Московское наследие Льва Кекушева - Наводы — LiveJournal. Дом архитектора кекушева в мамонтовке Остоженка 21 история

Особняк Кекушевой - одно из украшений Остоженки. Этот дом был построен в 1900-1903 годах российским архитектором и преподавателем Львом Николаевичем Кекушевым для своей семьи, и записан на жену архитектора - А.И. Кекушеву. Однако через несколько лет после постройки здания супруги развелись, и дом был продан, поэтому в литературе особняк известен также как «дом Смитского».



Большинство особняков, которые строил Кекушев, отличались тем, что создавались не по заказу для какой-нибудь семьи, а полностью являлись воплощением фантазии и творческих идей архитектора. В полное мере это отразилось в особняке Кекушевой на Остоженке.

Именно Кекушев считается первым архитектором, построившим в Москве здание в этом новом для того времени стиле. В своих работах архитектор, в отличие от творивших позже коллег, стремился следовать франко-бельгийскому направлению модерна. Характерной чертой всех работ зодчего была тщательнейшая проработка всех деталей интерьеров и характерная авторская подпись в форме статуи или барельефа льва в замке свода. Разумеется, что особняк на Остоженке, предназначавшийся для семьи архитектора, также был задуман им в стиле московского модерна.

Здание напоминает средневековый европейский замок - своей асимметричной композицией, элегантной разновысотностью объемов, романтической граненой башенкой с высоким шатром. Особая пластика оконных обрамлений, сложный ритм разнообразных по форме оконных проемов, орнаментальные рельефы говорят о явной принадлежности постройки стилю модерн. Кирпичные стены имеют разнообразную декоративную фактуру - русты, облицовка, белая штукатурка.

Первоначальный проект особняка был выполнен в 1900 г. архит. В. Кузнецовым. Его фасад в стиле модерн осуществлен не был, но план лег в основу постройки, строившейся под началом самого владельца — архит. Кекушева. Архитектурный образ дома разработан им для одного из заказанных С. Мамонтовым (1899) особняков, предполагавшихся к возведению в районе Тверского бульвара и Большой Никитской «Северным домостроительным обществом». Из-за банкротства Мамонтова строительство было заморожено, однако один из невоплощенных проектов с некоторыми изменениями осуществлен Кекушевым в его собственном особняке.

Самым выразительным декоративным элементом особняка является лепнина. Она проработана с типичной для Кекушева тщательностью и скрупулезностью. Растительные орнаменты, украшающие фасад необычайно разнообразны и изящны. Прекрасно выделяет особняк среди прочих и сочетание белого и красного цветов в оформлении здания, а шатровая башенка, которая скругляет угол фасада, выглядит особенно декоративно.


На первых двух этажах дома располагались крупные помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Интересно, что все эти помещения с трех сторон окружают парадную светлую лестницу, к которой примыкает крыльцо с главным входом.

Маски или фигуры львов можно найти на многих зданиях, построенных Львом Кекушевым - это был его своеобразный фирменный знак. В своем особняке архитектор установил трёхметровую скульптуру льва на высоком фронтоне главного уличного фасада. Скульптурная фигура была выполнена австрийским архитектором Отто Вагнером по образцу венских львов с плотины в Нюссдорфе. К сожалению, лев, венчавший здание, до нашего времени не сохранился, одной из причин чего часто называют непрочность использованного для его изготовления материала. Внутренняя планировка дома была типичной для стиля модерн. Все помещения группировались вокруг лестницы, являвшейся главной осью здания. До наших дней сохранились некоторые элементы интерьера, который также был разработан и выполнен Львом Кекушевым.

В здании сохранилась первоначальная планировка помещений и элементы отделки - деревянные филенчатые двери с зеркальными стеклами, оформление парадной лестницы и другие детали.

Этот особняк имеет свои тайны, точно так же, как была наполнена ими и жизнь самого архитектора. Например, известно, что уже в 1903 году, практически сразу после завершения строительства, жена Кекушева выставила особняк на продажу, хотя, в этот период Кекушев получил расчет сразу за несколько выполненных заказов и в средствах не нуждался. Кроме того, здание называют в числе других претендентов на дом, в котором Булгаков поселил свою Маргариту.

На заднем плане слева виден Храм Христа Спасителя.


В конце 1890-х годов неугомонному Савве Ивановичу Мамонтову пришла в голову мысль строить в черте старой Москвы особняки на продажу. Не под определенного заказчика работать, а строить виллу как произведение искусства. Он даже создал для этого в 1898 году «Северное домостроительное общество».
Идея эта пришла из Европы и связана была именно с развитием модерна – нового архитектурного стиля, программно ориентированного на создание целостной, художественно осмысленной жилой среды. И Мамонтов выбрал для первых построек Общества именно этот стиль, привлекательный для богатых заказчиков, уже повидавших новейшие постройки модных архитекторов Франции и Бельгии. Но в России у этой коммерческой программы были свои особенности. Речь шла о строительстве городских особняков для богатой публики. В этих особняках требовалось создать эстетически продуманную жилую среду, в которой утилитарные вещи были бы подняты до уровня искусства.
И Кекушев, уже до этого много работавший на Мамонтова, даже начал набрасывать проекты этих особняков.
Но в связи с арестом и банкротством Саввы Великолепного в 1899 году, он не смог осуществить свои задумки.

Идея это уже была подхвачена Яковом Рекком, который возглавил в 1898 году «Московское Торгово-строительное акционерное общество».
И вот была куплена старинная усадьба на Поварской и в 1903 году по проекту Льва Николаевича начали строить два особняка, между переулками Скарятинским и Скатертным. М.В. Нащокина предполагает, что проекты этих особняков Кекушев начинал делать еще для Мамонтова.
В 1904 году особняки были уже построены и готовы к заселению.

Таким это место было с 1904 по 1915 год, когда, по некоторым данным, архитектор Мотылев перестроил фасады первого, ближнего к нам особняка, в неоклассическом стиле и полностью убил можно сказать весь дом Понизовского.
А до этого это был уголок чистого франко-бельгийского модерна в Москве. По моему мнению нереально красивый квартал...

Льва Кекушева современники считали самым ярким художником европейского направления, превзошедшим даже Франца Шехтеля. Я с ними согласна. Шехтель блестящий архитектор, декоратор, график. Он строил театральные декорации, грандиозные конечно, из своих особняков. А Кекушев мыслил объемами, приемами, категориями модерна. Хотя в истории ему повезло гораздо меньше. Из всех его работ остались крохи.

Блестящий эрудит, знаток мирового искусства, отличный рисовальщик и мастер историко-архитектурных стилизаций, Кекушев был королём эпатажа. Для фабриканта Грачёва он построил виллу в Ховрине - вариацию на тему казино в Монте-Карло, возведённого французом Шарлем Гарнье. Своему собственному дому в Глазовском переулке придал черты брюссельского отеля "Тассель" - детища Виктора Орта, основоположника бельгийского ар нуво.

Но вернемся к особняку, чей облик почти не изменился с 1904 года.


Сложная объемная композиция дома, характеризуемая монолитностью взаимопересекающихся объемов, занимает угол участка и формирует таким образом фасад и улицы Поварской, и Скарятинского переулка. Кекушев всегда делал сложные объемы у особняков. Он не строил коробки, которые потом просто отделывал в стиле модерн.



Это основной принцип изнутри-снаружу, когда внутренние помещения, их планировка заставляли более динамично строить фасады и объемы внешней архитектурной композиции дома.
Планы зданий теряли простоту геометрических построений, становились сложными, многофигурными, отражающими внутреннюю динамику объемов.
Простоте и гармонической прозрачности форм классической архитектуры модерн противопоставляет сложную фигуративность.
Тут надо конечно еще отметить, что модерн пользовался самыми передовыми материалами и технологиями в строительстве. Изобретение железобетона, пластические свойства которого помогли делать такие легкие и текучие линии, характерные для стиля модерн. Он создавал образ гибкого и прочного, эластичного и упругого, податливого и жесткого материала, позволил охватывать обширные пространства, выдерживать огромную нагрузку, создавать крупные формы, гибкие сочленения, легкие воздушные конструкции, без того, чтобы мельтешить декором и опорами. Железобетон существенно облегчил конструкцию и вместе с тем начал зримо показывать ее работу.



Среди произведений Кекушева этот особняк занимает особое место благодаря разнообразию элементов его внешнего и внутреннего декоративного убранства.

Центром композиции с Поварской улицы на фасаде сделано трехчастное окно, второго этажа


объединенное арочной нишей, над архивольтом которой помещено панно, изображающее фигурки голеньких путти, занятых разнообразными занятиями в сфере искусства, накрытое крупным арочным козырьком.



Сверху этот козырек до революции еще венчала скульптура


богини Авроры, разбрасывающей цветы, - символ радости и благополучия. У ее ног баловались маленькие путти, один из которых, как водится, пускал мыльные пузыри, символизирующие быстротечность жизни. Но за век, прошедший с постройки здания, Аврора исчезла.

И вот игра этих разных объемов и декор как будто изливался сверху вниз такой мощной водяной струей...



Эти крупные капли снизу поддерживающие панно. Струящаяся обработка своеобразного "десюдепорта" архивольта над окном... А потом эта волна разбивается о декоративный балкон


причудливо и богато декорированный уже созревшими маковыми головками и листьями аканта



чудесные оконные переплеты, которые никогда у Кекушева не повторялись.
Надо сказать, что тут нет такой распространенной кекушевской детали на переплете, как стекающая капля. Потому что тут мощный поток орнамента и линий, и на окнах они бы были уже лишние.
Надо еще отметить, что столярка оконная делалась Кекушевым из очень качественного материала лиственницы и они не гниют уже больше 100 лет.



балкон поддерживают или стекают с него еще таких 4 струящихся кронштейна и перетикают в ритм окон с закругленными углами и стекающими вниз обрамлениями порталов окон..



подоконники заканчиваются как бахромой такой же волнистой вертикальной отделкой, как архивольт над верхним окном. И все это делает эту композицию необычайно стильной, привлекательной для разгладывания. И если остановится и начать разглядывать от дома не возможно отвести глаз...Потому что одна деталь перетекает в другую, но вместе с тем смотрится это все очень цельно и не дробно.

Тут немного сделаю отступление и процитирую умные высказывания про кривые линии модерна - Знаменитая линия модерна, получившая в архитектуре название по имени бельгийского архитектора, ее популяризировавшего, – "линия Орта", – была следствием преодоления в математике XIX века геометрии Евклида.
Евклидовое пространство, построение которого, опиралось на прямые линии, на самом деле было идеализацией, результатом абстрагирования от реального пространства.
Реальное пространство определяется кривой, а не прямой линией.



В XIX в. появляется Гауссова геометрия, способная описывать кривизну, которая противопоставила себя евклидовой как более сложная система. Поэтому доминирующая линия модерна – это кривая, "серпантинная" линия – живая, энергичная, вьющаяся, танцующая. В иконографии модерна она ассоциировалась с морской волной, полётом драпировки в танце или хлестким удар бича, в орнаментах – с вьющейся растительностью или паутиной ограды.



Справа гармоничный полукруглый объем зимнего сада. С почти сплошным остеклением для максимального использования солнечного света.



Притом стекла расположены под углом.
Они были все травленные. Тоже уникальное изобретение модерна.
Сейчас с каждым годом кол-во травленных стекол тут сокращается.


Промежутки между окнами оформлены своеобразными полуколоннами-пилястрами по которым стекает орнамент удивительно изящный. Как венок каштановых листьев на капители потом ствол тонкого одуванчика и изящнейший "носик" базы. Но окончательно он не стечет, потому что, углы венков и орнамент снизу как бы цепляются за бока полуколонны и останавливают этот стремительный бег.
Все это поддержано подоконными розетками, такими же как под центральным балконом.

Над этим всем возвышается дымоход в английском стиле


на нем Кекушев сделал маску льва. Свою "подпись". Он был утрачен со временем.
И когда особняк реставрировали, то поместили туда такой же тритоноцветок как с другого боку.


Сбоку над окнами идет орнамент из трех белых плоских полосок с пчелиными или осиными гнездами..



это как ноты и кажется музыка веселая зашифрована в этом орнаменте


И декоративный как бы замковый камень, удивительно изящного тягучего орнамента.
Такая нега и спокойстиве, что на нем невольно останавливаешь взгляд.

Очень удивительно и символично расположил архитектор моих любимых Лорелей по разным углам здания.


Лорелея на углу Скарятинского и Поварской встречает рассвет. Она с открытими глазами. На нее падает свет в первой половине дня.



А Лорелея с заднего фасада с опущенными глазами - солнце садится - наступает ночь



Удивительный и задний фасад дома





Задний фасад уже более строгий - это более приватная часть здания.
Массивная входная дверь как вход в замок, мощная защита от невзгод и напастей.

К сожалению у меня нет фотографий конюшен и служб с удивительной лошадкой над воротами. Лестница, которая окнами выходит во двор имела витраж удивительным образом сохранившийся
Благодаря журналу SALON

Парадная лестница имеет скульптурный кекушевкий львиный декор перил.

Вот это витраж был заделан и раскрыт на свой страх и риск предыдущим послом Новой Зеландии.

Вообще конечно нужно ему сказать спасибо не только за реставрацию и сохранение этого чуда модерна, но и за популяризацию его. Потому что книга М.Нащокиной про этот особняк вышла при непосредственном его участии.

холл..

стекла зимнего сада изнутри..

вот она лошадка над конюшней или гаражом...



невозможно остановится хочется рассматривать и рассматривать.
Ну разве не прелесть этот тритон лапками и пастью удерживающий гирлянду цветов - символ благополучия.

Вообще художники и архитекторы модерна выступали с идеей преобразования окружающего мира посредством красоты.
Этот особняк великого архитектора Московского модерна Льва Николаевича Кекушева полностью отвечает этой идее. Каждый штрих, каждая деталь его настолько красивы, что и мир вокруг кажется красивее и лучше, и люди не могут быть злыми, корыстными и кровожадным.
Хамству и стяжательству не место рядом с таким совершенством красоты.

Красота - спасет мир.

И да я знаю, что горизонт завален, качество фото не ахти. Но что имеем то и показываем.
Фото кстати собирала года три, чтобы на пост собрать.
Это же посольство - фотографировать было нельзя.

UPS/ Вот фото лошадки мне подарили довольно крупное



Спасибо большое автору снимка:)

7 декабря 2017 г. в ходе реставрационных работ на крышу особняка Льва Кекушева (Остоженке, 21) была установлена медная скульптура льва, утраченная в начале XX века.
Известно, что Лев Кекушев часто украшал львами свои постройки, это была своеобразная подпись мастера.
Фасад дома, который он спроектировал и построил в 1903 году для своей семьи, тоже когда-то венчала весьма выразительная и запоминающаяся трехметровая скульптура льва, выполненная австрийским скульптором Рудольфом Вейером по аналогии с львами шлюза плотины в Нюссдорфе в Вене (арх. Отто Вагнер).
К сожалению, здание, которое строилось для долгой и счастливой жизни, вскоре стало местом личной трагедии архитектора.
Он развелся со своей женой и навсегда покинул этот дом.
Несколько лет спустя с фасада по неизвестным причинам исчез лев.

Так выглядел особняк А. И. Кекушевой сразу поле постройки (открытка из домашнего архива)

Это мои фотографии, сделанные в 1982 году.

В этом году особняк наконец-то дождался реставрации.
Реставрационные работы проводились под руководством ГлавУпДК.
очень подробная и интересная статья о ходе реставрационных работ.
И лист из проекта:

А на YouTube появилось видео момента установки льва:

В реставрации известного Дома Кекушева (он же – по владельцу – Дом купца Быкова) на 2-й Брестской произошло знаковое событие: вернулась на место маска льва (она же своеобразная «подпись» архитектора).

Дом на Брестской, яркий пример архитектурного модерна, серьезно пострадал несколько лет назад от пожара (о чем я писала и ). Но вот со львом ситуация совершенно иная.

Вот – на старой фотографии – тот самый лев, он же фирменный знак архитектора, он же замковый камень арки.

И вот в один печальный день (еще до всякого пожара) на его месте обнаруживается… ничего не обнаруживается. Дыра. И внизу лишь мелкие обломки. То есть не обвалился вдруг лев – а исчез. То есть, уверены реставраторы, льва банально украли.

Что же позволило восстановить львиную маску (просто фотографий было бы недостаточно)? Тут повезло. Вопрос о реставрации фасадов с их лепниной был поставлен еще за некоторое время до пресловутого пожара. И было осуществлено полное их лазерное сканирование. Что и сделало возможным сегодняшнее событие.

В остальном работа на фасадах ведется по сохранившемуся. Что-то расчищают, что-то укрепляют, что-то приходится и восполнять по образцам. Если залезть на леса повыше (чего я вам ни в коем случае не рекомендую делать!), разница пока еще хорошо видна.

Ну, а в остальном реставраторы, с наступлением холодов, перейдут на работу в интерьерах. Укрепление самой структуры пострадавшего здания они уже завершили. О ходе работ обещают информировать.

Ну, а лев водворился между тем на свое законное место. Около него даже слегка разобрали леса, чтоб было видно. И прохожие уже фотографируют лёву на мобильники.

Напоминает средневековый замок с ассиметричной композицией и высокой «рыцарской» башенкой. Для создания сложной композиции архитектор использовал объемы разной величины, украсив их затейливой лепниной с растительным мотивом, тщательно проработанной мастером. Сочетание розового и белого цветов в отделке дома, шатровая башенка, скругляющая угол дома, изящные оконные переплеты придают зданию особую романтичность. Высокий фронтон главного уличного фасада украшала трехметровая скульптура льва, выполненная австрийским архитектором Отто Вагнером. К сожалению, фигура льва не сохранилась.

На первых двух этажах дома располагались зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Внутренняя планировка дома характерна для модерна – все помещения сгруппированы вокруг парадной светлой лестницы, к которой примыкает крыльцо с главным входом. В здании во многом сохранилась первоначальная планировка комнат и элементы отделки.

Для этого особняка Л. Кекушев использовал свой собственный проект, выполненный по заказу Саввы Мамонтова и «Северного домостроительного общества», которые планировали возвести дом на продажу в районе Тверского бульвара и Большой Никитской улицы. Однако планам помешало банкротство Мамонтова, и Кекушев решил использовать проект для постройки собственного дома на Остоженке. Там как раз пустовал участок, где в 1900 году началось строительство дома по проекту архитектора В. Кузнецова, но по каким-то причинам было остановлено. Л. Кекушев частично использовал этот план для собственного жилья, которое было построено уже к 1903 году.

Здание часто попадает в число претендентов на дом, в котором поселил свою Маргариту. Эта гипотеза основана на описании жилища героини: «готический особняк» в «саду в одном из переулков близ Арбата» и спальня, «выходящая фонарем в башню особняка».

В 1960‑х годах в доме размещалась резиденция военных атташе Объединенной Арабской Республики, позднее – Оборонное ведомство Посольства Арабской Республики Египет.

Особняк имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Этот дом известен как адрес архитектора Льва Кекушева, однако в 1901 г. соседний дом также принадлежал архитектору. Здания считались единым владением – доходным домом самого архитектора. Здание было построено через два года после особняка самого архитектора и записано на жену архитектора Анну Ионовну. В настоящее время дом является жилым, а часть помещений находится в аренде у коммерческих структур.

За время существования особняка была утрачена значительная часть исторического декора фасадов и изменены объемно-планировочные решения интерьеров. В 2017–2018 гг. в рамках проекта научной реставрации воссозданы утраченные элементы архитектурного, лепного, штукатурного и металлического декора (лепное завершение входного тамбура, орнаментальные тяги и т. д.). Воссоздана колористика фасадов. В интерьерах восстановлена первоначальная планировка, проведена реставрация с элементами воссоздания исторических элементов отделки и декора помещений. 7 декабря 2017 г. после столетнего перерыва на крышу особняка вновь установили медную статую льва.

В 2018 году особняк Кекушевой стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ", "лучший проект реставрации и приспособления" и "высокое качество ремонтно-реставрационных работ".