Орудия труда эпохи палеолита. Нижний палеолит. Украшения и одежда

Палеолит, мезолит, неолит - это три больших культурно-исторических периода каменного века. Свое название он получил в связи с тем, что оружие в те времена изготавливалось только из камня, и лишь ближе к концу века стали использоваться кости и век длился не одну сотню тысяч лет. Но даже сейчас благодаря многочисленным историческим и археологическим находкам мы можем узнать хотя бы основные моменты жизни первобытных людей на заре человеческой цивилизации.

Что такое палеолит?

Древнейшая история человечества - это эпоха палеолита, самый продолжительный период каменного века, который начался более 2,5 миллионов лет назад. Главная его черта - это эволюция людей: от животного к первобытно-общинному строю. Очень важно и значимо появление и развитие речи. Палеолит разделяют на три этапа: ранний, средний и поздний.

Ранний палеолит

Это первый и самый длительный этап. Начало палеолита сопряжено с появлением первого обезьяноподобного человека - архантропа. Они не обладали высоким ростом (1,5 - 1,8 м), имели характерные четко выраженные надбровные дуги и скошенный подбородок. В качестве одежды использовали шкуры животных, жили в пещерах и, по мнению многих ученых, активно практиковали каннибализм. Основной чертой раннего палеолита является начало использования каменных самодельных орудий. Они изготавливались путем отсечения от одного камня другим всего лишнего с целью образовать скол или режущую кромку. Постепенно техника изготовления совершенствовалась, и появились ручные рубила и так называемые сверла - орудия, с помощью которых выкапывали коренья или рубили деревья. Еще одним значительным эволюционным шагом раннего палеолита стало использование огня. Следы древних кострищ возрастом 1,5 млн. лет были обнаружены на террритории Африки и Азии. Но на этом этапе мог лишь поддерживать огонь, самостоятельно его еще не добывали.

Средний палеолит

В это время преобладающим видом по-прежнему является человек прямоходящий, и его эволюция продолжается. В Африке около 200-300 тыс. лет назад появился новый вид, который по объему головного мозга был близок к современному человеку - это неандерталец. Они отличались более высоким ростом и очень крепким мускулистым телосложением, что придавало им немалую физическую силу. Средний палеолит - это эпоха выживания, так как неандертальцы жили, пожалуй, в самых тяжелых климатических условиях - в ледниковый период.

Помогло выжить то, что люди научились добывать себе огонь самостоятельно, методом высекания. Открыт он был, скорее всего, случайно при изготовлении очередного острого каменного орудия. В это же время появляются первые копья и ножи, наконечники стрел и скребки для обработки шкур животных. Развивается социальная структура, люди живут большими группами, заботясь о стариках. Зарождается искусство в виде наскальных рисунков, изображающих охоту или очень часто женщин, что можно расценивать как предпосылки матриархата.

Поздний палеолит

Это период, когда появился человек, напоминающий современного - кроманьонец, назван он в честь пещеры Кро-Маньон, в которой нашли его останки. Фенотипом кроманьонец напоминает современных людей: высокий лоб, выраженный подбородок, меньшая мускулатура, развитая моторика рук, что позволило изготавливать усовершенствованные орудия для охоты и быта. Основной материал по-прежнему - камень. В период поздний палеолит-мезолит (ранний) появилось первое подобие лодок. Этому предшествовало изготовление первых плотов из бревен или сухих прутьев. Из костей делали иглы, прародительницы современных, использовали их для изготовления одежды, прутов. Активно развивалось фигурки из бивней и костей мамонта, наскальная живопись. Эпоха палеолита на позднем этапе положила начало одомашниванию диких животных, первыми, как известно, стали собаки. Время кроманьонцы определяли по солнечному и лунному календарям. постепенно заменяется матриархальной Изготовление первых глиняных фигурок характеризует палеолит. Неолит же ознаменован появлением первой глиняной посуды.

Мезолит

Данная эпоха начинается после окончания последнего ледникового периода. Данный отрезок у ученых-историков имеет спорный характер. Наиболее сильно он выражен на севере современной Европы. В этот период оружие продолжало совершенствоваться, появились лук и стрелы. Люди одомашнили диких животных: буйволов, лошадей, коров. Общество развивается, и появляются первые нормы поведения, правила. Мезолит характеризуется дальнейшим развитием речи.

Неолит

Если палеолит - это период активной охоты, рыболовства и собирательства, то одно из главных событий неолита - переход к производящему хозяйству: земледелию и скотоводству. Люди стали более привязаны к одному месту, начали появляться первые дома, хижины и даже города. Глина стала использоваться для изготовления посуды и в искусстве.

Неолит, так же как и палеолит, делится на ранний, средний и поздний периоды. И каждый из них протекал неравномерно, ни в одно и то же время, разные культуры вступали в каждый этап в разные сроки. Уже тогда высоким развитием могла похвастаться, к примеру, территория современного Китая.

Палеолит, мезолит, неолит - это вехи эволюции человека как биологического вида. Тысячелетиями он отвоевывал у природы свое место под солнцем. Один вид сменял другой, совершенствовались орудия, менялся строй от стадного, характерного для животных, к первобытно-общинному, зарождалось искусство.

Почти повсеместно каменный век прослеживается до 5-го тысячелетия до н.э. , за исключением некоторых районов лесной зоны, где общности конца каменного века доживают до 2-го тысячелетия до н.э. ,а у изолированных и отставших в своём развитии племён земного шара каменный век сохранился ещё дольше.

Каменный век делится на древний(палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).Каждый из периодов является более прогрессивным к предшествующему этапу в развитии техники изготовлений орудий труда, их совершенствовании, в развитии общественных отношений и освоение территорий.

Палеолит

Дадим дробную периодизацию палеолита:

1) Нижний палеолит: олдувай - ок. 2,4 мил. - 1,5 мил. лет до н.э. Ранний ашель: 1,5 мил. - 400 тыс. до н.э. Средний и поздний ашель: 400 - 130 тыс. до н.э.

Олдувайский период в истории человечества, начавшейся с конца эпохи плейстоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo Habilis - «человек умелый». Он умел примитивно мыслить и творить. Становление человека происходило в тесной связи с развитием социальных форм. Биологической предпосылкой было возрастающая способность к обучению, повышенная степень индивидуализации уровня коммуникаций. Достаточно хорошо организованной помощью и взаимопомощью, доступностью добычи для всех членов, обучение детенышей, путем передачи навыков и опыта, в целом мирные взаимоотношения.

Homo Habilis имели охотничьи стоянки, так называемые «дома-базы» -прототипы древнейших жилищ - скопления костей и каменных орудий, обнесенные каменными блоками. Занятия: охота и собирательство. Разделение труда между мужскими и женскими особями, у самцов преобладала охота и изготовление орудий, а у самок - собирательство. Homo Habilis приносили добычу на стоянку для обеспечения самок и детенышей. Орудия труда были грубо обработанные изделия.

В раннем ашельском периоде на смену Homo Habilis пришёл вид Homo Erectus - «человек прямоходящий». Первый Homo Erectus был открыт голландским антропологом Эженом Дюбуа (1858--1940) на острове Ява (Индонезия), он был назван им питекантропом. Жилища были наземные, из ветвей деревьев, окружались камнями. Пещеры. Занятия: охота и собирательство. Питекантропы охотились не только на мелких животных, но и на крупных животных, например, на слонов, носорогов, саблезубых тигров, медведей, буйволов, верблюдов, лошадей, антилоп, гиен. Умели поддерживать (но, видимо, еще не добывать) огонь. Передвигались с места на место в поисках пищи. Охотились на мелких и крупных животных.

Такая охота была невозможна в одиночку и требовала организации. Начинается использование особой техники обработки камня, которая называется ретушь.

Ретушь - подправка рабочих краев или всей поверхности каменных орудий путем отделения мелких чешуек от поверхности камня с помощью нажатия или легких ударов по заготовке орудия.

Средний и поздний ашельский периоды характеризуется ледниковым похолоданием. Социальная структура усложняется. Происходит переход от первобытного стада к локальной группе. Видимо, уже в этот период возникает род - экзогамная группа кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка по материнской или отцовской линии. Появляется загонная охота. Появляются способы добычи огня, а также его сохранения. В нижнем палеолите основной вид поселения - стоянки. Теперь происходит интенсивное освоение пещер.

Усовершенствуется техника обработки орудий. Возникает леваллуазкая техника - это техника, при которой нуклеус подвергается предварительной обработке для предания отщепу определенной заданной формы и размеров. Нуклеус предварительно обивался со всех сторон от краев к центру. Он имеет черепаховидную форму, одна сторона плоская, другая куполообразная.

К концу периода, ок. 150-130 тыс. лет назад появляется - неандерталец (Homo neanderthalensis). Неандертальцы хоронили своих умерших. Например, погребение в гроте Ля-Шапель-о-Сен во Франции. Трупоположение: скорченное. Сопровождающий инвентарь: орудия труда, в погребение были положены цветы и, возможно, пища (мясо).

2) Средний палеолит (мустье): 130-45 тыс. до н.э.

Мустьерский период - это время жизни неандертальцев, следующий за позднеашельской археологической эпохой. Мустьерская культура совпадала с концом рисс-вюрмского межледниковья и началом вюрмского олединения. Террирория расселения неандертальцев была обширнее, приспособленность их к окружающей среде более активной, чем у людей раннего палеолита.

Значение своеобразных ледниковых природно-климатических условий в истории развития человека чрезвычайно велико. Дело в том,что в мустьерский период развитие человека достигло такого уровня, который позволил в отличие от многочисленных представителей животного мира активно приспособится и устоять перед суровыми условиями природы. В свою очередь новые условия активизировали его сознательную деятельность и позволили сделать следующий значительный шаг по пути прогресса. Изобретение одежды, способа добывания огня и освоение жилищ способствовали расселению человека на новых,ранее неосвоенных территориях. Мустьерские памятники многочисленны и разнообразны: поселения в пещерах и гротах, поселения открытого типа, стоянки типа временных охотничьих лагерей.

Мустьерский период был значительным шагом в развитии производительных сил первобытного общества. Появляется разнообразный по количеству и своим производительным функциям каменный инвентарь.

В жизни общины решающее значение имели коллективные приёмы охоты. Об исключительном значении охоты свидетельствует и огромное количество костей в слоях поселений и сезонных охотничьих лагерей.

Появление погребений несомненно связанно с осмысленным представлением жизни и смерти. Очевидно, это были зачатки тех ложных представлений, на основе которых позже возникли идеи о "душе" и потустороннем мире.

С долговременными поселениями, коллективной трудовой деятельностью, в основе которой лежала охота, и развитие сознания связанно сложение примитивной родовой организации. Длительное сожительство, преодоление животного эгоизма забота не только о своих потребностях, но и потребностях всего коллектива, постоянная взаимосвязь и поддержка несомненно были уже характерны для первых общин неандертальцев.

3) Поздний палеолит (солютре): ок. 45 - 12 тыс. до н.э.

Около 35тыс.лет назад начался новый период в истории человечества, получивший название верхнего, или позднего, палеолита. Это было время сложения человека современного физического типа, новых достижений в технике изготовления орудий труда.

Человек по-прежнему жил в своеобразных условиях ледникового климата, хотя массивы льдов стали значительно меньше по своим размерам. Верхний палеолит был временем распространения мамонтовой фауны. Мамонт был основным объектом охоты. С исчезновением мамонтов совпал коней палеолита.

Техника верхнего палеолита отличается от предшествующей прежде всего новыми, более прогрессивными приёмами изготовления орудий труда из камня. Так же широко распространяются разнообразные костяные изделия: наконечники, гарпуны, массивные ударные орудия типа кайлы, миниатюрные костяные иглы с ушком. Вооруженный разнообразными орудиями, накопивший большой опыт и умение, человек верхнего палеолита расселился по всей не покрытой ледником огромной территории Евразии.

Многие достижения людей эпохи палеолита получили развитие в последующее время. Люди палеолита изобрели близкою по конструкции к современной одежде, прочно освоили жилища, выработали орудия труда, без которых трудно представить дальнейшее развитие человечества.

Живущие в непосредственном общении с природой охотники верхнего палеолита обладали значительными знаниями,конкретными и абстрактными представлениями об окружающем мире. На основе примитивно-материалистического мироощущения возникло яркое и своеобразное палеолитическое искусство. Оно представлено пещерной живописью, скульптурой из кости и камня и гравировка по пластинам из бивня и рога. Неся в себе образы реалистического изображения окружающего мира, произведения подчинены определённому смысловому содержанию. Традиционное изображение животных, причём не всех,а только тех, которые представляли ценность в качестве объекта охоты, видимо связано с зарождением первобытного культа зверя и охотничьей магией, колдовства. Зарождение этого культа было обусловлено значением охоты как главного источника существования людей.

каменный век антропогенез мезолит

Считается первым периодом и первым периодом в истории человечества. Начало раннего палеолита определяется началом использования каменных орудий предками современного человека, представителями вида (человек умелый).

Ранний палеолит начался в конце плиоцена, примерно 2,6-2,5 миллиона лет назад. Тогда предки человека представляли из себя довольно примитивных гоминид, которые уже, при этом, проявляли свою прогрессивность по отношению к другим приматам. В частности, у руки человека умелого сформировалась способность силового захвата, что позволяло предкам человека в те далёкие времена использовать различные орудия - палки, камни и др. Тогда и появилась самая первая культура обработки камня, которая названа Олдувайской, по имени Олдувайской пещеры в Танзании, где впервые были найдены древнейшие каменные инструменты.

Первые каменные орудия были очень примитивными и представляли собой обычные отщепы от каменей, расколотые камни. Homo habilis раскалывали камни, чтобы получить острый край, которым они могли срезать мясо с костей, перебивать сухожилия, прокалывать шкуру животных, также предназначались для колки и рубки. В раннем палеолите насчитывается несколько культур, которые определяют уровень развития человека и уровень развития технологии обработки камня: Олдувайская культура (2,6-1,8 млн лет назад), Ашельская культура (1,7-0,1 млн лет назад), Аббевильская культура (1,5-0,3 млн лет назад), Клектонская культура (0,6-0,4 млн лет назад).

Ранний палеолит занимает практически всю историю эволюции человека из примитивного гоминида к более-менее современным формам человека. Первый период палеолита длился на протяжении 2,5-2,4 миллионов лет, начиная от 2,6,-2,5 миллионов лет назад до 150-100 тысяч лет назад. За это время примитивный гоминид смог эволюционировать в человека прямоходящего () (1,8 млн. лет назад - 24 тыс. лет назад), который уже мог создавать очень сложные изделия из камня - наконечники для стрел и копий, каменные топоры и ножи, рыболовные крючки, украшения и др. Кроме камня, для тех же целей — создания орудий труда и охоты — древний человек эпохи нижнего палеолита использовал дерево и кость.

В период раннего палеолита люди преимущественно вели кочевой образ жизни. Занимались охотой и собирательством. Сельского хозяйства, животноводства в те времена ещё не существовало.

История Каменного Века видео:

Сделать свой дом более удобным и комфортным вам поможет компания «72 балкона». Отделка лоджий в Тюмени от профессионалов своего дела с большим опытом работы. Заходите на сайт, чтобы ознакомиться со всеми услугами и связаться со специалистами.

: раннюю, среднюю и позднюю.

К раннему палеолиту относят такие эпохи: первичная, шелльская и ашельская.

Самые древние памятники культуры обнаружили в пещерах Ле Лазаре, Лялко, Фонде-де-Гом, Нио (на территории современной Франции) и Альтамира (на территории современной Испании).

Орудия шелльской культуры были обнаружены в Африке (долина Верхнего Нила, Тернифин).

Череп Homo heidelbergensis (нижний палеолит), предшественника неандертальца (Homo neanderthalensis). 500-400 тыс. лет до н. э.

Древнейшие остатки человеческой культуры, принадлежащие к рубежу шелльской и ашельской эпох, найдены на территории Кавказа и Украины.

Рубило (нижний палеолит)

Перед великим оледенением человек уже умел охотиться, в частности, на оленей, слонов, носорогов, зубров. Охота добавилась к простому собирательству.

Ашельская эпоха характеризуется некоторой оседлостью охотничьих племен.

Предположительно первый огонь был добыт 300-200 тыс. лет назад.

К раннему палеолиту относят мустьерскую эпоху, которая характеризуется оседлостью неандертальцев в пещерах и изготовлением небольших жилищ из костей мамонтов.

Охотники научились использовать копья, кремневые острия, дубины.

По всей видимости, начали формировать идеологические представления, так как именно в этот период начались захоронения покойников. Некоторые ученые считают, что сюда же можно отнести и зарождение первого родового общества.

Физический облик неандертальца стал постепенно меняться и уже в конце ледникового периода человек превратился в кроманьонца.

Неандертальцы у костра

Поздний палеолит обусловлен суровыми условиями продолжающегося ледникового периода. Были сделаны первые попытки заняться рыболовством, собирательство и охота стали более совершенными.

Изделия из камня делились на две основные группы: собственно оружие для охоты и орудия для труда. К оружию относились дротики, гарпуны, копьеметалки. К орудиям труда: ножи, скребки, инструменты из кремния для обработки дерева и кости.

Археология утверждает, что социальной строй позднего палеолита был основан на родовой общине из 100 человек, 20 из которых были взрослыми. В некоторых местах были обнаружены небольшие жилища круглой формы, в которых, возможно, жили парные семьи.

Пещера Ласко, Дордонь, Франция

Постепенно формируется культ вождя, старейшин, о чем можно судить по украшениям из костей мамонта.

В период позднего (верхнего) палеолита человек освоил территории Европы, Кавказа, Средней Азии, Сибири, Америки.

В уже упомянутых выше пещерах были обнаружены наскальные рисунки. По всей видимости, изображения животных (мамонты, носороги, лошади) делались для проведения магических обрядов с целью поймать удачу на охоте.

Мустьерская эпоха дарит первобытному обществу тотемизм: зарождается культ медведя. Возле палеолитических стоянок часто находят костяные фигурки женщин, которые являлись олицетворением плодовитости, жизненной силы, продолжением человеческого рода. Эти же находки позволяют судить о матриархате как об основном строе. Дети в большинстве знали только матерей, которые могли передавать из поколения в поколение запреты (в частности запрет на кровосмешение), первобытные законы и порядки.

10 тыс. лет до н.э. начал таять ледник, остатки которого до сих пор можно увидеть в горах Скандинавии и Альп. С точки зрения природных особенностей мезолит является переходным периодом от ледниковой эпохи до эпохи современного климата.

Мезолит также известен как среднекаменный век, занимающий нишу между палеолитом и неолитом. Приблизительный срок его существования – 3-4 тысячи лет.

Изменение климатических условий существенным образом сказалось на эволюции человека. Пришлось перестраивать многие формы хозяйства и охоты, так как мамонты к этому моменту уже вымерли.

Захоронение из Thèviec (мезолит)

Человек научился пользоваться древесиной, был создан первый лук и стрелы. Теперь можно было охотиться не только на крупную дичь, но и на птиц.

Собирательство также было изменено, созданы режущие и колющие орудия с деревянными держателями.

Началось первое приручение домашних животных. Собаки стали помогать в охоте, а на выкорм оставляли маленьких поросят.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).

Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.

Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Периодизация

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

Палеолит

Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.

Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».

Живопись Палеолита

Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.


Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.


Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

Пещера Фон-де-Гом. Франция

Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.


Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.


Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.


Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Нио. Франция

Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.


Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.


Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.


Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Ласко

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»

Пещера Ласко. Франция.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).


Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.


Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.

КАПОВА ПЕЩЕРА - на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах - позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов

Скульптура палеолита

Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это - три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.

Рельеф

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).
Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами.


"Венера с кубком". Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.

Скульптура - мобильное искусство.
Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.


«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
Компактная композиция, нет черт лица.


«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
Проработаны черты лица и прическа.

В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на "комбинезоны".
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.

Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

Мезолит

(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками.
С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.
Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
Перемена в области искусства:
главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.


Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных - быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.



Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.

К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.


Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Грот Зараут-Камар
В горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник - грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.

Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.


Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии.
"Что означает слово Шахты, - пишет В.А.Ранов, - я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова "шахт", что значит скала".

В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.



Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

Неолит

(Новокаменный век)с 6 по 2 тыс. до н.э.

Неолит - новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Периодизация . Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9,5 тыс. л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н.э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н.э.: до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Некоторые народы Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный.

Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

Достижения и занятия
1. Новые черты общественной жизни людей:
- Переход от матриархата к патриархату.
- В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
- В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
- Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
- Стали появляться армии и профессиональные воины.
- Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

2. Началось разделение труда, формирование технологий:
- Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.
Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
- В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
развиваются прядение и ткачество.

В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.


Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.


Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.




Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.


«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.


Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты - лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.


На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга...




- Острота и точность рисунка, грация и изящество.
- Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
- Стремительность жестов, движений.

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.


«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.


Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.


Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800-1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Выводы

Наскальная живопись мезолита и неолита
Между ними не всегда можно провести точную грань.
Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
- Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
- Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
- В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
- В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
- Появляются новые сюжеты.
- Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

Достижения

Палеолит
- Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
- Средний Палеолит
> > выход из Африки
- Верхний Палеолит
> > праща

Мезолит
- микролиты, лук, каноэ

Неолит
- Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
- Поздний неолит
> > керамика

Энеолит (Медный век)
- металлургия, лошадь, колесо

Бро́нзовый век

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Мегалитическая архитектура

В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.


Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.



Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Эпоха железа (Железный век)

1 тыс. до н.э.

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.


Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.


Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.



Эпоха железа



Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.


Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.



Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.