Культурное наследие Древнего Востока: письменность, архитектура, скульптура, литература. Литературные жанры древнего востока

Возникновение литературы. Литература возникает вместе с письменностью (литература самого раннего периода и есть все, что зафиксировано на письме). А письменность - один из признаков становления первых цивилизаций Древнего Востока, которые формируются в конце 4-2 тысячелетии до н.э. на территории, простирающейся от Египта и государств Междуречья на Западе до Китая на Востоке. Египетские иероглифы, клинопись Шумера и Вавилонии, значки Хараппы и Мохенджо-Даро (протоиндийской цивилизации), китайские иероглифы, которыми написаны древнейшие тексты, берут начало в первобытном рисунке. Камень, обожженная глина, металл - это первоначальные плоскости - носители письма, совпадающие с материалами древнейшей архитектуры, скульптуры, живописи и обычно неотделимые от них. Искусство в древности синкретично4 и неиндивидуально: даже если картину рисует один человек, то он находится в состоянии экстаза, который создается сопровождающими процесс творчества песнями и плясками с участием всего племени. В этом синкретическом процессе есть две составляющие противоположной природы: часть информации может передаваться только через человека, от поколения к поколению (песня, танец) и реально существует только в момент творчества, хранясь лишь в человеческой памяти, часть - через предметы вне человека (изображение, постройка, утварь, оружие), продолжая реально существовать после окончания процесса творчества. Литература - мост между этими частями, в ней информация первого типа закрепляется средствами второго типа. Вместе с тем литература постепенно утрачивает синкретическую связь с музыкой, танцем, игрой, и таким образом закладываются основания для дифференциации искусств. Мифологическое сознание. Древнейшие тексты представляют собой счетные записи, надписи на печатях, записи мифов, некоторых исторических событий и т.д. При всей важности мнемонической функции письма большая часть текстов связана с фиксацией моментов, в которых отразилось мифологическое сознание древних народов. Миф - основной способ ориентации в действительности на ранних стадиях развития человечества. Миф всегда повествует о предмете веры. Только через понимание феномена веры можно уяснить природу мифа. Вера - некий особый феномен, в котором раскрывается канал непосредственной связи с чем-то отличным от обыденного опыта. Вера связана с движением по вертикали, с вертикальной иерархией. В мифе первенствует рождаемая верой «логика вертикали». Вместе с тем он обладает особой способностью к свертываемости до пределов одного образа - мифемы (например, достаточно сказать «Прометей», «Дон Жуан», как в сознании возникает целый комплекс мифов, обозначенных этими образами) и, наоборот, развертываемости до эпоса. В мифеме в известном смысле утрачивается «вертикаль» мифа, она близка к некой точке. В эпосе же, разворачивающемся из мифа, от жанра к жанру (от сказки к роману) все большее значение приобретает «логика горизонтали» (отсюда сюжетный мотив дороги и т.д.). Современный эпос генетически связан с мифом через образ всеведущего автора-демиурга. ЛИТЕРАТУРА ШУМЕРА И ВАВИЛОНИИ Основные памятники. В конце 4 - начале 3 тысячелетия до н. э. появляются древнейшие из известных текстов. Это документы учета, хозяйственные перечни; записи пословиц и поговорок; списки богов; записи гимнов; некоторые мифы. К концу 3 - началу 2 тысячелетия до н.э. относится так называемый «Ниппурский канон»: мифы, молитвы, гимны, эпос, учебные тексты, перечень 87 литературных текстов (без заглавий, приводятся начальные строки произведений); тогда же возникают старовавилонский вариант эпоса о Гильгамеше, сказание о потопе; сказание об Этане (о полете на орле). К концу 2 тысячелетия до н. э. относится основная литература на аккадском языке, канонические религиозные тексты: гимны, молитвы, заклинания, поэма о сотворении мира. В VII в. до н.э. в Ассирии появляются библиотеки (библиотека царя Ашшурбанипала была раскопана в 1849- 1854 гг.). Сказание о Гильгамеше. Самый известный памятник, относящийся к этой культуре, - сказание о Гильгамеше. Этот великий аккадский эпос датируется XXII в. до н.э. (некоторые ученые называют более позднюю дату - XVIII в. до н.э.). Ранний вариант дошел лишь в фрагментах, значительно полнее другая версия поэмы, записанная со слов урукского заклинателя Син-леке-уннин- ни, жившего во 2-й половине 2 тысячелетия до н.э. Герой поэмы - царь Урука Гильгамеш (историческое лицо) - обладает необычайной силой, но использует ее для угнетения своего народа. Однако дружба с человеком по имени Энкиду облагораживает их обоих, и они начинают совершать подвиги, чтобы уничтожить все зло на свете. После смерти Энкиду безутешный Гильгамеш пытается постичь тайну бессмертия, но тщетно. Идея одного из древнейших произведений, таким образом, связывает воедино мечту о бессмертии и представление о трагичности жизни человека, которому этого бессмертия не дано достичь. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА «Книги пирамид». К памятникам литературы Древнего царства (3 тысячелетие до н.э.) относятся «Книги пирамид» - надписи в погребальных помещениях пирамид, адресованные покойному. Эти надписи сообщали ему магические формулы и указывали на те действия, которые он должен совершить в загробном мире. Уже в этих первых текстах выражается главная тема древнеегипетской литературы (и - шире - искусства): культ мертвых, борьба со временем, преодоление смерти и достижение вечной жизни. При анализе текстов в них обнаруживаются фольклорные (формульные) художественные средства: повторы, употребление архаизмов, параллелизм, аллитерации - созвучия согласных (об ассонансах - созвучиях гласных - судить невозможно, гак как гласные не записывались и их звучание неизвестно). «Книга мертвых». Дидактическая литература. Традиция «Книг пирамид» была продолжена в «Книгах саркофагов» (Среднее царство, XVIII в. до н.э., на среднеегипетском языке) и в «Книге мертвых» (Новое царство, XV в. до н.э., на новоегипетском языке). В последней важное место отводится оправдательным речам умершего перед судом загробного царства во главе с богом Осирисом. Обращаясь к 42 богам - членам суда (по количеству грехов), умерший утверждает: «О Усех- немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла! О Хетеп-седежет, являющийся в Хср- аха, я не крал!» (далее: не завидовал, не грабил, не убавлял от меры веса, не лицемерил, не святотатствовал, не лгал, не крал съестного, не ворчал попусту, ничего не нарушил, не резал коров и быков, принадлежащих богам, не захватывал хлеб в колосьях, не отбирал печеный хлеб, не подслушивал, не пустословил, не ссорился из- за имущества, не совершал прелюбодеяния, не совершал непристойного, не угрожал и т.д.). Этот ряд - своего рода ключ к реконструкции идеалов и характеристике тезауруса древних египтян. В этой «исповеди отрицания» нет последовательного движения от главного к неглавному, определенной сгруппированное™ (типологизации) грехов, есть повторы, близкие по смыслу формулы. Тот же результат дает анализ еще одного типа текстов - надписей на могильных плитах, где от лица покойного сообщалось его имя, титулы, говорилось о заслугах перед фараоном, благих деяниях. Например, надпись на захоронении жреца Шеши: «Я творил истину ради ее владыки, я удовлетворял его тем, что он желает: я говорил истину, поступал правильно, я говорил хорошее и повторял хорошее. Я рассужал сестру и двух братьев, дабы примирить их. Я спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего... Я сделал лодку не имеющему своей лодки. Я уважал отца моего, я был нежен к матери. Я воспитал детей их». Третий источник для выводов - обширная дидактическая литература, где тот же материал выступает в виде предписаний. Так, в приписываемом жрецу Исеси [«Поучении Птахотепа»], относящемся к Древнему царству, но дошедшем в редакции Среднего царства, отмечается: «Ученостью зря не кичись! Не считай, что один ты всеведущ! Не только у мудрых - у неискушенных совета ищи. Искусство не знает предела. Разве может художник достигнуть вершин мастерства?» и г.д. В этом тексте, который был создан, видимо, в XXV в. до н.э., впервые в мировой литературе появляется слово «искусство». Исеси - одно из первых в мировой литературе писательских имен. «Прославление писцов». Значение имени. Для достижения вечной жизни важно сберечь сах (отсюда искусство мумификации), не потерять ка, но особенно важно сохранить рен - имя5. Чтобы отомстить врагу, египтяне могли, например, стереть его имя со статуи и написать другое - это полностью уничтожало противника. Вот почему труд писцов считался таким почетным. В папирусе Нового царства, относящемся к концу 2 тысячелетия до н.э., содержится знаменитое |«Прославление писцов»], ставшее прообразом оды Горация «Exegi monumentum» и, следовательно, стихотворения А. С. Пушкина «Памятник»: «Мудрые писцы // Времен преемников самих богов, // Предрекавшие будущее, // Их имена сохранятся навеки. // Они ушли, завершив свое время, // Позабыты все их близкие. // Они не строили себе пирамид из меди // И надгробий из бронзы, // Не оставили после себя на следников, // Детей, сохранивших их имена. // Но они оставили свое наследство в писаниях, //В поучениях, сделанных ими. // Писания становились их жрецами, // А палетка для письма - их сыном. // Их пирамиды - книги поучений, // Их дитя - тростниковое перо, // Их супруга - поверхность камня. // (...) Книга нужнее построенного дома, // Лучше гробниц на Западе, // Лучше роскошного дворца, // Лучше памятника в храме» (перевод А. Ахматовой). Имхотеп. Среди великих писцов в папирусе называется имя Имхотепа (XXVIII в. до н.э.). Имхотеп, создатель первой пирамиды (ступенчатая пирамида фараона Джосера), архитектор, астроном, врач, обожествленный египтянами, возможно, первый писатель в мировой литературе, чье имя мы знаем, хотя трудно идентифицировать какие- либо тексты, составленные им. Миф об Осирисе. Из дошедших до нас памятников нельзя составить ясное представление о мифологии египтян (очевидно, сама эта мифология не сложилась в стройную систему), однако можно выделить центральный миф - это миф об Осирисе, умирающем и воскресающем боге. Осирис - царь Египта, он обучил людей сеять, печь хлеб, делать вино, обрабатывать медь и золото, лечить, строить храмы, дал людям религию, отучил их от людоедства (характерные черты фольклорного культурного героя). Его брат - злокозненный бог Сет (символизировал чужие страны, пустыню) - во время пира в честь победы Осириса над врагами в Азии вносит саркофаг и обещает подарить его тому, кому он в пору. Он подходит только Осирису (с него тайно была снята мерка), и как только тот ложится в саркофаг, Сет закрывает его и бросает в Нил. Осирис мертв, его тело расчленено Сетом на 14 частей и разбросано по всему Египту. Сестра и жена Осириса Исида собирает тело по частям, зачинает от него, и рождается бог Гор. Когда он вырастает и узнает о том, кто убил его отца, Гор сражается с Сетом, побеждает его, но утрачивает глаз. Отвоевав свой глаз (символ солнца), Гор дает его проглотить Осирису - тот воскресает (символ оживающей природы), но отдает земное царство Гору, себе оставив царство мертвых, повелителем которого он становится. Мистерии и другие жанры. В связи с мифом об Осирисе ежегодно при наступлении весны игрались мистерии. В папирусе, относящемся к 1970 г. до н.э., мы обнаруживаем первую в мировой литературе запись драматического произведения, в которой реплики персонажей (их изображали жрецы) перемежаются ремарками. Вот пример из 18-го эпизода мистерии об Осирисе: «Действие: [представление] мена- поединка6. - Это [означает, что] Гор сражается с Сетом. - Геб [обращается к] Гору и Сету: Речь [Геба]: “Забудь [это]”. - Гор, Сет, сражение. - Мена-поединок». Осирис в мистерии заменялся статуей, которая использовалась в пантомиме, зато жрецы, игравшие Исиду и Нефтиду (ее сестру и одновременно жену Сета, однако сочувствовавшую Исиде), выступали с достаточно развернутыми монологами, сохранившимися в записи (так называемые «Призывания Исиды и Нефтиды»), В литературе Древнего Египта можно найти истоки и других жанров - путевых записок («Путешествие Ун-Амуна в Библ» - своего рода отчет о путешествии, совершенном около 1066 г. до н. э.), басни (басни о животных, относящиеся к периоду так называемой демотической литературы, VIII в. до н.э. - III в. н.э.) и др. Влияние египетской литературы обнаруживается в текстах Библии, в диалогах Платона (возможно, изложенное им сказание об Атлантиде - египетского происхождения), в произведениях Апулея и т.д. Гермес Трисмегист. Ко II - IV вв. н.э. относится формирование «Герметического свода», приписываемого египетскому богу мудрости Тоту (по другой версии, мудрецу, жившему задолго до библейского Моисея), которого по-гречески именовали Гермес Трисмегист (т.е. трижды величайший). Полностью сохранилось 15 трактатов, последний из которых, как показали исследования, составлен из трех разных текстов. В настоящее время доказано, что эти тексты были созданы в начале нашей эры в Александрии Египетской на греческом языке на основе соединения традиций древнегреческой философии, иудаизма, христианского гностицизма, восточных мифологий. Но очевидно также и то, что в герметическом учении большую роль сыграла египетская эзотерическая традиция. В самом известном герметическом тексте - «Изумрудной скрижали» сформулировано положение: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи» - закон Великой аналогии. Этот закон вплоть до Нового времени определял мировоззрение европейцев.

В мировоззрении населения нижней Месопотамии господствовало не различение степени важности логических связей (солнце - птица, поскольку и оно, и птица парят над нами; земля - мать и т.д.) Для древнего человека было важно: делать так, как делали боги или предки в начале времени. Магическая деятельность - попытки воздействовать на мир эмоциональным, ритмическим, божественным словом, жертвоприношениями, обрядовыми телодвижениями - оказалась столь же нужной для жизни общины, как и любой общественно полезный труд.

Художественное творчество сопутствовало изготовлению нужных в хозяйстве вещей. Появился абстрактный орнамент. Искусство керамики создавало возможность зафиксировать в условных образах мысль, ибо даже самый абстрактный узор нес в себе информацию, поддерживаемую устной традицией. Статуэтки, вылепленные из глины, смешанной с зерном, найденные в местах хранения зерна и в очагах, с подчеркнутыми женскими формами, фаллосы и фигурки бычков, человеческие фигурки синкретически воплощали понятие земного плодородия.

В IV тыс. до н.э. на смену расписной керамике приходит нерасписная красная, серая или желто-серая посуда, покрытая стекловидным поливом. Культуру протописьменного периода можно назвать шумерской: расцвет храмового строительства, расцвет искусства глиптики (резьбы на печатях), новые формы пластики, новые принципы изобразительности и изобретение письменности. Настоящей круглой скульптуры почти нет. Храмы: колонны, платформы, алтарь и место для жертвоприношения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Как известно, новое - это давно забытое старое. И для того чтобы понять новое, нам нужно знать и понимать старое.

Древние тексты донесли до нас многие тончайшие оттенки первобытного сознания, воплощенные в различных формах раннего народного творчества. Вначале оно носило синкретических характер, то есть было сложным единством слова. Музыки, танца, и было непосредственно связано с практической деятельностью людей, с их трудом, с освоением ими окружающего мира природы.

Признание устного, народного творчества источником письменной литературы подтверждается не только многочисленными свидетельствами самих текстов, но и собственными, похожими у всех древних литератур, высказываниями его творцов. Проявляется это прежде всего в их почтительном, даже культовом отношении к изреченному Слову, которое ставилось всегда выше слова письменного и - при господствовавшей в древности религиозной идеологии - признавалось обычно боговдохновенным. Это подтверждается также общераспространенным признанием писателями тех далеких времен, что источником их письменного творения являются слова «древних мудрецов», «древних повествований», «память народа», то именно, как и что рассказывалось «в старину».

Противоречивое многообразие художественной формы не только всей совокупности древневосточных литератур, но и каждой в отдельности, невероятная гамма выразительных средств и приемов действуют ошеломляюще: то, знакомясь с иными произведениями тысячелетней давности, поражаешься, до чего это близко нам по своему нравственному, эмоциональному и даже эстетическому настрою, а то - как чуждо, далеко и невоспринимаемо!

В древних стихотворениях чувствуется аромат далекой эпохи и незамутненная чистота восприятия мира, удивительная лиричность и словесные совершенства формы. Созданные в древности, они пленяли читателя много веков.

Литература разных стран Древнего Востока имела свое направление, в каждой стране свое, особое. Для рассмотрения литературы Древнего Востока подходят страны такие, как Египет, Япония, Китай и Индия, так как в этих странах литература была развита на высоком уровне.

литературный произведение египет японский

1. Древний Египет

Наиболее древние литературные произведения возникли в самый ранний период египетской цивилизации - в эпоху Древнего Царства.

Литература Египта делилась на религиозную (сакральную) и светскую, причем большую часть литературных памятников составляют религиозные произведения, в том числе связанные с культом мертвых.

К религиозной литературе относятся разные молитвы, гимны, заклинания, которые были зафиксированы в «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов» и предназначались для фараонов и высшей знати.

Наиболее важным сакральным произведением древнеегипетской литературы является «Египетская книга мертвых». Ее тексты, созданные в эпоху от Древнего до Нового Царства, имели магический характер и должны были обеспечить душе мертвого (Ка) хорошую жизнь в загробном мире.

Светская литература разнообразна по жанрам и представлена сказками, поучениями, песнями, описаниями путешествий, любовной лирикой, рассказами и повестями, баснями, автобиографиями. Наиболее распространенный жанр - дидактическая литература, что существовала в форме поучений, притчей, сентенций, знакомила египтян с основами морально-этических норм.

2. Древняя Япония

Среди наиболее древних японских литературных произведений - хроника «Записки об императорах», «Нихонги», сборники исторических мифов, легенд и преданий древней Японии. Необычайно широкое распространение получила поэзия (сначала лирические произведения, которые часто посвящались конкретным женщинам). С давних времен существовала традиция приглашать лучших поэтов, писателей и критиков (главной задачей последних сбор классификации и распространение текстов стихотворений) на работу при императорском дворе. Придворные японские поэты сочиняли стихи преимущественно про любовь. Природу, путешествия.

3. Древний Китай

Период расцвета литературы пришелся на время правления династии Хань, в это время выдвинулась плеяда блестящих прозаиков и поэтов. Император считал своим долгом покровительствовать литературе и искусству. При императорском дворце была создана обширная библиотека. Творчество поэтов того времени проникнуто духом народных песен. Произведения отличались реалистичным содержанием и были написаны высокохудожественным, но простым языком, доступным для всего народа. Высокого уровня достигла и проза, имелась первая фантастическая литература. В китайских письменных собрания сохранилось уникальное сокровище устного поэтического творчества - записи нескольких народных песен, сделанных на рубеже нашей эры.

Вот один из примеров древнекитайской литературы:

О небо Вышнее!

Познали мы друг друга -

Нам долгая судьба -

ей не ветшать, не рваться.

Когда у гор

не станет их вершин,

И в реках

пересохнут воды,

загрохочет гром,

Дождь летний

снегом обернется,

Когда с землей

сольются небеса -

Тогда лишь с милым

я решу расстаться!

Это стихотворение яркий пример любовной поэзии древнекитайской литературы, показывающий всю красоту поэзии тех времен. Стихотворение «О небо!» актуально и сейчас в наше время. то показывает взаимосвязь между временами.

4. Древняя Индия

Именно специфика религиозных представлений древних ариев оказала значительное влияние на составление древнеиндийских священных текстов - «Вед». Веды (знание) - это первые памятники древнеиндийской литературы конца 2 - начала 1-ого тысячелетия до н.э. на древнеиндийском (ведическом) языке. В «Веды» входят сборники (самхиты) священных песен, торжественных гимнов и магических заклинаний. Приблизительно в 10-7 веке до н.э. для объяснения наиболее сложных положений Вед были созданы так называемые «Брахманы» - прозаические тексты с пояснениями и комментариями. Несколько позже, в течение 7-3 веков до н.э. возникли «Упанишады» (сокровенное знание), целью написания которых было объяснение скрытого смысла древних религиозных обрядов и ритуалов, а также обучение их правильному исполнению. Именно «Упанишады» дают возможность достаточно подробно ознакомиться с многими широкоизвестными философскими концепциями. В период создания «Упанишад» в древней Индии возникли и первые эпические произведения - две большие эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Значительную роль в культуре Древней Индии занимали прозаические жанры - сказки, басни, притчи, поучительные истории, поговорки и пословицы. Особенно популярным жанром были джатаки - разнообразные притчи, проповеди, сказки, мифы, легенды, поучительные истории о жизнях Будды. В Индии было создано самое выдающееся и наиболее популярное в мире эротическое произведение - своеобразная энциклопедия семейных отношений и сексуальной жизни «Кама сутра» («Искусство любви»). Название произведения происходит от древнеиндийского бога любви Камы, который «самородился» из сердца Верховного бога Брахмы. В эпосе Кама считается сыном красоты и счастья. Обычно он имел вид юноши с луком и стрелами, которыми он посылал людям любовь. Отказываться от даров Камы считалось страшным грехом. «Кама сутра была написана для просвещения индийских граждан (по большей части богатых) в делах любви, и окончательный вариант ее текста оформился в 3-5 в. н.э. Литературы любви в индии имела якобы божественное происхождение.

Как известно, мировая литература сложилась лишь в новое время. Но это могло произойти только потому, что с самого возникновения письменных литератур на земле (вначале древневосточных) они развивались в постоянной оплодотворяющей связи друг с другом, питались одними и теми же общественно - историческими корнями.

Мир просторен, многолик, и вместе с тем он един - такой вывод возникает из изучения проблемы начала, и даже самого «начала начал», литературного творчества.

Литературы Древнего востока всегда были связаны между собой, учились у друг друга и друг друга обогащали. Но в тоже время в каждой из них было что-то свое, неповторимое, что нельзя передать словами, а надо прочувствовать.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование истоков и развития египетского художественного творчества и архитектуры. История зарождения литературы в Древнем мире, ее сущность. Изучение наиболее известных произведений эпистолярного жанра времен Древнего, Среднего и Нового царства.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Причины появления, проблематика полемической литературы на Украине. История и периодика полемических произведений. Обзор произведений этого жанра в конце XVI в. Специфика полемических литературных произведений XVII в., их значение для украинской культуры.

    реферат , добавлен 15.04.2014

    Анализ литературы Древней Греции: классический и александрийский период. Особенности литературы Древнего Рима, драматурги Андроник и Невий, поэты Лукреций Кар, Катулл, Гораций. Этапы развития античной философии, исследования Милетской и Элейской школ.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Особенности развития древнегреческой литературы - совокупности литературных произведений античных авторов, включающих в себя все творчество древнегреческих поэтов, историков, философов, ораторов вплоть до конца истории Древней Греции. Хоровая лирика.

    реферат , добавлен 14.07.2011

    Сущность библиотерапии. Значение произведений художественной литературы в библиотерапии. Методика использования художественной литературы. Рекомендации и требования по подбору литературы. Программа изучения произведений с библиотерапевтической целью.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2011

    Периодизация истории древней русской литературы. Жанры литературы Древней Руси: житие, древнерусское красноречие, слово, повесть, их сравнительная характеристика и особенности. История литературного памятника Древней Руси "Слово о полку Игореве".

    реферат , добавлен 12.02.2017

    Панорама литературы в период военных лет, ознакомление с наиболее яркими творческими дарованиями в литературе периода, понятием пафоса произведений о войне. Анализ главных тем, мотивов, конфликтов, образов, чувств, эмоций в произведениях 1941-1945 годов.

    конспект урока , добавлен 23.05.2010

    История зарождения английской литературы, влияние на ее развитие творчества Шекспира, Дефо, Байрона. Появление произведений, воспевающих дух войны, вассального служения и поклонения прекрасной даме. Особенности проявления критического реализма в Англии.

    шпаргалка , добавлен 16.01.2011

    Литература Древней Греции и Древнего Рима. Классицизм и барокко в западноевропейской литературе XVII века. Литература эпохи Просвещения. Романтизм и реализм в зарубежной литературе XIX века. Современная зарубежная литература (с 1945-х по настоящее время).

    методичка , добавлен 20.06.2009

    Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.

«Искусство Древнего Египта» - Бог. Красота. Три великих пирамиды. Главным богом в Египте считался. Вход в гробницы Рамсеса VI и Тутанхамона. Левая сторона храма Исиды. 30 - 40 век. Верховным служителем бога был... Дейр эль-Бахри. Небо. Саркофаг. Задание на урок. Природы. План изучения темы Архитектура. 2. Письменность. 3. Живопись. 4. Скульптура.

«МХК Египет» - Кеме(чернозем). О фараоне. Назовите первую столицу Объединенного Египта Мемфис. Фараона. За сокола-олицетворящего власть фараона.За ибиса-священной птицы бога Тома. Почему новый год в египте отмечался 19 июля? Как называли египтяне свою страну? Какая эмблема была у Южного Египта? За убийство каких птиц виновник мог поплатится жизнью?

«Древний Восток» - Древний Восток. Когда разговариваешь, не будь торопливым. Я не творил дурного… Основные вопросы урока. Нужно быть почтительным, обходительным, правдивым, сметливым и добрым. Примени знания и проверь свое внимание! Позови на помощь истории географию! «Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой».

«Архитектура Древнего Египта» - Своей грандиозностью, тяжестью, пафосом, величием вечности архитектура Древнего Египта оказывала гипнотическое воздействие, подавляла сознание человека. Заупокойный храм РАМСЕСА 2 в АБУ-СИМБЕЛЕ. Храм представлял собой ОБЕЛИСК, установленный на постаменте в виде усеченной пирамиды. (форма обелиска нашла применение и в современном строительстве).

«Культура Азии» - Художественная культура Древней Передней Азии. Царь Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). IV – I тысячелетия до нашей эры. Боги создали человека. Изобразительное искусство. Каппадокия. Голова богини Иштар из Урука (III тыс. до н. э.). Ворота богини Иштар (4 век до н. э.). Письменность. Сановник Ибих-Иль (III тыс. до н. э.).

«Боги Египта» - Анюбис. Пта. Апи. Ре, бог солнца. Изображение бога Солнца Ре в лодке. Тот. Бес. Кнум. Сет. Озирис. Древний Египет: БОГИ. Орюс. Изис. Селкис. Собек. Бог солнца Ре каждый день пересекает небо в своей лодке. Атор. Бастет, кошка, превращающаяся в львицу. Туэрис.

Всего в теме 34 презентации

В любую эпоху литературные произведения отражали внутренний мир человека, показывали те проблемы, которые его волнуют. Литература древности свидетельствует о множестве моральных проблем, интересовавших людей древности: от любовной лирики до шедевров религиозной литературы.

До нас дошла богатейшая религиозная литература. Это не удивительно, если учесть, какое важное место занимала религия в жизни общества, в умах людей. К сборникам гимнов и молитв относятся индийская «Ригведа» и иранская «Авеста». Египетские «Тексты пирамид» и «Книга мертвых» были сборниками заклинаний и путеводителями умершего в загробном царстве. Месопотамский миф «Энума элиш» («Когда вверху...» - название дано по начальным словам произведения) повествует о сотворении мира.

Назидательную роль выполняли буддийские «Типитака» и джатаки, повествующие о жизни Будды:

Сборник бесед и изречений Конфуция - «Лунь юй» («Беседы и суждения») и даосский «Даодэцзин». В большой мере назидательную роль выполнял и Ветхий Завет Библии, хотя здесь видно стремление авторов совместить религиозную тему с историей еврейского народа. Это делает Библию в большой мере историческим сочинением.
Большой популярностью пользовались эпические произведения, где действительность тесно переплетена с мифами. Это месопотамская эпическая поэма «Эпос о Гильгамеше» и поистине огромные по объему индийские «Рамаяна» и «Махабхарата» (24 тыс. и 100 тыс. двустиший соответственно).

Появляются и собственно исторические сочинения в разных странах. Очень популярны они были в Китае, где Сыма Цянем были написаны «Ши цзи» («Исторические записки») (II в. до н.э.) - вершина исторической науки Древнего Востока.

Египетская литература дала нам первое произведение, где главная тема - любовь к родине и стране, - популярнейшую в Древнем Египте «Повесть о Синухете». Изгнанник, проведший полжизни на чужбине и достигший здесь высочайшего социального положения, в конце жизни возвращается на родину, о которой постоянно мечтал, и падает к ногам фараона, от которого некогда бежал.

Египетская литература оставила богатое наследие лирических произведений. Хорошо известна индийская лирика, достигшая своего наивысшего расцвета в творчестве поэта Калидасы (IV - V вв. н.э.). Следует отметить высочайший уровень древнекитайской поэзии. Известны имена многих китайских поэтов, пользовавшихся огромной популярностью в обществе. Жемчужиной китайской литературы этого времени стал сборник «Шицзин» («Книга песен»).

В литературе стран древности были популярны и социальные сюжеты. Таковы «Речение Ипувера», повествующее о восстании бедноты в Египте, д. также многочисленные месопотамские сочинения о трудностях крестьянского труда, китайская социальная лирика.

На Древнем Востоке обнаружена первая настоящая систематизированная библиотека. Ассирийский царь Ашшурбанапал (669 - 629 гг. до н.э.) лично следил за созданием библиотеки в своей столице Ниневии и сбором материалов со всего Ближнего Востока.