Образ евгения онегина. Образование и воспитание онегина Детство и образование евгения онегина

Обратим внимание на эпиграф к I главе: «И жить торопится, и чувствовать спешит» - из стихотворения П.А.Вяземского «Первый снег». Эпиграф отмечает существенную сторону личности героя и его юношеские годы.


Без вступления Пушкин сразу дает эпизод из жизни героя: Онегин едет в деревню к больному дяде. Автор называет Онегина «молодым повесой», но тут же говорит о нем как о «добром» своем приятеле.

В следующих строфах речь идет об образовании Онегина и круге его интересов.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...
Пушкин отмечает случайность, бессистемность обычного дворянского воспитания. Из дальнейших стихов выясняется, действительно, отсутствие у Онегина систематического образования, однако круг интересов Онегина был весьма широк.

Обращаемся к следующим строкам:

Имел он счастливый талант
С ученым видом знатока
Без принужденья в разговоре
хранить молчанье в важном споре
Коснуться до всего слегка,
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм...


Эти строки говорят об отсутствии глубины в образовании Онегина. Но упоминание «нежданных эпиграмм» в то же время характеризует ироническую, язвительную направленность разговоров Онегина. Эпиграмма была нередко проявлением оппозиционных настроений и мыслей.
Исторические анекдоты, которые привлекали Онегина - рассказы о случаях из жизни исторических деятелей - в известной мере свидетельствуют об интересе Онегина к истории.

Как видно, несмотря на всю бессистемность образования Онегина, он не остается в стороне от культурных, исторических и политических интересов. У него широкий круг интересов, причем отбор имен читаемых Онегиным авторов таков, что можно сказать об оппозиционной, критической настроенности молодого Онегина.
Далее обращаемся к строфам, рисующим обычный день Онегина.
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Три дома на вечер зовут...
Пока недремлющий брегет
Покамест в утреннем уборе,
Не прозвонит ему обед.
В изображении обеда обращает на себя внимание перечень блюд сплошь нерусской кухни, характеризующий пристрастие ко всему заграничному.

Далее, читаем строфы, посвященные описанию кабинета Онегина и его туалету. Перечисление украшающих кабинет Онегина вещей (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребенки, пилочки и т.д.), воссоздает типичную обстановку жизни молодого человека петербургского света. В XXVI строфе Пушкин, перечисляя предметы одежды Онегина, использует иностранные названия. В иронической форме он дает мотивировку необходимости включения иностранных слов в русский литературный язык:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.

Строфа XXXV заканчивает описание обычного, рядового дня молодого человека петербургского света. Онегин возвращается домой уже поутру,
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден... -
т.е. начался развод караулов в военной столице. На улицах показываются люди, представляющие совсем другую часть населения: купец, разносчик, извозчик, молочница-охтенка. Начинается трудовой день большого города.
XXXVI строфа как бы обобщает ряд прошедших перед нами картин, указывает, что изображенный день Онегина был для него обычным днем:
Проснется за полдень, и снова
Однообразна и пестра.
До утра жизнь его готова,
И завтра то же, что вчера...
И в этой строфе поэт переходит к освещению внутреннего мира Онегина, ставя вопрос:
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди вседневных наслаждений?
Сотни, а может быть и тысячи молодых дворян были довольны этой пустой жизнью. А Онегин?


Евгений не удовлетворен жизнью, он скучает, им овладевает «хандра». Это состояние Онегина выделяет его среди молодежи, удовлетворявшейся описанным существованием. Он - выше, содержательнее обычных молодых людей петербургского общества. В нем живут какие-то большие запросы, и пустая светская жизнь не приносит ему счастья. Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум...


Эта авторская характеристика очень важна. Все эти качества резко выделяют Онегина из той среды, которая его окружала, здесь Пушкин высоко ценит своего героя. Дворянское светское общество было неоднородно, и наряду с массой пустых посредственностей в нем были и люди другого типа. И некоторыми чертами своей личности Онегин близок к ним. Недовольство Онегина окружающим поэт подчеркивает и в XIV! строфе.
Сперва Онегина язык
И к шутке, с желчью пополам,
Меня смущал; но я привык
И к злости мрачных эпиграмм.
К его язвительному спору,


Итак, из I главы романа мы узнали о происхождении Онегина, воспитании и образовании. Выяснили, какая среда его окружала и формировала его взгляды и вкусы. Познакомились с кругом его интересов. Выяснили некоторые отрицательные стороны его жизни, которые не могли не наложить отпечатка на его личность: Онегин живет без труда и определенного занятия; он не связан ни с родной природой, ни с жизнью своего народа. Начиная с французского воспитания и кончая чтение преимущественно ино странных книг, - все в его жизни лишает Онегина возможности сближения со своим, национальным, русским. У Онегина появляется недовольство жизнью, тоска. Он чувствует бесцельность своего существования.


В дальнейших главах романа образ Онегина развивается, претерпевает некоторые изменения. Автор ставит Онегина в новые ситуации, сталкивает его с новыми людьми, и в этих столкновениях в ряде новых обстоятельств в полной мере раскрывается сущность образа, его со циальный смысл, типическое для части молодежи 20-х годов, отраженное в образе Онегина.
В конце I главы и во II главе рассказывается о жизни Онегина в
деревне.
Два дня ему казались новы
Потом уж наводили сон;
Уединенные поля...
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же...
...На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;


«Скука», «хандра» не оставляют Онегина и в новых условиях жизни. Природа не привлекает его, хозяйством он не занимается. Как помещик, Онегин должен вступить в какие-то отношения с крестьянами. Об этом есть в романе только одно сообщение:
В своей глуши мудрец пустынный,
Оброком легким заменил;
Ярем он барщины старинной
и раб судьбу благословил.

Однако это сделано было «чтоб только время проводить». Как отнеслись к «реформе» Онегина окрестные помещики:
...в углу своем надулся,
Другой лукаво улыбнулся,
Увидя в этом страшный вред,
И в голос все решили так,
Его расчетливый сосед:
Что он опаснейший чудак.
Какие взаимоотношения установились между Онегиным и соседями-помещиками? Онегин замкнулся в себе и четко разделял себя и своих соседей.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним».

В I главе Онегин был автором выделен из среды светского столичного дворянства. Во II главе он резко отграничен от обычного круга помещиков, в среду которых попал волею судьбы.
Стоит обратить внимание на дружбу Онегина с Ленским. При всем различии характеров и темпераментов они, тем не менее, заключают в себе и нечто общее: они оба противопоставлены Буяновым, Петушковым, Простаковым, Мизинчиковым, Дуриным. Общее в них - большие запросы к жизни, широкие умственные интересы. Здесь и история, и философские и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.
В III главе - первая встреча Онегина с Татьяной. Обратим внимание на диалог двух приятелей, когда они «дорогой самой краткой домой летят во весь опор». Из разговора видно, что Онегин обратил внимание не на Ольгу: «Я выбрал бы другую», т.е. Татьяну. Онегин умеет разбираться в людях, его не привлекла бессодержательная, пустая Ольга. Да и то обстоятельство, что Онегин сразу произвел необыкновенное впечатление на Татьяну, нельзя отнести только за счет ее мечтательного, воспитанного на чтении сентиментальных романов, воображения.


Однако, наряду со всем этим, как бы поднимающим героя, не стоит забывать о его эгоизме и холодности - следствии условий его воспитания и светской жизни.
ВIV главе наше внимание привлечет строфа о первом впечатлении, какое произвело на Онегина полученное письмо: Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...


Эти и последующие строки говорят о том, что душа «модного тирана» не совсем опустошена и не окончательно зачерствела. Однако Онегин не в силах ответить на любовь Татьяны, а «волочиться», «флиртовать» не позволяет ему порядочность. Конечно, проблема Евгения в том, что, несмотря на свой ум и неудовлетворенность всем строем жизни людей своего круга, он не может с ней порвать и искать смысла жизни в другом, поставить перед собой ка кую-то значительную задачу. Однако смутное сознание того, что не узкий круг «домашних» интересов, а какая-то другая жизнь могла бы дать смысл его существованию, в нем живет.
"Но я не создан для блаженства..." - и Онегин развертывает иронически картину семейной жизни, к которой он неспособен. В этой «проповеди», несмотря на ее обдуманность и некоторую высокомерность, звучит, однако, и какая-то грусть. Онегину жаль Татьяну, но жаль и себя.


Живя в деревенской глуши, скучая и томясь, Онегин проявляет способность уважать полюбившую его провинциальную девушку, не хочет играть серьезным и большим чувством.
Поведение Онегина на именинах Татьяны ничего нового к его образу не добавляет. Однако вновь проявляется пренебрежение Онегина к людям и его эгоизм.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит...
Хотя сердиться ему было не на что, и Ленский, и Ларины к нему расположены. И Онегин не только «стал чертить в душе своей карикатуры всех гостей», но легкомысленно обижает своего приятеля, ухаживая за Ольгой. В главе VI эпизод вызова и дуэли красноречиво характеризует Онегина.
Приняв «без лишних слов» вызов, Онегин
Наедине с своей душой
И поделом: в разборе строгом,
Был недоволен сам собой.
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом...


И дальше - честные, верные мысли о своей неправоте. Итак, - высокое и благородное представление о людских отношениях и резкое самоосуждение. Неожиданно опять честь оказывается причиной того, что герой сдает свои гуманные, благородные позиции и плывет по течению событий. Но это другая честь, не та, о какой думал Онегин раньше. Это - фальшивая честь, регулируемая «общественным мнением» дворянского общества. И она побеждает Онегина: он, при всем своем презрении к дворянско-светскому кругу, сам является его порождением и не может вырваться за его пределы, порвать с ним. Онегин уступает «общественному мнению» в важном вопросе. Это не мешает ему посмеяться над традициями своего круга в делах некрупного масштаба.

И секундантом он берет с собой француза-лакея:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный.


В картине поединка мы отмечаем выдержку и хладнокровие Онегина, а после убийства Ленского - раскаяние, потрясение, переживаемое им:
В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений...
Такова вековая тяжба, раздвоенность сознания, типичная для дворянского интеллигента того времени.


Следующий эпизод «Татьяна в кабинете Онегина» поднимает целый ряд литературных и жизненных ассоциаций, которые говорят о сложности и противоречивости образа героя, об отражении в его личности «духа времени». Снова и снова Татьяна приходит в кабинет Онегина. Она перебирает книги, «жадною душою» «предается» чтению. Отбор Онегиным книг, отметки на полях приоткрывают ей многое в личности героя.

Чудак печальный и опасный,
Теперь яснее - слава богу -
Созданье ада иль небес,
Того, по ком она вздыхать
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Чужих причуд истолкованье,
Ничтожный призрак, иль еще
Слов модный полный лексикон?..
Москвич в Гарольдовом плаще,
Уж не пародия ли он?
Ответа на вопросы нет.


Обратимся к Онегину в VIII главе. В ней новый цикл событий в жиз ни Онегина, открывающийся встречей в Петербурге с Татьяной. Онегин на светском рауте:
Но это кто в толпе избранной
Стоит безмолвный и туманный?
Для всех он кажется чужим.


Онегин потому оказался лишним, чужим среди светского раута.
Пушкину искренне жаль своего героя, при всем богатстве своей
личности оказавшегося лишним, чужим, не нашедшим своего места в жизни. Глубоко трагична его судьба.


Встреча с Татьяной пробуждает Онегина. Прошли долгие годы, он много пережил, передумал с тех пор, как "читал наставленья» уездной барышне. Евгений поменялся, мировоззрение его стало более серьезным, но герой по-прежнему не доволен жизнью. Наконец, встреча с Татьяной пробуждает в нем неизведанное чувство.
История любви Онегина - это в своем роде повторение истории любви Татьяны, но только роли переменились. Письмо Евгения написанно искренне, со стастью, без светского этикета. Наконец, последнее свиданье, но теперь Онегин слушает отповедь Татьяны. В душе Онегина целая «буря ощущений». Роман за канчивается.

И здесь героя моего,
Читатель, мы теперь оставим,
В минуту, злую для него,
Надолго... навсегда...

Пушкин понимал, что развязка в VIII главе оставляет вопрос о судьбе героя открытым. Он как бы указывал этой развязкой на бесконечное разнообразие вариантов этой судьбы в сложной и противоречивой действительности.

Евгений Онегин - главный герой в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Онегин родился в Петербурге, в аристократической семье. Родители его умерли рано, сестер и братьев у него не было. Воспитанием Евгения занимались гувернеры, которые толком не занимались его образованием. Некоторые романы он любил читать, но их очень мало.

Часто посещал светские балы, на которых гулял ночи напролет. Вставал по утрам поздно и снова собирался отдыхать. К труду Онегин не приучен. К женщинам тоже относился несерьезно. Любил флиртовать, но однообразное поведение девушек ему быстро наскучило. И таким образом, Евгению к двадцати шести годам стало скучно все, что его окружало, все казалось ему неинтересным.

Вырос он эгоистичным человеком, который не понимает, что может кому-то причинить боль. При этом Евгений был очень обаятельным человеком. Таким он и встретился Татьяне Лариной, которая очень сильно полюбила молодого человека.

Татьяна отправила ему письмо, в котором рассказывает о своих чувствах. Но Онегин обошелся с ней, как и с другими девушками. Молодой человек прекрасно знал Татьяну. Она была очень замкнутой, чистой. Такой поступок для нее был очень важным и просто так эта девушка никогда бы этого не сделала. Но Евгений Онегин все равно ее отвергает, потому что ему все это скучно.

Он от начинает ухаживать за невестой своего друга Ленского. После чего тот вызывает Онегина на дуэль. Учитывая, что Евгений мог отказаться, он все-таки соглашается из-за боязни слухов в обществе и убивает друга.

Молодой человек тяжело переживает его смерть и уезжает путешествовать в другие края с желанием забыть все это и не вспоминать.

А.С. Пушкин писал этот роман восемь лет. Поэтому можно увидеть и жизненный рост персонажей.

За время путешествий Евгений очень изменился. Он понял, что на самом деле полюбил Татьяну. Тут они меняются местами. Онегин приходит к ней и признается ей в своих чувствах. Он видит, что девушка очень изменилась: из замкнутой девочки она стала уверенной в себе женщиной. Татьяна признается, что все еще любит Евгения, но говорит, что не предаст своего мужа, отказывая главному герою.

Евгений Онегин - не отрицательный персонаж, но и не положительный. Пушкин изобразил не героя, а реального человека с его плюсами и минусами. Но в своих жизненных ситуациях Евгений виноват сам.

Вариант 2

В начале романа Онегин ведет себя как молодой парень, потом в течение всех событий он становиться старше, это видно в характере в поведении и в поведении главного героя.

На основе происходивших ним событий. Его характер меняется, теряя друзей, познав предательство. Ложь и ехидность людей. Онегин смотрит совсем другими глазами на жизнь.

Главный герой воспитан как настоящий аристократ, соответственно так же он и проводит свой досуг, посещает балы. Светские рауты. Ходит на прогулки.Он образован, обладает всеми манерами и правилами поведения необходимыми для высшего общества.

Онегин вроде и член высшего общества и в то же время далек от него. Это выражено в его душевных порывах. И в отрицании правильности светского и политического уклада жизни.

Главный герой покидает высшее общество и уезжает жить в деревню. Но так как он воспитан в правилах высшего общества жизнь в деревне ему становится непонятна и очень трудна.

Онегин не нашел успокоения для своей души и в этой суете, знакомиться с Татьяной. Именно эта девушка, из простой деревенской семьи, которая любит и верит в доброту.

Но не смотря не на что, Онегин, не полюбил её. И только Татьяна стала поводом ссоры с Ленским. В итоге, смерть друга на дуэли, Онегина сильно выбивает морально из жизненной колеи. В печали, и в скорби, он уезжает в город. В городской жизни, Онегин пытается забыть прошлое, но у него ни чего не выходит.

В скором времени, на балу, Онегин встречает Татьяну. Она выглядела грациозно, изящно, и обаятельно. Девушка и з простой семьи. В этой семье, главным идеалом считается мать. Даже отец, всегда пытается во всём помочь матери.

Пытаясь наладить с Татьяной отношения, Онегин, получает отпор. Это ещё больше расстроило главного героя. В итоге, все эти происшествия, Сильно повлияли на становление личности главного героя. Это сделало его сильным и уверенным в себе мужчиной, который хорошо стал разбираться в своих чувствах, начал понимать, что такое настоящая любовь и дружба. Из светского разгильдяя, Онегин превратился, в ответственного молодого человека, на которого уже смело можно было положиться в любом деле.

Сам роман, автор писал более восьми лет. И на протяжении романа, можно прекрасно увидеть развитие Онегина от отрочества, до уверенного в себе мужчину. Так – же в романе можно почувствовать одностороннюю любовь девушек, которые, на первых шагах своей жизни, ошибаются в выборе своего идеала для жизни.

Но, не смотря на это, время, всё ставит на свои места, и меняет людей под свои условия. Именно жизнь, учит людей исправлять ошибки, которые совершаются в юном возрасте.

Сочинение про Евгения Онегина

Пушкин своего Евгения Онегина писал с молодых людей, живущих в начале 19 века. Светские львы, точнее ещё львята, аристократы. Вот и резвятся-развлекаются в своё удовольствие. Их любимое занятие - ничего не делать, танцевать на балах, посещать театры, хотя вполне могли бы сделать головокружительную карьеру.

Семья жила в достатке. У маленького Онегина была няня, потом гувернёр-француз. Учителя особо не утруждали науками, но научили всему тому, чтобы не опозориться в свете.

Он не поднимал ничего тяжелее ручки, холил и лелеял свои ручки, усердно ленился и занимался бесполезными светскими разговорами. Читать не любил и не хотел, взялся вроде что-то сочинять, но тоже забросил. Ведь писательство - это титанический труд, если заниматься им всерьёз.

Совсем как женщина хандрил, скучал, льстил, кокетничал, делал вид, что влюблён. Так он «прожигал» свою жизнь в столице. «Живёт без цели, без трудов» - так Пушкин характеризует Онегина.

Деревня быстро утомила Евгения. Он не знал, что делать, чем ему заняться. Радоваться и умиляться природой его хватило на пару дней. Болтать и «строить» глазки здесь было некому. Крестьяне работали от зари до зари. Единственная заслуга Онегина состоит в том, что он заменил работы денежным налогом. Управлять хозяйством он не умеет и не хочет учиться. И он вернулся к своему обычному занятию - ничего не делать, лениться.

Он возомнил себя героем, решил, что он выше всех окружающих, можно их презирать. « Мы почитаем всем нулями, а единицами себя, мы все глядим в Наполеоны…» Таким Пушкин видит Онегина.

Соседи его считали странным, он их сторонился - убегал от них через заднее крыльцо дома. Вот только с Ленским завязалось что-то вроде дружбы. Но она оказалась не настоящей и кратковременной. Не умеющие идти на компромисс молодые люди поссорились. И дело закончилось дуэлью и смертью Ленского.

Его полюбила прекрасная молодая девушка, но он отверг её любовь. Болтается по белу свету без цели и предназначения, благо денег предостаточно. Правда, начинает задумываться над своей никчемной пустой жизни.

Вторично повстречав Татьяну в столице, он вдруг очнулся и воспылал к ней любовью. Но она отвергла его - она замужем. Брак для неё это святое.

Великий критик Белинский дал чёткое определение людям типа Онегина «страдающие эгоисты». Некоторые молодые люди и в наше время возомнили себя Наполеонами, остальные люди для них - ничто, бесцельно «прожигают» жизнь, транжирят деньги родителей, носятся по улицам на дорогих машинах, нарушают правила дорожного движения. Только, как известно на каждого Наполеона найдётся свой Кутузов.

Сочинение 4

В самом начале романа мы узнаем, что Евгений воспитывался французом, соответственно получил французское образование. Он знает экономику, умеет себя вести во время разговора, знает толк в моде, ухаживает за собой, педантичный, много времени проводит напротив зеркала. С отцом у Онегина не совпадали взгляды на жизнь, так как у сына они были более современные и философские. Евгений умен, он хорошо владеет французским языком и латынью, умеет танцевать мазурку. В кабинете у него очень много заграничных вещей, он чужд русскому обществу. В театре герой обращает внимание на молоденьких артисток, на балы ездит только ради того, чтобы посмотреть на женщин, их ножки, в целом, у него было несерьезное отношение к слабому полу.

Онегин не увлечен столичной жизнью, так как больше его привлекает его все иностранное. Он умный, со своими мечтами и целями, но это человек, не способный действовать, работать, доверять людям. Он разочарован во всем, хандра овладела им, но надежда на изменение жизни все же есть, появляется желание перемены мест.

В деревне Евгений поначалу скучает, читает книги, заменяет барщину на оброк, не находит общего языка с соседями, так как он умнее и воспитаннее. Там он знакомится с Ленским, они становятся друзьями “от нечего делать”. Их привлекает друг в друге иностранное воспитание, но в остальном они полностью разные. Это - некрепкая дружба, которая обречена на крах. Впоследствии друзья сходятся на дуэли, где Ленский погибает.

После знакомства с Татьяной, девушка влюбляется в Онегина, так как он для нее герой французского романа, идеал, но не получает взаимности в ответ на свое любовное письмо, так как Евгений чувствует свою неготовность и духовную нищету. Он честно рассказывает девушке о своих отрицательных чертах и неуверенности в эффективности их брака.

Через несколько лет главный герой встречает Ларину на одном из балов и понимает, что любит ее, но оказывается слишком поздно: Татьяна замужем и не собирается бросать мужа. Так, Онегин понимает, что он упустил свое счастье.

В своем романе Пушкин пытался показать молодых людей своего времени, показать неприемлемость такого образа жизни, призвать людей к изменению своего уклада жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение Идеальный мир

    Каким мог бы быть идеальный мир? И может ли он вообще существовать в нашей реальности? Иногда я задаю себе эти вопросы. Думаю, над ними ломали головы немало философов.

  • Это лето было просто замечательным. Почти все время я провел на даче у своей бабушки. У нее во дворе живет немецкая овчарка по кличке Барс. Даже не смотря на то, что собака сторожевая, по отношению ко мне она оказалась очень доброй.

    Каждый год к нам приходит зима. Зимние развлечения отличаются от летних развлечений. Не всегда удается много проводить времени на улице. Нет возможности купаться и загорать.

  • Сочинение Молчалины блаженствуют на свете (Горе от ума Грибоедова) 9 класс с цитатами

    Умнейший человек своего времени А.С. Грибоедов к 1824 году заканчивает написание самого известного своего произведения Горе от ума, в котором, как на ладони показал картину устройства современного ему общества со всеми его пороками.

  • Партизанская война в романе Война и мир Толстого 10 класс сочинение

    В трудные годины, которые не раз были у нашей Родины, на ее защиту становились не только регулярные войска, но и простые люди. Они не имели к армии никакого отношения, но не могли спокойно жить, когда их дому угрожала беда.

Проблемы воспитания и образования в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

“Евгений Онегин” - реалистический роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Роман «Евгений Онегин» писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Одним из основных вопросов, обсуждаемых в обществе в этот период и, как следствие, на страницах многих литературных произведений, был вопрос о воспитании и образовании современной молодежи.

В записке «О народном воспитании», составленной в 1826 г., Пушкин писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем».

По мнению поэта, воспитание призвано сформировать личностные ценности и ориентиры, установки и мировоззрение. А воспитание человека в то время всецело зависело от общественной среды, от исторической ситуации, от социально-политической обстановки, от отдельных лиц, книг и т. д. В этой связи вопросы воспитания представляли огромный интерес, как для писателей, так и для читателей…

Поэтому проблема воспитания и образования в романе «Евгений Онегин» выступает одной из центральных, которая предопределяет судьбы главных героев.

Тематика образования и воспитания героев занимает одну из ведущих позиций в романе Пушкина и может быть прослежена на всем протяжении «Евгения Онегина». В эпоху, когда поэт создавал свой роман, перед молодым поколением России остро стояла проблема выбора: быть приверженцем официальной, то есть светской, жизни, стиля поведения, принятого в высших кругах общества (образование, полученное «из рук» педагогов-иностранцев), подмена родного русского языка французским (писать и говорить по-русски - дурной тон!), однообразный распорядок дня (сон до обеда, балы до утра, приемы, театр - место общения, сбора сплетен и демонстрации новых туалетов) или же предпочесть по крупицам собирать свою, отечественную ученость, рискуя быть обреченным на непонимание и презрение современников.

Безусловно, проблема воспитания и образования в первую очередь рассматривается на главных героях - Евгении Онегине и Татьяне Лариной. Научно-критическая литература в рассмотрении воспитания и образования Евгения сходится во мнении относительно того, что воспитание противоречиво.

С одной стороны, героя окружают с детства гувернеры, которые в домашних условиях дают ему все необходимое, чтобы вступить в свет. К слову, «Золотая молодежь» Москвы и Петербурга воспитывалась гувернерами - французами, остатками «Великой армии» Наполеона после Отечественной войны. Они брались в учителя музыки и танцев по определению, раз француз - значит, знает толк в искусстве. В то же время воспитание Онегина лишено твердой моральной основы, оно освобождало его от принципов нравственности:

Monsieur l"Abbi, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Петербург того времени был настоящим центром культурной и политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и тому подобном. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется и в моде, и в репертуаре театров, и в обилии «иноплеменных слов». Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра». Высшее общество вело именно такую, беззаботную и легкую жизнь и нисколько не сопротивлялось однообразному течению. К этому обществу на первых страницах принадлежит и Онегин:

Спокойно стоит в тени блаженной,

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Онегин блестяще образован, даже в области схоластических наук, знает латынь. Он, бесспорно, умен и видит все недостатки, как окружающего мира, так и свои собственные, но не может, да и не хочет, вырваться из «порочного круга» светской жизни. При этом Онегин - тихий бунтарь, он не бросает обвинений в лицо современной ему действительности, но своим видом, взглядом, позой является миру немой укор:

Как Child-Harold, угрюмый, томный

В гостиной появился он…

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

Евгений, не пренебрегая условностями аристократического быта, все же стоит выше него. Он читает труды экономиста Адама Смита, и затем в деревне, где Онегин жаждет скрыться от монотонности столичной жизни и обрести новые впечатления, герой попытается изменить уклад жизни своих крестьян, что явилось результатом его увлечения экономикой. Однако надежды на устойчивость чувства новизны не оправдываются, и ему снова скучно:

… Роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон,

Потом увидел явно он,

Что и в деревне скука та же.

По мнению Пушкина, привнесенные на русскую почву иностранные обычаи не могут дать нашим людям ничего положительного, а только портят их. Иллюстрацией этому в романе служит Евгений Онеги, который представляет собой «европеизированный» вариант русского человека. Поклонник Наполеона, любитель лондонской моды, он не находит ни в русских людях, ни в русской природе ничего значимого для себя, считая это все слишком примитивным. Для того чтобы изменить Онегина, потребовались трагические события. В конце романа Евгений осознает, что не высокомерное презрение, а волевые усилия и чуткость к зову сердца, не воспитанные в нем в детстве и юности, нужны для того, чтобы жить и не слиться с безликой массой, погрязшей в условностях света.

При всей своей любви к северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни.

С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина, подчеркивая тем самым, что ничего не изменилось в обществе. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина -- Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры.

Что же до семьи Лариных, то там вместо французских гувернеров, характер Татьяны формирует и воспитывает её русская няня. К своей седой Филиппьевне с её добротой, лаской и страшными рассказами, навеянными фольклором, Татьяна нежно привязана. Чудесная няня воплощает связь героини с миром крестьянства и тем народным творчеством, которое щедро питает воображение «мечтательницы милой». Ведущие место в иерархии нравственных ценностей для Татьяны, как и для Пушкина, занимают народные традиции. Автор с большой симпатией изображает няню Татьяны, которая является носительницей народных обычаев и знаний, с любовью показывает народные гуляния, святки, гадания. По мнению Пушкина, именно в русском фольклоре кроется настоящая искренность и высокая нравственность, присущая простым людям. Недаром волшебные вымыслы народной наставницы уносят Татьяну от прозаического мира Пустяковых и Фляновых, столь чуждого ей. Татьяна воспитана на народной и национальной почве (которой не знал Онегин); не случайна ее близость к «заботливой прислуге» и «бедным поселянам», о помощи которых она будет вспоминать много позже.

Следует отметить, что героиня зачитывается французскими романами и испытывает трудности в передаче своих мыслей и переживаний на русском языке. Героиня Пушкина, не желая терять свою индивидуальность, из всего модного смогла вынести что-то свое, непохожее, по-своему пережить, прочувствовать. Татьяна, как и ее мать, сестра, да и многие женщины того времени, зачитывалась романами популярных писателей, но не просто пробегала глазами по тексту, а переживала его, уединяясь с книгой в саду, мечтая о романтической любви и «прекрасном принце»:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Под влиянием романтических героев у Татьяны сформировались взгляды на жизнь, любовь, брак, манеры поведения, противоречившие во многом общепринятым нормам. Так она первая послала Онегину письмо, что могло быть расценено как скандальный, непристойный поступок. Более того, героиня сама прекрасно понимала, что предпринятый ею шаг был более чем нерядовым:

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

Возвращаясь к литературе, стоит отметить также и то, что романов отечественных в ту пору еще почти не было, господствовала мода на французский язык. Проза наша, как заметил Пушкин, была «мало обработана». Душа же героини, весь строй ее мыслей и чувствований были обращены к родной, отечественной культуре, и сны ее были сотканы из русских сказочных образов.

Итак, Татьяна представляет собой в воспитательном плане полный антипод Онегину. Она не жила светской жизнью, не пропитана духом интриг и кокетства, а по-детски искренна и лишена светских предрассудков, что позволяет ей первой признаться в любви к Евгению.

Поведение и поступки Татьяны противопоставлены холодному равнодушию, самолюбованию дам большого света и пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность -- основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые в силу воспитания Татьяна с упоением слушала рассказ няни о ее любви), не признают расчетливой любви. Они отдают любимому человеку все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

В обществе, “где воспитаньем немудрено блеснуть”, Татьяна выделяется своими душевными качествами и оригинальностью. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна демонстрирует неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, “величавой законодательницей зал”, она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами:

Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье.

Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.

Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет:

Ей душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой

Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. В московских и петербургских салонах, на балах она могла внимательно пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Но «Татьяна покорна родительскому велению и судьбе…» и поэтому вынуждена выйти замуж за нелюбимого, но впоследствии уважаемого ею человека и вести светскую жизнь. Когда же Евгений вновь встречается с Татьяной, то понимает, насколько любит ее. Однако моральные качества берут у Татьяны верх над чувством, и она отказывает Евгению, в этом-то и заключается отличие в воспитании героев: один привык получать все, что захочет, другая же живет, руководствуясь нормами морали.

Таким образом, герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», доказали, что человек, оторванный от своей национальной почвы, воспитанный на европейский манер, может быть либо пустым и никчемным либо очень быстро разочароваться в жизни и не суметь найти себя, как, например, Евгений; Татьяна же, несмотря на то, что была воспитана на европейских сентиментальных романах, осталась верна традициям русской жизни и поэтому превратилась в образ «идеальной женщины».

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» Онегин Петербургский период. Часть I   АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ – УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ ГБОУ СОШ № 353 ИМ. А. С. ПУШКИНА Г. МОСКВЫ АНДРЕЕВА АЛЛА ЮРЬЕВНА «Летя в пыли на почтовых»        Перечитайте первый монолог молодого повесы (баловня). Прокомментируйте его. Вы осуждаете Евгения? Но ведь это внутренний монолог… А чему он должен радоваться? Он, возможно, вынужден будет «похоронить» себя в деревне… Он принуждает себя к исполнению долга перед родственником (которого, возможно, плохо знает)… Он «продается» за наследство… Во всяком случае: он искренен: роль сиделки ему не по душе! Воспитание и образование молодого дворянина Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил.      -Итак, какое воспитание и образование получил Онегин? Домашнее. Характерной фигурой домашнего воспитания был француз-гувернер. «Monsieur l"Abbe … учил его всему шутя», то есть по системе Руссо, естественного, свободного развития ребенка. Вот где закладывалось внутренняя, непреодолимая потребность у героя «постылой свободы» (так названной Онегиным позже). «Мы все учились понемногу»           -Чему обучен Онегин? Тому, что было востребовано светом: манерам, этикету, умению вести светскую беседу (продолжите перечень) -Почему он читает Адама Смита? Понимает, что это может пригодиться потом. -Зачем ему знание анекдотов «от Ромула до наших дней»? Чтоб «возбуждать улыбки дам». -Вы знаете мнение Пушкина о таком образовании? -А мнение света? «Свет решил, что он умен и очень мил» -А вы как считаете: каков уровень образованности Онегина? -Какие жизненные «уроки» преподал Евгению его отец?    «Давал три бала ежегодно». -Отношение Онегина к балам? «Служив отлично благородно, Долгами жил его отец,.. И промотался наконец». -Пойдет ли сын по стопам отца?     Когда же юности мятежной Пришла Евгению пора, Пора надежд и грусти нежной, Monsieur прогнали со двора. -Прокомментируйте! Онегину непроизвольно дан «урок» потребительского отношения к людям низшим. -А переживал ли Евгений о судьбе гувернера, любившего и баловавшего его? «Вот мой Онегин на свободе» «Юности мятежной пришла Онегину пора»     -Почему Пушкин называет юность «мятежной»? «Как dandy лондонский одет»… -Что вы знаете о дендизме в начале XIX века в России? Итак, перед нами представитель «золотой молодежи» «Онегин, добрый мой приятель»   Мы знакомились с главным героем, знаем, что он -… (договорите!) Задание: ответьте письменно: «Кто он, главный герой романа?» (Составьте не характеристику, а соберите опорные сведения. Пользуйтесь назывными предложениями или словосочетаниями. Например: «петербуржец», «наследник всех своих родных»…) День Онегина   Составьте в конспекте план светского дня Онегина. Прокомментируйте и сделайте вывод. …и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера Бывало, он еще в постелЕ: К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут Кабинет      Изображу ль в картине верной Уединенный кабинет, Где мод воспитанник примерный Одет, раздет и вновь одет? Перечитайте описание кабинета Онегина, заметьте все детали и прокомментируйте их значение и предназначение. У вас сложилось впечатление о хозяине кабинета? *Обратили ли вы внимание на авторское замечание: Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам. «Мод воспитанник примерный»      Второй Чадаев, мой Евгений, Боясь ревнивых осуждений, В своей одежде был педант И то, что мы назвали франт. Он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил. -О какой черте характера героя вы можете сделать вывод? -Как автор относится к этой онегинской слабости? Вспомните пушкинский афоризм: Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей. Обед гурмана …и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым. Итак: обед гурмана! Вино кометы – вино 1812 года (комета над Россией) Трюфли – редкие грибы со съедобными корнями Страсбурга пирог нетленный – доставлялся консервированным Сыр лимбургский живой – при разрезе растекался  Круг общения  -В каком ресторане и с кем обедает Онегин?  К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин.   Talon – знаменитый ресторан -Поищите информацию о Каверине, сделайте вывод, вспомнив пословицу: «Скажи мне, кто твой друг – и я скажу, кто ты».

Перед нами восемнадцатилетний молодой аристократ с богатым наследством, которое получил от дяди. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Заботу о тяжелобольном дяде называет «низкое коварство», так как Евгению скучно находиться в деревне и утомительно ухаживать за родственником.


Образование и воспитание Онегина не было серьезным: «сперва Madame за ним ходила», француз «учил его всему шутя». По мнению света, Онегин – «ученый малый, но педант», однако «Имел он счастливый талант… коснуться до всего слегка с ученым видом знатока». А.С. Пушкин говорит об уровне образования дворян 20-х годов 20 века так: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».


Но больше всех других дисциплин Онегина занимала «наука страсти нежной». Он мог казаться одновременно равнодушным и внимательным, мрачным, угрюмым и красноречивым, томным, умел забавлять дам, злословить соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных. Только все это игра в любовь, её изображение. «Как рано мог он лицемерить» - говорит автор о чувствах героя. Главные качества, которыми можно описать Онегина по первой главе романа, - безразличие, равнодушие ко всему происходящему, ветреность. Герою не интересны страдания и переживания других людей.


Большое значение автор придает изображению распорядка дня Онегина: пробуждение после полудня, с приглашениями на светские мероприятия, прогулка по бульвару, посещение театра, бал, возвращение домой под утро. Для Онегина очень важен его внешний облик, около трех часов в день герой проводит перед зеркалом: «Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет». Герой следит за модой, одевается стильно во всё изысканное и иностранное, в основном английское и французское. Мода обрекает на поверхностное отношение ко всему, потому, следуя моде, герой не может быть собой.


Театральные постановки Онегина не занимают, он посещает их только ради соблюдения светского этикета: «С мужчинами со всех сторон раскланялся, потом на сцену в большом рассеянье взглянул, отворотился – и зевнул». Евгения Онегина окружают женщины, друзья, знаменитые люди сферы искусства, и он считает, что так будет всегда. Потанцевав и устав на балах, Онегин возвращается домой, но завтра повторяется то же самое: сон до полудня, приглашения и балы.


Герой прожил так около восьми лет. С одной стороны, жизнь пестрая, с другой – серая, однообразная и пустая. И такая жизнь быстро наскучила герою, вскоре охладел и к жизни вообще: «русская хандра им овладела понемногу», «ничто не трогало его, не замечал он ничего». Таким образом, грамотный незаурядный Онегин не смог изменить свой образ жизни, потому что светское общество сильнее и требует соблюдения этикета.


В первой главе заметно отношение автора к герою: Пушкин называет Онегина «добрый мой приятель» и рассказывает о том, как подружился с ним, проводил время на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями, обсуждали барышень. Однако все положительные качества своего героя Пушкин оценивает с иронией.


Итак, на основе анализа первой главы романа мы можем сделать вывод, что Онегин показан противоречиво: талантливый, незаурядный, но не получивший систематического образования молодой человек, хочет любви, но относится к чувствам легкомысленно, умеет вести себя в обществе и живет активной жизнью, но скучает в свете. Онегин подчинен обществу, но вынужден в нём жить. Привычное притворство надоело, вызывает раздражение. Слова П.Я. Вяземского удачно характеризуют героя: «И жить торопится и чувствовать спешит», но жить истинными ценностями Онегин еще не умеет.