Дом марины цветаевой в борисоглебском переулке. Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой. Годы жизни в Борисоглебском переулке

Этот дом на 4 квартиры построили в 1862 году для жены отставного подполковника А.Д. Сабко. Вскоре здание купил коллежский асессор А.А. Цветаев - нет, не родственник, просто однофамилец. Затем домом владели Вильсоны, Родионовы, Балашовы, Дмитриевы.

Марина Цветаева провела здесь и самый счастливый, и самый тяжелый периоды жизни. Она буквально расцвела после рождения дочери, но в 1917 году жизнь резко изменилась: голод, холод, нищета, неустроенность. В апреле родилась вторая дочь, а в январе 1918 года Эфрон уехал в Добровольческую армию. Вскоре его след оборвался.

Дом в Борисоглебском переулке стал общежитием, и Марине Цветаевой с дочерями досталась кухня. Чтобы выжить, пришлось рубить на дрова стулья и шкафы красного дерева, обменять рояль на пуд черной муки, варить кашу на воде и пустые похлебки в самоваре. Бумагу тоже нужно было экономить, и Цветаева писала стихи на обоях. В попытке спасти дочерей от нищеты, голода и безысходности, она отдала их в Кунцевский приют. Там в 1920 умерла от голода младшая, Ирина.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1921 году Марина Цветаева узнала, что ее муж в Константинополе. Но она с дочерью Алей отправилась за границу. Семья собралась уже в Болшево.

Дом в Борисоглебском переулке в советские годы оставался коммуналкой. Он постепенно ветшал, но о ремонте не было и речи. В конце 1930-х здание даже планировали снести, но помешала Великая Отечественная война.

О сносе вспомнили вновь в 1979 году. Все уже было готово: жильцов выселили, выключили воду и электричество. Но дом спасла Надежда Катаева-Лыткина: она просто отказалась съезжать. Несколько лет она в промерзающем полуразрушенном доме сохраняла культурное наследие для потомков. Ее поддерживали деятели науки и культуры - Д. Лихачев, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.

Наконец в 1990 году дом признали памятником, отремонтировали, и восстановили интерьеры. А в 1992 открылся культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой» и мемориальный музей Марины Цветаевой. Научным руководителем стала Надежда Катаева-Лыткина.

А вы бы хотели дополнить рассказ о музее Марины Цветаевой в Москве?

Дом-музей Цветаевой в Москве официально открылся в 1992 году при активной помощи общественности и инициативной группы известных деятелей культуры. Событие было приурочено к 100-летней годовщине со дня рождения поэтессы. Он располагается в центральной части города, в бывшем доходном двухэтажном доме середины XIX века в Борисоглебском переулке. В одной из его квартир с 1914 по 1922 год Цветаева жила со своей семьей.

Дом музея Цветаевой в Москве

Первые упоминания о земельном участке относятся к середине XIX века. В документах есть запись о том, что в 1844 году его владелицей числилась г-жа Т. Арцыбашева. Доходный дом на четыре квартиры возвели спустя 18 лет по проекту известного московского архитектора А. А. Никифорова. Общее домовладение включало несколько построек с внутренним двором, колодцем и хозпомещениями. Лишь два дома выходили на красную линию, а въезд внутрь двора ограждали чугунные ворота.

В 1875 года хозяином здания стал однофамилец Цветаевой. В дальнейшем им владело еще несколько человек. Поэтесса вместе с мужем и двухлетней дочерью вселилась в квартиру № 3 в 1914 году. Апартаменты включали отдельные комнаты для супругов, большую детскую, гостевую, столовую, кухню, помещения для прислуги и мансарду.

После революции жильцов «уплотнили», превратив семейное жилище в коммуналку. Дом не отапливался, и Марине Ивановне приходилось топить буржуйку своей мебелью из красного дерева. В 1922-м она вместе с дочерью покинула родину. Незадолго до этого Цветаева была признана «не ответственным съемщиком», поэтому получила отказ в праве проживания по адресу Борисоглебский переулок, 6.

При проведении ремонтных работ в 1962 году фасад лишился лепного декора, поверх паркета уложили дощатый настил, а часть дома, где когда-то была детская комната, — демонтировали и отстроили заново. Через полтора десятка лет власти заговорили о сносе здания, а еще через два года жильцов из коммуналок расселили, кроме одного квартиросъемщика — Н. И. Катаевой-Лыткиной. Она не только категорически отказалась выехать из дома, но и приложила максимум усилий в борьбе за его сохранность. При поддержке общественности здание удалось спасти, а в 1986-м его арендовала Городская библиотека им. Некрасова. Надежда Ивановна, стоявшая у истоков создания музея Цветаевой, прослужила в нем вплоть до своей смерти в 2001 году.

В настоящее время музей полностью занимает здание. На первом этаже выставляются регулярно сменяющие друг друга временные экспозиции. На уровне цоколя расположен гардероб и книжно-сувенирная лавка. Экспозиционное пространство начинается с гостевой комнаты. Основная часть музейной коллекции размещена на втором этаже. В нее входят рукописи поэтессы, архивные фотоснимки ее семьи, родных и наиболее близких друзей.

Несколько компактных помещений на третьем уровне детально воспроизводят интерьеры начала XX века, обстановку квартиры семьи Цветаевой. Отдельный зал посвящен периоду службы в Белой армии ее супруга Сергея Эфрона.

Интерьер мемориальной квартиры

Обстановка в доме приближена к типичным для дореволюционной эпохи московским квартирам. Большая часть утраченной мебели заменена аналогами. В гостевой комнате размещены антикварные предметы, к которым поэтесса проявляла интерес. Самое просторное и светлое помещение отведено под детскую. Здесь можно увидеть любимое зеркало Марины Ивановны, шкаф с книгами из семейной библиотеки. В малой гостиной стоит схожий с «цветаевским» рояль (оригинал после революции продали). В квартире есть кабинет поэтессы с письменным столом, шарманкой, граммофоном и живописью. Комната Сергея Эфрона посвящена его военной карьере, а кухня — его родителям.

Панорама кабинета М. Цветаевой

В 2017 году, к 125-летнему юбилею Марины Цветаевой, для посещений были открыты дополнительные площади, частично обновлена экспозиция и создана навигационная система, упрощающая передвижение по залам. Помещения пронумеровали, добавили информацию о структуре здания и его жильцах. Бо́льшая часть знаков выполнена из белого камня, надписи и план сделаны контрастным цветом.

История музея Цветаевой в Борисоглебском переулке

Одним из инициаторов открытия мемориальной квартиры поэтессы в Москве был известный российский культуролог, филолог и искусствовед, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Благодаря его усилиям, в 1990 году удалось решить вопрос создания Культурного центра «Дом Марины Цветаевой», а через два года — открыть музей.

Огромную роль в создании зарубежного собрания сыграло обращение Лихачева к русским эмигрантам и их потомкам, проживающим в Европейских странах. Его просьба о возвращении в Россию сохраненных реликвий, связанных с именем Цветаевой и других поэтов, вынужденно покинувших родину, была услышана. Откликнувшиеся на призыв академика высылали рукописи, автографы, изданные за рубежом прижизненные сборники русских авторов и эмигрантскую периодику.

Экспозиции Дома-музея Марины Цветаевой

Сегодня музейные фонды насчитывают 45 тысяч единиц хранения. Они разделены на семь тематических групп, в которых представлены:

  • документы и письма;
  • мемориальные вещи;
  • фотографии;
  • живопись;
  • скульптурные произведения;
  • графические работы;
  • книги, журналы и другие печатные издания.

По сути, экспозиция объединяет два объемных раздела. Один из них посвящен биографии поэтессы и ее современников, другой рассказывает о жизни и творчестве русских эмигрантов 1917-50 гг. Две линии нередко переплетаются и дополняют друг друга, давая максимально объемное представление о «цветаевской» эпохе. В музейном собрании есть материалы, освещающие судьбу Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Константина Бальмонта и многих других.

Настоящими жемчужинами постоянной экспозиции московского Дома-музея Марины Цветаевой являются:

  • любимое платье поэтессы, о котором упоминала в своих заметках ее дочь Ариадна. Оно было куплено в 1922 году в одном из универмагов Берлина;
  • клипсы из конского волоса, окантованного желтым металлом. Были приобретены Мариной Ивановной на Колониальной выставке в Париже в 1931 году, где она побывала вместе с сыном Георгием;
  • кукла-мулат — одно из новых поступлений. Она, видимо, была куплена «с рук» в эмиграции для Ариадны. На керамической голове куклы сохранилась дата отливки — 1894 год;
  • браслет, подаренный поэтессой своей золовке — Елизавете Яковлевне Эфрон, ставшей впоследствии хранителем семейных архивов Эфрон-Цветаевых;
  • старинная ваза из фаянса, случайно обнаруженная в чердачном чуланчике дома-музея, и т. д.

Архивная коллекция «Русское Зарубежье» насчитывает более 22 тысяч экспонатов. Она считается наиболее полной среди аналогичных собраний, представленных на территории России. Архив можно посетить в определенные дни и часы.

Дополнительные услуги

В музейной структуре есть научная библиотека и концертный зал. В доме проводятся лекции, спектакли, музыкальные выступления, презентации, литературные чтения и научные конференции на «цветаевские» темы. Сотрудники организовывают временные выставки и предлагают принять участие в авторских и обзорных экскурсиях. Есть детские программы.

На сайте музея Цветаевой в Москве можно найти краткие анонсы архивных и актуальных выставок, а также узнать периоды их проведения.

Режим работы

Для посетителей двери мемориального дома открыты ежедневно с 12:00 до 19:00, кроме понедельника и санитарного дня (последняя пятница каждого месяца). По четвергам музей принимает гостей до 21:00. Кассы закрываются за 15 мин. до окончания работы.

Посещение архива «Русское Зарубежье» возможно с 12:00 до 17:00 по вторникам, средам и четвергам.

Обзорные экскурсии проводятся без предварительной записи:

  • в четверг — с 19:00;
  • в субботу и воскресенье — с 12:30.

Остальные экскурсии нужно предварительно заказывать по указанному выше номеру телефона. Пешеходные туры осуществляются с мая по сентябрь.

Цены

Полный билет стоит 200 руб., льготный (для пенсионеров, школьников и студентов) — 100 руб. Бесплатный вход — детям до 7 лет и всем посетителям, пришедшим в 3 воскресенье месяца.

  • для взрослых — 400 руб.;
  • для учащихся и пенсионеров — 200 руб.

Участие в групповой пешеходной экскурсии (5-20 человек) стоит по 500 руб.

«Семейный билет» за 1200 руб. предоставляет возможность получить экскурсионное обслуживание в течение 45 минут в группе до 4 человек.

.

В столице РФ работают мобильные службы такси Uber, Gett, Яндекс. Taxi, Maxim, Такси-Класс, Standard, TaxiContact и др.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой», открывшийся 12 сентября 1992 года по решению Президиума совета фонда культуры, стал настоящим центром изучения жизненного и творческого пути одного из крупнейших поэтов России XX века — Марины Ивановны Цветаевой.

Музей расположен в доме, в котором и провела свою жизнь Цветаева. Само здание представляет не меньший интерес, чем экспозиция музея. Соединивший в себе два направления архитектуры XIX века, полуособняк считается памятником архитектурного искусства и охраняется государством.

Экспозиция музея представлена в виде нескольких постоянных выставок, посвященных как Марине Цветаевой, так и ее современникам. Выставка «Белый поход, ты нашел своего летописца» посвящена истории Белого Движения. Коллекция музея вмещает предметы быта белогвардейцев времен Гражданской войны и коллекцию фотографий генералов Белой армии.

Отдельная выставка посвящена семье мужа Цветаевой — семейству Дурново-Эфрон. Основная выставка музея «Поэт и время» посвящается нелегкому творческому и жизненному пути поэта Цветаевой. В коллекции музея посетитель может ознакомится с большим собранием фотографий, открыток и портретов, принадлежавшим семье поэта. Особый интерес представляют фамильные вещи и герб Цветаевых.


Портретами А. Белого, В. Брюсова и К. Бальмонта представлена литературная среда, в которой росла Марина Цветаева. Ее любовь к литературе и поэзии выражена раритетными и редкими изданиями ее любимых писателей и поэтов. Завершающая выставка посвящена истории детей Марины и Сергея — Ариадны и Георгия Цветаевых.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 12.00 до 19.00;
  • четверг — с 12.00 до 21.00;
  • понедельник и последняя пятница месяца — выходной.
ДОМ-МУЗЕЙ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В МОСКВЕ: К 120- летию поэта

Борисоглебский переулок , названный по имени церкви святых Бориса и Глеба,дом №6. Здесь в 1862 году был построен доходный дом на четыре квартиры. Квартиру №3 с 1914 по 1922 годы арендовала Марина Цветаева. Именно в этом доме 20 лет назад открылся

московский музей Цветаевой. Его экспозиция посвящена жизни и творческому наследию поэта. Большая часть экспонатов поступила сюда из архивов Русского зарубежья. Всего в коллекции музея хранится более 22 000 единиц хранения, среди которых автографы стихов Цветаевой, ее личные вещи, фотографии, документы.


"Дверь открывается - вы в комнате с потолочным окном - сразу волшебно! Справа - камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это - мой дом. Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я! Марина Цветаева

предлагаем вашему вниманию виртуальную экскурсию по музею


сайт

Гостиная

ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

В первую комнату, соединявшую гостиную и столовую, вели застекленные двери. Изначально она была обставлена ампирной мебелью красного дерева, на каминной полке стояли часы в виде верблюда и бюст Александра Пушкина. У противоположных стен гостиной располагались два дивана, был большой буфет с посудой, под потолочным окном - «световым колодцем» - круглый обеденный стол со стульями. На стенах висели картины в багетных рамах, вышитый ковер, под потолком - люстра «со множеством огоньков».
Такой была обстановка этой комнаты до времен «военного коммунизма». Об этом свидетельствует маленькая Аля в письме 1921 г.: «У нас всю зиму копоть и дым. Над моей кроватью большой белый купол: Марина вытирала стену, пока руки хватило, и нечаянно получился купол. В куполе два календаря и четыре иконы. Мы с Мариной живем в трущобе. Потолочное окно, камин, над которым висит ободранная лиса, и по всем углам трубы (куски)».
Сегодня в интерьере гостиной представлены как мемориальные, так и типологические вещи. В посудной горке хранятся памятное блюдо, подаренное крестьянами П.А. Дурново - деду С.Я. Эфрона, тарелки из семьи Дурново-Эфрон и немецкой гостиницы «Zum Engel» с монограммой ее названия. Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона, напоминает подобную, некогда принадлежавшую Марине Цветаевой.
На стене - небольшой живописный этюд «Женевское озеро» кисти Е.П. Дурново, матери С.Я. Эфрона. Диван, обитый красным штофом, принадлежал О.В. Ивинской и назывался в её семье «пастернаковским диванчиком». Гостиную украшают каминный экран XIX в. с вышивкой гобеленовым швом и посеребренные вазы начала ХХ в.
На стене возле камина - портреты И.В. Цветаева и М.А. Мейн, родителей Марины и Анастасии. Экспозиция семейных фотографий над диваном включает в себя снимки Марины Цветаевой и членов ее семьи. Три самые большие фотографии связаны с любимыми местами поэта - родительским домом в Трехпрудном переулке, домом в Александрове, где Цветаева гостила у сестры Анастасии летом 1916 г., и домом М.А. Волошина в Коктебеле, чрезвычайно значимом в судьбе Цветаевой. С фотографиями соседствуют акварели Максимилиана Волошина, поэта и художника, старшего друга Цветаевой.
Из гостиной-столовой двери ведут в глубину квартиры, в проходную комнату с роялем, нотной этажеркой и книжным шкафом. Некогда здесь стоял рояль, унаследованный от М.А. Мейн и выменянный в трудные времена на пуд ржаной муки. Нынешний инструмент напоминает о своем предшественнике. На стене над роялем, как когда-то в доме Цветаевых в Трехпрудном, висит портрет Бетховена; он запечатлен на фотографии, где юная Цветаева играет на рояле. Шкаф хранит старинные книги на французском и русском языках.

Комната Марины Цветаевой

ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

Многоугольная комната с небольшим окном во двор была выбрана Цветаевой для себя. Она описана в мемуарах дочери поэта Ариадны Эфрон, сестры Анастасии и гостей дома и сегодня воссоздана весьма близко к историческому облику.
На полу лежала волчья шкура, над Марининым диваном висел портрет ее мужа, Сергея Эфрона, написанный в Коктебеле Магдой Нахман. Над изголовьем висели иконы Божией Матери - одна венчальная, а другая - старинная Богоматерь Одигитрия. Благородства обстановке добавляли вольтеровское кресло, репродукции художника Михаила Врубеля на стенах, слепок головы раненой Амазонки. У окна стоял письменный стол, за ним - угловой книжный шкафчик. На столе были памятные и дорогие Цветаевой вещицы, книги, рабочие тетради. Здесь нередко звучала музыка из вишневой деревянной трубы граммофона, старинной музыкальной шкатулки и даже шарманки. В простенке был книжный шкаф-секретер с любимыми книгами из фамильной библиотеки и рукописями. Ниша возле двери была задернута ковриком, за которым устроены полки. Там хранились стереоскоп с фотографиями, морские звезды, панцирь черепахи и прочие диковины. Чучело ястреба, венецианские бусы, расшитые подушечки, свет старинной люстры синего хрусталя с подвесками создавали здесь волшебную атмосферу, вдохновившую семилетнюю дочь Цветаевой Ариадну так воспеть материнскую комнату:

"Ваша комната
Пахнет Родиной и Розой,
Вечным дымом и стихами.
Из тумана сероглазый гений
Грустно в комнату глядит.

Тонкий перст его опущен
На старинный переплет. .."

Детская

ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

Самая большая и светлая комната в доме принадлежала дочерям Цветаевой - Але и Ирине. Ее обстановка была частично унаследована из родительского дома в Трехпрудном переулке - например, большой серый ковер с вязью осенних листьев и высокий книжный шкаф, в котором, кроме книг, хранились и игрушки. Далее вдоль стены стояли детская кроватка и большой сундук, служивший постелью няне. Еще в комнате были большое зеркало, упоминаемое в «Повести о Сонечке», и диванчик. Старшей дочери Ариадне запомнились в этой комнате рождественские елки до потолка. Окна детской выходили во двор и на соседнюю церковь Николы на Курьих ножках, снесенную в 1930-х гг.
Обстановка детской была практически полностью утрачена в трудные годы, а сама комната какое-то время была необитаема: Цветаева не могла ее отопить из-за недостатка дров. Среди поломанных игрушек и ненужных вещей остались ящики со множеством книг, из которых Цветаева отбирала те, что относила на продажу в Лавку писателей, организованную ее собратьями по перу для спасения от нужды. Впоследствии, в марте 1922 г., незадолго до отъезда Цветаевой в эмиграцию, здесь поселился поэт Георгий Шенгели.
В воссозданной обстановке представлены мемориальные вещи, самые значимые из которых, туалетный столик между окон и зеркало над ним, были в доме при М.И. Цветаевой. Книжный шкаф, киот с иконами и шкаф в углу принадлежали сестре Цветаевой Анастасии, а кровать - брату Андрею. В собрании книг, представленных в книжном шкафу, есть не только издания из круга чтения поэта - от Гейне до современных ей поэтов, но и сборник «Памяти В.М. Гаршина», переплетенный Цветаевой, с владельческими инициалами на корешке; и исторический труд ее дяди Д.В. Цветаева «Царь Василий Шуйский». На детском столике - факсимильное воспроизведение красочной «Азбуки» Александра Бенуа 1904 года издания. Коврик над кроваткой с рождественской сценкой написала А.С. Эфрон. Живописные работы принадлежат кисти ее бабушки Е.П. Дурново-Эфрон и представляют собой копии произведений И. Крамского, Ф. Моллера и Ж.-Б. Греза.
Макет дома Цветаевых в Тарусе, снесенного в 1960-х гг., работы Л.М. Борисовой напоминает о счастливых днях детства сестер Цветаевых, проведенных на берегу Оки. Кованая детская кроватка начала ХХ в., старинные игрушки, пушистое чучело лисы, изящная жардиньерка призваны воссоздать обаятельную атмосферу раннего детства, описанную в мемуарах Ариадны Эфрон. Фотографии дочерей Цветаевой Ариадны и Ирины относится к 1919 г. Это последние сохранившиеся изображения младшей дочери, погибшей от голода в феврале 1920 г.

«Чердачная» - комната Сергея Эфрона

ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

На втором этаже квартиры находится самая знаменитая комната в доме, воспетая в стихах Цветаевой как «чердачный дворец мой, дворцовый чердак», «чердак-каюта». Изначально это была комната мужа М.И. Цветаевой - С.Я. Эфрона. Обстановку той поры составляли тахта, узкий диванчик красного дерева, шкаф, буфет и рядом маленький круглый столик, у окна - письменный стол. На стенах висели гравюры полководцев Кутузова, Суворова и адмиралов Корнилова и Нахимова, героев Севастопольской обороны.
Окна в комнате располагались на разных уровнях. О верхнем, над которым потолок вздымается, образуя подобие ниши, Цветаева написала:

Высоко мое оконце!
Не достанешь перстеньком!
На стене чердачной солнце
От окна легло крестом.

Нижнее окно выходило на плоскую крышу детской, которая в ту пору была вровень с подоконником, обнесена балюстрадой и использовалась как прогулочная терраса.
В годы Гражданской войны комната недолгое время оставалась опустевшей. Вскоре сюда перебралась Цветаева с детьми. «Комната эта стала Марининой любимой, потому что именно ее когда-то выбрал себе Сережа», - писала в воспоминаниях А.С. Эфрон.
Павел Антокольский, частый гость в этом доме во времена дружбы Цветаевой с вахтанговцами, описал эту комнату очень выразительно: «С первого взгляда эта тесная мансарда показалась мне чем-то вроде каюты на старинном паруснике, ныряющем вне времени… несмотря на окружавший нас густой быт времен военного коммунизма, ощущение каюты было очень явственным, так что над головой мерещился надутый парус и сквозь воображаемые, плохо задраенные иллюминаторы к нам проникали брызги летящего времени».
Сегодня о временах военного коммунизма напоминают самовар (в похожем Цветаева варила пайковое пшено), утюг и кофемолка. Обстановку ушедшей эпохи воссоздают старинные предметы мебели. Среди них мемориальными являются наборный ломберный столик из семьи Эфрон и чемодан в зеленом чехле из семьи Цветаевых. Кофры и чемоданы символизируют кочевую жизнь, которая началась после того, как Цветаева покинула Россию. На стене над ними - фотопортрет Е.П. Дурново-Эфрон, матери Сергея. Она же в юном возрасте - на книжной тумбе, рядом - портреты юной Е.Я. Эфрон, М.И. Цветаевой и С.Я. Эфрона. Над кожаным диваном - фото С.Я. Эфрона и актрисы В.П. Редлих. В книжном шкафу хранятся издания на немецком и французском языках. На этажерке - старинный альбом для фотографий.
В последний год перед отъездом верхний этаж квартиры уже не принадлежал Цветаевой и был заселен посторонними людьми. В распоряжении Цветаевой и её дочери оставались нижние комнаты.