История о сельском фельдшере-рекордсмене и труде длиною в жизнь. Русский умелец превратил обычный деревенский домик в настоящий терем из сказки

Предисловие.

Наш папа Пётр Фёдорович Харланов.
Родился 18 августа 1926 года. Ветеран ВОВ и инвалид 2 группы.
Историк. Работал в школе. Был учителем начальных классов
и учителем истории. Закончил Томский гос. университет, исторический факультет
Я только недавно узнала. что он писал в молодости.
Отдал мне оставшиеся рукописи, мы к его 90 - летию (18 августа) напечатали книгу.
И я решила здесь выставить его рассказы. Может они наивны.
Но это было время его молодости.

Через полуоткрытую дверь кузницы второй полеводческой бригады колхоза «Родина» слышался перестук молотков. Гулко стучал молот в богатырских руках молотобойца Федоса Германовича Блудова. В такт ему вторил молот кузнеца Василия Викторовича Сокольцова. Кузнец держал клещами полосу раскаленного железа и, переворачивая её с одной на другую сторону, подставлял под тяжелый удар молота. Железо плющилось, изгибалось и из огненно-красного становилось фиолетовым и под конец черным.
Василий положил молоток на наковальню, что означает прекратить удары молотом. И в кузнице воцарилась тишина. Только в ушах продолжало звенеть.

Мы поинтересовались, какая работа выполняется.
– Делаем лапки для очистки колес сеялки, – сказал Василий.
С переходом техники в колхозы роль кузнеца еще больше возросла и стала в ряд главных звеньев колхозного производства. Работники же РТС усилили контроль над ремонтом сельхозмашин.
Все это положительно сказывается на экономике колхоза. Хозяйский глаз и бережливое отношение намного продляют срок службы сельхозмашин.

Отковав еще одну деталь, кузнец как-то сразу, без предисловий сказал:
– Все. Пора на обед.
Мы вышли из кузницы. Апрельское солнце пригревало по-летнему. В воздухе стоял запах оттаявшей земли. Голубое небо было покрыто белыми, словно кружева, облаками. По обе стороны широкой улицы росли высокие тополя с набухшими почками. Над ними кружились стаи голубей.
Василий шел качающейся, медвежьей походкой, в фуфайке и шапке-ушанке. Голову нес высоко.
Домик Сокольцовых стоял за плетнем. Аккуратный, под шиферной крышей. Наличники и карниз покрашены, двери плотно пригнаны. Ручки, защелки…

– Все своими руками делал, не без гордости сказал Василий.
Нас встретила среднего роста женщина с тонкими чертами лица. Двое сынов играли, дочь учила уроки.
Василий умылся. Лицо смуглое, с сильным румянцем было красивым. Большие открытые карие глаза. Высокий прямой лоб.

Разговор не клеился. Говорил он отрывистыми фразами. Но по ним все-таки мы составили жизнь замечательного сельского умельца.
В Грозный 1942 год подросток Василий Сокольцов впервые перешагнул порог кузницы и встал с тяжелым молотом у наковальни. Приходилось трудновато. Благодаря прирожденной любознательности и смекалки он быстро познает кузнечное дело.
Изредка приходили люди с фронта, искалеченные войной. Но паренька так и не заменили. Не хватало рук. Приходилось работать одному за двоих.

Василий в совершенстве овладел второй специальностью – столярной, которую перенял у отца.
С 1946 года совмещал две работы – кузнеца и столяра.
Сам изготавливает столярный и слесарный инструменты, изобретает оригинальное и в то же время простое приспособление для насечки зубьев пил. Теперь с ним советуются даже опытные мастера.
В жизни человека иногда получается так, что он идет, идет и незаметно свернет с пути, но осмотрится и направится правильной дорогой.

Так получалось и с Сокольцовым. После армии он работает с Хабарской МТС кузнецом. Но если речка бежит от того места, где она рождается, то человек стремится туда, где он родился. Сокольцовы решают переехать в колхоз, однако администрация отказывает в увольнении. Тогда бывший председатель колхоза «Родина» Иван Федорович Денисенко предлагает Сокольцову, не получив расчета в МТС переехать в поселок Веселый Кут. Вскоре его избирают членом правления, которым является и по настоящее время.
В 1957 году в колхозе намечалось большое строительство. Для этой цели заготовили около тысячи кубометров круглого леса. В хозяйстве имелась пилорама, но не было пилорамщика.

В маленьком кабинете председателя собрались члены правления. Они решают очередные хозяйственные дела. Все обговорено по-хозяйски. Остается открытым вопрос о пилорамщике. Председатель колхоза всматривается сквозь густую пелену табачного дыма в лица правленцев. Вот лучшая доярка Елизавета Кирилловна Синякина. Вот бригадир Степан Германович Блудов.
Затем председательский взгляд упал на Сокольцова. Глаза их встретились. Вдруг Василий поднялся.
– Попробую я, – сказал он просто, без тени зазнайства.

…Чуть забрезжит рассвет, и жаворонок взовьется в голубую высь с веселой песней, как Сокольцов едет в Ново-Федоровку, где установлена пилорама. Проверит установку пил, смажет скользящие части рамы и ждет прихода рабочих. Вскоре запыхтит пилорама, до позднего вечера не умолкает гул мотора. Результат: каждый день полторы – две нормы.
Много колхозных объектов построили. Члены сельхозартели тоже строились. Переходили из приземистых хат в светлые, пахнувшие соломой, дома.
В колхозе есть дни пожарче, чем строительство, – страда.
В это время колхозники направляют все усилия, чтобы быстрее убрать хлеб с полей, и, продав излишки государству, засыпать семена и выдать на трудодни колхозникам.

Каждый человек, каждая машина в эти дни работают с полной нагрузкой.
Но вот на одном комбайне вышел из строя его командир. Машина сиротливо стояла на колхозном дворе, обдуваемая ветрами. Неубранные поля омывались дождями.
Помощник бригадира тракторной бригады Михаил Царев предложил Василию встать штурвала комбайна.
Не всякое дерево строгается без затирки. Так и у Сокольцова на комбайне. Станет машина. Он ждет, когда подъедет бригадир или помощник, а то бежит за ними в деревню.

Но это продолжалось недолго. Уже через некоторое время Василий догнал товарищей по работе. Когда же осенью механизаторы просматривали в конторе свои заработки, они ахнули. Больше всех дал выработки комбайн Василия Сокольцова.
– Вот тебе и на, – говорили они.
Но Василий не успокоился на этом. Зимой 1959 года он окончил курсы комбайнера.
Но и это не все профессии Сокольцова. Он еще и портной, и пчеловод…

Тема: горжусь историей родного края. Народные умельцы моего города.

Цель: ознакомить с историей родного края, рассказать о народных умельцах, народных промыслах, мастерах кузнечного дела, воспитывать любовь к родному краю и гордость.

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Ожидаемые результаты: усвоение знаний об истории и умельцах родного края.

Оборудование: презентация

План урока:

    Огранизация класса.

Прозвенел уже звонок, начинается урок,

Мы готовы потрудиться, поработать, не лениться

Чтобы знанья за урок, каждому пошли бы впрок!

Величаво и гордо стоят терриконы. Горы шахтерские – близкие, туманные, пепельно-серые, крутоверхие, красновато-бурые, продолговатые, остывшие, словно гигантские шлемы.

Летом – обожжённые палящим солнцем. Зимой - заснеженные, а если ветер сдует снег с вершины, то кажется, будто горы стоят по пояс в сугробах. Особенно красивы терриконы утром: издали бледно-сиреневые, лиловые. Ночью - сплошь в дрожащих огоньках, точно гора внутри раскалена и огонь пробивается то здесь, то там.

Многие терриконы стоят в донецкой степи не меньше века. Они видели вьюги и метели, иссушающий зной и грозные, как наводнение, ливни. Они окутаны голубоватыми дымками, словно легендами.

Низкий поклон им, вечным памятникам нелегкому

шахтерскому труду!».

    Работа над новым материалом

    Собери пословицу.

Всякая работа… надо труд любить.

Человек без ремесла… мастера хвалит.

Чтобы хорошо жить, как дерево без плодов.


Ты об умельце не слыхал,

Блоху который подковал?

Припомнив мастера того,

Скажи мне прозвище его.

5 букв (Левша)

Повесть Лескова называется «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» и является русским сказом, в котором действует главный персонаж - Левша. Именно он и подковал блоху, будучи мастером "от бога", и навсегда стал примером человека с "золотыми руками".

Сегодня имя "Левша" стало нарицательным, которым называют талантливого и смекалистого выходца из народной среды.

Подумай, какими ремеслами занимались люди и кто такой народный умелец?

Народный умелец – человек, который занимается народным ремеслом.

Народные промыслы – это дна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства).

Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны, прежде всего, внести красоту и радость в обыденную жизнь человека.

Поговорим о некоторых «народных умельцах» прошлого и настоящего нашего края, прославивших его своим трудом. В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им – топор, кирка, лопата, соха. В быту с древних времен использовалась глиняная посуда.

Гончарство – один из видов народных ремёсел. Глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге. Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью. В ХVIII ст. распространился один из видов керамики – майолика. Майоликовые изделия из цветной глины, расписанные в народном стиле, и ныне украшают наши современные жилища. Среди керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки макитры и др.



Лозоплетение – ремесло изготовления плетёных изделий из лозы. Широко распространён среди населения Донецкого края был корзинный промысел. Кустари-корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.

Кузнечное дело . О развитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки. Корни кузнечного ремесла уходят до пятитысячных глубин прошлого. Ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк – это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская сбруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементы одежды.

Выдающийся земляк Алексей Иванович Мерцалов

кузнец и работник Юзовского металлургического завода

в 1895 году выковал пальму из одного рельса, что была

удостоена Гран-При и остается символом Донецкой области.

Кузнеческое дело в Донбассе процветает и прославляется до сих пор, молодые таланты дарят все новые кованые шедевры.

    Физкультминутка

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

    Работа в группах.

1 группа - вылепите из пластилина (солёного теста, глины) посуду (чайный сервиз).

2 группа - на образце посуды (тарелочка), изготовленном из белого картона выполните роспись красками в народном стиле.

    Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

    Кто такой народный умелец?

    Какие ремесла вы запомнили?

    Какое из ремесел нашего края вам понравилось больше всего?

    Назови людей труда, прославивших наш край.

Продолжи предложения:

    Рукам работа - душе ……..;

    Не потрудишься - так и счастья …… .

Этот сказочный терем восхищает и вызывает полный восторг. Более 50 лет мастер-самоучка создавал и приукрашал свое творение. И построил Дом на радость всем добрым людям.А теперь его жене Лидии Харитоновне предлагают очень большие деньги за это чудо строительства, но та, конечно же, отказывается продавать архитектурное великолепие своего мужа.

В 1999 году творение уральского Мастера было признано самым красивым домом в России в конкурсе самодеятельного деревянного зодчества. В этом сказочном тереме столько всего, что просто разум зашкаливает от увиденного. Кони, птицы, цветы, пионеры, жених с невестой, всадники, богатыри, дети с транспарантами “Пусть всегда будет солнце”….

А закончил мастер свое творение аккурат к юбилею Октябрьской революции о чем свидетельствует надпись. Очевидно поэтому здесь так много советских символов. Даже герб Советского Союза, профиль Ильича, красные звезды и на самом верху – взмывающая в космос ракета.

Ну, и цифра 50 на коньке дома. И много разных фраз: песенных строк, например: “Летите, голуби, летите, для вас нигде преграды нет” и советских лозунгов, например: “Народам мира наш привет”. Все украшения сделаны из металла и дерева.

Все кто знал Мастера, вспоминают, что душа у него была точно такая, как этот построенный его руками дом. Он был человеком добрейшей души, которую и раскрыл в творчестве. Жена Сергея Ивановича Лидия Харитоновна дом никогда не запирает. Вместо замка в двери и воротах есть специальная железная кнопка: нажмешь и откроется.

Про Сергея Ивановича говорят, что у него никогда не было свободного времени, и в праздники и в выходные он занимался своим любимым делом. Дом конечно требует постоянного ухода и реставрации. Все эти многочисленные украшения надо подкрашивать. Хорошо, что есть люди, которые делают это. В 2014 году в Екб выпустили красочный альбом “Домик в Кунаре”.

В Доме потрясающее ощущение, здесь особая энергетика радости, говорят побывавшие тут. Забывается суета города, стоит лишь присесть на скамейку рядом с домом.

На фото сам мастер Сергей Иванович Кириллов.

Кузнец Сергей Иванович Кириллов умер несколько лет назад. Но лично знавшие мастера люди, уверены, что его душа была такой же позитивной и радостной, как и этот дом. После смерти мастера продолжает жить в доме его вдова Лидия Харитоновна, которой уже более 82-х лет. На сколько хватает сил ухаживает за чудо-домом и охотно показывает его приезжим туристам, число которых растет год от года. Вход в усадьбу она не запирает. В воротах и двери вместо замка есть специальная железная кнопка: нажимаешь – дверь открывается, и любой желающий может зайти во двор. Несмотря на это, еще ни у кого не поднялась рука обокрасть такой дом.

– А где он научился кузнечному ремеслу?

– Да не учился нигде. У него всего 3 класса образования. И в родне у него никого такого мастеровитого не было. В 41-м отец ушел на войну и не вернулся, умерла мать. На Сереже остались младшие сестра и брат. Надо было как-то жить-выживать – пришлось пойти к молотобойцу учеником.

Сергей Кириллов до самой смерти был единственным кузнецом в деревне. Трудился в колхозе, а дома сделал себе собственную мастерскую. Приходил с работы – и сразу в труда. Работал до 12 ночи, утром вставал в 4 утра. Если кто-то из соседей просил что-то сделать – ни в чем не отказывал. А по выходным на свадьбах односельчан на гармони играл.

Вокруг дома Кирилловых дважды бушевал пожар. Дотла сгорели соседние здания. Но чудо-дом остался цел и невредим.

Дом можно сказать стал визитной карточкой Невьянского района. И сюда приезжают люди не только с Урала, других регионов России, но и из-за границы.

Творец этого чуда простой русский человек, народный умелец Сергей Иванович Кириллов сделал не только свою жизнь красивой, но и подарил это чудо всему Уралу а теперь и всей России.

П.С. После смерти кузнеца Кириллова в доме осталась только его вдова, которая была не в состоянии поддерживать в надлежащем состоянии уникальное архитектурное сооружение. В результате краски потускнели, а часть резных фигурок разрушена ветром, снегом и дождем. Привести дом в порядок помогли местные власти.

Пожилая пара из Скандинавии построила дом, который никогда не будет “остывать”

Гладко Виктория Андреевна

Руководитель проекта:

Мушникова Людмила

Учреждение:

МБОУ «Новожилкинская СОШ»

В представленном исследовательском проекте по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" рассматривается история возникновения ремесел и наиболее популярные виды ремесел, встречающиеся в селе Новожилкино.

Подробнее о проекте:

В процессе работы над исследовательским проектом по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" ученицей 5 класса была поставлена цель показать значимость сохранения традиций русского народного творчества для современного поколения и рассказать о мастерицах села Новожилкино. В учебном проекте изучается история развития различных ремесел.

В исследовательской работе по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" изложены теоретические сведения о появлении ремесла, а также представлена краткая биография талантливейших мастеров-ремесленников, проживающих в селе Новожилкино. Работа о мастерах-умельцах является результатом участия ученика в школьном поисковом объединении "Поиск".

В предложенном проекте по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" автором были изучены различные источники по исследуемой теме, проведено анкетирование, на основании которых в работе представлено изложение биографии и творческих работ сельских ремесленников. В проекте показывается значимость сохранения традиций народного творчества для современного поколения людей.

Введение
1. История развития ремесел
2. Мастера-умельцы нашего села
Заключение
Литература
Приложение

Введение


В этом учебном году я посещаю занятия школьного объединения «Поиск » и мне было поручено приготовить экскурсию по теме «Народные ремесла ». Эта работа настолько увлекла меня, что я решила как можно больше узнать по этой теме. Заметив мой интерес к народным ремеслам , руководитель школьного музея Людмила Викторовна Мушникова предложила заняться мне исследовательской работой.

Цель работы: показать значимость сохранения традиций русского народного творчества для современного поколения и рассказать о мастерицах села Новожилкино.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи :

  1. изучить литературу о народных ремеслах в России;
  2. провести социологический опрос по теме и выявить интерес учащихся нашей школы к народным ремёслам;
  3. использовать в своей работе экспонаты и документы экспозиции «Русская изба »;
  4. собрать информацию о мастерах-умельцах нашего села.

Гипотеза – несмотря на то, что народные ремёсла появились очень давно, возможно ли в сегодняшнее время, в век новых технологий, сохранение народных ремёсел?

Объект исследования – жизнь и творчество мастериц нашего села.

Актуальность моей работы «Мастера-умельцы нашего села » заключается в том, что в наш век новых технологий и современного искусства не угасает интерес к народному творчеству, к изделиям талантливых мастеров. Работая над этой темой, я провела диагностику отношения учащихся к народному творчеству и выяснила, что многие учащиеся нашей школы не знают о мастерах-умельцах и их работах.

Методы и приемы, которые использовались в работе : статистический, сравнительно-сопоставительный, социологический опрос.

История развития ремесел

При подготовке работы я изучала и анализировала историческую и краеведческую литературу по теме исследования, знакомилась с периодическими изданиями, проводила опрос школьников, общалась с народными умельцами села.

История развития народных ремесел берёт начало с древних времён, когда человек занимался тяжёлым крестьянским трудом, чтобы выжить. Труд был главным источником жизни, а трудовая деятельность зависела от природы. Поэтому человек пытался понять, как устроен окружающий мир, познать законы природы. Труд на земле формировал отношения человека с природой, делал из него не только землепашца, но и развивал творческие способности.


И природа помогала ему в этом, была неиссякаемым источником вдохновения. После тяжёлых полевых работ наступали минуты отдыха и появлялась возможность насладиться красотою природы. Радость и восхищение, полученные от созерцания природы, хотелось выразить в тех полезных вещах, которые крестьяне создавали для дома.

Потребность в творчестве у человека возникла давно. Все необходимые бытовые предметы ему приходилось изготавливать самому. Вскоре он стал понимать, что вещи должны не только быть необходимы в быту, но и доставлять радость.

Творчество зарождалось в селе не только из материальных потребностей. Создавая свои изделия, человек пытался выразить своё отношение к окружающему миру. У него всё чаще возникало желание украсить свои изделия рисунками. Со временем такие изделия стали пользоваться спросом, их стали продавать на ярмарках, получая дополнительные средства к существованию. Всё это способствовало развитию ремёсел. Постепенно к человеку приходило мастерство. Появились люди, которые создавали вещи лучше других.

Они обладали способностью понимать окружающий мир и затем воплощать свои чувства в создаваемые изделия, удивляя окружающих глубоким пониманием того, что они делают. Чингиз Айтматов писал: «Народный мастер – это человек трудолюбивой души ».

В своих произведениях мастера выражали вечное стремление к той красоте, которой была наполнена природа. В результате кропотливого труда совершенствовалось их мастерство, которое передавалось из поколения в поколение. Настоящий мастер старался оставить свои лучшие работы наследникам. «Для памяти » - говорил он. Имена мастеров мы не знаем, но их работы до сих пор вызывают у нас удивление и восхищение. В народе говорили «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастера ».

Веками мастера отбирали все лучшие работы, отбрасывая ненужное. Их трудом и талантом созданы настоящие произведения искусства, в которых отразилось вечное стремление человека к счастью и красоте. Эти красивые и полезные вещи наполняли жизнь крестьян смыслом и вносили радость и праздничность в их дом. Вначале древние орнаменты на предметах были наделены символическим смыслом и выполняли роль оберега, защищавшего дом и семью от злых духов.

Затем на изделиях стали появляться растения и животные, олицетворяющие силы природы. Народные умельцы использовали в своём творчестве образы, отражающие сюжеты древних преданий. Сказочные птицы и загадочные растения пришли из глубины веков и до сих пор украшают дома и другие предметы быта. Каждый рисунок, каждый штрих имел своё значение. Мастера делали всё, чтобы сделать свою жизнь счастливой и окружить себя теплом и уютом.

Особенно большого труда и умения требовало строительство дома. На протяжении всей истории человечества люди строили для себя дома, служившие им защитой от зноя и холода. В доме всё было подчинено общему с природой порядку: красный угол уподоблялся заре, потолок – небесному своду. Изготовление предметов быта также требовало старания, терпения и хорошего вкуса.

Всё в доме, начиная с прялки, делалось вручную. Прялку мастерил жених невесте, муж –жене, отец – дочери. Хранили эту вещь всю жизнь и передавали как великую ценность по наследству. С помощью прялки вся семья одевалась в тёплые вещи.

В нашем школьном музее есть очень интересная экспозиция «Русская изба » (Приложение I). Здесь представлены различные экспонаты: кружевные столешницы и подзоры, много вышивок и аппликаций, глиняные игрушки, вязаная скатерть, старинный павлово-посадский платок и вышитые полотенца.

Большую роль играли в жизни человека полотенца. Полотенцем украшали красный угол избы, на полотенце принимали родившегося ребенка. Оно было неизменным участником свадебного обряда. Полотенце сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Все предметы этой экспозиции созданы трудом талантливых мастеров, которыми всегда была богата наша страна.

Предисловие.

Наш папа Пётр Фёдорович Харланов.
Родился 18 августа 1926 года. Ветеран ВОВ и инвалид 2 группы.
Историк. Работал в школе. Был учителем начальных классов
и учителем истории. Закончил Томский гос. университет, исторический факультет
Я только недавно узнала. что он писал в молодости.
Отдал мне оставшиеся рукописи, мы к его 90 - летию (18 августа) напечатали книгу.
И я решила здесь выставить его рассказы. Может они наивны.
Но это было время его молодости.

Через полуоткрытую дверь кузницы второй полеводческой бригады колхоза «Родина» слышался перестук молотков. Гулко стучал молот в богатырских руках молотобойца Федоса Германовича Блудова. В такт ему вторил молот кузнеца Василия Викторовича Сокольцова. Кузнец держал клещами полосу раскаленного железа и, переворачивая её с одной на другую сторону, подставлял под тяжелый удар молота. Железо плющилось, изгибалось и из огненно-красного становилось фиолетовым и под конец черным.
Василий положил молоток на наковальню, что означает прекратить удары молотом. И в кузнице воцарилась тишина. Только в ушах продолжало звенеть.

Мы поинтересовались, какая работа выполняется.
– Делаем лапки для очистки колес сеялки, – сказал Василий.
С переходом техники в колхозы роль кузнеца еще больше возросла и стала в ряд главных звеньев колхозного производства. Работники же РТС усилили контроль над ремонтом сельхозмашин.
Все это положительно сказывается на экономике колхоза. Хозяйский глаз и бережливое отношение намного продляют срок службы сельхозмашин.

Отковав еще одну деталь, кузнец как-то сразу, без предисловий сказал:
– Все. Пора на обед.
Мы вышли из кузницы. Апрельское солнце пригревало по-летнему. В воздухе стоял запах оттаявшей земли. Голубое небо было покрыто белыми, словно кружева, облаками. По обе стороны широкой улицы росли высокие тополя с набухшими почками. Над ними кружились стаи голубей.
Василий шел качающейся, медвежьей походкой, в фуфайке и шапке-ушанке. Голову нес высоко.
Домик Сокольцовых стоял за плетнем. Аккуратный, под шиферной крышей. Наличники и карниз покрашены, двери плотно пригнаны. Ручки, защелки…

– Все своими руками делал, не без гордости сказал Василий.
Нас встретила среднего роста женщина с тонкими чертами лица. Двое сынов играли, дочь учила уроки.
Василий умылся. Лицо смуглое, с сильным румянцем было красивым. Большие открытые карие глаза. Высокий прямой лоб.

Разговор не клеился. Говорил он отрывистыми фразами. Но по ним все-таки мы составили жизнь замечательного сельского умельца.
В Грозный 1942 год подросток Василий Сокольцов впервые перешагнул порог кузницы и встал с тяжелым молотом у наковальни. Приходилось трудновато. Благодаря прирожденной любознательности и смекалки он быстро познает кузнечное дело.
Изредка приходили люди с фронта, искалеченные войной. Но паренька так и не заменили. Не хватало рук. Приходилось работать одному за двоих.

Василий в совершенстве овладел второй специальностью – столярной, которую перенял у отца.
С 1946 года совмещал две работы – кузнеца и столяра.
Сам изготавливает столярный и слесарный инструменты, изобретает оригинальное и в то же время простое приспособление для насечки зубьев пил. Теперь с ним советуются даже опытные мастера.
В жизни человека иногда получается так, что он идет, идет и незаметно свернет с пути, но осмотрится и направится правильной дорогой.

Так получалось и с Сокольцовым. После армии он работает с Хабарской МТС кузнецом. Но если речка бежит от того места, где она рождается, то человек стремится туда, где он родился. Сокольцовы решают переехать в колхоз, однако администрация отказывает в увольнении. Тогда бывший председатель колхоза «Родина» Иван Федорович Денисенко предлагает Сокольцову, не получив расчета в МТС переехать в поселок Веселый Кут. Вскоре его избирают членом правления, которым является и по настоящее время.
В 1957 году в колхозе намечалось большое строительство. Для этой цели заготовили около тысячи кубометров круглого леса. В хозяйстве имелась пилорама, но не было пилорамщика.

В маленьком кабинете председателя собрались члены правления. Они решают очередные хозяйственные дела. Все обговорено по-хозяйски. Остается открытым вопрос о пилорамщике. Председатель колхоза всматривается сквозь густую пелену табачного дыма в лица правленцев. Вот лучшая доярка Елизавета Кирилловна Синякина. Вот бригадир Степан Германович Блудов.
Затем председательский взгляд упал на Сокольцова. Глаза их встретились. Вдруг Василий поднялся.
– Попробую я, – сказал он просто, без тени зазнайства.

…Чуть забрезжит рассвет, и жаворонок взовьется в голубую высь с веселой песней, как Сокольцов едет в Ново-Федоровку, где установлена пилорама. Проверит установку пил, смажет скользящие части рамы и ждет прихода рабочих. Вскоре запыхтит пилорама, до позднего вечера не умолкает гул мотора. Результат: каждый день полторы – две нормы.
Много колхозных объектов построили. Члены сельхозартели тоже строились. Переходили из приземистых хат в светлые, пахнувшие соломой, дома.
В колхозе есть дни пожарче, чем строительство, – страда.
В это время колхозники направляют все усилия, чтобы быстрее убрать хлеб с полей, и, продав излишки государству, засыпать семена и выдать на трудодни колхозникам.

Каждый человек, каждая машина в эти дни работают с полной нагрузкой.
Но вот на одном комбайне вышел из строя его командир. Машина сиротливо стояла на колхозном дворе, обдуваемая ветрами. Неубранные поля омывались дождями.
Помощник бригадира тракторной бригады Михаил Царев предложил Василию встать штурвала комбайна.
Не всякое дерево строгается без затирки. Так и у Сокольцова на комбайне. Станет машина. Он ждет, когда подъедет бригадир или помощник, а то бежит за ними в деревню.

Но это продолжалось недолго. Уже через некоторое время Василий догнал товарищей по работе. Когда же осенью механизаторы просматривали в конторе свои заработки, они ахнули. Больше всех дал выработки комбайн Василия Сокольцова.
– Вот тебе и на, – говорили они.
Но Василий не успокоился на этом. Зимой 1959 года он окончил курсы комбайнера.
Но и это не все профессии Сокольцова. Он еще и портной, и пчеловод…

Газета «Кировец»