Безработица в молодежной среде как социальная проблема. Проблема занятости и безработицы молодежи в современном обществе - заочные электронные конференции

Проблема занятости и безработицы молодежи

в современном обществе

Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Независимо от ее содержания, уровня требований, предъявляемых к работающему, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет весь жизненный уклад, систему субъективных ценностей, ближайшие и более отдаленные перспективы индивида. Работа также задает определенный «социальный фон» жизни людей.

Переход к рыночным отношениям в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи.

Молодежь составляет примерно 40% трудоспособного населения России. Если учесть, что на возраст 15-29 лет приходится, лишь треть всего трудоспособного периода в жизни человека, можно считать, что трудовые ресурсы в России являются относительно молодыми.

В современных условиях развития российского рынка труда наблюдается устойчивая тенденция увеличения безработицы среди молодежи. Так, согласно официальной статистике Министерства образования и науки на 2005 год, процент молодых людей занятых в экономике России составил - 24,5% от общего количества занятых граждан. Из них, лица в возрасте до 20 лет составили - 1,9%, от 20 до 24 лет - 9,7%, от 25 до 29 лет - 12,9%. Среди незанятого населения, количество молодых граждан составило - 41,4%. Среди них 10,5% - лица до 20 лет, 17,9% - люди в возрасте от 20 до 24 лет и 13,0% - граждане от 25 до 29 лет. Приведенная статистика свидетельствует о том, что среди молодежи наибольшие трудности при трудоустройстве испытывают граждане в возрасте от 20 до 24 лет.

И хотя молодые люди в силу своих возрастных особенностей являются носителями передовых идей, они не всегда могут реализовать себя в производственной сфере. Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте до 29 лет.

Среди основных факторов, существенно влияющих на безработицу молодежи можно назвать следующие:

– демографические, обусловленные особенностями возрастной структуры населения;

– экономические, когда реформирование экономики, сопровождаемое высвобождением работников, приводит к напряженности на рынке труда. Растут масштабы скрытой безработицы, которая охватывает более четверти работающей молодежи. Все более заметной становится потребительская модель жизни.

– образовательные факторы, когда продолжается подготовка по профессиям, которые в дальнейшем не пользуются спросом на рынке труда.

В современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью), и одновременно растет численность и доля тех, кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается тенденциями социально-имущественного расслоения в молодежной среде, являющегося результатом аналогичного процесса в обществе в целом.

Молодежь, несмотря на то, что быстрее приспосабливается к изменениям, более мобильна, охотно приобретает новые знания, часто сталкивается с трудностями при вхождении на рынок труда. Основными проблемами являются отсутствие опыта работы, несоответствие навыков и знаний, полученных в учебных заведениях, требованиям, предъявляемым работодателем.

В последнее время отмечается стремительный рост престижности высшего образования среди подростков. Многие молодые люди в России запрограммированы на получение высшего образования, даже если после окончания вуза они не смогут найти работу по специальности. Массовость высшего образования главным образом связана с общественно-экономическим развитием современной России. Рыночные отношения, потребовавшие большего количества высококвалифицированных кадров, определили и стратегию образования в стране. Ориентированность исключительно на запросы рынка труда современных вузов имеет ряд негативных последствий, которые, как отмечают специалисты, уже сегодня дают о себе знать.

Молодые люди выбирают, как правило, место своей учебы не для получения профессии и специальности и дальнейшей работы по ней, а для получения базовых знаний и выбора среди целого спектра профессий. Так, большая часть молодых специалистов работают не по специальности. Причины этого состоят в следующем: существует противоречие между традиционной ориентацией на подготовку по определенным профессиям и постоянно меняющимся производством; устаревшие программы подготовки многих учебных заведений, переход на платное образование; ослабление связи между базовыми учебными заведениями и предприятиями, отказ от системы распределения; недооценка социальной ориентации молодого человека, его подготовки к работе в новых социально-экономических условиях.

Среди специалистов и служащих предложение превышало спрос на инженеров по различным видам деятельности, экономистов, юристов. Но даже те, кто имеет по диплому вполне востребованные профессии, по ним не работают. Это связанно, в первую очередь, с нежеланием работать по данному профилю, так как им не нравится эта работа, она не приносит никакого морального удовлетворения, требует огромных энергетических и психологических затрат.

В рыночных условиях в любой сфере жизнедеятельности все строится на товарно-денежных отношениях: любую услугу, средство, ценность можно купить и продать. Поэтому в современном мире основную роль играют материальные ценности. От наличия или отсутствия денег напрямую зависит благополучие и положение человека в обществе. Основным источником дохода трудоспособных граждан является заработная плата.

В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи.

Дифференцирующим критерием в трудоустройстве юношей и девушек является форма хозяйствования будущей/настоящей организации, фирмы. Работать по специальности в коммерческих структурах планируют 16,6% юношей и 8% девушек (2:1), в госструктурах – 7,8% юношей и 14,6% девушек. Это позволяет предположить, что девушки более удовлетворены профессиональной подготовкой, но ощущают неподготовленность к работе в коммерческих структурах или испытывают чувство недоверия к негосударственному сектору.

Социологические исследования подтверждают тенденцию переориентации молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным: лидирующим мотивом у юношей и девушек является хорошая оплата труда. Возможность профессионального роста находится на втором месте в ранжированном ряду требований, предъявляемых к работе. Юноши больше чем девушки выделяют значимость дохода (зарплаты) и профессионального роста. Далее следует независимость. Следовательно, работа весьма важна для идентификации девушек. Она дает им чувство собственной востребованности, значимости, общественной полезности, служа источником общения и поддержки, даже когда сама работа неприятна и не приносит удовлетворения.

Анализ структуры доходов и расходов молодежи показывает, что в настоящее время усиливается противоречие между естественным стремлением молодых людей к экономической самостоятельности и возрастанием ее материальной зависимости от родительского поколения. С переходом к рыночным отношениям государство переложило заботу о молодежи на плечи родителей, лишив большинство молодых людей собственного устойчивого материального положения.

Для определения трудового поведения молодежи представляется целесообразным рассмотреть особенности положения молодых людей на рынке труда по возрастным группы: 14-17 лет, 18-24 года, 25-29 лет. В рамках каждой из выделенных групп существуют свои специфические проблемы социальной и трудовой адаптации.

Молодежь с 16 до 18 лет (подростковая группа) в большинстве своем состоит из учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

Одним из основных средств повышения экономической активности и конкурентоспособности молодежи является вторичная занятость студентов. В последние годы многие студенты сочетают учебу в вузе с оплачиваемой работой – в среднем около трети студентов дневных отделений.

Среди работающих студентов 83,6% считают, что им удается успешно или сносно сочетать работу с учебой: им работа не мешает или почти не мешает учиться. Среди опрошенных 15,2% работающих студентов ответили, что «часто» пропускают учебные занятия в вузе из-за работы, половина – «время от времени» или «довольно редко», треть – «практически никогда». Чаще всего студенты работают 3-4 дня в неделю (35,6%), однако более четверти (28,2%) заняты ежедневно. Днем работают 42,9% студентов, по вечерам – 44,1% и в ночное время – 17,5%. У 56,2% работающих студентов «необходимость быть на работе» – наиболее частая причина пропуска аудиторных занятий в вузе, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов. Студенты, работающие по специальности, учатся несколько лучше своих неработающих сокурсников.

Вторичная занятость имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы данной занятости заключаются в том, что она позволяет не только улучшить материальное положение студентов, но и дает возможность освоить им особенности трудовых отношений, а также приобрести опыт общения в трудовом коллективе, ознакомиться со своими трудовыми правами и обязанностями. Отрицательные стороны совмещения учебы с работой заключаются в двойной загруженности студентов. Если работа осуществляется в ночное время, то, как следствие происходит нарушение биоритмов организма, что приводит к повышенной раздражительности и утомляемости, а это напрямую сказывается на ухудшении физического здоровья человека, его успеваемости в вузе.

Заканчивая профессиональное обучение, большинство молодежи стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста.

На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней. Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности»,связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте.

Среди основных причин неэффективного трудоустройства выпускников можно выделить следующие: низкая конкурентоспособность молодежи, отсутствие у молодых четкого представления о том, на сколько их знания и навыки востребованы в данный момент, слабая социально-экономическая активность молодых людей, невостребованность полученной профессии на рынке труда.

В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Молодого работника в этом возрасте характеризует стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях.

Подавляющее большинство (более 80%) молодежи достигает профессиональной зрелости и экономической самостоятельности лишь к 30 годам, то есть практически за пределами молодежного возраста. Высокий уровень профессионального статуса по таким его характеристикам, как квалификация, заработная плата, удовлетворенность работой, отмечен лишь у десятой части работающей молодежи. Большинство молодых людей по этим характеристикам занимают маргинальное положение в профессиональной структуре.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что молодые люди на всех возрастных этапах своего развития испытывают ряд трудностей в сфере трудовых отношений. Преодоление этих трудностей требует от молодого человека много сил, энергии, времени и затрат. Быстрое решение проблем в сфере занятости молодежи зависит от того, насколько молодой человек готов к использованию различных вариантов поиска работы, и как хорошо он владеет своими ресурсами (внутренними и внешними).

Сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена следующими факторами: недостатком у молодежи профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков; стремлением части молодежи совмещать работу с учебой, что создает дополнительные трудности для предприятия; нежеланием предпринимателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодежи; низким уровнем активности и предприимчивости молодежи при решении вопросов трудоустройства; низким уровнем информированности о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности; отсутствием у части молодежи готовности работать в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка.

Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации.

Согласно данным социологических исследований, в последние годы в нашей стране наблюдается существенная напряженность на рынке труда. Снижение жизненного уровня населения в целом повлияло на рост мотивации трудоустройства молодежи, в том числе несовершеннолетних граждан.

Для улучшения положения молодежи на рынке труда, необходимо: изменить процесс согласования учебными заведениями всех уровней объемов и профилей подготовки специалистов; создать механизм тесного взаимодействия профессиональных образовательных учреждений с предприятиями и организациями, обеспечить стимулирование работодателей; развивать систему информационного обмена между всеми структурами, заинтересованными в развитии экономики региона, путем создания высококвалифицированного трудового и интеллектуального потенциала.

    Арефьев А. Поколение которое теряет Россия // СОЦИС, 2008. – № 8. – С. 97-105.

    Архипова Н.И., Генкин Б.М., Кононова Г.А., Горелов А.Н., Джурабаев К.Т. и др. Экономика труда и социально-трудовые отношения. – М., 2009

    Волков С.А. Эзотерика и ценностный мир молодого человека в современной России // Социально-гуманитарные знания, 2003. – № 1. – С. 296-306.

    Вражнова М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз-производство» // Высшее образование в России, 2002. – № 5. – С. 116-121.

    Яковенко Е.Г., Христолюбова Н.Е., Мостова В.Д. Экономика труда. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Усманова Э.З., Рабцевич А.А. Проблема занятости и безработицы молодежи в современном обществе // Научный электронный архив.
URL: (дата обращения: 06.04.2019).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные направления социальной работы с молодежью, положение в обществе и государственная молодежная политика. Социальная напряженность среди молодежи, ее отчуждение от общества. Обзор проблем современной молодежи, проблемы работы и трудоустройства.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Характеристика молодежи как социально-демографической группы. Сущность проблемы молодежной занятости. Социально-правовая защищенность молодежи на рынке труда. Правовое регулирование молодежной политики. Социальные последствия безработицы среди молодежи.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Причины возникновения, сущность и виды безработицы среди молодежи. Анализ положения на российском рынке труда. Комплексный подход к решению увеличения занятости молодых людей. Проблемы трудоустройства выпускников, дисбаланс спроса и предложения.

    реферат , добавлен 16.01.2009

    Особенности молодежи, как объекта и субъекта государственной политики. Социальный портрет современной молодежи. Характеристика основных направлений государственной молодежной политики. Обобщение регионального опыта профилактики безработицы среди молодежи.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2010

    Сущность и основные направления государственной молодежной политики в области занятости. Анализ безработицы среди молодежи в Ростовской области, содействие ее экономической самостоятельности, занятости и предпринимательству, рекомендации по улучшению.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Молодежь как объект социологического исследования проблем безработицы. Особенности безработицы среди молодежи в РФ. Социальные индикаторы и особенности молодежного рынка труда. Пути и условия снижения безработицы в молодежной среде российского общества.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Безработица и занятость в России. Государственная политика данной в сфере. Молодежь и особенности ее трудоустройства. Молодежный рынок труда и его специфика. Решение проблемы трудоустройства молодых специалистов после окончания высшего учебного заведения.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2012

Причины безработицы молодежи

В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой - реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить

образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Современный рынок труда характеризуется наличием противоречия: с одной стороны, в экономике страны сохраняется достаточно высокий процент безработицы, с другой - все более ощущается нехватка квалифицированных рабочих рук. Именно поэтому для обеспечения высокого темпа роста экономики проблеме улучшения качества трудовых ресурсов уделяется большое внимание. Немаловажную роль в выполнении этой задачи предстоит играть молодежи.

Уровень образованности населения в целом растет, причем достаточно быстро: резко увеличилось количество людей, получающих высшее образование, защищающих кандидатские, докторские диссертации. Однако профессиональных рабочих готовится очень мало. Фактически их нехватка уже превращается в ощутимый ограничитель экономического роста. Такое развитие событий аналитики связывают с тем, что подготовка кадров зачастую ведется без учета реальных потребностей работодателей. В настоящее время до 40% выпускников профессиональных учебных заведений не могут трудоустроиться по полученной специальности, а следовательно приобрести и повысить опыт работы.

Исследование, проведенное, в развитых странах показывают, что получение первой работы еще в школе или сразу по окончании, как правило, сильно влияет на перспективы занятости молодых людей. Положительный эффект «первая работа» со временем, по-видимому, ослабевает, но полностью не исчезает.

Отрицательные последствия безработицы на молодых людях сказываются не так сильно, как на взрослом населении, тем не менее, для них это определенный этап жизни, поэтому проблема заслуживает серьезного внимания. Молодежная безработица часто является причиной асоциального образа жизни, связанного с девеантным поведением.

Трудности, с которыми сталкиваются молодые люди в начале профессионального пути, за частую проистекают из - нестыковки между их нуждами и устремлениями, с одной стороны, и тем, что общество предлагает и требует от них - с другой. Для того чтобы разрешить это противоречие, молодежи следует создавать условия для самореализации, давать возможность вносить вклад в развитие общества. Результаты успешной адаптации молодежи на рынке труда зависят как от экономической ситуации и политики, проводимой государством, так и от усилий самих молодых людей, от их планирования собственной судьбы.

Среди проблем, стоящих пред современной молодежью, проблема трудоустройства занимает одно из первых мест. Государственная молодежная политика сегодня ориентирована на маргинальную часть молодежи, чтобы она хоть как-то выживала, не бунтовала. Это задача конъюнктурная, тактическая. И между тем ставка на молодежь - задача стратегическая, ибо сама молодежь - это стратегический ресурс нации.

Сегодня многие исследователи, особенно те, которые концентрируют свое внимание на проблемах молодежи в трудовой сфере, к этой категории относят молодых людей в возрасте 16-29 лет. Представляется, что в сегодняшних условиях необходимо снизить нижний предел молодежного возраста. Возраст является основным признаком при определении количества трудовых ресурсов на рынке труда. На сегодня начало трудовой деятельности - острая социальная проблема. В связи с большим отсевом учащихся из школ, незаинтересованностью в полном среднем образовании многие подростки оказываются «потерянными» в социальном отношении. 13-14-летние юноши и девушки не учатся, но и не имеют право работать. Вполне очевидно, что в этом плане требуется корректировка законодательства, надо, чтобы объективная реальность - снижение возраста вступления в трудовую жизнь получило правовое подтверждение.

Следует отметить, что в других странах нижний предел молодежного возраста нередко меньше 16. Он, как правило, коррелирует с началом трудовой жизни. К примеру, в США трудовая жизнь начинается в соответствии с законодательством с 14 лет, поэтому ученые относятся к молодежи юношей и девушек этого возраста.

В работах многих отечественных исследователей среди молодежи так же выделяются различные ее группы по критерию возраста. Это, безусловно, позволяет более объективно проанализировать проблемы молодого поколения на рынке труда. Социально-экономические проблемы, деловая активность, социальное самочувствие юноши 18-20-летнего возраста зачастую принципиально отличаются от аналогичных характеристик молодого мужчины в возрасте 22-25 лет, не говоря уже о поколении, приближающимся к среднему возрасту. Становление молодых рабочих, а так же представителей ряда профессий в сфере предпринимательства, делового администрирования (секретарь, менеджер по продаже и т.п.) зачастую заканчивается в 25 лет.

Анализируя проблемы молодежи на рынке труда по критерию возраста, целесообразно выделить 3 ее основные группы: до 20 лет, 20-25 лет, 26-29 лет. При изучении проблем юношей и девушек раннего возраста можно выделить в первой группе 3 подгруппы: до совершеннолетия; в период окончания школы (16-18 лет); первые годы после получения (основной массой молодежи) среднего образования, когда начинается послешкольное образование, делаются первые трудовые шаги. Что касается возрастных групп молодежи, то, руководствуясь вышесказанным, к молодежи следует относить молодых людей в возрасте 14-29 лет. Целесообразность определения верхней границы молодежи на уровне 29 лет подтверждается и тем, что, по данных ученых Института сравнительных исследований трудовых отношений, «медианное значение возраста, в котором осуществлено трудоустройство на последнюю работу, - 29 лет».

Молодежь - это большая внутренне дифференцированная общественная группа в возрасте от 14 до 29 лет, занимающая особое место в социально-экономической подсистеме общества, определяемая социальными и психологическими чертами молодых людей, их экономическим положением и социальным статусом, уровнем образования и профессиональной подготовки

Рынок труда как наиболее сложная составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Товаром на рынке труда является рабочая сила, на нем, как и на любом рынке, есть предложение, спрос, цена товара.

В литературе и на практике бытует мнение, что проблемы в трудоустройстве молодёжи объясняются её низкой конкурентоспособностью на рынке труда, обусловленной в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, что приводит к отказу работодателя от услуг молодого человека. Преимущество при приеме на работу отдаётся квалифицированным работникам. К тому же сказывается нежелание работодателей нести дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, не имеющих необходимой для предприятия профессии.

Причины высокого уровня безработицы юношей и девушек - в их меньшей конкурентоспособности, неподготовленности к экономическим отношениям, несоответствии профессиональной подготовки потребностям рынка, низкой мотивации к труду. Это утверждение справедливо только частично, по отношению только к той части молодёжи, которая обладает явным недостатком профессиональных знаний и практически не имеет навыков в работе. Если последние имеются, пусть и не в сопоставимой с более взрослыми степени, работодатели предпочитают молодых претендентов на свободное место.

Данные исследований, проведённых Научным центром социальных технологий АТ и СО при участии автора, свидетельствует, что и предпринимательском секторе отдают предпочтение молодым. Об этом говорят и наши наблюдения, беседы с работодателями и безработными. Следует подчеркнуть, что речь не только о фирмах, где идёт поиск знающих языки, компьютер и т.п. Тут явное преимущество имеет молодёжь.

У молодёжи преимущества и в сфере вторичной занятости. По данным учёных Института сравнительных исследований трудовых отношений, «дополнительную работу чаще имеют представители наиболее конкурентоспособных групп на ранке труда - мужчины, работники молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего».

Это вполне объяснимо. Освоение человеком такой стратегии поведения, как дополнительная работа, является следствием адаптационных (социокультурных) возможностей работника. Эта стратегия становится нормативно - приемлемой для личности, когда входит в систему её норм и ценностей. Именно эта социальная особенность характерна для молодого возраста.

Таким образом, нельзя говорить о низкой конкурентоспособности на рынке труда молодёжи в целом, требуется дифференцированный анализ различных групп молодёжи. В ряде регионов очень большая конкуренция в поиске работы. Значительная часть молодёжи при вхождении на рынок труда испытывает трудности, которые не знало предыдущее поколение. Не являются исключением и те, кто имеет высокий уровень образования, соответствующую профессиональную подготовку. Невостребованность молодых специалистов на рынке труда отрицательно сказывается, прежде всего, в области использования и подготовки работников инженерно - технического профиля. Экономисты, юристы, менеджеры, бухгалтеры (столь необходимые специалисты для рыночной экономики) никогда не заменят инженеров, технологов, конструкторов, строителей, агрономов, обеспечивающих производственный процесс реальной экономики. По мере выхода из кризиса общественное производство все больше будет в них нуждаться. На государственном и региональном уровнях необходимо разработать прогноз потребности в специалистах для различных сфер экономики и их подготовки в учебных заведениях. Должно быть обеспечено оптимальное соотношение в подготовке специалистов для различных сфер экономики и их подготовки в учебных заведениях. Должно быть обеспечено оптимальное соотношение в подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

К сожалению, только за последнее десятилетие по стране по стране закрыто 400 ПТУ. Зато увеличилось число техникумов. Открыто более тысячи колледжей, где обучают четыре года и выпускают бакалавров. Если в Советском Союзе рабочие кадры готовились в основном для промышленности, то сегодня профобразование постепенно переориентируется на сферу услуг. Но и это происходит очень медленно: среди тех, кто занят в сфере услуг, профессиональную подготовку имеют не более трех процентов.

По мнению специалистов, следует говорить не низкой конкурентноспособ - ности молодежи на рынке труда, а о том что молодежь на рынке труда - и вообще в социально-экономическом аспекте - является одной из наиболее уязвимых специальных групп. Положение усугубляется тем, что большинство молодых людей не знают о своих правах, имеют весьма слабые представления о том, кто и каким образом может и должен их защищать.

В сложившихся социально-экономических условиях молодежь испытывает особые трудности в трудоустройстве. Отсутствие требуемого работодателем стажа и опыта работы у молодых людей резко снижает их конкурентноспособость на рынке труда. Ежегодно значительная часть выпускников пополняет ряды армии безработных.

По мнению некоторых исследователей рынка труда, наши вузы заранее готовят безработных, особенно если учесть что большинство юношей и девушек практически не готовы к смене профессии. Положение усугубляется тем, что молодые люди, не могут показать работодателю активность желание работать, проявить личную инициативу.

Молодежный рынок труда имеет свою специфику:

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребованных рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.

Судя по статистике, шансы найти быстро рабочее место у наших молодых людей высоки: в мае молодежная безработица составила 6,2%. У нас она снижается: еще в феврале было 7,6%. Для сравнения: общемировая цифра больше почти в два раза. И, согласно прогнозам Международной организации труда, доля нетрудоустроенной молодежи на планете будет расти. Отчасти виной тому - структурные изменения в глобальной экономике. В ряде стран, где статистика схожа с нашей, правительства уже разрабатывают госпрограммы, направленные на помощь выпускникам в трудоустройстве. Как дела обстоят у нас?

На Кировщину Владислав Кулакевич приехал трудиться из Гомеля: выпускнику специальности “Музейное дело, охрана историко-культурного наследия” Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины ради работы по распределению пришлось сменить крупный областной город на тихий райцентр. Рабочее место - Жиличский исторический комплекс-музей - и вовсе расположен на территории, где даже телефонная связь ловит с перебоями. Впрочем, на этом минусы заканчиваются. Со всеми бытовыми вопросами Владиславу помогли местные власти:

- Вопрос с жильем решился сразу - мне предоставили место в общежитии местного колледжа. Сейчас, правда, я снимаю квартиру. Приняли меня очень хорошо - я был желанным молодым специалистом. До этого несколько лет музей отправлял заявки, но никто не приезжал.

Отработав два года научным сотрудником, Владислав решил остаться. Сюда же привез жену, свою одногруппницу. Ради переезда она оставила работу в школе, зато теперь супруги работают вместе: Виктория - хранитель фондов, а Владислав получил повышение - уже год он занимает должность директора музея:

- В крупном городе вряд ли у нас получилось бы так же. Переезжать не планируем - зачем? Пока все нравится, будем работать.

Впрочем, не у всех карьера после окончания учебы складывается столь удачно. Минчанин Вячеслав окончил платное отделение факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета три года назад. До сих пор на постоянную работу не устроился:

- Я еще во время прохождения практики понял, что выбранная специальность не моя. После выпуска решил заниматься интернет-маркетингом. Но без опыта устроиться в штат практически невозможно.

Официальное трудоустройство охотно предлагали разве что на неквалифицированные специальности: Вячеслав успел поработать и мерчендайзером, и охранником. Что же касается интернет-маркетинга, новичку готовы были давать разве что пробные заказы. И за редким исключением строились они на устных договоренностях, рассказывает парень:

- Бывало, мне не оплачивали работу. Нередкая история - заплатили меньше, чем оговаривалось изначально.

По данным Международной организации труда, в прошлом году число не имеющих работы молодых людей в мире приблизилось к 71 млн человек. При этом, согласно мировой статистике, 75% работающих молодых женщин и мужчин трудятся на условиях неформальной занятости. А еще, например, в ЕС с молодыми людьми в 43% случаев заключаются временные контракты. В результате стоит задача не только создавать рабочие места для молодежи, но и обеспечить ей качественную и достойную занятость. Академический директор Центра экономических исследований БЕРОК Катерина Борнукова говорит:

- Существует большое количество исследований, которые показывают, что люди, выходящие на рынок труда в период экономической депрессии, в целом менее успешны в карьере, потому что у них был не очень удачный старт. Поэтому важно, чтобы молодые люди могли изначально занять такие рабочие места, где они смогут развивать свои навыки. Тем более это очевидно сегодня, когда пропасть между академическими знаниями и требованиями рынка растет.

В Беларуси среди тех, кому 20-24 года, в мае безработица составила 9%, 25-29 лет - 4,8%. В то время как, согласно данным Исследовательского центра Европарламента, уровень безработицы среди молодежи в Греции - 43%, в Испании - 36%, в Италии - 31,5%. Впрочем, пока в южных регионах Евросоюза цифры бьют рекорды, например, в Германии показатель всего 6,6%. Добиться этого стране удалось, стимулируя частичную занятость и сокращенный рабочий день.

Вопросами занятости молодежи сегодня обеспокоены многие страны. Например, правительство Южной Кореи на решение этих задач выделило из бюджета почти 3,69 млрд долларов: большую часть суммы направят на налоговые льготы при найме в качестве новых постоянных работников в маленькие фирмы. Здесь надеются, что эти меры позволят снизить молодежную безработицу до отметки ниже 8% к 2021-му, в то время как в конце прошлого года она была 9,2%.

У нас одна из ключевых мер в профилактике молодежной безработицы - распределение выпускников, говорит депутат Палаты представителей Валерий Бороденя:

- Как бы ни критиковали распределение, это система государственных гарантий первого рабочего места, и она очень неплохо работает, особенно с учетом того, что наши граждане склонны получать высшее образование, даже когда на самом деле это может быть им не совсем нужно.

Помимо работы, причем, что немаловажно, по специальности, молодые специалисты получают ряд бонусов. Среди них - закрепленный законодательством 31-дневный отдых (педагогам - 45 календарных дней), компенсации в связи с переездом на работу в другую местность и даже денежная помощь. Другой вопрос - как быть с теми, кто направления не получил? Опять же, в плане занятости у нас делается немало: к примеру, зарегистрировавшимся в качестве официальных безработных, помимо вакансий, могут предложить пройти переобучение, оказать помощь в переезде, а также предоставить субсидию на открытие своего дела. Помимо этого, в каждом районе в рамках реализации Декрета № 1 действуют комиссии по трудоустройству, которые активно сотрудничают с нанимателями - здесь тоже можно получить помощь в поиске работы. Есть и другие варианты. Валерий Бороденя рассуждает:

- Мне кажется, мы должны делать ставку на предпринимательские способности юных граждан - молодые люди будут создавать конкурентоспособный бизнес, генерировать инновационные идеи. Показательный факт: большинство сотрудников компаний ПВТ - молодежь. Нам нужно сохранить то хорошее, что уже есть, и развивать новое.

Катерина Борнукова считает, что в вопросе борьбы с молодежной безработицей особое внимание следует уделить профилактическим мерам. Прежде всего налаживать связи между учреждениями образования и работодателями:

- Каждый факультет должен понимать, кого он выпускает, какие требования к работнику на рынке труда. Хотя ограничиваться этим нельзя: образование, прежде всего университетское, должно быть академичным, давать больше, чем того требует рынок труда, поскольку рынок труда изменчив. Но на Западе представители крупных компаний как минимум имеют право высказать ректорам университетов свое мнение о том, какие сотрудники им необходимы. Еще один немаловажный пункт - студенческая практика. Она должна быть не для галочки. Тогда молодой человек к окончанию вуза успевает попробовать свои силы на стажировках в 2-3 крупных компаниях. Даже если он не останется работать в одной из них, у него уже будет некоторый опыт работы.


Безработные в соответствии с рекомендациями МОТ - лица в возрасте 15-74 лет, которые в обследуемую неделю не имели работы (занятия, приносящего доход), но занимались ее поиском в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, и были готовы приступить в течение двух недель после. Учащиеся, студенты, пенсионеры учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Аннотация. В статье раскрывается проблема безработицы в современной России. Анализируются причины и последствия безработицы в молодежной среде.
Ключевые слова : безработица, занятость населения, рынок труда, временная занятость.

Основным вопросом, который ставит перед собой каждый выпускник вуза, является вопрос о трудоустройстве. Это очень важный шаг для каждого молодого человека, т.к. необходимо оправдать вложения и время, которые потрачены на обучение, а также работа должна приносить моральное и материальное удовлетворение. И, пожалуй, главной задачей в этот период является не пополнить ряды безработных. К проблеме безработицы обращались еще такие авторы как, Дж.Кейнс, К.Маркс. По Дж. Кейнсу, спрос на труд определяется не ценой труда, а эффективным спросом на блага. Дж. Кейнс пришел к выводу, что главный фактор, определяющий вынужденную безработицу, - недостаток совокупных расходов в экономике, обуславливающий снижение эффективного спроса на блага. .

По мнению Гаврилина И.С., озвученного в статье «Проблема безработицы среди молодежи», рынок труда молодёжи является чрезмерно насыщенным в силу того, что каждый год школы и университеты выпускают огромное количество молодых людей, нуждающихся в трудоустройстве. Однако работодатели слабо заинтересованы в приёме на работу выпускников из-за их низкой квалификации и отсутствия опыта, даже несмотря на то, что молодёжь наиболее приспособлена к постоянной смене вида деятельности и обладает наибольшим потенциальном профессионального роста. Именно эти моменты, по мнению автора, провоцирует проблему безработицы среди молодёжи. По данным Федеральной службы занятости число безработных в России на лето 2013 г. составляло 5,4 млн. человек, или 7,3% экономически активного населения. Приблизительно четверть из них — молодежь. Такой уровень безработицы может быть охарактеризован как достаточно высокий. Таким образом, выпускникам вузов, колледжей необходимо пополнять свои знания о современной ситуации с безработицей в профилактических целях.

При множестве определений термина «безработица» мы будем придерживаться определения, данного в словаре экономических терминов, где безработица - этосоциально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. В теоретическом плане достаточно объективно проблему безработицы рассмотрел Лыков А.В. в пособии «Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы». В нем автор пишет, что безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечения средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.

Анализ литературы по теме исследования показал, что причин безработицы среди молодежи достаточно много и они несут как объективный, так и субъективный характер. К объективным причинам традиционно относятся экономический кризис, который обязательно сопровождается ростом общей численности безработных; специфика деятельности промышленных предприятий в основном направленная на самосохранение и выживание, а не развитие и расширение производства; отсутствие опыта работы, что делает выпускника неконкурентоспособным среди потенциальных соискателей; подготовка кадров далеко не всегда соответствует объективно существующей потребности в кадрах и наличию рабочих мест.

К субъективным причинам можно отнести завышенные требования к месту работы, немотивированность к профессиональной деятельности, страх перед предстоящими трудностями, низкая квалификация и нежелание повышать ее, направленность на другие виды деятельности и др.

Решение проблемы безработицы среди молодежи является важной частью политики занятости государства. Существующая ситуация в сфере занятости населения требует модернизации стратегии и тактики общей политики занятости. Она должна стать активной не только в отношении самих безработных, но и в отношении рынка труда, не сопровождать негативные процессы, а влиять, предусматривая меры опережающего характера. Другими словами она должна решать наиболее актуальных проблемы, такие как развитие малого предпринимательства на разных уровнях управления; разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов и сел, которые привязаны к одному основному предприятияю; ориентация на оживление производства; становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики.

Таким образом, выпускники вуза должны не только быть ориентированы на будущую профессию, но и знать ситуацию с государственным заказом в настоящее время для повышения квалификации в нужном направлении или получения дополнительной специальности. Со стороны учебного заведения необходимо уделять большое внимание развитию целевой подготовки специалистов, обеспечению социального партнерства между системой образования и службой занятости.

Литература:

  1. Блауг, М. Кейнс, Джон Мейнард: 100 великих экономистов до Кейнса/ М. Блауг: пер. с англ. — СПб.: Экономикус, 2008. —352 с.
  2. Гаврилин, И.С. Проблема безработицы среди молодежи: статья / И.С. Гаврилин. - эл.ресурс. -
  3. Лыков, А.В. Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы / А.В. Лыков. - М.: Лаборатория книги, 2011. - 143с.
  4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». - 3-е изд. - М.: Ось-89, 2003. - С. 3-4.