Профессия актриса. Профессия актриса Как стать актрисой в 11 лет

Если вы спросите опытных актеров, в чем секрет их успеха, каждый из них расскажет свою историю. Но в конечном счете, есть всего 2 способа стать актером: оказаться в нужное время в нужном месте или идти к профессии через обучение и многолетний труд.

Как стать актером без образования

Самый «правильный» путь к актерской карьере – театральное училище, вуз, бесчисленные курсы и мастер-классы. Но примеры актеров без образования только лишний раз подтверждают, что можно миновать многолетнюю подготовку.

Если вы чувствуете в себе или своем ребенке талант, который пока что не заметили режиссеры,

заставьте их обратить на себя внимание.

  • Начните ходить на кастинги ,
  • чаще появляться в богемных кругах,
  • приучите вести себя видеоблог ,
  • любыми способами проявляйте себя как творческую личность.

Как дети становятся актерами

Маленькие актеры без образования чувствуют себя достаточно раскованно и с готовностью показывают свой талант, когда это необходимо (и когда нет такой необходимости – тоже). Если вы чувствуете, что ваше юное дарование – будущий Андрей Миронов или Людмила Гурченко ,

постарайтесь направить его шалости в актерское русло.

  • Можно начать с кастингов для съемки в рекламных роликах или ситкомах .
  • Если вы живете в маленьком городе, устройте ребенка в школьный кружок самодеятельности.

Как стать актером фильма

Даже имея огромный талант, на кастингах вам может чего-то не хватать. Внешность сейчас котируется любая, а вот без четкой дикции и хорошо поставленного голоса не обойтись.

Для актера важно иметь хорошо развитую память, уметь анализировать и интерпретировать, быть эрудитом. Кроме того, необходима самодисциплина и знание норм этикета. И самое важное: актер должен быть настоящим бойцом – сколько часов репетиций и сколько десятков дублей вы готовы пережить, чтобы зритель увидел идеальную картину?

Утвердившись в желании стать актером, определитесь, чем именно вы хотите заниматься. Этот этап играет решающую роль для вашей карьеры, так как правильное направление задает тон вашей будущей подготовки.

Чтобы стать звездой экранов, нужно, чтобы фильмы выходили в широкий прокат.

  • Если вы живете на самой крайней точке Северного полюса, самое время перебраться в крупные города, в которых есть киностудии (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Владивосток, Нижний Новгород и др.).
  • Как только вы убедитесь, что в вашем городе есть киностудия, начинайте брать ее штурмом.
  • Попробуйте сняться в массовке: критерии подбора актеров достаточно низкие, и вы без труда получите роль. К тому же, это хороший старт для сбора портфолио. Не отказывайтесь даже от самых мелких ролей – они дают возможность вашему лицу «засветиться».

Как стать актером театра

Чтобы быть актером театра, вы должны научиться гиперболизировать все эмоции – целых 2 часа постановки и всего 10 участников представления, которые должны держать публику в тонусе без спецэффектов.

Игра в театре намного сложнее, ведь здесь нет возможности переиграть дубль или сменить ракурс – все «ляпы» тут же будут видны зрителю.

  • Поработайте над техникой с профессиональным педагогом по сценической речи и актерскому мастерству.
  • Запишитесь на самодеятельность.
  • Но будьте готовы к тому, что пройдет много лет, прежде чем вы получите большую роль.

Как стать актером дубляжа и озвучки

Актерам дубляжа и озвучки приходится ничуть не слаще, ведь они «дарят» свой голос другим людям или персонажам. Им не просто приходится вжиться в роль, но и передать своим голосовым аппаратом особенности речи актера на экране.

  • Чтобы подготовиться к такой работе, репетируйте дубляж диалогов.
  • Включите фильм и постарайтесь синхронизировать свою речь с движением рта персонажа или актера.
  • Записывайте свой голос на диктофон – так вы сможете отследить все ошибки и недочеты своей игры.

Как стать известным актером

Даже будучи талантливым и трудолюбивым человеком, не каждый может стать известным актером. Чтобы добиться популярности, нужно точно соответствовать потребностям современного общества внешностью, характером, интересами и ролями.

Актерская профессия концептуально выглядит одной из самых привлекательных в детском и подростковом возрасте. Каждой девушке хочется ощутить себя звездой сцены, которой аплодирует полный зал восторженных зрителей. Но мало кто отдает себе отчет в том, что актерское мастерство - это тяжелый изнуряющий труд.

Каков бы ни был талант и обаяние, без профессионального образования обойтись не удастся. Актеров готовят в театральных училищах, для поступления туда придется пройти строгий отборочный конкурс. Традиционно количество претендентов на одно место зашкаливает за несколько сотен.

Что потребуется, чтобы успешно пройти отборочные испытания?

  • Внешность здесь не играет роли. Требуется умение выражать эмоции и чувства вымышленных персонажей. Но выражать - не значит воображать. Требуется вести себя как другая личность, перенося свой жизненный опыт на изображаемого героя.
  • Преимущество в отборочном туре также получат те, кто обладает правильной дикцией. Начинать посещать курсы декламации и ораторского искусства можно уже с 10–11 лет. Не помешает музыкальная постановка голоса. Девочки могут заниматься музыкой и сольфеджио непрерывно, а вот подросткам придется учитывать, что в 12–14 лет голос обязательно «сломается», и все придется начинать сначала.
  • Профессиональным актерам часто приходится подвергаться тяжелым физическим нагрузкам. Нужно отметить пользу занятий любительским спортом с самого раннего возраста, а также необходимость занятий пластикой и хореографией. Работать с этим навыком нужно на протяжении всей жизни, а возраст 10–15 лет является оптимальным для активной работы.
  • Актеру необходимо развивать разнообразные волевые качества, чтобы не испытывать дискомфорта при работе с публикой. Чтобы закрепить эти качества, потребуются длительные тренировки. Проще всего это сделать, участвуя в самодеятельных или школьных театральных кружках.

Как стать актрисой? Стратегия и тактика

Несмотря на то, что в кино и на сцене мы часто видим детей и подростков 14, 13, 12 и даже 10 лет, нужно понимать, что в этом возрасте чудеса случаются редко. Эти подростки либо действительно уникальные самородки, либо дети родителей-актеров, которые с младенчества впитывали азы профессии. Завидовать им вряд ли продуктивно, лучше заниматься собственным развитием. Красивая внешность - этого слишком мало для выхода на сцену.

Резюмируем: получаем базовые навыки - вокал, спортивная подготовка, хореография. Приобретаем максимальное количество дополнительных навыков и знаний: актеру может потребоваться как умение плести макраме, так и навык езды на лошади без седла. Развиваемся и совершенствуемся, пока сверстники 12–14-летнего возраста играют в казаки-разбойники и отлынивают от занятий.

Сколько времени надо посвящать занятиям? Ответ достаточно жесток: чем больше, тем лучше. Если в 10 лет достаточно нескольких тренировок в неделю, то в 15 - их может быть по 2–3 ежедневно, то есть до 14 в неделю. Здесь все зависит от серьезности намерений и осознанности стремления. На этом пути побеждают только самые упорные. «Хочу стать актрисой?» - на этот вопрос придется отвечать максимально честно.

Как быть, если не получается достичь того, что другим дается легко и просто? 12–13 тысяч повторений неполучающегося способны сотворить чудо.

Немного о приятном: кастинги

Практически все киностудии периодически объявляют кастинги детей и подростков для съемки в массовке и эпизодических ролях. Это хороший шанс, чтобы заявить о своем намерении быть актрисой. Чтобы подать заявку на участие, строго требуется письменное разрешение родителей и их личное присутствие на отборочных просмотрах. Связано это с тем, что в 10, 11, 12, 13 или даже в 14–15 лет невозможно принять решение о своей дальнейшей судьбе: до совершеннолетия всю ответственность несут родители.

Для кастингов нужно заготовить несколько уникальных номеров. Это может быть декламация стихотворения, оригинальный танец или музыкальное выступление, фокусы или жонглирование, ролевые сценки. Нужно быть готовым к импровизации, поскольку отборочные задания могут быть самыми неожиданными.

Кастинги обычно собирают несколько сотен человек, а вот целевая роль достанется только одному из них. Стоит ли расстраиваться? Разумеется, нет! В 12–13 лет жизнь только начинается, а к текущим неудачам нужно относиться как к обучающему процессу.

Как стать актрисой самодеятельности? Актерские студии!

Учитывая вышеизложенные факторы - необходимость серьезных трудов и факт высоконасыщенной конкуренции - следует задуматься о получении более «прагматичной» профессии. Возможно, любовь к сцене получится реализовать на любительском уровне.

Театральные и частные актерские студии не только позволят освоить базовые навыки, но и дадут возможность регулярных выступлений. Проблема, как всегда, сводится к наличию свободного времени, желания осваивать новое и… финансовым возможностям родителей, поскольку в 14–15 лет заработки являются символическими.

Стоимость занятий в студиях при театрах часто является формальной. Однако этого нельзя сказать о частных школах. Обучающие занятия могут ежемесячно наносить суровый урон семейному бюджету. Репетиционные занятия обычно требуют только затрат на аренду помещения и реквизит.

Только искренняя любовь к сцене и готовность к самопожертвованию способны нивелировать эти проблемы и трудности. Делать любимое дело в свободное от работы или учебы время - что может быть лучше?! Справедливости ради скажем также, что и без соответствующего образования стать кумиром тысяч и миллионов вполне возможно - таких примеров мало, но они есть.

Роль личностных качеств в успехе актерской самореализации

Как мы выяснили, терпение и труд потребуются однозначно. Поговорим теперь о личностных качествах, которые будут содействовать успеху.

  • Большая перспектива кругозора и разнообразие интересов. Перевоплощаться придется как в священнослужителей, так и в бандитов.
  • Искренность, непосредственность и естественность. Чтобы «зацепить» зрителя, не требуется играть - нужно просто быть собой в художественном образе.
  • Самостоятельность и независимость, способность принимать решения и нести ответственность за их последствия. Это качество является принципиальным для самого ценного - способности импровизировать.
  • Терпеливость и выносливость. По сути, это даже не качества, а просто жизненная необходимость для актера. Для актрисы потребуется удвоенное количество подобной энергетики.

К сожалению, мы не властны изменить собственный психологический тип и особенности личности. Но некоторые «правильные» качества можно и нужно вырабатывать, оттачивать и тренировать. Этого достаточно, чтобы быть победителем.

Профессия или призвание? Работа или искусство?

Как стать актрисой или актером - более-менее разобрались. Осталось всего ничего - разобраться с базовым философским вопросом о смысле и сути происходящего. В 11–15 лет подростки вполне могут найти свой ответ.

Можно сделать актерскую работу хорошо, опираясь на полученные навыки, отточенные до автоматизма, но не получить признания зрителей. Можно создать уникальный образ, но вызвать критику и зависть со стороны коллег и режиссерского состава. Можно многое, но в каждый момент времени volem-nolem придется принимать некое героическое решение. Быть качественным ремесленником или своенравным творцом повседневности? Каждый формулирует персональный собственный ответ на этот непростой вопрос.

Карьера, успех и финансовая самообеспеченность или жизнь бродяги-художника и чудаковатого аскета? Подсказка: здесь нет того однозначно правильного ответа.

  • Относиться к собственной жизни нужно как к театральной постановке.
  • Аплодисменты и улюлюканье равнозначны по значению, а вектор неважен и может смениться со временем.
  • Того, кто добился цели, уважают. Того, кто ищет оправданий, жалеют.
  • Грань между цинизмом и романтизмом практически неуловима. И только актерам доступно видеть эту полярность в конкретный момент времени.
  • Не ждите симпатий и эмпатий - пробуйте вызвать эмоции окружающих.
  • Импровизация и здоровая экспериментальная страсть - на этом держится мир.
  • «Сделать» и «попробовать сделать» кардинально различаются. Но при любых условиях лучше пробовать, чем ничего не делать.
  • Нефактологическое и бездоказательное оценивающее суждение неправомерно.
  • Прислушиваться нужно к действиям и эмоциям, а не к словам.
  • Истинное актерское мастерство состоит в декламации отрывков из «Евгения Онегина» в тот момент, когда при движении по автомагистрали в вашу машину или мотоцикл в грозу разворачивается фура со встречки. А вы - смогли бы?
  • Чтобы делать свое дело, учитесь у того, кто добился успеха.

Сможете внести дополнения в этот далеко не исчерпывающий список?.. Ждем 15 замечаний!

Если вы решили пойти на курсы актерского мастерства и стать профессиональным актером, то перед началом такого обучения вам нужно обязательно познакомиться с теми качествами характера и задатками, которыми должен обладать каждый творческий человек, посвящающий свою жизнь кино или театру. Некоторые из них, хоть и играют ключевую составляющую карьерного успеха артиста, могут быть открыты и развиты в процессе изучения системы Станиславского . Но есть основные качества хорошего актера, которые обязательно должны присутствовать у начинающего в виде задатков, т. к. их либо трудно, либо невозможно развить.

Какими задатками должен обладать будущий актер до начала обучения


Этот список будет полезно изучить абитуриентам театральных ВУЗов и школ-студий при театрах, т. к. указанные в нем качества во многом определяют шансы пройти отбор. Несмотря на распространенное заблуждение, отборочная комиссия на вступительных экзаменах почти не смотрит на профессиональный навык абитуриента. В конце концов, абитуриент пришел не на кастинг, не устраиваться на работу, а учиться мастерству актера, и было бы странно, если бы он уже им обладал. А вот насколько перспективен абитуриент, какие имеет шансы стать востребованным артистом после обучения, комиссия постарается определить по его природным данным и задаткам.

В мировой театральной и кинематографической практике известно немало случаев, когда ничем не примечательный студент становился ярчайшей звездой своего времени. Поэтому не следует опускать руки, если вы не соответствуете каким-либо из приведенных ниже критериев.

Вот краткий список качеств, которыми необходимо обладать претенденту на актерское будущее:

#1

Внешние данные, фактура. Выразительная внешность – это данность от природы, которой актер должен обладать. Ни один гример или костюмер не сможет ничем ее заменить, равно как и испортить.

#2

Голосовые данные и речь без дефектов. Силу голоса и широту его диапазона можно развить на занятиях по вокалу и речи, но с тембром ничего поделать не удастся. Тембр голоса столь же уникален, как сетчатка глаза или отпечаток пальца. Если ваш голос по тембровым характеристикам можно определить как неприятный или противный, то в лучшем случае вас ждут специфические характерные роли.

#3

Чувство ритма. Это качество вполне можно развить, но лишь при условии, что оно имеется в виде минимального задатка. На 100% аритмичные люди – большая редкость, но они существуют. Таким людям дорога на сцену, к сожалению, закрыта.

#4

Музыкальный слух. Как и в случае с чувством ритма, есть очень маленький процент людей, не имеющих вообще никакого музыкального слуха и не способных его развивать.

#5

Удовлетворительная физическая форма и пластичность. Актеру не обязательно быть атлетом, но к физическим нагрузкам следует быть готовым. Обучение предполагает занятия по акробатике, хореографии и специфическим видам сценического движения (например, постановочные драки). Физическая выносливость и пластичность можно развить в процессе обучения, но легче будет тому студенту, который уже имеет первичную подготовку в этом направлении.

8 главных актерских качеств


Среди огромного множества желательных, но второстепенных характеристик существуют профессиональные качества актера, без которых еще никто не добивался успеха на большой сцене или экране, которыми обладали все великие ораторы без исключения. К счастью, подавляющее большинство этих качеств не являются такой неизменяемой природной данностью, как черты лица или тембр голоса: их можно развивать в процессе обучения и совершенствовать во время сценической практики всю жизнь.

Для актера критичными являются морально-волевые характеристики, такие как усердие, трудолюбие, стрессоустойчивость, умение добиваться своего, умение отстаивать свою точку зрения и другие.

Этот список следует изучить каждому, кто претендует на высокое звание актера театра и кино. Это необходимые данные, к которым следует стремиться в первую очередь, если у вас их нет.

  1. Первое наиболее важное качество профессионального актера – это его решительность во всем. Актеры такие люди, которые не могут в чем-либо сомневаться. Метание от одного решения к другому не сможет вас привести к конечному пункту, а точнее к славе и успеху. Рядом с этим качеством стоит и уверенность в себе. Их можно объединить в одно целое. Без уверенности в себе не существует и решительности.
  2. Вторым, не менее важным качеством профессионального актера является стремление к совершенству. Сфера театрального искусства и шоу-бизнеса связана с постоянной борьбой за славу и успех. Только человек, который стремится к совершенству, а поэтому постоянно развивается и обучается, способен постоянно быть в центре внимания, как говорится, на нужной «волне».
  3. Образное и абстрактное мышление – очень важные черты профессионального актера. Именно они являются главными помощниками артиста в создании наиболее яркого и индивидуального образа того или иного героя на сцене.
  4. Хорошая память. Всем актерам постоянно приходится держать в голове большой объем информации. Они учат много стихов и пьес наизусть. Кроме словесной памяти, актер должен обладать и памятью на движения и жесты. Артисты должны уметь пластично двигаться и танцевать.
  5. Каждый актер – это талантливый оратор. Вы должны преподнести свой монолог так, чтобы достучаться не только до разума зрителя, но и до его сердца, души. Актерская профессия – одна из самых социально-значимых. С помощью искусства можно напрямую воздействовать на воспитание будущего поколения. От того, насколько правильно и грамотно, а также красиво преподнесена речь актера, зависит достижение поставленной цели. Как оратор, артист должен свободно владеть мимикой и жестами.
  6. Профессиональный актер должен иметь способность изменять тембр своего голоса. Кроме этого, его речь не должна иметь физиологических дефектов.
  7. Физическая выносливость. Актерам часто приходится работать в ненормированном графике без сна и еды.
  8. Очень важно, чтобы актер имел эстетический вкус, чувство ритма и любовь ко всему прекрасному.

Все эти качества должны быть у каждого профессионального актера. Выявить ваше полное соответствие вышесказанному можно, записавшись на курсы «Основы театрального искусства»

Что отличает хорошего актёра от плохого? Есть такое известное выражение Т. Эдисона, ставшее крылатым: «Гений - это 1 % вдохновения и 99 % старания», и не менее известная его вариация: «Гений - это 1 % таланта и 99 % тяжелой работы». В соответствии с системой Станиславского , обучение также начинается с долгой и кропотливой работы над собой. Она состоит, во-первых, из развития профессиональных актёрских качеств, во-вторых, из тренировки умения использовать специальные приёмы сценической игры. Первый блок будет рассмотрен в этом уроке, второй - в следующем.

Определение качеств, которыми должен обладать актёр

Качества актера - это личностные характеристики человека, в комплексе обеспечивающие возможность успешно играть различные роли.

В отличие от конкретных умений, например, способности вовремя засмеяться или показать удивление, профессиональные качества объединяют в себе целый комплекс умений и способностей, из-за чего невозможно в одном занятии подробно рассмотреть каждое качество. Поэтому в данном уроке будут описаны общие черты того, какими качествами и навыками должен обладать хороший актёр. Кроме того, артисту сцены необходимо не только иметь определённый набор личностных и профессиональных характеристик, но и постоянно, ежедневно работать над собой, совершенствуя своё мастерство. Поэтому для каждого качества приведены рекомендации и упражнения по его тренировке и развитию. Рассмотрены они будут в соответствии со структурой, его последователями и учениками:

Первая группа «Качества любого хорошего актёра» - это те умения, которые необходимы любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни вне зависимости от того планирует ли он использовать их для игры в театре или съёмках в фильме, или же просто хочет выглядеть правдоподобно, объясняя своё часовое опоздание на работу. В отношении данных характеристик можно смело применять «необходимый минимум» - это то, что должен знать и уметь каждый.

Вторая группа «Профессиональные качества» необходима в большей степени профессионалам, тем, для кого актёрское мастерство - ремесло. Эти качества связаны с работой на сцене, взаимодействием с актёрами, зрителями и многими другими важными составляющими актёрской деятельности.

Качества любого хорошего актёра

Развитое внимание

Любой человек делает свою работу лучше, если его ничего не отвлекает, а только на предмете текущего занятия. Не исключение и актёры, для которых жизнь на сцене невозможна без способности к наблюдательности, умения переключать и фокусировать внимание в рамках сценической среды.

В связи с этим одной из основ внутренней техники актёра является - избирательная направленность восприятия во время представления. Многие наши читатели, знакомые с , возможно, заметят, что при определённом уровне подготовки умение концентрироваться становится произвольным. Это действительно так, но в случае с искусством актёрского перевоплощения всё обстоит значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в быту наше внимание движимо безусловными рефлексами, другими словами - инстинктивно. Во время разговора мы никогда не задумываемся над тем, как стоять или сидеть, как управлять голосом и т.д. Но для артиста это имеет значение, ведь он в настоящей сценической среде должен уделять внимание всем аспектам игры - речи, жестам, мимике, позе, суфлёру, и при смене событий менять и направленность своего восприятия.

Достичь успеха в плане развития этого качества актёру помогут следующие рекомендации:

  1. Не старайтесь держать во внимании слишком много деталей. Это приводит к так называемым актёрским зажимам: непроизвольным действиям на сцене, которые выдают вашу неуверенность. Помните, что для внимания любого человека работает правило « ».
  2. Внимание и краткосрочная память являются навыками, которыми можно целенаправленно управлять, используя, к примеру, игровые приёмы. Как это сделать, читайте в специальном уроке « » на нашем сайте.
  3. Внимание очень сильно зависит от текущего и физического состояния человека, например, насколько он выспался, не тревожат ли его сегодня личные проблемы. Старайтесь всегда выступать в хорошем расположении духа. С этой целью можно использовать йогу и .

Также К. С. Станиславский считал, что процесс совершенствования навыка должен быть постоянным: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки». Кроме того, для обучения сценическому вниманию создан комплекс специальных упражнений:

Упражнение 1. Возьмите незнакомую картину, посмотрите на неё внимательно в течение 5 секунд, а затем постарайтесь вспомнить все детали. В дальнейшем берите большие полотна со сложными рисунками.

Упражнение 2. Возьмите в каждую руку по карандашу и начинайте одновременно рисовать: правой - круг, левой - треугольник. Важно заканчивать обе фигуры в один момент. Также можно писать разные цифры или буквы.

Детальнее о сценическом внимании, этапах изучения этого актёрского навыка читайте в нашего блога. Больше полезных упражнений для его развития можно .

Ораторские способности

«Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене… голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску» , - писал К. С. Станиславский. Умение , произносить речи, которые давно стали риторики (а таких немало в драматургии) - важное качество не только для или университетских лекторов. Одну и ту же речь можно произнести так, что все уснут, или наоборот будут ловить каждое слово. Многое зависит от оратора, поэтому каждому начинающему актёру важно развивать свою сценическую речь .

Также следует уделять внимание и развитию своего голоса, его звучания. Для этого нужно выполнять комплекс упражнений на постановку дыхания, артикуляцию, тональность, дикцию. Вот некоторые из них:

Упражнение 1. Развитие дыхания. Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) - висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1.

Упражнение 2. Дикция. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами - расчленяйте действие на звуки, которые слышите.

Воображение и способность мыслить творчески

Чувство правды - это умение ощущать правдоподобность (реалистичность) совершаемого действия. Оно связано в первую очередь с пониманием принципов человеческих поступков, логики и стимулов действий играемого героя. Во-вторых, это - способность актёра различать естественные эмоции и поведение от неестественных, причём не только чужие, но и свои собственные. Мешают развитию чувства правды «физические зажимы» - состояния, которые притупляют реализм и естественность (желание выделиться, скованность, самоконтроль). Избавляться от них, К. С. Станиславский рекомендовал в 2 этапа:

  • Развитие правды простых физических действий. В жизни мы заливаем чай кипятком, размешиваем сахар, пьём, не задумываясь о природе этих действий, выполняя их автоматически. Простейшие физические действия понятны и близки каждому, поэтому стоит начинать именно с их тренировки в рамках сценической среды, постепенно двигаясь в сторону правдивости эмоций.
  • Развитие логики и последовательности. Физические действия инстинктивны, но в театре события вымышлены и происходят, к примеру, за пару столетий до нашего времени, в связи с чем бытовые инстинкты дают сбой. Поэтому актёры должны подчинять свои действия и последовательности, выполняя их как в жизни, ведь без этого чувство веры развить не удастся.

Как уже говорилось выше, не последнюю роль в деле обеспечения чувства правды играют воображение и фантазия - качества, которые позволяют актёру объяснять и оправдывать действия своего персонажа. Искренность роли, переживаний и эмоций достигается не только благодаря эмоциональному отклику, но и способности поверить в поступки героя, встать на его место, чтобы понять их природу. Без этого хорошей правдивой игры не бывает.

Эмоциональная память

Сценическая свобода

Говорят, что умелого фехтовальщика всегда можно определить по тому, как он движется: его жесты плавные, но достаточно умелые, в каждом шаге видится уверенность, как и в любом движении - холодный расчёт. Такое представление, возможно, немного романтизировано, но отображает общую суть - люди разных профессий перемещаются по-разному. Не исключение и актёры: позы, жесты, даже банальная ходьба которых должны отличаться свободой.

Под свободой понимается естественное поведение актёра на сцене, когда он не играет, а живёт. Она приобретается в процессе развития такой составляющей актёрской техники как . И в , и его последователями, в частности, движению отводилось место главного средства внешней техники актёра. При этом они утверждали, что каких-то особых методик обучения новичков искусству правильно двигаться нет: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».

В данном отношении актёру следует развивать такие качества как пластичность и контроль над мускульным напряжением. Пластика - красота движения, грация, выразительность артиста - внешний облик совершаемого движения. Контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения - не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно. Поскольку недостаток движения для современного человека стал явлением привычным, актёру нужно уделять должное внимание своему . Вот несколько упражнений:

Упражнение 1. Научитесь танцевать. В обучении театральному искусству танцы - классический предмет. Ничто не развивает пластику лучше, чем вальс или полька.

Упражнение 2. Кукла-марионетка. Представьте, что вы кукла-марионетка, которая после представления висит на крючке в гримёрной. Постарайтесь изобразить позу максимально приближённо к положению куклы. А теперь представьте, что вас «повесили» за шею, далее за руку, плечо, и даже ухо - тело фиксировано в одной точке, всё остальное - расслаблено. Выполнение этого упражнения несколько раз в день поможет развить пластику тела и освободиться от мышечных зажимов.

Упражнение 3. Стойте на одной ноге так долго, сколько сможете. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт.

Другие упражнения описаны в .

Качества профессионального актера

Обаяние и харизма

Задумайтесь, как много актёров вы знаете всего и сколько из них можете назвать харизматическими. Не так и много, правда? Харизма - это свой стиль, то, что позволяет выделяться среди других, особенность и даже исключительность. Харизма - это когда роль, которую «примеряли» на себя сотни актёров, ассоциируется лишь с одним именем. Спросите любителей «бондианы» кто сыграл Джеймса Бонда лучше всех и большинство вам ответит - Шон Коннери.

Сейчас ошибочно бытует мнение, что актёр обязательно должен быть красивым. На самом деле это не так: он обязательно должен быть обаятельным. Вспомните Адриано Челентано, который своей игрой, манерой, стилем, влюбил в себя целое поколение, при этом, не обладая незаурядными внешними данными. Красота имеет значение, но далеко не так часто, как харизма и обаяние, превращающие хорошего актёра в лучшего.

Коммуникабельность

Актёрство - это непрерывный процесс общения. Это внутренний диалог с целью понять роль, профессиональная коммуникация с коллегами и отточенный навык вербального и обращения к зрителю. Такова суть театрального искусства и ремесла актёра.

Развить коммуникативные навыки несложно, достаточно взять на вооружение три несложных закона общения:

  • быть открытым и дружелюбным, формировать установку на взаимопонимание;
  • улыбаться, проявлять истинный интерес к собеседнику;
  • уметь слушать.

Умение справляться со страхом

Фобия публичного выступления является одной из самых распространенных среди жителей США. Да и большинство из нас, наверное, испытывали чувство волнения, сталкиваясь с необходимостью выступать перед численной аудиторией (а иногда и перед парой человек). Актёрам ещё сложнее, ведь их выступление нельзя разбавить неформальными приёмами, к тому же, они связаны не только с произнесением речи. Поэтому хороший артист должен уметь перед зрителем и сценой. Это качество нужно развивать в себе, тренируя не только профессиональные навыки, но и уверенность, сосредоточенность, .

Психическая уравновешенность

Железные нервы нужны не только для преодоления страха перед сценой. Издержки профессии актёра таковы, что он постоянно находится в поле зрения режиссёра, публики, критиков, журналистов. Поэтому ему нужно уметь держать удар, адекватно воспринимать и реагировать на критику, поощрять конструктивность в ней, которая способствует развитию талантов и качеств, задаёт направление для совершенствования.

Трудолюбие и работоспособность

Съёмки и репетиции занимают очень много времени в жизни актёра и ему нужно быть готовым проводить значительно больше стандартного 8-часового рабочего дня на площадке, порой жертвуя отдыхом и личными интересами. Здесь не обойтись без терпеливости, выносливости и устойчивости в плане больших нагрузок.

Знание теорий, жанров и приёмов театрального искусства

Вряд ли вы бы доверили ремонтировать сантехнику человеку, который не понимает разницы между разводным и гаечным ключом. Аналогичная ситуация и с ремеслом актёра. Непосредственно на способность сыграть роль это влияет не критично, но стать профессионалом без багажа специальных знаний невозможно. И первый шаг для всех, кто хочет овладеть искусством перевоплощения - знакомство с видами и .

Музыкальные и хореографические навыки

Музыка развивает слух - учит слушать, улавливать темп и ритм, что необходимо для развития навыков сценической речи и не только. Не обойтись актёру и без хореографии, которая помогает развить пластику, добиться естественности, преодолеть скованность в движениях.

Вкус, эстетика, чувство гармонии

Драматург А. Н. Островский от своих актёров требовал развитого эстетического вкуса, без которого невозможно понять ни суть театра, ни природу персонажей. Без него, без чувства гармонии сам актёр не может понять красоту, максимально передать то, что требует образ и характер постановки. Эстетические способности угадываются в каждом аспекте техники - речи, движениях, эмоциональной наполненности игры.

Стремление совершенствоваться

Свои качества и навыки актёр должен развивать постоянно, прогрессировать от роли к роли, оставляя лучшее и избавляясь от ненужного. Дело здесь не только в конкурентной среде, где идёт постоянная борьба за главные роли и успех, но и в желании реализоваться, которое обязательно должно быть. Опыт обогащает эмоциональный багаж, а каждая роль - шаг выше в плане профессионального развития.

Честолюбие, стремление к успеху и славе, целеустремленность

Честолюбие - социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия направленные на достижение целей, самореализацию. По сути - это устойчивый положительный мотив, заставляющий человека двигаться к своей мечте. Без любви к занятию, без осознания его значимости для себя и других, без желания делать то, что делаешь хорошо и постоянно прогрессировать, любая работа превращается в мучение, даже такая интересная как актёр.

Другие качества

Здесь речь пойдёт не совсем о качествах, а, скорее, о направленности развития личности для того, чтобы стать хорошим актёром.

Ораторское мастерство. Выше мы указывали, что сценическая речь и риторика тесно взаимосвязаны. Занятия по технике речи являются обязательным предметом во всех без исключения театральных вузах. Поэтому, для составления более полной картины и получения необходимых знаний, рекомендуем пройти тренинг по на нашем сайте.

Логическое мышление. - это один из основных элементов внутреннего самочувствия артиста. Всё то, что в жизни совершается на основе бытовой логики инстинктивно, в театре - наигранно. Но актёр должен стремиться воссоздать логическую последовательность, не только в действиях, но и в мыслях, стремлениях своего героя. «Если все области человеческой природы артиста заработают логично, последовательно, с подлинной правдой и верой, то переживание окажется совершенным», - учил К. С. Станиславский.

Лидерство. актёр должен обладать по ряду причин. Во-первых, быть лидером значит брать и нести ответственность за свои поступки, быть инициативным, всегда искать возможности достичь большего. Во-вторых, лидерство немыслимо без умения налаживать эффективную коммуникацию и строить отношения с окружающими, что очень важно в плане командной работы. В-третьих, главные роли - это довольно часто образы незаурядных личностей, лидеров, и понять их, а, следовательно, и сыграть лучше, может тот, кто имеет развитые лидерские качества.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Каждая девушка, смотря какой-нибудь фильм с участием знаменитой актрисы, хоть раз в жизни представляла себя на ее месте. Быть актрисой – это возможность примерять на себя различные роли и за одну жизнь прожить десятки жизней персонажей из разных эпох.

Но большинство девушек так и не решаются воплотить свою мечту в реальность. Если же вы целеустремленный человек и не представляете свою жизнь без внимания окружающих, то вы созданы для профессии актрисы.

Со стороны может показаться, что стать актрисой очень легко. Но на самом деле, это очень трудоемкий процесс. Нужно ежедневно работать над собой и вкладывать в то, что вы делаете, всю свою энергию.

Плюсы и минусы профессии

Прежде чем посвятить свою жизнь миру искусства, вы должны взвесить все преимущества и недостатки профессии актрисы, так как может оказаться, что это совсем не то, что вам нужно.

Неоспоримыми плюсами этой профессии являются:

  • Слава. Люди начинают вас узнавать на улицах и в магазинах. В некоторых случаях это может помочь в решении различных проблем.
  • Богатство. Кому же не хочется иметь много денег и тратить их на все, что только вздумается? Знаменитые актрисы получают многомиллионные гонорары и могут позволить себе большие дома и шикарные автомобили.
  • Возможность реализовать свой талант.

Немало у этой профессии и минусов, к которым относятся:

  • Напряженный график работы. У актрисы не бывает 8-часового рабочего дня. Она должна всегда оставаться в форме. Чуть расслабишься, и о тебе уже все забыли. Нужно всегда работать над собой. Если актриса не занята в спектакле или съемках нового фильма, то она постоянно должна совершенствовать свой актерский талант, ну и, конечно же, свое тело. Актрисам театра приходиться месяцами пропадать на гастролях, а киноактрисы иногда вынуждены оставаться на площадке почти целый день, тратя на сон всего несколько часов.
  • Высокие эмоциональные и физические нагрузки. Людям, которые не связаны с миром кино или театра, может показаться, что актрисой быть легко. Но это очень изматывающая профессия. Нужно уметь эмоционально демонстрировать сухой текст, при этом полностью перевоплощаясь в персонажа. Далеко не каждый может это сделать. Кроме того, некоторые роли требуют от актрисы хорошей физической подготовки. Она должна выполнять различные трюки или подолгу находиться в экстремальных условиях, например, плавать в холодной воде, ползать в грязи или сниматься на морозе в легкой одежде.
  • Отсутствие личной жизни. Несмотря на многочисленных поклонников, актрисам часто не удается построить долгосрочные отношения с кем-либо. Во всем виноват напряженный график работы. Постоянные съемки или репетиции спектакля занимают у актрисы большую часть времени, так как для нее работа в кино или театре – это смысл ее жизни, и поэтому она всегда будет стоять на первом месте. Мало кто из возлюбленных будет с этим мириться. Если вы решили стать актрисой, то будьте готовы к тому, что вы не всегда сможете быть рядом со своими близкими.
  • Навязчивые поклонники и папарацци. У славы есть и обратная сторона – публичность. За каждым вашим шагом будут следить вездесущие папарацци, и стоит вам оступиться, как об этом сразу же узнает широкая общественность.
  • Большая конкуренция. Профессия актрисы очень популярна. Будьте готовы к многочисленным кастингам и отказам. Вся ваша жизнь станет одним сплошным конкурсом. Только знаменитым актрисам режиссеры сами предлагают роли, а новичкам приходиться самим искать проекты, в которых они могут принять участие. Но сначала им нужно обойти на кастинге десятки таких же девушек, желающих получить роль.

Что нужно для того, чтобы стать актрисой?

Если после всего вышеперечисленного, вы все же твердо решили стать актрисой, то смело приступайте к воплощению своей мечты в реальность. Что же для этого необходимо?

Помимо вашего желания, упорства и таланта, большую роль играет профессиональное образование. В истории, конечно же, были случаи, когда простые официантки становились всемирно известными актрисами, но это чаще всего происходило в западных странах. В наших же широтах образование является важным условием для начала профессиональной карьеры.

Прежде чем решиться на поступление в учебное заведение, попробуйте свои силы в школах актерского мастерства или школьных театральных кружках. Там вы сможете определиться с тем, подходит ли вам профессия актрисы или нет? К тому же это прекрасная возможность научиться выступать перед аудиторией и побороть свой страх публичных выступлений.

После этого вы можете попробовать поступить в любое театральное училище или ВУЗ. Лучше всего отправиться покорять Москву, так как именно там находятся такие знаменитые театральные учебные заведения, как МХАТ, ГИТИС, ВГИК, Щукинское театральное училище и Щепкинское театральное училище. Именно Москва является центром отечественного кинематографа.

Так что учеба в этих ВУЗах поможет вам стартовать, как актрисе. Вы сможете научиться актерскому мастерству у выдающихся преподавателей и актеров. Кроме того, вы получите массу навыков, которые вам обязательно пригодятся во время работы.

Подготовка к поступлению в театральный ВУЗ?

Конкурс в театральные ВУЗы очень большой. Обычно более 200 человек на одно место. Поэтому к поступлению нужно хорошенько подготовиться. Серьезно подойдите к выбору материала для вступительных экзаменов. Подготовьте басню, стихотворение и прозаический отрывок.

Много и упорно репетируйте перед зеркалом. Ваша речь должна быть четкой и громкой. Также подготовьте какой-нибудь танец или песню, так как комиссия может попросить вас исполнить что-нибудь в этом роде. Будьте готовы к неожиданностям.

Импровизируйте, если не знаете, что делать. Главное – не стойте, как истукан. Не лишним будет предварительно позаниматься хореографией и вокалом. Также обязательно прочтите хотя бы основные творения классической литературы для того, чтобы не выглядеть невеждой в глазах комиссии.

Кроме того, вам еще нужно подготовиться к коллоквиуму по истории театра и драматургии. Список необходимой для этого литературы вы сможете найти в буклетах для абитуриентов.

Попытайтесь поступить сразу в несколько ВУЗов. Это увеличит ваши шансы. Если с первого раза не получилось это сделать, попробуйте еще раз сдать вступительные экзамены в следующем учебном году. Но помните, что шансы на поступление снижаются с увеличением возраста. У 22-летней девушки практически нет никаких шансов стать абитуриенткой заветного ВУЗа.

Что же касается внешности? Это не главное. Красивое личико никак не поможет вам стать актрисой, если у вас нет харизмы и таланта. Поэтому не надо подгонять себя под стандарты красоты. Будьте индивидуальностью. В истории кино и театра немало случаев, когда актеры, которые, по мнению большинства людей, были далеки от привычных канонов красоты, добивались невероятного успеха благодаря своему таланту.

Если вам не удалось поступить в театральное училище, но желание стать актрисой не пропало, можно попробовать свои силы на телевидении. Даже съемки в рекламе могут помочь вам в осуществлении мечты. Бывали случаи, когда звезды рекламы становились актерами кино, не имея специального образования.

Если же вы успешно сдали вступительные экзамены, то это уже половина успеха. Теперь вы сможете познать все тонкости актерского мастерства. К тому же нередко студентов театральных ВУЗов после окончания учебы приглашают работать в театры, а режиссеры с большей охотой предлагают роли людям с профессиональным образованием.

Однако не рассчитывайте на то, что вам сразу же начнут поступать предложения от известных драматургов. Сначала вам придется походить на многочисленные кастинги, на которых вы еще ни один раз получите отказ. Но отчаиваться не стоит. Продолжайте идти к своей мечте на встречу.

Извлекайте уроки из неудач и совершенствуйтесь. Соглашайтесь даже на маленькие роли. Ваша задача – попасть на экран телевизора. Со временем вам начнут предлагать более серьезные роли и, возможно, когда-нибудь знаменитый режиссер заметит ваш талант и сделает вам предложение, о котором вы мечтали всю свою жизнь.