Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы). Поурочный план «Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема воспитания и образования в комедии Какие нравственные уроки комедии фонвизина недоросль

Первоначальный замысел комедии Фонвизина «Недоросль» - раскрытие темы воспитания, весьма актуальной в эпоху Просвещения, немного позже в произведение была добавлена социально-политическая проблематика. Название пьесы напрямую связано с указом Петра Великого, который поставил под запрет возможность служить и жениться молодым необразованным дворянам-недорослям.

История создания

Первые рукописи набросков «Недоросля» датируются приблизительно 1770-м годом. Для написания пьесы Фонвизину пришлось переработать множество произведений с соответствующей идейностью - труды русских и зарубежных современных писателей (Вольтера, Руссо, Лукина, Чулкова и др.), статьи из сатирических журналов и даже комедии, написанные самой императрицей Екатериной Второй. Работа над текстом была полностью завершена в 1781 году. Через год, после некоторых препятствий со стороны цензуры, состоялась первая постановка пьесы, причем режиссером был сам Фонвизин, а первая публикация пьесы состоялась в 1773 году.

Описание произведения

Действие 1

Сцена начинается с бурного обсуждения сшитого для Митрофанушки кафтана. Госпожа Простакова ругает своего портного Тришку и Простаков поддерживает ее в стремлении наказать нерадивого слугу. Ситуацию спасает появление Скотинина, он оправдывает горе-портного. Далее следует комичная сцена с Митрофанушкой - он проявляет себя инфантильным молодым человеком, к тому же весьма любящим плотно покушать.

Скотинин обсуждает с четой Простаковых перспективы его брака с Софьюшкой. Единственный родственник девушки Стародум неожиданно присылает весть об обретении Софьей внушительного наследства. Теперь у юной барышни от женихов нет отбоя - теперь в списке кандидатов в мужья появляется «недоросль» Митрофан.

Действие 2

Среди остановившихся в деревне солдат волей случая оказывается жених Софьюшки - офицер Милон. Он оказывается хорошим знакомым Правдина, чиновника приехавшего разобраться с беззакониями, творящимися в имении Простаковых. При случайной встрече с возлюбленной Милон узнает о планах Простаковой устроить судьбу своего сына путем женитьбы на теперь уже состоятельной девушке. Далее следует ссора Скотинина и Митрофана из-за будущей невесты. Появляются учителя - Кутейкин и Цыфиркин, они делятся с Правдиным подробностями своего появления в доме Простаковых.

Действие 3

Приезд Стародума. Правдин первым встречает родственника Софьи и докладывает ему о бесчинствах, творящихся в доме Простаковых по отношению к девушке. Вся хозяйская семья и Скотинин с лицемерной радостью приветствуют Стародума. В планах дяди увезти Софьюшку в Москву и выдать ее замуж. Девушка покоряется воле своего родственника, не зная, что он выбрал ей в мужья Милона. Простакова начинает расхваливать Митрофанушку как прилежного ученика. После того как все разошлись, оставшиеся учителя Цыфиркин и Кутейкин обсуждают леность и бездарность своего недоросля-ученика. Параллельно они обвиняют проходимца, бывшего конюха Стародума, Вральмана в том, что он своим дремучим невежеством препятствует процессу обучения и без того бестолкового Митрофанушки.

Действие 4

Стародум и Софьюшка ведут беседу о высоких моральных принципах и о семейных ценностях - подлинной любви между супругами. После беседы с Милоном, удостоверившись в высоких нравственных качествах молодого человека, дядя благословляет племянницу на брак с возлюбленным. Далее следует комичная сцена, в которой неудачливые женихи Митрофанушка и Скотинин выставляются в весьма невыгодном свете. Узнав об отъезде счастливой пары, семейство Простаковых решает перехватить Софью на выезде.

Действие 5

Стародум и Правдин ведут благочестивые беседы, услышав шум, они прерывают разговор и вскоре узнают о попытке похищения невесты. Правдин обвиняет Простаковых в этом злодеянии и грозит им наказанием. Простакова на коленях выпрашивает прощение у Софьи, но как только получает его, тотчас же обвиняет слуг в нерасторопности при похищении девушки. Приходит правительственная бумага, гласящая о переходе под опеку Правдина всего имущества Простаковых. Сцена выплаты долгов учителям завершается справедливой развязкой - открывается обман Вральмана, щедро одаривается скромный трудяга Цыфиркин, а невежа Кутейкин остается ни с чем. Счастливые молодые и Стародум готовятся к отъезду. Митрофанушка внимает совету Правдина пойти на службу в солдаты.

Главные герои

Рассматривая образы основных героев стоит отметить, что говорящие фамилии персонажей пьесы выражают однолинейность их характера и не оставляют сомнения о нравственной оценке автором действующих лиц комедии.

Полновластная хозяйка имения, деспотичная и невежественная женщина, считающая, что все дела без исключения можно решить при помощи силы, денег или обмана.

Его образ - средоточие глупости и необразованности. Обладает поразительной безвольностью и нежеланием самому принимать решения. Недорослем Митрофанушку нарекли не только в силу возраста, но также из-за его тотального невежества и низкого уровня нравственного и гражданского воспитания.

Добрая, отзывчивая девушка, получившая хорошее образование, обладающая высоким уровнем внутренней культуры. Живет у Простаковых после смерти родителей. Всем сердцем предана своему жениху - офицеру Милону.

Человек, олицетворяющий жизненную правду и слово закона. Будучи государственным чиновником, он находится в имении Простаковых для того, чтобы разобраться в творящихся там беззакониях, в частности несправедливо жестокого обращения со слугами.

Единственный родственник Софьи, ее дядя и опекун. Преуспевающий человек, которому удалось воплотить в жизнь свои высокоморальные принципы.

Возлюбленный и долгожданный жених Софьи. Храбрый и честный, отличающийся высокой добродетелью молодой офицер.

Недалекий, жадный, необразованный человек, не гнушающийся ничем ради наживы и отличающийся лживостью и лицемерностью в высокой степени.

Анализ произведения

«Недоросль» Фонвизина представляет собой классическую комедию в 5-ти действиях, в ней неукоснительно соблюдаются все три единства - единство времени, места и действия.

Решение проблемы воспитания - центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров - каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами. Автор новаторски показывает помещичий быт того времени, взаимоотношения хозяев и простого крестьянского люда. Сложная психологическая характеристика героев дала толчок последствующему развитию русской бытовой комедии как театрально-литературного жанра эпохи классицизма.

Итоговый вывод

Комедия Фонвизина стала для современников уникальным знаковым произведением. В пьесе происходит яркое противопоставление высоких моральных принципов, настоящей образованности и лени, невежества и своенравия. В социально-политической комедии «Недоросль» на поверхность поднимаются три темы:

  • тема образования и воспитания;
  • тема крепостничества;
  • тема осуждения деспотической самодержавной власти.

Цель написания этого гениального произведения ясна - искоренение невежества, воспитание добродетелей, борьба с пороками, поразившими российское общество и государство.

Теме воспитания в этом произведении отведена большая роль. На самом деле, всё крутится вокруг темы обучения Митрофанушки, его учителей, принципов его родителей и остальных.

Его мама и папа практически гордятся тем, что их ничему не учили. Они считают, что богатство нажить можно и без лишних знаний. Они даже не понимают, когда приехавший дядя спрашивает их об истории и географии. Первый предмет они воспринимают, как рассказывание анекдотов, а второй… Он нужен, по их мнению, только извозчикам. И всё-таки они хотят обучить сына чтению и арифметике. (Даже мамаша, судя по всему, читать не умеет. Однако она ловко скрывает это.)

Нанятые учителя ходят годами к ученику, но он совсем не старается. Ему совсем не интересно учиться. Сами учителя эти – забавные персонажи. Арифметику преподает бывший солдат Кутейкин, который не смог найти другой работы. Он искренне считает, что не заслуживает денег за такие низкие результаты своего ученика. Второй – бывший семинарист Цыфиркин, который испугался «бездны мудрости», он жаден, считает, сколько ему не заплатили. И самый главный учитель – Вральман Адам, немец, который на самом деле кучер. Но он мастер рассказывать истории, делать комплименты, шутить, поэтому его в семье очень любят.

Дядя-миллионер (Стародуб) тоже, хотя человек образованный, говорит, что не нужно чужими мыслями набивать голову. Но просто он за то, чтобы развивать душу и сердце. Он верит, что каждый может быть добрым и смелым. Отвага может проявляться не только на фронте, но на службе, в обычной жизни.

В общем, Митрофанушку учат кое-чему, но очень плохо. На самом деле, и учителя не самые лучшие, а уж ученик – самый ленивый. А о воспитании речи не идёт – никакого хорошего примера парню не подают, над добротой смеются. Его не одергиваю, когда он врет и грубит. Митрофан учится только подлизываться и обманывать. Пусть бы и был неучем, но хотя бы добрым, а тут он агрессивный.

В финале даже мамочка разочаровывается в воспитании своего сына, она видит, что он нехороший человек. Думаю, что у него ещё есть шанс исправиться.

Образование и воспитание в произведении Недоросль Фонвизина

Фонвизин написал произведение, которое назвал «Недоросль». И недаром название комедии именно такое. Именно оно дает подсказку, о чем будет идти речь в произведении.

Много разных тем раскрыл в своем произведении Фонвизин, так как его произведение именно потому и призвано считать очень глубоким текстом, и моральным. Ведь это произведение хоть и скрыто под комедию, но на самом деле – очень моральное, ведь там раскрывается то, что в жизнь очень актуально – как такие качества: глупость, жадность, жестокость, равнодушие и так далее.

Именно потому автор показывает – насколько важно этого избежать в жизни, когда воспитывается собственных детей. И все идет от родителей. Ведь именно они поначалу направляют своего ребенка, давая ему хороший пример, или же плохой. Хотя и от самого ребенка зависит – как воспринимать все, что дают ему родители. Автор произведения сильно подчеркивает и как главную выделяет тему – тему о воспитании детей в семье. И он даже не только ругает самих родителей главного персонажа – Недоросля, так как этих его родителей ведь когда-то воспитывали и другие родители, их самые. А потому он показывает, насколько должны были быть глупыми и жестокими такие родители, если воспитали таких детей.

Фонвизин показывает в комедии – как пытаются воспитать своего ребенка родители. Ведь мать, которую зовут Простакова, и недаром к тому же, хочет найти учителя, который бы хорошо учил ребенка. Но ей удается найти просто мошенника, который не учит ребенка, который остается невежественным и глупым. А отец грубый и равнодушный к своему чаду в этом случае. Его больше заботит его положение в обществе, как случай еще большего обогащения. Одним словом, мать и отец – вовсе не правильно воспитывают парня, который уже достаточно рослый, так как у взрослых просто нет таких навыков и моральных устоев.

Сочинение Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

Огромную роль в жизни каждого человека имеет воспитание и образование. Именно от этих двух составляющих зависит успех каждого человека в жизни, зависит отношение этого человека к жизни, к окружающему миру и к другим людям.

Проблема воспитания интересует, как государство, так и каждого жителя страны. Много авторов затрагивают эту тему. Одним из таких оказался Д.И. Фонвизин написавший комедию «Недоросль». Именно в этом произведении остро рассматривается тема воспитания и образования человека. Название сразу говорит нам, что в произведение речь будет идти не о хорошо развитом и умном человеке, а о недоучке. Митрофан, так зовут главного героя комедии, растет в семье, где не знакомы такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание и помощь. Он растет на примере своей матери, которая жестока, обращается с людьми, презирает окружающих, является жадной и злой личностью.

Такой пример заставляет сына поступать также. Митрофан совсем не хочет учиться. Образование ему чуждо. Делает он это только по повелению матушки, а та по велению Петра первого.

Читая это произведение необходимо задуматься не только детям, но и их родителям о важности хороших манер, правильных примерах поведения и о важности образования.

Сочинение для 8 класса по литературе, 7, 9 класс

Несколько интересных сочинений

  • Может ли кто-нибудь заменить родителей? Итоговое сочинение

    Родители есть у каждого человека. Даже если жизнь сложилась так, что родители не воспитывают ребенка с раннего детства, все-равно родители дали жизнь новому человеку.

  • Большинство людей живут, не замечая сколько прекрасных вещей нас окружает. Нужно обладать особыми качествами, чтобы видеть красоту в простых вещах. Если вам сложно разглядеть чудо, просто оглянитесь вокруг, большинство чудес предоставляет нам природа.

  • Черты романтизма и реализма в романе Герой нашего времени (сочинение)

    Герой нашего времени – это произведение, задумка которого в том, чтобы более полно раскрыть характер героя, показать читателю проблемы характера и влияние на него обстановки, в которой герой воспитывался и жил

  • Бродский И.И.

    Исаак Израилевич Бродский родом из села Софиевка Таврической Губернии. Он выходец из семьи среднего сословия (его отец был мелким торговцем и землевладельцем). Появился на свет известный художник 25 июня 1833 года. Уже в детстве ребенок любил рисовать.

  • Сочинение К чему ведет конфликт отцов и детей? 11 класс

    Гармония в семье возможна только при отсутствии конфликта между отцами и детьми. Казалось бы, о чем могут спорить любящие и близкие друг другу люди, но как часто дочь, не соглашаясь с матерью

1. Уровень образования.
2. Школа жизни.
3. Моральные основы воспитания.
4. Роль невежества и грубости.

Воспитывать — значит приготовлять к жизни...
Д. И. Писарев

Проблема воспитания являлась важной и актуальной в любой временной период. И дело здесь не только в том, что родители и дети подходят к ее решению по-разному, вовлекаясь в бесконечный спор двух поколений. Очень важно, что каждый человек вкладывает в это понятие, какие основы закладываются в воспитание. На этот вопрос всесторонне отвечает комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».

В своем произведении драматург создает многогранный образ такого понятия, как воспитание. Он старается не оставить без внимания все объекты: уровень подготовки людей для восприятия новых знаний, моральные основы этого процесса. У каждого из персонажей свой уровень воспитания. Он формируется на основе двух компонентов. Первый из них основан на жизненных впечатлениях, а второй — на том, что преподносят учителя. Если с таких позиций рассматривать образ Митрофанушки, недоросля из комедии, то ему не дано ни того, ни другого. Его жизненные впечатления ограничиваются рамками собственного дома. Что находится вне этого замкнутого пространства, ему неведомо. И несмотря на то что он так мало знает в этой области, не считает нужным расширять свой кругозор с помощью изучения различных наук, в том числе географии. А зачем постигать такую науку, когда кучер может довести, куда ему приказывают?

От учителей Митрофанушка тоже ничего не перенимает. Наоборот, именно тогда, когда он отвечает урок, мы понимаем, что его знания основываются на искаженных жизненных наблюдениях. Они описаны драматургом с некоторой долей иронии.

П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

М и т р о ф а н. Дверь? Котора дверь?

П р а в д и н. Котора дверь! Вот эта.

М и т р о ф а н. Эта? Прилагательна.

П р а в д и н. Почему ж?

М и тр о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна. Да и какие знания может получить Митрофанушка, если историю ему преподает бывший кучер Стародума Вральман.

Так драматург показывает, что недоросль совершенно не воспитан. Он ничего не знает, да и знать не хочет. Митрофанушка цепляется за любую соломинку, чтобы не идти на урок. Именно поэтому с его уст слетает знаменитая фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Другие персонажи этой комедии более воспитаны. И дело здесь не только в том, что они получили прекрасное образование. В семье Скотининых к этому относились весьма негативно. Но они смогли приобрести богатый опыт. А ведь жизнь приносит немало сюрпризов и задает такие вопросы, над которыми проходится и голову поломать. Для Стародума это была школа Сибири, для Милона — службы.

Софье, несмотря на столь юный возраст, тоже пришлось многое увидеть в жизни. Она получила образование в своей семье, но жизнь ее столкнула с Простаковыми и Скотиниными, которые тоже немало уроков преподнесли юной девице. Но те нравственные основы, которые были заложены в родном доме, позволили ей не опускаться в пошлый и корыстный мир дома Простаковых. Она, живя в другой атмосфере, сразу же почувствовала чуждое ей окружение. Вот как Софья рассказывает о лицемерном отношении к ней хозяйки дома.

С о ф ь я. Сегодня, однако ж, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну. Совершенно другие моральные основы заложены в натуре Скотинина, брата хозяйки. Для него главное даже не нравственное наполнение человека. Он на него не обращает никакого внимания. Поэтому при сватовстве к Софье на первое место выходят свиньи, о которых, кажется, он думает и во сне.

С к о т и н и н. ...да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям.

В эту категорию невежественных натур можно внести и одного из учителей — Кутейкина, который требует оплаты не за знания, которые он вложил в ребенка, а за обувь, что «истаскал в три года». Очень важно в процессе воспитания иметь хороший пример для подражания. В данном случае можно выделить несколько таких образцов. Один из них представляет семья Простаковых, в которой муж находится под каблуком своей жены. Он словно видит и живет только ее глазами и словами, не имея своего мнения. При этом их сын, Митрофанушка, хорошо чувствует на чьей стороне власть. Поэтому он встает на сторону матери, понимая, что за этим непременно последует вознаграждение. И это настолько видно, что бросается в глаза даже Скотинину, который старается особо не вмешивается в семейные дела сестры: «Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».

Но Фонвизин все же в этот семейный дуэт добавляется брата Простаковой, который является просто образцом грубости и невежества. Он не разбирает кто прав, а кто виноват и готов наказать каждого. А как же может быть иначе, если его девиз: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

Но драматург дает нам возможность увидеть и другие образцы для подражания. Среди них можно выделить Стародума, который за свою жизнь приобрел богатый духовный опыт. Но он не забыл и завет отца, который говорил ему: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Именно подобные слова должны стать примером, которому не стыдно подражать. В произведении появляются и эпизодические персонажи, являющиеся образцом для подражания. Об одном из них говорит Милон: «Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой».

Все эти варианты показывают разные оттенки нравственного поведения, которые должны быть взяты на вооружение добродетельными молодыми людьми, которые делают только первые шаги в эту сложную жизнь.

В комедии писатель поднимает еще один из аспектов воспитания, когда герои начинают рассуждать о невежестве. Определяет границы такого понятия Сатродум, когда экзаменует Митрофанушку. Он говорит Простаковой, защищавшей невежество сына, о том, что «в человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь». Это было очень верно подмечено Стародумом. Но хозяйка не то чтобы с этим не соглашается, она, наоборот, приводит в пример своих родителей.

Г-жа П р о с т а к о в а. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.

Но с каких бы сторон персонажи не подходил к проблеме воспитания, результат их действий представлен в конце произведения. Митрофанушка отталкивает свою мать, которая вложила в него очень много сил. Но самое страшное, что она сокрушается не о потери того, кого постоянно опекала. Ей важно другое: она лишилась власти. Только после этого Простакова вспоминает о сыне.

Г-жа П р о с т а к о в а (очнувшись в отчаянии) . Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! То есть в мире Простаковых на первом месте непременно стоят деньги, власть, сила, а потом уже семья. Именно такой подход и губит душу недоросля. Можно надеется, что военная служба окажет на него благотворное влияние. Но не стоит забывать, что в основу этой личности уже заложены невежество, которое весьма трудно будет исправить. Об этом в очередной раз напоминает в конце произведения Стародум: «Вот злонравия достойные плоды!»

Хочется надеяться, что еще не поздно что-то изменить и вырвать хотя Митрофанушку из этого темного царства невежества и грубости. Но в эпиграфе к нашему сочинению представлено очень ценное замечание о том, что воспитание помогает приспосабливаться к жизни. И на основе этого мы может сказать, что именно Митрофанушка меньше всего готов к жизни в новых условиях. Если рассматривает его под таким углом зрения, то недоросля становится немного жалко. Однако пример Фонвизина, представленный в такой форме, становится более наглядным и поучительным не только для современников писателя, но и для нас, читателей-потомков.

Не даром Н. В. Гоголь называл произведение «истинно-общественной» комедией. В ней словно в миниатюре драматург изобразил все общество с его положительными и отрицательными качествами. Но мы догадываемся, на чьей стороне автор, так как все отрицательные персонажи представлены в сатирическом свете.

Предлагаю вашему вниманию фрагменты документального фильма о Фонвизине, презентацию к системе уроков по комедии "Недоросль", аудиофайлы.

Урок 1. «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.

1. Фонвизин и его комедия

Реализация домашнего задания

· Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении домашнего задания? (Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.)

· Посмотрим видеосюжеты и ответим на вопросы (слайды 2-4)

Слайд 2. Родословная. Детство(просмотре видеосюжета)

Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения).

Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны)

Где родился Фонвизин? (в Москве)

В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса)

Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно)

Слайд 3. Комедия «Недоросль»

Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)

В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)

Слайд 4. Постановка комедии

Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)

Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)

Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)

Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль”,

А целью - разрешение проблемы “Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.

3. Викторина на знание комедии.

Ø Где происходит действие комедии? (в имении Простаковой)

Ø Кто по социальному происхождению Простакова? (дворянка, помещица)

Ø Кем Простаковой приходится Скотинин? (братом)

Ø Кем Простаковой приходится Софья? (воспитанницей, дальней родственницей)

Ø Кем Софье приходится Стародум? (дядей)

Ø Как зовут учителей Митрофана? (Цифиркин, Вральман, Кутейкин)

Ø Кто такая Еремеевна? (няня Митрофана)

Ø Как зовут жениха Софьи? (Милон)

Ø Кто такой Правдин? (представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой)

Ø Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне)

Ø Сколько женихов у Софьи и кто они? (Милон, Скотинин, Митрофан)

Ø Кому принадлежат эти слова:

o «А ты, скот, подойди поближе.» (Простакова)

o «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил». (Еремеевна)

o «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». (Скотинин)

o «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». (Простакова)

o «Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление». (Стародум)

4. Анализ комедии.

Слайд 5. Вспомним теорию!

Что такое сатира?

Это одно из видов комического, высмеивающее и обличающее общественные пороки

Что такое комедия?

Это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки

Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

1. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

У.: В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный. Нарисуем события двух этих конфликтов.

Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”

· Есть в пьесе любовная интрига? (Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.)

Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.

Но у Фонвизина любовный конфликт не главный. История злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы - общественно- политический.

· Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?

Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:

Итак, одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина. Фонвизин показывает нам учителей Митрофана. Расскажите о них.

Проверка индивидуального домашнего задания

1. Рассказ о Цифиркине

2. Рассказ о Кутейкине

3. Рассказ о Вральмане

Ø Одним из способов создания комического было использование «говорящих» фамилий. О чём говорят фамилии учителей? (Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики. Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун)

Ø Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

Ø Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

Ø Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”)

Ø Сама она образованная или нет?

Ø Почему истинный дворянин должен быть образованным?

Ø Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

Ø Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

Ø Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

Ø Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).

Ø Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?

Ø Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.

Проблема истинного дворянина демонстрируется и в монологах Стародума. Стародум – это персонаж, высказывающий авторскую позицию. Такой персонаж назывался резонёром.

Проверка индивидуального домашнего задания:

Ø Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

Домашнее задание:

1. Заполнить таблицу речевой характеристики Простаковой. (*Слайд 12) (Индивидуальное задание: инсценировка 1-4 явлений 1 действия)

2. Выучить определения сатиры и комедии

Урок 2. «Недоросль» как комедия классицизма

1. Проверка домашнего задания

Ø Речевая характеристика – основное средство создания образа в драматическом произведении. Почему?

Ø Какие слова преобладают в речи госпожи Простаковой?

Ø Со всеми она одинаково говорит? С кем и как?

Ø Зачитайте, какие слова преобладают в её разговоре с разными людьми

Ø В зависимости от ситуации она и с одним человеком может говорить по-разному. Докажите это

Ø Какой вывод из речевой характеристики Простаковой мы можем сделать о качествах её характера?

Ø А какой вывод о Фонвизине как драматурге мы можем сделать?

2. Слово учителя. Запись лекции.

“С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Сегодня мы выявим в ней черты классицизма, а также найдём те черты, которые отличают комедию от классицистических произведений.

Но сначала надо познакомиться с классицизмом как с направлением литературы.

В литературе и искусстве существуют такие направления:

1. Классицизм

3. Романтизм

4. Реализм

5. Модернизм

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим.

(* постановка задачи: заполнить таблицу ответами)

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.

Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика.

Принципы классицизма

Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга

Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее

Наследование античности как образцу

(Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)

Подражание “украшенной” природе

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

Перед вами самый крупный петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”, созданный скульптором Михаилом Козловским.

Ø Как вы думаете, почему это классицистическое произведение? (Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)

Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления.

Ø Найдите здесь черты классицизма

Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.

Основные требования классицизма в литературе

1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

2. Исключалось использование простонародного языка

3. Требование композиционной строгости

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.

5. Строгое деление на жанры.

6. Система амплуа

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Смешивать жанры считалось недопустимым!

А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.

3. Аналитическая работа

Ø Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию? (Низким.)

Ø Почему? (Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.)

Ø Действительно ли произведение Фонвизина – комедия? Что она высмеивает?

Ø - Каков идеал человека для классицистов? (Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.)

Ø Есть ли такой герой в комедии Фонвизина? (Есть, это Стародум, Правдин)

Ø Какие идеи они исповедуют?

Ø Есть ли в комедии единство времени?

Ø Соблюдается ли единство места?

Ø Соблюдается ли единство действия? (Нет, здесь два конфликта, две сюжетных линии)

Ø Есть ли деление на положительных и отрицательных героев?

Ø Во что верит Фонвизин как писатель эпохи просвещения? (Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.)

Ø А от каких канонов классицизма отходит писатель?

Ø 1. Герой-схема, носитель одного качества (у Фонвизина - индивидуальные черты, типы). Примеры? (У положительных героев Фонвизин создаёт биографию, как, например, у Стародума)

Ø 2. Внешний комизм, построенный на фарсовых сценах - комические сцены, вплетающиеся в действие, составляющие его основу, смех имеет силу отрицания. Примеры?

Ø 3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор). Примеры?

Ø 4. Образы положительных героев- черты реально новых людей. Примеры?

Ø 5. Условность места действия, выдуманные картины жизни - конкретное место действия, правдивые картины быта. Примеры?

Ø 6. Условнее характеры - обусловленность характеров средой, воспитанием. Примеры?

Обратимся теперь к вопросу создания комического

Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.

Вопрос. Это традиционные приёмы для комедии классицизма. Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?

Ответ. Внесюжетные сцены – это, например, сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой с братом, с Еремеевной. Они позволили автору углубить представление о некультурной помещичьей семье, о низости её запросов и стремлений, отсутствии высоких идеалов, о неразумности такого внутрисемейного устройства. Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и жизненности происходящего на сцене.

Ø “Почему эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?” (характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее.)

Это произошло по ряду причин: драматург пытался объяснить характеры героев условиями их жизни, воспитанием.

Ø Докажите это примерами из комедии.

Речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, это мы уже отметили на примере речевой характеристики Простаковой.

Ø Определите ещё одну особенность комедии "Недоросль", оттолкнувшись от слов Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”

Вопрос. Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

Ответ. В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма.

Ø “В чём вы увидели особенности финала комедии?” (порок наказан, добродетель торжествует. По сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.)

“ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме.

Ø Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

Ø Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?

Домашнее задание:

1. Выучить лекцию

  • #1

    Супер! Дети были в восторге. Это лучшее из всего предложенного в интернете. Спасибо!!!

  • #2

    Спасибо вам большое,сдаю литературу,решил повторить всю школьную программу от начала до конца-ваши ролики как никак кстати!Кратко,ясно,понятно.Выражаю вам огромную благодарность!

  • #3

Открытый урок.
Нравственные проблемы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Учитель: Проблема воспитания – центральная в комедии Фонвизина. Возникает вопрос: почему одни люди, вырастая, становятся добронравными, а другие – злыми и жестокими? В чем причина? Чему учит нас комедия «Недоросль»? Какие уроки мы извлекаем из нее?
Вот это тот круг вопросов, над которыми мы будем работать.
Вспомним особенности классицизма. В произведениях классицизма герои носят говорящие имена и фамилии, четко разделяются на положительных и отрицательных.
Обратимся к доске:
(антонимы)
Добронравие Злонравие Голос истины
(2-ую колонку заполняем после выступления г-жи Простаковой и Митрофана)
Воспитание
Честь, честность невежество
(незапятнанная репутация, бессердечиенепорочность) жестокость
совесть эгоизм и себялюбие(Стародум,
ум (способность человека д.III, яв.1: «при дворе себя любятмыслить) отменно; на ум не приходили
совесть + ум = мудрость никогда ни предки, ни потомки»)
любочестие (поступать злостьпо чести, заслуженное лень
почитание) потакание
добродетель (творить властолюбиедобро) честолюбие (стремление к почестям
благонравие (нрав - обходными путями)
характер) хитрость, лень (Стародум,
достоинство (совокуп- д.V, яв.1)
ность высоких мораль-
ных качеств)должность (святое слу-жение отчизне)Почему становится возможным появление зла?
Разобрав и пояснив значение слов из 1-ой колонки, учитель приглашает г-жу Простакову, а затем Митрофана выступить перед учащимися.
Чтобы не ошибиться с выводами и свободней говорить на эти темы, послушаем самих героев.
Г-жа Простакова рассказывает о себе.
Возмлжные к ней вопросы:
Кем были Ваши родители и как они Вас воспитывали?
Кто такой Вавила Фалелеевич?
Почему Вы вышли замуж за г-на Простакова?
Кто глава в Вашем доме?
Как Вы управляете своим имением?
Что Вы думаете о своих крепостных людях и учителях Митрофана?
Что Вы думаете об образовании? Вы сами неграмотны, а Митрофану 3-х учителей наняли. Почему? Чему научился Ваш сын?
Г-жа Простакова, почему Вы так грубы и жестоки со своими подданными? (Право имеет). А с мужем?
Софья приходится Вам свойственницей. Это не близкое родство. Почему же Вы взяли ее к себе в дом, да еще спустя некоторое время решили выдать замуж за своего брата Тараса Скотинина? Почему Софье не сказали об этом? Что Вас заставило сменить решение?
Г-жа Простакова, что Вы думаете о г-дах Стародуме и Правдине?
Каждый человек хоть раз в жизни задумывается, для чего живет на свете. Какова цель Вашей жизни? Какое будущее Вы видите для своего сына?
Спасибо, г-жа Простакова, за Ваше выступление. Теперь мы пригласим Митрофана Терентьевича.
- Ребята, скажите, почему после г-жи Простаковой мы обращаемся к Митрофану? Что значит имя «Митрофан»?
Выступление Митрофана.
Возможные к нему вопросы:
Как проходит Ваш день? Чем занимаетесь?
Вы счастливы?
Нравится ли Вам учиться? Каковы успехи?
Как относитесь к учителям? А к Еремеевне – Вашей мамке?
Любите ли Вы своих родителей?
Что такое для Вас любовь? Кого или что Вы больше всего любите на свете?
Почему Вы решили жениться на Софье? Любите ли Вы ее? Как представляете свою жизнь с ней?
Почему Вы предали мать?
Спасибо, Митрофан Терентьевич.
Вопросы ученикам:
Кому принадлежит афоризм: «Век живи – век учись»?
К чему приводит животная, слепая любовь Простаковой к своему сыну? Мог ли быть результат этой любви другим? Почему?
Как Простакова обращается ко всем в доме (бестия, воровская харя, скот, урод, рохля, теленок) и как к Митрофану (друг мой сердечный, отрада моя)? Г-жа Простакова бранится и дерется не только со слугами, но и с мужем (ремарка «с робостью», в сторону «Сон в руку»).
Каковы причины женитьбы Митрофана на Софье? (Деньги; деревеньки; Простакова: «Ты столь уже смыслишь, что и сам взведешь деточек»). Готов ли Митрофан к женитьбе? (Мы не видим, чтобы Митрофан и Софья вместе гуляли, общались. Митрофан ни разу не обмолвился о своей симпатии к Софье, хотя та живет в доме Простаковых уже полгода).Жаль вам г-жу Простакову в финале комедии или нет? Кто из героев проявляет сочувствие к ней?
Воспитание зависит от родителей, среды и, конечно, от учителей. Посмотрим же, кто учителя Митрофана. За что такой почет оказывался Вральману в доме Простаковых? Каким должен быть учитель, на ваш взгляд?
Обратимся теперь ко 2-ой колонке и заполним ее. Какие качества характерны людям злонравным?
- Ребята, скажите, как могли появляться в жизни такие люди, как Простаковы, Скотинины? (Крепостное право). Что говорят Стародум и Правдин о крепостном праве (д.V, яв.1)?
Стародум: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».Правдин: «Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды».
Комедия написана в стиле классицизма. Мы видим четкое разделение на положительных и отрицательных героев, и наша таблица подтверждает это. Фамилии героев говорящие.
- Кого мы относим к отрицательным, а кого к положительным героям?
- Двух отрицательных героев мы уже заслушали, теперь давайте пригласим положительного – рупор идей Фонвизина – Стародума. Что значит его фамилия?
Выступление Стародума.
Возможные вопросы:
Объясните Ваше правило: «В первом движении ничего не начинать».
Объясните значение афоризма: «…». (уч-ся называют любой его афоризм)
Какое правило Вам было завещано отцом и как Вы его реализовали в жизни?
Г-н Стародум, каким должен быть добронравный человек? «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну».
Вам не жаль г-жу Простакову? А ее сына?
Что, на Ваш взгляд, важнее – воспитание или образование? «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».
Какой, на Ваш взгляд, должна быть семья?
В чем смысл притчи о табакерке?
Спасибо, г-н Стародум.
- Итак, давайте еще раз вспомним слова Стародума, какой должна быть семья, и сопоставим их с семьей Простаковых.
- Как вы думаете, почему мы слово «воспитание» расположили между понятиями «добронравие» и «злонравие»?
- Если бы перед вами стоял выбор, в какой семье расти и воспитываться, то что бы вы предпочли – семью Простаковых или Стародума? Почему? (В семье Стародума жить нелегко. Постоянно надо работать над собой. Но такие люди, как Стародум, тебя никогда не предадут).- Какое качество из 1-ой колонки самое главное, на ваш взгляд? (совесть и ум (деятельный, иметь свое мнение)).
- Какой афоризм вам больше всего понравился, как вы его понимаете? (небольшая творческая письменная работа на 5-7 минут).
- Какую награду «по заслугам» получает каждый из героев комедии?
- Как обернулось «злонравие» Простаковой против нее самой в финале комедии? Что ее огорчает больше всего в ее теперешнем положении?
- Все ли отрицательные герои наказаны за свое злонравие?
И сейчас проблемы воспитания стоят остро. В этом и заключается актуальность комедии.
- Над чем нас заставляет задуматься Митрофан?
(Мы должны преодолевать свою лень; не быть обжорами (сколько съел Митрофан на ужин?); чтобы ум был добрым и деятельным; жить по совести).
Чтобы человек стал добронравным, надо большое внимание уделять воспитанию. Помните об этом, когда будете создавать свою семью.
Итак, подведем итоги.
- Какие уроки мы извлекаем из комедии?
(Уважать и любить своих родителей; уважать людей; преодолевать лень; заниматься самовоспитанием, а в будущем воспитанием детей; иметь свое мнение на все вопросы; справедливо поступать; не зависеть от денег; «век живи – век учись» и т.д.)
Д/з: домашнее сочинение «Один день в доме Простаковых» (жанре письма).