Музыкальное занятие на развитие творческих способностей с детьми подготовительной группы. Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Возвращение птиц Музыкальное занятие на тему весна подготовительная группа

Конспект музыкального занятия

для детей подготовительной группы

«Весна»

Подготовила: музыкальный руководитель

Шараборина Лариса Владимировна

Интеграция образовательных областей: музыка, художественная литература, изобразительное искусство, коммуникация, здоровье.

Цель: развитие эстетического восприятия, воображения и музыкальных способностей средствами игровых технологий.

Программные задачи:

Учить детей эмоционально откликаться на музыку, художественное слово, картины;

Развивать чувство ритма, дыхание, мелкую моторику рук;

Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой танцевальной деятельности;

Развивать внимание, умение реагировать на окончание фразы;

Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений, умение выделять части произведения;

Совершенствовать умение оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки;

Развивать умение сочетать слово с движением;

Воспитывать в детях чувства к прекрасному, расширять знания детей о музыке.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор);

Портреты композиторов;

Музыкальные инструменты (колокольчики, металлофоны, треугольники, тамбурины, маракасы);

Цветные ленточки;

Репродукции картин;

Мольберты с листами бумаги, краски.

Музыкальный репертуар:

- «Весна» Антонио Вивальди из цикла «Времена года»

- «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковский из цикла «Времена года»

- «Вальс цветов» П.И.Чайковский из балета «Щелкунчик»

- «Здравствуй, Весна!» русский народный хоровод

- «Цветок» Е.А.Поддубная, музыкальная пальчиковая игра

Ритмическая игра с палочками «Под солнышком» стихи М.Пляцковского

Пение птиц (звуки природы)

- «Весенняя песенка» муз. Филиппенко, сл. Бойко

Ход занятия:

Вход детей в музыкальный зал.

Дети входят в зал под музыку А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» и садятся на стульчики. Поговорить о пробуждении природы. Весна – особое время года!

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он!

    Музыкально – ритмические движения

Давайте поиграем. Девочки – птички, ищут соломинки, пушок, делают домики. Мальчики – гроза с сильным ветром и дождем. Дети импровизируют под музыку.

Девочкам на голову надеваются шапочки птичек, у мальчиков в руках цветные гимнастические ленты.

2. Слушание музыки.

Загадка. Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Маленькие, нежные, беззащитные, когда в лесу кроме снега ничего нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

П.И.Чайковский тоже написал цикл «Времена года», который состоит из 12 пьес, столько, сколько месяцев в году. Послушаем пьесу «Апрель. Подснежник». Перед каждым произведением в альбоме написаны стихи. Прочитать стихотворение Майкова «Голубенький, чистый».

Музыка нежная, взволнованная. Трепетная, по-весеннему взволнованная. Вначале робкая, несмелая, ласковая. Подснежник тянется к солнцу и мелодия поднимается все выше. (Звучит фрагмент). Музыка звучит светло, высоко, то более тревожно, низко. Как будто рассказывает, что солнышко светит не всегда, что бывает холодно, темно, ненастно. (Звучит фрагмент). Дальше звучит мелодия – красивая, взволнованная, легкая, как дуновение ветерка (25 – 32 т.). Подснежник покачивается на ветру. Но выглянуло солнце и музыка стала светлой. Под звучащую музыку дети подходят к столикам и красками рисуют заранее выведенные свечой подснежники.

    Игра на музыкальных инструментах.

Весной появляются не только подснежники, но и другие весенние цветы. Поговорить, какие еще весенние цветы знают дети. П.И.Чайковский в балете «Щелкунчик» написал «Вальс цветов». Давайте сыграем оркестром это произведение, а я буду дирижером. Под тихую, спокойную, ласковую музыку будут играть спокойные инструменты – тихонько маракасы, звенеть колокольчики, металлофоны исполнять легкое глиссандо. А когда музыка станет яркой – вступят бубны, треугольники, тамбурины.

    Распевание, пение.

Дети подходят к инструменту и поют «Весеннюю песенку» муз. А.Филиппенко. Обратить внимание на характер песенки, на ее сюжет. Учить чувствовать радостный характер песни. Исполнять ее легким, светлым звуком, в умеренном темпе, вовремя начинать пение. Петь негромко, усиливая звучание в припеве.

    Пальчиковая гимнастика.

Дети садятся на стульчики и им предлагается укрепить мышцы пальцев, ладоней с помощью пальчиковой гимнастики «Цветок».

«Тихо проснулся цветок» – соединенные ладони рук постепенно раскрываются;

«На поляне, нежно свои раскрыл лепестки» – имитировать бутон;

«Птички запели утром ранним песни свои у самой реки» – совершать плавные движения кистями вправо – влево.

    Ритмическая игра с палочками.

Дети садятся на пол и ударяют палочками по полу заранее приготовленный ритм.

Под солнышком, под солнышком – та та та та

Прямо у дорожки – ти ти ти ти та та

Золотой подсолнушек- та та та та

    Хоровод «Здравствуй, Весна!» русская народная песня

Предложить детям послушать песню и вспомнить, как она называется. Рассказать о хороводе – какую роль он играл в быту у русского народа; что люди весной на Руси. Раздать девочкам платочки и поводить хоровод, подпевая педагогу.

    Выход из зала.

Подошло к концу занятие. Что понравилось больше всего? Дети высказываются.

Под музыку «Хоровода» дети хороводным шагом выходят из зала: девочки машут платочками в русском стиле; мальчики – руки за спиной, спина – прямая.

Елена Ярыгина
Конспект музыкального занятия «Приметы весны» (подготовительная группа)

Цель : Формировать ритмические способности детей. Обогащать музыкальные впечатления , вызывать эмоциональный отклик на весенние приметы .

Задачи :

Упражнение : Различать и передавать в движении изменение характера музыки . Развивать воображение,творческую инициативу.

Ритмическое упражнение : Определять на слух и воспроизводить различные ритмические цепочки на шумовых инструментах.

Слушание : Приобщать детей к музыкальной культуре . Обогащать музыкальные впечатления детей (вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки ) .

Пение : Совершенствовать вокально-слуховую координацию, точно интонировать мелодические ходы. Исполнять легким звуком в умеренном темпе индивидуально и коллективно.

Музыкально -ритмические движения :

Игра : Улучшать качество галопа, передавать несложный ритмический рисунок, вовремя вступать в свою музыкальную фразу .

Музыкально -танцевальное творчество :

Формировать творческое воображение, согласовывать свои действия с музыкой , добиваться мягких, плавных движений,соответствующих данному образу.

Дети заходят в зал. Музыкальный руководитель здоровается,дети отвечают.

Музыкальный руководитель : Прислушайтесь! Какое время года позвало нас за собой?

(дети отвечают)

Где же нам лучше всего найти приметы весны (в лесу) Но в лес сейчас мы попасть не сможем, а поможет нам волшебный экран.

Слайд № 1(«Ранняя весна » )

Музыкальный руководитель : Завидное везенье

Весну увидеть раннюю ,

Взглянуть в лицо весеннее

Румяное лицо.

У нас с вами отличное настроение и мы поскачем по дорожке искать приметы весны , а потом, слушайте внимательно,она подскажет вам, что нужно делать.

Упражнение-этюд «В лесу» музыка Т . Ломовой

1. Двигаемся поскоками.

2. «Гуляют,наблюдают, рассматривают весенний лес : подснежников, птиц, почки на деревьях.»

3. «Потерялись» , кричат «А-у!»

4. Образуют пары, «нашли друг друга, радуются» - кружатся.

Музыкальный руководитель : Наконец-то мы в лесу! Какой свежий воздух! Как легко дышится. Давайте сделаем вдох! На выдохе скажем слово : «Аромат» .

Дыхательная гимнастика «Аромат» (2 раза)

Музыкальный руководитель : Слушайте,нас кто-то приветствует в лесу?

Слайд № 2 («Дятел» ) (Видео без звука)

Музыкальный руководитель : Он выше всех сидит на сосне, и видит, что весна собирается в путь-дорогу. И решил он послать птицам в теплые края телеграмму, которая состоит из разных комбинаций коротких и длинных звуков, чтобы птицы возвращались домой.

Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма» (на стихи В. Суслова (Детям раздают две палочки)

Музыкальный руководитель : Дятел сел на толстый сук, тук да тук

Всем друзьям своим на юг тук да тук.

Телеграммы срочно шлет туки-туки-тук

Что растаял снег вокруг туки-туки-тук.

В жарких станах не бывал тук да тук

И понятно почему, дятлу скучно одному.

Музыкальный руководитель : А ритмические позывные телеграммы на фланнелеграфе выложит….и мы всевместе будем помогать дятлу.

(Один человек выкладывает на фланеллеграфе ритмические цепочки- «позывные» )

Музыкальный руководитель : Услыхали птицы и прилетели в лес. Представьте… Природа ждет весну , которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить. Все ждут Весну . Наконец Весна опускается на землю , окруженная свитой птиц. Птицы прижимаются к Весне , просят, чтобы она их согрела. А Весна им говорит : «Дрожите вы,бедняжки? Попляшите, согревайтесь. Видала я не раз,что пляской отогревались люди». Эту картину представил себе русский композитор Н. Н. Римский-Корсаков. Музыка так и называется «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка»

Какая музыка по характеру ответите после прослушивания?

«Пляска птиц» муз. Н. Римского-Корсакова Слайд№3 «Пляска птиц»

(ответы детей- задорная,веселая, игривая, плясовая)

Повторное слушание музыкального отрывка

Как эта музыка называется ? (закрепить название)

Музыкальный руководитель : Вся природа пробуждается от зимнего сна. Проснулся и ручеек и побежал, зажурчал.

(слайд № 4) («Ручеек» )

Распевка «Ручеек»

Музыкальный руководитель : А теперь ручеек побежал по этой дорожке (мелодия транспонируется по полутонам) .

Музыкальный руководитель :А загадки вы отгадывать любите?

В оперении блестящем черном

Из дальних стран летит певец

И с песней звонкою, задорной

Весну приветствует (скворец) (Слайд № 5 «Скворцы» )

Музыкальный руководитель : Какую песню мы знаем про птиц (ответ : «птичье новоселье» ) Правильно, песня так и называется «Птичье новоселье» музыка Шестаковой . Мелодию припева мы уже знаем. Игра «Музыкальное Эхо » поможет нам разучить мелодию куплета. Я начинаю- вы отвечаете.

Песня «Птичье новоселье» муз. Шестаковой.

(Пение по фразам мелодии, припев с музыкальным сопровождением ).

Музыкальный руководитель : В какой песне встречаются сразу много примет весны ?

Слайд№6 («Поздняя весна » - зелень, цветут сады)

Музыкальный руководитель : А подскажет вам мелодия песни (Пропевается мелодия 2-ой части песни) на слог «ку» . Дети называют «Весна » .)

Прежде, чем петь, пропоем этот отрывок вместе на слог «ку» .(исполняется на слог «ку» )

Теперь споем песню по музыкальным фразам . Будете петь тот, на кого покажу.

(Исполнение мелодии по музыкальным фразам )

Песня получилась замечательная, все солисты правильно исполняли мелодию.

Песня «Весна » муз. Елисеева

Слайд № 8 «Весна наступила » -разная весна )

Музыкальный руководитель : Пришло время поиграть в веселую игру «Кто скорее ударит в бубен»

Игра «Кто скорее ударит в бубен» муз. Л. Шварца

Музыкальный руководитель :Наша музыкальная поляна подаритна вместе с девочками букет первых весенних цветов.

(Слайд № 7 «Подснежник» )

Танцевальная композиция «Подснежники»

Музыкальный руководитель : Мы с вами занимались интересным делом. А каким? (ответы детей)

Слайд № 8 («Приметы весны » )

Музыкальный руководитель : Что вам понравилось?

А закончить наше необычное путешествие хочется словами Алексея Николаевича Плещеева :

«Уж тает снег, бегут ручьи

В окто повеяло весною ,

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Публикации по теме:

Конспект физкультурного досуга «Встреча весны» (подготовительная группа) Конспект физкультурного досуга «Встреча весны» (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Коммуникация»,.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Приметы весны» Цель: формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны. Задачи: Образовательные: - Активизировать познавательную.

Конспект музыкального занятия для второй младшей группы «Наша группа, мои друзья» Конспект музыкального занятия посвященного теме «Наша группа, мои друзья» Задачи: 1. Обучающие: - обогащать музыкальные впечатления.

Конспект музыкального занятия «Балет - прекрасный вид искусства!» (подготовительная группа) Задачи: - развивать первоначальное представление о балете у детей старшего дошкольного возраста. - учить понимать содержание балетного.

Конспект музыкального занятия «Зимняя прогулка» (вторая младшая группа) дети 3–4 лет Музыкальный руководитель (в дальнейшем М. Р.): Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно. Что вы видите? Дети: Снег, горка, снеговик.

Конспект НОД «Приметы весны» для старших дошкольников Конспект НОД по познавательно – экспериментальной деятельности в группе старшего дошкольного возраста по теме «Приметы весны». Цель: сформировать.

Конспект занятия «Как мы искали весенние приметы» Как мы искали весенние приметы Цель: развивать у детей связную речь. Программное содержание: учить детей прилагательные к существительным.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с приметами ранней весны. ЗАДАЧИ: 1) Развивать у детей умение называть и узнавать приметы ранней весны, устанавливать.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «В цветочном королевстве» Конспект занятия по математике подготовительная группа «В цветочном королевстве» Пр. сод: Совершенствовать умение решать логические задачи.

Сценарий физкультурно-музыкального праздника «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» (подготовительная группа) Физкультурно-музыкальный праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Задачи: -создавать положительную эмоциональную атмосферу,.

Библиотека изображений:

Ольга Бармина
Тематическое музыкальное занятие «Весна» в подготовительной группе

Цели и задачи :

Эмоционально откликаться на музыку различного характера в танцевальных композициях; выразительно передавать через движения музыкальные образы .

Совершенствовать вокальные навыки.

Продолжать учить детей играть в ансамбле простейшие мелодии.

Учить восприятию музыкальной образности в пьесах композиторов – классиков; русских народных песнях.

Воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях.

Ход занятия:

Поводом к проведению занятия может служить получение перед занятием видео – звонка из скайпа от Художника :

«Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно я побывал на выставке ваших рисунков и был очень обрадован вашим умением рисовать людей, животных и птиц. Чтобы изобразить зимний пейзаж, вы рисовали на цветной бумаге, и хорошо был виден всюду лежащий снег.

Не за горами весна ! Яркое весеннее солнце разбудило спящую зимним сном природу. Растает снег, прилетят с юга птицы, зазеленеет трава, распустятся первые цветы. Весной для художника настанет чудесная пора. Каждая краска просится на холст! Представьте-ка, что можно нарисовать весной в саду , в парке, или в лесу за городом. Так что юные художники, внимательно всматривайтесь в окружающий мир, постарайтесь увидеть волшебные краски весны и запечатлеть их в своих рисунках. До свидания, мои друзья! Ваш Художник. (машет рукой)

(скайп выключается)

Далее следует общая беседа музыкального руководителя с воспитателем и детьми о приметах весны в природе , о том, что происходит в жизни людей весной , каковы народные традиции встречи весны .

Исполняется весенняя закличка «Гуканье Весны »

(Слова и мелодия народные)

Если дети учили закличку заранее, можно предложить им спеть её а-капелла (с воспитателем и самостоятельно) .

Муз. рук.: Вот мы и позвали весну-красну !

Музыкальный руководитель читает стихотворение Агнии Барто «Весна идёт » , затем приглашает детей подойти к столику с музыкальными и шумовыми инструментами.

Муз. рук.: Давайте, мы с вами, ребята, изобразим с помощью музыкальных и шумовых инструментов первый весенний дождик!

Исполняется песенка «Кап – кап» (на металлофонах, треугольниках, бубнах) – совершенствуем навыки игры в ансамбле простейших мелодий.

Можно сказать детям, что о приходе весны рассказал всем весенний ветерок, он принёс запах талого снега; после этих слов музыкальный руководитель предлагает детям выполнить упражнение :

«Ветерок и ветер» (Е. Тиличеевой) – используются словесный метод – образное сравнение, и практический – напоминание, исполнение, поощрение.

Муз. рук.: Пробудившись от весеннего ветерка деревья скоро выпустят из почек молодую зелень и позовут ребят погулять по лугам, да хороводы поводить. Всегда на Руси любили весенние хороводы и песни!

Дети берутся за руки и исполняют «Русский хоровод» (рус. нар. мелодия в обр. В. Иванникова) – закрепляем мягкий шаг на всю ступню и ходьбу «змейкой» .

На занятии с весенней тематикой нельзя обойти вниманием важное событие в это время года – прилёт птиц. Имеется богатый музыкальный материал , так или иначе отражающий жизнь птиц весной .

Для раскрытия этой мысли могут быть использованы фортепианная пьеса П. Чайковского «Песня жаворонка» , песня Львова-Компанейца «Кто придумал песенку?» , романс М. Глинки «Жаворонок» , «Хороводная песня» А. Филиппенко, «Жура – журавель» р. н. м., песня Чудова «Весна » и многие другие произведения.

Для занятия берутся два музыкальных произведения и сравниваются после прослушивания.

Обмен впечатлениями взрослых и детей после прослушивания музыкальных произведений .

Затем музыкальный руководитель предлагает детям послушать «Голоса птиц» (включается диск с голосами птиц : кукушка, скворец, соловей, журавль, грач) – можно прослушивание сопровождать показом ярких картинок с изображением птиц).

Муз. рук.: Хочу вам, ребята, предложить самим исполнить весенние песни.

О явлениях природы в весеннюю пору может рассказать русская народная песня «Как под наши ворота» (развитие слуха и голоса, - дети исполняют песню.

«Пришла матушка - весна » (песенное творчество) – исполнение детей хором и индивидуально.

«Ах, улица широкая моя» (музыкально -ритмическое творчество) – дети исполняют песню, сопровождая пение движениями. Можно дать задание детям самим придумать соответствующее движение; сравнение движений, поощрение.

Все песни из «Музыкального Букваря » Е. Тиличеевой написаны о весне , лете, поэтому очень легко перекинуть мостик к музыкально – дидактической игре «Узнай песенку по двум звукам» (совершенствовать ритмическое чувство) – звучит металлофон.

Попевку «Андрей–воробей» используем для подвижной игры «Догонялки» - кто спел чисто и ритмично, становится водящим и догоняет детей после слов музыкального руководителя : «Андрей – воробей, догоняй всех детей!»

Муз. рук.: Хорошо поиграли, были очень ловкими в игре!

В заключение занятия музыкальный руководитель выражает надежду на то, что ребята откликнутся на видео – обращение Художника и выполнят его просьбу. Когда дети принесут новые рисунки, они услышат новую прекрасную музыку о весне . Можно будет всем вместе после прослушивания выбрать те рисунки, которые подойдут к новой музыке .

Муз. рук.: До встречи, ребята! Ждём ваших творческих работ!

Цель : Привлечь внимание к красоте весенних звуков природы. Развивать музыкальные умения и навыки, ассоциативное мышление и воображение, способность к свободным образным импровизациям, креативные способности у дошкольников.

Задачи :

  • Приобщать к определению характера, настроения музыкального произведения: “Песня жаворонка” из фортепианной сюиты П.И.Чайковского “Времена года”.
  • Дать понятие “триоль”. “Песни и пляски птиц” из оперы Н.А. Римского – Корсакова “Снегурочка”- танцевальная импровизация. (познание)
  • Чисто интонировать, вырабатывать чёткую артикуляцию в песне “Солнечная капель” В. Соснин, “Давайте полюбим весь мир” З. Роот.
  • Развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами (социализация, коммуникация)
  • Обогащать ощущения детей - зрительные, слуховые, двигательные (Здоровье)
  • Воспитывать творческую культуру, желание к исполнительской деятельности, умение чувствовать и понимать музыку. (Художественное творчество)

Словарная работа : Кутерьма, художник, пейзаж, “Глиссандо”, “триоль”.

Пособия и материалы

  • Репродукции картин: “Март” И.Левитана, “Грачи прилетели” А.Саврасова. И. Э.Грабарь “Мартовский снег”.
  • Аудиозаписи: инструментальная музыка Ф. Папетти; “Шербургские зонтики” Поля Мориа; фонограмма бури; “Песня жаворонка”
  • П.И.Чайковского. “Вальс” Ф. Шопена.
  • Мольберты, белое конфетти (мелко нарезанная фольга), шапочка “Фея цветов”; рюмочки, бокалы, серебряные палочки на каждого ребёнка (по 2 палочки).
  • Детские музыкальные инструменты: треугольники, звоночки, металлофон, маракасы.

Предварительная работа

  • Разучивание стихотворений о весне, знакомство с пословицами, поговорками, весенними приметами, знакомство со сказкой “Снегурочка” Н.А. Островского. Рассматривание с детьми пейзажей А. Саврасова, И.Левитана, И.Э.Грабаря, танцевальный тренинг “Лесные жители”.
  • Изучение творчества П.И.Чайковского, прослушивание: “Песня жаворонка”, “Песни и пляски птиц” Н.А. Римского - Корсакова.
  • Разучивание песен “Солнечная капель” В.Соснин, “Давайте полюбим весь мир” З.Роот.
  • Релаксационный комплекс “ Подснежник”.
  • Дидактическая игра “Музыкальная радуга”
  • Работа со стеклянными звуками. Фантазии с детьми: “О чём можно рассказать стеклянным звуком? Весенние капли, таяние снега, капают сосульки”.

Основные этапы занятия :

1. Вводная часть: Приветствие по методике К. Орфа.

2. Основная часть: Загадка о весне, танцевальный тренинг “Лесные жители”, играем и рисуем “Весенний ветер” поговорки, пословицы о весне. Дыхательная гимнастика “Снежная кутерьма”. Вход героя. Пение песен “Солнечная капель” В.Соснин, “Давайте полюбим весь мир” З.Роот.

Песенное музицирование в дидактической игре “Музыкальная радуга”, рассказ по картинам, слушание музыки, танцевальная импровизация “Песни и пляски птиц” Н.А. Римского - Корсакова.

3. Заключительная часть: Релаксационный комплекс “Подснежник”, подведение итогов, сюрпризный момент.

Ход занятия

Вводная часть

Под звуки легкой, весенней музыки дети забегают в музыкальный зал, образуя полукруг.

Звучит “Вальс” Ф.Шопена

Музыкальный руководитель здоровается с детьми на распевке:

“Добрый день ребята, я вас видеть рада”.

Дети: “Добрый день, танцевать и петь не лень”

Затем дети становятся в шахматном порядке.

Муз. рук. – А теперь дружно поздороваемся со всеми (проговаривают приветствие, сопровождая щелчками, шлепками по методу К. Орфа)

“Я здороваюсь везде, дома и на улице:
Даже здравствуй говорю я знакомой курице.
Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй маленький дубок!
Здравствуй утро! Здравствуй день!
Нам здороваться не лень!”

Основная часть.

Муз. рук. – Сегодня, ребята, у нас необычное занятие – сказочное. Мы войдем в особый волшебный мир музыки, а какой отгадайте!

Загадка:

Солнце пригревает,
Снег тает,
Птицы прилетают,
Все оживает – когда это бывает?

Дети: Весной!

Музыкальный руководитель

Распахнув зеленый полог
Растворив резные двери
Нас Весна сегодня в терем
Приглашает к Берендею.

Вот уж снег последний в поле тает
Теплый пар восходит от земли
И подснежник первый расцветает
И зовут друг друга журавли
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет
Все весны дыханием согрето
Все кругом и дышит и поет.

Муз. рук. – Сказочное царство Берендея всех чудесней, здесь все жители добры и справедливы, повсюду звучит музыка Весны, воспевая красоту природы, пение птиц, шум лесных обитателей. Птичьи трели, мягкие перины леса, и журчание ручейка.

(звучит фонограмма шума леса)

Развесёлый наш народ
Никогда не устает
Очень весело живет
Шутит, пляшет и поет.

Фонограмма весенней музыки.

Танцевальный тренинг “Лесные жители”

Скачут белочки резвушки (тройные прыжки, присели)
И зайчата поскакушки (прыжки, показывая пятку)
Хитрая лиса идет (имитация влево, вправо)
Ёж бежит (имитация образного движения)
Шуршит листвой (трут ладоши)
И медведи всем семейством
Топают на водопой (пружинка, ковырялочка)
Леший где-то притаился (слушают)
Звуки странные слышны (поворот головы влево, вправо).

Еще дуют холодные ветра (показывают взмахи руками)
И наносят утренние морозцы
Но все пробуждается из зимней спячки
Деревья, кусты, животные и насекомые (пробуждение)

(дети сели на ковер)

Звучит фонограмма ветра:

“Ветер гудит
В лесу шумит
Очень страшно одному
А ветер все у-у-у”. (скольжение)

Играем и рисуем “Весенний ветер”

Муз. рук. – Не хочет Мороз уступать место Весне, решил он устроить снежную кутерьму в царстве Берендея.

(Муз. рук. берёт тарелочку с фольгой из мелко нарезанной фольги, подбрасывает вверх и вместе с детьми дует так, чтоб она порхала в воздухе)

Дыхательное упражнение “Снежная кутерьма”

(затем дети берут серебряные палочки и выкладывают узор на ковре)

Пластический тренинг “Танцуем и рисуем узор”

Музыка П.Мориа “Шербурские зонтики”.

Под фонограмму торжественной музыки выходит царь Берендей – царь леса. Звучит музыка вступление к опере “Снегурочка” Н.А. Римского – Корсакова

Царь Берендей

Полна чудес могучая природа
Дары, свои обильно рассыпая,
Но люди этого не замечают
В сердцах людей заметил я остуду
Исчезло в них служение красоте.
И сердиться на них ярило – солнце
Не хочет посылать лучи свои на землю.

Премудрый царь! Дозволь нам слово молвить
Весна уж на пороге
Всему свой голос дарит
Воде, листве, земле.
Улыбки наши словно маков цвет
И сердце доброе для всех,
С такой красой не будет солнце спорить.

Царь Берендей – Ну, что ж так пой честной народ!

Песня “Солнечная капель” муз. В. Соснина

Царь Берендей

Глядеть на вас одна отрада
Народ великодушный во всем велик
Вам открываю я свои творения,
Любуйся, наслаждайся красотой,
Весна вас в гости приглашает и музыкой влечет.

Выставка картин художников.

Дети рассматривают картины.

  • И.И. Левитана “Март”,
  • И.Э. Грабарь “Мартовский снег”,
  • А.К. Саврасов “Грачи прилетели”.

Воспитатель – Какое время года изображено на картинах? Какое впечатление производят на вас картины?

Дети – Картины вызывают чувство радости, веселого настроения.

Воспитатель – Вот картина И. Левитана “Март”. Художник изобразил здесь начало весны.

Ребёнок - Эта весна не зеленая, а голубая. Он передал пробуждение природы, показал прозрачный весенний воздух, который наполняется постепенно теплом.

(дети описывают картины по выбору)

На фоне звучит “Песня жаворонка” П.И. Чайковского

Муз. рук. - А можно весеннюю природу передать музыкальными звуками?

Дети – Да. В звуках можно передать и весеннюю звонкую капель радостное щебетание птиц и веселое журчание ручейка.

Муз. рук. – Какая музыка звучит?

Дети – “Песня жаворонка” П.И. Чайковского

Музыка светлая, нежная, мелодичная, в ней чувствуется холодноватая звонкость, свежесть весны.

Муз. рук. – Композитор передал жизнерадостное щебетание птички звонкими трелями, триолями, которые звучат то на одной, то на другой высоте. Трель в музыке – это быстрое чередование музыкальных звуков, то короткое, то длинное. А птичка называется…

Дети – Жаворонок – маленькая птичка. Она одна из первых возвращается из теплых стран на родину и радостным пением встречает весну и солнце.

Царь Берендей

По земле весна идет,
Свою музыку несёт,
Эту музыку послушать
Каждый рад в земной гуще.

Звучит инструментальная композиция “Весенняя фантазия” Дети берут маракасы, треугольники, колокольчики, хрустальные бокалы на столе. Внимание обращаем на цветную палитру, размещённую на мольберте.

Играем, фантазируем

Дидактическая игра “Музыкальная радуга”

(Дети сочиняют песенки, ассоциируя их с цветом)

  • Голубой цвет – песенка сосульки, ручейка, капельки. (хрустальные бокалы, рюмки)
  • Желтый цвет – песенка солнышка (треугольники)
  • Красный цвет – песенка марша (маракасы, румба)
  • Зеленый цвет – песенка ветра (шумит листва (коробочка))

Царь Берендей – Красивая, музыкальная радуга песенок у нас получилась. Она рассказала нам о бегущем ручейке, о легком весеннем ветерке, о пчелке, обо всем, что нас окружает весной, что мы так любим.

Песня “Давайте полюбим весь мир” муз.З.Роот

Царь Берендей – Взглянув на вас разумным оком, скажу вам, вы – народ смышлёный, ибо лишь добрые и честные способны так заниматься: петь, играть. Изгоним же последний стужи след из наших душ. И обратимся к солнцу, затеем пляски песни птиц – выходи народ, сплетем венок цветов волшебных.

(девочки в костюмах подбегают и одевают веночки берут цветы)

Танцевальная импровизация “Песни и пляски птиц” из оперы “Снегурочка” - Н.А. Римского – Корсакова.

Дети танцуют, фантазируют, импровизируют парами, тройками в круге.

Заключительная часть

Муз. рук. – Ребята, а сейчас я предлагаю отдохнуть. В лесу под сугробом, спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до следующей весны.....

Релаксационный комплекс: Игра “Подснежник”

(звучит современная инструментальная музыка “Весны творенья”)

Царь Берендей – Пора мне в свои владения возвращаться, в лесу царит добро и властвует весна, счастливо вам друзья! Пусть волшебная музыка весны звучит в ваших сердцах. А за старанья вам сюрприз!

Сюрприз (корзинка с фигурками печенья: птиц, цветов)

Муз.рук. – Вот и подошло к концу наше необыкновенное занятие – путешествие в весеннюю фантазию “Волшебство музыки Весны”. Что вам больше всего запомнилось, поделитесь впечатлением, расскажите ребята. (Дети высказываются.)

Муз.рук.- Мы играли, фантазировали, рисовали, пели, танцевали с вами. Побывали в сказочном царстве Берендея. Порадовали солнышко, согрели теплом своих сердец, стали добрее, красивее. Вы замечательно занимались. До свидания.

Дети идут в группу.

«Мелодия весны». Конспект музыкального тематического занятия в старшей группе с использованием активных методов обучения

Цель занятия: Знакомство с русским фольклором. Использование на занятии активных методов обучения и воспитания.

Обучающие задачи:

Продолжать знакомить детей с русскими хороводами, играми.

Учить детей согласовывать движения с характером и формой музыкального произведения.

Активизировать самостоятельные творческие проявления детей в передаче образных игровых движений, в высказываниях о прослушанных произведениях. В пении упражнять детей в умении петь выразительно, без напряжения, “светлым” звуком.

Развивающие задачи:

Развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки.

Развитие памяти и внимания.

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления.

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, оценочные суждения.

Воспитывать инициативность и творческие проявления.

Материал к занятию: иллюстрации – жаворонка портрет П. И. Чайковского, музыкальные инструменты. - шляпа, очки.

Ход занятия:

Дети входят в зал. Их встречает Музыкальный руководитель.

Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте.

М. Р. Я хочу показать вам «Волшебные очки». Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, даже то, что они прячут от всех. Внимание, я надеваю очки. Какие вы все красивые, веселые, умные. (поворачиваясь к соседу, называет его достоинства). Мне очень хочется чтобы каждый примерил эти очки, и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть вы заметите в нем то, чего раньше не замечали. (выполняют игровое задание по кругу)

Вижу, настроение у всех, веселое, бодрое и даже немного весеннее.

Вы готовы заниматься? Представим с вами весеннюю погоду: сырость, тает снег, лужи, ломается лед, проваливаемся в мокрый снег.

Повернулись друг за другом.

Музыкально – ритмические упражнения

1 упражнение «Пружинящий шаг и бег» (идем осторожно, чтобы не провалиться в мокрый снег)

(на 1 часть музыки идут спокойным пружинящим шагом,

На 2 часть - легкий бег на носочках.) (по сухой тропинке)

2. упражнение «Три притопа»

1ч – хлопки ТА – ТА –ти –ти Та (греем руки)

2ч – Опустив руки вниз и развернув их ладонями вперед, спокойно ходят врассыпную по залу.

При повторении:

1ч – притопы ТА – ТА –ти –ти Та (греем ноги)

2ч – спокойно ходят врассыпную по залу.

Музыкальный руководитель. Друг за другом проходим и садимся на стульчики.

Развитие чувство ритма, музицирование

«Солнышко не прячься» - прохлопать ритм песенки.

Солнышко, не прячься, посвети,

Будет веселее нам идти.

Проиграть ритм на музыкальных инструментах.

Пальчиковая гимнастика

Выполняемые движения

Кап-кап-кап, весна настала Соединяем большой палец правой руки с остальными

Кап-кап-кап, сосульки тают Соединяем большой палец левой руки с остальными

Побежали ручейки Движения влево, вправо обеими ладонями

Прилетели к нам грачи. Большие пальцы переплетаем, взмахиваем ладонями

Слушание музыки:

«Жаворонок» П. И. Чайковский.

. «Вы, наверное, слышали, как красиво и звонко поют птицы? Есть такая птичка - жаворонок. Она особенно хорошо поет. Сейчас мы послушаем пьесу «Песня жаворонка». Как же поет жаворонок? Что рассказала о нем музыка? » Выясняет с детьми, что жаворонок поет красиво, звонко, нежно и летает легко, быстро. Дети получают целостное представление о музыке, ее наиболее характерных чертах.

Весной есть такой праздник, который так и называется Жаворонки или сороки. Существует на Руси такое поверье, что в этот день прилетают из теплых стран сорок разных птиц и первая из них жаворонок В это день зима кончается, весна начинается.

Это произведение написал русский композитор П. И. Чайковский.

Распевание и пение

Загадка про весну.

Мишка вылез из берлоги

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришёл. апрель

«Кончается зима» муз. Т. Попатенко.

Петь легко, непринужденно.

Хоровод «Солнышко»

Согласовывать свои движения с музыкой. Продолжать учить детей водить хоровод с пением.

Пляски

«Дружные тройки». И. Штраус

Попросить детей помогать своему партнеру, подсказывать какое движение можно выполнить, если партнер растерялся.

«Светит месяц.

Учить детей выполнять движения в хороводе, сходиться в круг и расширять круг, идти топающим шагом, ориентироваться в пространстве.

Игра.

«Ворота»

«Горелки»

Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним чем мы сегодня занимались, а поможет нам вспомнить «Умная шляпа»

Кто ее оденет, тот и будет отвечать.

Активизация детей на участие в подведение итогов музыкального занятия.