Комплексная сказкотерапия автор т д зинкевич евстигнеева. Из первых уст (интервью Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой). Что я могу сказать о себе

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии.
Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консультирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обучать ребенка основам грамоты в песочнице.
Книга будет полезна и психологам, и родителям.
Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».

Содержание
Несколько слов об игре............................................................... 5
Игровая терапия...................................................................................11
1. Игровая терапия и психоанализ........................................13
2. Игровая терапия отреагирования.......................................14
3. Игровая терапия построения отношений.............................15
4. Недирективная игровая терапия........................................16
5. Игровая терапия в условиях школы...................................17
Сказочная игротерапия.......................................................................21
Игровой практикум..................................................................33
1. Искусство дебатов............................................................33
2. Шесть шляп...................................................................48
3. «Волшебный круг» .........................................................63
4. «Полотно счастья» ...........................................................89
Игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития и
ограниченные возможности жизнедеятельности....................... 100
1. Игры с пуговицами........................................................ 101
2. Рыбалка........................................................................ 103
3. Аквариум...................................................................... 103
4. Пуговичное ожерелье..................................................... 104
5. Пуговичное лото............................................................105
Игры со спичками..............................................................................111
1. Знакомая незнакомка..................................................... 111
2. История одной спички................................................... 112
3. Спичечный узор............................................................ 113
Коммуникативные игры.................................................................... 115
1. Обыкновенное чудо........................................................ 115
2. Камень и веревка........................................................... 118
3. Волшебные руки............................................................ 120
4. Глина и скульптор......................................................... 121
5. Групповая скульптура....................................................122
6. Чудесные пироги........................................................... 123
7. Моя ладонь................................................................... 124
8. Ладонь друга................................................................. 125
Игры в песочнице...............................................................................128
Общие принципы взаимодействия с клиентом.............................130
1. Проективная психодиагностика в песочнице.....................141
2. Серия игр «Песочная грамота» .......................................175
3. Познавательные игры.....................................................199
4. История России в играх на песке.....................................202
5. Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу..............................207

Этой книгой открывается серия практикумов по сказкотерапии Издание посвящено актуальным вопросам профилактики и терапии зависимостей на основе метода сказкотерапии.
Для широкого круга читателей.

РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ».................
Глава 1. Зависимость как форма нравственного кризиса..
Глава 2. Сказочно о «несказочном» ...............................
Глава 3. Как пользоваться книгой.................................
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ
ЗАВИСИМОСТЕЙ....................................................
Глава 1. Поддержка клиента........................................
Глава 2. Усугубление проблемы....................................
Глава 3. Переосмысление жизненного опыта..................
Глава 4. Актуализация и поддержание
личностного ресурса.......................................
Глава 5. Формирование конструктивного созидательного альтруизма.............................................................
Глава 6. Профилактика срыва.......................................
Глава 7. Формирование созидательной жизненной
программы...........................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................
Рекомендуемая литература...........................................
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................
Билль о личных правах................................................
РАЗДЕЛ I. СКАЗОЧНО О «НЕСКАЗОЧНОМ»
Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.
Абуль-Фарадж
ГЛАВА 1. ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА
Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочетание... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.
В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.
В США с начала сороковых годов оформилась система, содействующая формированию среди алкоголиков и наркоманов мировоззрения трезвости. В дальнейшем она распространилась в Европе и России. Речь идет о психотерапевтической Программе «Двенадцать шагов».
Содержание Программы «Двенадцати шагов* Первый шаг: «Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признались в том, что потеряли контроль над своей жизнью».
Этот шаг - начало всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Осознание зависимости и бессилия перед ней мотивирует алкоголика обратиться за помощью.
Второй шаг: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здоровье».
Этот шаг подразумевает определенное умаление собственного «Я» зависимого человека, и признание существования Бога или иной Высшей Силы. Как говорится в Программе: «Второй шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства "центра мироздания" и связанных с ним гнетущих обязательств».
Третий шаг: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем».
Согласно Программе это «шаг начала действий, ибо он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные минуты используется молитва Марка Аврелия:
Боже, дай мне разум и душевный покой Принять то, что я не в силах изменить, Мужество изменить то, что могу, И Мудрость отличить одно от другого».
Четвертый шаг: «Мы глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».
На этом шаге зависимый человек учится смотреть на себя честно, без обмана, отмечая свои недостатки и достоинства. В этот период клиент осознает причины происшедшего. «Добросовестный и честный анализ с нравственной точки зрения дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений».
Пятый шаг: «Мы признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений». Этот шаг понимается как исповедь, освобождающая человека от чувства одиночества и позволяющая надеяться на прощение со стороны ближнего. Предполагается, что таким образом зависимый человек может простить самого себя и приобрести
чувство покоя.
Шестой шаг: «Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков».
Этот шаг предполагает формирование внутренней готовности к самосовершенствованию.
Седьмой шаг: «Мы смиренно просили Его исправить все наши недостатки».
Здесь особо подчеркивается необходимость смирения в противовес унижению, и анализируется его применение в жизненной практике. «Многолетний опыт подсказывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая про чувство смирения*.
Восьмой шаг: «Мы составили список тех, кому причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». Девятый шаг: «Мы лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».
«Составление списка людей, кому было причинено зло, и возмещение им причиненного ущерба конкретными делами позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями совершенной ранее несправедливости». Этот шаг позволяет человеку упорядочить свои взаимоотношения с людьми.
Десятый шаг: «Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу их признавали».
Этот шаг учит человека самоанализу и объективной оценке событий. Важно «ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признавать ошибки, исправляя их "на ходу". Это предохраняет от возврата к старым представлениям и образу поведения, которые могут затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возвращение к употреблению алкоголя».
Одиннадцатый шаг: «Стремясь путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам следует исполнить, и о даровании силы для этого».
Двенадцатый шаг: «После духовного пробуждения мы постараемся донести смысл наших идей до других зависимых людей и применять эти принципы во всех наших делах».
Для предупреждения рецидива необходимо делиться своим опытом с другими. Таким образом поддерживается чувство самоуважения и распространяется мировоззрение трезвости.

ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ О СЕБЕ?

Весенней порой родилась в Ленинграде. Еще в школьные годы интерес к психологии выразился в исследовании «Влияние классической музыки на психическую сферу человека». Сейчас называть эту работу «исследованием» мне немного странно, однако для моей мамы первая проба научного пера является предметом особой гордости. Собственно, с ее слов я и знаю об этом малопримечательном событии… Дальше, вместо Консерватории я закончила факультет психологии Ленинградского Государственного Университета, где застала в добром здравии удивительных преподавателей «старой гвардии». Собственно, о себе я постоянно говорю и в книгах, и в лекциях, и на консультациях (хотя мои клиенты полагают, что я рассказываю о них самих) поэтому, наверное, это единственно новое, что можно добавить к уже сказанному…

Как я пришла к созданию метода?

Все происходило естественно. Очень сложно выделить этот путь из общего жизненного пути. В детстве мы с папой часто сочиняли разные истории, и я очень много читала. Соединении этой тяги с музыкой привело меня к психологии. Сориентировавшись в текущем положении дел, я стала искать способ наиболее действенной практической помощи людям. Те методы, что имелись, не устраивали меня вполне. Один казался мне слишком жестким, другой – слишком «мужским», третий – пригодным лишь для психиатрии, четвертый… Словом, мне, как «разборчивой невесте» было трудно угодить. Позже я поняла, что в силу особенностей характера, мне просто сложно говорить с чужих слов. И стало ясным, что придется идти более трудным путем поиска СВОЕГО МЕТОДА.

В притчах я нашла особую стилистику общения с человеком. А когда жизненного опыта стало больше, старые сказки, и авторские истории стали открываться для меня иначе. Как говорится в сказках, «не только по-писанному, но и по-неписанному». Я видела в характерах героев и коллизиях их судеб отражение закономерностей, существующих рядом с нами, в нашей жизни. Постепенно стала очевидной давно известная истина – что сказки это «шифровки». В сказках зашифровано множество важных ответов, за которыми обычно люди обращаются к психологу, близкому другу или духовнику. Также открылось и практически подтвердилось, что если «упаковать» в сказку любое психологическое упражнение, оно станет работать значительно глубже, тоньше, и сможет привести к немалым переменам внутри человека. А потом и в его жизни. Сказки и истории человеческих судеб постоянно открывали мне новые пути и грани будущего Метода. Сначала он складывался как набор возможностей работы со сказками. Потом открылись и более глубинные закономерности, получившие имена «архетипов» и «архетипических сюжетов». Но об этом уже другая история…

Что я могу теперь сказать людям?

Дорогие друзья, не думайте, что сказки – это детская забава. Они – для зрелых и внимательных сердец. Если задаться целью научиться читать сказки не только по-писанному, но и по «неписанному», откроются кладовые жизненных закономерностей. А они, в свою очередь, уберут многие пустые неурядицы из жизни. Оставят только те трудности, которые необходимы нам для развития.

Дорогие друзья, описывайте свою жизнь как сказку! И вы увидите ее ценность и уникальность. Каждое жизненное приключение найдет свое место в повествовании и откроет вам свое истинное назначение в вашей жизни. Зашифровывайте в сказки золотые зерна вашего жизненного опыта. Ведь именно они оплачены вами по самой высокой цене. Относитесь бережно к отношениям с близкими и далекими людьми. Старайтесь постичь индивидуальную природу каждого прежде, чем разочароваться, обидеться или осудить. Боритесь с унынием и пустыми сомнениями, страхами и обидами, - ибо именно они являются вашими истинными врагами, засевшими внутри. Смело описывайте свое будущее с добром и надеждой в красивых сказках, и увидите, как начнет меняться ваша жизнь.

Самый интересный вопрос, который мне задавали.

Мне нравятся вопросы, которые ставят под сомнение основные положения моего Метода. Такие вопросы дают мне возможность взглянуть на него чужими глазами, выйти из него и посмотреть со стороны. Ведь даже если ты живешь во дворце и поддерживаешь в нем порядок, это не означает, что само здание не подвергается воздействию внешнего мира, и не нуждается в поддерживающем ремонте снаружи! Вот такие «каверзные» вопросы помогают начинать «наружные работы» в здании Метода. А бывает, что задают вопрос в самую суть, и отвечая на него, удается углубить Метод. Ведь он – живой. Он не стоит на месте, постоянно обновляется. Но самые ценные вопросы – что идут от сердца. И я благодарна людям за них.

Кто может стать моим учеником?

Прежде всего, человек искренний. Не желающий жить «в-пол-житья-в –пол-бытья». Желающий узнавать себя, любящий своих близких. У меня можно учиться только в том случае, если наши ценности совпадают. Неверующим в Бога людям учиться у меня будет крайне сложно, просто невозможно. Учиться у меня трудно. Плотность информации высокая. За пару часов мы можем освоить такой объем информации, на который обычно уходит несколько дней или даже месяцев. Это свойства сказки – она многоуровневая, многоаспектная. «Плосткостным мышлением» ее не постичь, приходится «включать» «Объемное мышление». И поначалу, когда оно только еще начинает работать, многим кажется, что «голова распухает». А потом все становится на свои места. Но первое время трудно. Хотя, и в любом деле так.

Обучение у меня всегда сопряжено с терапевтической работой. Она запускается сама по себе. Как уборщики в пустом вечернем здании. Они не влияют на основную работу учреждения, но поддерживают его в чистоте. Их не видит основной персонал – но без их труда, учреждение бы «заросло грязью» и не смогло бы качественно работать.

Словом, учиться у меня непросто. Но многие утверждают, что полезно и интересно. Я с ними согласна!

Кто может стать моим клиентом?

Человек, прочитавший хотя бы пару моих книг и доверяющий моему слову. Чем лучше человек знаком со мною и с Методом, тем быстрее мы сможем перейти непосредственно к качественной психологической помощи. Также важно, чтобы человек был верующим.

Мои пожелания посетителям сайта?

Многие полагают, что жить с открытым сердцем небезопасно. Но жить с прикрытым сердцем – значит, жить «с ленцой», в пол-силы и с тщеславными амбициями. От такой позиции в жизнь приходят множество недовольств и неудовлетворенностей. Зачем?! Открывайте свое сердце постепенно, изучайте себя, людей, окружающий мир. Ищите людей, близких вам по духу, а найдя, берегите отношения с ними. Старайтесь, когда берете что-то полезное, благодарить от сердца. Пишите добрые сказки и дарите их людям.

Методики исследования эмоционально – личностного развития дошкольника

1.Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)

Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Возраст_________________

Волшебная страна чувств

Рис. 1.

Рис.1.Волшебная страна чувств

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1 : «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри - вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это - человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

Голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

Туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

Руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

Тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

Ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

    Когда останешься дома один;

    Нападения, бандитов;

    Заболеть, заразиться;

  1. Того, что умрут твои родители;

    Каких – то людей;

    Маму или папу;

    Того, что они тебя накажут;

    Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

    Опоздать в детский сад;

    Перед тем как заснуть;

    Страшных снов;

  2. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

    Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

    Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

    Когда очень высоко (страхи высоты);

    Когда очень глубоко (страх глубины);

    В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

  3. Больших улиц, площадей;

    Врачей (кроме зубных);

    Крови (когда идет кровь);

  4. Боли (когда больно);

    Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).

Возраст

Число страхов

Возраст

Число страхов

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев – боязнь незнакомых людей.

1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.

После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.

2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.

У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.

Протокол тестирования

Тест «Страхи в домиках»

Фамилия, имя ребенка

Страхи «черного домика»

Страхи «красного домика»

Всего страхов

«черном домике»

«красном домике»

3.Тест «Сказка» (Л. Дюсс)

Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)

Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)

    Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.

    Полетит к маме, потому что испугался.

    Полетит к папе, потому что он сильней.

    Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать

На помощь, и папа (или мама)

прилетит и заберет его.

    Не умеет летать, потому останется на земле.

    Попытается лететь, но не сумеет.

    Умрет во время падения.

    Умрет от голода, дождя, холода.

    О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх».

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    Вел себя плохо и теперь боится наказания.

    Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.

    Боится темноты.

    Боится какого – то животного.

    Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.

    Боится, что его украдут.

    Чудовище хочет украсть его и съесть.

    Боится остаться один.

    Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.

    Боится, что придет вор и ударит его ножом.

    Боится, что умрет папа, мама.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

Сказка «Новость».

Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    К обеду придет гость.

    Придут гости.

    Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).

    Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.

    Кто – то в семье умер.

    Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.

    Мама хочет что – то запретить мальчику.

    Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.

Сказка «Дурной сон».

Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Протокол тестирования

Тест «Сказка»

Ф.И.________________________________

Возраст_________________

Дата проведения обследования_______________________

Наименование

Параметры

Ответ ребенка

Норма

Патология

«Птенец»

Степень зависимости от родителей

Скрытая агрессивность(к родителям),чувство вины

«Новость»

Зинкевич -Евстигнеевой . Особое внимание уделите програм­ме «Волшебная страна внутри нас». ... из плас­тилина, глины, теста , вырезать из бумаги. ...

  • Программы: Формирование и укрепление антинаркотических установок у детей

    Программа

    Вариант описан в программе Т. Грабенко, Т. Зинкевич -Евстигнеевой и Д Фролова «Волшебная страна внутри нас» (Тренинг по сказкотерапии... при помощи методики «Волшебная страна чувств » (при групповом обследовании) или тест Люшера (при индивидуальном...

  • Образовательная программа моу куминская сош принята на заседании педагогического совета

    Образовательная программа

    Карта отслеживания Наблюдение, интерактивные тесты , практики, трехуровневые проверочные... этой поляной есть волшебная страна чувств . Мы сможем... Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - Санкт-Петербург, Речь, 2005. Зинкевич -Евстигнеева ...

  • Учебно-методическое пособие для студентов психологических специальностей и практикующих психологов Балашов

    Учебно-методическое пособие

    Получится Настоящая Волшебная страна ... А теперь... чувствами . Эти чувства ... теста является вопрос о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева ... методика «Карта сказочной страны » Т. Д. Зинкевич -Евстигнеева и Д. Б. ...

  • Общие рекомендации по организации коррекционных сказкотерапевтических занятий 12

    Документ

    Например, изготовление из соленого теста сказочных героев, разыгрывание сказок... . Занятие 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУВСТВ (в основе идея Т. Д. Зинкевич -Евстигнеевой ) Цель: Развитие и гармонизация... перенесет вас сейчас в волшебную страну , где вам будет...

  • Серия "Ребенок и взрослый XXI века"

    Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

    путь к волшебству

    (теория и практика сказкотерапии)

    Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов

    Санкт-Петербург 1998

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

    Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.

    СПб.: "Златоуст", 1998. - 352 с.

    Рецензент: к.мед.н.,доцент И.В.Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, Медицинская академия постдипломного образования)

    Художник: Р.И. Шустров

    Редактор: Г.А.Седова

    Оригинал-макет: Д.Н. Дойников, А.Д. Ефимов

    Цель этой книги - в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей.

    Перепечатка всей книги, а также отдельных частей запрещена. Всякое коммерческое использование данного издания возможно лишь с ведома авторов.

    © Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., текст, 1998.

    © Шустров Р.И., иллюстрации, обложка, 1998.

    Благодарю моих коллег и соратников

    Дмитрия Фролова, Елену Романову, Галину Николаеву,

    Юрия Тележко, Дарью Протасову, Елену Алешину,

    Владимира Элькина, Татьяну Грабенко

    за идеи и участие.

    Огромное спасибо двум ирландским аналитикам, очаровательным женщинам, посвятившим автора в таинство песочной терапии - Джун Куин Бержер и Бриде Эллиот.

    Введение......................................................11

    Глава 1. Истоки волшебства

    Достоинства сказок.............. .......................15

    Как строится сказочный сюжет..............23

    Многообразие сказочных форм................34

    Направления сказкотерапии,

    формы работы со сказками.................47

    Глава 2. Элементы практической сказкотерапии

    Создание сказочной среды. Введение

    ребенка в Сказочную страну.............123

    Сценарии занятий.

    Два первых путешествия...................134

    Методы регистрации...............................151

    Глава 3. Новые разработки

    Постановка сказок на песке...................159

    Систематизация наблюдений

    и дальнейшие "шаги" ........................179

    Заключение..............................................185

    Список литературы..................................189

    Приложения

    Святая вода...............................................191

    Сказкотерапевтические театрализованные

    игры (сценарии).................................237

    Пусть сказка былью станет....................282

    Игровая сказкотерапия для "особых"

    детей (в помощь дефектологам и

    родителям)...........................................293

    Дидактические игры, направленные на

    коррекцию эмоциональной сферы

    "особых" детей....................................299

    Сценарий занятия "Путешествие

    в мир сказок"......................................337

    Сказочные сюжеты: тайный смысл и

    философское значение........................342

    Сказки... Волшебство... Вы прочитали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды...

    Часто слово "сказка" оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка - это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном... Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, быть может, именно она дает многим людям силы жить и творить.

    Сказочные истории складываются в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством - ореолом особой ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ для нашей души, для нашего бессознательного.

    Мой дорогой читатель, нам предстоит увлекательное путешествие по страницам этой книги, и в начале пути я хочу подарить Вам одну из историй Сказочной страны.

    «Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сломаю сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: "Он очень молод". Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: "Он стар и мудр". Этот человек умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.

    Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

    Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.

    Как-то раз Волшебник сказал людям:

    Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.

    Зачем же ты оставляешь нас? - грустно сказали люди. - Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку своей мудрости, - попросили они.

    Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник, - вы живете в прекрасном месте. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля.

    Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем ритме. И свой ритм у каждого из нас.

    Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит земля - ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны - то быстро, то не торопясь. И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное:

    Удивительное и волшебное растет внутри нас", - воскликнули они.

    Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся Волшебник. - Ведь волшебство - это умение слышать и чувствовать ритм природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий мир. Надо только услышать свой и попасть в природный ритм, пожелать сердцем - и начнется волшебство.

    Да ведь это непросто! - воскликнули люди. - Только мы ощутили что-то новое, как это чувство исчезло. Расскажи, как ты научился волшебству, - попросили они.

    Постигая это искусство, я записывал то, что чувствовал, события, которые происходили со мной и вокруг меня. Эти рассказы я назвал сказками. Оставляю их вам. Вы увидите, что не во всех аозках есть мое имя, а истории получились очень разные. Одни - о жизни, другие о том, как люди ищут согласие между собой, третьи - о волшебстве этого мира.

    На свете живут разные люди. Есть добрые и честные, а есть такие, что держат пока свое сердце закрытым для добра

    и волшебства. Сказки будут понятны человеку открытому и ищущему, от недоброго - они сохранят Тайну.

    Пройдет немного времени, и вы сложите свои сказки о неповторимом и удивительном пути к Волшебству.

    И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, наполняя их собственным смыслом. Передавали своим детям, складывая удивительные сказочные истории».

    Может быть, так, а может быть, иначе появились первые сказки. С тех пор прошло много времени, но интерес человека к сказкам и волшебству не угас. Мечты наших предков о «Летучем корабле», «Ковре-самолете» стали реальностью с появлением самолетов и космических кораблей. Современному человеку больше не нужно катать волшебное яблочко по блюдечку, чтобы узнать о новостях, - достаточно включить телевизор. В качестве молодильных яблок нынче выступают витаминные комплексы ведущих фармацевтических фирм. Маги и колдуны обосновались в парапсихологических салонах или заняты в шоу-бизнесе.

    Несмотря на технический прогресс, который «делает сказку былью», дети, подростки, взрослые тянутся к волшебству. Это неудивительно, ведь сказки будят воображение, приоткрывают дверь в непознанное, украшают нашу жизнь, объединяют людей, служат лекарством от старости. Родители говорят, что сказки сближают их с детьми, сокращая расстояние между их внутренними мирами.

    В этой книге представлен восьмилетний опыт психологической работы со сказками, на основании которого сложилась новая психолого-педагогическая технология, названная комплексной сказкотерапией. Вы увидите, что форма многих описываемых приемов работы взята из наблюдений за игрой детей и взрослых: игра в песок, в куклы, фантазирование, переодевание и многое другое.

    Может показаться, что сказкотерапия ориентирована только на детей. Но это не так. Взрослые, серьезные и не очень, с большим интересом тянутся к сказочным историям и притчам. А сколько удовольствия они получают, когда

    10 _______________________________________От автора

    позволяют себе сочинять сказки, перевоплощаться в разных сказочных персонажей и ставить спектакли!

    В 1997 году создан Санкт-Петербургский институт сказкотерапии, который открывает свои двери для детей, взрослых и специалистов, профессионально использующих форму метафоры, а также организует курсы повьппения квалификации педагогов, психологов и дефектологов.

    Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптативных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция - вот основные возможности сказкотерапии. А как это делается, Вы узнаете из этой книги.

    Уверена, что книга будет полезной не только специалистам: психологам, педагогам, воспитателям, дефектологам, но и Вам, милые, добрые, заботливые родители, бабушки и дедушки. Ведь наши подрастающие малыши всех нас "делают" психологами... Верю, что процесс общения с детьми, подростками и друг с другом значительно обогатится и, главное, принесет в жизнь волшебные минуты и часы.

    Введение

    Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, - часто бывает самой короткой дорожкой, по которой молено подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.

    Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

    Многие психологи, педагоги, дефектолога, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной

    Введение

    мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако психологические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптативных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

    Вы, наверное, замечали, что стоит только обычный предмет назвать «волшебным», как он приобретает для нашего восприятия (неважно, детского или взрослого) другое значение. Бессознательно мы начинаем относиться к нему, если не с восторгом, то с уважением. Многие педагоги рассказывали, что стоит только ручку или карандаш назвать «волшебными», рассказать о них маленькую сказочную историю, как у ребенка появляется интерес в глазах и желание воспользоваться этим предметом. Часто для того, чтобы ребенок выпил лекарстю, врачи и родители называют его «волшебным» и «выздоровительным».

    По-видимому, само слово «волшебный», «магический» обладает особой, положительно мотивирующей семантикой. «Веди обычную жизнь необычным способом» - советует древняя мудрость. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем ТВОРИТЬ, становимся самыми настоящими Волшебниками!

    Всем известно, что Волшебники могут значительно больше, нежели обычные люди. Однако бытует мнение, что

    Введение

    Волшебники живут только в сказках. Но разве это именно так? Бывали ли у Вас, дорогой читатель, ситуации, когда Вам вдруг неожиданно удавалось дело, каким-то особым образом складывались обстоятельства, приходила помощь в тот момент, когда она была особенно нужна, но Вы даже не могли на нее рассчитывать? Про такие ситуации люди говорят: «Прямо как в сказке!» Но ведь это случилось в реальности... И как же нам быть с популярным выражением: «Чудес не бывает» ?..

    Конечно, чудеса бывают, но не всегда. Однако вера в них живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

    Собственно, этот аспект стал осноюполагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия - это и ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

    Создавая сказочную атмосферу, наполняя ее разнообразными «волшебными» психологическими приемами, которые будут описаны в этой книге, присоединяя к этому собственный профессиональный и жизненный опыт, Вы, дорогой читатель, собственно, и будете заниматься сказкотерапией.

    Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

    1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

    2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.

    3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается

    Введение

    множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить* как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Бет-тельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнез-дилова, опыт А. Захарова а также собственные разработки.

    В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей, дефектологов. Появились сказко-терапевтические программы Г. Азовцеюй, А. Лисиной, Т. Ре-чицкой. Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода. Это не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков) , высшие учебные заведения. Уникальную сказкотерапев-тическую работу с онкологическими больными и другими сложнейшими пациентами проводит Андрей Владимирович Гнезди-лов (в хосписе и в созданном им домашнем театре «Комтемук»). Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь...

    Конечно, дорогой читатель, Вы заметили, что сказко-терапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того, Вы найдете ее связь с гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентиро-ванной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Вы почувствуете, что пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.