Меньшов о фильме «Сволочи»: «Это же надо так все наизнанку вывернуть! Приз за лучшую драку Кто отказался вручать премию за фильм сволочи

Я поговорил с режиссером и актером Владимиром Валентиновичем Меньшовым относительно его вчерашнего поступка на вручении кинопремий MTV.

Напомню, что на вручении он отказался вручать приз за лучшую картину фильму «Сволочи». Вот выдержка из нашей сегодняшней статьи:

А следом произошло и главное событие вечера. Владимир Меньшов и его супруга Вера Алентова вышли вручать приз в номинации «Лучший фильм». Режиссер сказал, что следит за современным российским кино, понимает, как оно сделано, на что работает и платит ему тем же. На звание лучшего фильма по версии MTV претендовали «Питер FM», «Волкодав», второй «Бумер», «Жара» и «Сволочи».

Вскрыв конверт, Меньшов изменился в лице. «Я надеялся, что пронесет. Я очень надеялся, – сказал режиссер. – Я не собираюсь вручать приз фильму, который позорит мою страну». После этих слов Меньшов швырнул конверт на пол и вместе с женой поспешно покинул церемонию.

Поступок этот вызвал неоднозначную реакцию и оценки колебались в интервале от "молодец" до "хам". А вот как он сам объяснил мне свои мотивы:

Мне очень странно - неужели все забыли, что предшествовало выходу этого фильма на экран? Была дискуссия, довольно односторонняя, впрочем - писали ветераны, историки, говорили, что это бред, что такого физически быть не могло, и не было никогда в армии.

На что создатели отвечали - ну как же не было? Наш автор, Владимир Кунин, он сам был в таком лагере смерти для подростков и чудом остался жив. Тогда этим делом заинтересовалось ни много, ни мало - ФСБ, и стало поднимать архивы, доказывая - что не было такого. При этом выяснилось, что Кунин не только в этом лагере не был - он вообще не воевал, фронта не видел. Хотя до этого он своим боевым прошлым очень гордился и много на эту тему написал всякой гадости про армию - в советское время, правда, писал прелести.

Ну и в связи с этим он, видимо, испугался, что раскопают слишком далеко, принес какие очень невнятные извинения. И авторы фильма тоже сказали - извините, мы толком не знали - я имею в виду Атанесяна и прочих. Более того - потом раскопали, что такая школа была, вот только создали ее не у нас, а фашисты - на оккупированных территориях. Это же надо так все наизнанку вывернуть!

А теперь эти подростки, которым запудрили мозги со страшной силой - они вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей нашей истории - советской, истории Великой Отечественной войны - они и приняли все показанное за чистую монету и проголосовали.

Все про это было сказано - и все-таки забыли? Тогда слава богу, что сейчас это все опять всплывет, и начнут об этом говорить. Громкие слова, извините, но для меня это святые годы, святой период нашей истории - Великая Отечественная война. Я не могу смотреть, как проваливают в черную дыру весь период советской истории - а именно это и происходит. Проваливают, а вместе с ним проваливают и войну. Это ужасно! Это грешно. Это грех, который нам не простится, веками будем отмаливать его потом.

Вот и все. Поэтому я так и сказал.

Понимаете, мы сейчас вообще очень легко можем свалиться в навязываемую нам позицию, что Советский Союз воевал на стороне Гитлера, а наши отцы были ничем не лучше фашистов. Два шага - и мы там уже будем. Сидеть в этой яме - и с большим удовольствием снимать такие фильмы. В то время, как по крайней мере европейцы перед воевавшими тогда на коленях должны стоять за эту фантастическую, нечеловеческую, жертвенную войну, которую они целиком практически взяли на свои плечи. И вытащили!

И что теперь - это перевернуть? Промолчать? Да никогда!

Кстати, успев посмотреть обсуждения в сети, понял, что вся эта история с фильмом «Сволочи» уже успела забыться. Поэтому я ее, с вашего позволения, напомню.

Ниже – только цитаты и прямая речь, в хронологическом порядке, без каких-либо комментариев.

июль 2000 года.

Кунин: - Дело в том, что я оказался в тюрьме, когда мне исполнилось четырнадцать лет. Было начало сорок третьего года. Меня взяли за групповое ограбление с убийством. Малолеток на том деле было несколько человек.

В Алма-Ате есть такой знаменитый каток Медео, вот 1000 метров вверх располагалась школа диверсантов НКВД, куда меня отобрали. Курсантами могли быть только члены партии или члены коммунистического союза молодежи. Помимо этого, обязательное условие - никаких родственников. Гибель выпускника-диверсанта на задании была запрограммирована. Готовили из нас убийц для выполнения спецзаданий в горах.

Первую группу сбросили над Югославией. Пятнадцать подростков - отлично подготовленных убийц. Приземлились только трупы. Расстреляли всех в воздухе. Кто-то заложил их, кто-то работал на немцев.
А я "отработал" в Карпатах. Потом вышли к своим, попали в фильтрационный лагерь. "Кто?", "откуда?" - а мы молчим, по-другому нельзя было. Но все обошлось.
Кстати, я однажды пришел в КГБ и говорю: "Ребята, у меня срок призыва в военном билете стоит 10 мая 44-го года, я же, извините, с 4 апреля 43-го под пулями сидел!". А они мне: "Вам же сказано подписку хранить вечно - ничего не можем поделать".
Спустя двадцать четыре года я первый раз рассказал об этом жене. И мы с семьей решили полететь в Алма-Ату - я хотел показать следственный изолятор, в котором меня держали.

Радио «Эхо Москвы», эфир Ксении Лариной под названием «Кино о Великой Отечественной». Гости - Актер Андрей Иванович Краско и режиссер и продюсер Александр Атанесян.

Фрагмент:

К. ЛАРИНА – А вот в этой истории, я так понимаю, про детей-смертников, если можно так выразиться. Это же жуть какая-то! Но на самом деле, так оно и было, да?

А. КРАСКО – Я готов поверить.

А. АТАНЕСЯН – Нет оснований не поверить Владимиру Кунину, он был в этом лагере. И собственно, киноповесть «Сволочи» родилась из двух глав романа «Мик и Альфред» - это его автобиографический роман. Он был сыном актера, эвакуированным в Алма-Ату. Потом папа замучил сам себя совестью, что в такое тяжелое для страны время имеет бронь и отсиживается в эвакуации, и, не подумав о сыне, ушел на фронт. Сын остался один, прибился к беспризорникам, бродягам, к преступникам, которых было полно в эвакуированном Казахстане, в Алма-Ате, в частности. Дальше попал в тюрьму, потом попал в этот самый лагерь. Но Кунин (по его рассказу, я не имею оснований ему не доверять), он не попал на спецзадание, почему, он об этом не говорит. На самом деле, это история не о войне. Было бы не правильно называть это о войне. Вот, замечательная песня и слова: «Нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Вот это история о той цене, которую заплатила страна за эту самую победу.

В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ НА ЭКРАНЫ СТРАНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «СВОЛОЧИ»

В связи с выходом на экраны страны художественного фильма «Сволочи», созданного студией «Ритм» и продюсерской компанией «Парадиз» по одноименной повести Владимира Кунина, в ЦОС ФСБ России поступают обращения от представителей средств массовой информации и ветеранской общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности. В фильме рассказывается о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот.

Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода «детских диверсионных школ», аналогичных описанной в повести «Сволочи», не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.

В то же время, ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск.

В тот же день:

Кунин:

Для «Эхо Москвы»

В основе сценария фильма "Сволочи" не лежат реальные события, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" автор сценария киноленты Владимир Кунин. "У меня был полуфантастический-полумистический роман "Мика и Альфред", - рассказал В.Кунин. - Я взял оттуда полторы главы и сделал из этого сценарий, убрав фантастику, написал его как любой литератор, имеющий право на свое видение событий, на свои домыслы, основанные на некой информированности, на чем-то похожем".

По его словам, все публикации в Интернете, где "автор сочинения отождествляется с его героем – это бред сивой кобылы". "Я продал сценарий "Мосфильму", его взял режиссер Александр Атанесян, после чего я не виден ни самого режиссера, ни метра отснятого материала, - заметил писатель. – Каждый раз, когда я приезжал в Москву, мне в этом было отказано". По этому, по словам В.Кунина, он не может "отвечать ни за что: ни за переделки, которым подвергся сценарий, ни за то, что Атанесян включил свою фамилию в качестве соавтора сценария".

Для «Радио Культура»

«Мика и Альфред» - это роман мистико-фантастического толка. Все это сочинено. Я считаю, что писатель имеет право на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир и на любые фантазии. Тем более что я не писал никакой документальной повести. К сожалению, очень многие журналисты или не журналисты, может быть, даже и ФСБ, почему-то отождествляют придуманного героя с автором. Даже, когда это пишется от первого лица, как какая-нибудь повесть или роман. Но нельзя же так примитивно считать, что человек описывает самого себя. Все придумано. Это все равно, что сейчас подать иск в суд на Льва Николаевича Толстого за то, что он толкнул Анну Каренину на рельсы или притянуть Федора Михайловича Достоевского к ответу за то, что он вложил в руки Раскольникова топор».

Режиссер Александр Атанесян, для радио «Культура»:

«Ни у меня лично, ни у одного из моих ассистентов нет ни одного архивного документа, подтверждающего существование таких лагерей на территории Советского Союза. То есть, если Владимир Кунин - автор этой истории, утверждает, что он был в этом лагере и он давал подписку, то есть утверждал это в частных разговорах, но никогда на официальном уровне он этого не говорил, то в ФСБ России абсолютно правы, я даже более того допускаю, что правда за ФСБ России, нежели за Владимиром Куниным. Потому как авторы склонны выдумывать».

Статья в «Комсомолке»

В ответ на запрос в Центральный архив Министерства обороны мы получили любопытные документы. Например, как будущий писатель на недолгое время стал военным. Из приказа приемной комиссии о зачислении Кунина в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров: «Фейнберг Владимир Влад., 1927 г. р., призван в декабре 1944 г., еврей, дом. адрес: г. Алма-Ата. ул. Калинина, 63».

Согласно этому приказу 17-летний Владимир Фейнберг стал курсантом и надел военную форму. Заметим, в нескольких тысячах километров от линии фронта. Здесь юноша и поднимался в небо, но совсем не в качестве военного летчика. В сентябре 1945 года его откомандировывают во 2-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей (в нынешнюю Оренбургскую область). А уже 15 мая 1946-го по решению педсовета в связи с учебной неуспеваемостью исключают. Не смог он доучиться и в Московской военно-авиационной школе (г. Серпухов). Его и оттуда 11 декабря 1946 года отчисляют за недисциплинированность. Карьера «военного пилота» на этом заканчивается.

Андрей Краско в интервью “Комсомольская правда” (Калининград).

- Как вы отреагировали на письмо ФСБ России, где заявлено, что картина не имеет ничего общего с действительностью?

Для нас это был незапланированный рекламный ход. Мы-то думали, что снимали реальную историю. Автор книги и сценария Владимир Кунин утверждал, что сам был когда-то в одном из таких лагерей. И только за пару минут до премьеры он сообщил по телефону режиссеру Атанесяну, что сюжет «Сволочей» - полный вымысел. В итоге Атанесян сказал зрителям: «Чистая правда - первые 30 секунд фильма». Он имел в виду титры.

Михаил Швыдкой на пресс-конференции в РИА Новости:

«Я не владею информацией, что господин Кунин является самозванцем, - заявил на недавней пресс-конференции Михаил Швыдкой. - Он им не является. Я всегда в таких случаях занимаю адвокатскую позицию, а не прокурорскую. Что касается того, что история "Сволочей" является вымышленной... Художественные произведения - это всегда вымыслы художников. Художник, повторю еще раз, имеет право на вымысел. Фильм "Сволочи" кому-то нравится, кому-то нет, но заверяю вас: социологические опросы показывают, что свою патриотическую миссию он выполняет».

По моему, в последней фразе, если выкинуть слово «патриотическую», Михаил Ефимович в кои-то веки сказал правду.

К несчастью, свою линию Швыдкие-Кунины гнут с неподдельным усердием.

К счастью, иногда на пути им все еще попадаются Меньшовы.

Да, кстати, вот еще показательный "штрих к портрету". Вот что говорил режиссер "лучшей картины" в интервью "Радио Культуры" год назад:

Режиссёр Александр Атанесян особо подчеркнул, что его картина не должна принимать участие в какого-либо рода киноконкурсах. Это его принципиальная позиция:

«Я совершенно не против того, чтобы фильм показывали на любом фестивале вне конкурса. Это моя принципиальная позиция. Я считаю, что культура - не место для соревнований. Реальную оценку фильма, книги, произведению живописи может дать только время. Крайне глупо соревноваться между собой и выяснять, чья картина лучше. Это не разумно по определению. Это всегда зависит от субъективного мнения тех членов жюри, которые приглашены на конкретный фестиваль. А люди - есть люди. Критериев по определению лучших фильмов не существует»

В 2007 году телеканал MTV Russia во второй раз вручал награды за наиболее выдающиеся достижения в области кинематографа. Эта церемония запомнится россиянам надолго: апофеозом праздничного действа стал скандал с участием уважаемого и любимого многими поклонниками отечественного кино режиссера и актера Владимира Меньшова, который в прямом эфире отказался вручать приз победителю в номинации «Фильм года» картине «Сволочи», заявив, что этот фильм позорит Россию, после чего покинул сцену, передает Lenta.Ru.

По версии MTV Russia, отечественная молодежь в минувшем году смотрела и верила в создателей следующих кинолент: «второму фильму года» «Питер FM», славянскому супербоевику «Волкодав», продолжению криминальной драмы «Бумер», фильму о том, как певец Тимати со товарищи ищут обменник, - «Жара» и псевдоисторической картине о событиях Второй мировой войны «Сволочи». И с последней-то и был связан главный скандал церемонии.

Приз за лучший фильм года вручался в самом конце церемонии. К этому моменту российские

Фотогалерея с церемонии вручения MTV Russian Movie Awards

зрители успели оценить формы Памелы Андерсон, чувство юмора второго ведущего Ивана Урганта, владение сниженной лексикой Ромы Билыка из «Зверей», назвавшего себя в прямом эфире «о**енной звездой», узнать, что лучшим зарубежным фильмом аудитория MTV считает вторых «Пиратов Карибского моря», лучшей анимационной картиной - второй же «Ледниковый период». Создателей этих картин в зале не было.

С отечественным кино дело обстояло следующим образом. Владимир Машков в роли отечественного Рэмбо из «Охоты на пиранью» уступил «Актера года» молодому Андрею Чадову из «Живого», зато психопат Прохор в исполнении Евгения Миронова из «Охоты …« взял приз за «Лучшего злодея», опередив даже страшного Людоеда из «Волкодава из рода серых псов». «Лучший поцелуй» отдали «Жаре», «Самой зрелищной сценой» назвали разгром базы фашистских оккупантов 15-летними детьми из фильма «Сволочи», актера из этого же фильма Александра Головина признали «Прорывом года».

Для вручения приза за лучший фильм года на сцену пригласили Владимира Меньшова. На всякий случай, напомним, что, например, именно он снял завоевавшую «Оскар» за лучший зарубежный фильм картину «Москва слезам не верит», а юным зрителям он знаком по обоим «Дозорам», «Дневному» и «Ночному».

Выбор перед зрителями MTV, действительно, стоял непростой: все-таки из представленных номинантов выбрать лучшего - дело очень непростое. По итогам SMS-голосования лучшим отечественным фильмом года были признаны «Сволочи».

Раскрыв конверт с именем победителя «Кинонаград MTV», Меньшов переменился в лице, сказал: «Я надеялся, что пронесет. Я очень надеялся», - заявил, что «Сволочи» позорят Россию и что он этот фильм награждать не собирается. Затем Владимир Меньшов бросил конверт на сцену, попутно предложив заморской гостье Памеле Андерсон самой вручать приз за «Фильм года», и покинул зал вместе с супругой.

После небольшой заминки, Иван Ургант решил взять ситуацию под контроль, поднял конверт, назвал победителей и, смущенная и шокированная, команда «Сволочей» поднялась на сцену за наградой.

Чем руководствовался Владимир Валентинович, решив столь экстравагантным образом завершить церемонию награждения лучших деятелей кино по версии MTV, нам судить сложно. С одной стороны, он, наверное, понимал, куда идет: вряд ли тинейджеры оценили бы по достоинству, к примеру, получивший все мыслимые и немыслимые награды «Остров» и актерскую игру Петра Мамонова. С другой стороны, искренне трепетное отношение людей его (да и не только) поколения ко Второй мировой войне, а особенно - к излишне вольным интерпретациям событий сороковых годов прошлого века, которыми в последнее время не гнушаются кинематографисты, тоже понятно. В частности, в «Сволочах» полет фантазии сценариста перевернул историю с ног на голову: в ленте идет речь о некоем отряде подростков-диверсантов, сформированном в СССР для борьбы с фашистами, а на самом деле в Советском Союзе ничего такого не существовало. Зато такой «отряд» был на вооружении нацистской Германии в 1943 году. Из последующего комментария Меньшова выяснилось, что именно это режиссера и возмутило: " …теперь эти подростки, которым запудрили мозги со страшной силой - они вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей нашей истории - советской, истории Великой Отечественной войны - они и приняли все показанное за чистую монету и проголосовали».

.:: ИСТОРИИ::.

Почему Меньшов отказался вручить приз «Сволочам»?

Недавно на церемонии вручения премии «Кинонаграды MTV 2007» знаменитый русский режиссер Владимир Меньшов отказался вручить приз в номинации «Лучший фильм» киноленте «Сволочи».

Подробности этого скандального происшествия уже смаковались во многих отечественных СМИ - Меньшов, открыв конверт с названием фильма-победителя номинации, бросил его на пол и удалился со сцены, заявив: «Пусть Памела Андерсон вручает приз!» Объяснение этому инциденту давалось очень простое - Меньшов считает, что фильм «Сволочи» позорит нашу страну, и поэтому не мог поступить иначе.

Начнем, собственно, с самого фильма «Сволочи». Это малопрезентабельная гнусность на тему «фантастического» рассказа некого писателя Кунина. Действие картины разворачивается в тренировочном лагере, который разместился в заснеженных горах Казахстана. Из малолетних преступников, из «сволочей», якобы согласно секретной директиве советского командования от 1943 года готовят диверсантов-смертников для заброски к немцам. Воспитатели, включая начальника лагеря, отобраны из «зеков» сталинских лагерей. Естественно, ничего подобного в настоящей жизни не было.

Иначе говоря, фильм «Сволочи» прекрасно вписывается в другие усилия западного агитпропа по этому направлению - сноса Бронзового солдата в Таллине, переписыванию учебников истории в самостийной Украине или выставлению «счетов» России странами Прибалтики «за советскую оккупацию».

Вручение премии «Лучший фильм» этой киногнусности было тщательно подготовлено - в качестве ведущей была приглашена заокеанская кинодива Памела Андерсон, а «Сволочей» замаскировали в списке других фильмов-претендентов. Не случайно и приглашение на роль вручающего премию Владимира Меньшова с супругой Верой Алентовой. Дело в том, что фильм Меньшова «Москва слезам не верит» получил в 80-х годах так называемый «иностранный» «Оскар», или награду за лучший иностранный фильм по версии американской киноакадемии.

Вот и вручение приза «Лучший фильм» «Сволочам» должен был произвести лауреат этого самого «иностранного» «Оскара» Владимир Меньшов с супругой, исполнительницей главной женской роли в этом фильме. Так сказать, первый шаг на выдвижение «Сволочей» в качестве русского претендента на очередной розыгрыш лучшего иностранного фильма по версии американской киноакадемии. С большими шансами заполучить этого самого «Оскара».

Вот такая нехитрая комбинация - мы вам «Оскара», а вы, дурни, сами подставитесь в этой киногнусности, где вас покажут убийцами детей и будущими «менторами мирового терроризма».

Но настоящий профессионал и мужчина Владимир Меньшов, видимо, понял всю эту комбинацию, когда вскрыл конверт с лауреатом - «Сволочами». И максимально усложнил теперь выдвижение этой киногнусности в претенденты на «иностранный» «Оскар». Хотя, думается, эти попытки будут продолжены.

Ведь, как говорится, «бойтесь данайцев, дары приносящих». Особенно когда эти «дары», подобные дешевым силиконовым прелестям заезжей секс-бомбы, имеют плохо замаскированным намерением опорочить нашу страну и нашу историю нашими же руками.

Александр Полюх, ap7.ru

В четверг вечером в столичном кинотеатре «Пушкинский» российский бомонд собрался по случаю второй церемонии кинонаград MTV.

Прославленному актеру и режиссеру оскароносной ленты «Москва слезам не верит» и его супруге актрисе Вере Алентовой досталась почетная роль - вручить награду в главной номинации вечера «Лучший фильм». Перед тем как вскрыть конверт, Меньшов заметно волновался:

Я надеюсь, что победит достойнейший и главный приз не возьмет один из тех чудовищных фильмов, которые сейчас выпускаются.

На больших экранах показали отрывки из лент «Сволочи», «Жара», «Волкодав», «Питер FM» и «Бумер, фильм второй». Зал сидел, затаив дыхание. Меньшов распечатал конверт. Даже с галерки было видно, как разгневался актер:

Я так надеялся, что не этому фильму дадут премию, но все-таки он победил. Я считаю, что это кино - позорище для нашей страны, пусть награду вручает Памела Андерсон .

После этих слов Меньшов бросил конверт на пол и широким шагом удалился со сцены. Вера Алентова без всякого удивления последовала за ним.

Зал буквально остолбенел. Голос за кадром поспешил исправить ситуацию - прямой эфир все-таки... И объявил победителя - фильм «Сволочи». Группа, снявшая фильм, начала подниматься, обниматься, целоваться... На сцене продюсер фильма и режиссер ленты говорили какие-то оправдательные слова, но их никто не слышал - зал сидел в состоянии глубокого изумления. Некоторые зрители демонстративно вышли из зала, когда команда «Сволочей» получала награду. Остальные потянулись из зала после того, как группа сошла со сцены, - причины поступка большинство публики не поняли и за кулисами довольно весело обсуждали поступок Меньшова.

Одна Памела Андерсон ничего не поняла по причине незнания русского языка и отсутствия переводчика.

Елена ЛАПТЕВА

О ЧЕМ ФИЛЬМ?

О том, как из малолетних преступников НКВД создал отряд диверсантов. В фильме их тренируют актеры Андрей Краско и Андрей Панин . Они же в 1943 году сбрасывают их с парашютами на мифическую базу горных стрелков. Почти все дети погибают во время высадки, а немецкий офицер, сняв фуражку, чуть ли не убивается над их телами. Двое героев - Кот и Тяпа - выживают и встречаются после войны.

Создатели фильма утверждали, что он основан на реальных событиях. Увы, подтверждений этому так и не нашлось. А часть зрителей расценила его как пасквиль, позорящий память Великой Отечественной.

Суть скандала

Фильм «Сволочи» уже наутро после премьеры в феврале 2006 года вызвал бурную дискуссию . «Комсомолка» была первой, кто попытался ответить на вопрос: а правда ли то, что создатели картины выдают как исторический материал? Авторы «Сволочей» утверждали, что одноименная повесть писателя Владимира Кунина - автобиографическая.

К сожалению, обнаружить документы, подтверждающие реальность советских диверсионных школ для детей, не удалось. Зато «КП » нашла других свидетелей - бывшего курсанта диверсионной детской школы Вячеслава Бабицкого . Только называлась эта школа «Абверкоманда 203» и «учили» в ней пленных детей не наши энкавэдэшники, а фашисты.

Не обнаружилось никаких следов пребывания в диверсионной школе и в биографии писателя Кунина. Единственное, что его связывало с армией, - несколько лет в военном училище.

К тому же многие недоумевали, почему часть $2,5 миллиона на съемки этой картины выделило Федеральное агентство по культуре и кинематографии.

После бурного обсуждения Владимир Кунин признался, что все факты в фильме вымышленные. С этим согласился и режиссер Александр Атанесян .

А претензии к художественнному произведению - дело вкуса.

Александр БОЙКО

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Владимир МЕНЬШОВ: Это позорище - снимать такие фильмы

Мы дозвонились режиссеру в Волгоград , куда он отправился с гастролями на следующий день после скандальной церемонии.

Мой поступок вызван дискуссией вокруг этого фильма, которая еще год назад развернулась в прессе, в том числе и в вашей «Комсомолке».

Если вы помните, тогда фронтовики писали возмущенные письма, потому что таких фактов не могло быть в истории нашей страны, тем более в истории Великой Отечественной войны. В борьбе с тоталитаризмом мы утягиваем в пропасть самые святые страницы нашей истории. Посмотрев этот фильм, иностранцы могут подумать о нас, что русские - какие-то монстры, троглодиты, чудовища. Так мы дойдем до того, что скоро не только американская молодежь, но и наша будет думать, что в той войне мы воевали вместе с Гитлером против Америки и Англии . Для этого осталось сделать всего несколько шагов. Великая Отечественная война - это те страницы нашей истории, которые нельзя трогать немытыми руками. Это позорище - снимать подобные фильмы.

- Потому вы не смогли промолчать?

Еще когда читал эту историю у Кунина («Сволочи» сняты по сценарию известного писателя Владимира Кунина. - Ред.), я возмущался. Причем сам режиссер картины Александр Атанесян говорил, что его сбили с толку, неправильно информировали. Как бы извинялся за то, что он снял. Вроде бы вся эта история закончилась. И вдруг снова эта картина вынырнула, да еще как лучший фильм.

Анастасия ПЛЕШАКОВА

КСТАТИ

Как они победили?

На канале MTV нас заверили, что голосование было честным и проходило в два этапа. Сначала определили номинантов: компания MAGRAM Market Research опросила 1300 молодых россиян, которые смотрят MTV и регулярно ходят в кино. По результатам, из списка всех российских картин, вышедших в прокат в 2006 году, выбрали пять (они указаны рядом в опросе «КП»). Дальше началось голосование на сайте kino.mtv.ru. Также можно было позвонить с мобильного на короткий номер.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Ребята вовремя стали кадетами

В то, что «Сволочи» победили честно, многие не поверят. Будут видеть в этой истории чью-то мохнатую лапу с купюрами, а то и происки мировой закулисы. Между тем успех фильма Атанесяна объясним и без привлечения подобных художественных образов.

Во-первых, картина была достаточно популярна (сборы превысили $10 миллионов) и наделала много шума. Во-вторых, мальчики, сыгравшие в «Сволочах», перешли в сериал «Кадетство» и благодаря ему стали кумирами старшеклассниц (особенно это касается Александра Головина ). А женская любовь - страшная вещь: юные фанатки готовы часами сидеть за компьютером и голосовать за фильм, «где сыграл Сашенька». В-третьих, убиение дюжины мальчиков ударило по нервам зрителей куда сильнее, чем лирические прогулки по весеннему «Питеру » или «жаркой» Москве.

Что до Владимира Меньшова, он повел себя достаточно странно. Он не мог не понимать, что ненавистные «Сволочи» - в списке номинантов и запросто могут победить. Зачем тогда было соглашаться объявлять «Лучший фильм»? К тому же церемония проходила в атмосфере раздолбайской непринужденности, и феерический финальный выход Владимира Валентиновича многих скорее развеселил.

С другой стороны... Меньшов считает «Сволочей» дрянью и оставил за собой право плюнуть их авторам в лицо. Это было неожиданно, но искренне. И, обсуждая его поступок, стоит помнить об одной мелочи: «Сволочи» - это ведь и правда плохой фильм.

Денис КОРСАКОВ

ВОПРОС ДНЯ

Как вы относитесь к его поступку?

Николай КУРЬЯНОВИЧ, депутат Госдумы:

Это акт гражданского мужества, сейчас мало кто на такое способен. Я бы режиссеру этих «Сволочей» еще бы и добавил к премии носком правой ноги. Так и запишите.

Ирина ХАКАМАДА, политик:

Я его понимаю, «чернуха» и коммерция в кино достали всех.

Михаил ВЕЛЛЕР, писатель:

СССР воевал жестоко, цинично, беспощадно, как ни одна страна в мире. Кунин, человек достойной биографии, клянется, что все, что снято в фильме, - правда. Можно глубоко ценить порыв Меньшова, но из-за усахаривания и умасливания нашей истории мы уже потеряли поколение советских граждан, а потом и всю страну.

Андрей СИГЛЕ, продюсер и композитор, Санкт-Петербург:

Меньшов - человек в кинематографических кругах авторитетный. Но мало кто знает его характер - резкий и решительный. И он никогда не будет играть на камеру и публику. Этим поступком он действительно высказал свою точку зрения.

Олег ТАБАКОВ, актер, режиссер:

Без комментариев! На мой взгляд, в номинации «Лучший фильм года» награду надо было дать мультику «Ледниковый период» про мамонтенка.

Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:

Поступок героический. Похоже, к нашей творческой интеллигенции возвращаются самосознание и патриотизм.

Анастасия ЗАВОРОТНЮК, актриса:

Премия мне понравилась, было очень весело и клево. А про поступок Меньшова ничего не могу сказать да и не хочу.

Ольга ШАМБАСОВА, менеджер, Ярославль:

Не вижу ничего такого в «Сволочах», что бы позорило Россию . В фильме есть доля и вымысла, и правды. По-моему, Меньшов сам опозорил и себя, и нашу страну своим поступком. А может, он просто завидует молодым режиссерам?

Кирилл СОКОЛОВ, преподаватель истории, Ярославль:

Фильм «Сволочи» действительно позорит страну, победившую фашизм. Историческая действительность в нем перевернута. Солидарен с Меньшовым, правда, непонятно, зачем он вообще вышел на сцену, если знал, что «Сволочи» номинированы?

Ната, читательница сайта WWW.KP.RU , Москва:

Человек уровня Меньшова не должен позволять себе такие поступки при зрителях. Нужно просто исполнять отведенную роль.

Другие подробности церемонии вручения кинонаград MTV читайте .

Оскароносный режиссер Владимир Меньшов, публично оскорбивший создателей фильма "Сволочи", отказавшись вручать им кинонаграду MTV, объяснил причины своего поступка.

"Все было организовано, откровенно говоря, фигово, - отметил знаменитый режиссер в интервью РБК daily . - Я общался только с одним администратором, и она упрашивала меня прийти и вручить приз за главный фильм. Поскольку картина казалась мне давно прошедшей, то я о ней даже не вспоминал. Не думал, что такой фильм может котироваться. Я спрашивал, кто в номинации. Мне говорят: "Не знаем, не можем вам сказать". - "А какому фильму я буду вручать приз?" - "Это мы не можем говорить". С этим я и пришел. Предполагал, что будут "Остров", "Свободное плавание". Когда началось мелькание "Сволочей" на экране, у меня появилась тревога. А потом вышел на сцену и увидел, что фильм в номинации, тогда уже сказал Вере (Алентовой) шепотом: "Если, не дай Бог, "Сволочи", то я вручать не буду". Но все равно наивно думал, что не могут же! Однако поколение, которое выбирает Pepsi, выбрало, оказывается, еще и "Сволочей".

В свою очередь Вера Алентова, жена Владимира Меньшова, заявила, что ее супруг допустил ошибку. "Я совершенно солидарна с мужем, что кинокартина "Сволочи" не достойна награды, - сказал Алентова изданию "Твой день" . - Но, наверное, Владимиру не стоило вообще принимать участие в церемонии награждения, если была вероятность, что победит фильм "Сволочи", ведь то, что эта лента вышла в финал, было известно заранее". Во время скандального поступка своего мужа знаменитая актриса стояла рядом с ним на сцене и никак не ожидала такого поворота событий.

Напомним, что в минувшую пятницу в Москве прошла церемония, во время которой Владимиру Меньшову и его супруге актрисе Вере Алентовой предстояло вручить премию в главной номинации - за лучший, по мнению зрителей музыкального канала, фильм. На награду претендовали "Волкодав", "Бумер. Фильм второй", "Питер FM", "Жара" и "Сволочи". Режиссер распечатал конверт и узнал, что лауреатом стала лента "Сволочи". После чего заявил, что отказывается вручать приз фильму, который позорит его страну, и вместе с женой ушел со сцены. Напомним, что в картине Александра Атанесяна "Сволочи" рассказывается о детях-смертниках, которых якобы готовили в НКВД во время войны.

"Не надо сейчас юлить, - говорит Владимир Меньшов. - Были серьезные претензии: фронтовики криком кричали, когда вышла картина. Говорят: что ж вы нас позорите?! Что вы представляете нашу страну какими-то троглодитами, которые организовывали отряды детей-смертников! Вот что было, и вот о чем фильм. И вот политическая составляющая этого фильма. Попробуйте включить его и посмотреть глазами француза, лихтенштейнца, бельгийца, которые сразу скажут: "Ну конечно! Такие могут выиграть войну, если они вообще никого и ничего не жалели". Вот в чем была суть претензий фронтовиков, которые я полностью разделяю".

Ранее Владимир Меньшов прокомментировал изданию Газета.ру причины своего поступка во время церемонии вручения "Кинонаград MTV 2007". "Мне очень странно - неужели все забыли, что предшествовало выходу этого фильма на экран? Была дискуссия, довольно односторонняя, впрочем - писали ветераны, историки, говорили, что это бред, что такого физически быть не могло, и не было никогда в армии. ...Выяснилось, что Кунин (по книге которого снят фильм) не только в этом лагере не был - он вообще не воевал, фронта не видел", - сказал Меньшов.

Он отметил, что позднее Кунин испугался, что раскопают слишком много из прошлого и "принес какие-то очень невнятные извинения. И авторы фильма тоже сказали - извините, мы толком не знали". Как сообщил Меньшов, "потом раскопали, что такая школа была, вот только создали ее не у нас, а фашисты - на оккупированных территориях. Это же надо так все наизнанку вывернуть!"

Как отмечает режиссер, "теперь подростки, которым запудрили мозги, ...вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей истории - советской, истории Великой Отечественной войны".

В компании MTV Россия с недоумением восприняли случившееся. По словам пресс-атташе канала Владимира Смирнова, Меньшов придал фильму не совсем то значение. "Для зрителей MTV это просто развлечение, знаете, такой боевичок, который интересно смотреть, - сказал Смирнов. - А Владимир Меньшов в силу своего возраста и опыта по-другому смотрит на картину. В данном случае его, как я понимаю, интересовали даже не художественные недостатки или достоинства, а позиция, которую можно назвать политической. Это далеко от мнения зрителей MTV и самой компании. Мы в политику никогда не лезем".

На вопрос, можно ли было предвидеть скандал, представитель MTV ответил, что при выборе людей, которые будут представлять номинации, в компании не догадывались, как Меньшов относится к ней. " Для нас то, что произошло на сцене, было неожиданностью, - сказал Владимир Смирнов. - Но это не может скомпрометировать премию. Во многом благодаря этому эпизоду событие приобрело большой резонанс".

Тем не менее, Смирнов не исключил, что MTV может пригласить Владимира Меньшова на следующее вручение кинонаград.