Проект по созданию архитектурной сказки. Сказочная архитектура. Ііі. методы изображения

Интергированное занятие «В мире архитектуры»

Программные задачи:

  • Образовательные :
  • уточнить знания детей об архитектуре как виде искусства, её видах, функциях (прочность, польза, красота);
  • закрепить знание типичного, обобщённого в сооружениях (у всех домов есть фундамент, стены, крыша, двери, окна) и характерного, индивидуального (арки, колонны, портики, решётки);
  • уточнить и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии, входы и др.);
  • формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения;
  • познакомить детей с архитектурными особенностями своего города.
  • Развивающие :
  • развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение);
  • развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии), творчество и фантазию.
  • Воспитательные :
  • воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре;
  • активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации;
  • вызвать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания.

Предварительная работа:

  • Рассматривание буклетов с изображением видов города;
  • Чтение книг о городе и его жителях (И.Ядринцева «Мой родной Североморск»);
  • Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка»;
  • Рисование на темы «Улица нашего города», «Дома на нашей улице»;
  • Аппликация и ручной труд «Какие бывают дома?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы архитекторы», строительная игра «Строим детский сад»;
  • Составление тематического альбома с рассказами и рисунками детей «Город, в котором я живу»;
  • Оформление выставки «Архитектура» на Полочке красоты;
  • Рассматривание зданий, находящихся вблизи детского сада;
  • Просмотр слайдов, иллюстраций.

Материал к занятию: иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток с видами архитектуры города; поделки из картона (образцы ландшафтной архитектуры, градостроительства, объёмных сооружений); схемы-модели архитектурных сооружений, наборы конструктора «Архитектор» для каждой подгруппы детей (4-5 наборов), таблички с названиями станций для путешествия: «Мир Архитектуры»; «Умники и умницы»; «Мы – строители». Призы – «медали» для каждого ребёнка, подарок для группы – набор конструктора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть (организационный момент)

Дети находятся в группе, сидят полукругом на стульчиках перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир Искусства. Какие виды искусства вы уже знаете? (Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Мы будем знакомиться с различными сооружениями, которые используют люди в своей жизнедеятельности. Путешествовать мы будем по станциям. (На доске расположены таблички с названиями станций, прикрытые бумагой. Названия станций открываются по ходу занятия).

Воспитатель : Вы готовы к путешествию?

Дети: Готовы!

II. Основная часть занятия

Воспитатель: В каждом городе есть много красивых зданий. Они все разные по своему назначению, привлекательности и особенностям. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку фотографий с изображением различных сооружений. Рассматривание фотовыставки или слайдов с изображением разных зданий). К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях? (Ответы детей – это архитектура) . Наша 1 станция так и называется «Мир Архитектуры» (воспитатель на доске открывает название первой станции).

Воспитатель: А вы знаете, что такое архитектура? (Это искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки –дома, магазины, дворцы культуры, школы) . Можно ли принести в детский сад произведение архитектуры? Почему нет? Но зато мы сами можем создавать архитектурные сооружения для наших игрушек. (Дети рассматривают поделки из картона с разными видами архитектурных сооружений). Какие виды архитектуры вы узнаёте среди этих поделок? (Высотный дом – градостроительство, мост – ландшафтная архитектура, телебашня – объёмное сооружение). Для чего предназначаются эти сооружения? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подбери архитектурные сооружения». (Детям раздаются открытки с изображением разных видов архитектурных сооружений).

Воспитатель: Вам надо внимательно рассмотреть открытки и определить, к какому виду архитектуры относятся изображённые сооружения. Затем положить свои открытки на тот стол, где находится данный вид архитектуры. (Дети раскладывают открытки вокруг архитектурных поделок из картона, которые стоят на столах и объясняют свой выбор, почему именно к этой поделке положили изображение на открытке). Что общего между всеми архитектурными сооружениями?

Дети: они должны быть прочными, красивыми, полезными.

Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?

Дети: фундамент, крыша, стены, окна, двери.

Воспитатель: А чем отличаются сооружения друг от друга? (колоннами, балконами, решётками, портиками, различной формы окнами и дверью, шпилями на крыше).

Воспитатель: Дети, вы видели, как строят настоящие дома? А кто строит дома?

Дети: Строители

Воспитатель: Строители строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор . Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. Архитектор – это художник-строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения, показывает, как выглядит дом с фасада (передняя наружная сторона дома), какие у него боковые и задние стены. Проект дома дается руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом. Видите как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.

Физминутка на тему «Строители» (выполняются движения по тексту).

На стройке жаркая пора,
сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладёт кирпич за кирпичом –
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом,
С каждым днём
Всё выше, выше новый дом!

Воспитатель: 2 станция – «Умники и умницы ». Сейчас мы с вами проведём «Архитектурную викторину» и посмотрим, как вы знаете архитектуру своего города. Я буду описывать вам известные сооружения нашего города, а вы отгадаете, о каких из них идёт речь.

Воспитатель: Это сооружение находится на ул. Северная Застава. Оно большое, красивое, двухэтажное, расположено по форме буквы «Х». Это двухэтажное здание с множеством огромных окон, в нём имеется несколько входов и выходов. Каждое утро родители приводят сюда своих детей, чтоб они играли, занимались, общались друг с другом. Что это за здание?

Дети : Детский сад.

Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (После того, как дети отгадали, о каком сооружении идёт речь, педагог вывешивает фотографию этого здания на доску, дети рассматривают её).

Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (ответы детей)

Воспитатель: Это сооружение называют храмом науки, сюда ходят учиться все дети. В этом здании широкий вход, большие окна, отсутствуют балконы, два этажа. Во дворе есть детская площадка для игр и занятия спортом. О каком здании я говорю?

Дети: Школа.

Воспитатель: Это здание находится в самом конце улицы Сафонова. Оно покоряет своей основательностью и могуществом, его фасад украшен балконами и колоннами, выполненными из белого камня. Голубой цвет символизирует принадлежность к военно-морскому флоту. В нём проходят различные городские праздники, концерты, встречи с интересными людьми, вечера отдыха моряков

Дети: Дом Офицеров Флота. (Педагог вывешивает фотографию Дома Офицеров на доску, дети рассматривают её).

Воспитатель: Это самое первое здание, появившееся на улице Душенова, которое стало культурным центром и любимым местом отдыха горожан. Это сооружение украшено лепными декоративными деталями, колоннами, арками. В здании много дверей. Окна необычной формы, с закругленным верхом (арочные). Под крышей есть фронтон (треугольное пространство под скатами крыши), который украшен барельефами (лепные выпуклые украшения) и надписью с названием этого здания.

Дети: Кинотеатр «Россия» (Педагог вывешивает фотографию кинотеатра, дети рассматривают её).

Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали здания, о которых я вам рассказывала. Значит, вы хорошо знаете свой город, его архитектурные достопримечательности.

Воспитатель: Вот мы с вами добрались до 3 станции, которая называется «Мы – строители». Вы будете строить архитектурные сооружения по чертежам, которые нарисовал архитектор. А кто строит дома? (Строители).

Художественное слово . (Воспитатель читает отрывок из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»)

Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.
Самое главное, чтобы было нарисовано
Здание славное, живое словно.
Это будет перёд, называется фасад.
Это каждый разберёт –
Это ванна, это сад.
План готов, и вокруг
Сто работ на сотни рук.
На крыше выложили жесть.
И дом готов, и крыша есть.
Хороший дом, большущий дом
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нём
Удобно и просторно.

(Детям раздаются схемы или чертежи различных сооружений, они по подгруппам (5-6 человек) выполняют постройку по чертежу, вслух договариваясь о последовательности работы). По окончании работы постройки детей обсуждаются.

Воспитатель (обращается к детям каждой подгруппы): Какое здание вы построили? Для чего оно предназначено? Какой персонаж из сказки мог бы жить в этом доме? К какому виду архитектуры относится? Какие архитектурные особенности отличают его от других сооружений? Молодцы! Вы правильно выполнили постройки, работали дружно, слаженно, поэтому сооружения у вас получились прочными, надёжными и привлекательными.

III. Заключительная часть (подведение итогов)

Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие. Мы с вами рассмотрели разные архитектурные сооружения, познакомились с их особенностями, вспомнили о достопримечательностях своего города, сами были строителями, узнали много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?

Похвала и дифференцированная оценка деятельности детей.

Сюрпризный момент: вручение детям медалей «Знаток Архитектуры», подарка для всех детей группы – набор конструктора.

После путешествия можно предложить детям построить город из разных видов конструктора; «составить улицы» города из самых красивых зданий (на ковролине, фланелеграфе), используя репродукции и фотографии; придумать и нарисовать здание для выбранного социального персонажа (величественный дворец, сказочные хоромы, уютный домик), нарисовать проект какого-то сооружения и построить его из конструктора, провести игровое упражнение «Покажи, элементы декора» (педагог называет архитектурные детали – колонны, фронтоны, шпили, арки, купола и другие, а дети показывают их на своих открытках).

ПРОЕКТ

«Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города»

Разработчики проекта:

  1. воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» Елисеева Ольга Ивановна;
  2. воспитатель второй квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» Ягупова Светлана Федоровна

Название проекта: «В мире архитектуры »

Тип проекта:

  • по доминирующему методу: творческий, исследовательский;
  • по характеру содержания: ребенок- педагог - семья;
  • по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
  • по характеру контактов: старший дошкольный возраст в контакте с педагогами и семьей;
  • по количеству участников : фронтальный, групповой;
  • по продолжительности : долгосрочный.

Комплектация воспитанников: дети (26 человек), родители старшей группы МДОУ детский сад комбинированного вида №

Количество участников: 42 человека.

Длительность проекта: 1 год.

Дата проекта: 14.01.2013г. по 15.02.2014г.

Форма совместной деятельности: сотрудничество.

Итоговое мероприятие: Смотр – конкурс творческих работ «Юный архитектор»

Актуальность: Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров.

Мы живем на юге Московской области, в городе Серпухове, который является поистине кладезью архитектурных памятников, имеет свое неповторимое лицо, свой характер, особую судьбу. Серпухов знаменит уникальными памятниками истории и культуры - творениями зодчих Р. И. Клейна, М. Пиотровича, М. Таманского. На сегодняшний момент, согласно государственному реестру в городе 150 объектов культурного наследия, что позволяет отнести наш город к числу крупнейших исторических городов Подмосковья. Великолепие ансамблей жилых зданий, ожерелье храмов и церквей, по сути, превращают город в музей под открытым небом, музей ценнейших памятников архитектуры. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан нам всем.

Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы.

Проблемная ситуация: Возникшее противоречие между потенциальными ценностями ознакомления детей с архитектурой родного города и их использованием в реальном взаимодействии нашего дошкольного учреждения с семьей в воспитательно-образовательном процессе, указало на необходимость практического разрешения данной проблемы. Поэтому было решено уделить внимание разработке содержания темы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города».

Целеполагание: только при совместном взаимодействии с семьей, разных форм работы: совместные экскурсии, праздники, развлечения, создание фотоальбомов, выставки совместного творчества по заданной тематике, участие в различных конкурсах, «круглый стол» (представление семейного опыта); родительские собрания, консультации, информационные буклеты, брошюры, информация на сайте учреждения, папки передвижки, практические занятия для родителей, мы можем говорить об успешном ознакомлении старших дошкольников с культурным наследием и архитектурой города Серпухова.

Цель проекта: повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления старших дошкольников с архитектурой родного города, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, посредством разных форм работы, пробудив интерес к жизни детей в детском саду.

Основные задачи проекта.

  1. Формировать положительное отношение к истории города, его настоящему и будущему.
  2. Формировать и обогащать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре родного города.
  3. Развивать интерес к изучению памятников архитектуры города Серпухова.
  4. Развивать творческие умения детей в процессе создания архитектурных построек и сооружений.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений.
  6. Повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с архитектурой города.
  7. Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах ознакомления детей старших дошкольников с архитектурой города Серпухова.

Практическая значимость проекта.

Предлагаемая организация партнёрских взаимоотношений между семьей и ДОУ помогает эффективной совместной работе всех субъектов дошкольного образования в процессе ознакомления детей с архитектурой родного города, повышают педагогические знания родителей, помогают решить задачи эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурных сооружений, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры, стимулировать потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности. Представленный проект может быть использован в системе дошкольного образования и художественно-творческом развитии детей.

Этапы работы

Этапы реализации проекта

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

педагоги ДОУ

родители

дети

Организационный этап

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов НОД, сценария итогового мероприятия.

педагогиДОУ

родители

Формирующий этап

Проведение НОД с детьми педагогами ДОУ (комплексные, тематические), посещение выставок, музея и т.д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок по теме проекта.

педагоги ДОУ

родители

дети

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (смотр-конкурс творческих работ). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги

Специалисты ДОУ

родители

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Главное, на что обращалось внимание - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

Организационный этап

Работу с родителями строили, придерживаясь последовательности:

1. организационный (январь - февраль 2013)

Составление перспективного плана работы с родителями по ознакомлению дошкольников с архитектурой родного города, анкетирование родителей по данному вопросу;

Организация сотрудничества с родителями через реализацию различных форм работы;

3. заключительный (январь - февраль 2014)

Подведение итогов работы: (повторная диагностика, перспективы сотрудничества с родителями).

По результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в обогащении знаний детей об архитектуре города Серпухова, но испытывают затруднения в отборе информации доступной ребенку - дошкольнику.

Мир архитектуры - это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования. Вот они – золотые купола церквей, особняки разных веков, современные коттеджи, парки, мосты.

Изучая архитектуру – изучаем историю своего Отечества, усваиваем традиции своих предков, становимся наследниками богатейшей культуры.

Работа с детьми

Нами было разработано содержание деятельности с детьми по ознакомлению с архитектурой родного города, которое предполагает рассматривание следующих блоков:

1. Архитектура зданий. Данный блок рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической. Функциональность характеризуем следующими качествами - удобство, польза; конструктивные свойства - прочность, экономичность; эстетические - красота. Данный блок включает в себя следующие темы:

А) « Серпухов-город храмов» - знакомим детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры.

Б) « Жилые здания» - тема рассматривается через призму истории (прошлое, настоящее: изба, особняки купцов, коттеджи…)

В) « Общественные здания» - тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий, имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, поликлиники, школы, детские сады…

Г) « Промышленные здания» - тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города.

2. Архитектура инженерных построек. Данный блок рассматривается через знакомство с сооружениями, не имеющими внутреннего пространства и объема: мостами.

3. Садово-парковая архитектура. Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города.

При отборе содержания учитываем его доступность детям, занимательность, последовательность, усложнение познавательных задач, развивающий и воспитательный характер.

Формирующий этап

Проанализировав методическую литературу, установили, что акцент необходимо делать на воспитание любви к родному дому, к культурному наследию и архитектуре Серпухова. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что город - частица России, здесь, как и в других местах России люди трудятся (учителя учат, врачи лечат больных и т. д.), соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют памятники архитектуры.

Для организации сотрудничества использовали разнообразные формы работы:

коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Работа с родителями

Проведено родительское собрание «Знакомим дошкольников с архитектурой города Серпухова», намечены основные пути взаимодействия по данной проблеме.

Больший интерес вызвала деловая игра с родителями «Путешествие по родному городу Серпухову», в процессе которой участники не просто «впитывали» определенные знания, а конструировали новую модель действий, отношений. В обсуждении участники игры пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, как знакомить детей с архитектурой родного города.

Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Был проведен тренинг совместно с психологом «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Тренинговые игровые упражнения и задания помогли родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним по формированию патриотических чувств, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начал конструктивно общаться с ребенком, постиг новые истины.

Для изучения истории и достопримечательностей родного города оформили папку-передвижку «Серпухов – город древний, город молодой», где разместили интересную информацию для родителей и детей.

Совместно с родителями собрали материал о родном крае: стихи о Серпухове, загадки о достопримечательностях, памятниках и храмах. Дети с радостью узнавали знакомые стихи и загадки, гордились участием родителей в их подборке.

Действенной формой изучения архитектуры являются путешествия, экскурсии по родному городу. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - говорят в народе. Родители принимали активное участие в экскурсиях в Историко-художественный музей, на Соборную гору, в Выставочный зал, посетили Городской музыкально-драматический театр. Дети вместе с родителями смогли оценить красоту родного города, любовались соборами, храмами, музеями. Восторгу детей не было предела, что побудило родителей к дальнейшему изучению с детьми архитектуры Серпухова.

Мир ребенка – это его дом, семья, двор, улица, здания, памятники архитектуры – все то, что окружает его, самым непосредственным образом и влияет на его жизнь. Выставка рисунков и творческих работ «Юный архитектор», пробудила интерес к своему дому, улице, городу.

Изучение материала происходило с использованием книги «Планета чудес и загадок», раздел «Чудеса архитектуры», компьютерной технологии: «Дворцы русского музея», «Московский Кремль», «Искусство и архитектура», «Современный деревянный дом», энциклопедии Кирилла и Мефодия раздел «Архитектура», рассматривания цветных иллюстраций, фотографий с изображением зданий.

Совместно с родителями оформили альбомы, и папку передвижку «Серпухов город мой родной», «Мы с Ногинки», смастерили макет «Микрорайон им. Ногина».

Родители активно участвовали в изготовлении дидактических игр по ознакомлению с жилыми, промышленными, общественными зданиями. Эти игры не только обогатили знания детей об архитектуре города, но и сподвигли их к творческому рассказыванию о памятных и интересных местах города Серпухова и созданию новых игр, например:

«Знатоки Серпухова». Цель: формировать умение свободно использовать свои знания об архитектуре родного города, его достопримечательностях, формировать желание как можно больше узнать о своем городе, воспитывать чувство любви и гордости за него.

«Угадай по описанию». Цель: закреплять знания детей о жилых, промышленных, общественных зданиях.

«Где находятся памятники?». Цель: формировать навык определять пространственное расположение памятников архитектуры, закреплять название улиц, соборов, храмов.

Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Проектировщики». Цель: Уметь придумывать сюжет игры, используя рисунок чертёж, по которому строятся жилые дома.

Развивающие игры:

  • «Где Городовичок?» Цель: Учить детей свободно владеть планом.
  • «Разные дома» Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета.
  • «Стройка» Цель: Учить детей конструировать по схематическому образцу.

Итоговый этап

Итоговым мероприятием стал смотр-конкурс творческих работ «Юный архитектор». Работы выставки представлены вашему вниманию. Она создана благодаря творческой триаде педагоги – родители – дети.

Выводы. Таким образом, в результате совместно проведенного проекта «В мире архитектуры» у детей значительно вырос уровень знаний и представлений об архитектуре родного города. Приобщение к региональной культуре повысило познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию Серпухова, что эффективно отразилось на характере продуктивной деятельности. По результатам работы была выявлена положительная динамика родительской компетентности по ознакомлению дошкольников с архитектурой, родители стали верными помощниками педагогов.

Дальнейшее развитие проекта

Изучение истории возникновения ландшафтной архитектуры России, ознакомление с приемами художественного оформления улиц и дворов города. Разработка и создание макета территории ДОУ.



Эссе на тему «Архитектурные сказки»

Буторина Елена Ивановна, преподаватель теоретических дисциплин, МБУ ДО "Детская школа искусств" г. Горнозаводска, Пермский край.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию эссе на тему «Архитектурные сказки». Данная работа может быть интересна педагогам ДОУ, учителям, классным руководителям в подготовке и проведении внеклассного мероприятия для школьников разного возраста.
Цель: знакомство с необычными архитектурными проектами Фриденсрайха Хундертвассера.
Задачи:
- расширить кругозор учащихся;
- способствовать разностороннему развитию личности;
- воспитывать интерес и любовь к искусству;
- развивать образное мышление учащихся.


Один их самых знаменитых архитектурных проектов мастера - Дом Хундертвассера - визитная карточка Вены (Австрия, 1983-1986):


Оказывается, в доме – пятьдесят квартир, в которых живут около 200 человек. Все квартиры – разные по площади: от 30 до 150 квадратных метров. Есть медицинский кабинет, кафе, парковка на 37 автомобилей, зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы. А самое поразительное – то, что на территории дома посажено 250 деревьев.


При строительстве дома Хундертвассер воплотил в жизнь все свои идеи: в здании нет прямых линий, даже стены дома замысловато изогнуты. Главными элементами декора являются асимметричные разноцветные прямоугольники, битая керамическая плитка, окна различной формы и размера, неровные полы, напоминающие лесную тропинку. И все это в обрамлении безумно-буйной растительности всех оттенков зелени.

В проектах Хундертвассера никогда не было двух одинаковых окон: «Некоторые люди говорят, что дома состоят из стен. Я говорю, что дома состоят из окон» (Ф. Хундертвассер, «Оконная диктатура и право окна», 1990):


Архитектор хотел, чтобы человек был счастлив в своем доме, чувствовал себя там уютно, как птица в гнезде:


Это муниципальное жилье – одно из самых дорогих в австрийской столице, построено по заказу городских властей Вены. На открытие этого дома, который носит имя своего создателя, собралось 70 тысяч человек. До сих пор это самый посещаемый дом в Австрии. «Я возвращаю дома людям. Не только формально, но на самом деле. С этого момента это право и обязанность всех жителей гладких тюремных коробок – изменить их своими собственными руками. Снаружи и внутри, там, где они живут…» (Ф. Хундервассер, статья «Призыв ко всем жильцам», 1968).
Другое здание, не менее значимое в австрийской столице - «Венский дом искусств» :


Посмотрите, как было реконструировано архитектором здание, ранее принадлежавшее мебельной фабрике:


Обратили ли вы внимание на то, что Хундертвассер украшает фасады своих строений деревьями? Сам художник их называл с любовью «деревьями - квартиросъёмщиками», или «деревьями – жильцами». По убеждению автора, предоставить деревьям и траве место в доме - хоть какая-то компенсация за урон, который люди наносят природе:
«То, чего нам не хватает, это мирного договора с Природой. Мы должны вернуть Природе территории, которые мы незаконно отняли у нее. Все горизонтальное под небом принадлежит Природе. Все, до чего дотрагиваются лучи солнца, все, на что проливаются дожди, это священная и неприкосновенная собственность Природы. Мы, люди, всего лишь гости Природы» (Ф. Хундертвасер, «Фрагменты моих размышлений об экологии», 1999).


«Я, возможно, хотел бы быть известен как волшебник растительности... Нам необходимо волшебство», - говорил Хундертвассер.




В течение жизни Хундертвассер был активным борцом за экологию. Никогда не брался за проекты, которые могли нанести вред природе. Свою концепцию видения мира он изложил в многочисленных статьях и манифестах. «Мы только гости природы и должны вести себя соответственно. Человек должен понимать, что он – самый опасный вредитель, когда-либо опустошавший эту землю. Человек должен поставить перед собой экологические барьеры, так чтобы земля могла возродиться» (Ф. Хундертвасер, «Фрагменты моих размышлений об экологии», 1999).



Вокзал города Ильцен стал одним из последних проектов знаменитого художника Фриденсрайха Хундертвассера. Типичная железнодорожная станция подверглась перепланировке и реконструкции и, измененная до неузнаваемости, открылась в 2000 году. Обтекаемые здания вокзала не имеют прямых линий и острых углов, все переходы плавные и гармоничные, что является одним из постулатов идеологии Хундертвассера:






Кому не хочется, чтобы в его городе был построен такой вокзал или здание, всем видом напоминающее картинку из сказки, или детская площадка, с которой не хочется уходить? Кто хочет пожить в доме, построенном замечательным австрийским архитектором? Походить по неровным, как лесная тропинка, полам?




Фриденсрайх Хундертвассер был довольно неординарным человеком: ну кому еще придет в голову носить носки разного цвета! Когда ему задавали вопрос: «Почему вы носите носки разного цвета?», он отвечал: «А почему вы носите одинакового?»
Хундертвассер прославился не только как архитектор. В его творческой коллекции есть графические работы, живопись, марки, монеты, флаги.


Из публикаций Фриденсрайха Хундертвассера: «Это всегда было моим желанием – нести радость многим людям. Я хотел поделиться с людьми красивыми и полезными вещами, которые имеют для них значение и обогащают их жизни. Эти вещи должны приносить радость тем, кто ими владеет и должны восхищать их и вызывать уважение, также из-за того, что вещи открывают новые смыслы, например, как странствование по незнакомой стороне или как волшебные деревья, которые постоянно прирастают новыми ветками, листьями и цветами, которые никогда раньше не видел»:

Дошкольный возраст – возраст сказок. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным в том, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Считаем, что тема сказок в дошкольном возрасте очень актуальна, т.к. с каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Речевое общение становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. И сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Поэтому наша цель педагогов дошкольной образовательной организации заключается в том, чтобы дать ребенку необходимую гамму переживаний, создать особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызвать добрые и серьёзные чувства через восприятие сказок. Сделать так, чтобы сказка была средством эмоционального погружения ребенка в новую область познания.

Эмоционально погружая ребенка в какую - либо тему, мы, педагоги, даем общее ведение того нового представления, которым будет овладевать ребенок, постепенно шаг за шагом со своими новыми друзьями - сказочными героями.

Ежедневно, в свободной деятельности, знакомя детей со сказками, прочитывая их, мы замечали, что дети проявляют большой интерес к сказкам: внимательно слушают, с интересом рассматривают иллюстрации, активно принимают участие в беседе по содержанию, чувствуют содержание художественного произведения, задумываются над поступками героев. Мы решили поддержать этот интерес детей к сказкам, через беседы с детьми в свободное от занятий время на темы: «Что за прелесть эти сказки», «Путешествие в сказку», «Герои любимых книг», а также через НОД по познавательному развитию на темы: «Хорошая книга – лучший друг», «Иван Яковлевич Билибин и его книжки», «Умный Ивашка» по речевому развитию, через развлечения на тему «В гостях у сказки», «Там ступа с бабою Ягою идёт - бредёт сама собою». Участие детей в этих мероприятиях помогли выяснить, какие сказки знают дети, какие герои больше им нравятся, какие бывают сказки: народные и авторские, выяснили, что народные сказки придумывает народ, а авторские один человек, что сказки делятся на несколько групп: сказки о животных; сказки о взаимодействии людей и животных; сказки-притчи; бытовые сказки; сказки-страшилки, сказки о нечисти, заветные сказки; волшебные сказки и другие.

Мы заметили, что детям наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения, а также с человеческими персонажами: принцессами, царевнами, солдатами. С большим удовольствием дети слушают сказки о людях, потому что в них содержится рассказ о том, как человек познает мир. Часть детей предпочитают волшебные сказки.

Прочитывая детям очередную народную сказку, мы предположили, что как интересно было бы придумать свою сказку! Мы предложили и дети согласились. Сначала на первом этапе пробовали придумать продолжение сказки или счастливый конец, например, в сказке про Красную Шапочку, а также придумывали сказки – наоборот, например, про Колобка, который из доброго превратился в сердитого.

А затем, уже на втором этапе предложили сочинить свою сказку. Чтобы детям было легче фантазировать, мы решили использовать методику «Карты Проппа», известного фольклориста, который занимался изучением русских народных сказок. С этой методикой мы познакомились на семинаре – практикуме и решили использовать её в своей работе с детьми. Мы отыскали дополнительную информацию в интернете об этой методике, изучили её, поняли, что Пропп разделил сказку на набор, состоящий из множества функций в виде схем (карт): «жили-были», «запрет», «особое обстоятельство», «появление друга - помощника», «одержание победы», «получение волшебного средства», «счастливый конец», «мораль» и пр. Далее мы изготовили карты Проппа из бумаги на плотном картоне и расположили их на полотне с прозрачными кармашками, чтобы детям было удобно пользоваться. Мы предположили, что при помощи карт дети легко усвоят содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

Сначала мы познакомили детей с содержанием всех карт, объяснили детям, что обозначает каждая из них, и попробовали сочинить коллективную сказку, однако, мы заметили, что у детей наблюдаются некоторые трудности в работе с картами: выборе темы сказки, трудности по развитию сюжета, последовательности изложения, подбора нужной карты и вывода – морали в конце сказки. Исходя из этого, мы задумались над тем, как легче донести до сознания детей содержание и использование карт. Поэтому, первоначально, мы решили с детьми выложить любую сказку, полюбившуюся детям, например «Баба - Яга и Дарьюшка», «Гуси-лебеди» с помощью карт, используя наводящие вопросы по содержанию сказки (какими словами начинается сказка, какой картой обозначим: («жили-были»), что нарушила Машенька – запрет родителей, какой картой обозначим: «запрет», кто помогал девочке – обозначаем картой «появление друга – помощника» и чем закончилась сказка, какова её мораль).

Таким способом мы весте с детьми выложили несколько сказок по выбору детей картами Проппа, закрепили тем самым названия карт, после чего рассказали по ним сказку. Далее мы предлагали детям выбрать минимальное количество карт (5-6) для составления сказок и по ходу объяснили детям структуру сказки: у неё есть начало или зачин (с каких слов начинается любая сказка), завязка (основное содержание сюжета), развязка, концовка (счастливый конец).

Всю деятельность по сказкосочинительству строили в форме игры. Так для составления коллективной сказки мы предложили детям игру с кубиками, на сторонах одного из которых изображены любимые герои сказок (добрые и злые), а на сторонах другого кубика изображены герои – помощники (ёжик, серый волк). Таким образом, дети выбрали героев для будущей сказки.

В ходе речевой игры «Угадай по описанию» дети выбирали сказочного героя, описывали его внешний вид, костюмы, повадки, его действия в сказке, а остальные дети угадывали его и выбирали его для сочинительства будущей сказки.

Интересно прошла игра со шкатулкой, из которой дети доставали волшебные предметы: клубочек, гусли, волшебная палочка, скатерть – самобранка, дудочка, перо и другие, которые также стали основой для будущей сказки.

Большой интерес вызвала командная игра «Кто в домике живёт», в ходе которой дети распределяли картинки с изображением как положительных и отрицательных героев сказок (Золушка, Баба-Яга, Кощей Бессмертный и пр.), а затем отбирали по выбору героев своей сказки.
Игра по цветотерапии «Определи характер героя» помогла детям определить характеры сказочных героев (добродушные, жестокие, добрые, злые), обозначив их цветом с помощью цветных планшетов.

Первоначально мы решили сочинить коллективные сказки, в ходе которых дети сами предлагали тему, героев сказки, а педагог занимался сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Они являются как бы основой и подготовкой к придумыванию авторских сказок. Присутствие сразу нескольких участников – детей делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким.

В процессе составления совместной коллективной сказки дети получают наглядное представление о том, что значит сочинять сказку поэтапно. Такая игра позволяет ребёнку более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Далее мы предложили придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказку мы «собирали» из детских ответов на наши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения дети высказывали по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Сначала дети предлагали простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?». Затем мы устроили конкурс разных вариантов окончания сказки, после чего был выбран лучший вариант. Такой план сочинения сказки позволил нам совместно с детьми сочинить ряд коллективных сказок на тему: «Чудеса на лесной полянке», «Путешествия осени», «Сказка о плохом человеке» и др. Далее чтобы поддержать интерес к сказкосочинительству у остальных детей, мы предложили придумать свои авторские сказки.

На третьем этапе , в ходе свободной, игровой деятельности дети предлагали детям свои варианты развития сюжета сказки на разные темы или ее примерный план: придумать зачин, кульминацию, концовку, нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате какого действия). Затем подводится итог: как изменился герой и придумывается название сказки. Со слов детей мы от руки записывали содержание авторских сказок, сочинённых детьми, рассказывали их. Затем отобрали самые интересные из них, по мнению детей и решили что, чтобы наши сказки узнали, прочитали и услышали другие дети, их нужно оформить в книгу.

Поэтому на четвёртом этапе нами был составлен план действий: познакомить детей со структурой книги, выбрать технику оформления рисунков, познакомить с иллюстрациями художника Ивана Яковлевича Билибина, в соответствии с этим познакомить детей с буквицей.
В результате НОД на тему: «Как появилась книга», «Книга – лучший друг» дети познакомились со структурой книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и рисунками, оформленными художниками), познакомились со сказками, которые проиллюстрировал художник И. Я. Билибин, узнали о способах оформления рисунков и рамок на страницах книг в изобразительной технике «лубок» - грубоватый штрих, яркая раскраска, круги, штриховка. Нам самим было интересно изучить эту технику изображения, однако поначалу было не очень-то понятно, но в ходе проведённых консультаций с педагогами, семинара-практикума, мы расширили свои представления и овладели элементами и способами изображения в технике «лубок», а потом уже пробовали с детьми оформлять рисунки в технике «лубок», предварительно выбрав форму рисунка (круглая, овальная, прямоугольная), используя при этом нетрадиционные техники рисования – гелевыми ручками, цветными мелками, простыми и цветными карандашами.

Ребята помогали своим любимым сказочным героям, выполняя для этого различные рисунки и графические работы, после чего рассматривали все рисунки с детьми и выбирали самые яркие, красочные. Обратили внимание детей на то, что название сказки на обложке книги оформлено буквицей, а также и текст сказки на первой странице начинается с буквицы. Для начала мы сами изучили материал о буквице в интернете, прослушали консультации педагогов на эту тему, а потом уже объяснили детям, что такое буквица и предложили изобразить буквы в технике «лубок». Сначала дети просто простым карандашом придумывали эскиз буквицы, рисовали буквицу в своих именах, а потом украшали их цветными мелками и карандашами, а также гелевыми ручками элементами «лубка». А с каким интересом дети лепили буквицы из солёного теста, придумывая различные элементы украшения буквицы.

Большой интерес вызвала игра «Изобрази букву», в ходе которой дети движениями должны были какую-либо букву, а остальные дети отгадывали и называли букву, отыскивали её на столе и красочно раскрашивали. Дети с большим удовольствием совместно с педагогом старательно оформляли каждую страницу будущей книги.

Работу по сочинительству детьми сказок мы проводили в тесном контакте с родителями: проводили консультации по темам: «Сочиняем сказочные истории вместе с детьми», «Воспитание сказкой», устраивали выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Добрые сказки, яркие краски», «Как мы читаем дома». Родители принимали активное участие в изготовлении книги – печатали тексты сказок.

В результате такой совместной деятельности у нас получились замечательные книги с авторскими сказками, такие как «Сказка о капризной принцессе», «Как зверята тучку искали», «Полинка и Дружок», «Сказка про звёздочку», «Облачко и Солнышко», «Сказка про снег», на титульном листе которых дети, совместно с педагогом написали фамилии авторов книги и художников, принимавших участие в оформлении книги.
Особенно хочется выделить авторов сказки, а также художников – оформителей Малышеву Машу и Абросимову Полину, которые наиболее удачно подобрали цвета, использовали перспективу в рисунке, располагая изображения предметов вблизи и вдали, смогли передать характер, настроение героев сказки.

На своем опыте мы убедились, что сочинительство сказок на свободную тему - вершина словесного творчества детей. С помощью методики «Карты Проппа» они способны самостоятельно придумать сказку, название к ней, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку, используют свой жизненный опыт, передавая его в связном повествовании. При этом у детей формируются способности понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.

В заключение хотим отметить, что опыт сказкосочинительства по методике «Катры Проппа» оказал благотворное влияние на развитие детей. Родители отметили, что дети стали более заинтересованно слушать сказки, делать выводы, понимать смысл и поступки героев. Творчески подходят к рисованию, умеют использовать в рисунках разные техники рисования. С удовольствием рисуют восковыми мелками, акварелью, карандашами и т.д.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Сказки позволяют развивать творческие способности, т.е. способность удивляться и познавать, способности находить решение в нестандартных ситуациях. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.

Номинация «Детский проект в начальной школе»

На конкурс представлен проект на тему «Сказка своими руками». Актуальность проекта определяется повышением самостоятельности младших школьников в учебной и повседневной деятельности, развития их фантазии и творчества.

Предпринята попытка самостоятельно изготовить макет по сюжету любимой сказки и разработать технологическую карту изготовления макета для дальнейшего использования в работе другими учащимися. Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта.

Тип проекта - творческий.В процессе работы автор продумывает композицию макета, находит в литературе и интернет-источниках технологию изготовления необходимых атрибутов. В результате исследования автор доказывает, что благодаря своему упорству и старанию можно не только изготовить новый атрибут для игры, но и повысить уровень своего мастерства в любимом деле.

Работа может быть интересна учителям технологии, начальных классов, детей и их родителей.

Я очень люблю сказку «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка. В книге по этой сказке яркие и красивые иллюстрации. Рассматривая в очередной раз книгу, мне захотелось проиграть эту сказку. Подходящих игрушек у меня нет. И тут мне пришла в голову замечательная мысль. А что если я сделаю сказку своими руками? Но как?

Прежде надо подумать, что я умею делать. Я хожу в кружок «Конструирование» и дома в свободное время делаю фигурки из бисера. Значит, бисер и будет основным материалом моей работы.

Проблема: можно ли сделать атрибуты для игры по книге самому?

Цель проекта: создание макета - иллюстрации по сказке «Серая шейка».

Объект исследования: макет сказки.

Предмет исследования: фигурки из бисера.

Гипотеза: если приложить максимум упорства и трудолюбия, можно создать красивый атрибут для игры.

Перед собой я поставил следующие задачи:

  1. Внимательно перечитать сказку.
  2. Выбрать сюжет, по которому я буду делать макет.
  3. Разработать композицию макета.
  4. Создать макет.

Этапы проектной деятельности:

  1. Чтение сказки «Серая шейка» и придумывание композиции макета.
  2. Творческая работа по созданию элементов макета.
  3. Оформление результатов в виде макета.

Мои вы-воды:

  • Иллюстрировать сказку самому не сложно, если знаешь, что будешь делать, из чего делать и как делать.
  • Я могу играть в свою любимую сказку.
  • Таких атрибутов для игры нет ни у кого, кроме меня.

Приложение. Творческий проект «Сказка своими руками».

Темлянцев Владимир, 8 лет, ученик 2 «А» класса МБОУ «СОШ №5», г. Усинск, Республика Коми. Интересы: конструирование, вокал, английский язык. Участник конкурса «Золотое рукоделие – 2013». Работу прислал мама: Темлянцева Эльмира Ханифовна воспитатель 1 категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад», г. Усинск, Республика Коми.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика материалов для отделки интерьера предприятия общественного питания в зависимости от плоскости (пол, потолок, стены). Связь цветового решения интерьера с концепцией заведения. Факторы разработки дизайн-проекта. Этапы организации кафе.

    отчет по практике , добавлен 18.05.2015

    Ознакомление с основами оформления интерьера зала в кафе. Изучение влияния на посетителей цвета, декораций заведения. Общая характеристика организации пространства, расстановки мебели в интерьере, применения отделочных материалов во внутренней облицовке.

    отчет по практике , добавлен 24.05.2015

    Создание дизайн-проекта функционального пространства холла гостиничного комплекса. Современные направления дизайн-проектирования. Разработка концепции проекта. Выбор технических средств. Этапы разработки трёхмерной модели. Комплексная подача проекта.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2016

    Развитие стилей оформления взрослых деревьев как арт-объекта. Назначение, область применения, технические показатели проектирования участка аллеи. Выбор художественно-конструктивных материалов, применяемых при изготовлении дизайн-проекта участка аллеи.

    дипломная работа , добавлен 03.09.2017

    Особенности организации комфортной среды в интерьере на разных исторических этапах. Развитие дизайна интерьера, его основные правила. Характеристика американского стиля, используемого при реконструкции мансарды. Разработка генплана и подбор мебели.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2013

    Характеристика дизайн-концепции проекта, отражающей идеологию байкерского движения. Проектирование сцены, значение световых эффектов. Стилистическая и художественно-композиционная проработка объекта. Дизайн интерьера, ведомость отделочных материалов.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2013

    Разработка архитектурно-дизайнерского решения интерьера кафе с комфортной объемно-планировочной структурой и выразительным композиционным решением. Характеристика и значение цветов в интерьере. Проектирование экологического оборудования и освещения.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2017