Почему бетховена можно назвать сильной личностью. Удивительный характер Бетховена - dem_2011. Бетховен: интересные факты из жизни

«Понятие личности» - Задание «Разбери по буквам». Субъект. Структура индивида: (Ананьев Б.Г.) – свойства человека как индивида: «Личность есть вершинный уровень развития человека. «Психология личности». Индивидуальность отстаивают». Личностью становятся. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность».

«Развитие личности» - Модель структуры личности по К. К. Платонову: Ведущий принцип школьного обучения: Непрерывное развитие всей совокупности качеств личности. Гармонично развитая личность. Развитие личности учащихся общеобразовательной школы. Схема доклада: Уровень темперамента личности. Принципы и формы работы, направленные на развитие личности ребенка.

«Винсент ван Гог» - В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. 1 октября 1864 года ван Гог уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Ван Гог почти не играл с другими детьми. Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей... Винсенту хорошо даются языки - французский, английский, немецкий.

«Биография личности» - Содержание программы по изучению биографического материала. Страницы биографии – знакомство с наиболее яркими, нравственно значимыми для современных учащихся периодами жизни автора. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. 5-6 класс – период «наивного реализма» Интересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды биографии писателя.

«Биография Бетховена» - С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы. В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. О композиторе. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. БЕТХОВЕН Людвиг Ван (1770-1827) - немецкий композитор, пианист, дирижёр. Великий и всегда известный.

«Структура личности» - В.Н.Мясищев. Таким образом, В.Н.Мясищев характеризует единство личности динамикой нервнопсихической реактивности. 3. Фрейд. структура личности 3. Фрейда. К.Г. Юнг (1875-1961). 3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности. 2. «Факторная» стратегия изучения черт личности. Структура личности и подходы к вопросу о сочетании биологического и социального.

БЕТХОВЕН (Beethoven) ЛЮДВИГ ВАН (1770-1827), немецкий композитор, творчество которого признается одной из вершин в истории мирового искусства. Представитель венской классической школы.
«Ты необъятен, словно море,Никто не знал такой судьбы...» С. Нерпе. «Бетховен»

«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий». (Людвиг ван Бетховен)

«...Нельзя не отметить, что склонность к уединению, к одиночеству была врожденным качеством характера Бетховена. Биографы Бетховена рисуют его молчаливым задумчивым ребенком, предпочитающим одиночество обществу сверстников; по их словам, он был способен по целым часам сидеть неподвижно, глядя в одну точку, всецело погруженный в свои думы. В значительной мере влиянию тех же факторов, которыми могут быть объяснены явления псевдоаутизма, могут быть приписаны и те странности характера, которые наблюдались у Бетховена с молодых лет и отмечаются в воспоминаниях всех лиц, знавших Бетховена. Поведение Бетховена носило часто настолько экстраординарный характер, что делало общение с ним крайне затруднительным, почти невозможным и давало повод к ссорам, иногда оканчивавшимся продолжительным прекращением сношений даже с лицами наиболее преданными самому Бетховену, лицами, которых он сам особенно ценил, считая своими наиболее близкими друзьями». (Юрман, 1927, с. 75.)
«Его сумасбродства граничили с умопомешательством. Был рассеянным и непрактичным. Имел сутяжный и беспокойный характер». (Nisbet, 1891,с. 167.)
«Мнительность постоянно поддерживала в нем боязнь наследственного туберкулеза. "К этому присоединяется еще меланхолия, которая является для меня почти таким же большим бедствием, как и сама болезнь..."

Вот как описывает дирижер Зейфрид комнату Бетховена: "...В его доме царит поистине удивительный беспорядок. Книги и ноты разбросаны по углам, так же как и остатки холодной пищи, запечатанные или наполовину осушенные бутылки; на конторке беглый набросок нового квартета, и здесь же остатки завтрака..." Бетховен плохо разбирался в денежных вопросах, часто бывал подозрителен и склонен ни в чем не повинных людей обвинять в обмане. Раздражительность иногда толкала Бетховена на несправедливые поступки». (Альшванг, 1971, с. 44, 245.)

Глухота Бетховена дает нам ключ к пониманию характера композитора: глубокая духовная угнетенность глуховатого, носящегося с мыслью о самоубийстве. Меланхолия, болезненная недоверчивость, раздражительность -это все известные картины болезни для ушного врача». (Фейс, 1911, с. 43.)
«...Бетховен в это время был уже физически подавлен депрессивным настроением, так как его ученик Шиндлер указывал позже на то, что Бетховен своим "Largo e mesto" в такой веселой сонате D-dur (op. 10) хотел отразить мрачное предчувствие приближающейся неизбежной судьбы... Внутренняя борьба со своей судьбой, несомненно, определила и характерные качества Бетховена, это прежде всего растущее недоверие, его болезненная чувствительность и сварливость, было бы неверно все эти отрицательные качества в поведении Бетховена стараться объяснить исключительно нарастающей глухотой, так как многие особенности его характера проявлялись уже в юности. Самая существенная причина его повышенной раздражительности, его сварливости и властности, граничащей с надменностью, заключалась в необычайно интенсивном стиле работы, когда он внешней концентрацией пытался обуздать свои представления и идеи и величайшими усилиями сжимал творческие замыслы. Такой мучительный изнуряющий стиль работы постоянно держал мозг и нервную систему на грани возможного, в состоянии напряжения. Это стремление к лучшему, а иногда и к недостижимому, выражалось и в том, что он безо всякой надобности, задерживал заказанные сочинения, нисколько не заботясь об установленных сроках». Ноймайр, 1997, т. 1, с. 248, 252-253,

«Между 1796 и 1800 гг. глухота начала свою страшную, разрушительную работу. Даже ночью в ушах у него стоял непрерывный шум... Слух постепенно ослабевал». (Роллан, 1954, с. 19.)
«Предполагают, что он вообще не знал женщин, хотя многократно влюблялся, и остался на всю жизнь девственником». (Юрман, 1927, с. 78.)
«Меланхолия, более жестокая, чем все его недуги... К тяжелым страданиям присоединялись огорчения совсем иного порядка. Вегелер рассказывает, что он не помнит Бетховена иначе, как в состоянии страстной влюбленности. Он без конца влюблялся до безумия, без конца предавался мечтам о счастье, затем очень скоро наступало разочарование, и он переживал горькие муки. И вот в этих-то чередованиях - любви, гордости, возмущения - надо искать наиболее плодотворные источники бетховенских вдохновений вплоть до того времени, когда "природная буря его чувства затихает в грустной покорности судьбе"». (Роллан, 1954, с. 15, 22.) «...Временами его снова и снова охватывало глухое отчаяние, пока депрессия не достигла своей высшей точки в мысли о самоубийстве, выраженной в Гейлигенштадтском завещании летом 1802 года. Этот потрясающий документ, как своего рода прощальное письмо обоим братьям, дает возможность понять всю массу его душевных мук...» (Ноймайр, 1997, т. 1, с. 255.)
«Тяжелый психопат». (Nisbet, 1891, с. 56.)
«Он мог от внезапной вспышки гнева бросить стул вслед своей домоправительнице, а однажды в трактире кельнер принес ему не то блюдо, и когда он ответил ему грубым тоном, Бетховен без обиняков вылил тому тарелку на голову...» (Ноймайр, 1997, т 1, с. 297.)
«В течение своей жизни Бетхов перенес много соматических заболеваний. Приведем только их перечень: оспа, ревматизм, порок сердца, стенокардия, подагра с продолжительными головными болями, близорукость, цирроз печени в результате либо алкоголизма, либо сифилиса, т. к.
на вскрытии был обнаружен "сифилитический узел в пораженной циррозом печени"» (Muller, 1939, с. 336.)
Особенности творчества
«С 1816 г., когда глухота стала полной, стиль музыки Бетховена изменился. Впервые это обнаруживается в сонате, ор. 101». (Роллан, 1954, с. 37.)
«Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный, / Брал из себя

этот ряд раздирающих сердце аккордов, /Плач неутешной души над

погибшей великою мыслью, / Рушенье светлых миров в безнадежную бездну

хаоса? / Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,

/ Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья». (Толстой А. К., 1856.)

«Нередко в глубочайшем неглиже становился он к умывальнику, выливал на руки один кувшин за другим, при этом то бормотал, то выл что-то (петь он не мог), не замечая, что стоит уже, как утка в воде, прохаживался затем несколько раз по комнате со страшно вращающимися глазами или совершенно остановившимся взглядом и, по-видимому, бессмысленным лицом, - подходил по временам к письменному столу, чтобы сделать заметки, и потом продолжал умывание с вытьем дальше.

Как ни смешны были всегда эти сцены, но никто не должен был замечать их, еще менее мешать ему в этом мокром вдохновении, потому что это были моменты или, вернее, часы глубочайшего размышления».(Фейс, МП с 54) «По свидетельству его друзей - во время работы "выл" как зверь и метался по комнате, напоминая своим истерзанным видом буйного помешанного». (Грузенберг, 1924, с. 191.)
«Хозяин к ушам прижимает испуганно руки, / Учтивостью жертвуя, лишь бы не резали звуки; / Мальчишка от хохота рот до ушей разевает, - / Бетховен не видит, Бетховен не слышит- играет!» (Шенгели Г. «Бетховен».)

«Именно в произведениях этого периода (1802-1803 гг.), когда особенно сильно прогрессировала его болезнь, наметился переход к новому бетховенскому стилю. Во 2-1 симфонии, в фортепианных сонатах ор. 31, в фортепианных вариациях ор. 35, в "Крейцеровой сонате", в песнях на тексты Геллерта Бетховен обнаруживает небывалую силу драматурга и эмоциональную глубину. Вообще период с 1803 по 1812 г. отличается поразительной творческой продуктивностью... Много прекрасных произведений, которые Бетховен оставил в наследство человечеству, посвящены женщинам и являлись Плодом его страстной, но, чаще всего, безответной любви». (Демьянчук, 2001, Рукопись.)
«Бетховен - прекрасный пример компенсации: проявление здоровой творческой силы в качестве противоположности к собственной болезненности» - (Lange-Eichbaum, Kulih, 1967,с. 330) »

«Ты необъятен, словно море, Никто не зная такой судьбы...»

С. Нерис. «Бетховен»

«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий». (Людвиг ван Бетховен)

Бетховен - прекрасный пример компенсации: проявление здоровой творческой силы в качестве противопо­ложности к собственной болезненнос­ти.

Нередко в глубочайшем неглиже становился он к умывальнику, выливал на руки один кувшин за другим при этом то бормотал, то выл что-то (петь он не мог), не замечая, что стоит уже, как утка в воде, прохаживался затем несколько раз по комнате со страшно вращающимися глазами или совершенно остановившимся взглядом и, по-видимому, бессмысленным лицом,- подходил по временам к письменному столу, чтобы сделать заметки, и потом продолжал умывание с вытьем дальше. Как ни смешны были всегда эти сцены, но никто не должен был замечать их, еще менее мешать ему и этом мокром вдохновении, потому что это были моменты или, вернее, часы глубочайшего размышления.

БЕТХОВЕН (Beethoven) ЛЮДВИГ ВАН (1770-1827) ,
немецкий компози­тор, творчество которого признается одной из вершин в истории широкого искусства.

Представитель венской классической школы.

Нельзя не отметить, что склонность к уединению, к одиночеству была врожденным качеством характера Бетховена. Биографы Бетховена рисуют его молчаливым задумчивым ребенком, предпочитающим одиночество обществу сверстников; по их словам, он бы способен по целым часам сидеть неподвижно, глядя в одну точку, всецело погруженный в свои думы. в значительной мере влиянию тех же факторов, которыми могут быть объяснены явления псевдоаутизма, могут быть приписаны и те странности характера, которые наблюдались у Бетховена с молодых лет и отмечаются в воспоминаниях всех лиц, знавших Бетховена. Поведение Бетховена носило часто настолько экстраординарный характер, что делало общение с ним крайне затруднительным, почти невозможным и давало повод к ссорам, иногда оканчивавшимися продолжительным прекращением сношений даже с лицами наиболее преданными самому Бетховену, лицами, которых он сам особенно ценил, считая своими близкими друзьями.

Мнительность постоянно поддер­живала в нем боязнь наследственного туберкулеза. К этому присоединяется ещё меланхолия, которая является для меня почти таким же большим бедствием, как и сама болезнь... Вот как описывает дирижер Зейфрид комнату Бетховена: "...В его доме царит поистине удивительный беспорядок. Книги и ноты разбросаны по углам, так же как и остатки холодной пищи, запечатанные и наполовину осушенные бутылки; на конторке беглый набросок нового квартета, и здесь же остатки завтра- ка..." Бетховен плохо разбирался в денежных вопросах, часто бывал подозрителен и склонен ни в чем не повинных людей обвинять в обмане. Раздражительность иногда толкала Бетховена на несправедливые поступки.

Между 1796 и 1800 гг. глухота на­чала свою страшную, разрушительную работу. Даже ночью в ушах у него сто­ял непрерывный шум... Слух постепен­но ослабевал.

С 1816 г., когда глухота стала полной, стиль музыки Бетховена изменился. Впервые это обнаруживается в сонате, ор. 101.

Глухота Бетховена дает нам ключ к пониманию характера композитора: глубокая духовная угнетенность глухо­ватого, носящегося с мыслью о самоубийстве. Меланхолия, болезненная недоверчивость, раздражительность - это все известные картины болезни для ушного врача».

Бетховен в это время был уже физически подавлен депрессив­ным настроением, так как его ученик Шиндлер указывал позже на то, что Бетховен своим “ Largo emesto” в такой веселой сонате D-d (ор. 10) хотел от­разить мрачное предчувствие прибли­жающейся неизбежной судьбы... Внут­ренняя борьба со своей судьбой, несом­ненно, определила и характерные качества Бетховена, это, прежде всего растущее недоверие, его болезненная чувствительность и сварливость. Но было бы неверно все эти отрицательные качества в поведении Бетховена ста­раться объяснить исключительно нара­стающей глухотой, так как многие осо­бенности его характера проявлялись уже в юности. Самая существенная причина его повышенной раздражи­тельности, его сварливости и властнос­ти, граничащей с надменностью, зак­лючалась в необычайно интенсивном стиле работы, когда он внешней кон­центрацией пытался обуздать свои представления и идеи и величайшими усилиями сжимал творческие замыслы. Такой мучительный изнуряющий стиль работы постоянно держал мозг и не­рвную систему на грани возможного, в состоянии напряжения. Это стремление к лучшему, а иногда и к недостижимо­му, выражалось и в том, что он часто, безо всякой надобности, задерживал за­казанные сочинения, нисколько не заботясь об установленных сроках.

Алкогольная наследственность про­является по отцовской линии - жена деда была пьяницей, причем пристрас­тие к алкоголю у ней было так сильно выражено, что, в конце концов, дед Бет­ховена вынужден был с нею расстать­ся и поместить ее в монастырь. Из всех детей этой четы остался в живых толь­ко сын Иоганн, отец Бетховена... ум­ственно ограниченный и слабый волею человек, унаследовавший от матери порок, или, вернее, болезнь пьянства... Детство Бетховена протекало в крайне неблагоприятных условиях. Отец, не­исправимый алкоголик, обращался со своим сыном крайне сурово: грубыми насильственными мерами, битьём понуждая его обучаться музыкальному искусству. Возвращаясь ночью домой в пьяном виде со своими приятелями - собутыльниками, он подымал с кровати уже спящего маленького Бетховена и заставлял его упражняться в музыке. Все это, в связи с материальной нуждой, которую испытывала семья Бетховена вследствие алкоголизма главы её, несомненно должно было сильно отразиться на впечатлительной натуре Бетховена, закладывая уже в самом раннем детстве основы тех странностей характера, которые так резко проявляли Бетховена в течение его последующей жизни.

Он мог от внезапной вспышки гне­ва бросить стул вслед своей домоправительнице, а однажды в трактире кель­нер принес ему не то блюдо, и когда он ответил ему грубым тоном, Бетховен без обиняков вылил тому тарелку на голо­ву...

В течение своей жизни Бетховен перенес много соматических заболеваний. Приведем только их перечень: оспа, ревматизм, порок сердца, стенокардия, подагра с продолжительными головными болями, близорукость, цирроз печени в результате либо алкоголизма, либо сифилиса, т. к. на вскрытии был обнаружен “сифилитический узел в в пораженной циррозом печени"


Меланхолия, более жестокая, чем все его недуги... К тяжелым страдани­ям присоединялись огорчения совсем иного порядка. Вегелер рассказывает, что он не помнит Бетховена иначе, как в состоянии страстной влюбленности. Он без конца влюблялся до безумия, без конца предавался мечтам о счастье, за­тем очень скоро наступало разочарова­ние, и он переживал горькие муки. И вот в этих-то чередованиях - любви, гордости, возмущения - надо искать наиболее плодотворные источники бетховенских вдохновении вплоть до того времени, когда природная буря его чувства затихает в грустной покорнос­ти судьбе. Предполагают, что он вообще не знал женщин, хотя многократно влюб­лялся, и остался на всю жизнь девствен­ником.

Временами его снова и снова ох­ватывало глухое отчаяние, пока депрес­сия не достигла своей высшей точки в мысли о самоубийстве, выраженной в Гейлигенштадтском завещании летом 1802 года. Этот потрясающий документ, как своего рода прощальное письмо обоим братьям, дает возможность по­нять всю массу его душевных мук...

Именно в произведениях этого пе­риода (1802-1803 гг.), когда особенно сильно прогрессировала его болезнь, наметился переход к новому бетховенскому стилю. Во 2-1 симфонии, в фор­тепианных сонатах ор. 31, в форте­пианных вариациях ор. 35, в “Крейцероной сонате”, в песнях на тексты Геллерта Бетховен обнаруживает небывалую силу драматурга и эмоциональ­ную глубину. Вообще период с 1803 по 1812 г. отличается поразительной твор­ческой продуктивностью... Много пре­красных произведений, которые Бетховен оставил в наследство человечеству, посвящены женщинами и являлись плодом его страстной, но, чаще всего, безответной любви.

В характере и поведении Бетховена очень много черт, которые приближают его к груп­пе больных, обозначаемой как «импульсивный тип эмоционально неустойчивого расстрой­ства личности». У композитора можно обна­ружить практически все основные критерии этого психического заболевания. Первый - отчетливая тенденция к неожиданным по­ступкам без учета их последствий. Вто­рой - тенденция к ссорам и конфликтам, усиливающаяся при воспрепятствовании им­пульсивным действиям или порицании их. Третий - склонность к вспышкам ярости и насилия с неспособностью контролировать эксплозивное побуждение. Четвертый -ла­бильное и непредсказуемое настроение.

Глухой композитор Людвиг Ван Бетховен во время написания «Торжественной мессы»

Фрагмент портрета кисти Карла Джозефа Штилера, 1820 год

Источник: wikimedia

Историк СЕРГЕЙ ЦВЕТКОВ — о гордеце Бетховене:

Почему великому композитору было проще написать симфонию, чем научиться говорить «спасибо»,

и как он становился ярым мизантропом, но при этом обожал своих друзей, племянника и маму.

Людвиг ван Бетховен с юности привык вести аскетический образ жизни.

Вставал в пять-шесть утра.

Умывался, завтракал крутыми яйцами с вином, пил кофе, варить который надлежало обязательно

из шестидесяти зерен.

В течение дня маэстро давал уроки, концерты, изучал творчество Моцарта, Гайдна и —

работал, работал, работал...

Принявшись за музыкальные композиции, он до такой степени становился нечувствительным к голоду,

что бранил слуг, когда те приносили ему кушанья.

Говорили, что он постоянно ходил небритым, считая, что бритье препятствует творческому вдохновению.

А перед тем как садиться за написание музыки, композитор выливал себе на голову ведро холодной воды:

это, по его мнению, должно было стимулировать работу мозга.

Один из ближайших друзей Бетховена Вегелер свидетельствует,

что Бетховен «всегда бывал в кого-нибудь влюблен и большей частью в сильной степени»,

и даже что он редко видел Бетховена иначе, как в состоянии возбуждения,

часто доходившего до пароксизма. В

прочем, это возбуждение почти не сказывалось на поведении и привычках композитора.

Шиндлер, тоже близкий друг Бетховена, уверяет:

«он прожил всю жизнь с девственной стыдливостью, не допустив ни малейшего приближения слабости».

Даже намёк на непристойность в разговорах внушал ему отвращение Бетховен заботился о друзьях,

был очень нежен с племянником и питал глубокие чувства к матери.

Единственное, чего ему не доставало — это смирения.

О том, что Бетховен — гордец, говорят все его привычки,

в большинстве своем обусловленные нездоровым характером.

Его пример свидетельствует, что проще написать симфонию, чем научиться говорить «спасибо».

Да, он часто говорил любезности (к чему обязывал век), но еще чаще — грубости и колкости.

Вспыхивал по любому пустяку, давал гневу полную волю, был до крайности подозрителен.

Его воображаемые враги были многочисленны:

он ненавидел итальянскую музыку, австрийское правительство и квартиры,

выходящие окнами на северную сторону.

Прислушаемся, как он бранится:

«Я не могу постигнуть, как только терпит правительство эту отвратительную, постыдную дымовую трубу!»

Обнаружив ошибку в нумерации своих сочинений, он взрывался:

«Что за мерзкое мошенничество!»

Забравшись в какой-нибудь венский погребок, он устраивался за отдельным столиком,

закуривал свою длинную трубку, приказывал подать себе газеты, копченых селедок и пиво.

Но если случайный сосед ему не нравился, он, ворча, убегал.

Однажды в минуту ярости маэстро попытался сломать стул об голову князя Лихновского.

Сам Господь Бог, с точки зрения Бетховена, всячески мешал ему, посылая то материальные проблемы,

то недуги, то нелюбящих женщин, то клеветников, то плохие инструменты и плохих музыкантов и т. д.

Конечно, многое можно списать на его болезни, которые предрасполагали к мизантропии —

глухота, сильная близорукость.

Глухота Бетховена, по словам доктора Маража, представляла ту особенность,

что «она отделяла его от внешнего мира, то есть от всего,

что могло бы повлиять на его музыкальную продукцию...»

(«Отчеты о заседаниях Академии Наук», том 186).

Доктор Андреас Игнац Ваврух, профессор венской хирургической клиники, указывал,

что для возбуждения слабеющего аппетита Бетховен на тридцатом году жизни стал злоупотреблять

спиртными напитками, пить много пунша.

«Это явилось, — писал он, — тем изменением в образе жизни, которое и привело его на край могилы»

(Бетховен умер от цирроза печени).

Однако гордость не давала Бетховену покоя еще в большей степени, чем его недомогания.

Следствием повышенного самомнения были частые переезды с квартиры на квартиру,

недовольство хозяевами домов, соседями, ссоры с коллегами-исполнителями,

с директорами театров, с издателями, с публикой.

Доходило до того, что он мог вылить на голову кухарке не понравившийся ему суп.

И как знать, сколько великолепных мелодий не родилось в голове Бетховена

из-за дурного расположения духа?

Л.Бетховен. Аллегро с огнем (Симфония № 5)

Использованы материалы:

Колунов К. В. «Бог в трех действиях»;

Стрельников Н. «Бетховен. Опыт характеристики»;

Эррио Э. «Жизнь Бетховена

Лю́двиг ван Бетхо́вен (нем. Ludwig van Beethoven, 16 декабря 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, эрцгерцогство Австрия) — немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы».

Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён 17 декабря 1770 года в Бонне, в католической церкви Святого Ремигия .

Его отец, Иоганн Бетховен (1740—1792), был певцом, тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748—1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Они поженились в 1767 году.
Дед, Людвиг (1712—1773), служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка «ван» перед фамилией.

Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.

В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.
После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался: " Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи".

Среди любимых писателей Бетховена — древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.
В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».
В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул: " Он всех заставит говорить о себе!"

Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта.

В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Один из профессоров университета издаёт сборник стихов, воспевающих революцию. Бетховен подписывается на него. Тогда же он сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул ».

Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн. Он с одобрением отзывался о композиторских опытах Бетховена. Юноша решает ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного композитора, так как, вернувшись из Англии, Гайдн становится ещё известнее. Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн.

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым.

Однажды Гайдн написал Бетховену: " Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам".

Вскоре Гайдн уехал в Индию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника — Антонио Сальери.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей.

Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.
Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 «Патетической» (название дано самим композитором), № 13 и № 14. Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («в духе фантазии»). Сонату № 14 поэт Л.Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось за всем произведением.

Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.

В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского. Лихновский очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущённый композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же — только один!»

Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат: " Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды".

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием.

Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству: " Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным".
В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.
Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями».

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».

В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.

Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения: «Тише! Осторожно, здесь шпион!» И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!»
Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть.

Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок» и «Эврианта».

Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером: " Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного".

***
Бетховен начал давать уроки музыки ещё в Бонне. Его боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым преданным другом композитора. Брейнинг помог Бетховену в переделке либретто «Фиделио». В Вене ученицей Бетховена стала юная графиня Джульетта Гвиччарди.

Джульетта была родственницей Брунсвиков, в семье которых композитор бывал особенно часто. Бетховен увлёкся своей ученицей и даже думал о женитьбе. Лето 1801 года он провёл в Венгрии, в имении Брунсвиков. По одной из гипотез, именно там была сочинена «Лунная соната». Композитор посвятил её Джульетте. Однако Джульетта предпочла ему графа Галленберга, посчитав именно его талантливым композитором. О сочинениях графа критики писали, что в них можно точно указать, из какого произведения Моцарта или Керубини заимствована та или другая мелодия.

Ученицей Бетховена была и Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальной одарённостью — прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала.
Познакомившись с известным швейцарским педагогом Песталоцци, она решила посвятить себя воспитанию детей. В Венгрии Тереза открыла благотворительные детские сады для детей бедняков. До самой смерти (Тереза умерла в 1861 году в преклонном возрасте) она осталась верна избранному делу. Бетховена связывала с Терезой длительная дружба. После смерти композитора было найдено большое письмо, которое получило название «Письмо к бессмертной возлюбленной». Адресат письма неизвестен, но некоторые исследователи считают «бессмертной возлюбленной» Терезу Брунсвик.

Ученицей Бетховена была и Доротея Эртман, одна из лучших пианисток Германии. Один из современников так отзывался о ней:
Высокая, статная фигура и прекрасное, полное одушевления лицо, вызвали во мне… напряжённое ожидание, и все-таки я был потрясён, как никогда, её исполнением бетховенской сонаты. Я ещё никогда не встречал соединения такой силы с проникновенной нежностью — даже у величайших виртуозов.
Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребёнок, Бетховен долго играл ей.

В конце 1801 года в Вену приехал Фердинанд Рис. Фердинанд был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное адажио. Музыка так понравилась юноше, что он запомнил её наизусть. Зайдя к князю Лихновскому, Рис сыграл пьесу. Князь выучил начало и, придя к композитору, сказал, что хочет сыграть ему своё сочинение. Бетховен, мало церемонившийся с князьями, категорически отказался слушать. Но Лихновский все-таки заиграл. Бетховен сразу догадался о проделке Риса и страшно рассердился. Он запретил ученику слушать свои новые сочинения и действительно никогда больше ему ничего не играл. Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика. Он лишь сказал ему: " Видите, милый Рис, каковы эти большие знатоки. Дай им только имя их любимца, и больше им ничего не нужно!"

Однажды Рису довелось услышать новое создание Бетховена. Как-то на прогулке они заблудились и вернулись домой к вечеру. По пути Бетховен рычал бурную мелодию. Придя домой, он сразу сел за инструмент и, увлечённый, совсем забыл о присутствии ученика. Так родился финал «Аппассионаты».

В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься и Карл Черни. Карл был, пожалуй, единственным ребёнком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с тёмным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо.

Черни прозанимался у Бетховена пять лет, после чего композитор выдал ему документ, в котором отмечал «исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память». Память у Черни действительно была поразительной: он знал наизусть все фортепианные сочинения учителя.

Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Среди его учеников был Теодор Лешетицкий, которого можно назвать одним из основателей русской фортепианной школы. С 1858 года Лешетицкий жил в Петербурге, а с 1862 по 1878 год преподавал в только что открытой консерватории. Здесь у него учились А. Н. Есипова, впоследствии профессор той же консерватории, В. И. Сафонов, профессор и директор Московской консерватории, С. М. Майкапар.

В 1822 году к Черни пришли отец с мальчиком, приехавшие из венгерского местечка Доборьян. Мальчик не имел понятия ни о правильной посадке, ни об аппликатуре, но опытный педагог сразу понял, что перед ним необыкновенный, одарённый, может быть, гениальный ребёнок. Звали мальчика Ференц Лист. Лист прозанимался у Черни полтора года. Успехи его были столь велики, что учитель разрешил ему выступать перед публикой. На концерте присутствовал Бетховен. Он угадал одарённость мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память об этом поцелуе.

Не Рис, не Черни, а Лист унаследовал бетховенскую манеру игры. Подобно Бетховену, Лист трактует рояль как оркестр. Во время гастролей по Европе он пропагандировал творчество Бетховена, исполняя не только его фортепианные произведения, но и симфонии, которые он адаптировал для рояля. В те времена музыка Бетховена, особенно симфоническая, была ещё неизвестна широкой аудитории. В 1839 году Лист приехал в Бонн. Здесь уже несколько лет собирались поставить памятник композитору, но дело продвигалось медленно.

Какой позор для всех! — писал возмущённый Лист Берлиозу. — Какая боль для нас! … Недопустимо, чтобы на эту еле сколоченную скаредную милостыню был построен памятник нашему Бетховену. Этого не должно быть! Этого не будет!
Лист восполнил недостающую сумму выручкой от своих концертов. Только благодаря этим усилиям памятник композитору был поставлен.

29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача.

Основные произведения

9 симфоний

Ряд увертюр («Эгмонт», «Кориолан», «Леонора» и др.)

Опера «Фиделио»

5 фортепианных концертов и 1 скрипичный

16 струнных квартетов

32 фортепианных сонаты (в т.ч. знаменитые «Патетическая», «Лунная», «Аврора». «Аппассионата» и др.)

10 скрипичных сонат (в т.ч. «Крейцерова»)

Высказывания Бетховена

    Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи.

    Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.

    Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.

    Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.

    Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.

    Для человека с талантом- и любовью к труду не существует преград.

    Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

    Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям.

    Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия.

    Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжета.

    Великий поэт является наибольшей драгоценной драгоценностью нации.

    Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи? Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот.

    Для того, чтобы создать что-то по настоящему прекрасное, я готов нарушить любое правило.

    Искусство! Кто постиг его? С кем можно консультироваться относительно этой великой Богини?

    Как прекрасно было бы прожить тысячу жизней.

    Лишь истинно правдивое неколебимо, как скала.

    Музыка - народная потребность.

    Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия.

    Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии.

    Музыка должна высечь огонь от сердца мужчины, и возбудить слезы на глазах женщины.

    Музыкант тоже поэт; пара глаз может его внезапно перенести в лучший мир, где музы могут шутя внушить ему великие творения.

Интересные факты из жизни Бетховена

    Однажды Бетховен и Гёте, гуляя, встретили императрицу в окружении свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.

    Бетховен не умел умножать.

    Каждый раз, прежде чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки, Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Этот прием настолько вошёл у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни.

    Некоторое время Бетховен учился у австрийского композитора и музыкального теоретика Иоганна Альбрехтсбергера, автора отличного учебника по композиции. Своим упрямством Бетховен бесконечно раздражал учителя, так что тот однажды сказал:"Этот тупица ничему не научился и ничему никогда не научится!"

    Бетховен всегда варил кофе из 64-х зёрен.

Бетховен. Симфония №5

Бетховен. Мелодия слез

Бетховен . Воздух