Философское учение фомы аквинского. Фома Аквинский: биография, творчество, идеи

Фома Аквинский, один из величайших представителей средневековой схоластики , родился в 1225 г. в Роккасеке, близ Неаполя. Отцом его был граф Аквинский Ландульф находившийся в родстве с французским королевским домом. Фома воспитывался в знаменитом монастыре Монте-Кассино. В 1243 г. он против воли родителей, поступил в доминиканский орден . Попытка отправиться в Париж для продолжения образования Фоме сначала не удалась. По дороге его похитили братья и держали некоторое время пленником в его собственном замке. Но Фоме удалось бежать. Он отправился в Кельн, где стал учеником Альберта Великого . Фома закончил образование в Париже и там же с 1248 г. начал преподавать схоластическую философию. На этом поприще он пользовался таким успехом, что получил прозвание doctor universalis и doctor angelicus. В 1261 г. папа Урбан IV вызвал Фому обратно в Италию, и он перенес свою учительскую деятельность в Болонью, Пизу и Рим. Он умер в 1274 г., по дороге на Лионский собор , при обстоятельствах, казавшихся современникам темными. Данте и Дж. Виллани говорили о том, что Фому отравили по приказанию Карла Анжуйского . В 1323 г. Фома Аквинский был канонизирован.

Фома Аквинский. Художник Карло Кривелли, XV век

Один из лучших знатоков Аристотеля , Фома имел огромное влияние на развитие средневековой мысли, хотя не был новатором и не ввел в схоластику новых идей. Значение Фомы Аквинского – в необыкновенном даре систематизации, в подчинении логическому порядку мельчайших деталей. Вот основные и главные его идеи. Есть два источника познания: откровение и разум. Тому, что дается откровением, мы должны верить, хотя бы и не понимая. Откровение – божественный источник познания, которое течет по руслу Святого писания и церковной традиции. Разум – низший источник естественной правды, которая вливается в нас через посредство различных систем языческой философии, главным образом через Аристотеля. Откровение и разум – обособленные источники познания истины, и в физических вопросах ссылка на волю Божию неуместна (asylum ignorantiae). Но истина, познаваемая с помощью каждого из них, не противоречит другой, ибо в последнем счете они восходят к единой абсолютной истине, к Богу. Так строится синтез между философией и теологией, гармония вера и разума – основное положение схоластики.

В волновавшем тогда схоластов споре между номиналистами и реалистами Фома Аквинский занимает, по примеру своего учителя Альберта Великого, позицию умеренного реализма. Он не признает существования «общих сущностей», «универсалий», чем отмежевывается от крайнего реализма. Но эти универсалии, согласно учению Фомы, все же существуют как мысли бога, воплощенные в отдельных вещах, откуда они могут быть выделены разумом. Таким образом, универсалии получают троякое существование: 1) ante rem, как мысли бога; 2) in re, как общее в вещах; 3) post rem, как понятия разума. Соответственно с этим принцип индивидуации Фома Аквинский усматривает в материи, которая порождает отличия одной вещи от другой, хотя в обоих воплощена одна и та же общая сущность.

Главное произведение Фомы «Сумма теологии» («Summa theologiae») является попыткой энциклопедической системы, в которой с необыкновенной логической стройностью даются ответы на все вопросы религиозного и научного мировоззрения. Для католической церкви взгляды Фомы считаются неопровержимо авторитетными. Никто не был более последовательным защитником папской непогрешимости и более решительным врагом человеческого произвола в области религии, чем он. В религии никто не смеет свободно мыслить и говорить, и церковь должна отдавать еретиков светской власти, которая «разлучает их с миром посредством смерти». Богословское учение Фомы, рассудочное и строгое, не согретое любовью к человечеству, представляет собой официальную доктрину католицизма, имевшую среди доминиканцев самых горячих прозелитов (томисты ) и сохраняющую до сих пор свое значение в римском христианстве, особенно с 1880 г., когда папа Лев XIII ввел обязательное изучение Фомы Аквинского во всех католических школах.

Но сочинения Фомы недаром носят характер многообъемлющих энциклопедий. Он касается всех главных вопросов, выдвигаемых современной ему действительностью. В политических вопросах он стоит на уровне феодальных воззрений. Всякая власть, по его мнению, идёт от Бога, но на практике бывают исключения: незаконная и дурная власть – не от Всевышнего. Поэтому не всякой власти должно повиноваться. Повиновение недопустимо, когда власть требует либо противного Божью велению, либо неподведомственного ей: например, во внутренних движениях души надлежит повиноваться только Богу. Поэтому Фома оправдывает возмущение против неправедной власти («в защиту общей пользы») и даже допускает убийство тирана. Из форм правления наилучшая монархия, согласная с добродетелью, а потом – аристократия, тоже согласная с добродетелью. Комбинация этих двух форм (добродетельный монарх, а под ним несколько добродетельных вельмож) дает совершеннейшее правление. В развитие этих своих взглядов Фома предлагал своему государю, Фридриху II Гогенштауфену , ввести в его южноитальянском королевстве нечто вроде двухпалатной системы.

Фома Аквинский в окружении ангелов. Художник Гверчино, 1662

Фома Аквинский несколько отступает от феодальных представлений в вопросах, если можно так выразиться, торговой политики. В замечании сочинения «De regimine principum» говорится, что торговля и купцы необходимы в государстве. Конечно, отмечает Фома при этом, было бы лучше, если бы каждое государство производило само все необходимое, но, так как это редко бывает возможно, то купцов, «даже иностранных», приходится терпеть. Для Фомы оказалось нелегко наметить границы свободной деятельности купцов. Уже в «Сумме теологии», ему приходилось считаться с двумя установившимися в богословии идеями: о справедливой цене и о запрете давать деньги в рост. В каждом данном месте для каждого предмета существует одна справедливая цена, и поэтому нельзя допускать колебания цен и зависимости от спроса и предложения. Нравственный долг как покупателя, так и продавца – держаться возможно ближе к справедливой цене. Кроме того, для каждого предмета существует еще и определенное качество, и купец обязан предупреждать покупателя об изъянах товара. Торговля вообще законна только тогда, когда прибыль от нее идет на содержание семьи купца, на благотворительность или когда, получая прибыль, купец снабжает страну необходимыми, но отсутствующими на рынке товарами. Безусловно недопустима торговля по мотивам чистой спекуляции, когда купец наживается, пользуясь колебаниями рынка. Только труд купца оправдывает его прибыль.

Что касается кредита, то «тот, кто дает взаймы деньги, переносит право собственности на деньги на того, кому дает; поэтому тот, кому даются взаймы деньги, держит их на свой страх и обязан возвратить в целости, а заимодавец не имеет права требовать большего». «Получать проценты за деньги, данные взаймы, – само по себе есть несправедливость, ибо при этом продается то, чего нет, и через это, очевидно, устанавливается неравенство, противное справедливости».

Собственность, с точки зрения Фомы Аквинского, не есть естественное право, но она не противоречит ему. Рабство вполне нормально, потому что полезно и для раба и для господина.

Фома Аквинский (философ-идеалист).

Его работа - официальная энциклопедия средневековой философии. Он занимался вопросами права, морали, государственного устройства и вопросами экономики. Учение Фомы - единственно истинная философия. Его философия - грандиозная попытка приспособить Аристотеля к учению католической церкви. Фома пытался обосновать христианскую веру. Он разграничивал области философии и теологии. Предметом философии он считал истины разума, а теологии - истины откровения. Т. к. конечным объектом истины является Бог, то не может быть противодействия между откровением и действующим разумом. Однако не все истины откровения доступны рациональному доказательству. Богословские истины сверхразумны, но не противоразумны. Философия находится в услужении богословия. Религиозная истина не может быть доказана со стороны философии.

Природа - доля к небесному царству. В природе всё обусловлено божественной премудростью.

Верховная цель - Бог. От субстанциональной формы отличны другие. Бог есть чистая, лишённая материи форма, конечная причина мира, но мир не вечен. Душа - субстанциональная форма, она превращает первичную материю в человеческое тело. Интеллект не отделим от души. Душа бессмертна. Конечная цель человека - блаженство (в познании Бога). Блаженство достижимо только в загробном мире.

В вопросе о природе-универсалии Фома занял позицию умеренного реализма. Они существуют как идеальные прообразы предметов в божественном разуме. Универсалии находятся в вещах, ибо общее существует объективно лишь потому, что оно присуще вещам.

Универсалии образов в человеческой голове и они возникают как понятия и абстрагируются.

Фома отвергает онтологическое доказательство бытия Бога, оно может быть доказано апостериорно.

Пять доказательств существования Бога:

Должен существовать первый двигатель (Бог).

Цепь причин не может быть бесконечной, должна быть первая причина - Бог.

Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, т. е. должно существовать абсолютно необходимое существо - Бог.

Вещи обнаруживают разные степени совершенства, т. е. должно существовать абсолютно совершенное существо - Бог.

Целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, необходимо принять внеприродный разум, который упорядочил мир - Бог.

Обработка аристотелевской философии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материал-их идей и усиления идеалист-их элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние на фил-фию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Основной принцип философии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все сущ-ее укладывается Ф.А. в созданный богом иерархический порядок. Учение Ф.А. об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. С 1879 схоластическая система Ф.А. официально объявляется “единственно истинной философией католицизма”. Осн.сочинения Ф.А.: “Сумма против язычников” (1261-1264), “Сумма теологии”(1265-1273).

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Схоластика в средние века прошла тир этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика. (XIII-XIV в.в.).

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Гоббс и Локк, Спиноза, Беркли и Юм Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

Идеи и взгляды Фомы Аквинского

Святой Фома Аквинский известен своими философскими трудами, которые вошли в основу католического учения. Одними из основных его произведений являются два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, - «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Он строил все свои сочинения в виде вопросов и ответов, которые всегда представляют мнения возражающих, и старался показать то, что верно в каждом подходе. Фоме Аквинскому удалось соединить идеи Блаженного Августина и философию Аристотеля. Не прибегая к учению Церкви, философ на основании доводов разума и логики вывел доказательства бытия Бога.

Пояс Фомы Аквинского

Существует легенда, что однажды во время трапезы в монастыре Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора уехать из монастыря. Семья Фомы противилась его решению быть доминиканцем. Его братья даже пошли на подлость, чтобы лишить Фому целомудрия. Святой стал молиться, и ему было видение. Ангел препоясал его поясом как символом вечного целомудрия, которое Бог ему даровал. Пояс и по сей день хранится в женском монастыре Шьери в Пьемонте. Согласно легенде, Господь спросил святого Фому в конце его жизни, какую награду он хотел бы получить за свои труды. Фома ответил: «Только Тебя, Господи!».

5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину - это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего - это Бог.

3. Доказательство через необходимость - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.

4. Доказательство от степеней бытия - люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее - этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину . В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, - это существо мы именуем Богом.

Как говорил Фома Аквинский

Любить кого-либо - то же самое, что желать этому человеку добра.

Мы должны искренне любить других ради их собственного блага, а не ради нашего.

Знание - настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, - приобретай сегодня.

Наш долг - ненавидеть в грешнике его грех, но любить самого грешника за то, что он - человек, способный на благо.

Счастливому человеку нужны друзья и не для того, чтобы извлекать из них пользу, ибо он и сам преуспевает, и не для того, чтобы восторгаться ими, ибо он владеет совершенными восторгами добродетельной жизни, но, собственно для того, чтобы творить добрые дела для этих друзей.

Доказательства бытия Бога

Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Центр проблемой естественной теологии является "доказательства" бытия бога.

Аквинский утверждает, что доказать существование творца можно двумя способами: через причину и через следствие. Переводя эту схоластическую терминологию на современный язык, можно сказать, что в первом случае речь идет о доказательстве априорном, то есть от причины к следствию, во втором - об апостериорном, то есть от следствия к причине. Аквинат(ский) формулирует пять "доказательств-путей" бытия бога.

1. Доказательство от движения , называемое в настоящее время кинетическим доказательством, исходит из того, что вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то другим, ибо движение это соединение материи с формой. Если бы какое-то бытие, приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то это было бы совершено чем-то другим, а это другое в свою очередь приводилось в движение третьим и так далее. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, ибо в таком случае не было бы первого "двигателя", а следовательно, и второго, и последующих, и вообще не было бы движения. Поэтому, делает вывод Фома, мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не движется и которая все движет. Такой причиной должна быть чистая форма, чистый акт, которым является бог, находящийся за пределами мира.

2. Доказательство от производящей причины , гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть бога. Фома считает, что невозможно, чтобы нечто было собственной производящей причиной, поскольку оно существовало бы раньше себя, а это нелепо. Если в цепи производящих причин не признать абсолютно первую причину, то тогда не появятся и средние и последние причины, и, наоборот, если в поисках причин мы уйдем в бесконечность, то не обнаружим первой производящей причины. "Следовательно, - пишет Аквинский в "Теологической сумме", - необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют богом".

3. Доказательство от необходимости и случайности исходит из того, что в природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный характер. Невозможно представить, по мнению Фомы, чтобы подобного рода вещи существовали всегда, ибо то, что может существовать временами, реально не существует. Отсюда также следует, что если любые вещи могут не существовать, то некогда они не существовали в природе, а если так, то невозможно, чтобы они возникли сами собой. "Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, - пишет Фома, - необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости всех иных; по общему мнению, это есть бог".

4. Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия и благородства, добра и красоты. По мнению Аквината, о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным. Следовательно, должно существовать нечто самое истинное и самое благородное, самое лучшее и самое высокое или нечто обладающее наивысшей степенью бытия. "Отсюда следует, - пишет Фома, - что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства; и ее мы именуем богом".

5. Доказательство от божественного руководства миром исходит из того, что в мире как разумных, так и неразумных существ, а также в вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Фома считает, что это происходит не случайно, и кто-то должен целенаправленно руководить миром. "Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем богом", - писал Аквинский.

Фома Аквинский – крупнейший представитель поздней схоластики. Родился в Неаполитанском королевстве близ городка Акуино. Вступил в орден доминиканцев, преподавал в Парижском университете. Философское учение Фомы Аквинского охватывает весь спектр средневековой схоластики – это проблемы взаимоотношения философии и богословия, онтологического доказательства бытия Бога, двойственности истины, проблема универсалий, проблема теодицеи (истолкования природы зла, допускаемого Богом в мире).

Наиболее значимые работы Фомы Аквинского

«Сумма теологии» и «Сумма против язычников»

Фома Аквинский о специфике философии и богословия

Фома Аквинский считал, что как богословие, так и философия изучают Бога и его творения. Но в то время как философия восходит от божественных творений к их создателю, богословие, напротив, исходит из признания творца и нисходит к его творениям: «в философском учении, которое рассматривает творения в них самих и от них восходит к богопознанию, в самом начале рассматриваются творения и лишь в конце Бог; напротив, в вероучении, которое рассматривает творения лишь в их соотнесенности с Богом, вначале рассматривается Бог и затем творения. И такая последовательность более совершенна, ибо обнаруживает больше сходства с процессом познания самого Бога: ведь Бог, познавая самого себя, через это созерцает и остальное».

По Фоме Аквинскому философия должна служить богословию

Философия, настаивал Фома Аквинский, должна находиться в подчинении у богословия. Ее предназначение в том, чтобы разъяснять догмы богословия, делать их более доходчивыми для верующих: «Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через откровение. Притом же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам, подобно тому как теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам или теория государства прибегает к науке военного дела. И само то обстоятельство, что она все-таки прибегает к ним, проистекает не от ее недостаточности или неполноты, но лишь от недостаточности нашей способности понимания: последнее легче вести от тех предметов, которые открыты посредственному разуму, источнику прочих наук, к тем предметам, которые превыше разума и о которых трактует наша наука». Фоме Аквинскому принадлежит знаменитое выражение: «философия является служанкой богословия», определившее положение философии в христианской Европе на несколько веков вперед.

Фома Аквинский о природе универсалий

В спорах номиналистов и реалистов о природе универсалий Фома Аквинский стоял на позициях умеренного (аристотелевского) реализма. Согласно ему, универсалии существуют трояко: до вещей, в сознании Бога, как идеи будущих вещей, как идеальные вечные прообразы сущего; в вещах – как общие, совпадающие признаки многих вещей, и после вещей – в мышлении человека как результат абстракции, как понятия о них. Если отбросить упоминание разума Бога, то со второй и третьей формами существования универсалий может согласиться любой современный философ-атеист.

Проблема истины в философии Фомы Аквинского

Фома Аквинский различал два источника познания истины: «из природы» и через божественное откровение: «Познание истины двояко: это либо познание через природу, либо познание через благодать. И то познание, которое происходит через благодать, в свою очередь двояко: первый вид познания исключительно умозрителен, как то, когда некоторому лицу открываются некоторые божественные тайны; другой же род познания связан с чувством и производит любовь к Богу. И последнее есть особое свойство дара мудрости». Следуя идеям Аристотеля, в «Сумме теологии» Фома Аквинский определял истину как «соответствие интеллекта и вещи».

Фома Аквинский о доказательствах бытия Бога

Фома Аквинский не соглашался с «онтологическим» доказательством существования Бога, ранее предложенным Ансельмом Кентерберийским. В противовес ему он выдвинул пять аргументов в пользу существования Бога, из которых наибольшую известность получил так называемый «космологический» аргумент. Суть его заключается в истолковании существования Бога как «первопричины» всех вещей. Как первопричина, Бог создает многочисленные роды и виды вещей, наделенных различной степенью совершенства. Особое место в творении занимает человек, являющийся единством материального тела и души как формы тела.

Проблема зла в философии Фомы Аквинского

Для всех схоластов, и не только для них, была актуальной проблема обоснования существования в мире зла. Коль христианский Бог всемогущий и добрый, почему он допустил существование в сотворенном им мире зла? Фома Аквинский рассматривал зло как менее совершенное благо – оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществились все ступени совершенства, «не потерпело ущерба совершенство всеобщего блага». Если устранить все случаи зла, то в мире недоставало бы многих благ. Так, без убийства животных была бы невозможна жизнь львов, а без жестокости тиранов – стойкость мучеников (Там же). В то же время благо выше зла, оно господствует над злом: «Нет единого первичного начала зла в том смысле, в котором есть единое начало блага…все сущее в той мере, в какой оно есть сущее, есть благо… зло существует лишь во благе, как своем субстрате». Таким образом, зло может возникать лишь «акцидентально» (случайно) в следствиях единого первичного блага, которым является Бог.

Историческое значение философского учения Фомы Аквинского.

Достаточно всеохватывающее философско- богословское учение Фомы Аквинского явилось одним из высших достижений в развитии схоластики. За заслуги перед католической церковью, выразившиеся в адаптации аристотелевской философии к христианскому богословию, он был в 1323 г. на очередном Вселенском соборе причислен к лику святых. Его учение и в наше время выступает как ведущее направление католической теологии, поскольку официальной теологией Ватикана является неотомизм – модернизированная версия взглядов Ф.Аквинского. Что же касается его сугубо философских взглядов, то они представляют лишь историческую ценность, как и вся схоластика в целом.

Одним из самых ярких представителей философской схолас­тики был Фома Аквинский (1226-1274), философ, теолог, мо­нах-доминиканец. Основатель учения - томизма, которое пред­ставляет сочетание философии Аристотеля с христианско-католической теологией. Причиной возникновения и развития всего сущего Ф. Аквинский считал Бога. Бог представляет собой чис­тую форму - источник всех форм, благодаря которым материя как потенциальная возможность всех вещей превращается в конк­ретные чувственные вещи.

Всякое сущее, по мнению Ф. Аквинского, состоит из эссенции и экзистенции, сущности и существования. Существование отра­жает индивидуальные характеристики вещей, сущность принадле­жит к роду. У Бога сущность и существование тождественны. Бог абсолютен.

Будучи близок к реалистам, Ф. Аквинский пытался все же примирить реализм и номинализм. Он предлагал различать поня­тия «род» и «вид» в человеческом и божественном уме. Для Бога реальны родовые понятия, идеи. В человеческом же сознании ре­альны вещи. По мнению Аквината, общее присуще самим конк­ретным вещам как их сущностная форма; понятие как идеальный образ конкретных вещей принадлежит лишь божественному разуму.

Фома Аквинский стремился теоретически обосновать служеб­ную роль философии по отношению к теологии. Превосходство теологии он видел в том, что она непосредственно изучает изло­женные в Священном Писании - «истины откровения», тогда как философия имеет дело лишь с чувственными объектами и «исти­нами человеческого разума. И все-таки Фома Аквинский стре­мился примирить веру с разумом; истина одна, и она происходит прежде всего от Бога. Он утверждал, что чувства - это окна души, что разум, питаясь фактами, открывает сверхъестественную, боже­ственную истину.

Фома Аквинский считал, что человек - не человек без тела и без души. Августин Блаженный и Ансельм Кентерберийский, как известно, упускали это из виду; они учили, что лишь одна душа драгоценна и только на время попадает в недостойную внимания телесную оболочку.

Конечно, полагал Фома Аквинский, истину можно достичь и изложить путем логических доказательств, если только этот путь достаточно разумен и долог. Однако, тем не менее нравственные ценности человек постигает только посредством божественного откровения, чудесным образом.

11.Эпоха Возрождения – уникальный период европейской истории. Это кризис феодальных отношений, ранняя стадия и зарождение буржуазных отношений. В Италии раньше всех появился буржуазный строй. В Италии происходит развитие городов (Флоренция, Венеция) из-за приближенности к торговым путям Средиземного моря. Здесь образуется прослойка купцов. К тому же в это время совершались великие открытия и изобретения (самопрялка, верхнебойное водяное колесо). Производство стало механизироваться, поэтому появляется доменное производство. Изобретение огнестрельного оружия свело на нет рыцарство. В Европе появился компас из Китая, книгопечатание. Совершались важнейшие географические открытия Колумба, Васко да Гама, Магеллана. Эти открытия привели к тому, что Италия потеряла свои торговые пути, т.к. открыты новые. Бурно развиваются города Нидерландов, Англии, Франции, Испании. Первая буржуазная революция произошла в Германии, но она была слишком слаба, затем революция прогремела в Нидерландах, эти революции не имели общеевропейского значения. Самая сильная революция произошла в Англии. Это обстоятельство резко изменило мировоззрение народа – это переворот в мировоззрении называется эпохой Возрождения. Само Средневековье в эту эпоху было отвергнуто. Термин «возрождение» не означал реставрацию старого мира, старый мир так или иначе проявлялся в умах людей, но были и значительные изменения. Эпоха Возрождения – переход от Средневековья к философии Нового Времени, основанной на научных открытиях.

Основные черты мировоззрение в эпоху Возрождения: 1. Ориентация на чел-ка – если в центре внимания античной философии – космос (космоцентризм), в средневековой философии – Бог (теоцентризм), то в философии эпохи Возрождения – человек (антропоцентризм). Признается, что основная деятельность чел-ка происходит в этом мире, счастье можно достигнуть на этом свете, а не в загробном. Бог – начало всех вещей, но чел-к – центр мира.2. Общество – результат деятельности людей, и чел-к ничем не ограничен, чел-к может все. Появляется сознание своего таланта, свободомыслие. Эта эпоха породила множество выдающихся личностей. «Эпоха нуждалась в титанах, и она породила их!» - Ф. Энгельс.3. Гуманизм – чел-к – это свободное существо, которое творит самого себя и окружающий мир. Но мы не можем отождествлять гуманизм с атеизмом. Люди в эту эпоху верили в Бога. Получив от Бога свободную волю, чел-к должен сам отвоевывать свое место в окружающем мире. Испорчены мотивы греховности чел-ка, Для философии эпохи Возрождения характерен оптимизм, бесконечная вера в возможности чел-ка.4. Культ творческой деятельности. Если в античном мире всякая творческая деятельность и труд были презрительными, то в эту эпоху был культ творческой деятельности. Чел-к в ходе этой деятельности создает окружающий мир, его красоту и величие и создает самого себя. Появляется идея промотеизма: чел-к – сотворец мира, он – сотрудник, помощник Бога. Происходит реабилитация человеческого тела – это не тяжкие оковы души. Телесная жизнь – самоценна. Процветает культ человеческого тела.

12. Философия Нового времени , кратко говоря, развивалась в сложный период быстрого подъема техники и становления капиталистического общества. Временные рамки – XVII и XVIII века, но иногда в философию этого периода включают и XIX век.

Рассматривая философию Нового времени, кратко изложенную, следует отметить, что в этот период жили самые авторитетные философы, во многом определившие развитие этой науки сегодня.

Великие философы Нового времени
Один из них – Иммануил Кант, которого называют родоначальником немецкой философии. По его мнению, главная задача философии – дать человечеству ответы на четыре основных вопроса: что такое человек, что он должен делать, знать, и на что надеяться.
Френсис Бэкон – создал методологию экспериментального естествознания. Он одним из первых указал на значение опыта в вопросе постижения истины. Философия в понимании Бэкона, должна носить практический характер.
Рене Декарт – отправной точкой исследования считал разум, а опыт для него был лишь инструментом, который должен или подтвердить, или опровергнуть выводы разума. Он первым пришел к идее эволюции живого мира.Два философских направления Нового времени

Великие умы философии XVII и XVIII веков разделились на две группы: рационалистов и эмпиристов.
Рационализм представляли Рене Декарт, Готфрид Лейбниц и Бенедикт Спиноза. Во главу всего они ставили человеческий разум и считали, что только из опыта знание получить невозможно. Они придерживались точки зрения, что разум изначально содержит все необходимые знания и истины. Нужны только логические правила, чтобы извлечь их. Основным методом философии они считали дедукцию. Однако сами рационалисты не могли ответить на вопрос – почему возникают ошибки в познании, если по их утверждению, все знания уже содержаться в уме.

Представителями эмпиризма были Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Для них главный источник познания – это опыт и ощущения человека, а основной метод философии – индуктивный. Надо отметить, что сторонники этих разных направлений философии Нового времени не были в жесткой конфронтации и соглашались со значительной ролью и опыта, и разума в познании.
Кроме основных философских течений того времени, рационализма и эмпиризма, существовал еще агностицизм, который отрицал любую возможность познания мира человеком. Его самый яркий представитель – Дэвид Юм. Он считал, что человек не способен проникнуть в глубь тайн природы и познать ее законы.

В статье поговорим о биографии Фомы Аквинского. Это известнейший философ и теолог, которому мир обязан важными знаниями. Мы подробно рассмотрим жизненный путь и достижения этого великого человека.

Первое знакомство

Рассмотрение биографии Фомы Аквинского начнем с беглого знакомства с ним. Это выдающийся ученый, который является теологом и философом. Более того, он канонизирован католической церковью. Является крупнейшим систематизатором ортодоксальной схоластики и учителем церкви. Отличается тем, что впервые нашел связующие нити между философией Аристотеля и христианской верой.

Жизнь

Биография Фомы Аквинского начинается с его появления на свет приблизительно 25 января в 1225 году. Мальчик родился возле Неаполя в замке Рокказекка. Он стал седьмым сыном известного и богатого графа Ландольфа. Мать Фомы звали Теодорой, она была богатой и завидной неаполитанской невестой. Известно, что отец мальчика мечтал, что тот станет аббатом в обители, расположенной близ родового замка.

Когда мальчику исполнилось 5 лет, его отдали в где он находился в течение 4 лет. В 1239 году поступил в университет Неаполя, который успешно закончил в 1243 году. Во время обучения молодой человек сильно сблизился с доминиканцами и даже решил стать членом их ордена. Но против этого решительно выступила вся семья, и родные братья заточили Фому в крепость Сан-Джовани.

Свобода

Краткую биографию Фомы Аквинского продолжаем тем фактом, что свободу он обрел лишь в 1245 году. Тогда же он, вопреки воле всего семейства, стал монахом Чтобы меньше пересекаться с близкими и начать свой путь, он отправился в Парижский университет. Там учителем и наставником молодого человека стал сам Альберт Великий. В период с 1248 по 1250 года Фома обучался в Кельнском университете, в который он подался по следам своего наставника. В 1252 году вернулся в Доминиканский университет. Спустя 4 года его назначили преподавателем теологии благодаря возможности доминиканцев предлагать свои кандидатуры. Фома стал преподавать в

Первые работы

Именно здесь, на свободе, молодой мужчина написал свои первые труды, а именно «О существовании и сущности», «Комментарий к «Сентенциям»», «О началах природы». Далее случается невероятный виток судьбы: его к себе, в Рим, вызывает папа Урбан IV. Следующие 10 лет своей жизни Фома посвящает преподавательской ниве в Италии, а именно в Риме и Ананьи.

Одновременно с этим теолог пишет большой философско-богословский труд. Большую часть времени в Италии мужчина провел как советник по делам богословским при папской курии.

В 1269 году исследователь возвращается в Париж для того, чтобы начать борьбу с арабскими толкователями трудов Аристотеля и очистить его учение. Кстати, очень резкий трактат героя нашей статьи, «О единстве интеллекта против аверроистов», был написан как раз в 1272 году. Он напрямую касался работ Аристотеля и их неверного истолкования.

Краткую биографию Фомы Аквинского продолжаем тем, что в том же году его отзывают в Италию для создания школы доминиканцев в Неаполе. К сожалению, из-за плохого самочувствия, мужчине пришлось прекратить преподавательскую деятельность и оставить на время писательство. Но не суждено ему было вернуться к своим трудам. Так, в 1274 году краткая биография и творчество философа Фомы Аквинского прерываются, так как он умирает по дороге в Лион. В это время он находился в монастыре Фоссанова. В дороге закончилась жизнь выдающегося теолога.

Биография Фомы Аквинского по Г. К. Честертону

В этой книге автор прибегает к беллетристике для того, чтобы лучше проиллюстрировать жизнь героя нашей статьи. Он сочетает публицистический и исповедальный жанры для того, чтобы лучше передать атмосферу. Говоря буквально, Гилберт Кит просто трансформировал жанр биографии в его классическом понимании. Несмотря на использование художественных приемов, он полностью сохраняет достоверность исторических фактов, и на основе некоторых данных даже отрицает неверную информацию или толкования, которые возникли из легенд об Аквинате.

Влияние

Как формировалось мнение героя нашей статьи? Биография и философия Фомы Аквинского неразрывно связаны с упомянутым выше Аристотелем. Дело в том, что этот великий человек оказал значительное влияние на творческое переосмысление Фомы. При этом в работах прослеживаются мысли арабских и греческих комментаторов, неоплатоников: Цицерона, Августина, Авиценны, Маймонида и т. д.

Труды

Биография, теология и философия Фомы Аквинского невозможны без его двух основных работ, а именно трактатов «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». Также он комментировал трактаты Аристотеля, Псевдо-Дионисия, Боэция, П. Ломбардского. Известно, что своё мнение теолог высказывал на счет некоторых книг Библии и анонимную книгу «О причинах». Он интересовался алхимией, стихотворными текстами для богослужений и религиозными сочинениями других авторов.

Во многом все эти мнения строились на его преподавательской деятельности, так как в то время чтение религиозных книг и диспуты о них неизменно сопровождались комментариями.

Идеи

Биография и учения Фомы Аквинского очень тесно переплетаются, так как он поддавался влиянию своего окружения. Рассмотрим его ключевые идеи. Во-первых, надо сказать, что он четко разделял философию и теологию, считая, что в первой господствует разум, а во второй - откровение. Фома считал, что философия находится в строгом подчинении теологии, которую он ставил куда выше.

Заметим, что Аристотель выделял 4 основные ступени познания истины, а именно - опыт, искусство, знание и мудрость. У Аквината мудрость стала независимой величиной, которая представляла собой знание о Боге. При этом он выделял три её типа: на уровне благодати, богословья и метафизики.

Именно Фома предложил идею о том, что разум человека не может постигнуть мудрость полностью, так как некоторые истины просты и понятны (существование Бога), а некоторые - нет (триединство, воскрешение). Аквинат выдвинул мысль о том, знаний природные и теологические не могут находится в конфликте, так как они гармоничны и дополняют друг друга. Если под мудростью он понимал желание понять Бога, то под наукой - способы этого понимания.

Бытие

Мы рассмотрели кратко биографию и философию Фомы Аквинского, но некоторые его идеи требуют детального рассмотрения. Под бытием Фома понимал самое сокровенное, что скрыто в глубине души каждого живого существа. Он делал акцент на том, что существования какой-либо вещи куда важнее её сущности. Это исходило из того, что сущность не является актом творения, в отличии от существования.

Мир Аквинат понимал, как совокупность различных существований, которые зависят от Бога. Только в нём он виде единство сущности и существования, как тождественных понятий. При этом теолог предлагал рассмотреть две формы жизни: случайную, или зависимую, и самостную - безусловную.

При этом истинным бытием был только сам Бог, а всё остальное имело лишь иллюзию его. Фома не отрицал существования ангелов и прочих существ и считал, что чем ближе по ступени иерархии они стоят к Богу, тем больше свободы имеют.

Форма и материя

Сущность бытия исследователь видел в формах и материи. Последнюю он рассматривал так же, как Аристотель, то есть как пассивный элемент, необходимый для проявления индивидуальности других объектов. Сложность человеческого существа заключалась в его двойственности. Если духовные создания могли жить в одной из форм (случайная и безусловная), то люди при этом должны были существовать в материи и форме.

Фома считал, что сама по себе форма не может быть значима, так как какое-то значение она приобретает только тогда, когда отражает духовную сущность своего носителя. Совершенная форма означала некое подобие Богу.

Доказательства существования Бога

Первое доказательство существования высшей силы Аквината строится на факте движения. Это означает, что в мире всё движется, а всё движимое имеет какую-то силу, которая заставляет его это делать. Но при этом изначальная сила не может быть движима чем-либо, значит, она существует сама по себе.

Второе доказательство основывается на том, что всё в мире имеет свою причину, а это значит есть какая-то связь. При этом все они основываются на первопричине, которую называют Богом, ведь из неё исходит само бытие.

Третье доказательство строится на том, что в мире есть вещи, в которых есть необходимость, а есть те, в которых её нет. Всё создаётся и разрушается, но если бы на этом процесс и заканчивался, то уже давно не было бы ничего. Но раз что-то есть, значит есть нечто необходимое, из которого проистекает необходимость всего другого.

Четвертое доказательство базируется на степени бытия. Дело в том, что есть вещи хорошие, лучшие, плохие, нейтральные и т. д. Все они равняются на определённый идеал, то есть на высшую степень чего-то. Значит, существует нечто великое, которое является причиной и первой степенью всего сущего.

Последнее доказательство касается целевой причины. Фома заметил, что немыслящие живые существа, например животные, двигаются к тому, что для них лучше. Так, они действуют одинаково и выбирают для себя наилучшие пути развития. Но немыслящие существа, не имеющие познавательной способности, могут двигаться намеренно только в том случае, если их направляет нечто мыслящее, то есть Бог.

Этика

Мы заканчиваем рассмотрение биографии Фомы Аквинского, его идей и трудов, но остановимся на этике, которой он уделял достаточно внимания. В своих взглядах Фома опирался на принцип свободы человеческой воли, благом учении. По мнению Аквината, зло - это лишь не такое совершенное добро, которое происходит намеренно для того, чтобы проходились все ступени совершенства.

Главная цель в этических воззрениях Фомы касается того, что целью всех устремлений человека является высшее благо, которое заключается в мыслительной деятельности и в познании истины, а значит, самого Бога. Аквинат считал, что люди делают добро и правильно поступают не потому, что их так учат, а потому, что в сердце у каждого человека есть негласный сокровенный закон, которому надо следовать.

Подводя итоги статьи скажем о том, что биография Фомы Аквинского очень насыщенна и разнообразна. Ему пришлось пойти против воли отца и не оправдать его надежд для того, чтобы следовать велению своего сердца. Этот великий человек сделал огромный вклад в развитие теологии и философии, подарив миру невероятные и глубокие идеи о Боге и существовании.