Харпеджи, гамелеста и остальные: на чём играют музыку в XXI веке. Музыкальные инструменты будущего Звенящее дерево, поющее море

Что может быть удивительного и необычного в вашей гитаре, барабанах или синтезаторе? Разве можно как-то ещё координально усовершенствовать такие привычные музыкальные инструменты? Наш ответ – ещё как можно!

Уже сегодня можно увидеть эти самые необычные музыкальные инструменты будущего. И как раз о таких музыкальных инструментах пойдёт речь в сегодняшней нашей статье.

Наш современный мир неудержимо набирает обороты в сфере новых технологий! Они меняют наши воззрения, наше мышление – они меняют нас! Сегодня «продвинутый» человек должен быстро «ловить волну» iPad-ов, TouchPad-ов, Tablet-ов, Android-ов и тому подобных кибер-новинок, иначе он останется «за бортом». И у меня возник вопрос, как же новые технологии внедряются и синтезируются с такими привычными для нас музыкальными инструментами? На чём же мы будем играть через пару десятков лет? Как будет выглядеть гитара будущего?

Hyper Touch: сенсорная гитара без струн

Первый экспонат из серии необычных музыкальных инструментов будущего - это оригинальный концепт дизайнера-меломана Макса Баттаглиа (Max Battaglia), который продемонстрировал новый подход к традиционной электрогитаре. Вместо струн на грифе этого удивительного музыкального инструмента используется сенсорная панель, которая имеет различные настройки и режимы (например, режимы 6-ти струнной и 12-ти струнной гитары), что, по мнению новатора, даст новые возможности в извлечении звука. Ну, спасибо ему, что хоть форму корпуса этой гитары будущего оставил привычной (и, кстати, вполне естественный рычажок бриджаJ), в отличие от следующего инструмента.

Kitar Guitar

И вот опять, никаких привычных струн, просто какой-то родственник контроллера для Guitar Hero! Но на самом деле, как утверждает Компания Misa Digital, это полноценный музыкальный инструмент - необычный гибрид синтезатора и гитары будущего. Kitara Touchscreen оснащен 8-дюймовым сенсорным дисплеем и кнопками на грифе. По аналогии с синтезатором в памяти инструмента записаны сотни различных звуков. В продаже она появилась уже в конце 2011 года и ее стоимость колеблется от 850$ до 2500$. Что ж, попробовать было бы интересно, дизайн этого очередного необычного музыкального инструмента подкупает.

iTar – гитара будущего

ITar – этот необычный музыкальный инструментбудущего является разработкой компании Starr Labs, представляет собой синтез кнопочного грифа и популярного планшета iPad. Этанеобычная гитара будущего (хотя очень сомнительно применять к этому устройству слово «гитара») может смело выполнять функции и других самых разных музыкальных инструментов – ударных, баса, или клавишных, для которых запускаются специальные приложения. В использовании все довольно просто: на дисплее появляются струны, а футуристический гриф выступает в качестве обычного гитарного грифа. Но, на мой взгляд, это, конечно, игрушка, а не музыкальный инструмент для настоящего музыканта.

Hang Drum

Сегодня уже никого не удивишь электронными барабанными установ- ками, Drum Pad-ами и различными контроллерами, но одна очень занят- ная разработка швейцарской компании «PANART» не перестаёт поражать воображение людей, хотя и была создана ещё в далеком 2000 году.

Hang Drum – это совершенногонеобычный музыкальный инструмент, он же «ручной барабан», внешне напоминает инопланетную летающую тарелку, извлекать звук из этого чудо-устройства можно разными способами. Например, играть кончиками пальцев, ладонью или ее ребром. Состоит этот уникальный музыкальный ударный инструментиз двух соединенных металлических полусфер. Верхняя (звучащая) полусфера имеет 8 тональных зон, которые образуют круг из звуков разной тональности. Эта звуковая волна расходится от верхнего купола от более низкой ноты к самой высокой.

Принцип работы этого уникального музыкального инструмента явился результатом многолетних исследований различных металлических и других ударных из разных стран мира: гонги, колокола, поющие чаши, барабаны индейцев Карибского моря, барабаны уду и др. А главное, никаких правил игры на нем не существует, все что нужно - это руки и любовь к музыке. =)

AIRPIANO

AirPiano, что в переводе озна- чает «воздушное пианино» - это поистине самый необычный музыкальный инструмент будущего. Игра на нем настолько поражает, что кажется - его создал некий иной разум не отсюда… или известный инженер Омэр Йоша (Omer Yosha).

Музыкальный инструмент представляет собой длинную сенсорную панель с прозрачной стеклянной крышкой. Звуковой ряд светодиодной панели включает в себя полную октаву. Для извлечения звука музыканту достаточно сделать в воздухе, не прикасаясь к самому инструменту, несколько виртуозных движений. Специальная интерактивная платформа идентифицирует движения музыканта и воспроизводит соответствующие ноты. В общем, это волшебство надо видеть!

TENORI-ON

Yamaha TENORI-ON - это необыч- ный инновационный цифровой музыкальный инструмент буду- щего. Его создатели: компания Yamaha и японские художники Тошио Иваи и Ю. Ниcибори. Пред- ставляет он собой квадратный дисплей, состоящий из 256 кнопок-сенсоров со светодиодами внутри. С помощью нажатия кнопок вы как бы создаете «аудиокартину» своей музыки.

В основном он обрел популярность среди диджеев и исполнителей-экспериментаторов (например, устройство активно использует на своих концертах Bjork).

EIGENHARP ALPHA

Что получится если собрать такие музыкальные инструменты как саксофон, синтезатор, драм-пэд и губную гармошку в одном инструменте? Eigenharp Alpha! Этот гибрид музыкальных инструментов разработан Британской компанией Eigenlabs и представляет собой гриф длиной 132 см. (который удобно держать как арфу - отсюда и название инстру- мента «само-арфа»), в верхней части которого расположено 120 сверхчувствительных клавиш, а в нижней – 12 «перкуссионных» клавиш, для более жесткого звука. Каждая клавиша реаги- рует на малейшее движение пальца, вплоть до одного микрона, позволяя регулировать множество параметров игры, как, например, высоту тона, вибрато или частоту среза фильтра! Также на грифе этого необычного музыкального инструмента имеется трубка для вдувания воздуха, как у фагота, и два дополнительных контроллера, выполненные в виде полос.

Поддерживается управление «арфой» через MIDI-интерфейс, подключённый к компьютеру. К Eigenharp Alphaприлагается комплект 8 Гб различных сэмплированных инстурментов, ударных и лупов. Стоимость этого музыкального инструмента будущего тоже сверхчувствительная -примерно 5800$!

ЛАЗЕРНАЯ АРФА

Этот необычный музыкальный инструмент – современное воплощение классической арфы! Его не только надо слушать, но и видеть! Поистине впечатляющее зрелище! Состоит он из лазерных лучей, принцип работы которых аналогичен с обычными струнами, только они звучат не от щипков, а от перекрытия. Лазерная арфа также может работать как самостоятельный MIDI-контроллер, подключая ее к синтезаторам и MIDI интерфейсам можно получать необычный синтез звука и тембры. В общем, с таким музыкальным инструментом будущего, как минимум, эффектное «живое выступление» гарантировано!

Новые технологии стремительно завоёвывают мир музыки, развивают, делают его, безусловно, богаче и разнообразней и это замечательно! Но лично мне кажется, никакой гаджет, никакой даже самый необычный музыкальный инструмент будущего, не способен заменить то чувство, когда ты берешь в руки «живой» инструмент и создаешь «живой звук»!

«Современные изобретения»: за этими словами, как нам кажется, всегда стоят высокие технологии. Робототехника, нейроинтерфейсы, нейросети. В музыку в ХХ веке пришли электроинструменты и компьютер - и последний, казалось бы, должен был угасить пыл всех изобретателей. Композиторы были обречены просто пересесть за монитор. Но этого не произошло - даже для создателей акустических инструментов сегодня настал ренессанс, ведь в их распоряжении материалы и технологии всех прошедших эпох. Не говоря уже об электрических. Ниже - семь удивительных музыкальных инструментов нового времени.

Ханг

Начнём с самого популярного инструмента, который можно встретить даже у уличных музыкантов. Не в изначальном виде, правда: аутентичный ханг, разработанный на самой границе нового века, в 2000 году, швейцарскими изобретателями Феликсом Ронером и Сабиной Шерер, закончили выпускать в 2014 году. И хотя изобретатели сейчас предлагают аналог с названием Gubal, большинство музыкантов обращается в компании-конкуренты.

Что же такое ханг? Это перкуссионный инструмент в виде двух полусфер из металла, соединённых в диск. По периметру верхней расположены углубления - тональный круг.

Семейством ханга называются инструменты, похожие на него, они же хэндпаны. Сегодня можно найти школу, где обучают игре на хэндпанах, можно связаться и с российскими мастерами, которые их изготавливают. Есть запатентованная российская марка - SpB Pantam.

Ближайший и самый известный собрат ханга - это HANT (have a nice trip) или, в русском переложении, глюкофон. Звучание обоих инструментов называют космическим - а визуально это подтверждается и сходством с летающей тарелкой.

Харпеджи

Ещё один молодой, но перспективный инструмент - это харпеджи, гибрид фортепиано и гитары, по виду вовсе напоминающий цитру. Увидевший свет в 2007 году, он уже успел зазвучать на весь мир: например, в фильме «127 часов », который был номинирован на «Оскар», в том числе за саундтрек.

Это уже меньше похоже на звуки из космоса - зато едва верится, что музыку производит не синтезатор, а электрический инструмент, на котором просто зажимают струну тэппингом.

Колёсная арфа

Это название уже не на слуху, а самому инструменту всего три года: его представили публике в 2013 году. Если изобретатели ханга и его идеологи вдохновляются древними перкуссионными инструментами, то колёсная арфа была разработана по рисункам Леонардо да Винчи - лучше всего сказать «по мотивам», потому что полноценные чертежи до наших дней не дошли.

Звук колёсной арфы обычно описывают как «густую полифонию», похожую на звучание «полноценного струнного оркестра». А работает она так. Колесо вращается педалью, оснащённой электроприводом, а клавиша задействует соответствующую струну, которая приближается к колесу. Оно покрыто канифолью, что имитирует движение смычка.

Wintergatan Marble Machine

Если звучание колёсной арфы показалось вам слишком тяжеловесным, можем предложить инструмент куда более сентиментальный и лёгкий для восприятия. Это, по сути, машина для катания шариков, которые падают на ксилофонные клавиши и производят сказочно-оптимистическую музыку.

Wintergatan - название группы, в которой играет изобретатель этой чудо-машины Мартин Мулин. А если вам показалось, что музыка, звучащая на видео, будто заимствована из «Амели» - не удивляйтесь: с творчеством Яна Тирсена чаще всего и сравнивают музыку Мулина. Ещё со времени жизни такого коллектива, как Detektivbyrån, в котором он раньше играл.

В отличие от предыдущих инструментов, Marble Machine изначально задумывалась как штучный экземпляр. Изобретатель не намеревался пускать машинку в массовое производство: чересчур затратно.

Только для одной такой гигантской музыкальной шкатулки в 2015 году потребовалось две тысячи шариков.

Если вы настолько вдохновились ею и хотите пересоздать своими руками, это сделать, конечно, можно. Инженерную основу можно воплотить по готовым чертежам , доработав их с учётом ксилофонных клавиш. Но работа эта явно для тех, у кого энтузиазма и времени в избытке.

Между прочим, Мулин - изобретатель не только этого инструмента. Выступая с Wintergatan, он испробовал уже и другие, более компактные машинки.

Гамелеста и шарпсикорд

Итак, иногда инструменты рождаются из-за нужд музыкантов, которым оказывается тесно в традиционных формах. Поэтому нельзя не сказать и о Бьорк, известной исландской экспериментаторше в области звука.

В 2011 году её соотечественник, органный мастер Бьоргвин Томассон изобрёл специально для певицы особый инструмент - гамелесту. Название произошло от индонезийского гамелана (оркестра струнных и ударных инструментов) и французской челесты - и представляет собой своеобразный синтез. Хотя управляется гамелеста компьютером, у неё исключительно акустическое звучание, напоминающее в первую очередь колокольчик.

Но гамелеста - не единственный необычный инструмент, звучавший в музыке Бьорк и получивший благодаря ей относительную известность.

Есть ещё и шарпсикорд, созданный Генри Дэггом, - это огромная музыкальная шкатулка с барабаном, вращающимся благодаря энергии от солнечной батареи. В нём проделаны 11 520 отверстий - затыкая их, музыкант программирует мелодию, что весьма затратно по времени: чтобы обеспечить несколько минут музыки, приходится провести целый день за инструментом.

Гидролофон

Эта «водяная флейта» кажется обычным фонтаном и начинает звучать, когда музыкант зажимает пальцами отверстия в трубке - совсем как при игре на обычной флейте. Хотя специалисты отмечают родство гидролофона скорее с пианино и органом, ведь речь о звуке, который издают связанные с этой полостью трубы.

Инструмент изобрели недавно - в 2006 году, но он уже завоевал сердца совсем разной публики: с ним выступают в сопровождении оркестра, и с ним же развлекается любой желающий в крупных парках мира.

Его создатель Стив Манн, профессор Университета Торонто, спроектировал множество вариантов - вплоть до установленного в джакузи. Но самыми «народными» стали гидролофоны в парковых фонтанах и других общественных местах - и это не исключает их оригинальности. Например, в аквапарке Legoland в Карлсбаде (Калифорния) корпус гидролофона выполнен из огромных блоков Lego , а некоторые экземпляры снабжены маркировкой Брайля, чтобы играть могли в том числе слепые и слабовидящие люди.

Самый большой гидролофон расположен перед зданием научного центра в канадской провинции Онтарио. У него есть и своё название - Телускейп, а доступен он всем желающим круглосуточно . Правда, только в тёплый сезон.

Звенящее дерево, поющее море

И, наконец, особая категория инструментов: не для профессиональных музыкантов, не для обычных людей, отдыхающих в парке, а… для природы. Такие инсталляции используют стихию - и стихийно же производят на свет музыку. Поскольку авангард ХХ века значительно расширил значение слова «искусство», в том числе когда речь идёт о музыке - мы можем сказать, что это она и есть.

Яркий пример - Singing Ringing Tree, «дерево» из стальных труб, сооружённое в Восточном Ланкашире (Англия). На нём играет ветер аж с 2006 года.

Есть и подобный ему инструмент, играющий уже от силы прибоя - морской орган. Целых три таких экземпляра расположились в Блэкпуле, Сан-Франциско и в Хорватии. Наиболее известным можно считать третий, построенный в 2005 году в городе Задар.

Гармония мира не знает границ - не знает её и музыкальная гармония. Искусство будет обретать всё новые и новые формы, а красота музыки никогда не перестанет волновать душу. Но есть прекрасное и в смене форм как таковой - в самом стремлении человека к новому.

Американские ученые изобрели инструмент под названием энцефалофон. Он основан на нейрокомпьютерном интерфейсе. Подробнее об изобретении говорится в статье, опубликованной в специализированном журнале The Frontiers in Human Neuroscience .

Необычный инструмент умеет принимать сигналы и преобразовывать их в музыкальные ноты. Специалисты Вашингтонского университета провели испытания, в которых участвовали 15 человек. Испытуемые надевали специальную шапочку для проведения электроэнцефалографии, регистрировавшей электрическую активность мозга. Сам инструмент получал два вида сигналов: когда человек закрывал глаза и когда думал о движении. Таким образом, синтезатор воспроизводил ноты, полученные из зарегистрированных сигналов. Отмечается, что все участники исследования смогли «поиграть» на инструменте даже без предварительного обучения.

Ожидается, что в конце года исследователи проведут испытания с участием . Люди с двигательными нарушениями получат возможность поиграть на инструменте.

«МИР 24» решил вспомнить необычные , изобретенные в наши дни, которые заставляют по-новому взглянуть на методы создания музыки.

В конце 90-х годов профессор электроники и вычислительной техники Университета штата Иллинойс Липпольд Хакен разработал электронный музыкальный контроллер, получивший название Continuum Fingerboard, или просто Continuum («Континуум») .

Данный инструмент - неопреновая рабочая поверхность, которая работает как тачпэд, позволяя менять высоту, тембр и иные показатели выбранного звука с помощью положения пальцев и силы нажатия. Время отклика инструмента - 1,33 миллисекунды. Сенсоры под рабочей поверхностью определяют положение пальцев в двух измерениях и силу давления. Инструмент позволяет изменять высоту звука с разрешением в один цент и таким образом извлекать звуки с высотой, не входящей в равномерно темперированный строй. Программное обеспечение позволяет «округлять» высоту звука для получения равномерно темперированного строя или других строев.

В 2000 году швейцарцы Феликс Ронер и Сабина Шерер в процессе изучения изучения карибского стального и многих других резонирующих барабанных инструментов со всего мира разработали Hang («Ханг») , ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер - DING (верхняя часть) и GU (нижняя часть).

На стороне DING расположены 7-8 тональных областей, который образуют так называемый тональный круг. Он окружает центральный купол, названный DING (похожий на гонг). На стороне GU находится резонаторное отверстие размером 8-12 см. На этом отверстии можно играть как на уду или использовать его для модуляции звука DING. Существует масса способов извлечения звука из «Ханга». Это можно делать и кончиками пальцев, и большими пальцами, и основанием кисти. При игре на этом инструменте музыкант сидит и держит его на коленях.

«Фото: Daniel Williams, wikipedia.org»

В начале 2000-х годов европейские разработчики из института аудиовизуальных технологий в Барселоне показали свое изобретение - электронный музыкальный инструмент под названием Reactable («Реактейбл») . Данное устройство - оригинальный музыкальный инструмент, требующий точной координации движений. На мультитач-панель устанавливаются специальные генераторы звука, при этом исполняемая мелодия зависит и от выбора генератора, и от его положения относительно других. Громкость звуков и принципы взаимодействия определяются в реальном времени. Это именно тот инструмент, который надо не только слышать, но видеть, так как сложно описать словами то научно-фантастическое волшебство, которое рождает Reactable.

«Фото: Rich Lem, wikipedia.org»

В 2005 году в Японии состоялась презентация электронного музыкального инструмента под названием «Тэнори-он» , созданного японским художником Тосио Иваи и Ю Нисибори из Yamaha-центра. Устройство состоит из экрана, помещающегося на ладони, с сеткой из 16×16 светодиодных переключателей, которые могут быть активирован различными способами для создания музыкального развивающегося звукового рисунка. Светодиодные переключатели размещаются внутри магниевого корпуса, который имеет два встроенных динамика, расположенных на верхнем краю корпуса, так же как кнопки, которые управляют типом звука и производимым количеством ударов в минуту. В основании инструмента на нижнем краю корпуса располагается LCD-экран. Используя функцию связи, можно играть синхронизированные сессии, а также осуществлять обмен композициями между двумя устройствами.

В 2006 году специалистам из британской компании Sonalog удалось изобрести и начать продажи уникальной музыкальной системы GypsyMIDI , которая представляющей собой MIDI-контроллер, управление которым совершается посредством движений рук. Никакого дополнительного «железа» для использования этого девайса не требуется. Нужно только подсоединить принимающее устройство к MIDI-разъему, скажем, в ПК и установить программу eXo, которая интерпретирует сигналы датчиков в понятные компьютеру команды. Данный инструмент прост для понимания и часто используется на различных концертах электронной музыки.

В 2007 году основатель компании Marcodi Musical Products разработал электронный струнный музыкальный инструмент, получивший название Harpejji («Харпеджи») . Устройство помогает преодолеть разрыв в звучании и технике игры на гитаре и фортепиано. По сути, это гибрид двух инструментов, внешне напоминающий большую цитру. «Харпеджи» - весьма простой в освоении инструмент. Для того, чтобы воспроизвести нужный звук, необходимо прижать струны к панели. существуют два вида два вида этого инструмента: на четыре октавы (16-струнные) и на пять октав (24-струные). В настоящее время «Харпеджи» популярен у музыкантов различных направлении, например, на нем играет клавешник Джордан Рудесс прогрессив-металл группы Dream Theater.

В том же 2007-м в Британии был разработан электронный музыкальный инструмент («Альфа-Сфера»), который представляет собой контроллер необычной формы. Надо сказать, что особых технических новшеств в нем нет, но несмотря на это, это стильное дизайнерское решение - семплер сферической формы с программой, которая позволяет «развешивать» звуки по многочисленным пэдам.

В 2009 году Джон Ламберт из Shen изобрел музыкальный инструмент, напоминающий обыкновенный фагот, но напичканный разнообразной электроникой. Устройство получило название «Айгенхарп» (Eigenharp) и было сделано компанией Eigenlabs из британского Девона. По сути, это очень гибкий и портативный контроллер, звук которого фактически генерируется в программном обеспечении, которым он управляет. Данный инструмент - просто находка для музыкантов. В нем есть духовой синтезатор, секция с перкуссией, секвенсор и другие навороченные вещи. Кроме того, «Айгенхарп» имеет очень стильный и футуристичный внешний вид.

Несколько лет назад американский музыкант Джефф Трипп изобрел инструмент Hyperkeys («Гиперкис») - необычную разновидность синтезатора. На «Гиперкисе» музыкант имеет возможность не только нажимать на клавиши, но и двигать их вверх-вниз, подобно фейдерам на пульте звукорежиссера.

Не так давно швейцарец Тьерри Алари показал миру свое детище - музыкальный инструмент, который называется Scratchophone («Скрэчофон»). По сути, это переносной скрэч-инструмент (вертушка, тонарм, микшер, аккумулятор и пара динамиков) портативный и автономный, который с виду похож на обыкновенный барабан. Его легко переносить и играть в любом месте. Кроме того, для Scratchophone постоянно выпускаются различные аксессуары, а также выходят новые, улучшенные версии необычного инструмента.

На чем будут писать музыку будущего? Эйгенхарп, гамелеста, «глюкофон» и фруктовое пианино
©

AlphaSphere

Музыкальные революции всегда были напрямую связаны с технологическими: новые направления рождались с открытием новых инструментов или новых способов звукозаписи/воспроизведения. Особенно в прошлом веке - веке индустриализации и НТР. Началось все еще раньше - предположим, что в 1889-м, когда Клод Дебюсси услышал на парижской Всемирной выставке яванский гамелан, вдохновился и повел модернизм к экзотическим ладам и сонористике. Дальше - больше: электрогитара породила рок , дешевые массовые синтезаторы - нью-вейв и синти-поп, виниловые проигрыватели и пластинки, внуки эдисоновского фонографа, - хип-хоп, басовый синтезатор TB-303 - эйсид-хаус, домашние компьютеры - сонм направлений в электронной музыке и т.д. Возможно, музыку будущего уже записывают на одном из этих инструментов или интерфейсов, появившихся в новом веке.

Инструменты

Гибрид цифровой гитары, фагота, синтезатора и драм-машины. У него есть клавиши-джойстики (каждую ноту можно подтягивать), духовой синтезатор, ленточный контроллер, кнопки для перкуссии, встроенный секвенсор. Отличное решение для электронщиков, которые хотят выглядеть на сцене как рокеры из космоса. Музыкант трансово-эмбиентной группы Shen Джон Ламберт разрабатывал эйгенхарп 8 лет и представил публике в 2009 году.

Стоимость: 549 евро

Пример современной музыкальной шкатулки: Эрик Сингер вместо гитарного грифа оставил один порожек, который перемещается вдоль каждой из струн до нужной для определенной ноты позиции (получается своеобразный эффект слайда), а по струнам бьет вращающийся медиатор. Управляется по MIDI.

Не продается

Аналоговый инструмент, разработанный в 2000-м и представленный в следующем году на выставке Musikmesse во Франкфурте. Стальной барабан, похожий на летающую тарелку, состоит из двух частей: на верхней, Ding, - восемь «полей», по числу нот; в нижней, Gu, есть басовое отверстие, по нему можно стучать или управлять звуком верхней части. Придуман хэнгдрам в Швейцарии, купить его можно, отправив фирме PANArt заказ по обычной почте - дело в том, что производство маленькое и на поток не работает.

Стоимость: 2500-6000 евро

Кузен хэнга - без басового отверстия, но также с восемью полями. Калифорнийцы Грэм Доу и Триш Келли придумали его в 2008-м, вложив в разработку деньги, полученные от их магазина диджериду. Теперь продают свой барабан не только музыкантам, но и музтерапевтам - звучание хэпидрама сравнивают с колоколами, применяемыми в буддийской медитации. В России прозван «глюкофоном».

Стоимость: 275-650 долларов

Начиная с прошлого года на концертах певицы Бьорк, известной тягой ко всему новому, по мотивам альбома «Biophilia» можно увидеть этот инструмент - синтез яванского гамелана (оркестра индонезийских струнных и ударных инструментов) и итальянской челесты. Гамелеста оснащена MIDI-интерфейсом, то есть управляется с помощью компьютера. Ее сделал специально для Бьорк в 2011-м соотечественник певицы Бьоргвин Томассон, известный мастер органов.

Не продается

Гибрид гитары и клавишных, похожий на большую цитру. Звук извлекают, прижимая струны к панели - то есть тэпингом. Существуют 16- и 24-струнные харпеджи на четыре и пять октав. На нем, к примеру, играет клавишник прог- рок -монстров Dream Theater Джордан Рудесс - впрочем, он, кажется, исследует любой появившийся на рынке новый инструмент. Харпеджи звучит в фильме Дэнни Бойла «127 часов» - причем в основной теме композитора Алла Ракха Рахмана, записанной при участии Дайдо и номинировавшейся на «Оскар».

Стоимость: 1999-3999 долларов

7. Hydraulophone

Профессор Университета Торонто Стив Манн в 2006 году представил не очередную разработку в области вычислительной фотографии, как уже привыкли его коллеги, а новый инструмент. По сути, он работает как флейта - только, закрывая отверстия, вы преграждаете путь не воздуху, а струе воды. В одном из вариантов под названием balnaphone исполнитель сидит в ванне.

Примерная стоимость: по договору

8. String Station

Прог-рокер Джим Бартц собрал вместе восьмиструнную слайд-гитару, шестиструнную электрогитару и 10-струнный стик (то есть гитару, корпус которой представляет собой увеличенный гриф), добавил еще жил и микросхем - получился инструмент на 40 струн. Музыкант дает на своем изобретении концерты и ищет средства, чтобы запустить его в производство.

Существует в единственном экземпляре

Семейство инструментов от братьев Дьюан, Брайана и Леона, - фетиш для музыкантов-ретроманов. В коробочках, похожих на часы с кукушкой, находятся осцилляторы, генерирующие аналоговые звуковые формы. В синтезаторе Swarmatron, наиболее похожем на своих предков, их восемь. По звучанию напоминает, как уверяют создатели, рой ангелов или пчел - как ручки повернутся. Инструмент полюбил Трент Резнор, он использовал его в работе над картиной «Социальная сеть» и проектом «How to Destroy Angels». Дьюаны сами выступают с ними на концертах, озвучивают немые фильмы, два года назад их поставил на разогрев лидер Magnetic Fields Стивен Меррит, который впоследствии частично записал на дьюанатронах альбом «Love at the Bottom of the Sea».

Стоимость: 3250 долларов

Интерфейсы

10. The Continuum Fingerboard

Длинная панель из неопрена, на которой играют, двигая пальцами влево-вправо. Дальше - как в тачпаде: перемещаясь по панели по вертикали, можно управлять тембром. А если надавить посильнее, нота зазвучит громче. С помощью этого MIDI-контроллера записана музыка к фильмам «127 часов» и «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Его используют, например, Джон Пол Джонс и Амон Тобин.

Стоимость: 3000-5500 долларов

Прошлогодняя разработка от фирмы Misa Digital Instruments, главный офис которой расположен в Гонконге. У этой цифровой гитары струн нет вообще, вместо них - изображение на сенсорном экране. Каждый лад поделен на шесть кнопок. В итоге можно как бы на гитаре извлекать синтетические звуки (синт-блок с тембрами и эффектами - третья составляющая инструмента), назначив на каждую струну свой звук. Проект работает по принципу open source.

Стоимость: от 789 долларов

Инструмент, придуманный американцем Джеффом Трипом, - клавиши, которые можно не только нажимать, но и толкать вперед-назад, словно фейдеры на микшерном пульте. Таким образом, у музыканта появляется возможность управлять звуком, не отрывая руки от инструмента.

Стоимость: «Если вы спрашиваете о цене, значит, не можете себе его позволить» - гласит объявление на сайте

Похож на баян, у которого остались только панели с кнопочками. Первый джаммер придумал в 2003-м бывший сотрудник Microsoft Джим Пламондон и назвал его Thummer. Правда, компания-производитель закрылась в 2009 году. Теперь собираются энтузиастами по выложенным в сети схемам.

Стоимость: 375 долларов

Самый известный из новичков - разработали его японцы, художник Тосио Ивай и сотрудник Центра музыкальных технологий Yamaha Ю Нисибори, и впервые показали публике в 2005-м на лос-анджелесской выставке Siggraph. Все очень наглядно: экран с 256 светодиодными переключателями. Выщелкиваешь картинку в реальном времени, как в любой секвенсорной программе, получаешь мелодию или ритм. В промо-туре музыкальной шкатулки участвовали Джим О"Рурк, проекты To Rococo Rot, Pole и другие. Использовали Massive Attack и Little Boots. В широкую продажу он попал в 2007 году, в 2010-м появилась новая коммерческая модель, Tenori-on Orange, сделанная из пластика, а не из магниевого сплава, а потому более дешевая.

Примерная стоимость: 500-1000 долларов

Каталонская разработка, из Университета Помпеу Фабра. Выглядит как тумба с подсвеченной поверхностью, снизу расположена камера, которая передает данные в компьютер (действие проходит в затемненной комнате). На поверхность ставятся плоские или кубические объекты под названием tangibles. Каждый объект представляет собой модуль синтезатора, секвенсор или, к примеру, периодический триггер. И появляется звук, а на экране символы, некоторые из них подсказывают, что делает тот или иной объект, другими можно управлять, соединяя tangibles в единую систему.

Reactable можно было увидеть на концерте в поддержку альбома Бьорк «Volta» - на нем играл Марк Белл, а также на выступлении в британском телешоу Later with Jools Holland. Также его использовал проект Nero в клипе «Promises». В 2010-м была выпущена версия для iPad.

Стоимость: 9700 долларов

Студент Бристольского университета Адам Плейс превратил в 2007-м сэмплер в сферу, разместив на ней пэды (нажал на такой кружочек - получил звук или даже целый фрагмент композиции). Выглядит настолько эффектно, что его создатель получил на развитие проекта грантов и субсидий на 50 тысяч фунтов. На середину этого года намечено начало продаж, цена пока не объявлена.

P.S. Resistor JelTone
Порой, впрочем, не все изобретатели так серьезны. Вот один из участников конкурса музыкальных инструментов имени Маргарет Гатман в Университете Джорджии - съедобное фруктовое пианино. Приятного аппетита. ​http://www.flickr.com/photos/ranjit/5879592536/