Рассказ о писателе шварце. Некролог евгению шварцу. Личная жизнь Евгения Шварца

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шварца Евгения Львовича

Шварц Евгений Львович – русский писатель, драматург, сценарист.

Детство и юность

Евгений Шварц появился на свет в 1896 году 9 октября (по новому стилю – 21 октября). Место рождения – Казань, Российская Империя. Родители Евгения – Лев Борисович, врач, и Мария Федоровна (в девичестве Шелкова), акушерка, – были выходцами из зажиточных семей.

Лев Шварц, глава семейства, часто обвинялся в революционной деятельности. Из-за этого Шварцы постоянно переезжали с места на место. Семья меняла место жительства с завидной регулярностью, пока наконец Шварцы не обрели свой дом в Майкопе. Именно в Майкопе и прошли детство и юность Евгения.

Образование

В 1914 году Евгений поступил в Московский народный университет имени Шанявского на факультет юриспруденции. Чуть позже молодой человек перевелся на аналогичный факультет в Московский университет. Юридические науки неплохо давались пытливому уму, однако действительно большой страстью Евгения в те дни был театр.

Служба в армии

В 1916 году Шварца призвали в армию. Весной 1917 года он был рядовым в запасном батальоне в Царицине, откуда его, студента, всего лишь через пару месяцев перевели в военное училище в качестве юнкера. Чуть позднее Шварц получил звание прапорщика.

В 1918 году Евгений вступил в Добровольческую армию. В составе этого объединения Шварц участвовал в «Ледяном походе» (боевое движение армии по маршруту Ростов-на-Дону – Екатеринодар – Дон, февраль-апрель 1918). Во время штурма Екатеринодара Шварц был контужен. Его отправили в госпиталь, после чего демобилизовали. Воспоминания о контузии остались с Евгением Львовичем на всю жизнь – о тяжелом состоянии постоянно напоминал тремор рук.

Писательская деятельность

Демобилизовавшись, Шварц решил продолжить обучение и поступил в университет Ростова-на-Дону. Параллельно он работал в «Театральной мастерской» – его все еще привлекала сцена.

В 1921 году Евгений Львович в составе театральной труппы приехал в Петроград. Там Шварц играл в маленьких театрах, подрабатывал продавцом в книжном магазине, некоторое время служил секретарем Корнея Чуковского. Общественности Шварц был известен как интересный собеседник, восхитительный рассказчик и непредсказуемый импровизатор.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1923 году Евгений Шварц начал писать. Летом того года он уехал на Донбасс, где сотрудничал с газетой «Всероссийская кочегарка», выпуская для издания литературное приложение «Забой». В 1924 году на свет появилось первое произведение Шварца для детей – «Рассказ старой балалайки». Это детище Шварца было опубликовано в детском альманахе «Воробей» в 1924 году.

В 1925 году Евгений Львович начал постоянно сотрудничать со многими детскими журналами. В это же время «Рассказ старой балалайки» вышел отдельной книжкой – большой успех для начинающего писателя! Со временем начали появляться и другие его книги – «Лагерь», «Шарики» и т.д.

Когда началась Великая Отечественная война, Евгений Шварц наотрез отказывался эвакуироваться из Ленинграда. Писатель продолжал жить и творить в блокадном городе. Правда, в результате ему все равно пришлось уехать сначала в Киров, а затем в Душанбе. В это время Шварц писал об эвакуированных детях («Далекий край») и о доблестных защитниках Ленинграда («Одна ночь»). А чуть позже, когда страшные годы войны остались позади, Шварц написал свое знаменитое «Обыкновенное чудо».

Личная жизнь

Первой любовью Евгения Львовича была Гаянэ Халайджиева, актриса театра Ростова-на-Дону. Шварц был безумно влюблен в красавицу, однако та не спешила давать ему согласие на брак. Однажды Шварц на глазах своей избранницы прямо в одежде бросился в Дон, чтобы доказать искренность своих намерений. А дело было, между прочим, в холодном ноябре. Пораженная Гаянэ, никак не ожидавшая от ухажера такого сумасшедшего поступка, решила выйти за экстравагантного парня замуж. Вскоре после свадьбы в семье Евгения и Гаянэ родилась доченька Наташа.

В 1927 году в жизни Евгения случилась вторая любовь. Писатель познакомился с братом своего друга. У этого самого брата друга была жена Екатерина – удивительная, прекрасная женщина, в которую невозможно было не влюбиться. И Евгений влюбился. Поначалу их роман был тайной, однако со временем Евгений и Екатерина нашли в себе силы признаться во всем своим половинкам и сойтись по-настоящему. Евгений и Екатерина прожили душа в душу 30 лет – вплоть до самого последнего вздоха Шварца.

Смерть

15 января 1958 года Евгения Шварц, страдающий последние годы жизни от сердечной недостаточности, скончался. Тело писателя похоронили на Богословском кладбище.

Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнился своими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из-под его пера вышло более 20 пьес сказочных постановок для кукольного и драматического театров. Также по его сценариям сняли немало игровых фильмов и один мультипликационный фильм.

Рождение и детские годы Евгения Шварца

Евгений Шварц родился 9 октября 1896 года в городе Казань в семье православного еврея-врача Льва Шварца и Марии Шелковой, которая была акушеркой. Оба родителя происходили из зажиточных и интеллигентных семей. Вскоре после свадьбы Льва и Марии на свет появился их первенец Евгений.

Жизни в Казани маленький Женя не запомнил, в раннем детстве он с родителями переехал сначала в подмосковный Дмитров, а после – в город Армавир, затем – Ахтыри и окончательно в Майкоп. Там и прошла молодость будущего сказочника. Эти переезды можно смело считать своеобразными ссылками его отца, который часто обвинялся в революционной деятельности и подвергался гонениям.

Молодость Евгения Шварца

После окончания майкопского реального училища, в 1914 году Евгений решил поступить на юридический факультет Московского университета. Впрочем, диплом юриста Шварц не получил – уже через пару лет учебы он понял, что выбрал не тот путь. Его сызмальства манили театр и литература.


В 1917 году Евгений Шварц был призван в армию. После Октябрьского переворота он поступил в Добровольческую армию Л. Корнилова. Во время одного из штурмов прапорщик Шварц получил контузию, от которой страдал всю последующую жизнь – у него дрожали руки.


После травмы, Евгений был демобилизован. Он поступил в университет в Ростове-на-Дону и твердо решил связать свое будущее с творчеством. В это же время он начал работать в «Театральной мастерской». Критики весьма благосклонно отзывались об актерской игре молодого Евгения Шварца и пророчили ему блестящее будущее в театре. Однако, после двух лет актерства, Евгений оставил сцену.

Помимо работы на театральных подмостках, Шварц писал фельетоны и являлся литературным секретарем Корнея Чуковского, пробовал себя в роли журналиста в городе Донецк. Как фельетонист творил под псевдонимом Дед Сарай для газеты «Кочегарка» и журналов «Забой» и «Ленинград».

Евгений Шварц - «Обыкновенное чудо»: фильм по пьесе

В 1924 году началось сотрудничество Евгения Шварца с Самуилом Маршаком. В это время Шварц начал работать в Ленинграде в детской редакции Госиздата. Главной обязанностью его тогда была помощь новичкам. По свидетельствам дебютантов, Евгений обладал исключительным творческим чутьем и способностью дополнять чужие замыслы. Многим новичкам он помог определить свой литературный путь.

Творческий путь Евгения Шварца

В начале 20-х годов Евгений Шварц сотрудничал с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Наравне с членами общества Шварц писал рассказы и стихи для детей в журналы «Чиж» и «Еж».

В 1925 году издал первую собственную детскую книгу «Рассказы старой балалайки». Творить в это время Шварцу приходилось под постоянным надзором, ибо детская литература считалась ненужным и пустым явлением. Не смотря ни на что, первая книга Евгения Львовича имела успех.


Воодушевленный им, Шварц сел за написание дебютной сказочной пьесы «Ундервуд». В 1929 году состоялась премьера постановки в Ленинградском ТЮЗе. Там же ставили и последующие его произведения: «Остров 5-К», «Клад». В 1934 году Евгений Шварц стал членом Союза писателей СССР.

В 1940 году пьеса «Тень», которую Шварц написал по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена была изъята из репертуара театра сразу же после премьеры, поскольку цензоры усмотрели в ней политическую сатиру и скрытый подтекст.

В военные годы Евгений Шварц работал сначала в ленинградском Радиоцентре, продолжал писать пьесы. В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 42-43 годах Шварц работал сначала в кировском театре, а после в театре Душанбе. В 1944 году переехал с театром в Москву. Его пьесы вновь сняли с репертуара театра: при жизни Сталина его произведения не ставились в театрах.

Сказка Евгения Шварца «Золушка» на сцене Малого театра России

После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон-Кихот». Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц. В его фильмах снимались такие блистательные актеры, как Фаина Раневская , Янина Жеймо , Толубеев, Черкасов, Гарин и другие.


Первый сборник пьес Евгения Шварца увидел свет лишь после кончины Иосифа Сталина.

В 1956 году состоялось знаменательное для творца событие – премьера его эпохального произведения «Обыкновенное чудо», над которым автор работал более 10 лет. В этом же году он стал членом худсовета театра комедии Ленинграда.

Личная жизнь Евгения Шварца

Первой супругой Евгения стала Гаянэ Халайджиева. Она была актрисой театра в Ростове-на-Дону. Шварц долго добивался согласия на брак и добился благодаря своему экстравагантному поступку – в ноябре прыгнул в ледяной Дон на глазах у возлюбленной. Пара поженилась и в скором времени у них родилась дочь Наталья.


В 1927 году Евгений познакомился с братом своего друга на одном из литературных собраний. Тот был с женой Екатериной, которая с первого взгляда покорила сердце сказочника. Долгий тайный роман с Екатериной Ивановной мучил Евгения Шварца, который не хотел причинять боль близким. Однако, в конце концов пара освободилась от прежних браков и соединилась. С Екатериной Евгений прожил 30 лет, до последнего своего вздоха.

Смерть Евгения Шварца

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта в 61-летнем возрасте. Последние годы жизни он страдал от сердечной недостаточности. Писатель похоронен на Богословском кладбище.

Н а долю Евгения Шварца выпало много лишений - такая уж досталась этому талантливому человеку эпоха. Его произведения имеют удивительное свойство оставаться актуальными при любом политическом строе, но не каждый строй этому рад. При жизни драматурга его пьесы перелицовывались, запрещались, спектакли снимались перед премьерой… Полегче стало, когда пришла оттепель. А в предперестроечные годы сказки-притчи Шварца оказались особенно востребованными.

В 1917-м Евгению Шварцу был 21 год. К тому времени он уже успел поучиться на юридическом факультете Московского университета , послужить в царской армии (и даже получить звание прапорщика). В составе Добровольческой армии Шварц дошел до Екатеринодара, где в ходе штурма получил тяжелую контузию. Демобилизовавшись, снова поступил в университет - на сей раз ростовский. Там началась театральная деятельность будущего драматурга. Он играл в спектаклях «Театральной мастерской», с нею же перебрался в Петроград, где постепенно начал писать репортажи для газет, рассказы для детских журналов «Чиж» и «Ёж». Какое-то время Шварц работал секретарем у писателя Корнея Чуковского. Первая пьеса Шварца - «Ундервуд» - была поставлена в 1929 году в ленинградском ТЮЗе.

Главным театром в судьбе Евгения Шварца стал ленинградский Театр комедии, который возглавлял режиссер и художник Николай Акимов. В 1940 году здесь впервые поставили «Тень», написанную Шварцем по заказу Акимова. В годы войны труппа Театра комедии довольно долго оставалась в Ленинграде и играла спектакли. Шварц активно участвовал в жизни театра, хотя от голода еле держался на ногах. Когда же коллектив оказался в эвакуации в Душанбе, туда немедленно вызвали и Шварца. Драматург был зачислен в театр заведующим литературной частью, но порой даже исполнял обязанности художественного руководителя - когда Акимову нужно было уехать по делам в Москву. «Должность директора театра, которую ему фактически приходилось выполнять, была, пожалуй, самая неподходящая из всего, что ему случалось делать в жизни, - писал Акимов в своей книге «Не только о театре». - Доброта, деликатность и душевная нежность этого замечательного человека не мешали ему в своих произведениях энергично бороться со злом в больших масштабах, но сделать замечание отдельному человеку он был не в состоянии». В Душанбе Шварц написал пьесу «Дракон». Премьеру сыграли в 1944 году в Москве, куда Театр комедии приехал из эвакуации. Дело ограничилось одним спектаклем, так как бдительные чиновники, по словам Акимова, «увидели в пьесе то, чего в ней вовсе не было…» В следующий раз на сцене ленинградского Театра комедии «Дракон» был поставлен через 18 лет.

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978)

Кадр из фильма «Марья-искусница» (1959)

Кадр из фильма «Тень» (1971)

В год окончания Великой Отечественной войны Шварц написал сценарий киносказки «Золушка», и через пару лет по нему был снят фильм с Яниной Жеймо в главной роли, с Фаиной Раневской в роли вздорной мачехи и Эрастом Гариным в роли короля. В 1948-м на советские экраны вышла картина «Первоклассница» по сценарию Евгения Шварца. Это были годы, когда Театр комедии осиротел - Акимов был отстранен от руководства. Но справедливость восторжествовала, режиссер вернулся, и первое, что он поставил на сцене родного театра, - спектакль по новой пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». А сотрудничество драматурга с кинематографистами продолжалось. Для режиссера Григория Козинцева он написал сценарий по роману Сервантеса «Дон Кихот» - фильм вышел в 1957-м. Знаменитый режиссер-сказочник Александр Роу снял по сценарию Шварца картину «Марья-искусница» . В 1963-м выходит фильм Надежды Кошеверовой «Каин XVIII», в 1966-м - «Снежная королева» режиссера Геннадия Казанского, обе картины сделаны по сценариям Шварца, но, увы, уже тогда, когда его не было на свете.

Евгения Шварца не стало в 1958 году. А его пьесы шли в театрах, сценарии превращались в фильмы… «Много пьес пишется специально для взрослых, и, даже если взрослые не заполняют зрительного зала, дети не очень рвутся на свободные места. - писал Николай Акимов. - А вот у пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста». Со спектакля по пьесе Шварца «Голый король» началась слава молодого театра «Современник». Экранизации пьес Шварца «Обыкновенное чудо» и «Дракон» - важные этапы в творческой биографии режиссера Марка Захарова. В спектакле московского ТЮЗа «Два клена» по пьесе Шварца начинали Инна Чурикова и Лия Ахеджакова. Драматургия Шварца оказалась созвучна не только двадцатому веку, но и двадцать первому. В чем секрет? На этот вопрос ответил его соратник, режиссер Николай Акимов: «Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье. Наши взгляды на добро и зло».

В Казани в семье врача.

Его отец, выпускник Казанского университета, принимал участие в деятельности левых социал‑демократических организаций, подлежал гласному надзору полиции. Мать была актрисой‑любительницей, в юности играла в спектаклях драматического кружка известного театрального деятеля барона Николая Дризена. Детство Шварца прошло в Майкопе.

В 1913 году Евгений Шварц окончил Майкопское реальное училище.

В 1914‑1916 годах он учился на юридическом факультете Московского университета.

Играл в актерских коллективах Екатеринодара (ныне ‑ Краснодар). В 1917 году участвовал в создании театра "Театральная мастерская" (Ростов‑на Дону) под управлением Павла Вейсбрема.

С 1920 года Шварц был зачислен в политотдел Кавказского фронта артистом и театральным инструктором. Играл в Театре новой драмы "Пролеткульта".

В 1922 году переехал в Ленинград , работал продавцом в книжном магазине на Литейном проспекте, секретарем Корнея Чуковского. В этот же период он сблизился с группой "Серапионовы братья". Шварц выступал как актер‑импровизатор, конферансье, режиссер и автор совместно с Михаилом Зощенко и Львом Лунцем шуточных представлений в Доме искусств.

В 1923 году Шварц в печати как фельетонист и автор стихотворных сатирических обозрений в газете "Кочегарка" в городе Бахмут (ныне Артемовск).

В 1924 в журнале "Воробей" вышла написанная в стихах первая сказка Шварца "Рассказ старой балалайки". Сказка получила одобрение поэта Сергея Маршака, ее отметил Осип Мандельштам.

В 1925‑1931 годах Шварц был редактором детского отдела Госиздата.

В конце 1920 х годов Шварц обратился к драматургии. Большинство его пьес было поставлено в Ленинграде. В 1929 году он написал свою первую пьесу "Ундервуд", в 1933 году вышла его вторая пьеса — "Клад", в 1934 году в журнале "Звезда" была напечатана сатирическая пьеса "Похождения Гогенштауфена", рассказывающая о жизни одного из советских учреждений.

Шварц использовал сюжеты народных сказок и сказок Ганса Андерсена для создания собственного художественного мира и живых оригинальных характеров. В этой манере он написал пьесы "Голый король" (1934, опубликована 1960), "Красная шапочка" (1937), "Снежная королева" (1938), "Тень" (1940).

В годы Великой Отечественной войны (1941‑1945) писатель создал пьесу "Одна ночь" (1942) о защитниках блокадного Ленинграда, пьесу "Далекий край" (1942) об эвакуированных детях. В 1944 году он завершил ранее начатую пьесу‑памфлет "Дракон"? одно из самых глубоких и самобытных произведений советской драматической сатиры. Ее постановка была осуществлена режиссером Николаем Акимовым в 1962 году в Ленинградском театре комедии.

В послевоенные годы в драматургии Шварца усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека. В этой манере написаны пьесы "Обыкновенное чудо" (1956), "Повесть о молодых супругах" (1958).

Всего Шварц написал около 25 пьес.

С 1930‑х годов писатель сотрудничал с киностудией "Ленфильм".

По сценариям Шварца были созданы фильмы, отличающиеся тонким юмором, необычностью ситуаций, живостью характеров: "Доктор Айболит" (1939), "Золушка" (1947), "Марья‑искусница" (1960), "Каин XVIII" (1963, совместно с Николаем Эрдманом), "Снежная королева" (1967). Герои его сценариев — добрые и смелые люди, борющиеся за высокие благородные идеалы, побеждающие зло. С особой силой это проявилось в его последнем сценарии "Дон Кихот" по Мигелю Сервантесу. В 1957 году по нему был снят одноименный фильм режиссером Григорием Козинцевым. Среди других сценариев — "Разбудите Леночку" (1934, совместно с Николаем Алейниковым), "Первоклассница" (1948). По пьесам Шварца постановлены фильмы "Сказка о потерянном времени" (1964), "Обыкновенное чудо" (1965 и 1978 — телефильм), "Тень" (1972).

В конце 1950‑х годов писатель жил в поселке Комарово, работал над книгой мемуаров и дневниками, которые были опубликованы после его смерти в книге "Живу беспокойно" (1990).

С 1955 года по 1956 год Шварц вел дневниковые записи, ставшие основой его "Телефонной книжки" — уникальной формы мемуаров, изобретенной им самим. "Телефонная книжка" впервые полностью опубликована в 1997 году.

15 января 1958 года Евгений Шварц скончался в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

Писатель и драматург был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями "За оборону Ленинграда" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


В закладки

Прочитано

Любимое

Пользовательская

Пока бросил

Убрать

В процессе

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

День рождения : 09.10.1896

Дата смерти : 15.01.1958 (61 лет)

Знак зодиака : Обезьяна, Весы ♎

Евгений Шварц - русский советский писатель, драматург, сценарист, автор детских книг и культовых пьес "Голый король", "Снежная королева", "Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо". Участник «Ледяного похода» генерала Лавра Корнилова. Евгений Шварц родился в Казани, в семье Льва Борисовича Шварца (в крещении - Льва Васильевича, по крестному отцу, 1874-1940) и Марии Федоровны Шелковой (1875-1942). Отец после окончания курса Екатеринодарской гимназии поступил на медицинский факультет Казанского университета и окончил его со степенью врача-хирурга. Мать окончила акушерские курсы. Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: отец не раз обвинялся в революционной деятельности, в результате чего неоднократно подвергался арестам и ссылкам, ему запрещалось проживание в губернских городах. Крещёный в православие в возрасте 7 лет Евгений считал себя русским. В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет МГУ, но через два года, отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе. Весной 1917 был призван в армию, находился в запасном батальоне в Царицыне. В августе служил в Москве юнкером, 5 октября был произведён в прапорщики. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова, где при взятии Екатеринодара получил контузию, из-за чего всю жизнь страдал тремором рук. Был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской». Одновременно работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором. В 1921 приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны. С 1924 работал в Госиздате под руководством Самуила Яковлевича Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. С 1925 стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», писал книги для детей. В 1929 году Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца - «Ундервуд». Шварц сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. Во время Великой Отечественной войны Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде, позже был эвакуирован в Киров и в Душанбе, куда переехал Ленинградский театр Комедии. По возвращении жил в Ленинграде. Опубликованы его дневники, где описаны встречи с Шостаковичем, Ахматовой и другими выдающимися деятелями культуры.