Продолжительность литургии. Новое приглашение диаконов к достойному стоянию. История возникновения божественной литургии

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
Обзор

Краткое введение в Божественную Литургию, оглавление, обзор и объяснение главных моментов службы. В примечании дается учебник и как и где можно изучить богослужение более подробно.

Введение
Литургия является главным богослужением Православной Церкви. Она служится утром, в день праздника: в воскресенье или в какой-нибудь другой праздник. Литургии всегда предшествует служба вечером которая называется Всенощной.

Древние христиане собирались, читали и пели молитвы и псалмы, читали Св.Писание, совершали священные действия и принимали Св.Причастие. Сперва Литургия совершалась на память. Из за этого в разных церквах была разница в чтении молитв. В четвертом веке Литургия была изложена письменно Св.Василием Великим, а потом Св.Иоанном Златоустом. В основу этой Литургии была положена Литургия Св.апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского. Литургия Св.Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме 10 дней в году, в которые совершается Литургия Василия Великого.

1000 лет тому назад, когда посланники князя Владимира были в православной церкви в Византии, то потом они рассказывали, что они не знали где они находятся, на небе или на земле. Так этих язычников поразила красота и великолепие богослужения. Действительно, православное богослужение отличается своей красотой, богатством и глубиной. Существует мнение, что русский человек учился Закону Божию и христианской жизни, не по учебникам катихизиса а по молитвам и богослужениям -- так как они содержат все богословские науки, а также читая жития святых.

Св. Праведный Иоанн Кронштадтский писал много о Литургии. Вот его слова: «Входя в церковь, .. вы входите как бы в особенный какой то мир, непохожий на видимый... В мире вы видите и слышите все земное, преходящее, хрупкое, тленное, грешное... В храме вы видите и слышите небесное, непроходящее, вечное, святое». («Небо на земле, учение Св. Прав. Иоанна Кронштадтскаго о Божественной Литургии, составленное по творениям его Архиепископом Вениамином, стр. 70).

1. Содержание Литургии
Литургия состоит из трех частей: (1) Проскомидии, (2) Литургии оглашенных и (3) Литургии верных. Оглашенные это те которые готовятся креститься, а верные это уже крещенные христиане. Внизу следует оглавление Литургии, а потом идет обзор и объяснение главных моментов.

    1 - Проскомидия.

    2 - Литургия оглашенных: (201) Начинательные возгласы; (202) Великая Ектинья; (203) Псалом 102; (204) Малая Ектинья; (205) Псалом 145; (206) Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий»; (207) Малая Ектинья; (208) Пение Евангельских Блаженств; (209) Малый Вход с Евангелием; (210) Пение «Придите поклонимся»; (211) Пение Тропаря и Кондака; (212) Возглас диакона: «Господи спаси благочестивый»; (213) Пение «Трисвятого»; (214) Пение «Прокимна»; (215) Чтение Апостола; (216) Чтение Св.Евангелия; (217) Сугубая Ектинья; (218) Молитва о Спасении России; (219) Ектинья за усопших; (220) Ектинья за оглашенных; (221) Ектинья с повелением оглашенным оставить храм.
    3 - Литургия верных: (301) Сокращенная Великая Ектенья; (302) Херувимская песнь (1-я часть); (303) Великий вход и перенос Св.Даров; (304) Херувимская песнь (2-я часть); (305) Просительная Ектенья (1-я); (306) Внушение диаконом мира, любви и единомыслия; (307) Пение Символа веры; (308) «Станем добре»; (309) Евхаристическая молитва; (310) Освящение Св.Даров; (311) «Достойно есть»; (312) Поминовение живых и умерших; (313) Внушение священником мира, любви и единомыслия; (314) Просительная Ектинья (2-я); (315) Пение «Отче Наш»; (316) Возношение Св.Даров; (317) Причащение Священнослужителей; (318) Причащение мирян; (319) Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Видихом свет истинный»; (320) «Да исполнятся уста наши»; (321) Благодарственная Ектинья за причащение; (322) Заамвонная молитва; (323) «Буди имя Господне» и 33-й Псалом; (324) Последнее благословение священника.

2. Краткий обзор и объяснение главных моментов
Проскомидия: (100) это первая часть Литургии. Во время Проскомидии, священник приготавливает хлеб и вино для таинства Причастия. В это же самое время чтец читает две короткие службы по названию «3-й час» и «6-й час». Они состоят главным образом из чтения псалмов и молитв. Хора нет. Это мало известная первая часть Литургии.

Начало с хором: (201) «Литургия оглашенных» (вторая часть Литургии) начинается когда дьякон стоя перед царскими вратами восклицает Благослови, владыко!» Священник, в алтаре, отвечает «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». На что хор отвечает «Аминь». Так начинается Литургия или более точно вторая часть Литургии (Литургия оглашенных).

Ектиньи: (202) Ектенья это особенная пространная молитва Богу о наших нуждах, которая состоит из многих коротких молений. Дьякон или священник произносит короткие моления в конце которых слова «Господу помолимся» или «у Господа просим», а хор отвечает «Господи помилуй» или «подай Господи». Отличительная часть не только Литургии, но и других церковных служб, это большое количество молений которые называются Ектиньи. Ектеньи бывают: великая, малая, сугубая, просительная, Ектинья оглашенных и т.п. В Литургии оглашенных есть 7 Ектений (202, 204, 207, 217, 219, 220, 221), а в Литургии верных 4 (301, 305, 314, 321).

Сразу после начальных возгласов следует, Великая (Мирная) Ектинья которая начинается возгласом дьякона «Миром Господу помолимся», и ответом хора «Господи, помилуй».

Псалмы 102 и 145: (2.3,5) Псалмы 102 и 145 поются хором. Они называются «изобразительными» потому что они изображают и описывают Господа Бога. В 102-ом псалме говорится что Господь очищает наши грехи, исцеляет наши болезни, и что Он щедрый, милостивый и терпеливый. Он начинается словами: «Благослови, душе моя, Господа,...». В 145-ом псалме говорится что Господь создал небо, землю, море и все что находится в них и хранит все законы вечно, что Он обиженных защищает, голодных кормит, заточенных освобождает, любит праведных, оберегает путешественников, защищает сирот и вдов, и грешных исправляет. Этот псалом начинается словами: «Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь...».

Малый вход: (208, 209) Хор поет Заповеди блаженства («Блажени нищие духом, ...»). Христианское учение о жизни находится в «Десяти заповедях» и в «Заповедях блаженства». Первые, Господь Бог дал Моисею для иудеев, около 3250 лет тому назад (1250 до Р.Хр.). Вторые, Иисус Христос дал в Его знаменитой «Нагорной проповеди» (Мат.5-7), почти 2000 лет тому назад. Десять заповедей были даны в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. «Заповеди блаженства» были даны христианам, которые были уже на более высоком духовном развитии. Они показывают какие душевные расположения нужно иметь, для того чтобы приблизиться, в своих качествах, к Богу и обретать святость, которая есть высшее счастье.

Во время пения «Заповедей блаженства», открываются царские врата, священник берет с престола Св. Евангелие, передает его дьякону и вместе с ним выходит из алтаря через северные двери и становится перед царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники со свечами и становятся за амвоном, лицом к священнику. Свеча перед Св. Евангелием означает что Евангельское учение есть благодатный свет для людей. Этот выход называется «Малый вход» и напоминает молящимся проповедь Иисуса Христа.

Тропарь и кондак: (211) Тропарь и кондак это краткие молитвенные песни посвященные празднику или святому. Тропари и кондаки бывают воскресные, праздничные или в честь святого. Их исполняет хор.

Чтение Апостола и Св.Евангелия: (214, 215, 216) До чтения Апостола и Евангелия дьякон говорит «Прокимен». Прокимен это стих который произносит или чтец или дьякон и который повторяется хором, перед чтением Апостола и Евангелия. Обыкновенно прокимен берется из Св.Писания (Библии) и он вкратце выражает смысл последующего чтения или службы.

Священное Писание делится на Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет описывает происшествия до рождения Иисуса Христа, а Новый после Его рождения. Новый Завет делится на «Евангелие» и «Апостол». «Евангелие» описывает происшествия от рождения Иисуса Христа до сошествия Св.Духа на апостолов. Эти события описали четыре евангелиста; одни и те же события, но каждый по своему. Таким образом есть Евангелие от свв.апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. События после сошествия Св.Духа на апостолов описаны разными апостолами в «Апостоле».

На каждый день в году положено читать небольшой отрывок из «Апостола» и из «Евангелия». Существуют специальные таблицы по которым следует исполнять эти чтения. Когда бывают два праздника в один день, скажем воскресенье и еще какой-нибудь праздник, то бывает два чтения; одно для воскресенья, а другое для праздника.

Итак, из «Апостола» читается отрывок который положен на этот день -- читается в середине церкви. Обыкновенно читает чтец, но может читать и любой другой боголюбивый христианин; мужчина или женщина. Во время чтения бывает каждение. Оно изображает радостное, подобно благоуханию, распространение христианской проповеди.

После чтения «Апостола» читается «Евангелие», то есть отрывок из «Евангелия». Читает дьякон, а если его нет то священник.

Какой отрывок из «Апостола» и «Евангелия» положено читать на какой день обыкновенно можно найти в православных календарях. Хорошо узнать какие будут чтения на Литургии и заранее их прочесть из Св.Писания.

Молитва о спасении России: (218) Во всех церквах Русской Православной Церкви Заграницей, эта молитва читается священником в алтаре с 1921 г., уже свыше 70 лет. Эта молитва является прекрасным примером христианской любви. Нас учат не только любить свою семью и родственников, но и всех людей включая наших врагов. В ней находятся следующие трогательные слова: «помяни всех врагов наших, ненавидящих и обидящих нас...», «Страждущую землю русскую от лютых безбожник и власти их свободи...» и «Подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое примирение людем Твоим...».

«Иже Херувими» и великий вход: (302, 303, 304) Литургия оглашенных начинается незаметно ектиньей (301). Сразу после ектиньи, это приблизительно в середине службы (в начале 3-й части) хор поет «Иже херувими...» и совершается Великий вход. После первой части Херувимской песни, священник и дьякон выходят со Св.Дарами из алтаря через северные двери и становятся перед царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники с подсвечниками и становятся за амвоном, лицом к священнику. Священник и дьякон молитвенно поминают: Церковное правление, гражданскую власть, страждущую страну русскую, духовенство, всех гонимых за веру православную, приход и всех православных христиан. После этого священник с дьяконом возвращаются в алтарь через царские врата, а прислужники через южные двери, а хор поет вторую часть Херувимской песни.

Символ веры: (307) Символ веры это самое короткое определение православной христианской веры. Он состоит из 12-ти частей (членов). Символ веры был утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских соборах (325 и 381 годах). Неизмененный Символ веры остался только у Православных Христиан - Западные Христиане изменили 8-ой член. Символ веры исполняется хором и каждый член отмечается ударом в колокол. В некоторых церквах, все молящиеся поют его вместе с хором. Перед пением Символа, дьякон восклицает «Двери, двери, премудростию вонмем». В наше время это означает что мы должны закрыть наши «сердечные двери» от всего постороннего и приготовиться услышать «премудрое слово». Символ веры начинается словами: «Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...».

Освящение Св.Даров: (309, 310) Самая священная часть Литургии, освящение Св.Даров, начинается с Евхаристической молитвы, когда хор поет «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу...». В это время звонят в колокол 12 раз чтобы обозначить начало освящения. Потом священник восклицает «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Хор отвечает «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». В тоже самое время священник читает про себя молитвы и тогда происходит освящение Св.Даров.

Отче наш: (315) В Своей «Нагорной проповеди» (Мат. 5-7) Иисус Христос объяснил как нужно молиться Богу, сказав первый раз молитву «Отче Наш» (Мат. 6:9-13). Эта молитва самая известная и самая любимая всеми христианами. С того времени она повторялась миллионами верующих в течение всей их жизни, в течение почти 2000 лет. В учебниках Закона Божия она разбирается как образец христианской молитвы.

Причащение: (317, 318) Один из самых основных моментов в православной вере, это что нужно жить по добру и не грешить. Кроме того, нужно заниматься духовным самовоспитанием, изгонять из себя злые, греховные мысли, слова и дела; то есть постепенно исправлять себя и становиться лучше, добрее, более честным, и т.п. Перед большими праздниками православный христианин поститься. Во время поста он старается удалиться от всего греховного и приблизиться ко всему доброму и хорошему. Это настроение поддерживается телесным постом; удалением от мясной и вообще животной пищи, а также и ограничением себя в пище. Обыкновенно во время поста исповедоваются и причащаются. Пост, исповедь и причастие называются общим словом «говение» и являются духовным очищением. Православный христианин говеет несколько раз в году: перед большими праздниками, перед Днем Ангела и по другим знаменательным дням.

Когда хор поет «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» священник причащается. После причащения священника открываются царские врата для причащения мирян. Священник читает молитву перед причастием и причащающиеся подходят к Чаше и принимают причастие, а хор поет: «Тело Христово примите...». После причастия, родственники и друзья поздравляют принявшего причастие со словами «Поздравляю с причастием».

Заамвонная молитва: (322) Священник выходит из алтаря и, сойдя с амвона туда, где стоят молящиеся, читает «Заамвонную» молитву. В ней сокращение всех ектиньей, которые читались во время Божественной Литургии. Молитва начинается со словами «Благословляяй благословящыя Тя, Господи...».

Конец: (324) Перед самым концом Литургии бывает проповедь, обыкновенно на тему прочтенного отрывка из Евангелия (216). Потом следуют последний возглас священника «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш...» и хор поет многолетие «Преосвященное епископство.........Господи, сохрани на многая лета». Священник выходит с крестом в руках. Если есть объявления не духовного характера то священник говорит на этом месте. Например если кто желает вступить в брак, или будет специальный сбор средств на какую нибудь благотворительную цель, или может быть какая нибудь церковная организация устраивает обед и т.п. После этого молящиеся подходят к кресту, крестятся, целуют крест и руку священнику и берут или получают просфору от священника.

    2/15 января 1994 г.
    Предпразднство Просвещения.
    Преподобного Серафима Саровского

Примечания
[П1] Если вы хотите лучше понять и изучить Божественную Литургию, то можете обратиться к автору этого духовного листка. В нашeм храме, на клиросе, есть папка (8.5х11дюймов), с полным текстом Божественной Литургии с правой стороны и объяснениями с левой. Во второй части этой папки, с правой стороны русский текст, а с левой английский. Во время богослужения можно стоять на клиросе и следить за службой по этому тексту. В нашем листке, номера в скопках относятся к этому полному тексту.
[П2] Во многих «Молитвословах» есть почти полный текст Божественной Литургии.
[П3] Наилучший учебник -- Священникa Н.Р.Антоновa. .

Литература на наших эл.страницах
Божественная литургия Cвятаго Иоанна Златоустаго. Текст с объяснениями (ЦГ3-1)
Божественная Литургия. Обзор (русско-английский текст) (ДД-10ра)
Как начать молиться (ДД-42)
Духовное расписание дня (ДД-42.3)
Самоучитель Закона Божия (ДД-56)
Домашняя духовная библиотека (ДД-56.2)

Библиография
[Б1] Священное Писание -- Библия .
Содержит «Ветхий Завет» и «Новый Завет». «Ветхий Завет» был написан то рождества Иисуса Христа, а «Новый Завет» после. В «Ветхом Завете» много книг (теперь отделов), а самая известная в Православной Церкви это «Псалтырь». «Новый Завет» состоит из «Евангелия» и «Апостола». В «Евангелии» есть четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они описывают происшествия во время жизни Господа Иисуса Христа на земле. В «Апостоле» послания и другие произведения апостолов. Они описывают происшествия после вознесения Иисуса Христа и начало Христовой Церкви.
Так как Библия является основой для нашей цивилизации то оно, для лучшей ориентации, поделено на книги (сейчас это отделы) и они на главы. Каждых несколько строчек называются «стих» и обозначен он номером. Таким образом легко и быстро можно находить любые места в книге. Например «Мат. 5:3-14» значит: «Евангелие от Матфея, глава 5-ая, стих 13-ый и до 14-го». Священное Писание переведено на все языки мира.
Существует Священное Писание на «Церковно-славянском языке» и на «русском». Первый считается более точный чем второй. Русский перевод считается хуже, так как он сделан под влиянием западной богословской мысли.
Каждый православный христианин должен иметь «Священное Писание» и «Молитвослов».
Священное Писание. Библия http://www.days.ru/Bible/Index.htm

[Б2] Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы . 2-е издание.
1967 г. Св.Троицкий Монастырь, с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк.
Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY.
Переиздана много раз в России и переведена на английский язык.
723 стр., твер. пер., по стар. орф.
Прекрасный начальный учебник для детей и взрослых. Предварительные понятия, Молитва, Священная История Ветхого Завета и Нового Завета, Начало Христианской Церкви, О вере и жизни христианской, О Богослужении. Было бы хорошо каждому православному христианину приобрести этот учебник.
Есть на нашем узле: Закон Божий . О. С. Слободской (ДД-55р)

[Б3] Священникa Н.Р.Антоновa. Храмъ Божий и церковныя службы . 2-е издание дополненное.
Учебникъ Богослужения для средней школы.
1912 г. С.-Петербургъ. Перепечатано Св.Троицким Монастырем в с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк, а также и в России. 236+64 стр., мягк. перепл.
Лучший учебник по Богослужению. К сожалению, в описании икон чувствуется левое, либеральное веяние. В России не понимали и не ценили свое творчество и преклонялись перед западным.
Есть на интернете: http://www.holytrinitymission.org/books/russian/hram_bozhij.htm

Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-10 -
Божественная Литургия. Обзор»
Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ),
г.Бурлингейм, штат Калифорния
Church of all Russian Saints (ANM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. стр.:

d10lit.html, (15янв94), 08мая06

Существует немало богослужений. Каждое из них не только торжественно и красиво. За внешними обрядами скрывается глубокий смысл, который необходимо понимать верующему человеку. В этой статье мы расскажем простыми словами о литургии. Что это такое и почему именно литургия считается самым важным богослужением у христиан?

Суточный круг

Богослужение - это внешняя сторона религии. Через молитвы, песнопения, проповеди и священнодействия люди выражают свои благоговейные чувства к богу, благодарят его и вступают в таинственное общение с ним. В ветхозаветные времена было принято совершать службы непрерывно в течение дня, начиная с 6 часов вечера.

Какие богослужения входят в суточный круг? Перечислим их:

  1. Вечерня. Ее совершают вечером, благодаря Бога за прошедшей день и прося освятить приближающуюся ночь.
  2. Повечерие. Это служба после ужина, на которой даются напутствия всем готовящимся ко сну и читаются молитвы с просьбой к Господу защитить нас во время ночного отдыха.
  3. Полунощница раньше читалась в полночь, но в настоящее время совершается перед утреней. Она посвящена ожиданию второго пришествия Иисуса Христа и необходимости всегда быть готовыми к этому событию.
  4. Утреню служат перед восходом солнца. На ней благодарят творца за прошедшую ночь и просят освятить новый день.
  5. Службы часов. В определенное время (часы) в церкви принято вспоминать события смерти и воскресения Спасителя, сошествие на апостолов святого духа.
  6. Всенощное бдение. "Бдение" означает "бодрствование". Это торжественное богослужение совершается перед воскресными днями и праздниками. У древних христиан оно начиналось с вечерни и длилось всю ночь, захватывая утреню и первый час. Историю спасения грешного человечества через схождение на землю Христа вспоминают верующие во время всенощного бдения.
  7. Литургия. Это кульминация всех богослужений. Во время нее совершается таинство причащения.

Прообразом для нее стала тайная вечеря, на которую Спаситель в последний раз собрал своих учеников. Он дал им чашу с вином, символизирующим кровь, пролитую Иисусом за человечество. А затем разделил на всех пасхальный хлеб как прообраз своего тела, принесенного в жертву. Через эту трапезу Спаситель подарил людям самого себя и велел совершать обряд в память о нем до конца мира.

Что такое литургия сейчас? Это воспоминание о жизни Иисуса Христа, его чудесном рождении, мучительной смерти на кресте и вознесении на небо. Центральным событием является таинство причащения, на котором прихожане вкушают жертвенную пищу. Тем самым верующие соединяются со Спасителем, и на них нисходит божественная благодать. Кстати, с греческого "литургия" переводится как "совместное дело". Во время этой службы остро ощущается собственная причастность к церкви, единение живых и мертвых, грешных и святых через центральную фигуру Иисуса Христа.

Литургические каноны

Первыми служить литургию начали апостолы. Они делали это по примеру Иисуса Христа, добавив к таинству причащения молитвы и чтение Библии. Считается, что изначальный чин службы составил апостол Иаков, брат Спасителя, сын плотника Иосифа от первой жены. Передавался канон устно от священника к священнику.

Впервые текст литургии был записан в 4 веке святителем и архиепископом Василием Великим. Он канонизировал вариант, принятый на его родине (Каппадокия, Малая Азия). Однако предложенный им чин был продолжительным во времени, и не все прихожане выдерживали его. Святитель Иоанн Златоуст сократил службу, взяв за основу изначальную литургию апостола Иакова. В настоящее время канон Василия Великого служится десять раз в году, в особые дни. В остальное время предпочтение отдается литургии Златоуста.

Божественная литургия с пояснениями

На Руси ее называли "обедней", так как совершалась она до обеда. Литургия - необыкновенно красивая, богатая служба. Но по-настоящему прочувствовать ее может только тот, кто осознает глубокий смысл происходящего. Ведь главное действующее лицо во время литургии - не священник, а сам господь. Святой дух незримо нисходит на хлеб и вино, приготовленные к таинству причащения. И они становятся плотью и кровью Спасителя, через которые любой человек освобождается от греховного начала.

Во время литургии восстанавливается единство материального и божественного, людей и бога, нарушенное когда-то Адамом и Евой. В храме наступает царствие небесное, над которым не властно время. Каждый присутствующий переносится на тайную вечерю, где Спаситель лично дает ему вина и хлеба, призывая всех быть милосердными и любящими. Теперь подробно рассмотрим каждый этап литургии.

Подача записок

Что такое литургия? Это служба, во время которой стираются границы между царствием небесным и земным. Мы можем напрямую обратиться к Богу с прошением о близких. Но еще большей силой обладает коллективная молитва. Чтобы вся церковь помолилась о дорогих вам людях, живых или усопших, необходимо заранее подать записку в свечную лавку.

Для этого используют специальный бланк или обычный лист бумаги, на котором рисуется крест. Далее подпишите: "За здравие" или "За упокой". Молитва во время литургии особенно нужна людям больным, страдающим, оступившимся. Записки об упокое подаются в дни рождения и смерти покинувшего этот мир человека, на его именины. Допускается указывать на одном листе бумаги от 5 до 10 имен. Они должны быть получены при крещении. Фамилии и отчества не нужны. В записку нельзя включать имена некрещеных людей.

Проскомидия

Это слово переводится как "принесение". Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена.

Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике. Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется "Агнец" (ягненок). Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа. Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан.

Потом приходит очередь малых просфор. Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц. Все кусочки укладываются на дискос. Он становится прообразом церкви, где собираются воедино святые и заблудшие, больные и здоровые, живущие и ушедшие. Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары.

Литургия оглашенных

Оглашенными в древности называли тех, кто только готовится к крещению. На этой части литургии может присутствовать любой желающий. Начинается она с выхода диакона из алтаря и восклицания: "Благослови, Владыко!" Затем следует пение псалмов и молитв. На литургии оглашенных вспоминается жизненный путь Спасителя от рождения и до смертных страданий.

Кульминацией становится чтение Нового Завета. Евангелие торжественно выносят из северных врат алтаря. Впереди идет священнослужитель с горящей свечой. Это свет учения Христова и одновременно прообраз Иоанна Предтечи. Диакон несет поднятое вверх Евангелие - символ Христа. За ним идет иерей, склонив голову в знак покорности Божьей воле. Шествие заканчивается у амвона перед царскими вратами. Во время чтения Священного Писания присутствующим следует стоять, почтительно преклонив головы.

Затем священник озвучивает поданные прихожанами записки, вся церковь молится за здравие и упокой указанных в них людей. Завершается литургия оглашенных возгласом: "Оглашенные, изыдите!" После этого в храме остаются только крещеные.

Литургия верных

В полной мере осознать, что такое литургия, могут люди, допущенные к причастию. Последняя часть службы посвящена тайной вечере, смерти Спасителя, его чудесному воскресению, вознесению на небо и грядущему второму пришествию. На престол выносятся дары, читаются молитвы, в том числе самые главные. Хором прихожане поют "Символ веры", где излагаются основы христианского учения, и "Отче Наш", подарок самого Иисуса Христа.

Кульминацией службы становится таинство причащения. После него собравшиеся благодарят бога и молятся о всех членах церкви. В самом конце поется: "Буде имя Господне благословенно отныне и до века". Священник в это время благословляет прихожан крестом, все по очереди подходят к нему, целуют крест и с миром идут домой.

Как правильно причащаться

Не приняв участия в этом таинстве, вы не ощутите на себе, что такое литургия. Перед причастием верующий должен раскаяться в грехах, исповедаться священнику. Также предписан пост длительностью минимум 3 дня, во время которого не следует есть мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы. Причащаться нужно на голодный желудок. Рекомендуется также воздержаться от курения и приема лекарств.

Перед причащением скрестите руки на груди, положив правую поверх левой. Встаньте в очередь, не толкайтесь. Когда подойдете к священнику, назовите имя и откройте рот. В него положат кусочек хлеба, смоченный в вине. Поцелуйте чашу священника и отойдите. Возьмите на столике просфору и "теплоту" (запивку из вина, разбавленного водой). Только после этого можно разговаривать.

Что такое литургия? Это возможность вспомнить весь путь Спасителя и соединиться с ним в таинстве причащения. После службы в храме человек укрепляется в вере, его душа наполняется светом, гармонией и умиротворением.

Литургия. Лютеранская церковь. ЛИТУРГИЯ (греческое leitourgia общественная служба), 1) в православной церкви божественная литургия главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название обедня). Порядок… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (греч. leiturgia, от leitos общественный, и ergon дело, труд). Богослужение в православной церкви, в котором совершается таинство св. евхаристии; обедня, служба в воспоминание всей земной жизни Иисуса Христа. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

- (греч. общественная служба). 1) В православной церкви Божественная литургия главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название обедня). Порядок службы восходит к 4 в. Совершаются 2 евхаристические (см.… …

См … Словарь синонимов

- (от litoV общий и ergon дело) название главнейшего изхристианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде изначении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеихристианского миросозерцания и главные цели… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

литургия - ЛИТУРГИЯ, обедня … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

- (греч. leiturgia) в древнегреческих полисах государственная повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки (напр., содержание участников гимнастических состязаний). Чрезвычайной литургией считалась триерархия снаряжение триеры. Была… … Большой Энциклопедический словарь

ЛИТУРГИЯ, литургии, жен. (греч. liturgia) (церк.). Обедня, главное христианское церковное богослужение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЛИТУРГИЯ, и, жен. 1. Утреннее или дневное христианское богослужение, включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди и другие обрядовые действия. Служить, слушать литургию. Совершение литургии. 2. Цикл духовных песнопений … Толковый словарь Ожегова

Жен. последование священнослужения, в котором совершается таинство святой евхаристии, обедня. Литургийный, к литургии относящийся. Литургиарий муж. книга служебник, описание чина вечерни, утрени и обедни. Литургисать или совать, совершать… … Толковый словарь Даля

Христианское богослужение, сопровождающееся пением, музыкой; в православной церкви – обедня, всенощная; в католической – месса, реквием (заупокойная месса). Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Литургия Св. Иоанна Златоуста. Соч. 31. Для смешанного хора без сопровождения , Рахманинов С.В.. Монументальная «Литургия», созданная композитором в 1910 году, - один из выдающихся образцов русской духовной музыки. Это сочинение исполняется как духовными, так исветскими хоровыми…
  • Литургия святого Иоанна Златоуста, ор. 37 , М. Ипполитов-Иванов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. М. Ипполитов-Иванов, Литургия святого Иоанна Златоуста, ор. 37, Партитура, Для смешанного хора Тип…

В переводе с греческого языка слово «литургия» означает «совместное дело» («литос» – общественный, «эргон» – дело, служба).

Божественная литургия – главное суточное богослужение православной церкви. Во время этой службы верующие приходят в храм, чтобы славить Бога и причаститься к Святым Дарам.

Истоки литургии

Пример верующим, согласно Евангелию, подали сами апостолы во главе с Иисусом Христом. Как известно, накануне предательства и казни Христа апостолы и Спаситель собрались на Тайную Вечерю, где по очереди пили из чаши и вкушали хлеб. Хлеб и вино предлагал им Христос со словами: «Это тело мое», «Это кровь моя».

После казни и вознесения Спасителя апостолы стали каждый день совершать , вкушать хлеб и вино (причащаться), петь псалмы и молитвы, читать священное писание. Этому же апостолы научили пресвитеров и священников, а те – своих прихожан.

Литургия – это богослужение, на котором совершается Евхаристия (Благодарение): оно означает, что люди благодарят Всевышнего за спасение человеческого рода и помнят о жертве, которую принес на кресте Сын Божий. Считается, что первый чин литургии составил апостол Иаков.


В больших храмах литургию проводят каждый день, в церквях поменьше – по воскресеньям. Время литургии – с раннего утра до полудня, поэтому часто ее называют обедней.

Как служат литургию?

Литургия состоит из трех частей, каждая из которых имеет свой глубокий смысл. Первая часть – Проскомидия, или Принесение. Священник готовит Дары для таинства – вино и хлеб. Вино разбавляется водой, хлеб (просфора) напоминает об обычае первых христиан приносить с собой все, что нужно для службы.

После того как вино и хлеб разложены, священник ставит на дискос звездицу, затем покрывает дискос и чашу с вином двумя покровами, а сверху накидывает один большой покров, который называют «воздух». После этого священник просит Господа благословить Дары и помянуть тех, кто их принес, как и тех, за кого они были принесены.


Вторая часть литургии называется Литургия оглашенных. Оглашенными в церкви называют не крещеных людей, которые готовятся к крещению. Дьякон получает благословение от священника, на амвон и громко провозглашает: «Благослови, Владыко!». Тем самым он просит благословения на начало службы и на участие в ней всех, кто собрался в храме. Хор в это время поет псалмы.

Третья часть службы – Литургия верных. На ней уже нельзя присутствовать не крещеным, как и тем, кому запретил присутствие священник или епископ. Во время этой части службы Дары переносят на престол, потом освящают, верующие готовятся к принятию причастия. После причащения совершается благодарственная молитва за причащение, после чего священник и дьякон совершают Великий вход – входят в алтарь через Царские Врата.

В финале службы Дары ставят на престол и покрывают большим покровом, Царские Врата закрывают и задергивают завесу. Певчие оканчивают Херувимскую песнь. Верующим в это время нужно вспоминать о добровольных страданиях и смерти Спасителя на кресте, и молиться о себе и своих близких.

После этого дьякон произносит Просительную ектенью, а священник благословляет всех со словами: «Мир всем». Затем произносит: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», в сопровождении хора. После этого все присутствующие поют Символ веры, который выражает всю , и произносится в совместной любви и единомыслии.


Литургия – это не просто церковная служба. Это возможность не спеша вспомнить земной путь Спасителя, его страдания и вознесение, и шанс соединиться с ним путем причащения, установленного Господом во время Тайной Вечери.

21.05.2018 1 887 0 Игорь

Психология и общество

В наш век, полный суеты и сомнений, люди стали чаще обращаться к церкви. Сюда они бегут от усталости, от бессмысленности, кружения на месте, от порочных тупиков, из которых не находят выхода. Приходя на богослужение, люди пытаются обрести покой, счастье и смысл жизни. Одним из важнейших богослужений Православной Церкви является литургия. Что она означает простыми словами?

Содержание:



Что такое литургия?

Литургия (в переводе с греческого – служение, общее дело) – важнейшее христианское богослужение в православной церкви, во время которого совершается священнодействие, связанное с передачей верующим под видимым образом невидимой благодати Бога. Это священнодействие называется таинством Евхаристии. Литургия – это общее и личное действие одновременно. Ее структура состоит из: чтения молитв и страниц Св. Писаний, праздничных обрядов и хорового пения, связанных в единое целое. Без приложения духовных и интеллектуальных усилий невозможно понять смысл этого служения. Поэтому для того, чтобы обрести новую, чудесную жизнь во Христе, необходимо знание церковных правил, предписаний и устава.

История возникновения божественной литургии

Внутреннее содержание литургии отражает процесс динамического движения человека к Богу. В Великий четверг Иисус Христос перед тем, как добровольно принять смерть за грехи наши, собрал всех апостолов и после прочтения молитв преломил хлеб и раздал всем им. Это таинство Причастия он заповедал апостолам.

После Вознесения Господа на Небеса, апостолы совершали Евхаристию, или таинство Причастия, ежедневно. Они разнесли завет по свету и научили священнослужителей выполнять литургию, которая еще называется обедней, поскольку ее начало приходится на рассветный час, а длится она до обеда. Брат Господний, апостол Иаков, составил первый чин литургии. В Римской Империи в Древней Церкви на протяжении IV–VII веков появилось множество чинопоследований Литургии, которые были унифицированы, и в таком же точно виде сейчас проводятся в Православной Церкви.

Обряд Богослужения формировался постепенно. С периода начала II века каждая служба получала свое особое проследование. По началу таинство Причастия совершалось по тому порядку, который был установлен Господом. Затем апостолы присоединили к литургии трапезы любви, вмещавшие в себя чтение молитв, вкушание пищи и пребывание верующих в братском общении. Преломление хлеба было после Причастия. Уже в наши дни литургия превратилась в отдельное священнодействие, в начале которого совершаются совместные обрядовые действия, а в конце выполняется трапеза.




Какие бывают литургии?

В Древнем мире различные общины составляли литургические чины по своему образу. Все они были едиными по смыслу и исходному содержанию, а отличались лишь молитвами, которые читали священники во время богослужения.

Русская Православная Церковь совершает три вида литургии:

  1. Литургия Иоанна Златоуста – самостоятельное творение святителя на основе текста Анафоры апостола Иакова, проводится чаще всех остальных богослужений.
  2. Литургия Василия Великого – сокращенная редакция Литургии Иакова, совершается 10 раз за год: каждое воскресенье Великого Поста, Великий Четверг, Великая Суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, день памяти Василия Великого.
  3. Литургия Преждеосвященных даров – творение Римского Епископа Григория Двоеслова, проводится строго на Великий Пост: среда и пятница, четверг пятой седмицы, в первые три дня Страстной седмицы.

Анафора

Анафора (в переводе с греческого – возношение, единоначатие) – это центральная молитва Божественной литургии, которая представляет собой многократное обращение к Богу с просьбой сотворить чудо через приложение к вину и хлебу – символам Крови и Тела Иисуса Христа, Спасителя Человечества. Когда священник читает Анафору, то возносит, возвращает Евхаристический Дар Богу Отцу. Правила прочтения Анафоры:

  1. Сначала читается первая молитва, в которой прославляется и выражается благодарность Богу.
  2. Вторым читается Sanctus и звучит гимн «Свят…».
  3. Третьей произносится воспоминание о Тайной Вечере с исполнением тайных слов Христа.
  4. Затем воспевается лежащие Дары Святого Духа.
  5. Последней читается молитва о заступничестве и ходатайстве Бога, звучат молитвы о живых и умерших, воспоминания о Богородице и святых угодниках.




Сколько длится и когда проводится?

В больших храмах Богослужения происходят каждый день. Длится они в течение полутора-двух часов. В праздничные дни – до трех часов.

Литургии не проводятся:

  1. Перед началом Великого Поста по средам и пятницам в Сырную седмицу.
  2. В Великий Пост в понедельник, вторник и четверг.
  3. В Великую Пятницу (исключение – если совпадает Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), то проводится литургия Иоанна Златоуста).
  4. Если Рождество Христово и Богоявление Господне приходятся на понедельник или воскресенье, то перед ними.

Совершение литургии «Преждеосвященные Дары»

Проскомидия

Это богослужение состоит из нескольких частей. Начало таинства носит название Проскомидии – это приношение хлеба с вином. Хлеб, который верующие вкушают во время совершения службы, называется просфорой. В наше время хлеб готовится в Православной Церкви из дрожжевого теста квасного замеса. Для проскомидии сейчас используют пять просфор (до реформы патриарха Никона в литургии использовались семь просфор) в воспоминание чуда, описанном в Евангелии, когда Христос пятью хлебами насытил пять тысяч человек.

Причащение осуществляется одной «агничной» просфорой. В начале обряда в алтаре при чтении часов проводится проскомидия. Молитва «Благословен и Бог наш» читается в преддверии 3 и 6 часа, символизирует пришествие Святого Духа к апостолам и распятие Иисуса Христа. Начальный возглас проскомидии слышен в третьем часу. Проскомидия совершается на жертвеннике.

Из середины «агничной» просфоры священнослужитель вырезает кубическую форму – Агнец, которая является свидетельством того, что Господь – это Агнец, который умер за наши грехи. Просфора и вино – дары – несут в себе следующий смысл: куб, вырезанный из просфоры, символизирует четыре этапа жизненного пути Иисуса Христа: рождение, пришествие в мир, Голгофа и погребение. Агнец и остальные четыре просфоры воплощают полное единение небесной и земной церкви. Вырезанный Агнец кладется на золотое блюдо – дискос. Вторая просфора предназначена для поклонения Матушке Пресвятой Богородице. Из нее вырезается треугольная частица и кладется справа от частицы «агничной» просфоры. Третья просфора символизирует дань памяти Иоанну Предтечи и тех святых пророков, апостолов, великомучеников, бессребреников и православных святых, благословенных святителей, которые вспоминаются, когда совершается литургия, Иоакима и Анны, праведных святых родителей Богородицы. Две оставшиеся просфоры предназначаются для здравия живых и упокоения усопших христиан. Во время проскомидии верующие пишут записки с именами и кладут их в алтарь, а взамен достают частицы просфоры, которые достаются указанным в записке людям. Каждая просфора занимает свое место на дискосе. По окончании литургии все просфоры и их части высыпаются в Святую Чашу, за чем следует просьба священника к Богу о прощении грехов тех людей, чьи имена упоминались на проскомидии.



Литургия оглашенных

Второй частью литургии «Преждеосвященные Дары» является литургия оглашенных. Оглашенными раньше назывались люди, которые готовились к Крещению. В древности они должны были пройти специальную подготовку: изучить основы веры, ходить в церковь, молиться. Главное предназначение литургии оглашенных – чтение Священного Писания и проповедь. С помощью Евангелия до верующих доносится жизнь и учение Христа о Боге и распространение благодати на земле после проповеди Христа и апостолов.

Это действо сейчас называется мирная ектенья (протяжное моление), во время которой звучат псалмы, которые носят называние антифоны. Ектении бывают разных видов (малыми, просительными, об оглашенных, заключительными – поются в конце вечерней и ночной служб и т.д.).

Еще есть ектении для различных молебен, Таинств, требов, монашеских постригов, хиротесиев. Их структура такая же, как и основных видов ектений.

Священнослужитель, поднимая вверх Евангелие, в воздухе изображает крест и говорит: «Премудрость, прости!», своеобразное напоминание о том, что следует внимательно относиться к молитве. Прочтение Евангелия заканчивает сугубая или усиленная ектенья. Священник изрекает «Оглашенные, изыдите», после чего не крещёные и кающиеся люди покидают храм, и начинается основное таинство Божественной литургии – третья часть, которая называется литургией верных.

Литургия верных

На ней могут присутствовать только верные. Еще эта часть называется литургией жертвы, поскольку именно в ней происходит приношение бескровной жертвы Христу – Евхаристия. В начале литургии верных происходит пение Херувимской песни и Великий вход, в это время Святые Дары из жертвенника перекладываются на престол. Перед Анафорой все верующие вместе произносят Символ веры как свидетельство единства исповедания православной веры. Во время Анафоры священник читает тайносовершительные молитвы и призывает Святого Духа освятить молящихся и предложить Святые Дары. После этого начинается таинство Причащения священнослужителей и всех верующих, подготовившихся к нему.

Таинство Причащения

Причащение – это свидетельство соборности и единства церкви Христовой . Этапы таинства:

  • раскрытие царских врат как символ отворения гроба Господнего;
  • выход Диакона со Святой Чашей в руках как символ явления воскресшего Бога.

Перед причастием священник читает молитву о причастии. Все допущенные им к причастию складывают перед собой руки крестом и подходят по очереди к Чаше, называя свое имя, полученное при Крещении, целуя ее край и вкушая церковное вино и просфору. По окончании Чаша заносится обратно в алтарь и в нее опускаются части, вынутые из просфор. Это последнее появление Святых даров, которые переносятся на жертвенник, напоминающий о Вознесении Господа на небеса после своего Святого Воскресения. Причащенные в последний раз поклоняются Дарам и благодарят Господа Бога. Церковный хор исполняет благодарственную песнь.



Окончание Божественной литургии

По окончании литургии священнослужитель читает заамвонную молитву и благословляет всех молящихся и прихожан церкви. В это время он поворачивает крест лицом к храму и кладёт отпуст (отпускает грехи).

Литургия и таинство Причащения – привилегия православных христиан. Перед причастием каждый верующий должен очистить совесть и выполнить литургический пост. К причастию требуется особая подготовка:

  • Присутствие на церковных богослужениях.
  • Обязательное посещение вечернего богослужения в Храме.
  • Чтение молитв: последование, три канона и акафист.
  • Держать пост: ограничения в еде и питье и отказ от развлечений.
  • В канун причастия полный отказ от пищи.
  • Исповедание – покаяние и раскаяние за свои грехи, утверждение в желании исправиться и стать на путь истинный.

Важно! Сразу после причастия нельзя уходить из церкви, обязательно нужно выслушать благодарственную молитву.

Сущность Причащения состоит в том, что православными людьми нас делает не само посещение церкви, ношение нательного креста или же принятие обряда Крещения, а именно жизнь во Христе и участие в жизни церкви, которые начинаются с таинства Причащения. Евхаристия – это не просто какое-то воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысячелетий назад. Это реальное повторение тайной вечери.

Не вкушающие святых таин отрывают себя от источника жизни – Христа. Православные христиане, которые с благоговением и с должной подготовкой регулярно причащаются «пребывают в Господе».

Литургия – это богослужение, во время которого совершается таинство Причащения . Для полного осознания и принятия необходимости обращения к Господу Богу первое, что должен сделать каждый верующий, – это принимать участие в церковных богослужениях и чтениях молитв.