Карл филипп эммануил бах произведения. Карл Филипп Эммануил Бах: биография. "Он - отец, мы - дети"

Карл Филипп Эммануил Бах (8 марта 1714, Веймар - 14 декабря 1788, Гамбург) - немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах. Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпохи рококо и классицизма.

Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре. В возрасте 10 лет был отдан в школу св. Фомы в Лейпциге (в 1723 году его отец стал кантором этой школы и церкви св. Фомы). После школы Карл Филипп Эммануил изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому, тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Карл Филипп стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эммануил написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

Во время жизни в Берлине он написал магнификат (1749), в котором заметно больше следов влияния Иоганна Себастьяна, чем обычно. Там же он сочинил Пасхальную кантату (1756), 10 симфоний, много концертов для клавесина, гобоя, флейты и виолончели с оркестром, как минимум 3 тома песен, несколько светских кантат и другие произведения. Его основные сочинительские усилия, однако, концентрировались на произведениях для клавира, для которого композитор к тому времени сочинил около 200 сонат и других произведений. В то же время публикация написанного им труда об игре на клавишных инструментах «Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen» («Опыт правильного способа игры на клавире»), которое к 1780 году выдержало уже 3 издания, принесла Карлу Филиппу большую известность как педагогу и теоретику игры на инструменте. Этот труд оказал большое влияние на современников и лёг в основу методов Клементи и Иоганна Баптиста Крамера.

В 1768 году Бах сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге. С этого момента он начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году он написал ораторию «Израильтяне в пустыне», а между 1769 и 1788 годами создал более 20 пассионов и около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Карл Филипп Эммануил умер в Гамбурге 14 декабря 1788 года.

Во второй половине XVIII века Карл Филипп Эммануил был очень известен. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы - дети». Музыка Карла Филиппа оказала влияние на Гайдна и Бетховена, который выражал его гению «искреннее восхищение и уважение». Такую известность Карл Филипп заслужил в основном благодаря своим клавирным сонатам, которые открыли важную эпоху в развитии музыкальных форм. Эти сонаты замечательны ещё и свободой и разнообразием в строении; они отличаются от произведений как Итальянской, так и Венской школ, приближаясь скорее к циклическим и импровизационным формам, которые стали стандартом несколько поколений спустя.

Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. Карл Филипп Эммануил оказал серьёзное влияние на композиторов северонемецкой школы, в частности, на Георга Антона Бенду, Эрнста Вильгельма Вольфа, Иоганна Готфрида Мютеля и Вильгельма Фридриха Руста. Его влияние видно и в творчестве более далеких от него композиторов, таких как Мендельсон и Вебер.

В XIX веке его имя было постепенно забыто; Роберт Шуман, например, говорил, что «в своём творчестве он остаётся далеко позади отца». В то же время Иоганнес Брамс высоко ставил его произведения и даже издал некоторые из них. Новая жизнь творений Карла Филиппа Эммануила началась в 1960-х годах, когда Гельмут Кох изучил и записал его симфонии, а Гуго Руф записал его клавирные сонаты. В настоящее время Миклошем Шпаньи и шведской звукозаписывающей компанией BIS предпринимается попытка выпустить полное собрание записей его произведений.

Карл Фили́пп Эммануи́л Бах (нем. Carl Philipp Emanuel Bach , 8 марта 1714(17140308), Веймар - 14 декабря 1788, Гамбург) - немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах . Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпохи рококо и классицизма.

Жизнь и творчество

Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре. В возрасте 10 лет был отдан в школу св. Фомы в Лейпциге (в 1723 году его отец стал кантором этой школы и церкви св. Фомы). После школы Карл Филипп Эммануил изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому, тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Карл Филипп стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эммануил написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

Во время жизни в Берлине он написал магнификат (1749), в котором заметно больше следов влияния Иоганна Себастьяна, чем обычно. Там же он сочинил Пасхальную кантату (1756), 10 симфоний, много концертов для клавесина, гобоя, флейты и виолончели с оркестром, как минимум 3 тома песен, несколько светских кантат и другие произведения. Его основные сочинительские усилия, однако, концентрировались на произведениях для клавира, для которого композитор к тому времени сочинил около 200 сонат и других произведений. В то же время публикация написанного им труда об игре на клавишных инструментах «Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen » («Опыт правильного способа игры на клавире»), которое к 1780 году выдержало уже 3 издания, принесла Карлу Филиппу большую известность как педагогу и теоретику игры на инструменте. Этот труд оказал большое влияние на современников и лёг в основу методов Клементи и Иоганна Баптиста Крамера.

В 1768 году Бах сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге. С этого момента он начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году он написал ораторию «Израильтяне в пустыне», а между 1769 и 1788 годами создал более 20 пассионов и около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Карл Филипп Эммануил умер в Гамбурге 14 декабря 1788 года.

Музыкальный стиль и наследие

Во второй половине XVIII века Карл Филипп Эммануил был очень известен. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы - дети». Музыка Карла Филиппа оказала влияние на Гайдна и Бетховена, который выражал его гению «искреннее восхищение и уважение». Такую известность Карл Филипп заслужил в основном благодаря своим клавирным сонатам, которые открыли важную эпоху в развитии музыкальных форм. Эти сонаты замечательны ещё и свободой и разнообразием в строении; они отличаются от произведений как Итальянской, так и Венской школ, приближаясь скорее к циклическим и импровизационным формам, которые стали стандартом несколько поколений спустя.

Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. Карл Филипп Эммануил оказал серьёзное влияние на композиторов северонемецкой школы, в частности, на Георга Антона Бенду, Эрнста Вильгельма Вольфа, Иоганна Готфрида Мютеля и Вильгельма Фридриха Руста. Его влияние видно и в творчестве более далёких от него композиторов, таких как Мендельсон и Вебер.

В XIX веке его имя было постепенно забыто; Роберт Шуман, например, говорил, что «в своём творчестве он остаётся далеко позади отца». В то же время Иоганнес Брамс высоко ставил его произведения и даже издал некоторые из них. Новая жизнь творений Карла Филиппа Эммануила началась в 1960-х годах, когда Гельмут Кох изучил и записал его симфонии, а Гуго Руф записал его клавирные сонаты. В настоящее время Миклошем Шпаньи и шведской звукозаписывающей компанией BIS предпринимается попытка выпустить полное собрание записей его произведений.

Карл Фи́липп Эмануэ́ль Бах (нем. Carl Philipp Emanuel Bach, 8 марта 1714, Веймар - 14 декабря 1788, Гамбург) - немецкий композитор и музыкант, оказавший большое влияние на развитие музыки; второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Крёстным отцом младшего Баха был известнейший композитор той эпохи Георг Филипп Телеман . Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах.

В 18 веке почитался как композитор выше своего отца: «великим Бахом» называли в протестантской Германии XVIII века Карла Филиппа Эмануэля ( -), а не его отца. Лишь в году, через 100 лет после создания, были исполнены гениальные «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна (дирижировал выдающийся композитор Ф. Мендельсон-Бартольди)

Помимо симфонических и камерных сочинений обширное музыкальное наследие Баха-сына включает многочисленные произведения для церковного хора, сочиненные «по долгу службы», а также песни и кантаты. Наиболее индивидуальным произведением композитора, который также был широко известен как чембалист-виртуоз, считается сборник «Клавирные сонаты для знатоков и любителей». Произведения Карла Филиппа Эммануила Баха, полные изобретательности и непредсказуемости, произвели большое впечатление на молодого Гайдна и косвенно повлияли на формирование венской классической школы, в частности, на творчество Моцарта и Бетховена , которые его высоко ценили.

немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах

Краткая биография

Карл Фи́липп Эмануэ́ль Бах (нем. Carl Philipp Emanuel Bach, 8 марта 1714, Веймар - 14 декабря 1788, Гамбург) - немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах . Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпоху классицизма.

Жизнь и творчество

Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре. В возрасте 10 лет был отдан в лейпцигскую школу Святого Фомы (в 1723 году его отец стал кантором школы и хора Святого Фомы). После школы Карл Филипп Эмануэль изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому, тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Филипп Эмануэль стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эмануэль написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и юному герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

Во время жизни в Берлине он написал магнификат (1749), в котором заметно больше следов влияния его отца - Иоганна Себастьяна Баха, чем обычно. Там же он сочинил Пасхальную кантату (1756), 10 симфоний, много концертов для клавесина, гобоя, флейты и виолончели с оркестром, как минимум 3 тома песен, несколько светских кантат и другие произведения. Его основные сочинительские усилия, однако, концентрировались на произведениях для клавира, для которого композитор к тому времени сочинил около 200 сонат и других произведений. В то же время публикация написанного им труда об игре на клавишных инструментах «Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen » («Опыт правильного способа игры на клавире»), которое к 1780 году выдержало уже 3 издания, принесла Карлу Филиппу Эмануэлю большую известность как педагогу и теоретику игры на инструменте. Этот труд оказал большое влияние на современников и лёг в основу методов Клементи и Иоганна Баптиста Крамера.

В 1768 году Бах сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге. С этого момента он начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году он написал ораторию «Израильтяне в пустыне», а между 1769 и 1788 годами создал более 20 пассионов и около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Карл Филипп Эмануэль умер в Гамбурге 14 декабря 1788 года. Похоронен в крипте церкви Святого Михаила в Гамбурге.

Музыкальный стиль и наследие

Во второй половине XVIII века Карл Филипп Эмануэль был очень известен. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы - дети /«мальчишки»/. Тот из нас, кто чего-либо стоит, научился у него» («Er (Emanuel Bach) ist der Vater; wir sind die Bubn. Wer von uns was Rechts kann, hats von ihm gelernt»). Музыка Карла Филиппа Эмануэля оказала влияние на Гайдна и Бетховена, который выражал его гению «искреннее восхищение и уважение». Такую известность Карл Филипп Эмануэль заслужил в основном благодаря своим клавирным сонатам, которые открыли важную эпоху в развитии музыкальных форм. Эти сонаты замечательны ещё и свободой и разнообразием в строении; они отличаются от произведений как итальянской, так и венской школ, приближаясь скорее к циклическим и импровизационным формам, которые стали стандартом несколько поколений спустя.

Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. Карл Филипп Эмануэль оказал серьёзное влияние на композиторов северонемецкой школы, в частности, на Георга Антона Бенду, Эрнста Вильгельма Вольфа, Иоганна Готфрида Мютеля и Вильгельма Фридриха Руста. Его влияние видно и в творчестве более далёких от него композиторов, таких как Мендельсон, Гайдн и Вебер.

Карл Фили́пп Эммануи́л Бах (нем. Carl Philipp Emanuel Bach, 8 марта 1714(17140308), Веймар - 14 декабря 1788, Гамбург) - немецкий композитор и музыкант, второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Известен также как Берлинский или Гамбургский Бах. Один из основателей классического музыкального стиля, сочинял в эпохи рококо и классицизма.

Карл Филипп Эммануил Бах родился в Веймаре. В возрасте 10 лет был отдан в школу св. Фомы в Лейпциге (в 1723 году его отец стал кантором этой школы и церкви св. Фомы). После школы Карл Филипп Эммануил изучал юриспруденцию в университетах Лейпцига (1731) и Франкфурта-на-Одере (1735). В 1738 году, в возрасте 24 лет, он получил степень, но сразу же оставил карьеру юриста и посвятил себя музыке.

Через несколько месяцев он по рекомендации Сильвиуса Леопольда Вайса поступил на службу к Фридриху II Прусскому, тогда кронпринцу, и после его восшествия на престол стал членом королевского двора. К этому времени Карл Филипп стал одним из известнейших клавирных исполнителей, а среди его сочинений (начиная с 1731 года) было уже более 30 клавирных сонат и концертных произведений. Карл Филипп Эммануил написал два цикла сонат, посвятив их Фридриху и герцогу Вюртембергскому. Эти произведения помогли ему в получении должности придворного музыканта.

Во время жизни в Берлине он написал магнификат (1749), в котором заметно больше следов влияния Иоганна Себастьяна, чем обычно. Там же он сочинил Пасхальную кантату (1756), 10 симфоний, много концертов для клавесина, гобоя, флейты и виолончели с оркестром, как минимум 3 тома песен, несколько светских кантат и другие произведения. Его основные сочинительские усилия, однако, концентрировались на произведениях для клавира, для которого композитор к тому времени сочинил около 200 сонат и других произведений. В то же время публикация написанного им труда об игре на клавишных инструментах « Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen» («Опыт правильного способа игры на клавире»), которое к 1780 году выдержало уже 3 издания, принесла Карлу Филиппу большую известность как педагогу и теоретику игры на инструменте. Этот труд оказал большое влияние на современников и лёг в основу методов Клементи и Иоганна Баптиста Крамера.

В 1768 году Бах сменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге. С этого момента он начал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году он написал ораторию «Израильтяне в пустыне», а между 1769 и 1788 годами создал более 20 пассионов и около 70 кантат, литаний, мотетов и других произведений на духовную тематику. Карл Филипп Эммануил умер в Гамбурге 14 декабря 1788 года.

Карл Филипп Эммануил Бах, средний сын великого Иоганна Себастьяна Баха.
В 2014 году исполняется 300 лет со дня рождения Эммануила Баха.Это немалый срок даже для человеческой памяти.Что нужно сделать,чтобы тебя помнили 300 лет?Чтобы интересовались твоими работами и обстоятельствами жизни?Наверняка что-то неординарное.Так был ли гением средний и самый успешный из сыновей Баха?
Мы сегодня знаем следующее: Эммануил был виртуозом-исполнителем на клавире,дирижером,он был педагогом,теоретиком и мыслителем,оставившим после себя труд (кстати изданный на русском языке):«Опыт изложения подлинного искусства игры на клавире»
Эммануил был также королевским аккомпаниатором, в течении 30 лет выполняя прихоти Фридриха Второго. Мало кто знает, что К.Ф.Э Бах является автором огромного количества песен, и его песенное творчество способствовало появлению совершенных песен Шуберта. Кроме того, Э.Бах дружил со многими поэтами Германии того времени. Наконец Э.Бах бережно хранил рукописи отца и намеревался опубликовать некоторые из его сочинений, а однажды даже он исполнил часть си-минорной мессы Иоганна Себастьяна.
Слава пришла к Э.Баху вместе с изданной книгой, в 1753 году, а в 1768 Эммануил переехал в Гамбург, заменив умершего Телемана на посту музикдиректора.
В Гамбурге Бах достиг вершины почета и уважения. Гамбург в то время был вольным городом,центром свободомыслия и искусств, в который устремились поэты,философы и музыканты со всей Германии, хотя сам Э.Бах к гамбургской публике относился снисходительно-иронически.
Сохранились автобиографические заметки Э.Баха и его письма, в которых встречаются такие строки:
«Начиная с пятидесяти лет я потерял всякое честолюбие. Я сказал: "Будем пить и есть, завтра мы уснем». Было ли это разочарованием достигнутым к концу жизни, или Бах кривил душой, мы никогда не узнаем, но зато мы знаем, что по его же собственному признанию, композитор писал музыку «с сахаром и без оного», т.е. частенько сознательно шел на уступки публике. Видимо эта постоянная необходимость идти на компромиссы со своей совестью художника и вызывала у композитора приступы жестокой меланхолии.
Баху среднему пришлось нелегко, он родился и вынужден был творить в переходную эпоху, когда вкусы и стили менялись с головокружительной быстротой, поэтому средний Бах стоит как бы между эпохами, и музыка его несет на себе следы этого мучительного перехода от старого мира к новому. Манера Эммануила это сентиментальный, чувствительный стиль, сочетающийся с «бурей и натиском»невероятного накала страсти, ведь сами поэты-штюрмеры считали музыку Эммануила родной сестрой их поэзии.

Доктор музыки из Оксфорда Берни (его мемуары были изданы на многих языках,в том числе и на русском) в 1760-х годах посетил Э.Баха и написал в своем дневнике: "Ф.Э.Бах-лучший и наиболее искусный художник в области выразительности. Он владел всеми стилями, но выше всего он был в выразительном стиле. Он был ученым, более ученым, когда он этого хотел, чем его отец, в особенности в разнообразии его модуляций».
Лучший? Это в то время когда жили Гайдн и Моцарт и недавно умер старший Бах? Именно так! Музыканты 18-го века признавали Эммануила величайшим мастером и учились на его музыке. Моцарт, например, говорил о нём так: «Он отец, мы - дети». Гайдн прилежно изучал сборники сонат Эммануила, Моцарт писал фантазии, копирующие фантазии Эммануила, Бетховен штудировал его партитуры, и можно сказать, что венские классики не стали бы такими, какими мы их знаем, не будь Карла Филиппа Эммануила Баха.
Его произведения полны изобретательности и непредсказуемости, они насыщены широким спектром эмоций. Карл Филипп Эммануил оказал серьёзное влияние на композиторов северонемецкой школы, в частности, на Георга Антона Бенду, Эрнста Вильгельма Вольфа, Иоганна Готфрида Мютеля и Вильгельма Фридриха Руста. Его влияние видно и в творчестве более далёких от него композиторов, таких как Мендельсон и Вебер.
Если почитать унылые советские учебники по музыкальной истории, создается впечатление, что великие композиторы не просто писали музыку по велению души, а большей частью кого-то предвосхищали, что-то развивали, продолжали, преломляли в своем творчестве чьи то идеи, и.т.д., то есть сообща строили какое то общее здание музыки, без оглядки на себя и свои желания. Отдавались коллективному делу с непонятными целями, а не самовыражались посредством звуков. Но в случае К.Ф.Эммануила преувеличить его вклад в стройное здание классической музыки действительно трудно. Этот человек дал другим чуть ли не больше, чем вложил в свою музыку! (К слову, этой своей музыки Эммануил написал чудовищное количество. Это 60 клавирных концертов, сотни сонат и фантазий для клавира соло, огромное количество песен, кантат, страсти по Иоанну, симфонии, флейтовые и гамбовые сонаты, органные произведения. Фантастическое количество музыки. Одна только музыка для клавира умещается на 60 компакт дисках!)
В возрасте 74 лет К.Ф.Э.Бах умер, окруженный почетом и любовью, осиянный лучами славы, воспетый и оплаканный друзьями-поэтами. Слава же его потихоньку стала гаснуть и угасла до начала двадцатого века!


Концерты для флейты с оркестром.
Полное собрание концертов для флейты с оркестром Карла Филиппа Эмануэля Баха представляют Эккарт Хаупт и прославленный коллектив, специализирующийся на исполнении музыки "гамбургского Баха". В XIX веке его имя было постепенно забыто; Роберт Шуман, например, говорил, что «в своём творчестве он остаётся далеко позади отца». В то же время Иоганнес Брамс высоко ставил его произведения и даже издал некоторые из них.
А в двадцатом веке начинается возрождение славы композитора и почти детективная история архива К.Ф.Э.Баха!
Как известно, рукописи И.С.Баха были разделены поровну между сыновьями, и свою часть наследия Эммануил бережно хранил. Рукописи эти попали в Берлинскую певческую академию (ту самую, в которой учился Мендельсон, и в которой он впервые исполнил страсти по Матфею). В конце второй мировой войны рукописи вывезли из Берлина, чтобы они не погибли под артобстрелом, далее архив был захвачен советскими войсками.
Новая жизнь творений Карла Филиппа Эммануила началась в 1960-х годах, когда Гельмут Кох изучил и записал его симфонии, а Гуго Руф записал его клавирные сонаты.