Биография. Фёдор Иванович Лидваль: биография Лидваль архитектор работы

    Лидваль Фёдор Иванович - (Иоган Фридрих) (1870—1945), архитектор. Родился в Петербурге. Окончил АХ (1896), академик с 1909. Ведущий мастер стиля «модерн» и неоклассицизма, автор комфортабельных многоквартирных жилых домов и крупных общественных зданий: дом Лидваля,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (Иоган Фридрих) (1870 1945), архитектор. Родился в Петербурге. Окончил АХ (1896), академик с 1909. Ведущий мастер стиля «модерн» и неоклассицизма, автор комфортабельных многоквартирных жилых домов и крупных общественных зданий: Лидваля дом … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Настоящее имя Иоганн Фридрих (1870 1945), архитектор, ведущий петербургский мастер стиля модерн. Свободу планировки и разнообразие декора сочетал с тонко стилизованными элементами архитектуры Возрождения и средневекового шведского зодчества (дом… … Энциклопедический словарь

    - … Википедия

    Швед. Johann Friedrich Lidval Дом Лидваля на Каменноостровском проспекте (Санкт Петербург) Годы жизни Гражданство Росс … Википедия

    Лидваль, Фёдор Иванович Фёдор Иванович Лидваль швед. Johann Friedrich Lidval Дом И.А.Лидваль … Википедия

    Лидваль Ф. И. - ЛИДВÁЛЬ Фёдор Иванович (наст. имя Иоганн Фридрих) (1870–1945), архитектор, ведущий петерб. мастер стиля модерн. Характерные для него свободу планировки и разнообразие декора сочетал с тонко стилизов. элементами архитектуры Возрождения и ср.… … Биографический словарь

    Фёдор Иванович Лидваль швед. Johann Friedrich Lidval Дом Лидваля на Каменноостровском проспекте (Санкт Петербург) Годы жизни Гражданство Росс … Википедия

Лидваль Ф.И.

Лидваль Федор Иванович

Годы жизни: 1870 - 1945

Архитектор

Федор Иванович Лидваль - один из ведущих мастеров петербургского модерна, архитектор-художник и строитель - происходил из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине XIX в. и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой. Он родился в 1870 г., учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств - в мастерской Л. Н. Бенуа, выполняя обычные, ничем не выделявшиеся курсовые работы. В 1896 г., разработав выпускную программу (проект выставочного здания), Лидваль завершил свое образование.

За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. Воспитанный на традиционной эклектике, он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев нового стиля модерн. В его творчестве можно выделить два периода: 1897-1907 и 1907-1918 гг.

На первом этапе зодчий ярко проявил себя мастером "северного модерна", его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. Главная тема - доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения.

В 1900 г. он перестроил большой дом, выходящий фасадами на Кадетскую линию, Кубанский и Тучков переулки. Эркер и купол подчеркнули ответственное положение дома. В 1901 г. совместно с С. В. Беляевым Лидваль построил деревянный особняк К. К. Экваля на территории его же завода (Красногвардейский пер., 15) - редкий памятник такого рода в стиле модерн. В 1903 г. Лидваль построил здание гостиницы в Апраксином переулке, 6,- в торговом центре столицы. В нижних этажах этого строгого, делового здания разместились магазины.

Первым самым крупным программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1-3, - М. Посадская ул., 5; 1899-1904). Дом Лидваля - пример комплексного градостроительного и художественного решения большого участка трапециевидной конфигурации.

Первая крупная постройка Лидваля сразу же сделала его известным, этот дом явился ярким примером форм "северного модерна", продемонстрированных с щедрой изобретательностью.

В 1902, 1904 и 1908-1910 гг. по соседству Лидвалем были построены дома по Малой Посадской улице, 15, 17 и 19, образовавшие крупный жилой комплекс.

В 1908-1910 гг. в лидвалевском, если так можно назвать, стиле был построен один из самых интересных в градостроительном отношении домов - в совершенно иной ландшафтной среде. Это дом на Приморском проспекте, 14, необычайно эффектно возвышающийся на невысоком берегу Невки, как раз напротив павильона Росси.

Активно трудясь на Петербургской стороне, Лидваль не менее ярко проявил себя и в застройке центра города. На Большой и Малой Конюшенных улицах он возвел одновременно в 1904-1905 гг. два здания, каждое из которых является программным в его творчестве и этапным в развитии петербургского модерна. Дом Шведской церкви (М. Конюшенная УЛ., 3) отчетливо демонстрирует стремление автора сочетать мотивы модерна с классическим приемом общей композиции. В дворовой части разместился ставший очень популярным концертный зал, который любил В. Маяковский.

Примером "северного модерна" является дом ¦ 19 на Большой Конюшенной улице. Еще не было дома Гвардейского экономического общества (ДЛТ), и здание Лидваля горделиво возвышалось в пространстве, да и сегодня оно является важным акцентом.

В эти же годы он создал еще одно незаурядное здание, образная характеристика которого отличается большей сдержанностью, даже суровостью. Четырехэтажный дом выборгского гражданина Коллана (В. О.Большой пр., 92) - один из первоклассных памятников "северного модерна", без крайностей и гротеска, нередко дискредитировавших это направление.

Той же поре принадлежит и пятиэтажный дом Либих (Моховая ул., 14), гармонично вписанный уже в иную пространственную среду, с довольно нейтральной, лишенной сильных акцентов композицией и равномерным ритмом окон.

Творчество Лидваля на первом этапе его деятельности впечатляет многоликостью художественных образов, объединенных, несмотря на разнообразие форм и приемов, особой поэтичностью, романтической взволнованностью.

Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике. Яркими примерами обращения зодчего к классике стали здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34; 1907-1908) и Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 3-5; 1908-1909, 1912).

Эти монументальные, парадные, респектабельного вида дома - памятники нового Петербурга, вызвавшие широкий резонанс и оказавшие влияние на архитектуру подобных учреждений. В обоих зданиях - строгая петербургская симметрия, акцентирование центра, трактовка первого этажа как мощного основания, определенная статичность.

В 1915-1916 гг. Лидваль совместно со своим учителем Л. Н. Бенуаначал постройку Русского для внешней торговли банка (Б. Морская ул., 18, - наб. р. Мойки, 63), однако из-за войны здание осталось недостроенным и было завершено уже в 1920-х гг. по измененному проекту. Несколько отличных банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.

Лидваль проявил себя и в гостиничном строительстве. Это внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы "Европейская" на Михайловской улице (1908-1910) и проектирование и строительство гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской площади (1911-1912). До сих пор оценки этого здания неоднозначны.

Однако ни банки, ни гостиницы не могли отвлечь архитектора от его главной темы - жилого дома, и здесь он снова проявил большую гибкость творческого мышления. Дома, построенные в 1910-х гг., обладают новыми качествами, что связано с требованиями времени.

Квартиры разной степени удобств и размеров, различных очертании в плане свидетельствуют о чутком отношении зодчего к меняющимся требованиям. И этот дом оказал влияние на современников Лидваля (дом на ул. Ленина, 41, построенный А. Л. Лишневским, и др.).

Дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте - один из ряда жилых и производственных зданий, построенных для него Лидвалем. Среди них основательно перестроенный дом (наб. кан. Грибоедова, 6; 1909),

особняк для него же напротив рассматриваемого доходного дома (Лесной 21), перестроенный Лидвалем в 1910 г., возможно, загородный дом в Сергиеве (не сохранился) и производственные постройки на Выборгской стороне. Дом на Лесном проспекте, 20, - также одно из программных произведений зодчего.

В 1913-1914 гг. Лидваль построил совместно с архитектором Д. Д. Смирновымотличный жилой дом (П. С., Большой пр., 39; кстати, Смирнов активно участвовал в постройке дома Толстого), а вместе с М. М. Перетятковичемсоздал железобетонный свод в главном зале Биржи.

Постройки Лидваля и мастеров его круга в большой степени определили своеобразие и высокий уровень петербургского зодчества 1900-1910-х гг.

В конце 1918 г. он уехал на родину предков - в Стокгольм, где и прожил последний, большой по времени, но гораздо менее продуктивный период жизни. Это и понятно - ведь всеми корнями Лидваль был связан с культурой Петербурга, России, продолжал считать себя русским зодчим, а годы работы в Петербурге - самыми счастливыми годами жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Санкт-Петербург - главный фасад Российской империи со стороны Европы. По нему будет формироваться отношение западных государств к новому городу и всей Российской империи. Это хорошо понимал Петр I. Но своих архитекторов, способных создать истинно европейское лицо Санкт-Петербурга, в России еще не было. Поэтому император приглашает сюда на договорной основе западные таланты, работу которым в то время в Европе найти было почти невозможно. И они едут. Зачастую, приезжая "на чуть-чуть", остаются на долгие годы, а то и на всю жизнь. И семьи сюда перевозят. И сами служат новому государю, и потомство их, став подданными Российской империи по наследственному праву. Так сложилась жизнь и одного из известнейших мастеров конца 19 - начала 20 века, архитектора Лидваля Ф. И.

Биографическая справка

Барон Лидваль - сын шведского подданного, но родился не на своей исторической родине, а в Санкт-Петербурге. Имел прекрасное образование, как и многие аристократы: закончил начальную школу при церкви св. Екатерины, расположенной на Невском проспекте, Реальное училище и Училище технического рисования, а затем - Академию трех знатнейших художеств. Образование, продолженное в мастерской Льва Николаевича Бенуа, помогло определиться со стилевым направлением творчества и назначением сооружений, к которым архитектор Лидваль подходил с внимательностью, творчеством и ответственностью.

Более 25 лет отдал мастер своему делу, более 7 - преподавал будущим архитекторам, готовя кадры высокого уровня мастерства. Через год после событий 1917 г. эмигрировал в Швецию.

Федор Иванович Лидваль прожил длинную и насыщенную деятельностью и событиями жизнь. Он дожил до 75 лет и умер в Стокгольме.

Характеристика творчества

Основной сферой творческого применения архитектор Лидваль избрал для себя архитектуру доходного бизнеса. Большинство его сооружений - доходные дома и гостиницы. Возводил мастер свои творения в стиле В соответствии с ним здания Лидваля массивны и монументальны, кажутся построенными на века. В соответствии с избранным стилем использовал в основном природные строительные материалы - камень и дерево. Скупые на декор, они выглядят строго и просто, но при этом сохраняют аристократичность и изысканность. Масштабность замысла мастера поражает.

В Санкт-Петербурге это один из знаменитейших доходных домов, возведенный по проекту Ф. И. Лидваля. Находится он на набережной реки Фонтанки и улице Рубинштейна. Почему Толстовский? Все очень просто - в Петербурге люди часто давали доходным домам имена по фамилии домовладельца, в данном случае М. П. Толстого.

Чем знаменит Толстовский дом в Санкт-Петербурге? Это здание можно назвать киноактером, ведь он является едва ли не главным действующим лицом многих известных кинофильмов советского и постсоветского периода: "Вам и не снилось", "Зимняя вишня", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Бандитский Петербург" и др.

Дом, как и прочие сооружения Ф. И. Лидваля, возведен в избранном им стиле северного модерна. Это девятиэтажное протяженное сооружение с большим двором и множеством арок выглядит весьма монументально. Оно также облицовано тесаным известняком. Нижняя часть фасада выделена кирпичом красного цвета и оштукатурена. В качестве декора использованы рельефные панно и овальной формы окна, вазы в нишах.

"Астория"

Гостиница в Санкт-Петербурге - одно из зданий архитектора Лидваля, вполне гармонично вписавшееся в уже существовавший архитектурный ансамбль Исаакиевской площади. Оно расположено на ее пересечении с Большой Морской улицей и выполнено в форме трапеции с узкой, слегка вогнутой стороной по восточной границе площади.

Создание гостиницы с претензией на звание одной из лучших в Европе финансировала немецкая организация Weiss&Freitag. В работе над проектом Лидвалю помогали его ученицы - студентки и выпускницы политехнического института. Участок, который был выбран под строительство новой гостиницы, занимало обветшавшее здание меблированных комнат "Бристоль".

В сооружении гостиницы "Астория" были использованы новейшие технологии строительства и дизайна, уникальные сорта красного гранита из Выборгских каменоломен, большое количество стекла и разных пород деревьев. Все было сделано на совесть и на века, что пригодилось впоследствии, когда шла Первая мировая война и гостиница стала одним из важных военных объектов города.

Здание этого коммерческого банка было возведено по проекту архитектора Лидваля неподалеку от "Астории", на Большой Морской улице. Оба корпуса, построенные рядом с разницей в год, наследуют в своем стиле северный модерн. Это основополагающий элемент античной классики - ионический колонный портик на основе ордерной системы и пилястровый декор.

В оформлении фасадов традиционно использовался природный камень - стены банка облицованы квадратными плитами серого гранита. На них присутствует скромный рельефный декор в виде гирлянд и медальонов, не отличающийся по цветовой гамме. Умело использована асимметрия. Это тем более важно, что участки, на которых возводились здания банка и гостиницы "Астория", имели неправильную форму, что сильно усложняло работу над проектом.

Дома для мамы

Дважды Федор Иванович Лидваль исполнял заказ своей матушки Иды Балтазаровны Лидваль. Ида Балтазаровна занималась доходным бизнесом и имела в Петербурге несколько домов.

Первоначально Ф. И. Лидваль реконструировал ее дом на Большой Морской улице, под №27. А затем - на Каменноостровском проспекте, под №1-3.

В первом из них, приобретенном у прежней владелицы Александры Афанасьевны Мальм, размещалась и фирма умершего мужа Иды Лидваль - торговый дом по пошиву одежды. Часть помещений сдавалась другим фирмам, например, по изготовлению оптики для граждан, фотоателье и т. п. Реконструкция, произведенная в доме Ф. Лидвалем по просьбе матушки, сводилась к установке лифтов, небольшим внутренним переделкам и надстройке 5-го этажа.

Что касается второго дома, то тут вся работа легла полностью на плечи сына. Участок был приобретен матушкой у Якова Михайловича Кокса в кредит, и на нем еще располагались деревянные постройки, оставшиеся от прежнего хозяина. Дом начали поэтому строить с дальней стороны участка. Он состоял из главного корпуса и двух крыльев, северное из которых полностью принадлежало Лидвалям. Здесь они жили, здесь умерла Ида Балтазаровна. Главное здание украшено балконом, на решетке которого изображен вензель Лидваля и нанесена его фамилия. Дом этот отличался от прочих в то время, так как был первым, в котором между корпусами размещался двор-курдонер.

Все четыре корпуса дома разновысотные. Самый высокий выходит на Большую Посадскую улицу и имеет пять этажей. Нижняя часть фасадов корпусов выложена плитами серого гранита, а части фасада - горшечной плиткой. Кроме того, в доме устроены потолки и перекрытия из дорогих пород древесины, использованы майоликовые изразцы.

Федор Иванович Лидваль родился 20 мая (ст. стиль) 1870 года в Петербурге. Отец Федора был портной, известный в городе, человек культурный, увлекающийся литературой и искусством. Отец был шведский подданный, а мать - датчанка, родившаяся в Петербурге в 1844 году. Федор посещал начальную школу в шведском приходе св. Екатерины, а затем в 1882-1888 годах, единственный из братьев, учился во 2-м Петербургском реальном училище. После подготовки Федор Лидваль в 1890 году становится студентом архитектурного отделения Императорской академии художеств. Ему повезло, ибо он стал учеником прекрасного педагога-архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Академию Федор Иванович окончил в 1896 году. Впоследствии на чертежном столе Лидваля всегда стояло фото Л. Н. Бенуа.

Федор Иванович и братья жили в абсолютно русской среде, где имели много друзей, свободно говорили по-русски. Тем не менее Федор с братьями поддерживали связи со шведской диаспорой Петербурга. В них сильна была преданность родине своего отца, который умер в 1886 году. Будучи студентом Академии художеств, Федор в 1896 году отбывал воинскую повинность в шведской королевской лейб-гвардии. В дальнейшем, будучи известным архитектором и членом Императорской академии художеств, Федор Лидваль получил предложение стать придворным архитектором. Но он отказался, так как он в таком случае должен был принять российское подданство, отказавшись от шведского.

Вначале Ф. Лидваль получал работу архитектора по протекции Л. Н. Бенуа. Уже с первых шагов Лидваль проявил себя как приверженец модерна. Его активная деятельность как архитектора определялась количеством заказов, выполненных им. Федор Лидваль был родоначальником и ведущим мастером “северного” модерна в Петербурге. Основной период творческой деятельности архитектора совпал с коротким серебряным веком русской культуры. Если жизнь самого архитектора после 1917 года сложилась драматично, то судьба его наследия в Петербурге была благополучной. Большинство сооружений Лидваля сохравнилось в первозданном виде. Даже во времена огульной критики модерна наследие зодчего, бывшего эмигрантом со всеми вытекавшими отсюда последствиями, не подвергалось остракизму. Швед по национальности и подданству, петербуржец по рождению и образованию, Лидваль оказался на перекрестке двух мощных течений: преодоление эклектизма прошлого столетия и создание новых форм XX века - модерна.

Федор Лидваль женился в 1908 году. У него было два сына и дочь (род. в 1913-м). Все дети имели шведское подданство.

После Февральской революции 1917 года шведский военный атташе предложил Лидвалю отправить детей и жену в Швецию. У архитектора было много работы, и он согласился, но сам поехать не смог. Семья Лидваля больше в Петербург не вернулась. Жена Лидваля кратковременно приезжала на похороны своего отца и вернулась в Швецию. Никаких ценных вещей она не забрала, даже не сняла деньги со счета в банке. Родственница жены архитектора одно время жила в доме на Каменноостровском пр., 1-3. Каким-то образом ей удалось переправить часть имущества и мебель в Ревель (Таллинн). Осенью 1923 года семья Лидваля все это получила.

После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.

Несмотря на свой опыт архитектора, с работой Лидвалю вначале не везло и было трудно существовать. Помощь деньгами нму оказывал до своей смерти в 1932 году Эммануил Нобель - президент Российской нефтяной компании, тоже беженец из России. Наконец один из шведских архитекторов Альбин Старк дал Лидвалю работу. Но творческие заказы были редки. В основном работа была техническая. По воспоминаниям дочери Ингрид, в Швеции Лидваль чувствовал себя духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях. Известно, что в 1932 и 1937 годах ездил в Финляндию, в Териоки. Там он виделся с Мартой, младшей сестрой Эммануила Нобеля.

Федор Лидваль умер весной 1945 года, а его жена весной 1962 года. Они покоятся в одной могиле на Юрсхольмском кладбище в Стокгольме.

Д ом Лидваля - памятник северного модерна в Санкт-Петербурге.
Это один из его ранних домов, созданный им для семьи по заказу матери, который позже и сделал его знаменитым. Дом находится на Каменоостровском д. № 1-3, совсем рядом с метро Горьковская и его можно считать образцом жилого доходного дома в стиле "Северный модерн".

Раньше на этом участке находились ламповая и бронзовая фабрики. В 1875 году фабрика расширилась и стала заводом бронзовых изделий, владельцем которого был И.А. Кумберг.

В 1898 году объединённый участок купила в кредит Ида Амалия (Ида Балтазаровна) Лидваль, мать архитектора Ф. И. Лидваля.

Скорее всего не обошлось без инсайдерской информации, ведь Ида Амлия была женой придворного портного... При покупке участки не представляли из себя ничего особенного. Но после открытия Троицкого моста, сам Каменноостровский проспект превратился в "русскую Рублевку" того времени (близость к центру и удобство перемещения). Земельный участок сразу резко вырос в цене, а этот доходный дом стал одним из самых дорогих в Петербурге.

Доходный дом Иды Амалии Лидваль это первая самостоятельная работа ее сына, выдающегося архитектора Ф. И. Лидваля (ссылка на Вики) и была выполнена по заказу его матери. Старые фото (С) pastvu.com

Северное трехэтажное крыло являлось семейным особняком Лидвалей. Девятикомнатную квартиру № 18 на 3 этаже занимала до своей кончины в 1915 году сама Ида Лидваль. В соседних квартирах № 21 и № 23 на этом же этаже проживали её сыновья Эдуард Лидваль и Фёдор Лидваль, а на первом этаже дома до 1918 года размещалось архитектурное проектное бюро Ф. И. Лидваля.

Звено его главного фасада имеет симметричное трёхосевое строение, хотя сам дом несимметричен. Эркеры не повторяют друг друга: левый — округлый, правый — трёхгранный. Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг».

Облицовка нижних этажей и архитектурные детали выполнены из «горшечного камня» (талькохлорита) светлого зеленовато-серого цвета, поставляемого из месторождений Нуннанлахти или Калливо-Муреннанваара (Северная Карелия).

И рыси и грибочки замечательные)))

На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы с решётками в виде паутины с пауками, по сторонам решёток изображены подсолнухи.

Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» в 1907 году, явилось этапом в развитии петербургского зодчества и прославило архитектора.

Кованые перила балкона первого этажа выполнены в виде буквы «L» - Lidvall. Картины на лестнице - мозаика.

Несмотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, Ф. И. Лидвалю удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как вспомогательные. Все квартиры были одинаково благоустроены и отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на стороны света. Полы в квартирах были мозаичными и паркетными, частью с рисунком и фризами.

В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки были деревянными — из дуба и березы. В ванных комнатах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники.

Окна в доме — как цельные, так и решетчатые, в них вставлялись стёкла с алмазной гранью (возможно это легенда).
Когда солнечные лучи касались фасада, они расцвечивались всеми цветами радуги, отражаясь внутри на стенах и делая помещения еще более воздушными.

В парадных устанавливались мраморные и изразцовые камины, в квартирах — голландские и русские майоликовые печи. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приёмные комнаты, прачечные, гладильные, установлены машины электрического освещения и водяного отопления, а также лифты.

Старая надпись с советских времен "Кировский проспект".

В советское время здесь размещалась трудовая школа, музыкальный отдел. Квартиры снимали актёры, в частности народный артист СССР Ю. М. Юрьев. В 1909 году в этом доме жил художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Инфа и некоторые фото (С) Википедия и интернет.