Русская национальность доклад к уроку. Кто любит страну, тот и русский

Мало кто знает, что национальность как отличительная черта каждого россиянина, подлежащая обязательному упоминанию в общегражданских документах, стала значиться в паспортах только 85 лет назад и просуществовала в этом качестве всего 65 лет.

До 1932 года юридический статус русских как нации (впрочем, и представителей других национальностей тоже) был неопределенным – на Руси даже при записях о рождении национальность не имела значения, в церковных книгах писалось только вероисповедание младенца.

Ленин считал себя «великороссом»

История свидетельствует, что словоформа «национальность русский» применительно к конкретному этносу не стала в России общеупотребительной даже к началу ХХ века. Можно привести массу примеров, когда знаменитые русские деятели на самом деле были чужеземных кровей. Литератор Денис Фонвизин - прямой потомок немца von Wiesen, полководец Михаил Барклай-де-Толли - тоже из немцев, пращуры генерала Петра Багратиона - грузины. О предках художника Исаака Левитана даже говорить нечего – и так все ясно.

Еще со школы многие помнят фразу Маяковского, желавшего выучить русский только за то, что на этом языке разговаривал Ленин. Между тем сам Ильич себя к русским вовсе не причислял, и тому есть многочисленные документальные подтверждения. Кстати, именно В. И. Ленин впервые в России придумал ввести графу «национальность» в документах. В 1905 году в анкетах о принадлежности к той или иной нации сообщали члены РСДРП. Ленин в таких «самодоносах» писал, что он - «великоросс»: в то время, если надо было сделать акцент на национальность, русские именовали себя так «великороссы» (по словарю Брокгауза и Ефрона - «великорусы») – население «Великой России», называвшейся иностранцами «Московией», с XIII века постоянно расширявшей свои владения. И одну из первых своих работ по национальному вопросу Ленин назвал «О национальной гордости великороссов». Хотя, как сравнительно недавно выяснили биографы Ильича, собственно «великоросских» кровей в его родословной было с гулькин нос - 25%.

К слову, в Европе национальность как принадлежность к определенному этносу была общеупотребительным понятием уже в XIX веке. Правда, для иностранцев она была равнозначна гражданству: во Франции жили французы, в Германии - немцы и т. д. В подавляющем большинстве зарубежных стран эта тождественность сохранена и поныне.

От Сталина до Ельцина

Впервые национальность в качестве юридически оформленного статусного критерия гражданина страны в России (точнее, в СССР) была закреплена при Сталине в 1932 году. Тогда в паспортах появилась так называемая «пятая графа». Национальность с этого времени надолго стала фактором, от которого могла зависеть судьба ее обладателя. В годы репрессий немцев, финнов, поляков зачастую отправляли в лагеря только лишь за принадлежность к «подозрительной» нации. После войны разразилось знаменитое дело «безродных космополитов», когда под пресс «чисток» попали евреи. И все это происходило под тосты И. В. Сталина, которые он провозглашал за «великий русский народ» (которому, к слову, как нации в репрессиях доставалось не меньше других).

Конституция СССР русских как представителей «особой» национальности никак не выделяла, хотя они во все времена в государстве имели численное превосходство (их и сейчас в России 80%). Современная Конституция РФ предоставляет гражданину право самостоятельного выбора своей национальной принадлежности. В 1997 году первый президент России Борис Ельцин своим указом упразднил «пятый пункт», и национальность в нашей стране перестала быть субъектом права применительно к гражданскому документообороту. Но осталась в праве уголовном, где сегодня прописана ответственность за разжигание межнациональной розни (экстремизм).

Кто любит страну, тот и русский

До введения в России для национальности юридического статуса бытовало многозначное понятийное определение «русских». Это мог быть этнос, наиболее многочисленный народ страны. Царь Петр I предлагал считать русским всякого, кто любит Россию. Аналогичного мнения придерживался лидер белогвардейского движения Антон Деникин. Гений отечественной словесности А. С. Пушкин, хотя и шутил про свой «арапский профиль», за бесценный вклад в русскую культуру еще при жизни получил статус величайшего национального русского поэта. Как поэт в России больше чем поэт, так и русский в нашей стране – это понятие всегда более широкое, чем просто национальность и пятый пункт в пасКогда появилась национальность «русский»

© Русская Семерка russian7.ru

По национальности я русский, потому что мои родители русские. Моя семья состоит из 5-ти человек. Бабушка, мама, папа, я и брат. А раньше русские семьи были большие. Например, в семье у каждой из моих бабушек было 8 человек, из них пятеро детей.

Семьи

Мы живем в городе в благоустроенной квартире. А раньше в основном русское население жило в селах и деревнях в деревянных избах и занималось сельским хозяйством. Я знаю что бабушкины родственники жили в селе Аткино, Вадинского района Пензенской области. А родственники моего дедушки и сейчас живут в селе Кувака, Каменского района. Я там был и пробовал воду «Кувака», которая известна с давних времен.

Быт

В домах обязательно была русская печка, которую топили дровами, чтобы нагреть избу. На ней готовили еду и, ещё, на ней можно было спать. Воду носили из колодца в деревянных ведрах. При этом часто использовали коромысло. В избе были деревянные стол и лавочки. Ещё была прялка, на ней пряли нитки, а потом ткали (делали из ниток ткань) и шили одежду. Посуда была деревянная, глиняная или чугунная. И, обязательно, в доме был медный самовар, у которого за чаем собиралась вся большая семья. Я видел все эти предметы в краеведческом музее. Сидел на лавке у стола и даже примерял русский костюм.

Одежда Русская национальность Доклад к уроку

Русский народный мужской костюм состоит из широких штанов, длинной рубахи с косым воротником, которую носили навыпуск с поясом, головного убора – картуза — немного похожего на фуражку. На ноги раньше одевали лапти или сапоги. Женщины носили длинную рубашку, а поверх нее сарафан. На голову женщины раньше одевали кокошник или ходили без головного убора, а волосы у них всегда были длинные, и они заплетали их в косы.

Раньше в семье обязательно главным был мужчина, который работал и кормил всю семью, а женщины не работали, а занимались воспитанием детей и домашним хозяйством, и полностью зависели от мужчин. Поэтому мальчиков сразу воспитывали в строгости и с малых лет приучали к работе. А сейчас у нас в семье работают и мама и папа.

Еще в русских деревнях было принято по праздникам петь песни и частушки под гармошку, и играть в русские игры: салки, лапту, прятки, ручеек и др. Об этом я тоже узнал в краеведческом музее и даже играл в некоторые игры на празднике «Ночь в музее».

Мои любимые русские блюда: блины, щи, каша, а так же, окрошка. А мой папа очень любит пельмени и русский напиток квас.

Я горжусь тем, что у меня русская национальность Доклад к уроку

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:
1. ПРОБЛЕМА
2.КОММЕНТАРИИ
3.ПОЗИЦИЯ АВТОРА
4.АРГУМЕНТЫ (ДОКАЗАТЕЛЬСТВА) => 1)ОПОРА НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ,2)ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ.
___________________________________________
ВОТ ТЕКСТ.ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д"оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.
- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого.- Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
- Батюшки! - изумился тонкий.- Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
- Милый мой! - начал тонкий после лобызания.- Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
- Ну, как живешь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга.- Служишь где? Дослужился?
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
- Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
- Ну, полно! - поморщился толстый.- Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
- Помилуйте... Что вы-с...- захихикал тонкий, еще более съеживаясь.- Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

НАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ ПО РУССКОМУ!))) ВОТ ТЕКСТ. ЗАДАНИЕ ЕГЭ

Много лет назад, ещё до образования общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры. Вместе мы перечисляли, что мы теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены, делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: ижора ведь исчезает бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: " нет, мы будем заботиться только о русских памятников".- "Почему?" мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судьбу с судьбой России?"Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь. Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуры дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире!А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска, Петрозаводска, Вильнюса, Риги...Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами.Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.

Ребята нужна ваша помощь, срочно на завтра, буду очень блогадарен, момогите пожалуйста!!! Надо написать сочинения

рассуждения по этому тексту.

Литература немыслима вне языка. Говорить о писателе, о его произведениях и не сказать, как он владел словом, как использовал возможности языка, - всё равно что оценивать, скажем, певца только по репертуару, ничего не говоря о его голосе, о мастерстве исполнения. Если мы не отнесёмся со вниманием и пониманием к языку, то не только не почувствуем эстетических достоинств, но и не поймём глубоко и всесторонне содержание литературного произведения.

Литература – искусство изображения словом. Поэтому Гоголь, говоря о Пушкине как о национальном русском поэте, особо подчеркнул, что он более и далее всех раздвинул границы русскому языку и показал всё его пространство.

Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией, перед русским народом выделяли преобразование русского литературного языка.

С. Тургенев в речи по поводу открытия памятника Пушкину говорил: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением… Русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и Пушкин сам был великолепный русский художник. Именно: русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа.

Связь языка с национальным характером, с национальным самосознанием и его выражением в литературе была очевидной истиной для всех русских писателей.

И.А.Гончаров в одном из писем, рассуждая о том, что все нации должны внести в общую человеческую сокровищницу всё лучшее, что у них есть, заметил: «А для этого нужно русскому – быть русским, а связывает нас со своею нацией, больше всего язык».

В творчестве Пушкина русский язык воплотился столь полно и совершенно, что само представление о русском языке стало неотделимым от представления о языке произведений великого писателя.

А.Н.Толстой сказал: «Русский язык – это прежде всего Пушкин»..!

Светлана Фадеева

Проблема :

Беседуя с детьми о том на каком языке разговаривают они дома, какие традиции есть в их семьях многие затруднялись в ответах, а некоторые зная какой они национальности стеснялись рассказывать об этом.

Цель :

Формировать основы национального национальностей .

Задачи :

3. Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей .

Тип проекта : долгосрочный, творческий

Система мероприятий в рамках проекта :

Сбор информации – рассматривание семейных альбомов, рассматривание иллюстраций народных костюмов, работа с энциклопедией, посещение местного музея.

Результат : создание копилки познавательной информации.

Выбор темы для познавательного сообщения :

Участники : дети

Анкета для родителей «Наша семья и национальные традиции » .

Результат : Мотивация родителей на предстоящую деятельность.

Составление плана – сообщения.

Участники : дети и воспитатель.

Оформление папок : , приготовление блюд национальной кухни .

Участники : родители, воспитатель, дети

Защита проекта : «Традиции нашего народа»

Участники : родители, дети, воспитатель

Выполнение проекта :

О. О. Коммуникация

Беседа на тему : «Всегда у нас в почете был национальный костюм » , составление рассказов : «Национальность моей семьи » ,

Игра - упражнение : «Загадай мы отгадаем» , сравнение национальных костюмов .

О. О. Чтение художественной литературы

Татарские сказки : «Водяная» , «Волшебное кольцо» , «Гульчечек» .

Чувашские сказки : «Иван – батыр» , «Лиса и дятел» , «Лиса – плясунья» .

Русские народные сказки : «Василиса прекрасная» , «Золотой конь» ,

«Как мужик гусей делил» .

Мордовские : «Лиса и медведь» ,

«Сыре – варда» , «Чучело в перьях» .

Чтение стихотворений : «Российская семья» В. Степанов, «Лучшее богатство» О. Александрова, «Откуда ты родом»

О. О. Познание

Игра – упражнение : «Угадай слово» , Дидактическая игра : «Чей узор» , рассматривание элементов костюмов, рассматривание фотографий и семейных альбомов.

О. О. Художественное творчество

Аппликация : «хоровод дружбы» , «Кукла в национальном костюме » , «Мир национальных узоров » , «декоративная роспись рубашек»

О. О. Физическая культура

Чувашские игры : «Бои петухов» , «Воробьи и кошки» , «Иголка, нитка, узелок» .

Мордовские игры : «Лапта»

Татарские игры : «Угадай и догони» (читанме, бузме, «Скок – перескок» (Кутчем – кум)

Русские народные игры : «Рыбаки и рыбы» , «Змейка» , «Горелки» .

Работа с родителями

Анкета для родителей :«Наша семья и национальные традиции » , сбор информации для создания папок : ««Традиции, игры и кухня моего народа» .

Конспект презентации проекта

Цель :

Формировать основы национального самосознания и любви к Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей .

Задачи :

1. Познакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных народов.

2. Воспитывать патриотов, знающих и уважающих традиции своей семьи, края, Родины.

3. Воспитывать уважительное, дружелюбные чувства к людям разных национальностей .

Оборудование : альбомы «Традиции, игры и кухня национальностей » , национальная одежда , приготовленные национальные блюда родителями .

Ход презентации:

Ребята в какой стране мы с вами живем? Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами Россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Кто мне подскажет какие народности вы помните? Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – живут в средней полосе России. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

Сегодня мы с вами познакомимся с народами средней полосы России. Наши ребята познакомят нас с традициями, кухней и играми своего народа.

Рассказ о национальной культуре татарского народа.

Дамир Калимулин.

У татарского народа есть свои праздники : Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, очень красивый, добрый и мудрый праздник.

Ураза – байрам – праздник поста. Корбан - байрам праздник жертвоприношения. В праздники с поздравлениями обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Корбан – байрам – праздники жертвы старались угостить мясо как можно больше людей.

Вместе с мамой мы испекли нашем национальное блюдо «Чак - чак» . Для этого мы взяли 2 яйца, муку, растительное масло, мед, сахар, соль, орехи по вкусу. Замесили тесто из муки и яиц. От теста отрывали кусочки и обжаривали в масле. Обжаренные кусочки теста залили медом и сделали горку. Приятного аппетита!

А также я хочу предложить вам поиграть в татарскую игру : «Скок – перескок» .

Рассказ о чувашской культуре.

Дима Якупов.

В чувашских семьях к старикам – родителям и к отцу – матери относились с любовью и уважением. С особой любовью и почетом относились к матери. Древние чуваши считали, что самое страшное проклятие – материнское. Все проблемы в семье решают, советуясь друг с другом, обязательно прислушиваются к мнению стариков. Самым важным воспитанием чуваши считают трудовое, уже с 5-6 лет ребенок трудился – помогал своей семье.

Праздник Акатуй – весенний праздник, посвященный земледелию. Этот праздник продолжается несколько дней. Готовят съестные припасы, красят яйца, пекут каравай.

Вместе с мамой мы приготовили сырники. Для этого мы взяли творог, яйца, манную крупу, сахар, все тщательно перемешали. Сделали круглые формы, обваляли в муке и жарили с двух сторон до золотистого цвета. Мы еще добавили орехи. Очень вкусно!

Я предлагаю вам поиграть в чувашскую игру : «бои петухов»

Рассказ о мордовской культуре.

Миша Юдин

Мордва занимают 7 место по численности среди народов России. Мордва занимаются скотоводством, выращивают ячмень, просо, рожь, горох, лен. Жили мордва в деревянных домах. Внутри была печь, лавки.

Обряды мордвы крестины – варили пшенную кашу, считается символом плодородия. К свадьбе пекли главный пирог – из кислого ржаного теста или пшеничной муки.

Мы с мамой приготовили национальный напиток : «Чапамо – ловсо» (кислое молоко)

Для этого взяли молоко и поставили в духовку пока она не стала светло – кремового цвета, потом охладили и добавили простоквашу и поставили в теплое место.

Фотографии к презентации





Словари поясняют, что слово «национальность» обозначает принадлежность определенной группы людей к конкретному этносу. В конце девятнадцатого века ее определяли по языку, на котором говорил человек, и его вероисповеданию. Т.е. национальность «русский» указывали только для тех людей, которые говорили исключительно на русском языке.

Вскоре положение изменилось. В СССР человек обязан был выбрать национальность, совпадающую с национальностью одного из родителей. Так, по крайней мере, требовала Конституция того времени. Однако на деле случались и курьезные случаи.

Однажды девушка, отец которой был осетином, а мать - украинкой. Кстати, родители в это же время сдали паспорта на обмен. В этом же паспортном столе.

Как и положено, их национальности были зафиксированы в паспортах. Как и положено, девушка в заявлении написала «прошу присвоить национальность отца». Прошел положенный срок, и девушка получает паспорт, в котором написано, что она - русская. Гражданка в недоумении обращается к паспортистке, ответ которой ошеломил. Звучал он так:

А вам не все равно?

Девушке было все равно: в СССР все были равны. Но когда паспорта получили ее родители, шок стал еще сильнее. В графе «национальность» русский было указано у отца, русская - у матери. Так эта семья обрусела. Успокаивало их только одно: и мать, и отец девушки, их родственники в четвертом колене родились и росли в совершенно русском городе, в средней полосе. А осетинами и украинцами записывались по национальности родителей.

Сегодняшняя Конституция РФ прямо указывает, что человек вправе самостоятельно определять свою национальность, и никто не может препятствовать этому. Иногда возникают курьезные случаи. В одном из крупных городов в восьмидесятые годы сыграли русскую свадьбу между студентом из Камеруна и чернокожей девушкой из ЮАР. Сейчас их внук, очаровательный темнокожий, широконосый и пухлогубый Луис НДЖОГУ Мвай, которому сегодня около 30, во всех анкетах указывает: национальность - русский. Чтение его документов вызвало не одну улыбку у чиновников.

Но Луис, действительно, русский. За свои неполные 30 лет он раза четыре был в Африке, имеет прописку в одном очень крупном российском городе, прекрасно владеет русским и еще четырьмя языками, среди которых, увы, нет диалектов его родителей. А главное - душа у него русская: добрая, широкая, отзывчивая.

Понятие «русская национальность» стало значительно шире. Мы еще делимся по привычке на русских и украинцев, белорусов и казахов. Для Турции, Египта, Японии и многих других стран для любого представителя территории, на которой раньше был СССР, есть только одна национальность: русский.

В этом слове есть определенное величие, большая гордость, сопричастность к истории. Ведь русские - это балет, более сотни лет считающийся непревзойденным. Русские - это победа над и первый полет в космос.

Русский - гордое, сильное и великое слово. Нужно всегда помнить об этом. Нужно гордиться тем, что мы - русские.