Профессия режиссер. Кто такой режиссер. Профессия режиссёр Что нужно знать режиссеру

В эпоху развития цифровых технологий, когда мы уже не можем представить себе жизнь без средств теле и радио коммуникаций, профессия режиссера остается одной из главных в среде медийной индустрии, хоть и зачастую остается за кадром.

Для того, чтобы стать режиссером обычной подготовки недостаточно, человек должен обладать невероятным умением воздействовать на людей, способствуя их моральному и духовному развитию, должен уметь находить подход к каждому, кто находится на съемочной площадке, не говоря уже о грузе ответственности, который лежит на плечах, так как в случае неудачи все камни летят именно в режиссера.

Профессия режиссер - плюсы и минусы

Среди плюсов профессии можно отметить возможность раскрытия своего творческого потенциала, на площадке режиссер имеет все полномочия показать картину именно своего видения.

Среди минусов главным является сложность в поиске работы.

Воспользовавшись базами вакансий в Интернете можно сделать вывод, что профессия востребована только в местах скопления теле- и радио компаний.

Для Российской Федерации - эти города: Москва, Санкт-Петербург, Казань.

В свое время мне выпал шанс пообщаться с одним из режиссеров телеканала "Звезда". В ходе разговора я узнал, что ради поиска работы ему пришлось бросить всё и уехать в Москву, но опять же, это не является преградой для тех людей, которые готовы посвятить всю душу любимому делу.

Обязанности режиссера

  • Начало любых съемок, безусловно, начинается с подбора сценария. Без хорошего сценария невозможно снять хорошую работу в принципе, поэтому такая с виду несложная работа, от которой на первоначальном этапе зависит успех проекта, ложится на плечи режиссера.
  • Работа с продюсерами. Продюсер, как мы знаем, занимается подбором актеров, созданием условий для съемок и прочих деталей, которые могут повлиять на реализацию задачи. Без успешно сложившегося тандема режиссера с продюсером об успехе работы говорить трудно.
  • Непосредственное руководство на съемочной площадке. В принципе, профессия режиссер многим знакома именно с роликов формата backstage, когда главный человек на площадке говорит в рупор, руководя происходящим процессом.
  • Работа режиссера сравни работе топ-менеджера крупной компании, нужно руководить всем процессом в целом, поэтому перечислить полный список обязанностей практически невозможно.

Профессия режиссер - зарплата

Оплата услуг режиссера целиком и полностью зависит от стажа и портфолио.

Здесь суммы могут начинаться от 20 000 рублей, заканчивая высокими процентами с кассовых сборов.

Дневать и ночевать на съемочной площадке, не спать ночей, обсуждая с оператором новую сцену, а в результате – снять своих «Прирожденных убийц», «Затрак у Тиффани» или «Дэдпул». Короче, ты хочешь стать режиссером – и это отличное желание. Чтобы узнать, что тебе для этого потребуется, мы обратились к тому, кто режиссеров нанимает – то есть к продюсеру. Павел Шумов, генеральный продюсер кинокомпании Studio8 и преподаватель Московской Школы Кино, написал для нас мануал по самым ценным режиссерским качествам.

1. Готовность брать ответственность

Это самое главное и самое редкое качество: многие мечтающие о профессии как таковой сходят с дистанции на этапе, когда в руки попадает проект, и на него нужно решиться. То есть, быть готовым отвечать за результат.

Нередко будущие режиссеры так долго ищут «идеальный сценарий», что в итоге упускают все возможности, так и не осуществляя мечту.

Кроме того, сам процесс съемки - это бесконечная череда принимаемых решений. Если вы не любите отвечать за свой выбор, скорее всего, в режиссуре вам делать нечего.

В российской модели коммерческого производства одна из основных бед - в том, что взаимосвязи между успехом проекта и востребованностью режиссера практически нет: если кто-то всю жизнь снимает убыточный трэш, он все равно считается состоявшимся режиссером, и на его следующие картины продолжают давать деньги. Получается, что ответственности у так называемого режиссера нет никакой: при таком подходе у него нет и не может быть мотивации снимать хоть сколько-нибудь качественный продукт – «все равно на мой следующий фильм найдут инвестора». Но пусть ваша планка будет выше.

2. Дотошность и внимание к деталям


empireonline.media

Необязательная, но очень полезная черта: когда вы представляете результат настолько ясно, что в своей голове уже «посмотрели фильм от начала до конца» – вы не можете соглашаться на то, что понизит планку качества. Вы должны тщательно готовиться к каждой съемке, добиваться своего от продакшн-команды и актеров – и тогда вы получаете если не шедевр, то хотя бы продукт, за который не стыдно.

Николь Кидман в своих интервью противопоставляет режиссуру актерскому мастерству: по ее мнению, режиссеры - фрики, которые в силу профессии должны контролировать каждую деталь. И в этом она права: если не вы, то кто?

3. Собственное видение/стиль

Режиссером – и даже достаточно хорошим – можно быть и без этого качества. Но каждый культовый или известный режиссер легко отличим благодаря наличию уникального угла зрения на историю. Даже пропустив начальные титры, вы ни за что не перепутаете фильм Тарантино и Гильермо дель Торо; вряд ли подумаете о картине Звягинцева, что это – работа Балабанова, и так далее.

В последнее время именно уникальный взгляд на мир позволяет молодым режиссерам «выстреливать» на переполненном рынке: Найшуллер, снявший по-режиссерски свежий клип для своей группы, был тут же нанят для съемки полнометражного фильма «Хардкор», основанного на приеме и идее клипа; американская группа Ok GO с первых музыкальных видео заявила о себе, в первую очередь, именно как авторы с необычным видением мира - и их каждую следующую песню, если говорить честно, ждут вовсе не из-за нового слова в музыке, а из-за потрясающих видео, которые они для своих песен снимают.

Чтобы гнать диалоги-«восьмерки», не нужно быть режиссером – настолько это техническая работа. Поэтому портфолио, состоящее из сериалов дневного эфира со сценами типа «Василий понял, что Татьяна ему изменяет», по большому счету, не стоит ничего.

Лучше снимите одну микробюджетную короткометражку, в которой вы выразите себя как режиссера на 100%, чем 10 серий «для телека» с плоскими ходульными персонажами.

4. Классическое образование

Хотя бы на уровне самоучки: читайте книги, изучайте теорию, смотрите мастер-классы великих. Сейчас так много бесплатных материалов для самообразования, что грех ими не пользоваться. Вам стоит знать основы драматургии и мизансценирования; уметь ставить актерам задачи так, чтобы они выдавали в кадре именно ту эмоцию, которая вам нужна. Вам точно поможет понимание монтажности снимаемых кадров и многое другое.

Само собой, можно сыграть в игру «я художник, я так вижу» - и снять полнометражный фильм целиком на крупных планах или с нарочито ужасающей игрой актеров – но, скорее всего, получится что-то невероятно скучное, и, как следствие, убыточное.

Самое веселое заключается в том, что даже если вы не знакомы с базовой программой, и думаете, что «вот сейчас создадите нечто уникальное» - скорее всего, вы просто, проект за проектом, на своих же ошибках будете осваивать все те же азы классического образования.

5. Насмотренность

badcoyotefunky.com

Смотрите как можно больше коммерчески успешных картин, культовых и просто побеждающих на фестивалях проектов. Они будут откладываться в вашей памяти, чтобы время от времени выполнять роль «изобретенного велосипеда», когда вы будете придумывать режиссерское решение для очередного сценария.

Каждый год по интернету гуляет немало видео, доказывающих идентичность сцен у разных режиссеров: например, в это году популярно «Иньяриту позаимствовал решения у Тарковского».

Но так и должно быть: многие цитируют работы великих мастеров, и вы можете смело воспроизводить сценки из Чаплина в вашем скетчкоме или приемы Кубрика в картине о космосе. Если помимо этих кадров вам было что сказать в своем кино – отлично; плохо, когда заимствование – это все, на что вы способны.

6. Чувство юмора



i.hdwp.ru

Любой процесс сопряжен с накладками и сложностями, и кинопроизводство не исключение, поэтому выжить без чувства юмора просто невозможно. Именно юмор зачастую помогает выбраться из конфликтных ситуаций или преодолеть усталость.

Плюс к этому, многие сцены лишь выигрывают от привнесения в них веселья: тот же «Крепкий орешек» был бы банальным и скучным фильмом без злых шуток Брюса Уиллиса. Понятно, что подавляющее большинство реплик прописывают сценаристы, но то, что режиссер в два счета может угробить любую сцену с участием даже оскароносного актера – увы, факт.

7. Коммуникабельность

Многие начинающие режиссеры думают, что именно они будут центром вселенной в производственном процессе. И здесь их ждет серьезное разочарование: режиссер - это наемный специалист, которого, при желании, продюсер может заменить. Хотя бы поэтому стоит уметь находить общий язык с командой. В период подготовки к съемке вам придется взаимодействовать с десятками, если не сотнями специалистов: от актеров до костюмеров, от художника-постановщика до гримеров. Сложно добиться от команды содействия, если вы замкнуты в себе или привыкли ни во что не ставить окружающих.

Это качество тем более важно, если вы режиссер и продюсер в одном лице – с вами, как минимум, должно быть приятно разговаривать. Вы должны уметь объяснить суть своего фильма и причины, по которым профинансировать нужно именно этот проект.

Конечно, в любой индустрии есть примеры добившихся успеха настоящих тиранов, но такие качества все же редко открывают все двери.

8. Техническая подкованность


img-s1.onedio.com

Вам стоит разбираться хотя бы в камерах и оптике, а в идеале – постоянно изучать все то «железо», что вас окружает на съемочной площадке и на этапе пост-продакшна: иногда технические новшества важны для фильма даже больше, чем сюжет (хороший пример – «Аватар»).

Важно понимать, какие сцены и как можно снимать без использования натуры или сложных в создании интерьеров. Учитывая, что без хромакея, моушн-кэпчера и прочих технологий не обходится уже практически ни один высокотехнологичный фильм – стоит понимать, как с ними работать.

9. Неиссякаемая энергия

Со стороны кажется, что съемка фильма – это «камера, мотор, начали», а потом постеры, премьера, вечеринки, признание и так далее. На деле съемочный процесс большую часть времени относительно скучен. Не все и не всегда получается сразу, а иногда и вовсе не получается. И если в начале смены все бодры и веселы, то (в зависимости от интенсивности и организации процессов) уже ко второй половине дня многие начинают «сдуваться».

Режиссер – движущая сила проекта. И если вы поникнете первым, все остальные мгновенно последуют вашему примеру (а этот процесс зачастую необратим).

Режиссеры-энерджайзеры, четко знающие, чего хотят добиться, способны настолько сильно заводить свои команды, что им удаются даже самые сложные съемки – и коллеги отрабатывают смены по 20 и более часов на одном дыхании. Заражайте людей оптимизмом и всегда имейте ответы на все вопросы команды: уныние и бессилие – ваши враги.

10. Талант

Ставлю его в самый конец списка, так как качество это хоть и крайне полезное, но нередко заменяемое трудолюбием и сочетанием описанных выше качеств.

Талант – медаль двусторонняя: с его помощью вы можете быстро пробиться, ярко сверкнув своей картиной в бесконечно длинном ряду серых работ; но он же часто является занозой, не позволяющей вам идти на компромиссы, что (особенно в начале пути) часто приводит к конфликтам и потере проектов.

Идеальный случай: вы талантливы + обеспечены (хотя бы на первый проект). Один из примеров такой ситуации - первый фильм режиссера Коди Блю Снайдера «All that remains» (доступен бесплатно на Youtube), который он снял на деньги, отложенные родителями на обучение в колледже. Сделав выбор в пользу инвестирования в дебют, парень рискнул будущим образованием – и не прогадал.

Но... см. пункт 1 – к сожалению, правда жизни заключается в том, что 99 из 100 молодых режиссеров, потратив все на первый фильм, успеха не достигают, и поэтому подавляющее большинство просто не решается взять на себя ответственность и остаются режиссерами лишь в своем воображении.

Талант без трудолюбия и всего описанного выше почти всегда – бесполезный груз. Поэтому если вам не кажется, что вы одарены с рождения – не отчаивайтесь: у вас все равно есть все шансы стать лучшим, пусть и приложив гораздо больше усилий.

Режиссер-постановщик (фр. régisseur , от лат. rego управляю) — руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Режиссер-постановщик отвечает за художественную составляющую произведения. Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.

Режиссёр-постановщик может специализироваться на постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.

Обычно режиссёра-постановщика называют просто режиссёром, т.к. и без уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.

Опишем некоторые варианты этой профессии.

В театре режиссёр руководит творческим коллективом, занятым в постановке: выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр. При этом он подчиняется творческому руководителю театра (если сам не является таковым), и они совместно выбирают пьесы для постановки.Организационные вопросы в процессе репетиций и во время представления ему помогает решать помощник режиссёра. Он взаимодействует с техническими службами, актёрами, следит, чтобы во время спектакля всё происходило без заминок.

Цирковое искусство радикально отличается от театрального. Так же, как отличается от театральной цирковая труппа: цирковые артисты работают династиями, годами отрабатывают свои номера. Они часто сопряжены с риском для жизни. Кроме того, труппа цирка - это не только люди, но и дрессированные животные. Цирк работает для развлечения публики, и главная задача циркового режиссёра - сделать каждый номер как можно ярче и зрелищнее. Всё это вносит свою специфику в работу циркового режиссёра. Однако принципы его работы схожи с работой театрального режиссёра. Он продумывает интригу представления, работает с артистами, художником-постановщиком, инженерами-конструкторами, бутафорами, осветителями, звукорежиссёром и др. участниками циркового шоу.

Кино - это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.). У кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.

Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи. Например, второй режиссёр (в западном кино - First Assistant Director) помогает режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария, формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для ассистентов по актёрам и пр., планирует съёмочный процесс. И следит, чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на своих местах и т.д. Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра. Режиссёр по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу) ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.

Главное организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д. Продюсер фильма отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки. И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии. Работа режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным сценаристом. Он может взять за основу готовое литературное произведение или совершенно свежий сюжет. Даже если кинорежиссёр ставит фильм на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается режиссёрский сценарий. Он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы, вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает эскизы, разработки, декорации и пр. Вместе с композитором и звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом монтажа и озвучания.

Некоторые режиссёры успешно совмещают работу в театре и кино. Например, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров стал известен еще в 1960-е годы как театральный режиссёр. Возглавив театр в 1973 г. (в то время - Московский театр им. Ленинского Комсомола), он очень быстро вывел его в разряд самых популярных в Москве. Каждый спектакль Захарова - событие театральной жизни столицы: «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Варвар и еретик», легендарный «Юнона и Авось» и множество других. В то же время, он автор замечательных фильмов, любимых миллионами: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».

Рабочее место

Режиссёр-постановщик может работать в кино, на телевидении, в театре, цирке и пр. - в зависимости от специализации. Хотя некоторые режиссёры с успехом реализуют себя в разных областях.

Оплата труда

Важные качества

Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества. И ещё одно важное качество - чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире.

Знания и навыки

Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.

Где учиться на Режиссера-постановщика

Драматический и музыкальный театр

  • Российский университет театрального искусства - ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
  • Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»

И др. вузы театрального искусства.

Цирк, шоу-программы

  • Российский университет театрального искусства - ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады». Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Режиссура шоу-программ».
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Кино и телевидение

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
  • Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.

РЕЖИССЁР

режиссёр в кино, постановщик фильмов, возглавляющий творческую и производств, работу по его созданию. Режиссёр определяет на основе сценария идейно-художественный замысел фильма и приводит его к целостному воплощению, руководя совместной работой актёров, оператора, художника, композитора и других участников постановки.

Важнейшим моментом начального этапа работы режиссёра над фильмом является выбор сценария или участие в его написании. Режиссерский замысел может полностью предопределять создание сценарного сюжета, поэтому некоторые крупнейшие режиссёры постоянно (например, Ч. Чаплин, А. П. Довженко, Р. Клер, И. Бергман) или в необходимых случаях выступают авторами сценариев своих картин. Многие мастера режиссерского искусства предпочитают сотрудничать преимущественно с одним сценаристом (В. И. Пудовкин с Н. А. Зархи, Ю. Я. Райзман и С. И. Юткевич с Е. И. Габриловичем, Дж. Форд с Д. Николсом, В. Де Сика с Ч. Дзаваттини). В тех случаях, когда режиссёр принимает к постановке готовый сценарий, он либо трактует его с точки зрения общей направленности своего творчества, своих возможностей и устремлений, либо использует как основу для работы над новой для себя тематикой и стилистикой.

После работы со сценаристом, включающей детальное выяснение замысла, необходимые поправки и доработку сцен, наступает период написания режиссерского сценария.

Несмотря на то что в процессе постановки могут возникнуть различные уточнения, а многое будет решаться методом импровизации, именно режиссерский сценарий в значит, степени предопределяет художественное качество фильма. Как правило, режиссёр создаёт этот сценарий при участии оператора и художника, поскольку они в значит, мере способствуют тому, чтобы было заранее предугадано и «увидено» конкретное воплощение сюжета на экране. Режиссерский сценарий называется также «монтажным», ибо в нём предуказываются монтажная структура всего фильма и монтажные разработки каждой сцены. В режиссерском сценарии намечаются также метраж эпизодов и всех отдельных кадров, характер освещения различных сцен, необходимые элементы обстановки, расположения съёмочной камеры и т. д.

Режиссерский сценарий — это своего рода партитура фильма. Выполняя в известной мере функции производств, и технического «проекта» фильма, он вместе с тем важен как выражение творческого замысла, предугадывающего тему и стиль, атмосферу и ритм, точное эмоциональное звучание и конкретный смысл будущего фильма.

Многие видные режиссёры по-разному определяют значение режиссерского сценария. Одни (Л. В. Кулешов и Клер) тяготеют к тому, чтобы фильм во всех его деталях был полностью и окончательно предугадан «на бумаге», другие (Ф. Феллини) допускают значительные изменения сценарных данных, возникающие в порядке импровизации на протяжении съёмок.

Значительное место и время в постановке фильма занимает подготовительный период. В это время происходит утверждение актёров на главные и второстепенные роли, определяются места натурных съёмок, разрабатываются эскизы декораций и костюмов, смета затрат на производство фильма и др. Сюда входят и предварительные репетиции с актёрами (практикуемые некоторыми режиссёрами).

Съёмочный процесс включает съёмки в павильонах и натурные, которые наиболее трудоёмки для режиссёра, так как связаны подчас со сложными экспедициями, зависят от климатических и погодных условий и т. п. Как правило, каждый кадр снимается с дублями (то есть более одного раза), а иногда и в разных вариантах — для того, чтобы режиссёр мог выбрать лучшие кадры, наиболее точно соответствующие исходному замыслу и задачам, поставленным перед актёрами.

До окончания съёмок начинается период монтажа: при просмотрах снятого материала режиссёр приходит к окончательному определению структуры фильма и всех её составных элементов. Вместе с монтажёром режиссёр находит точную длительность, последовательность и ритмическое соотношение различных кадров и эпизодов, в некоторых случаях приходя даже к новому решению композиции фильмах в целом. Период монтажа, полностью завершаемый по окончании съёмок, включает в себя тонировку (то есть озвучивание) фильма: звукозапись диалогов и шумов, по тем или иным причинам не записанных или плохо записанных в процессе съёмок, а также музыки, сочинённой для этого фильма композитором или выбранной режиссёром из тех или иных источников. Эта работа заканчивается на стадии перезаписи, когда весь необходимый состав звучаний сводится режиссёром и звукооператором воедино, в точном сочетании и соотнесении.

Постановка фильма завершается созданием так называемой эталонной копии, художественное и техническое качество которой удовлетворяет замыслу режиссёра, оператора, звукооператора.

Профессия режиссёра и объём режиссерской работы в развитом кинопроизводстве предполагают разделение функций между: 1) режиссёром-постановщиком, 2) так называемыми вторыми режиссёрами, которым постановщик может передавать руководство определёнными участками постановки (например, работу с актёрами) или съёмкой некоторых сцен, исходя из общего замысла, 3) ассистентами режиссёра, осуществляющими необходимую помощь постановщику в его различных творческих функциях. См. также .


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. . 1987 .

Синонимы :

Смотреть что такое "РЕЖИССЁР" в других словарях:

    режиссёр - режиссёр … Русское словесное ударение

    режиссёр - режиссёр, а … Русский орфографический словарь

    режиссёр - режиссёр … Словарь употребления буквы Ё

    режиссёр - режисс/ёр/ … Морфемно-орфографический словарь

    Режиссёр - за работой (Сесиль де Милль) Режиссёр (фр. régisseur, от лат. … Википедия

    режиссёр - режиссёр, режиссёры, режиссёра, режиссёров, режиссёру, режиссёрам, режиссёра, режиссёров, режиссёром, режиссёрами, режиссёре, режиссёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    РЕЖИССЁР - РЕЖИССЁР, режиссёра, муж. (франц. régisseur). Художественный руководитель театральной или кинематографической постановки, объединяющий всю работу по подготовке спектакля. Режиссёр спектакля. Я считаю, что для органического взращивания роли нужен… … Толковый словарь Ушакова

    РЕЖИССЁР - РЕЖИССЁР, а, муж. Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ. Р. постановщик. | прил. режиссёрский, ая, ое. Новое режиссёрское решение пьесы. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    режиссёр - а; м. [франц. régisseur от лат. rego управляю] Художественный руководитель спектакля, кинофильма, радиопередачи и т.п.; постановщик. Р. спектакля. Р. приходил на первую репетицию с готовым планом постановки. ◁ Режиссёрский, ая, ое. Р ое дарование … Энциклопедический словарь

    РЕЖИСС-Р - м. франц. управляющий актерами, игрой, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Средства массовой информации, развлечения в виде фильмов, шоу, пьес, театральных постановок и тому подобного прочно вошли в нашу жизнь. Теперь мы и представить себе не можем, как бы жили и развлекались, если бы не было телевизора и театра. А ведь все эти постановки и фильмы кто-то придумывает, разрабатывает сценарий, воплощает задуманное в игре актеров. Вот об этой профессии мы и поговорим в этой статье.

В любом кино, шоу и постановке фигурирует профессия "Режиссер". Под загадочным названием скрывается определенная должностная инструкция. Хотя человек, далекий от отрасли создания кино, понимает список действий режиссера достаточно смутно. А возможно, и не представляет его вовсе. Итак, что же это за профессия - режиссер?

По сути, режиссер - самое главное лицо на Именно от него зависит актерская игра, наличие и вид декораций, качество фильма, правильно подобранный актерский состав, состав сценаристов, озвучка, специальные эффекты и так далее. Профессия "Режиссер" подразумевает непрерывное общение со множеством людей и управление ими. Без него на площадке наступил бы хаос и полное непонимание между людьми.

Профессия "Режиссер": описание

Данная профессия является очень сложной, емкой, но и увлекательной. Режиссера можно сравнить с дирижером оркестра. Именно он руководит действиями всех специалистов, которые находятся на съемочной площадке. Его задача - добиться продуктивности во взаимодействиях людей, скоординировать последовательность и необходимость выполнения разных задач, донести до творческого состава, что и от кого именно требуется, а главное - в какой срок и в каком виде. Профессия "Режиссер" - самая важная в области кинематографа и театральных постановок. Именно благодаря этим людям нашему вниманию представлены действительно захватывающие и увлекательные шедевры мирового кино и постановок.

История профессии

История профессии "Режиссер" не так уж длительна, как можно было бы предположить. Появилась она только во второй половине девятнадцатого века. До этого такая должность отсутствовала. Казалось бы, как же тогда функционировали театры? В те времена постановкой спектаклей занимались либо сами авторы произведений, либо актерская труппа в совокупности. Необходимость в режиссерах появилась с увеличением количества театров, а также с появлением киноиндустрии.

Востребованность профессии

Профессия "Режиссер кино" является одной из самых престижных на настоящий момент. Пробиться к широким экранам, работать над фильмами, которые впоследствии увидят миллионы людей, - заветная мечта многих людей, связавших свою жизнь с режиссурой. Однако действительно достичь таких высот дано далеко не каждому. На данный момент режиссер может заниматься не только киномонтажом, но и сопровождать праздники и концерты разного масштаба, ставить спектакли в театрах, работать с группой аниматоров и так далее. Так что, можно сказать, что востребованность средняя. В большом кино ее почти нет, а в совсем скромных кругах ее достаточно, но не хватает желающих работать от раза к разу, да еще и за небольшое вознаграждение.

Человеческие качества

Для того чтобы пробиться на хорошее положение в этой профессии, следует обладать набором определенных человеческих качеств. Профессия "Режиссер киномонтажа и театра" исключительно творческая. У кандидата в режиссеры должно быть исключительное чувство прекрасного. Вывести игру актеров на совершенный уровень, прочувствовать временные составляющие постановки, увидеть, какие необходимы дополнительные и основные эффекты, освещение, последовательность действий и так далее. Режиссер должен видеть картину целиком и одновременно по частям, чтобы не упустить из виду ни одной важной детали. К тому же должны быть хорошо развиты коммуникативные качества. Все-таки придется постоянно работать с огромным количеством самых разных людей, объяснять им их задачи, находить к каждому подход.

Навыки и умения режиссера

Обучиться профессии режиссера можно в колледжах, академиях, университетах, институтах культуры и кинематографии. Хоть одно из в любом городе предоставляет возможность учиться этому ремеслу. Профессия "Режиссер театра и кино" требует отличного знания как зарубежных, так и национальных, как современных, так и исторических. Режиссер должен разбираться в жанрах, уметь правильно излагать свои мысли, как устно, так и письменно. Важно развитое ораторское искусство и грамотная речь. Ни один режиссер не сможет чего-то добиться в этом деле без лидерских данных. Воображение, широкий кругозор, личная артистичность, способность быстро принимать самые неожиданные решения - всем этим в обязательном порядке должен обладать режиссер. Особенности профессии требуют постоянного совершенствования этих данных.

Обязанности режиссера

Этот человек отвечает за подбор сценария, его чтение, корректирование. В его задачах состоит сотрудничество со сценаристами и продюсерами, поиск средств на экранизацию. режиссер" и "Режиссер кино" подразумевает непосредственное участие в постановке и организации экранизации или театрального представления. Эти люди отбирают подходящих претендентов на ту или иную роль, проводят с ними подготовительные работы, объясняют суть будущей роли, нюансы игры, назначают время съемок и репетиций. На заключительном этапе в обязанности режиссера входит проверка должного уровня на всех этапах работы. Ему необходимо убедиться в качественности звукового сопровождения, освещения, музыки, декораций, работы стилистов и так далее. Режиссер заключает в себе самого главного кооператора всех представителей на съемочной площадке. К тому же он - организатор, менеджер и управляющий в одном лице. В его задачи входит и раскрутка своего детища, реклама, продажа в кинотеатры или театры. Без его активного участия никто и никогда не услышит о новом шедевре.

Наиболее известные вузы

Практически все российские режиссеры являются выпускниками двух известных московских вузов. Это Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) и Эти два вуза выпустили немало творческих и талантливых личностей. Поступить туда достаточно сложно. И скорее всего, учиться придется на платной основе. Бюджетных мест предусмотрено всего 5-8. Но перспективы, которые дают своим студентам данные учебные заведения, стоят тех денег, которые предстоит отдать за обучение. Образование и известность места, в котором оно получено, является очень важным моментом в карьере публичного человека.

Плюсы и минусы работы режиссера

Работа режиссера достаточно трудоемка, требует полной отдачи от человека. Для того чтобы пробиться к более-менее завидному положению, придется очень много работать. Иногда даже сутки напролет. Искать возможности, находить и завязывать полезные знакомства, поддерживать связь одновременно со множеством нужных людей. К тому же придется вложить немало эмоций и собственных чувств в творческий процесс и процесс донесения своей точки зрения до окружающих людей. Работать придется много, долго, упорно и не всегда с хорошей оплатой труда. Возможно, для того чтобы получить хороший проект, придется пройти несколько конкурсов на бесплатной основе. Зато если уж задуманное будет воплощено, уважение, положение в обществе и материальная сторона вопроса не смогут не порадовать.

Зарплатные ожидания

Начинать карьеру можно с В зависимости от общей стоимости проекта, зарплата у ассистентов колеблется от двадцати тысяч до сорока. Режиссеры и продюсеры различных масштабных конференций и выставок, различных презентаций, рассчитанных на большое количество участников, могут получать оклад в размере от семидесяти до двухсот тысяч рублей за проект.

Оценить средние зарплаты по этой профессии достаточно сложно. Успешные режиссеры могут получать миллионы за свои кинофильмы, а рядовые представители отрасли, занимающиеся малобюджетными картинами и постановками, могут работать действительно за копейки. В театре режиссер может получать как процент от выручки за весь спектакль, так и четко фиксированный оклад. Оклад обычно в таких случаях составляет от тридцати пяти до пятидесяти тысяч рублей в месяц. Процентная ставка может быть выгодней, однако она не обещает стабильности.