глубокий философ­ский смысл о силе материнской любви, о нелегком пути сына, пришедшего к пониманию истинной любви, без ко­торой невозможна жизнь.)

Ка­кая же концовка у рассказа?

Трагическая или счастливая?

Учащиеся читают заключительную часть рассказа, когда мать, старая Анисья, дождалась своего ослепшего сына, ставшего стариком, и прижимает его к своей груди, «что­бы все ее дыханье жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью». Любовь-жизнь-смерть - вот основные понятия идейно-философского смысла расска­за, среди которых главным является, конечно, любовь. Она и только она дает живительную силу человеку, делает не­вероятное вероятным, невозможное - возможным. Любовь - начало жизни, возрождение души человека.

В ответе на проблемный вопрос учащиеся могут по-раз­ному оценить концовку рассказа. Это трагедия, так как мать потеряла сына, а возвратился он уже ослепшим ста­риком. Это радость, потому что мать дождалась сына, она вдохнула в него жизнь. Она была счастлива от встречи с сыном.

При всех ответах на данный вопрос учителю необходи­мо утвердить оптимистическое звучание концовки рассказа словами: «Жизнь ее любовью перешла к сыну». Вот глав­ная мысль рассказа А.П. Платонова.

Обратите внима­ние: почему рассказ называется «раз­ноцветная бабочка»?

Какую роль играет образ бабочки в развитии сюжета? (Бабочка явилась причиной ухода сына от матери. За ней, как за своей мечтой, ушел Тимоша).

Расскажите, как случилось, что Тимоша не вернулся к матери. Опишите внешний вид бабочки: какой ее увидел Тимоша? Какие крылья? Почему мальчик решил, что ба­бочка была недобрая? Почему же он все-таки побежал за ней? («Чтобы еще раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся»).

Представьте, что бабочка - это та заветная мечта, ко­торую хочет достичь мальчик. Желание догнать свою красивую, как бабочка, мечту, настолько сильно, что мальчик не в силах вернуться на зов своей матери. Он бежит все выше и выше в горы за ней, за своей мечтой.

Почему в горы? Может, потому, что мечту достичь не просто?

Найдите и прочитайте, как Тимоша бежит за бабочкой, как светится бабочка своими крыльями, как протягивает он руки к ней... Вот-вот достанет ее! Но горы все выше, и тропинка уходит в небо.

Что же увидел Тимоша, добежав до конца тропинки?

Почему он забыл о бабочке?

Какое у него появилось же­лание?

Как был наказан Тимоша, забыв о земле, забыв о своей первой мечте?

Можно ли сказать, что Тимоша тоже наказан за все новые и новые желания?

Желая схватить звезду, он пожелал невозможного и упал в пропасть. Это была неизбежность, судьба! Только оказавшись на дне пропасти, Тимоша вспомнил о матери. Он должен был пройти через все испытания, что­бы постичь силу материнской любви. Он стремился к звезде, но упал глубоко под землю. По­тому что есть предел человеческим желаниям на земле.

Тема материнства у А.П. Платонова - одна из основных тем в его творчестве (см. в «Хрестоматии» рассказ «Неиз­вестный цветок»).

Страх, одиночество, отчаяние испытывает герой, разлу­ченный с матерью. Но сила материнской любви помогает ему преодолеть горы, пропасти и встретиться с матерью.

Что же, наконец, понял Тимоша?

От какого чувства за­плакал?

К кому стремилось его сердце?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство дает ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?

Прочи­тайте, как трудно шел через годы, через горы сын к мате­ри.

Какие слова говорят о силе его любви к матери, о желании быть рядом с ней?

Какие слова вызывают у вас чув­ство сострадания и желание помочь Тимоше?

Вот мать Тимоши сидит у хижины и смотрит внебо. О чем думает она? О чем просит небо? («Пусть будут бабоч­ки, и горы, и звезды, и ты будешь со мной... Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»...).

Вот она, сила материнской любви - любви ко всему живому - пусть все будет! Именно любовь ко всему, что есть на земле, помогает человеку. Она помогает Тимоше вырваться из каменной пропасти, куда попал он, погнав­шись за призрачным счастьем.

В результате анализа рассказа учитель подводит учащихся к основному выводу о силе материнской любви: «В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцвет­ная бабочка, что увлекла Тимошу, или как звезда в высо­ком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего за земле сильней и преданней, чем мате­ринская любовь. Только она дает силу каждому из нас».

IX . Итог урока.

X . Выставление оценок.

XI . Задание на дом.

А) Чтение и пересказ текста.

В) Устно составить сочинение о силе материнской любви (в жанре сказки или рассказа).

XII . Рефлексия.

Урок:

привлек меня тем...

показался интересным...

взволновал...

заставил задуматься...

навел меня на размышления…

фотография

телеграф

светофор

Л и т е р а т у р н о е ч т е н и е. 3 к л а с с. Г а р м о н и я.
Т е м а: А. Платонов. «Разноцветная бабочка». Легенда
Ц е л

бабочка», с понятием «легенда», раскрыть его смысл. Работать над техникой
ь: познакомиться с произведением А. Платонова «Разноцветная
чтения. Развивать речь, внимание, воображение, умение работать с текстом.
Совершенствовать навык чтения.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Внимательный читатель».
«ПТИЦА­ПРАВДА». Испанская сказка.
Учитель читает начало предложения, ученики находят и зачитывают
продолжение.
2. Выборочное чтение.
Выразительное чтение понравившегося эпизода.
– Какой эпизод из сказки «Птица­Правда» вам хотелось бы прочитать еще
раз? Почему? Что вас тронуло в сказке «Птица­Правда»?
– Прочитайте понравившийся эпизод выразительно.
После прочтения проводится анализ выразительного чтения.
­ Что значит прочитать произведение выразительно?
­ Кто справился лучше с этой задачей?
­ На что нужно обратить внимание?
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и цели урока.
– Кто написал следующее произведение?
Платонов – это псевдоним (вымышленная фамилия) писателя. Эта
фамилия образована от имени его отца – Платон. Это показывает, что
отец много значил в жизни писателя. Андрей Платонович был старшим
сыном в семье, где было десять детей. С тринадцати лет он начал

работать, чтобы помочь отцу прокормить семью. В годы войны Андрей
Платонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Писал
Платонов и для детей, и для взрослых.
б). Выставка книг А. Платонова.
2. Чтение легенды.
Начинает учитель, а продолжают учащиеся по абзацам (с. 117–125
до слов: «И вдруг он услышал голос матери…»).
Какие чувства и мысли вызвала у вас эта легенда?
– Что вам больше всего запомнилось из легенды?
3. Физкультминутка.
4. Анализ содержания.
1) Кто является главным героем легенды? Где жила старуха Анисья?

2) Почему никто не знал, сколько ей лет?
3) По какому поводу произошла ссора между Анисьей и дедом Ульяном?
Почему старуха прогнала из своего дома Ульяна? Какие слова были сказаны
ею?
4) Для чего Тимоша – сын Анисьи – убегал каждый день в горы?
5) Почему бабочки, пойманные Тимошей, больше не летали? Зачитайте.
6) Зачем Тимоша ловил бабочек?
7) Кем, согласно местным поверьям, была проложена тропинка к небу?
Подтвердите словами из текста.
8) Какую бабочку увидел Тимоша однажды, возвращаясь поздно вечером
домой? Почему Тимоша думал, что эта бабочка была недоброй?
5. Словесное рисование.
– Каким вы себе представляете Тимошу? Какие слова текста могут помочь
вам в составлении «портрета» мальчика? «Нарисуйте» словами Тимошу.
– Какими вы представляете себе бабочек, которых ловил Тимоша?
6. Игра «Я – художник!».
– А теперь, используя не только слова, но и карандаши, нарисуйте по своему
представлению мальчика Тимошу и бабочек, которых он ловил в горах.
7. Выставка работ.
По окончании выполнения рисунков проводится выставка работ.
IV. Подведение итогов урока.
– Что такое легенда? Какие легенды вы уже читали? Какой особенностью
обладают легенды?
– Можете ли вы предположить, как будут развиваться события этой легенды
дальше?
V. Домашнее задание:
Выразительно читать легенду «Разноцветная бабочка» (с. 117–125),
постарайтесь придумать свою версию ее продолжения.

Класс: 4

Учитель: Смолькина Е.В.

Тема:

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

    Совершенствовать навыки чтения

    Формировать правильное, осознанное чтение без ошибок

    Активно формировать речевые умения учащихся

Развивающие:

    Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное

    Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.

Воспитательные:

    Воспитывать уважение и любовь к матери

    Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим

    Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)

    Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приёмы: объяснительно – побуждающий, инструктивно – практический, частично – поисковый, беседа, чтение с остановками, ассоциации, пятистишье, анализ.

Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение, беседа

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо

Оборудование: портрет А.П.Платонова, текст, слайды «Бабочки», памятки «Пятистишье», проектор, выставка книг.

Ход урока

I .Организационный момент

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

II . Сообщение темы урока.

    Тему урока вы определите сами, разгадав загадку

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)

    Ассоциация

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «бабочка»?

Дети отвечают. Ответы записываю на доску.

    Прогнозирование по названию

Судя по названию, о чём будет произведение?

А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»

Дети высказывают предположения

После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

Показ слайдов «Разнообразие бабочек»

«БАБОЧКИ (чешуекрылые) (Lepidoptera), один из наиболее крупных отрядов насекомых, включающий более 140 тысяч видов. Разделяется на более чем 100 семейств. Распространены всесветно, за исключением областей, занятых ледниками. Самыми мелкими бабочками являются разнообразные моли и мешочницы (Psychidae) (размах крыльев 1-2 см), самая крупная - южно-американская совка агриппа (Thysania agrippina), с размахом крыльев в 30 см.. Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одними из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее».

На уроке мы познакомимся с произведением А.П.Платонова

Прочитайте про себя лексическое значение слова «притча»

«Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ» словарь Ожегова

Прежде чем знакомится с притчей, давайте познакомимся с автором

Сообщение автобиографов

А. П. Платонов (1899-1951)

Русский советский писатель. Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон. Видимо, отец много значил в его жизни. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Андрей Платонович – старший сын в семье, где было десять детей. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Пятнадцати лет начал работать. Еще подростком писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах. Работал в редакции многих газет, в журнале “Железный путь”. Платонов участник Гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт. В 1927 г. переезжает в Москву, где выходит первый сборник рассказов “Епифанские шлюзы”, принесший ему известность. В 1928 г. появились две книги “Луговые мастера”, “Сокровенный человек ”. С 1926 г. работал над большим романом о революции “ Чевенгур”. Во время войны был специальным корреспондентом газеты “ Красная Звезда”, находился на фронтах Отечественной войны. В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, много работал. Писал Платонов и для детей, и для взрослых. Какие произведения вам уже известны? Сказки: “Неизвестный цветок ”, “Безручка”, рассказ “Никита”.Но о чём бы не писал А.Платонов, его сердце всегда оставалось добрым и чутким к каждому человеку, а каждая книга дарила и дарит радость и счастье новых открытий. Не сразу поняли и приняли читатели произведения А.Платонова.Они казались подчас слишком своеобразными, оригинальными, сложными, потому что в них нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас.

Выставка книг А.П.Платонова

Давайте вспомним “золотое правило” во время творческой работы.

Дети читают вслух:

    Мы должны активно работать на уроке.

    Высказывать свое мнение, не бояться слушать мнение другого, не перебивать его.

    Не смеяться над высказываниями других (уважать мнение одноклассника).

III . Знакомство с текстом

Инструкция:

    Если вы прочитали, а время ещё осталось, перечитайте ещё раз.

    Строго выдерживать время, отведённое на чтение части.

Чтение до 1 остановки (чтение шепотом)

Что вас поразило?

Что вы почувствовали?

Было ли с вами подобное?

Лексическая работа по словарю С. И. Ожегова.

    Хижина – небольшой сельский домик, избушка.

Чтение 2 части (чтение про себя)

Подтвердились ли ваши предположения? (сверяем)

Какая была бабочка? Опишите её внешний вид.

Почему мальчик решил, что бабочка недобрая? Почему он всё – таки побежал за ней?

IV . Физминутка под музыкальное сопровождение

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – тихонечко присела,

На четыре улетела.

V . Работа над текстом

Чтение 3 части (чтение учителем)

Подтвердились ли ваши предположения?

Какое чувство стало главным для Тимоши? Что же наконец понял он?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство даёт ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?

О чём говорят тихие слова матери, обращённые к Тимоше? Объясните, как вы их понимаете.

Какая же концовка у притчи? Трагическая или счастливая?

Чтение 4 части (хорошо читающий ученик вслух)

Вывод:

Сверим с нашими первыми предположениями. Что подтвердилось, а что нет?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель:

    О разлуке матери с сыном?

    О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?

    О материнской вечной любви?

    О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, или как звезда в высоком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу каждому из нас.

Рефлексия:

    Обратная связь

Напишите пятистишье по своим переживаниям

1. МАМА

2. добрая, нежная, ласковая

3. любит, надеется, стареет

4. всегда простит своих детей

5. счастье

    Публикация

Учащиеся по желанию зачитывают свои работы и сдают учителю.

Домашнее задание (силуэты бабочек) (1 мин)

На выбор:

    написать сказку или рассказ о силе материнской любви

    проиллюстрировать произведение

    подобрать пословицы о матери

Оценивание .

    Кому на уроке все было понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно, прикрепите свою фишку веселого человечка.

    Если вы затруднялись при выполнении задания, чувствовали себя неуверенно, прикрепите фишку второго человечка.

    • Кому на уроке ничего не было понятно, трудно было отвечать на вопросы, прикрепите фишку грустного человечка.

Прикрепите карточки – настроения на доску.

Оценивание учителем.

Вот опять звенит звонок.

Пора заканчивать урок.

Вам спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.

Сегодня, мы с вами продолжаем работать с разделом «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». МЫ БУДЕ РАБОТАТЬ В ГРУППАХ.

Кто мне может напомнить правила работы в группе.

Работать дружно и активно;

– уметь слушать друг друга;

– уважать друг друга;

– выслушивать ответы другой группы.

Девиз сегодняшнего урока:

Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!

Сегодня мы будем работать с новым произведением. А вот кто его написал, попробуйте расшифровать сами в группах.

Перед вами слоги (БЕЛЫЙ ЦВЕТ), вам необходимо расположить их в таком порядке, чтобы получилась фамилия автора.

ТАК ЧЬЁ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МЫ С ВАМИ БУДЕМ ЧИТАТЬ?

МОЛОДЦЫ!

Рассказ об Андрее Платоновиче Платонове .
А.П.Платонов (Климентов) родился в 1899 году в слободе (поселок, пригород) Ямской при Воронеже.

Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. По окончании начал работу.
Жизнь, как и творческая судьба, была трудной. Но это закалило его характер. Очень любил книги. Читал и писал обо всем.


- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений.

А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

Попробуйте сформулировать тему урока

Давайте, мы с вами откроем учебник стр.117 и посмотрим на это произведение.

Прочитайте

А как вы думаете, каких целей мы, сегодня должны достичь?

Правильно, а ещё мы с вами

А как вы думаете, что такое легенда?

Давайте, сверим наше предположение с учебником

А как вы думаете

1 ЧАСТЬ

Положите текст перед собой и внимательно следим, какие слова вам не понятны, подчеркиваете простым карандашом.

ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ

ОСТАНОВКА

Какие слова были непонятны?

(ХИЖИНА, ХУДОЕ, ЧЕРЕПИЦА, ОСЕРЧАЛА)

Давайте посмотрим, что они обозначают.

Беседа

1.Где жила Анисья?

2.Где она работала?

3.А сейчас она работает?

4.Что за горе произошло у Анисьи?

Анисья, МАМА, у неё был сын, но однажды он ушел из дома и не вернулся. Но она все ждала его. Мама надеется и ждет, когда к ней вернется ее сын.

2 ЧАСТЬ

Продолжаем работать с текстом.

АУДИОЗАПИСЬ

ОСТАНОВКА

Беседа, выборочное чтение

1.Для чего Тимошка убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
2.Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того что бабочка не летает).
3. Что говорила и советовала мама? Прочитайте.
(- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
4. Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.
(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (БАБОЧКА)

3 ЧАСТЬ

Я начну, а кто продолжит. Следим.


1. С кем встречался Тимоша в горах? (С бабочкой).
3. Что необычного было в ней? Прочитайте.
(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
4.Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
5. Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
6. Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
7. Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)

8. Что произошло с ТИМОШЕЙ? (упал в пропвсть )

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Мы с вами прочитали 3 части произведения, давайте теперь поработаем с ними в группе.

Возьмите листочки желтого цвета.

У каждой группы свое задание (ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ).Внимательно его прочитайте.

И выполните.

А мы потом проверим.

  1. Синквейн на тему МАМА
  2. Синквейн на тему ТИМОША
  3. Синквейн нп тему БАБОЧКА
  4. Паспотрт героя произведения
  5. Паспорт героя произведения

МОЛОДЦЫ!

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ЕЩЕ РАЗ ВПОМНИМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО С ТИМОШЕЙ.

Возьмите листочек зеленого цвета.

А сейчас давайте подумаем, что произойдет дальше. У каждой группы свой листочек с номером (ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ) . Нам необходимо заполнить листочек, ответив на вопрос.

2. Дождется ли мама сына?

Читает один, из группы и вывешиваем на дерево.

Ребята, перед вами бабочки, давайте мы их вместе с вами раздадим звездочкам, которые у нас есть на доске.

РЕФЛЕКСИЯ

1 – Было трудно, не все смог выполнить и понять.

2 – Почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать!

3 – Я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично!

Молодцы. Мне очень понравилось, как вы работали. А вам понравился урок, если да похлопайте в ладошки, если нет, потопайте ножками, если вы еще не знаете просто сядьте красиво.

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Формировать правильное, осознанное чтение.
  • Активно формировать речевые умения учащихся.
  • Научить детей не только читать, но и думать.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.
  • Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и любовь к матери
  • Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим
  • Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)
  • Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П.Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3-Б классе

УМК «Гармония»

Тема:

А.П. Платонов

«Разноцветная бабочка»

Урок разработан

учителем начальных классов

ГБОУ СОШ №29

Якименко Т.Д.

(учитель высшей категории)

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

  • индивидуальные;
  • групповые.

г. Севастополь

2014 – 2015 уч. г.

Тема: А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Формировать правильное, осознанное чтение.
  • Активно формировать речевые умения учащихся.
  • Научить детей не только читать, но и думать.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.
  • Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и любовь к матери
  • Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим
  • Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)
  • Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П.Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

Ход урока

I.Организационный момент.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Как вы понимаете это высказывание?

Чтобы урок наш прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока»

1. Быть активным!

2. Высказывать своё мнение!

3. Слушать мнение других!

5. Быть внимательным!

II.Мотивация учебной деятельности.

Чему мы учимся на уроках чтения?

На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.

Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.

Речевая разминка

  1. Упражнения для языка: «Покатай шарик во рту», «Воспроизвести цокот копыт».
  2. Дыхательная гимнастика: «Как мячик выпускает воздух».
  3. Работа над выразительным чтением (про себя, вслух).

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

«Что ты спрятала в ладони?» -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала, счастье я держала.

(Агния Барто)

III.Актуализация знаний.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Каков жанр этого произведения? (Легенда)

Вспомните значение слова легенда.

Легенда - фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии или лице.

В какой раздел вошло произведение А.П.Платонова? (Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.)

О чём рассказывается в легенде? Назовите тему этого произведения.

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель? Какая основная мысль (идея) этого произведения? (Высказывания детей)

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? (Нет)

А что для этого нужно сделать? (Проанализировать легенду)

IV.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами продолжим работу над легендой А.П.Платонова «Разноцветная бабочка».

Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (Проанализировать произведение А.П.Платонова «Разноцветная бабочка» и сформулировать идею).

Дома вы дочитали легенду до конца. Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении?

Назовите главных героев легенды? (Мать, Тимоша, бабочка)

V.Решение проблемной задачи. Работа с кластером (характеристика героев)

- Чтобы решить поставленную задачу, я предлагаю дать характеристику героям и заполнить кластер.

1.Характеристика Тимоши.

Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в каменной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Почему Тимоша убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)

Как это характеризует его?(Он был любознательный )
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).

О каких качествах это свидетельствует? (Жалость, сострадание )
- Что советовала ему мама? Прочитайте. (-Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но ни он, ни его мать не поняли этого .

Что увидел Тимоша, возвращаясь однажды вечером домой? (Упала капля росы на былинку).

Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая?

Какая черта характеризует Тимошу в этой ситуации? (Наблюдательный )
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (Не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (
Упрямый, непослушный, целеустремленный )
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)

Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)

Прочитайте описание пропасти, в которой оказался мальчик.
- Отчего он заплакал? (От разлуки с матерью)

О чём это говорит? (О раскаянии, о любви к матери )
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Царапал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его? (
Трудолюбивый )

Физминутка.

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась.

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась,

Три-тихонечко присела,

На четыре улетела.

2.Характеристика матери.

Как жила всё это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звёздное небо, ей чудилось, что видит своего сына, бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть всё будет, тогда и ты будешь»)

Как можно её охарактеризовать? (Любящая, верит, что сын жив, ждёт встречи)

Как произошла встреча? (Тимоша услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).

Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему Тимоша не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви ? Прочитайте. (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
- Как охарактеризовать поступок, когда жертвуют своей жизнью во имя дорогого человека? (
Самопожертвование )

3.Характеристика бабочки.

Какую роль в легенде сыграл образ бабочки? (Это символ)

Что символизирует бабочка в этом произведении? (Мечту)

Какая была бабочка? (Большая, красивая, разноцветная, трепещущая). Похожа ли она на мечту?

Достиг ли Тимоша этой большой мечты? Почему?

Так можем мы утверждать, что бабочка символизирует мечту?

VI.Обобщение изученного.

1.Составление синквейна. (Работа в группах)

А теперь я предлагаю вам поработать в группах и составить синквей. Что такое синквейн?

Синквейн – это необычное стихотворение, состоящее из 5 строк.

У каждой группы свое задание. Внимательно его прочитайте и выполните.

А мы потом проверим.

  1. группа - синквейн на тему МАМА
  2. группа - синквейн на тему ТИМОША
  3. группа - синквейн на тему БАБОЧКА

Например:

1. МАМА

2. Добрая, ласковая.

3. Любит, надеется, стареет.

4. Всегда простит своих детей.

5. Любовь.

1.ТИМОША

2. Упорный, любознательный.

3.Убегает, ловит, долбит.

4. Увлечён своей мечтой.

5. Судьба.

1. БАБОЧКА

2. Красивая, разноцветная.

3. Летает, порхает, светится.

4. Одно из самых красивых существ.

5. Мечта.

2.Вывод.

Можем мы теперь ответить на вопрос, поставленный перед нами в начале урока?

- Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель?

  • О разлуке матери с сыном?
  • О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?
  • О материнской вечной любви?
  • О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл. Главная мысль легенды: любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

VII. Итог урока.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

VШ. Рефлексия.

Мальчик не поймал свою бабочку, а я вам предлагаю нарисовать бабочку – мечу, разноцветную и необычную. Она будет вашей и обязательно принесёт вам удачу.

Дети рисуют бабочек, вырезают их и прикрепляют их на доску (для тех, кто затрудняется нарисовать, следует приготовить шаблоны бабочек, раскраски)

Работу детей сопровождает спокойная мелодия.

IX. Домашнее задание.

На выбор:

  • написать сказку или рассказ о силе материнской любви;
  • нарисовать иллюстрацию к произведению;
  • подобрать пословицы о матери.